52. «Великая дидактика» Я.А.Коменский. Центральным трудом педагогической теории Яна Амоса Коменского по праву считается «Великая дидактика». Книга начинается введением, состоящим из нескольких частей. Первая из них говорит о пользе дидактики вообще, вторая является посвящением всем читателям, и третья обращается ко всем, стоящим во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей. Педагог пытается опереться в своем произведении, прежде всего на церковное воззрение, считая именно его высшей целью своей системы. Коменский разделяет свою книгу на 33 главы. Главы разделяются на ряд пунктов, каждый из которых, для удобства читателя, сопровождается подзаголовком. Он делает вывод о том, что все лучшие чувства заложены в человека от природы, и настаивает, что данные чувства необходимо развивать .7-10 главы посвящены общим принципам обучения - обучение должно быть коллективным, обоеполым и, по возможности, универсальным. Затем несколько глав (12-16) посвящены изложению школьной реформы, которую предлагал Коменский. Он считает, что до появления "Великой дидактики" не было "нормальных" школ. Для реальной реформы схоластической школы Коменский предлагает требования к обучению (гл. 16), основы обучения (гл. 17-19) и методы обучения (гл. 20-24). Оставшиеся главы в основном посвящены школьной дисциплине, устройству школ, дошкольному воспитанию (материнской школе), языковому обучению (латыни и родному языку). Заключительную главу Ян Амос Коменский отвел условиям, необходимым для претворения своей идеи в жизнь. Педагогическая деятельность является одним из важнейших общественных дел и должна всемерно поддерживаться общественной организацией. Опираясь на положения материалистической философии, Коменский утверждал, что “ничего нет в интеллекте, чего бы не было прежде в ощущениях”. Исходя из этого, он в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл
принцип наглядности. Великий чешский педагог установил “золотое правило дидактики, согласно которому следует “все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое — для восприятия зрением; слышимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Для того чтобы знания были доступны учащимся, Коменский рекомендовал идти в обучении от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от фактов к выводам, от легкого к трудному, от близкого к далекому. Примеры он советовал предпосылать правилам. Много внимания уделял Коменский
последовательности обучения. Занятия, по его мнению, должны быть построены таким образом, чтобы “предшествующее пролагало путь к последующему”, т. е. новый материал должен быть преподнесен лишь после того, как усвоен предыдущий, а изучение нового должно в свою очередь содействовать закреплению предыдущего.
53. Дж.Локк «Мысли о воспитании». Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, а не простого человека, — джентльмена, Это — дворянин по происхождению, отличающийся «утонченностью в обращении», в то же время он должен обладать качествами буржуазного дельца, предприимчивого человека. Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, а дома.Локк рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному, солидному воспитателю. Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. Необходимо поэтому с раннего детства закалить тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом.советывал обливать ноги холодной водой, пища должна быть обыкновенной и простой., до 2-3 лет вовсе не давать детям мяса.Постель ребенка д.б жетской. Правильно поставленное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости.Родители, когда дети малы, могут избаловать их, порятя в них природные задатки. Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим джентльменам. Люди должны быть «мудрыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поэтому поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка. Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания. Главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. Особенно важно воспитание устойчивых положительных привычек у детей. Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием, необходимый результат дадут ласковые слова, кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания о том, что дети забыли. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закрепить сначала одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой. Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, надо наблюдать за ребенком, когда он ничего не подозревает. Локк выступал противником телесных наказаний, Но в случаях упорного нежелания ребенка проявить беспрекословное послушание вполне допускал телесные наказания. Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу. Джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам. Знаниям следовало придать практический характер.Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством, а также парфюмерным делом, лакированием и гравированием. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Труд предотвращает возможность вредной праздности. Воспитатель, занимаясь с ребенком, должен будить его интерес к учению, развивать его любознательность. Недопустимо превращать учение в занятия, которые ребенку неприятны. Учитель должен использовать стремление детей к новому, но в то же время приучить их заниматься и неинтересным. Широко следует использовать детское любопытство, ибо из него вырастает стремление к знаниям. К детским вопросам надо относиться со всем вниманием, не давать лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей понимание и способность к самостоятельным суждениям.
54. Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Труд, говорил Энгельс- первое основное условие всей человеческой жизни, труд создал самого человека.Много лет тому назад жила необычайно высокоразвитая порода человекообразных обезьян. Под влиянием своего образа жизни, чтобы при лазании руки выполняли иные функции чем ноги, обезьяны стали отвыкать от помощи рук при ходьбе и стали усваивать прямую походку-решающий шаг для перехода обезьяны к человеку.На долю рук оставалось все больше других видов деятельности. Операции, к которым наши предки в эпоху перехода от обезьяны к человеку на протяжении многих тысячелетий постепенно научились приспособлять свою руку, могли быть вначале только очень простыми. Рука стала свободной и могла теперь усваивать себе всё новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.Благодаря этому человеческая рука достигла высокой ступени совершенства. Начинавшееся вместе с развитием руки, вместе с трудом господство над природой расширяло с каждым новым шагом вперед кругозор человека. С другой стороны, развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим. Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий - органов чувств. Развитие мозга и подчиненных ему чувств, все более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и к умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим всё новые и новые толчки к дальнейшему развитию. Сначала стадо обезьян довольствовалось той пищей, которая находилась в их районе, затем кочевало с места не место, вступало в борьбу с соседними стадами. Хищническое хозяйство сильно способствовало превращению наших предков в людей. Пища становилась разнообразной, следствием чего было проникновение в организм все более разнообразных веществ, создававших химические условия для превращения этих обезьян в людей. Но все это еще не было трудом в собственном смысле слова. Труд начинается с изготовления орудий. Орудия представляли собой орудия охоты и рыболовства. Произошел переход от растительной к мясной пище, а это знаменует собой новый важный шаг на пути к превращению в человека. А чем больше формировавшийся человек удалялся от растительного царства, тем больше он возвышался также и над животными. Но наиболее существенное влияние мясная пища оказала на мозг, получивший благодаря ей в гораздо большем количестве, чем раньше, те вещества, которые необходимы для его питания и развития, что дало ему возможность быстрей и полней совершенствоваться из поколения в поколение. Употребление мясной пищи привело к двум новым достижениям, имеющим решающее значение: к пользованию огнем и к приручению животных.Человек научился жить в совеем климате. Благодаря совместной деятельности руки, органов речи и мозга не только у каждого в отдельности, но также и в обществе, люди приобрели способность выполнять всё более сложные операции, ставить себе всё более высокие цели и достигать их. Самый труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним. Скотовдство, земледелие..гончарное ремесло, судоходство…Пояляется торговля, ремесла, искусство, наука, из племен развились гос-ва, право,политика,религия.Появляется собственность на землю,более высокие формы производства приводили к разделению населения на различные классы и тем самым к противоположности между господствующими и угнетенными классами.
