Перейти на главную страницу
Б. Нужда в телесном состоянии
Б. Структура
1) Трихотомия
2) Дихотомия
3) Монизм
В. Происхождение
1) Предсуществование
2) Креационизм
3) Традуционизм
Г. Божий образ
1) Терминология
2) Нравственное образ-подобие
3) Естественное образ-подобие
4) Влияние грехопадения
5) Другие понимания
1) Добрачные отношения
2) Брачные отношения
3) Безбрачное состояние
4) Гомосексуальные отношения
Б. Семья
Г. Культура
Д. Общество
Введение
Изучение человечества является изучением вершины Божьего творения. Нет никакой другой твари, которую можно сравнить с Божьим творением человека. В древних библейских языках смысл «человек» выражается разными словами. По-еврейски встречаются термины (адам), (энош), (иш), (гэбор). По-гречески – (антропос).
Начинаем с начала – с начала человеческой жизни. Вопрос в том, когда именно человеческая жизнь начинается, и каким образом это влияет на наше понимание приемлемости аборта.
Одно из самых изумительных чудес природы – это рождение нового человека. Но в наше время многие уже не рожденные не видят света из-за распространенной практики аборта. Ключевым моментом для разрешения вопроса о приемлемости аборта является то, когда человеческая жизнь на самом деле начинается, при зачатии, или при рождении. Стоит исследовать данный вопрос. В этой статье защищается мнение, что человеческая жизнь начинается с зачатия. Этот тезис подтверждается и медицинскими, и библейскими данными. В этой статье будем сосредоточиваться на библейских данных, но коснемся и некоторых медицинских моментов.
С точки зрения медицинского подтверждения тезису, что жизнь начинается с зачатия, вкратце скажем следующее. Когда яйцеклетка из матери и сперматозоид из отца соединяются, производится зигота, которая по своему хромосомному строю отличается и от матери, и от отца. То есть, это совершенно новый человек. Тело матери даже это признает, производя антитела против зародыша. Также надо принимать во внимание, что очень рано в развитии зародыша он приобретает такие присущие человеку черты, как человеческий вид и биение сердца, признаки самостоятельной личности.1
С точки зрения библейского подтверждения тезису, что жизнь начинается с зачатия, можно взглянуть на следующие места Писания, находящиеся и в Ветхом, и в Новом Завете. В Пс. 138 читаем: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это». В этом отрывке замечаем наличие личных местоимений «мои», «меня», «моей». Приписывание личных местоимений зародышу, бывающему в матке матери, свидетельствует о личностном характере зародыша. Это уже полноценный человек. Если возражают, что здесь мы просто имеем дело с древним мировоззрением, выраженным Давидом, отвечаем, что согласно доктрине о богодухновенности Писания Пс. 138 – это не просто мнение Давида, а богодухновенное Божье слово.
Интересно прочитать Луки 1:36 в связи с исследуемым нами вопросом. Ангел говорил Марию: «Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей». Здесь примечательно, что Елисавета зачала сына. Значит, зародыш уже считается членом семьи. Если снова возражают, что данный стих просто отображает древнее мировоззрение, по которому он был написан, отвечаем, что сказал это не человек, а ангел Божий с неба. В Иер. 1:5 мы опять наблюдаем случай, когда относятся к зародышу личные местоимения. Читаем «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя». Здесь снова нельзя говорить, что мы имеем дело с выражением древнего мировоззрения, т.к. это -- пророческое слово от Бога.
Что касается Луки 1:41 и 44, написано, что при голосе приветствия Марии взыграл младенец радостно во чреве Елисавета. Здесь показано, что даже до рождения у человека есть духовная чувствительность. Это еще один признак наличия полноценного человека в матке матери. Также важно отметить, что в отличие от других случаев, рассмотренных нами, наш вывод не зиждется на словах ни человека, ни ангела, а на историческом событии. Поэтому, возразить, что здесь выражается всего лишь мнение человека, вполне невозможно. Также обратимся к случаю Павла, что Бог избрал его из утробы матери. Даже до физического рождения человек может иметь призвание от Господа.
