Перейти на главную страницу
Сумский государственный университет
А.И.Любич
А.Ф.Будник
Учебное пособие
к выполнению курсовых и выпускных
квалификационных работ по специальности .090101
«Прикладное материаловедение»
Сумы
2007
БК 34.4я2
д-р техн. наук, проф. В.І.Склабінський
(Сумський державний університет)
канд. техн. наук, доц. В.О.Пчелінцев
(Сумський державний університет)
Любич О.Й., Будник А.Ф.
Л93 Основи експериментальних робіт в матеріалознавстві: Навчальний посібник. –Суми: Вид-во СумДУ, 2007. -178 с.
Посібник містить відомості про методи і засоби вимірювання лінійних величин, температур, механічних властивостей. Описано різні способи оцінки вимірювань та методологія експерименту і теоретичних досліджень в матеріалознавстві. Викладено механізми планування та проведення експерименту з необхідною точністю, прийняття рішень при виборі параметрів оптимізації, факторів, плану експериментів та інтерпретації одержаних результатів.
Для студентів матеріалознавців ІІІ-ІV рівнів акредитації.
ББК 34.4я2
ISBN 966-603-452-2 © О.Й.Любич, А.Ф.Будник, 2007
© Вид-во СумДУ, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
|
С. |
Предисловие....................................................................... |
5 |
1 Планирование эксперимента и его задачи.................... |
6 |
2 Методы исследований.................................................... |
15 |
2.1 Методология теоретических исследований............ |
15 |
2.2 Методология эксперимента...................................... |
22 |
2.3 Разработка плана-программы эксперимента.......... |
26 |
2.4 Статистические методы оценки измерений........... |
31 |
2.5 Интервальная оценка с помощью доверительной вероятности..................................... |
38
|
2.6 Установление минимального количества измерений................................................................. |
41
|
2.7 Проведение эксперимента........................................ |
44 |
2.8 Методы графического изображения результатов измерений.................................................................. |
49
|
3 Методы и средства измерения....................................... |
53 |
3.1 Измерения и измеряемые величины....................... |
53 |
3.2 Измерения линейных размеров............................... |
56 |
3.2.1 Шкальные средства измерения....................... |
56 |
3.2.2 Пневматические измерительные приборы.... |
57 |
3.2.3 Индуктивные приборы.................................... |
59 |
3.2.4 Механотроны.................................................... |
62 |
3.2.5 Оптико-механические и оптические прибо- ры....................................................................... |
63
|
3.2.6 Акустические приборы.................................... |
68 |
3.3 Измерения температуры........................................... |
70 |
3.3.1 Механические термометры............................. |
70 |
3.3.2 Электрические контактные термометры....... |
73 |
3.3.3 Бесконтактные методы измерения температуры..................................................... |
79
|
3.3.4 Цветовые индикаторы температуры.............. |
83 |
3.4 Механические испытания......................................... |
87 |
3.4.1 Статические испытания................................... |
87 |
3.4.2 Испытания ударной нагрузкой....................... |
90 |
3.4.3 Испытания циклической нагрузкой.............. |
91 |
3.4.4 Измерения твердости.................................... |
94 |
3.4.5 Испытания на износостойкость..................... |
97 |
3.4.6 Неразрушающие методы определения механических свойств и структуры.............. |
101
|
3.4.7 Методы определения остаточных напряжений...................................................... |
109
|
4 Математический метод планирования эксперимен- та....................................................................................... |
117
|
4.1 Основные определения............................................. |
117 |
4.2 Параметр оптимизации............................................. |
119 |
4.3 Факторы..................................................................... |
121 |
4.4 Выбор модели исследуемого процесса................... |
123 |
4.5 Выбор экспериментальной области факторного пространства.............................................................. |
127
|
4.6 Выбор основного уровня ......................................... |
128 |
4.7 Выбор интервалов варьирования............................ |
129 |
4.8 Полный факторный эксперимент типа 2К.............. |
132 |
4.8.1 Свойства полного факторного экспери- мента.................................................................. |
134
|
4.8.2 Математическая модель полного факторно- го эксперимента................................................ |
136
|
4.9 Дробный факторный эксперимент.......................... |
141 |
4.10 Обработка результатов эксперимента................... |
145 |
4.10.1 Реализация плана эксперимента................. |
145 |
4.10.2 Ошибка параллельных опытов и проверка однородности дисперсий............................. |
147
|
4.10.3 Проверка значимости коэффициентов....... |
149 |
4.10.4 Крутое восхождение по поверхности отклика.......................................................... |
152
|
4.11 Примеры решения задач оптимизации.................... |
157 |
4.11.1 Пример 1.......................................................... |
157 |
4.11.2 Пример 2.......................................................... |
164 |
Список литературы............................................................ |
175 |
Так как основой эксперимента являются измерения, то в этом пособии излагаются сведения о методах и средствах измерения линейных величин, температуры и механических свойств. Описаны различные методы оценки измерений, а также методологии эксперимента и теоретических исследований в материаловедении.