55. Руссо Ж.Ж. «Эмиль или о воспитании». В 1762 году вышел в свет роман-трактат Руссо «Эмиль, или О воспитании». В нем Руссо показал путь воспитания свободного человека нового, т. е. буржуазного, общества. ля выражения своих педагогических идей Руссо создал такую ситуацию, когда воспитатель начинает воспитывать ребенка, оставшегося с малолетства сиротой и берет на себя права и обязанности родителей. И Эмиль является полностью плодом его многочисленных усилий как воспитателя. Руссо намечает
три вида воспитания и
три типаучителя:
Природа, Люди и Предметы. Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы, люди помогают использовать это развитие, предметы действуют на нас и дают опыт.
Природное воспитание не зависит от нас, а действует самостоятельно.
Предметное воспитание частично зависит от нас.
Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло – жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля, из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, - прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем.
Каждому возрастному периоду должны соответствовать особые формы воспитания и обучения. Воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащихся. Интеллектуальному воспитанию должно предшествовать и сопутствовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников. В своем романе Руссо дает
периодизацию, деля жизнь ребенка на
четыре этапа:
1 – от рождения до двух лет. Это период физического воспитания. Воспитатели ребенка мать и отец.
2 период – детский возраст от 2 до 12 лет;
3 период – отроческий возраст от 12 до 15 лет;
4 период – юношеский возраст от 15 до 18 лет. В
первой книге своего романа «Эмиль или о Воспитании» Жан-Жак Руссо рассказывает о первом периоде жизни ребенка. В этой главе также говорится о том, что нельзя ребенка сковывать после рождения пеленками, ребенок должен лежать свободно. Руссо призывает людей: «Дайте возможность телу свободно развиваться, не мешайте природе». Он считает, что ребенка необходимо закаливать, не нужны ребенку никакие врачи и лекарства. Самый главный враг – гигиена. В этом возрасте необходимо приучать к темноте, одиночеству, незнакомым предметам, но у ребенка не должно быть никакого режима, только естественные потребности. Не нужно, по мнению Руссо, и форсирование, стимулирование речи.Феодальное об-во порочно, а изменение его Руссо видит в перевоспитании детей, в том, что родители должны заниматься своими детьми. Прелесть домашней жизни – лучшее противоядие дурным нравам. В период младенчества важно развивать познавательные процессы детей различать предметы, выбирать один из нескольких предметов.Руссо говорит о том, что уже в этом возрасте необходимо учить детей объяснять, что им нужно и помогать ребенку, когда он спокоен. Нельзя потакать ребенку и выполнять его требования, иначе он станет маленьким тираном.
2 период – детский возраст от 2 до 12 лет. В этом возрасте нельзя принуждать ребенка заниматься против воли, а нужно упражнять его чувства: зрение, при помощи рисования, измерения определенных объектов, развитие глазомера; слуха – пения и музыки; осязание – распознавать тела попадающие под руки. В возрасте от 2 до 12 лет нельзя постоянно уберегать ребенка от ушибов, но необходимо, чтобы он рос, познавая боль. Руссо выступает за то, чтобы на детей не давили рассказами, наставлениями о скорби, бедах, потому что в этом возрасте детский ум к этому менее всего чувствителен. Руссо говорит, что нет нужды запрещать дурной поступок, нужно помешать его совершению. Также Руссо призывает нас не быть щедрыми на отказы, но и менять их нельзя. Верх искусства при хорошем воспитании – сделать человека разумным, а большинство учителей-схоластов пытаются воспитывать ребенка с помощью разума. Руссо говорит о том, что всякому возрасту, а особенно в данный период, свойственно желание создавать, подражать, производить, проявлять могущество и деятельность. Автор осуждает педагогов, обучающих детей наукам, требующим памяти и развитой логики, а именно – геральдики, географии, хронологии, языков и т.д., - которые не имеют связи с опытом ребенка и ему непонятны.
3 период – отроческий возраст от 12 до 15 лет. Ребенок вполне подготовлен к тому, чтобы освоить умственное и трудовое воспитание. В этом возрасте подросток не обладает в достаточной мере нравственными понятиями и не может правильно понять людские взаимоотношения, а поэтому он должен изучать то, что связано с окружающим миром и природой. При выборе предметов необходимо основываться на интересах ребенка. Естественно, что интерес его направляется на то, что он видит, что изучает: география, природоведение, астрономия. Свободный человек, по Руссо, должен владеть разными видами ремесленного труда, несколькими профессиями, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свободу, поэтому Эмиль обучается руду полезных профессий. Сначала Эмиль знакомится со столярным ремеслом, живет жизнью простого рабочего, проникается уважением к человеку труда, начинает ценить труд и отдых. Он ест хлеб, который сам заработал.. В этот период с 12 до 15 лет необходимо развивать любознательность, делается упор на познание окружающего путем прогулок и экскурсий.
4 период – юношеский возраст Эмиль подготовлен к жизни и Руссо возвращает его в общество. Наступает четвертый период – «период бурь и страстей» – период нравственного воспитания Руссо выдвигает
три задачи нравственного воспитания – воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой все время «идеального» человека. Лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии, Руссо убежден, что Эмиль думает о первопричине и самостоятельно приходит к познанию божественного начала. В этом возрасте должно быть полностью исключено общение с противоположным полом. Свою
пятую книгу «Эмиля или о Воспитании» автор посвящает воспитанию девушек. Назначение женщины – совершенно иное, чем мужчины. Женщина должна быть воспитана в соответствии с желаниями мужчины. Приспособление к мнениям других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, безропотное подчинение чужой воле – удел женщины.