Но в связи с библейскими данными касательно начала человеческой жизни необходимо рассмотреть Исх. 21:22-24. Там написано, что если при драке между людьми беременная женщина выкинет зародыша, но сама не страдает, то виновный платит штраф. А если женщина страдает, то наказание суровее. Кажется, что закон не защищает зародыша до такой степени, как он защищает женщину. Значит ли это, что по закону зародыш не считается полноценным человеком?
Для разрешения данного вопроса стоит нам смотреть на стих в оригинале, в частности на слово, переведенное «выкинет». Это на самом деле сочетание еврейских слов
(яцу еладейха). Фраза (яцу еладейха) дословно переводится «её дети выйдут». Интересно заметить, что во всех остальных случаях, когда это словосочетание имеется в тексте, дело касается рождения нормального, живого ребенка (Быт. 25:26; 38:28-30; Иова 3:11; 10:18; Иер. 1:5; 20:18). В дополнение к этому, есть в еврейском языке специальное слово, означающее выкидыш – это (шейхал)(Быт. 31:18; Исх. 23:26; Ос. 9:14; Иова 21:10). Поэтому, лучший перевод этого места следующий: «Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и ее дети выйдут», и т.д. Теперь обращаем внимание на слово «вред». Важно отметить, что не определятся того, кому был вред. Вполне возможно, что дело касается и женщины, и ребенка. Тогда, переводим по смыслу: «Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и ее дети выйдут, но не будет [другого] вреда (ни женщине, ни ребенку), то взять с [виновного] пеню». А дальше, «а если будет вред (либо женщине, либо ребенку), то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу». Согласно этому истолкованию, и то и другое пользуются статусом полноценного человека. Также надо учитывать, что данный отрывок касается акта, сделанного непреднамеренно. А аборт, как он совершается в сегодняшнем обществе, преднамерен. Следовательно, трудно использовать этот стих в пользу позиции, что аборт дозволен.
Последний момент в этой связи следующий. В отличие от всех других приведенных нами примеров, есть один случай, когда глагол (яца), т.е. «выходить», относится к выкидышу (Числ. 12:12). Но здесь ясно указано в контексте, что дело касается мертворожденного. Поэтому, этот стих не повлияет на наш вывод относительно истолкования Исх. 21:22-24.
Определив библейское учение о статусе ребенка до рождения, будет интересно это сравнить с мнениями людей в древности. С одной стороны в Коде Хаммураби предписано, что в случае случайного причинения вреда зародышу виновный платил штраф. А с другой стороны согласно закону средней Ассирии виновного можно было казнить, если ребенок умер. Еврейский философ 1-го века Филон Александрийский занимал более среднее положение. По Филону, если зародыш еще не «образован», т.е. не выглядит как человека, то виновного штрафуют. А если «образован», то его казнят.2 Любопытно узнать, что септуагинта соответствует учению Филона. Так написано, что если: «выйдут ее ребенка не образованного, то взять с [виновного] пеню… а если образованного, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу».
Полезно будет рассмотреть тему человечество с точки зрения его составных частей. Можно говорить о внешнем человеке, т.е. о человеческом теле, о внутреннем человеке и о человеке в общении, т.е. как люди относятся друг к другу в обществе. Начнем с рассмотрения внешнего человека.
Тело покрыто чудесным образом кожей, которая вместе с ее составными частями составляет покровную систему. Тело и его процессы регулируется с помощью эндокринной системой, управляющей органами тела. Избавляет тело от не нужных и потенциально вредных элементов выводная система. Способствует движению тела и грузоподъемной работе мышечно-скелетная система. В сердечно-сосудистой системе сердце постоянно и верно бьется, чтобы обеспечивать тело нужными для жизни веществами. Делает возможным человеку восприятие окружающего мира нервная система. Наконец, при помощи системы размножения размножается и продолжается человеческий род.
