72. Блонский П.П. «Основы педагогики». во главу угла всей воспитательной системы поставил задачу формирования всесторонне развитой личности, основанного на ее всестороннем изучении. «Именно личность ребенка, - писал он, - во всем ее своеобразии - основа правильного воспитания». Чтобы реализовать задачу последовательно проводил два основных принципа: принцип гуманизма и принцип развития. Он решительно выступил против воспитания, основанного на насилии, подавлении ребенка, на наказаниях. Только знание особенностей личности ребенка - основа правильного воспитания. Яркое воплощение в творчестве П.П. Блонского нашел принцип развития, составляющий одно из ведущих положений современной психологической науки. Процесс формирования личности, как и вообще весь процесс воспитания, П.П. Блонский трактовал как непрерывно продолжающийся активный процесс, в котором активны обе стороны - и воспитатель, и воспитуемый. Понимал ребенка как единое психобиологическое существо, изучая которое необходимо рассматривать в единстве его духовную и физическую сторону, учитывать взаимовлияние психического и физического развития. Только всестороннее знание ребенка, считал П.П. Блонский, основанное на комплексном изучении различных сторон и уровней психической и физической деятельности человеческого организма, может дать воспитателю возможность организовать жизнь воспитанника, обеспечивающую его всестороннее развитие.
Идея целостного подхода к человеку как единому психобиологическому существу нашла воплощение в концепции П.П. Блонского о сущности и происхождении психической жизни, в основу которой он положил три главные идеи: развития; потребностей и интересов как двигателей развития психической жизни; зависимости реакции субъекта на внешние воздействия от силы или слабости природной нервно-психической организации. Блонский особо подчеркивал значение трудового воспитания и политехнического образования для всестороннего развития детей. Он явился пионером советской науки в этом вопросе и сформулировал в этой области основополагающие принципы
Политехническое образование. В фазе подростничества выступает на 1 план малый машинный труд, подросток овладеквает технической помощью инструмента. Современный рабочий приспосабливается к техническим переворотам, мобилизует свои рабочие силы. Используя машинный труд, идет обощение связи индустриальной техники и науки –естествознание и математики. Политехническое образование дает всетсороннее научно-индустриальное образование. Политехническое образование- образование. Центральный пункт которого теоретическая и практическая технология.
Для построения новой школы, реорганизации учебных программ, разработки новых методов обучения детей необходимы были не только педагогические, но и психологические и философские знания. С его точки зрения, формирование новой школы являлось основой развития нового общества.
73. ВА.Лай «Школа действия». Представлял педагогический процесс следующим образом. Воздействие на ребёнка через восприятие: наблюдательно-вещественное преподавание - жизнь природы, химия, физика, география, естественная история; жизнь человека, учение о народном хозяйстве, граждановедение, педагогика, история, философия, мораль. Воздействие на ребёнка через выражение: изобразительно-формальное преподавание – словесное изображение (язык), художественное изображение, эксперименты, физическое изображение, математическое изображение, уход за животными, творчество в моральной области, поведение в классной общине. Труд в системе Лая - не учебный предмет, а принцип преподавания. Решающее значение в педагогической практике придавал организации действия в понятие, которого включал любую практическую и творческую деятельность учащихся и их поведение. Полагал, что лабораторный эксперимент даст ценный материал для определения новых путей воспитания. Он исходил из того, что в основе детских поступков лежат врожденные либо приобретенные рефлексы, которые нужно изучать в лабораторных и в обычных условиях. Главный ориентир воспитания - глубокое изучение детской физиологии, сенсорики. А.Лай утверждал, что детские интересы формируются, прежде всего, на основе спонтанных рефлексов. Соответственно, центр воспитательного процесса - сфера деятельности самого ребенка. Эту деятельность следует организовывать с учетом особенностей рефлексов, потребностей, физиологии, психологии детей. Главным содержанием основного педагогического принципа является реакция как единство впечатления и выражения, как основной процесс, как элементарное явление жизни. Анатомия, физиология и факты эволюции показывают нам, что раздражение и движение, впечатление и внешнее действие, наблюдение и изображение стоят в тесной связи.. Все поведение ребенка, всю его деятельность следует рассматривать как реакцию, как приспособление органов и ума к данным условиямВ основе физической и трудовой деятельности лежит РЕАКЦИЯ. Школа действия хочет создать для ребенка природную социальную среду. Отсюда видно, что пассивно воспринимающее обучение должно быть заменено на наблюдательно-изобразительное, школа словесная - школа действия. Воспитанник - часть окружающей его жизненной среды, которая на него воздействует и на которую он сам реагирует. 1.Врожденные рефлексы, реакции и инстинкты должны стать основой всего воспитания. 2.Воспитание должно воздействовать на врожденные и приобретенные реакции, чтобы они пришли в соответствие с нормами логики, эстетики, религии. 3.Необходимо изучать врожденные и приобретенные реакции детей. Все это и определяет содержание принципа действия. Во всех сложных реакциях наблюдения, переработки, изображения представляют из себя комплекс реакций. Преподавание должно направлять деятельность органов чувств ученика таким образом, чтобы не только сенсорное, но и моторное ощущения отчетливо воспринимались и комбинировались; о единстве впечатлений и выражений при изображении, изображение во внутренней форме влияет на умственную переработку в смысле совершенствования. По убеждению А.Лая в основе обучения должно лежать: восприятие, умственное отражение (переработка),внешнее выражение. Школа действий - разносторонняя деятельность, куда входит и производительный труд. При этом необходим учет индивидуальных особенностей учащихся. Лай видел взаимодействие субъектов по схеме: cтимул - реакция. Главная роль отводилась: учебному плану, предметам, методам обучения на основе индивидуальных особенностей ребенка.
74. Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». сатирический роман французского писателя 16 века Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах-обжорах, отце и сыне. Гаргантюа — символ Ренессанса, символ отказа от традиционных жизненных установок Средневековья и возрождающегося интереса к светскому искусству и познанию мира, свободному от догм и ограничений. Пантагрюэль — сын Гаргантюа, принц королевства Утопия. Представляет собой тип передового человека эпохи Возрождения, который интересуется сразу несколькими научными дисциплинами и видами искусства. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. Основным объектом для сатиры Рабле является церковь, белое духовенство и монашество. Рабле высмеивает невежество и лень монахов, непомерное стремление к наживе, претензии пап на политическое господство в Европе, ханжеское благочестие, прикрывающее развращённость служителей церкви. Отдельных насмешек удостоены некоторые места из Библии. В своём романе Рабле не только борется со «старым миром» при помощи сатиры и юмора, но и провозглашает новый мир так, как он его видит. Своё видение этих идей изложил в эпизоде с Телемским аббатством, Главы о Телемском аббатстве, а также о воспитании Гаргантюа под руководством Понократа, являются законченным воплощением принципов гуманизма в романе Рабле. В романе Рабле выступает с требованием гармоничного развития детей, которое может быть достуигнуто путем вооружения их научными знаниями и практическими учениями в сочетании с физическим и нравственным воспитанием. План занятия Гагрантюа состоял таким образом, чтобы он не терял ни часу, все его свободное время уходило на приобретение знания. С утра ему читали несколько страниц святого писания, чтобыб он проникся особым благоговением и любовью к богу, т.к священное писание открывало перед ним его величие и мудрость. Физическое воспитание включало гимнастические упражнения, игры в мяч, также он учился верховой езде, охоте,паванию. Изучал предметы: арифметику, геометрию,астрономию,музыку, учился чтению дискуссиям. Выучился игре на арфе,флейте,тромбоне. Вечером перед сном Г
аргантюа рассказывал своему наставнику все, что он прочитал. Трдовое воспитание сотсояло из посещение лавки ремесленников, где он наблюдал за работой аптекарей, деятелей искусства.
75. Дж. Дьюи «Школа и общество». Самый большой недостаток школы, — считал он, — происходит от невозможности для ребенка свободно и в полной степени использовать опыт, приобретенный им вне школы, в самой школе; и наоборот: он не имеет возможности применять в повседневной жизни то, чему научился в школе. Дьюи выступал против формального образования, принудительного "дисциплинирования голого ума".По убеждению Дьюи, школа должна быть зародышем общественной жизни, должна быть проникнута духом искусства, истории и науки, не отделяя обучение культуре от специального образования. Очень много Дьюи уделяет общению. Общение, обеспечивающее участие человека в общественных сферах сознания, дает эмоциональные и интеллектуальные результаты — развитие личности, ее способностей. Он говорил, что образование и воспитание должны быть разными для разных людей и должны гибко меняться со временем под влиянием политических соображений (воспитание хороших граждан). Школа Дьюи — "кооперативное общество небольшого масштаба", сколок социальной структуры. Ее главное назначение — дать детям возможность накопить успешный опыт жить в сотрудничестве ("в кооперативной интеграции"). Главнейшая задача школы — приучить детей к сотрудничеству и взаимопомощи; в развитии у них сознания взаимной зависимости; в содействии детям на практике развивать навыки социального поведения; побочные цели: развитие их активности, трудовых умений и способностей. Воспитание заключается прежде всего в передаче опыта в ходе общения. Само общение есть процесс передачи опыта — общего достояния.
<предыдущая страница