56. Песталоции «Лингард и Гертруда». Песталоции в романе развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. В этом романе изображена жизнь деревни в Швейцарии в тот период, когда вековые устои феодального строя начали там разрушаться мануфактурное производство получило уже широкое распространение. В этих условиях швейцарское крестьянство переживало острый процесс обнищания трудовых хозяйств. Песталоцци показывает в своем романе 3 основные группы крестьянства: зажиточные хозяйства; средние и разорившиеся хозяйства.Главная героиня романа разумная крестьянка Гертруда, учитель, пастор и помещик объединенными усилиями добиваются того, что крестьяне улучшают свое материальное положение , устанавливают патриархальные взаимоотношения и ведут благочестивый образ жизни. При обучении впереди гертруда рассаживает малышей, которые не знают еще азбуки, за ними тех, которые умели уже читать, и далее тех, кто читали свободно.После обеда вел занятия Глюфи. Вечером он раздавал детям 7 лет бумагу и перья, чтобы дети выводили на них буквы. Глюфи требовал,чтобы в помещении было соблюдалась такая чистота как в церкви. Не любил когда опаздывали. Он стремился соединить свои усилия с усилиями лейтенанта и Маргарет, чтобы подвести детей к трудовой деятльености.Самой прекрасной чертой пастора была откровенность. Глюфи говорил,что любовь в деле воспитания человека приносит пользу лишь тогда, когда идет рядом со страхом.Гертруда показала пример ведения рациональной системы хозяйства и соединила обучение своих детей с их трудом. В школе дети проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок отрабатывает три грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с постановкой хозяйства в лучших хозяйствах деревни, а так же с работой кустарной часовой мастерской. Дети занимались древонасаждением, починкой деревянных мостов, обучением крестьян ведению счетных книг и т.д. Во время работы, а так же в часы отдыха, учитель ведет занятия с детьми по грамоте, счету сообщает им элементарные знания.Лейтенант стороил свое воспитание на основе смелости и прямоты.Он пресекал зло, притворство. Он работал над созданием ясного и открытого нрава. Песталоцци подчеркивал воспитывающее значение трудового воспитания для формирования человека. Гармоническое развитие личности предполагает развитие ума, сердца и руки. Только на основе труда возможно развитие духовных сил и способностей человека. Трудовое воспитание по мысли Песталоцци, невозможно в отрыве от умственного и нравственного воспитания.
57. А.Дистервег «Руководство образования немецких учителей». Развитие детской самодеятельности в процессе обучения, вооружение учащихся знаниями Дистервег мыслит лишь при руководящей роли учителя. Он придает большое значение в обучении четко разработанному учебному плану и хорошему учебнику. Хороший учитель должен в совершенстве владеть своим предметом и любить свою профессию и детей. Надо, чтобы на уроке царила атмосфера бодрости, чтобы энергичное преподавание будило умственные силы учащихся, укрепляло их волю, формировало их характер. Учащиеся все время должны чувствовать, что они двигаются вперед. Хороший учитель, твердо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступает от них. Учитель постоянно работает над собой. Дистервег создал дидактику развивающего обучения, ее основные требования он изложил в виде 33 законов и правил обучения. Он прежде всего настаивал на том, чтобы обучать
природосообразно, в соответствии с особенностями детского восприятия. От примеров надо идти к правилам, от предметов и конкретных представлений о них — к обозначающим их словам. Придавая такое большое значение ознакомлению детей с предметами, непосредственно доступными их органам чувств.
Наглядное обучение у него связано с правилами «от близкого к далекому», «от простого к сложному», «от более легкого к более трудному», «от известного к неизвестному». Много внимания Дистервег уделяет закреплению материала.Говорит о том, что нужно заботиться о том, чтобы ученик не забывал того,что выучил.Обязательно повторять то,что выучили, связывать родственные по содержанию предметы. Для начального обучения он рекомендует «элементарный», или развивающий, метод..Гооврил о том, что должны быть заложены основы, сначла образование человека, затем гражданина и товарища по профессии.Обучение должно отталкиваться от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Принцип научности –содержание обучения должно соответствовать уровню современной накуи. Правила обучния, которые касатюся учителя: 1) –старайся делать обучение увлекательным,2-обучай энергично,3- следить за речью,когда ученик излагает материал 4-никогда не останавливаться.
58. Н.И.Пирогов «Вопросы жизни». Имя Николая Ивановича Пирогова составляет гордость и славу Отечественной педагогической науки , народного образования, медицины. В 1856 году появилась статья Пирогова “Вопросы жизни”, освещавшая важные вопросы воспитания. Пирогов резко выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором. Он восстает против ранней, преждевременной специализации детей, которая суживает их кругозор и тормозит их нравственное развитие.Указывал на то, что основанием профессионального обучения должно быть широкое общее образование. Считал, что для этого необходимо перестроить всю систему образования на основе принципов гуманизма и демократизма. Система образования, обеспечивающая развитие личности, должна строиться на научной основе, начиная от начальной и заканчивая высшей школой, и обеспечивать преемственность всех систем образования. предлагал привлечь к преподаванию в высшей школе крупных учёных, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами; боролся за общее светское образование; призывал уважать личность ребёнка; боролся за автономию высшей школы. Свою статью Пирогов начинает с исторической справки о поисках выдающимися мыслителями древней Греции ответов на вопросы о назначении человека в общественной жизни, о смысле человеческой жизни, об его взаимоотношениях с другими людьми, о неизбежности для каждого из нас разрешения вопроса о нашем личном отношении к общественным потребностям и обязанностям. Первый взгляд – Не размышляйте, не толкуйте о том, что необъяснимо. Это по малой мере лишь потеря одного времени. Второй- Учитесь, читайте , размышляйте и извлекайтеиз всего самое полезное. Когда ум ваш просветлеет, вы узнаете, кто вы и что вы.Третий - Соблюдайте самым точным образом все обряды и поверья. Читайте только благочестивые книги, но в смысл не вникайте. Четвертый - Трудясь, исполняйте ваши служебные обязанности, собирая копейку на черный день. По мысли Пирогова, в зависимости от природных склонностей и характера воспитания, большинство людей выбирает то или иное, принятое в обществе, решение проблемы смысла жизни. Пирогов был сторонником, как он это называл, «общечеловеческого» воспитания. Независимо от талантов и склонностей, каждый ребенок должен стать человеком в полном смысле этого слова. Для этого необходимо дать детям, прежде всего, гуманитарное образование. Цели воспитания требуют определенных условий 1) ребенок должен иметь интеллектуальные задатки и способность чувствовать. 2)необходимо дать совободу этим задаткам 3) необходимым условием воспитания истинного человека является религиозное воспитание, которое даст нравственную основу личности, придает смысл ее существованиюПирогов предложил новый проект школьной системы, направленный против сословной школы. Он считал, что основанием школьной системы должна быть двухлетняя начальная школа, откуда будет открываться доступ в среднюю школу всем. Свою школьную систему он строил по принципу единой школы.