Для указания на человеческое тело следующие термины используются в Писании. По-еврейски встречается (басар), (мэод), (нефеш). По-гречески – (сома), (саркс), (исхус).3
Б. Нужда в телесном состоянии
Бог создал человека со следующими составными частями: дух, душа и тело. В нормальном, полноценном состоянии человек обладает всеми этими аспектами своего бытия. Соответственно, будем отстаивать позицию, что человек нуждается в телесном состоянии. Данная позиция противопоставляется тем взглядам, по которым оказывается телу презрение. В частности встречается долголетняя практика в некоторых христианских традициях «аскетизм», где люди, с целью достижения высшей степени духовности, оказывает себе в том, что нужно для тела. Также, бытует мнение, что воскресения мертвых не будет. Праведники будут жить вечно на небесах в бестелесном состоянии.
Презрение к телу восходит не к библейскому учению, а к учению греческой философии, в том числе к учению Платона. Платон учил, что тело – это тюрьма для души. Значит, чтобы достигать настоящей духовной жизни надо избавиться от тела. Оно мешает душе и препятствует духовному развитию. Платон провел параллель между греческим словом (сома), т.е. тело, и подобным по звучанию словом (сэма), т.е. гроб. Выходит, что тело ограничивает способность человеческой души.4
В отличие от учения Платона Библия утверждает, что все, что Бог создал, хорошо весьма (Быт. 1:31), в том числе человеческое тело. Подтверждает этот довод и Новый Завет. В 1Тим. 4:4 Павел написал: «Ибо всякое творение Божие хорошо», в том числе и человеческое тело. Также не совместимо с практикой аскетизма учение Павла в Кол. 2:23. Более дословный перевод звучит так: «Это (т.е. аскетизм) имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, но не приносит никакой пользы в борьбу против удовлетворения плоти».
Отвергнув практику аскетизма, нельзя при этом недооценивать практику поста, которую Библия ободряет. Пост отличается от аскетизма двояко. Во-первых, есть вопрос времени. Пост подсчитывается днями, а аскетизм продолжается всю жизнь. Во-вторых, есть вопрос цели. Цель аскетизма – это достигать духовности как образа жизни, а цель поста – это приближаться к Богу во время особенной нужды с целью усиления молитвы.
Следующими словами православный богослов Иларион дает мудрый совет по поводу отношения к телу: «Христианский идеал не в том, чтобы унизить плоть, а в том, чтобы очистить ее и освободить от последствий грехопадения, вернуть к первоначальной чистоте и сделать достойной уподобления Богу».5
Библия открывает, что для того, чтобы быть полноценным человеком человеку нужно находиться в телесном состоянии. Посмотрим на то, как это учение излагается в 2Кор. 5 гл. Там читаем: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом (), эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом () нерукотворенный, вечный». В этом стихе дважды встречается слово «дом», которое переводит греческое слово (ойкия). Повторение того же самого слова скорее всего указывает на то, что в обоих случаях имеется в виду та же самая вещь. Очевидно, что в начале стиха слово «дом» относится к человеческому телу. Выходит, что в последней части стиха слово «дом» также указывает на тело, а в этот раз на новое, прославленное, воскресшее тело.
Дальше читаем: «Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими». Здесь открывается значительный момент. Павел говорит о том, что умирающий человек желает сразу «облечься в небесное жилище», т.е. приобрести новое тело. Затем открывается причина этого: «чтобы нам и одетым не оказаться нагими». Получается, что бестелесное состояние приравнивается наготе. Жить без тела – это неполное, ненормальное для человека состояние.
Дальше Павел утверждает, что человеку неудобно и неприятно расстаться с телом. Поэтому, дается слово утешение, что Бог обещал нам будущее воскресение тела:
Но, тем не менее, приходится когда-нибудь разлучиться с телом, и для этого надо «благодушествовать», т.е. набраться смелости:
Подводя итоги, умирающий человек желает сразу облечься в новое тело, чтобы не оказаться в бестелесном состоянии. Но до дня воскресения это не доступно. Поэтому, ему или ей надо набраться сил и мужества, чтобы выйти из тела, и войти в неполное, ненормальное, бестелесное состояние.