Данная работа поможет изучить и осуществить на практике проведение планирования эксперимента при поиске оптимальных решений, установить факторы, наиболее сильно влияющие на эксперимент; провести эксперименты с достаточно высокой точностью; составить матрицу планирования экспериментов, а также провести анализ полученных результатов.
Описанный в настоящем пособии метод планирования эксперимента Бока-Уилсона является одним из простейших. Успешность его применения зависит от решения многих вопросов, связанных с принятием неформализованных решений при выборе параметров оптимизации, факторов, плана экспериментов и при интерпретации полученных результатов.
Овладение теорией планирования эксперимента даст исследователю точную логическую схему и способ решения материаловедческих задач на различных этапах исследования.
1 ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
И ЕГО ЗАДАЧИ
Важным фактором в повышении производительности труда инженеров и научных работников является автоматизация исследований, включающая в себя широкий круг задач - от моделирования творческого процесса, организации коллективов и планирования научных исследований на основе применения компьютерных методов до создания автоматизированных научных приборов, средств и систем автоматизации экспериментов. Однако все эти задачи неразрешимы без проведения экспериментов.
Эксперимент занимает главенствующее место среди способов получения информации о внутренних взаимосвязях явлений в природе и технике. Он является отправной точкой и критерием большинства наших знаний. Экспериментальные поиски часто ведутся в таких областях, где теоретически нельзя сделать каких-либо предвидений. С помощью экспериментальных данных, получаемых непосредственно от изучаемых объектов, проверяется истинность теоретических предпосылок. Чтобы представить себе масштабы повседневной экспериментальной работы, достаточно, наряду с натурными исследованиями, проводимыми в различных областях науки при проектировании новой техники, учесть также испытания образцов опытной и серийной продукции на тысячах заводов.
По мере роста сложности исследуемых процессов и явлений возрастают затраты на аппаратуру и проведение эксперимента. При этом постоянно возрастает сложность решаемых задач, а большой объем информации, необходимой для выяснения внутренних взаимосвязей, заставляет применять все более сложные комплексы для обработки информации [1].
Все чаще оказываются недоступными непосредственному измерению характеристики объектов испытаний, подлежащие определению в результате эксперимента. Вследствие этого совокупность технико-экономических показателей, по которым проводится оценка испытуемого объекта или принимаются важные организационные и инженерные решения, не совпадает, как правило, с совокупностью параметров объекта, определяемых по результатам натурного эксперимента. Важной задачей является организация испытаний объектов, процессы функционирования которых носят сложный динамический характер и подвержены существенным влияниям изменяющихся условий внешней среды. В ходе испытаний собирается большое количество экспериментальных данных, требующих обработки и анализа. Разработка технического объекта (или технологического процесса) в большинстве случаев включает следующие этапы: лабораторная установка - опытная установка – промышленная экспериментальная установка, хотя установки, построенные в лабораторных условиях, во многом допускают экстраполяцию на промышленные установки. При этом продолжительность анализа и осмысливания результатов испытаний и их учета для корректировки характеристик новых изделий весьма значительна. Этот процесс хорошо иллюстрируется в отечественной и зарубежной практике соотношением: час испытаний — тысяча часов обработки.
