«Физика – 9»
Курс физики 9 класса дает 20% учебного времени на астрономическую компоненту.
Особенно благотворны в этом отношении темы:
-
Закон всемирного тяготения
-
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.
-
Искусственные спутники Земли (ИСЗ)
Тема 4. Реактивное движение
В этой теме можно особенно ярко показать достижения современной космонавтики, благодаря которым современная астрономия совершила огромный рывок в своем развитии.



-
Пусть дана система замкнутых тел,
тогда общий импульс замкнутой
системы тел остается постоянным
при любых взаимодействиях тел
между собой.
Рис. 19
Как перехитрить 2 закон Ньютона или почему летит ракета ?
-
2 закон Ньютона утверждает,что ускорение телу сообщает сила, действующая на него со стороны, т.е. F=ma
-
Как заставить двигаться наше тело,не используя посторонние тела?
-
Разделить тело на две массы!
-
P=O=mv1 +Mv2
-
m
-
V2 = --- V1-формула Циолковского
-
M
-
Значит, тело массой М приобретет благодаря m скорость V2..

-
Первая космическая
-
Скорость V = 7,9 км/с вокруг Земли
-
-
Вторая космическая
-
V = 11,2 км/с вокруг Солнца
-
Третья космическая
-
V = 42 км/с до звезд
-
-
Но до ближайшей звезды Проксима - а Центавра - 4 световых года!
-
Космонавтика ищет новые типы двигателей!
1Космонавт случайно отсоединился от станции и оказался от нее на небольшом расстоянии. Каким образом он может приблизиться к станции?
а. Бросить ненужный предмет вперед к станции.
б. Бросить ненужный предмет в сторону
в. Бросить ненужный предмет назад от станции
2 Ракета движется по инерции в космическом пространстве. На ее сопло надели изогнутую трубу выходным отверстием вперед в сторону движения и включили двигатели. Изменилась ли скорость ракеты?
А. Не изменилась
Б. Да, увеличилась
В. Да, уменьшилась
3. Почему вращается вертушка с двумя трубками, расположенными горизонтально,если из трубок бьет вода ( Сегнерово колесо )?
А. работает реактивное движение
Б. сказывается центробежный эффект
В. Причина явления науке неизвестна .
4.Определите скорость оболочки шарика, если скорость истечения воздуха из отверстия 1,5 м/с, масса воздуха в шарике 2 г, масса оболочки 3 г.
А. Скорость шарика 1,5 м/с
Б. Скорость шарика 1 м/с
В. Скорость шарика 3 м/с
5. К невесомому стержню длиной
l , могущему вращаться вокруг точки О, подвешена горизонтально пробирка массой М с пробкой массы
m. При нагревании пробирки эфир испаряется и пробка вылетает. Какова должна быть минимальная скорость вылета пробки, чтобы пробирка на стержне сделала полный оборот в вертикальной плоскости ?
а.
б.
в. 
Ответы: 1- В, 2 – В, 3 – А, 4- Б, 5- А .
Тема 5. Изучение Вселенной во всех диапазонах электромагнитных волн.
Тема очень сложна, но интересна для учащихся. Если учитель заинтересован в пропаганде астрономических знаний, то и радиолокация, и приемники инфракрасного, ультрафиолетового, рентгеновского и гамма-излучения представят большой простор для подбора иллюстративного материала, для решения несложных задач.
Тема 6. Термоядерные реакции. Эволюция звезд.
Известно, что в 1939 году американский физик Х.Бете сформулировал гипотезу о том, что источником энергии звезд является синтез гелия из водорода, входящего в состав звезд. Современная наука окончательно утвердилась в том, что именно термоядерные реакции являются основным источником энергии звезд типа нашего Солнца. Уже на уроках в 9 классе можно определить энергетический выход таких термоядерных реакций:
а) Слияние четырех ядер легкого водорода, в результате которого появляется ядро атома гелия и два позитрона.
б) Слияние тяжелого водорода и трития, в результате которого появляется ядро гелия и нейтрон.
В результате эволюции звезд водородное топливо выгорает, термоядерные реакции прекращаются, и звезда уже не существует в прежнем виде. Современная наука выделяет три пути эволюции звезды.
М(звезды) = М(Солнца)
|
«белый карлик»
|
М(звезды) = 2-3 М(Солнца)
|
«нейтронная звезда» (пульсар)
|
М(звезды) >> М(Солнца)
|
«черная дыра»
|
Рассмотрение этих космических объектов вызывает высокий интерес учащихся.