Существует мнение, что для того, чтобы удовлетворить нужду человека в телесном состоянии, сразу после смерти Бог обеспечивает умершего временным телом. В поддержку этого учения ссылаются на случай появления Моисея и Илии при преображении Христа. Считается, что Моисей равно как, и Илия были в теле. Также думается, что «белая одежда», в которую мученики одеты (Откр. 6:11), символически представляет временное физическое тело.6 Данная позиция находится в учении немецкого богословия Шлейермахера.7
Но это учение пользуется малой библейской поддержкой. Ни один раз в Библии написано, что на небе пребывают не тела, а души (Откр. 6:9; 7:9; 20:4; Евр. 12:23). Также, ссылаемся на молитву Стефана, когда он попросил у Бога принять его дух. Кажется, что он не ожидал получения временного тела (Деян. 7:59). Наконец, внимательное чтение 2Кор. 5 гл. открывает, что после смерти верующий человек расстается со своим телом. Вот, почему ему надо благодушествовать, ожидая пришествия Христа и воскресения из мертвых.
С этим толкованием согласуется Эриксон, который пишет: «Писание показывает, что между смертью и воскресением есть промежуточное состояние... переходное (т.е. нематериальное или бестелесное) состояние – неполное и ненормальное».8 По этому поводу Иларион говорит: «Только совокупность души и тела является полноценной личностью-ипостасью: ни душа, не тело сами по себе таковой не являются».9
3. Внутренний человек
Даже замечательнее способностей и возможностей человеческого тела – это то, к чему способен внутренний аспект человека. С точки зрения нашего опыта мы уже в курсе дела относительно того, к чему способен наш внутренний человек. Мы умеем думать, выражать разные эмоции, принимать решения, искать Бога. Но для того, чтобы углубляться в познание нашего внутреннего человека, нам надо справляться с разными терминами, описывающими его, такими, как душа, сердце, воля, дух, ум, совесть. В греческом тексте Нового Завета встречаются еще два метафорических выражения внутреннего человека – это «почки» и «кишки».10
А. Термины
Рассмотрим значение слов, описывающих состава внутреннего человека с помощью словарей Лью-Нида и Свансон.11 Слово (нефэш) очень распространенно в Ветхом Завете. Часто оно указывает на живого существа целиком. Но оно носит и значения «сердце», «внутренний человек», или «суть жизни», в том числе мышление, чувствительность, воля, хотение». Еврейское слово (лэвав), которое обычно переводится словом «сердце», на самом деле имеет большой спектр значения. Входят в число значений этого слова «сердце», «ум», «душа», «дух». Одним словам это слово относится к сути человека, т.е. к источнику жизни внутреннего человека. Особо подчеркиваются мышление, чувство, воля и другие аспекты внутренней жизни. Плюс к этому (лэвав) также указывает на совесть.