59. К.Д.Ушинский «О пользе педагогической литературы». В этой статье (1857) К.Д. Ушинский показал, что разработка вопросов семейного и школьного воспитания способствует соединению педагогической теории с практикой, превращению педагогики в основу воспитательного искусства, основанного не только на абстрактных теоретических схемах, но и на особенностях исторически сложившегося опыта народного воспитания. Факты, полученные в опыте воспитателя, должны произвести впечатления на ум воспитателя, классифицироваться в нем по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью, и уже эта мысль, а не самый факт сделается правилом воспитательной деятельности педагога. Он говорил о том, что не всякому же доступны книги на иностранных языках, так и потому, что педагогическая литература необходимо должна быть самостоятельной, народной. Чтобы показать яснее отношение теории к практике в деле воспитания, он проводит аналогию между искусством медицины и искусством воспитания. Как и медик, не получивший теории и взявшийся за практику может нанести вред телу, так и воспитатель может принести много зла для души. Он говорил, что педагогическая литература этого могущественнейшее средство. Она знакомит нас с психологическими наблюдениями множества умных и опытных педагогов и, главное, направляет нашу собственную мысль на такие предметы, которые легко могли бы ускользнуть от нашего внимания. Сознательной деятельностью может быть названа только та, в которой мы определили цель, узнали материал, с которым мы должны иметь дело, обдумали, испытали и выбрали средства, необходимые к достижению сознанной нами цели. Педагогические меры и методы воспитания очень разнообразны, и только знакомство со всем этим разнообразием может спасти воспитателя от той упрямой односторонности, которая, к несчастью, слишком часто встречается в педагогах-практиках, не знакомых с педагогической литературой. Ушинский говорил о роли воспитателя в учреждении - главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Педагогическая литература одна только может оживить воспитательную деятельность, придать ей тот смысл и ту занимательность, без которых она скоро делается машинальным препровождением времени, назначенного на уроки. Она одна только может возбудить в обществе внимание к делу воспитания и дать в нем воспитателям то место, которое они должны занимать по важности возлагаемых на них обязанностей. Педагогическая литература установляет в обществе, с одной стороны, правильные требования в отношении воспитания, а с другой - открывает средства для удовлетворения этих требований. Педагогическая литература, живая, современная и обширная, вырывает воспитателя из его замкнутой, усыпительной сферы, вводит его в благородный круг мыслителей, посвятивших всю свою жизнь делу воспитания. Указывает на то,что педагогическая литература необходима не только для воспитателей, но и для родителей. Для того, чтобы выбрать род воспитания,воспитателя, заведение, где будет учиться их ребенок, нужно знать о признаках различных наклонностей у детей, знать цель и различных родов воспитания и учения, знать учебные учреждения, в этом поможет педагогическая литература. Всякий прочный успех общества в деле воспитания необходимо опирается на педагогическую литературу. Педагогическая литература должна выражать, сохранять и делать для каждого доступными результаты педагогической практики, на основании которых только и возможно дальнейшее развитие общественного воспитания
60. Добролюбов Н.А. «О значении авторитета в воспитании». цель воспитания определял как формирование активной личности, способной применить «высшие человеческие убеждения» в реальной жизни. Мы говорим только, что не нужно дрессировать ребенка, как собаку, заставляя его выделывать те или другие штуки, по тому или другому знаку воспитателя. Мы хотим, чтобы в воспитании господствовала разумность и чтобы разумность эта ведома была не только учителю, но представлялась ясною и самому ребенку. Мы утверждаем, что все меры воспитателя должны быть предлагаемы в таком виде, чтобы могли быть вполне и ясно оправданы в собственном сознании ребенка. Мы требуем, чтобы воспитатели выказывали более уважения к человеческой природе и старались о развитии, а не о подавлении внутреннего человека в своих воспитанниках и чтобы воспитание стремилось сделать человека нравственным — не по привычке, а по сознанию и убеждению. Обязанность воспитателя состоит, чтобы сообщить дитяти сколько возможно скорее возможно наибольшее количество всякого рода данных, фактов, заботясь при этом особенно о полноте и правильности восприятия их ребенком. Главное, что должен иметь в виду воспитатель — это уважение к человеческой природе в дитяти, предоставление ему свободного, нормального развития, старание внушить ему прежде всего и более всего правильные понятия о вещах, живые и твердые убеждения, заставить его действовать сознательно, по уважению к добру и правде, а не из страха и не из корыстных видов похвалы и награды... Воспитанник, должен вырабатывать необходимые нравств. критерии, а задача педагога состоит в том, чтобы направлять это действие, способствуя формированию в сознании ребёнка истинных этич. ценностей. Добролюбов формулирует главный принцип подхода к воспитанию — «уважение к человеческой природе в дитяти, предоставление ему свободного нормального развития». Отвергал авторитарный способ общения с ребёнком, утверждая, что даже при идеальном в педагогич. и нравственном отношении воспитателя подобный метод убивает в воспитаннике «смелость и самостоятельность ума», притупляет восприимчивость к знаниям. Считая авторитарный метод воспитания плодом сухой академич. мысли, утверждал, что необходимо строить педагогику в зависимости от индивидуальных черт каждого ребёнка, а не «жертвовать дитя педагогическим расчётам». Важнейшее значение в воспитании придавал труду, к-рый, физически совершенствуя человека, одновременно воспитывает в нём нравств. ответственное отношение к жизни. В повседневной работе выявляется и подлинный патриотизм, воспитание к-рого Д. считает основой нравственности, резко противополагая его «как проявление живое и деятельное» псевдопатриотизму. Каждый человек должен получать умственное образование, призванное ориентировать деятельность личности. Д. отвергает обучение, приводящее к нагромождению в памяти человека разл. фактов, имён и дат, к-рыми изобилуют учебники. Обучение должно дать человеку практич. сведения о мире, оказать ему реальную помощь в самопознании. Отсюда ведущими в дидактич. принципах Д. стали требование сознательного усвоения знаний в процессе обучения, построенном на постепенности и последовательности в их изложении. Чтобы добиться понимания предмета, нужно пробудить в учащихся истинный стимул к учёбе — «интерес самого знания».
61. Толстой Л.Н. «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы». Толстой создал новую систему воспитания и образования, отвечающую «потребностям народа». Не было телесных наказаний и принуждений. В школе преподавались грамматика, математика, история, география, физика, рисование, черчение, пение, землемерство и закон Божий. Толстой описал школу в статье «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы».
