Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
А.Б.Рыбаков >,

Военно-космический кадетский корпус, г. Санкт-Петербург



Задачи на магнитное поле прямого тока

Много лет я использую на уроках простые задачи представленного ниже типа. В самых распространенных школьных задачниках такие задачи почему-то отсутствуют.

Везде ниже предполагается (и в дальнейшем не повторяется в условиях задач), что токи текут в вакууме по бесконечным прямолинейным проводникам бесконечно малого поперечного сечения (а только для этого случая ученики и умеют рассчитывать магнитное поле тока).

Кратко напомним необходимый теоретический материал.

На расстоянии r от проводника, по которому течет ток силой I, вектор магнитной индукции по величине равен (1) или в практическом виде (2).

Направление вектора магнитной индукцииопределяется по правилу правого буравчика.

По принципу суперпозиции вектор магнитной индукции в какой-то точке равен векторной сумме магнитных индукций, созданных в этой точке каждым током в отдельности:

(3)

Больше нам ничего не понадобится.

Сначала приведем две задачи, где вектора направлены вдоль одной прямой и потому векторное сложение сводится к алгебраическому.

Задача 1. По двум взаимно перпендикулярным проводникам, лежащим в одной плоскости, текут токи I1 и I2, проводники изолированы. Найти величину вектора магнитной индукции в точках А и С, лежащих в той же плоскости. Точка А отстоит от первого проводника на расстояние а1 и от второго – на а2. Точка С отстоит от первого проводника на расстояние с1 и от второго – на с2 (см.рис.).


Решение. По формуле (1) находим В1 и В2. Вектора и в точке А направлены в разные стороны вдоль одной прямой, перпендикулярной плоскости рисунка. Поэтому окончательно: В точке С вектора и направлены в одну сторону, поэтому

В условиях всех задач ниже токи текут по параллельным проводникам, перпендикулярным плоскости рисунка. Направления токов указываются на рисунке обычным образом.



Задача 2. Два параллельных проводника и точка О лежат в одной плоскости, перпендикулярной плоскости рисунка. По проводникам текут токи силой I1 и I2. Точка О отстоит от одного проводника на расстояние а1 и от второго – на а2. Найти величину магнитного поля в точке О (см.рис.слева).

Решение. По формуле (1) находим В1 и В2. Направления векторов и показаны на рисунке справа. Поэтому окончательно



Задача 3. По трем параллельным проводникам, перпендикулярным плоскости рисунка, текут токи: I1 = 5 А, I2 = 2 А, I3 = 4 А. Направления токов указаны на рисунке. Найти величину магнитного поля в точке О, отстоящей от всех проводников на расстояние a = 5 см.

Задача 3 представляется основной для излагаемого сюжета, поэтому прокомментируем её подробнее. Представляется, что текст можно не расширять – дополнительная информация о геометрии системы легко прочитывается на рисунке. Условия задачи (т.е. число проводников и значения силы токов) очень легко варьируются. Для упрощения выкладок можно подбирать такие соотношения между токами, чтобы задача свелась к расчету прямоугольного треугольника с целочисленными сторонами: (3,4,5) или (5,12,13).

Приведем краткое решение.

Мы должны найти сумму следующих векторов:


Выполнив сложение векторов, лежащих на одной прямой: , приходим окончательно к следующему рисунку:

Ученики обычно начинают решение с того, что вычисляют по формуле (1) магнитное поле каждого тока в точке О. При рациональной организации выкладок стоит при вычислениях по теореме Пифагора сразу вынести из-под корня общий множитель μ/2πa (и общий множитель значений токов, если он есть):



Приведем еще примеры задач на этот сюжет.



Задача 4. (текст условия полностью повторяет текст задачи 3, добавлен ток I4). I1 = 2 А, I2 = 5 А, I3 = 4 А, I4 = 2 А.

Решение приведем без пояснений:



Задача 5. По двум параллельным проводникам, перпендикулярным плоскости рисунка, текут токи: I1=24 A, I2=5 A. Отрезки, соединяющие точку О с проводниками составляют прямой угол, a1=2 cм, а2=1 см. Найти В(О).

Решение:

Теперь рассмотрим заметно более сложную задачу. Впрочем, сложности-то здесь скорее геометрического характера, чем физического.

Задача 6. Пусть два проводника с одинаковыми токами I1=I2=I отстоят на а друг от друга. Найти величину вектора магнитной индукции в точке О, отстоящей от первого проводника на расстояние а1 и от второго – на а2.

Решение.

Поскольку силы токов равны, из формулы (1) имеем:

Ясно, что вектор перпендикулярен отрезку, связывающему точку О с первым проводником, а вектор – отрезку, связывающему точку О со вторым проводником. Обозначим угол между этими отрезками θ, а между векторами и φ.

Углы φ и δ равны, как углы с взаимно перпендикулярными сторонами, поэтому

θ+ φ=θ+δ=π.

Углы φ и γ равны, как углы соответственные.



. Итак, в пространственном треугольнике со сторонами а, а1, а2 и в заштрихованном на рисунке треугольнике в параллелограмме сложения есть одинаковые углы, равные θ, и одинаковы отношения сторон, образующих эти углы. Следовательно, указанные треугольники подобны, значит И окончательно: (Для проверки стоит рассмотреть частный случай, когда отрезки а1 и а2 образуют прямой угол, и сравнить с решением задачи 5).

Задача По двум взаимно перпендикулярным проводникам, лежащим в одной плоскости, текут токи

Много лет я использую на уроках простые задачи представленного ниже типа. В самых распространенных школьных задачниках такие задачи почему-то отсутствуют

40.6kb.

09 09 2014
1 стр.


Iv (15) христологический догмат

Лица и природы. Троица — одна природа в трех Лицах, Христос — одно Лицо в двух природах. Хотя Божество и человечество разделены бесконечным расстоянием, лежащим между тварным и нет

66kb.

10 09 2014
1 стр.


1. перпендикуляр к плоскости треугольника. Известно, что

Основание равнобедренного треугольника лежит в плоскости. Найдите расстояние от точки до плоскости, если см, см, а двугранный угол между плоскостями и равен

46.14kb.

26 09 2014
1 стр.


О построении пары взаимно простых чисел

Задача решения систем линейных алгебраических уравнений возникает очень часто и привлекает внимание многих исследователей Имеется множество методов и на эту тему можно написать цел

157.82kb.

24 09 2014
1 стр.


Задача Количество теплоты

Какие качественно различные состояния системы возможны после установления теплового равновесия? Изобразите на плоскости параметров (T, t)

15.63kb.

16 12 2014
1 стр.


Тогда: Отрезок прямой, перпендикулярной плоскости, соединяющий данную точку с точкой на плоскости называется

Отрезок прямой, перпендикулярной плоскости, соединяющий данную точку с точкой на плоскости называется перпендикуляром из данной точки к данной плоскости

23.01kb.

26 09 2014
1 стр.


§ 45. Уравнения плоскости, прямой и сферы в векторной символике в дальнейшем символ м (г) означает, что r

Составить уравнение плоскости α, которая проходит через точку M0(r0) и имеет нормальный вектор п

57.56kb.

02 10 2014
1 стр.


У скольких двузначных чисел первая цифра нечетная, а вторая четная? То же, если число делится на три?

В пространстве дано 8 точек, никакие четыре из них не лежат в одной плоскости. Сколько различных плоскостей они определяют?

23.97kb.

14 10 2014
1 стр.