Слово (руах) – это обычное еврейское слово «дух», но оно также может означать «ум» или «сердце». Подчеркивается здесь психологическая способность, которая способствует общению с Богом». Греческое слово (псухэ), которое обычно переводится словом «душа», может указывать на человека целиком с особым акцентом на жизнь или принцип жизни, т.е. на одушевленность. Говорится о (псухэ), что это -- «суть жизни по отношению к мышлению, воле, и чувствительности».12 Слово (нус) большей частью относится к умственной способности человека, и обычно переводится словом «ум». О нем говорится, что -- это «психологическая способность понимать, рассудить, думать, решать, т.е. ум».13
Слово (кардия) обычно переводится «сердце». Сердце, по библейскому пониманию, -- это центр для побуждения и мотивации человека. О (кардия) говорится, что – это «источник или “возбудитель” психологической жизни человека в ее различных аспектах. Особо делается ударение на мышление».14 Подобно слову (нус), греческий термин (фрэн) обращает наше внимание на умственную способность человека. Соответственно, мы читаем о нем, что это «психологическая способность обдумывать, планировать».15 Нам хорошо знакомо слово (пнэума), т.е. греческое слово, обозначающее «дух». Подобно его еврейскому эквиваленту (руах), это слово делает особенный акцент на духовную сторону жизни. О нем говорится, что (пнэума) описывает «нематериальный психологический аспект человека, который особо чувствителен и отзывчив Богу».16
Слово, у которого нет точного эквивалента в русском языке – это (сплагхнон). В буквальном смысле это слово относится к «кишкам», но метафорически оно указывает на «желание, намерение или чувство». Еврейское слово (кэла) в буквальном плане относится к почкам, а метафорически тоже указывает на психологическую сторону человека. В Иер. 12:2 оно переводится словом «сердце». Греческое слово для почек – это (нефрос), которое тоже имеет метафорическое значение. В Откр. 2:23 оно переведено словом «внутренность».17
Слово (тэлэма) относится к той части человека, которая определяет желания, намерения и решения человека. Оно обычно переводится словом «воля». Русское слово «совесть» переводит греческое слово (сунэйдэйсис). В Рим. 2:12-16 Павел говорит о ней как о «законе, написанном в сердце». Греки употребляли слово (сунэйдэйсис) сначала в смысле «самосознания» или «осознания о себе». Дальше определение слова включало в себя «размышление над своей жизнью». В конце концов, греческий философ Сенека дальше расширил значение слова, пока оно не приобрело знакомое нам значение «оценка правильности поступков и будущих выборов». Интересно заметить, что в Ветхом Завете слово «советь» отсутствует. Концепция «совесть» в основном выражается словом «сердце». Но в первом веке н.э. еврейский философ Филон Александрийский соединил ветхозаветный смысл «совесть» с греческим словом (сунэйдэйсис).
Б. Структура
Хотя до сих пор мы говорили в общем смысле о внешнем и внутреннем аспектах человека, на самом деле есть три взгляда на структуру человеческого состава. Согласно монизму человек состоит всего лишь из одного элемента, т.е. тела. Помимо тела нет в человеке другого составляющего. Дихотомия утверждает, что человек состоит из двух частей – тела и души. Согласно этой теории дух и душа синонимы. А третья теория, трихотомия, заключается в том, что человек состоит из трех частей – тела, души и духа.
1) Трихотомия
Подробнее определим теорию трихотомия. Как было сказано, человек стоит из трех элементов – тела, души и духа. Дух выполняет функцию общения с Богом. Некоторые, но вовсе не все, приверженцы трихотомии утверждают, что при возрождении дух верующего становится совершенным. Дух же неверующего либо не существует до возрождения, либо находится в смертном состоянии. Что касается истории этого движения, придерживались его некоторые ранние Отцы церкви, в том числе Климент Александрийский, Ориген, Григорий Нисский. Трихотомия все еще остается позицией православной церкви. А с XIX века она набирает силу и у протестантов.18
Для констатирования трихотомии следующие места являются ключевыми: 1Фесc. 5:23; Евр. 4:12; 1Кор. 2:14-15; 1Кор. 14:14; 1Кор. 15:44. Выдвигается и следующий логический довод. Считается, что у растения есть только одно составляющее, т.е. тело, у животных два: тело и душа, а у человека три – тело, душа и дух.
Но в теории трихотомии отмечаются следующие несовместимости. Во-первых, помимо терминов дух, душа и тело в Библии используются и другие термины для обозначения внутреннего человека, такие, как сердце, ум, совесть, воля. Приверженцам трихотомии приходится как-то вместить и эти термины в их систему. Подобно этому, в Мк. 12:30 Иисус упомянул о четырех элементах в человеке: сердце, душа, разумение, крепость. Также представляет теории трихотомии проблему то, что в Библии наблюдается взаимозаменяемость между терминами духом и душей, что более соответствует теории дихотомии.