Главное внимание уделил созданию творческой обстановки, доверительных отношений между детьми и учителями. Иначе говоря, Толстой создал в школе особый духовный климат, где царило взаимопонимание, доброжелательность, где отсутствовало принуждение, насилие. Сам Лев Николаевич преподавал в старшей группе математику, физику, историю, некоторые другие предметы. Чаще всего знания по основам науке он излагал в форме рассказа. Домашние задания не практиковались, т.к. всё выполнялось в школе. Основной метод обучения - живое слово учителя (рассказ, беседа).Помещая в центр своей педагогической концепции личность ребенка, он выстраивает вокруг нее систему дидактических принципов; принцип сознательности и активности обучения;принцип связи обучения с жизнью;принцип доступности обучения;принцип прочности усвоения знаний;принцип природосообразности. 1) свободы в обучении и воспитании, означавший новый тип отношений между учителем и учеником. В его школе царил дух свободы, не было жесткой дисциплины Свободу Толстой считал «главным критериумом педагогики»;2) ненасилия. Единственный случай наказания (насилия) он применил в связи с воровством в школе, приказав нашить на кафтанчик вора табличку «вор». И увидел страдание в глазах ребенка. Воровство же продолжалось;3) учет личного опыта ребенка, опоры на этот опыт. Толстой не раз подчеркивал вред знаний, оторванных от жизненного опыта ученика;4) развитие интереса к учению в ребенке; 5) индивидуализации обучения и др. Могучим средством достижения сознательных и прочных знаний Толстой считал наглядность. Наглядность в обучении должна быть так применена, чтобы обеспечить яркое эмоциональное запоминание ребенком живых образов, возбудить детское воображение, творческую фантазию, стремление к глубокому познанию вещей, явлений. Поэтому Толстой признавал почти единственно правомерными средствами наглядности сами реальные предметы, окружающую ребенка действительность и пополнение впечатлений о ней через повседневное наблюдение в быту, труде, детских играх, прогулках, и, конечно же, целенаправленно, через школьные опыты, эксперименты, экскурсии.Особое внимание Толстой уделял изучению родного языка. Для обучения грамоте он создал не только новый букварь, но и разработал, как он говорил, усовершенствованный метод обучения грамоте - слуховой метод. Однако он считал, что «лучшая метода для учителя есть та, ...которая более всех других знакома учителю». Значительное внимание в школе Толстого уделялось устным рассказам, особенно по истории, беседам на уроках чтения священному писанию; лабораторным работам, экскурсиям в природу при изучении естествознания. Значительное внимание в Яснополянской школе уделялось формированию умения обобщать материал. Толстым создана целая методика разнообразных эмоциональных воздействий на учащихся, которая широко использовалась им для пробуждения интереса к истории и активизации мыслительной деятельности школьников. В этом отношении характерен урок о войне 1812 года, описанный в статье “Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы”:
62. Крупская Н.К. «Народное образование и демократия». Это была первая марксистская книга, в которой дана история идей трудового воспитания, изложено учение Маркса и Энгельса о политехническом образовании, дано критическое освещение состояния школы и педагогики в капиталистических странах. Крупская считала, что задачам коммунистического воспитания должно быть подчинено преподавание каждого предмета и все содержание учебно-воспитательной работы в школе. Свои знания советские школьники должны связать с практикой социалистического строительства, коммунистическое мировоззрение должно определять их поступки и поведение. Для того чтобы успешно осуществлять воспитание коммунистического мировоззрения у детей, учителям необходимы глубокие знания, нужно, чтобы каждый преподаватель в своей деятельности руководствовался материалистической диалектикой. Каждый учебный предмет должен изучаться в школе в связи с другими предметами и с конкретной жизнью. Она справедливо требовала, чтобы дети с юных лет прониклись уважением к физическому труду, тесно связывала вопросы трудового воспитания с политехническим обучением. Указывала, что политехнизация школы должна осуществляться на основе общего образования, Большую роль Н. К. Крупская отводила производительному труду учащихся. Она указывала, что работа в школьных мастерских для V—VII классов должна быть педагогически продумана с точки зрения политехнизации, не следует допускать ремесленничества; учащихся VIII—Х классов необходимо включать в труд промышленных предприятий, колхозов и совхозов. Это даст им представление о современной технике, расширит политехнический кругозор, будет способствовать воспитанию коммунистического отношения к труду.
63. Макаренко А.С. «Педагогическая поэма». Одним из выдающихся отечественных педагогов, наследие которого вызывало и вызывает неоднозначные оценки, был Антон Семенович Макаренко (1888–1935) – автор теории воспитания личности в коллективе, которая была доминирующей в советской педагогике до 1980-х гг. В 1930-е гг. он руководил образцовыми воспитательными учреждениями «Трудовая колония имени А.М. Горького» и «Детская трудовая коммуна имени Ф.Э. Дзержинского», позднее вел активную просветительскую деятельность. Основные свои идеи он изложил в художественно-педагогических произведениях «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей». На основе эмпирического опыта воспитания в трудовых воспитательных учреждениях А.С. Макаренко создал педагогическую теорию воспитания личности в коллективе. Постулируя идею воспитания в коллективе и через коллектив, педагог сформулировал основные принципы воспитания. В соответствии с этими принципами коллектив есть объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенными соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей; «через коллектив каждый его член входит в общество». Подчеркивая значение самоуправления воспитанников как фактора решающего воспитательного воздействия на детей, А.С. Макаренко делал акцент на роли традиций, обычаев, норм, ценностей, стиля и тона отношений, складывающихся в данном коллективе. Огромное внимание он уделял методике организации воспитательного процесса. Главным фактором развития коллектива педагог считал его движение: коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. Теория воспитания личности в коллективе оказала большое влияние на организацию воспитательного процесса в советской школе и до сегодняшнего времени является одной из базовых теорий воспитания. В «Педагогической поэме» рассказывается о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии, создателем и руководителем которой в 20е годы был автор. Макаренко воспитывает детей и сам учится общаться с трудными детьми. Эти дети (воры, убийцы) становятся через время совестливыми, осознают свои поступки и действия, стремятся к знаниям и труду. Особое внимание Макаренко уделял труду. Еще в первую зиму, когда воспитанники были практически без одежды, голодали, убедился, что совместный общественно полезный труд очень помогает сплочению, его польза была оценена всеми. Отмечал, что чувство совместного положения, когда и педагоги и воспитанники оказываются в этом положении, очень сближает и помогает в дальнейшем чувству сплоченности и труду, найти общий язык. После учебы в колонии воспитанники продолжали дальше учиться, а чтобы они не сошли с дороги нравственности, не вернулись обратно к своему ремеслу, им создали стипендию, которая была выше средней стипендии Института. Любовь к труду, к человечности породили чувство уверенности. Выпускники все выбрали путь к общественно значимым профессиям.
64. Макаренко А.С. «Книга для родителей». Дети, говорил Макаренко-это будущее. Воспитание детей - важная область. Дети - это будущее, они будут вторить историю, это наша старость. Воспитывать ребенка правильно, гораздо легче чем перевоспитать. Не нужно забывать о том, что семья- это количество равноправных членов общ-ва , но все же родители руководят семьей, а дети воспитываются в ней. Нельзя ограничиваться одним ребенком в семье, он скоро становится центром семьи и воспитывается эгоистом. Родители-главный пример ребенка. Главная воспитательная работа заключается в организации семьи с пристальным учетом мелочей.
