>,
Военно-космический кадетский корпус, г. Санкт-Петербург
Задачи на магнитное поле прямого тока
Много лет я использую на уроках простые задачи представленного ниже типа. В самых распространенных школьных задачниках такие задачи почему-то отсутствуют.
Везде ниже предполагается (и в дальнейшем не повторяется в условиях задач), что токи текут в вакууме по бесконечным прямолинейным проводникам бесконечно малого поперечного сечения (а только для этого случая ученики и умеют рассчитывать магнитное поле тока).
Кратко напомним необходимый теоретический материал.
На расстоянии r от проводника, по которому течет ток силой I, вектор магнитной индукции по величине равен
(1) или в практическом виде
(2).
Направление вектора магнитной индукции
определяется по правилу правого буравчика.
По принципу суперпозиции вектор магнитной индукции в какой-то точке равен векторной сумме магнитных индукций, созданных в этой точке каждым током в отдельности:
(3)
Больше нам ничего не понадобится.
Сначала приведем две задачи, где вектора
направлены вдоль одной прямой и потому векторное сложение сводится к алгебраическому.
З
адача 1. По двум взаимно перпендикулярным проводникам, лежащим в одной плоскости, текут токи I1 и I2, проводники изолированы. Найти величину вектора магнитной индукции в точках А и С, лежащих в той же плоскости. Точка А отстоит от первого проводника на расстояние а1 и от второго – на а2. Точка С отстоит от первого проводника на расстояние с1 и от второго – на с2 (см.рис.).
Решение. По формуле (1) находим В1 и В2. Вектора
и
в точке А направлены в разные стороны вдоль одной прямой, перпендикулярной плоскости рисунка. Поэтому окончательно:
В точке С вектора
и
направлены в одну сторону, поэтому
В условиях всех задач ниже токи текут по параллельным проводникам, перпендикулярным плоскости рисунка. Направления токов указываются на рисунке обычным образом.
Задача 2. Два параллельных проводника и точка О лежат в одной плоскости, перпендикулярной плоскости рисунка. По проводникам текут токи силой I1 и I2. Точка О отстоит от одного проводника на расстояние а1 и от второго – на а2. Найти величину магнитного поля в точке О (см.рис.слева).
Решение. По формуле (1) находим В1 и В2. Направления векторов
и
показаны на рисунке справа. Поэтому окончательно 
Задача 3. По трем параллельным проводникам, перпендикулярным плоскости рисунка, текут токи: I1 = 5 А, I2 = 2 А, I3 = 4 А. Направления токов указаны на рисунке. Найти величину магнитного поля в точке О, отстоящей от всех проводников на расстояние a = 5 см.
Задача 3 представляется основной для излагаемого сюжета, поэтому прокомментируем её подробнее. Представляется, что текст можно не расширять – дополнительная информация о геометрии системы легко прочитывается на рисунке. Условия задачи (т.е. число проводников и значения силы токов) очень легко варьируются. Для упрощения выкладок можно подбирать такие соотношения между токами, чтобы задача свелась к расчету прямоугольного треугольника с целочисленными сторонами: (3,4,5) или (5,12,13).
П
риведем краткое решение.
Мы должны найти сумму следующих векторов:
Выполнив сложение векторов, лежащих на одной прямой:
, приходим окончательно к следующему рисунку:
Ученики обычно начинают решение с того, что вычисляют по формуле (1) магнитное поле каждого тока в точке О. При рациональной организации выкладок стоит при вычислениях по теореме Пифагора сразу вынести из-под корня общий множитель μ/2πa (и общий множитель значений токов, если он есть):
Приведем еще примеры задач на этот сюжет.
Задача 4. (текст условия полностью повторяет текст задачи 3, добавлен ток I4). I1 = 2 А, I2 = 5 А, I3 = 4 А, I4 = 2 А.
Решение приведем без пояснений:
З
адача 5. По двум параллельным проводникам, перпендикулярным плоскости рисунка, текут токи: I1=24 A, I2=5 A. Отрезки, соединяющие точку О с проводниками составляют прямой угол, a1=2 cм, а2=1 см. Найти В(О).
Решение:
Теперь рассмотрим заметно более сложную задачу. Впрочем, сложности-то здесь скорее геометрического характера, чем физического.
З
адача 6. Пусть два проводника с одинаковыми токами I1=I2=I отстоят на а друг от друга. Найти величину вектора магнитной индукции в точке О, отстоящей от первого проводника на расстояние а1 и от второго – на а2.
Решение.
Поскольку силы токов равны, из формулы (1) имеем:
Ясно, что вектор
перпендикулярен отрезку, связывающему точку О с первым проводником, а вектор
– отрезку, связывающему точку О со вторым проводником. Обозначим угол между этими отрезками θ, а между векторами
и
– φ.
Углы φ и δ равны, как углы с взаимно перпендикулярными сторонами, поэтому
θ+ φ=θ+δ=π.
Углы φ и γ равны, как углы соответственные.
. Итак, в пространственном треугольнике со сторонами а, а1, а2 и в заштрихованном на рисунке треугольнике в параллелограмме сложения
есть одинаковые углы, равные θ, и одинаковы отношения сторон, образующих эти углы. Следовательно, указанные треугольники подобны, значит
И окончательно:
(Для проверки стоит рассмотреть частный случай, когда отрезки а1 и а2 образуют прямой угол, и сравнить с решением задачи 5).