2) Дихотомия
Переходим к определению и обсуждению теории дихотомии. Как уже было сказано согласно дихотомии человек состоит из двух частей – тела и души. Дух же служит синонимом слову «душа». Дихотомия представляет собой ведущую теорию с IV века у католиков и протестантов. В поддержку дихотомии обратимся к библейскому описанию человека. Замечается много случаев, когда человек описан терминами «дух и тело». Служат нам примерами этого явления следующие места Писания:19
Помимо описания человека как «дух и тело», некоторые стихи говорят о нем как о душе и теле. Приведем некоторые примеры.
Такие примеры создает впечатление, что человек состоит всего лишь из двух частей, и что дух и душа – это синонимы.
Второй момент в поддержку дихотомии следующий. Когда описывается бестелесное состояние человека, употребляется либо слово «дух» (Евр. 12:23; 1Пет. 3:19; Лк. 23:46; Екк. 12:7; Ин. 19:3; Деян. 7:59), либо слово «душа» (Откр. 6:9; 20:4; Быт. 35:18; 3Цар. 17:21; Лк. 12:20).20 Не встречаются случаи, когда бестелесное состояние человека описывается обоями словами, т.е. «дух» и «душа».
В-третьих, в Библии наблюдается взаимозаменяемость в употреблении слов «дух» и «душа». Следующие стихи служат примерами этого явления:
Также в пользу дихотомии то, что Бог вдунул человеку «дыхание жизни» (Быт. 2:7), т.е. есть у человека только один внутренний элемент. Но могут возразить на данный довод, что слово «жизни» здесь стоит в мн. ч. Может ли это указывать на два элемента в дыхании жизни, т.е. «дух» и «душа»? В ответ надо учитывать, что в еврейском языке слово «жизнь», т.е. (хаим), никогда не стоит в ед. ч., а всегда в мн.ч.21
Также интересно заметить, что бывают случаи, когда черты, обычно свойственные душе, приписываются духу, и наоборот. Например, в отношении греха мы ожидаем употребления слова «душа», но по 2Кор. 7:1 надо очистить от всякой скверны не душу, а дух. Далее, обычно считается, что выражение эмоции является одной из функций души. Но в Ин. 13:21 и Пр. 17:22 эмоции связаны с духом. Наконец, ожидается, что человек устремляется к Богу своим духом. Но есть немало библейских примеров, где человек ищет Бога не духом, а душой (Пс. 24:1; 41:2-3; 61:2; 102:1; 145:1; Лк. 1:46). Все это может указывать на взаимозаменяемость души и духа в библейском описании человека.
Для объяснения употребления разных терминов для описания внутреннего человека можно обратиться к следующей схеме. Слово «душа» относится ко всему внутреннему человеку во всех его отношениях. Слово «сердце» относится к той части внутреннего человека, из которой человек получает побуждение в действие. Греческие термины «почки» и «кишки» описывают функцию внутреннего человека в выражении сострадания. Воля – это та функция внутреннего человека, по которой он принимает решения. Слово «дух» описывает внутреннего человека с точки зрения его способности общаться с Богом. Еще одна функция внутреннего человека – это ум, с помощью которого человек совершает все умственные задачи. А слово «совесть» описывает внутреннего человека в том отношении, как он оценивает свое поведение.
Миллард Эриксон предлагает следующий вариант теории дихотомии, который называется «условным единством». Хотя Эриксон признает наличие в человеке два элемента, тело и душа, он также подчеркивает как тесную взаимосвязь между этими двумя составляющими человека, так и единство личности человека. Эриксон описывает свой подход так: «Человек в нормальном состоянии – материализованное единое существо».22 Также подчеркивает единство личности человека Иларион: «Только совокупность души и тела является полноценной личностью-ипостасью: ни душа, ни тело сами по себе таковой не являются».23
Вопрос человеческой свободы обычно рассматривается в двух видах: совместимая свобода, и несовместимая свобода. Согласно теории совместимой свободы выборы человека всегда определяются его желаниями и мотивами. Человек всегда принимает то решение, к которому его побуждает его самые сильные желания. Даже если разные желания у него конфликтуют, самое сильное желание всегда побеждает и определяет выбор человека. Но желания и мотивы в свою очередь определены характером человека. Желания и мотивы у человека возникают изнутри, из сердца, и определяются тем, кто этот человек по характеру.