О родительском авторитете – Смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, а принимается как несомненное достоинство, старшего, как его сила и действительность, видимая детским глазом. Настоящий родительский авторитет должен иметь своим основанием поведение родителей, их лицо.
Дисцилина – Она создается не отдельными мерами, а всей системой воспитания. То результат воспитания. Способом воспитания является режим. Режим семьи различен в разных условиях, т.к. он является только средством. Важным является постоянное упражнение в правильном поступке.
Игра – имеет важное значение. Она является подготовкой к труду, и должна постепенно заменяться трудом. Многие родители не уделяют достаточного внимания на руководство игрой либо предоставляют ребенка самим себе., либо окружают игру излишней заботой и излишними игрушками. Родители должны применять различные методы на разных стадиях игры, но всегда должны предоставить ребенку воможность выразить и развивать свои способности, не отказывая ему в помощи в трудной ситуации.
Воспитание в труде.Особая задача научить творческому труду, подготовка имеет важное значение для будущей квалификации человека. Перед ребенком должна быть поставлена задача на короткий отрезок времени и даже длительного характера.
Семейное хозяйство – Хозяйство семьи предоставляет собой важнейшую арену для воспитания., поможет выработать такие качества как: коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки, умение распорядиться временем и работой. Все семейной хозяйство должно вестись в спокойных тонах, без нервности.
Воспитание культурных навыков Культурное воспитание ребенка должно начинаться с самого раннего дет-ва, когда он научился хоть кое-как говорить. Родители должны следить, чтобы в практике воспитания не начинали преобладать интересы развлечений, пустое проведение времени.
Половое воспитание должно быть воспитанием любви, главный метод – беседа. Она должна возникать по случаю. В более старшем возрасте –убеждения, явления.
65. Макаренко А.С. «Коллектив и воспитание личности». Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива. Этапы развития коллектива:1) становление коллектива (стадия первоначального сплочения. отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива – педагог. 2) –усиливается влияние коллектива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что - ущерб интересам коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Основная цель педагога на этой стадии - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается.3)- расцвет коллектива. Особенность стадии- более высокие требования к себе, чем к своим товарищам Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции - это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.Большие и малые традиции. Большие - это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые – будничные, повседневные тардции, но не маловажные для коллектива, поддерживают установившийся порядок, вырабатывают устойчивые привычки поведения. Особенно важным считал А.С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой.Различал 3 вида перспектив- близкую, среднюю и далекую.Близкая- подох в цирк, на экскурсию, игра-соревнование.Должна опираться на личную заинтересованность ученика. Высший уровень близкой перспективы - это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива. Средняя заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы нужно приложить усилия.Подготовка к школьному празднику, спортивному соревнованию,литеретурному вечеру.Далекая это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Пример наиболее распространенной далекой перспективы - цель успешного окончания школы и последующего выбора профессии. Макаренко выдвигал принцип параллельного действия- Каждый член коллектива оказывается под "параллельным" воздействием по крайней мере трех сил - воспитателя, актива и всего коллектива. При повышении уровня сформированности коллектива непосредственное воздействие воспитателя на каждого отдельного воспитанника ослабевает, а воздействие на него коллектива усиливается. Большое значение А.С. Макаренко придавал стилю внутри-коллективных отношений. Отличительным признаком сформированного коллектива он считал: 1) мажор - постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию; 2) ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; 3) дружеское единение его членов; 4) ощущение защищенности каждого члена коллектива; 5) активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию; 6) привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах. Научными исследованиями выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу (конформизм); 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония); 3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм)
66. В.А.Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека». Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельности сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений. В книгу включены беседы, которые учитель может использовать в воспитании у учащихся патриотизма, коммунистической идейности, гражданственности, любви к близким, природе, учителю. В своей книги он говорит о том, как правильно воспитать в человеке чувство человеческого достоинства, говорит о интеллектуальном богатстве, эстетическом богатстве человека, как привить любовь к труду и физически совершенствовать человека. В книге раскрываются нормы коммунистической этики — конкретные поучения и наставления, как жить, как поступать, в чем добро и зло, —- все это и есть сущность долженствования. В книге использованы многие примеры из жизни, показывает наглядно важность воспитания в природе, учит во всем живом и неживом прекрасное, учит жить единой семьей, сплоченным коллективом. Говорит о важности учителя в воспитании детей и детских коллективов. Воспитание –это прежде всего духовное общение учителя и ребенка. Если воспитатель только учит как воспитывать, но непосредственно не общается с детьми, то он перестет быть воспитателем.В книгу вошли поучения, которые составляют содержание бесед по этике коммунистического воспитания «Каким должен быть настоящим человек?». В книге описываются методы воспитания с самого рождения ребенка, как воспитать его отношения к близким, его отношение к различным жизненным ситуациям, как формировать культуру, чувства долга, отвественности, преданности
67. В.А.Сухомлинский «Мудрость и власть коллектива». Для В.А. Сухомлинского детский коллектив – сообщество детей, в котором есть идейная общность, интеллектуальная общность, эмоциональная общность, организационная общность. Под коллективом класса он понимал «сложное взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, взаимную «заразительность», обмен духовными приобретениями и знаниями то есть всё то что и создаёт «интеллектуальный фон» повышает общий уровень развития детей, вызывает общее стремление больше узнать, лучше учиться и тем помогает детям в их главном труде» Коллектив, по мнению, В.А. Сухомлинского должен являться авторитетом для ребёнка, ибо, если он в нём ничего не находил для своей духовной жизни и не приобщался к высшим интересам, он для него переставал быть таковым. «чтобы руководить коллективом и давать правильное направление его деятельности, руководитель школы и все воспитатели обязаны хорошо знать психические, духовные, интеллектуальные особенности каждого ребёнка» .Большое значение уделял духовному обогащению ребёнка. Поэтому он писал: «Воспитание - это постоянное духовное обогащение ребёнка» . Он предлагал строить всю «всю систему взаимоотношений в ученическом коллективе так что бы преобладающая часть усилий каждого воспитанника была направлена на заботу о других людях: о товарищах, о родителях, о всех тех кто нуждается в помощи и поддержке». Признавая необходимость заботы коллектива о личности, он выступал за правильное духовное взаимодействие коллектива и личности, что предполагает чуткость, тактичность, деликатность коллектива по отношению ко всему сугубо интимному. он считал, что свобода личности выражается не в независимости человека от общества, а в гармоничном сочетании личных интересов и интересов общественных. Для удовлетворения духовной жизни ребёнка, для его активной деятельности в коллективе, он предлагал ему участвовать в нескольких коллективах, каждый из которых перед ним открывал бы что-то своё. Но, предлагая ребёнку активно участвовать в коллективной деятельности, он признавал и необходимость длительного отдыха от коллектива после каждой учебной четверти.
68. Шацкий «Годы исканий».
Выдающийся русский педагог Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934) возглавлял опытную станцию, представляющую собой комплекс учебно-образовательных учреждений Наркомпроса, ряд детских садов, городских и сельских школ, внешкольных учреждений различного типа, учительских курсов. В 1920-е гг. педагог продолжает развивать свои дореволюционные идеи, связанные с организацией жизни детей во всех ее многообразных проявлениях. Он полагал, что построение всего образовательно-воспитательного процесса должно планироваться при обязательном учете личного опыта детей. С.Т. Шацкий организовал на базе педагогического коллектива Первой опытной станции научную школу. Станция была комплексом научно-педагогических учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений для детей и культурно-просветительских организаций для взрослых, где на основе единой исследовательской программы разрабатывались и на практике проверялись формы и методы воспитания. В основу концепции педагога легла идея организации «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде. Утверждая органичную связь советской школы с обществом и окружающей средой, С.Т. Шацкий обращал внимание педагогов на многообразие видов детской жизнедеятельности, развитие трудовых навыков и творческих способностей ребенка. Педагогический процесс он строил как взаимодействие педагога и воспитанника, охватывающее духовный мир ребенка и сферу его практической реализации. Принципиальная новизна идеи Шацкого заключалась в том, что он не просто выделял ключевые позиции воспитательного процесса, а определял взаимосвязи как между его участниками, так и между отдельными элементами, к которым он относил умственный и физический труд, искусство, игру. Педагог подчеркивал, что нарушение связи между компонентами воспитания личности приводит к одностороннему развитию ребенка. По мысли Шацкого, материальную, дисциплинирующую и опытную канву воспитания составляет физический труд, деловое самоуправление организует жизнь детей; искусство, а также игра, задающая бодрый тон детской деятельности, формируют их эстетические чувства, направляет же общую жизнь и дух исследования работа ума. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом он считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей. Организующим ядром школьной жизни С.Т. Шацкий считал эстетическое воспитание, которое охватывает весь мир прекрасного (музыку, живопись, театр, прикладное искусство и т. д.) и в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческого потенциала личности и коллектива. С новых позиций педагог осмыслил содержание эстетического воспитания, назвав его «жизнью искусства». Под системой эстетического воспитания он понимал оптимальное взаимодействие всех политических и гражданских институтов общества в целях развития творческих возможностей личности, коллектива, народных масс. С.Т. Шацкий внес значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы.
69. К.Д.Ушинский « Проект учительской семинарии». Считал существенным недостатком в деле русского народного просвещения это недостаток хороших наставников, подготовленных к исполнению своих обязанностей.
Недостаток этот особенно чувствуется в младших классах средних учебных заведений, в уездных и приходских училищах, в младших классах гимназий. В праоекте устава низших и средних народных училищ предполагалось открыть при гимназиях педагогические курсы.
Качества учителя народной школы или воспитателя, чтобы с успехом выполнять свои обязанности.: 1) для учителей нет надобности в обширных познаниях,
которые скорее вредно могут подействовать на его деятельность 2) его сведения должны быть точными. Ясными 3)
Сведения учителя народной школы должны быть очень разнообразны Он должен иметь познание не только в законе божьем, грамматике, арифметике, географии и истории, но и в естественных науках, медицине, сельском хозяйстве; кроме того, уметь хорошо писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь. 4) метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только долговременной практикой.5) жизнь учителя не должна не давать повода к соблазну, должна служить примером для учеников и родителей6) убеждения народного учителя должны быть проникнуты идеями христианства.7)
на убеждение и нравственность молодого человека в 18 и 19 лет ничто не имеет такого влияния, как тот кружок товарищей, в котором он живет. Выбор этого кружка, избавление его от вредных членов, наблюдение за его направлением, все это возможно только в интернате. Главная цель: заменить родителей, дать воспитание, поставить на точную дорогу жизни, которая может быть полезна государству. Учительские семинарии должны быть 1)необходимы 2-
учительские семинарии должны быть заведения закрытые; 3-что ученики должны поступать в них после предварительного приготовления и по строгому выбору; 4 - что жизнь в этих семинариях должна быть самая простая и строгая; 5 — учение не обширное, но энциклопедическое и особенно приноровленное к назначению воспитанников; 6- что при семинарии должна быть обширная практическая школа; 7- что семинарии не должны быть основываемы в больших городах, но вместе с тем должны находиться неподалеку от центров образования. Прием воспитанников в сиротские заведения- малолетние дети из любых сословий от 4-5 до 12 лет.
Элементарная школа преимущественно вызывающая развитие способности в душе дитяти и вводящая его разом и в жизнь, и в науку, должна быть фундаментом, зерном всякого обширного сиротского заведения. Но хорошая элементарная школа не менее же важна и для такого заведения, в котором могут получать воспитание будущие педагоги. В хорошей элементарной школе сиротского заведения — 1) дети должны быть разделены по возможности на небольшие кружки; 2) эти кружки должны быть поручены прямому ближайшему влиянию хороших воспитателей; 3) воспитатели должны жить с воспитанниками. 4) воспитатель должен быть не только гувернером, но и наставником, если не во всех, то, по крайней мере, в некоторых предметах. Гимназии при сиротском заведении Воспитанников, окончивших курс в элементарной школе, направлять одних в гимназии, других в технические заведения. Приготовительная учительская школа приготовляются специально ко вступлению в учительскую семинарию с определенной целью - сделаться учителями или в народной школе, или в среднем учебном заведении. В этих приготовительных училищах молодые люди не только занимаются основательным изучением тех предметов, которые необходимы им для их будущей учительской деятельности, но и приобретают первоначальный навык в преподавательском изложении своих мыслей. В приготовительной школе, кроме того, следует приучать будущих учителей к церковному пению, каллиграфии, черчению, рисованию; здесь также должен проходиться курс естественных наук . Религиозное и нравственное воспитание должно быть главной задачей приготовительной учительской школы. Учительская семинария должна бы состоять: а) из директора, который был бы вместе главным начальником всего сиротского заведения, пяти или шести педагогов, которые не только были бы знакомы с педагогической теорией, но были вместе педагогами-практиками; б) всех воспитателей сиротского заведения; в) воспитанников, поступивших из самого сиротского заведения и живущих в нем, для чего могло бы быть назначено особое здание, и г) воспитанников, обучающихся искусству преподавания в семинарии за небольшую плату и живущих вне заведения.