Последний шаг в этой цепочки причинности следующий. Характер человека определяется каким-то внешним влиянием, например воспитанием от родителей, влияние обстоятельств и культуры, и в конечном итоге, вмешательством Бога, который способен устраивать все условия рождения и воспитания человека таким образом, чтобы у человека получился именно тот характер, который Бог намеревался, чтобы он имел. Итак, если поведение зависит от побуждения, побуждение от характера, и характер, в конечном итоге, от Бога, то человек на самом деле не свободен. Он обладает лишь совместимой свободой, т.е. свободой, обусловленной внешними факторами.
Иную концепцию представляет собой несовместимая свобода. Здесь утверждается, что человек, как самосознательное существо, может принимать какие-либо решения независимо от собственных желаний, и даже вопреки им. Получается, что желания не определяют поведения. Определяет поведение человека человек сам в своем независимом от внешних факторов самосознании. Согласно теории несовместимой свободы человек наслаждается настоящей свободой.
Но приверженцам дихотомии приходится справиться с теми местами Писания, которые поддерживают трихотомию. Сторонники дихотомии считают, что в 1Фесс. 5:23 фраза «дух, душа и тело» просто означает «целого человека». По их мнению, цель стиха – это не определить состав внутреннего человека, а просто говорить о Божьем желании освятить человека целиком. По поводу Евр. 4:12 сторонники дихотомии замечают, что написано, что слово Божье проникает: «до разделения души и духа». Значит ли это, что они на самом деле неразделимы?24
Что касается 1Кор. 14:14, «молюсь на [незнакомом] языке… ум мой остается без плода», можно ответить, что разные аспекты внутреннего человека могут заниматься разными делами. Например, человек умом может спорить со своей совестью, или подавлять свои эмоции. В отношении 1Кор. 15:44 сторонники дихотомии считают, что данное место описывает не состав внутреннего человека, а состояние прославленного тела. Наконец, в 1Кор. 2:14-15 сторонники дихотомии считают, что описывается здесь не состав внутреннего человека, но его духовное состояние.
Божьего творения. Нет никакой другой твари, которую можно сравнить с Божьим творением человека. В древних библейских языках смысл «человек» выражается разными словами. По-еврейски
14 12 2014
5 стр.
В греческом тексте Нового Завета встречаются еще два метафорических выражения внутреннего человека – это
10 10 2014
1 стр.
Священного Писания. Постмодернисты не возражают на то, чтобы люди верили в Бога. Но, по их мнению, вера должна действовать только в субъективном плане
01 10 2014
1 стр.
Слово «плюрализм» используется в обществе сегодня в разных значениях. Есть социологический плюрализм, философский плюрализм и религиозный плюрализм. Наше обсуждение в главном посвя
27 09 2014
1 стр.
На протяжении всей человеческой истории мыслители и философы бьются над вопросом, как мы можем знать истину с уверенностью. Даже употребляется специальный термин для описания этого
14 12 2014
3 стр.
Иосифе Прекрасном. Отталкиваясь от древней легенды, Томас Манн говорит о неизбежности победы светлого разума и человечности над нравственным хаосом. Роман тетралогия об Иосифе и ег
14 10 2014
38 стр.
Великий немецкий писатель Томас Манн (1875—1955) задумал роман «Признания авантюриста Феликса Круля» еще до Первой мировой войны, а завершил в 1954 году
07 10 2014
25 стр.
Епископ Иларий (Шишковский), игумен Филарет (Егоров), проф. Томас Бремер, свящ. Дидье Берте, прот. Николай Макар, свящ. Петр Октаба, проф. Поль Валлиер, проф. Павел Гаврилюк, Андре
14 09 2014
1 стр.