70. Гербарт И. «Общая педагогика выведенная из цели воспитания». Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Он говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды, чтобы повседневная кропотливая работа и ограниченный индивидуальный опыт не суживали его горизонта. Овладение педагогической теорией дает учителю возможность избежать ошибок в оценке воспитанников, стимулов и мотивов их поведения, значения и сущности их поступков. Гербарт придавал большое значение установлению цели воспитания, в зависимости от которой должны определяться воспитательные средства. В соответствии со своей этической теорией, основой которой являются, нравственные вечные идеи, Гербарт считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека. Педагог должен поставить перед воспитанником те цели, которые тот поставит сам перед собой, когда сделается взрослым. Эти будущие цели могут быть подразделены на: 1) цели возможные, 2) цели необходимые.Возможные цели — это те, которые человек сможет когда-нибудь поставить перед собой в области определенной специальности. Необходимые цели — это те, которые нужны человеку в любой области его деятельности. Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время, т. е. в процессе самого воспитания. Поддерживая внешний порядок, управление создает предпосылки для осуществления процесса воспитания. Но оно не воспитывает, а является как бы временным, но обязательным условием. Первое средство управления — это угроза.но она не всегда эффективна. Необходимо применять разнообразные приказания и запрещения, которые должны быть точными и конкретными. Для детей, нарушающих установленные правила, следует завести в школе штрафную книгу,что и в домашнем воспитании ведение подобной книги иногда полезно. И, наконец, большое место среди средств управления детьми Гербарт отводит наказаниям, в том числе и телесным. Авторитет и любовь Гербарт считает вспомогательными средствами управления. Вся система управления детьми, имеющая своей задачей отвлекать их от беспорядка и нарушений дисциплины, построена у Гербарта на насилии, на дрессировке и муштре.Обучение Он считал обучение главнейшим и основным средством воспитания; ввел в педагогику термин воспитывающее обучение. Обучение, по Гербарту, должно основываться на многосторонности интересов. Одни из них направлены на познание окружающей действительности, другие — общественной жизни. Гербарт различает шесть самостоятельных видов различных интересов. К интересам первой группы он относит интересы: эмпирический, который как бы отвечает на вопрос, что это такое, и возбуждает стремление к наблюдению; у мозрительный, который отвечает на вопрос, почему это так, и настраивает на размышление; эстетический — обеспечивает художественную оценку явлений. Ко второй группе интересов относятся: симпатический, направленный на членов своей семьи и ближайший круг знакомых; социальный — на более широкий круг людей, на общество, свой народ и все человечество. К этой же группе Гербарт относит религиозный интерес, направленный на общение с богом. Цель воспитания — формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Цель воспитания достигается развитием многосторонности интересов и создания на этой базе цельного нравственного характера, руководимого 5 нравственными идеями: внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права, справедливости. Задачи нравственного воспитания: 1. Удерживать воспитанника; 2. Определять воспитанника; 3. Устанавливать чёткие правила поведения; 4. Не давать основания для того, чтобы воспитанник усомнился в истине; 5. Волновать душу ребёнка одобрением и порицанием. У Гербарта отсутствует трудовое воспитание — стремился воспитать мыслителя, а не деятеля.
71. Кершенштейнер «Школа будущего». В статье «Школа будущего - школа труда» он изложил основные принципы организации такой школы, представил модель новой трудовой школы. Трудовая школа должна стать таким образовательным учреждением, которое готовило бы детей главным образом из народа к будущей трудовой деятельности, такая школа должна давать ученику минимум знаний, максимум умений и трудолюбия, а также соответствующие гражданские убеждения. Для новой школы необходимо: обширное поле ручного труда, который, в зависимости от способностей ребенка, станет средством умственного развития; освоение труда, которым занимаются родители; работа, осуществляемая совместно с товарищами. При организации народной школы лучше всего было бы соединить преподавание с ручным трудом и изобразительно-иллюстративной деятельностью, широко используя опытническую и лабораторную работу. Предлагал для практических занятий разные мастерские, кузню, школьный сад – вообще ту сферы деятельности, к которой у ребенка есть интерес. Профессиональную подготовку Г. Кершенштейнер предлагал осуществлять в «дополнительных» школах для работающих подростков, окончивших народную школу,
Выступал идеологом так называемого гражданского воспитания. Новая трудовая школа должна отвечать не только природным и интеллектуальным стремлениям ребенка, но и его социальным инстинктам( «служение товарищам» и государству). Трудовая школа с ее кухнями, мастерскими и садами нужна для того, чтобы дети овладевали полезными профессиями, знаниями, навыками и любили свою работу. Но она необходима и для воспитания людей, понимающих и поддерживающих цели государства, с благодарностью служащих ему, уважающих законы. читал К., нужно даже создавать «дополнительные 2-3 летние школы» для уже работающих подростков, где обучение было бы сопряжено с гражданским воспитанием. Педагогическая система К. ориентирована уже не на сословную, а на классовую систему воспитания. Задача школы именно и состоит в том, чтобы дети с ее помощью могли освоиться с данным учебным материалом, чтобы она помогла ребенку увеличить, упорядочить и дополнить его знания и ими самостоятельно пользоваться; она должна быть школой обучения. такой, которая идет навстречу всей душевной жизни ребенка, которая приноровлена не только к его способности воспринимать, но также к его творческой способности, не только к пассивной, но и к активной стороне его натуры, которая должна отвечать не только его интеллектуальным стремлениям; но в особенности его социальным инстинктам. Она должна быть школой обучения, в которой учат не только при помощи слов и книг, но гораздо больше путем практического опыта. При школах были разбиты сады, школьные кухонные огороды(для учениц 8 класса), акварии, террарии, птичьи садки, так же как уход за цветами в 3,4 классах,затем обязательным в восьмом классе мужских школ обучение по 6 часов еженедельно в мастерских для обработки дерева и металла. Это прежде всего, дало опыт для рисования, затем для обучения механике, геометрии и счету. В 1903 году началась реформа обучения рисованию, которое с самого же начала было поставлено на службу декоративного искусства, а тем самым на службу творческой деятельности ребенка; затем ввели для мальчиков в восьмом классе обязательное лабораторное преподавание физики и химии по 4 часа . Отстающие дети по предметам могли тут показать себя и развивать свои творческие способности. Кершенштейнер разбивал класс на коллективы, у каждого была своя задача, Каждая группа занята какой-нибудь одной задачей. Один ученик, входящий в нее, берет на себя наблюдение, другой контролирует первого. Третий вычисляет и конструирует, четвертый снова берет на себя контроль. По окончании работы роли меняются полученные результаты сравниваются; при чересчур больших отклонениях сообща обсуждаются источники ошибок и, наконец, выводится средняя. В этих группа каждый приспосабливался к группе, помогал, должен быть готовым научить слабого и совместно переживать как чувство удовлетворения, так и, чувство разочарования
<предыдущая страница | следующая страница>