Широкое применение экспериментальных методов привело к созданию теории эксперимента. Эта теория дает экспериментатору ответы на следующие вопросы:
1) как нужно организовать эксперимент, чтобы наилучшим образом решить поставленную задачу (в смысле затрат времени и средств или точности результатов);
2) как следует обрабатывать результаты эксперимента, чтобы получить максимальное количество информации об исследуемом объекте (или явлении);
3) какие обоснованные выводы можно сделать об исследуемом объекте по результатам эксперимента.
Основой теории эксперимента является математическая статистика, которая применима для анализа эксперимента в тех случаях, когда его результаты могут рассматриваться как случайные величины или случайные процессы. Это условие выполняется в большинстве исследований, поскольку, как правило, результаты эксперимента связаны с некоторой неопределенностью. Среди многих причин такой неопределенности можно назвать случайный характер исследуемых процессов, влияние неконтролируемых факторов, неконтролируемые изменения условий эксперимента и ошибки наблюдений. Сюда можно также отнести измерительные ошибки, причины которых кроются в несовершенстве приборов, методов измерений и устройств передачи данных. Влияние этих возмущений на результат наблюдений может во многих случаях рассматриваться как случайное.
Под влиянием статистики изменились методы анализа, оценки и представления результатов наблюдений. Под влиянием математической статистики стала изменяться и сама стратегия эксперимента. Теперь стало возможным говорить о возникновении математической теории эксперимента или, точнее, о теории экспериментальных исследований, базирующейся на математической статистике. Появился новый раздел математической статистики планирование эксперимента.
Математическая теория эксперимента, формулируемая на языке математической статистики, становится метатеорией, поскольку в ней формулируются такие общие для всех экспериментаторов принципы, как принятие решений в условиях неопределенности, обработка результатов наблюдений, планирование эксперимента.
В варианте схемы классификации экспериментов могут быть приняты следующие обобщенные признаки: структура; стадия научных исследований, к которой относится эксперимент; организация; постановка задачи; способ проведения [1].
По структуре эксперименты делят на натурные, модельные и модельно-компьютерные (машинные). В натурном эксперименте средства экспериментального исследования взаимодействуют непосредственно с объектом исследования, в модельном - экспериментируют не с самим объектом, а с его заменителем - моделью. Модель здесь играет двоякую роль. Во-первых, она является непосредственно объектом экспериментального исследования. Во-вторых, по отношению к изучаемому объекту модель выступает в качестве средства экспериментального исследования. Модельно-компьютерный эксперимент является разновидностью модельного эксперимента, при котором соответствующие характеристики изучаемого объекта вычисляются с помощью компьютера. Данный вид эксперимента отличается универсальностью и имеет широкую область применения.
По стадии научных исследований эксперименты делят на лабораторные, стендовые и промышленные. К лабораторным относятся эксперименты по изучению общих закономерностей различных явлений и процессов, по проверке научных гипотез и теорий. Стендовые испытания (исследования) проводят при необходимости изучить вполне конкретный процесс, протекающий в исследуемом объекте с определенными физическими, химическими и другими свойствами. По результатам стендовых испытаний судят о различных недоработках при расчетах или конструировании объекта (изделия, технологического процесса и др.), а также вырабатывают рекомендации относительно серийного выпуска изделия (материала) и условий его эксплуатации. Промышленный эксперимент проводят при создании нового изделия или процесса по данным лабораторных или стендовых испытаний, при оптимизации действующего процесса, при проведении контрольно-выборочных испытаний качества выпускаемой продукции (материала).
С точки зрения организации экспериментов можно выделить обычные (рутинные), специальные (технические), уникальные и смешанные эксперименты. Обычные эксперименты проводятся в лабораторных условиях, как правило, по несложным методикам с использованием сравнительно простого экспериментального оборудования и сопряжены с однообразными измерениями и вычислениями, многократно повторяющимися в течение длительного промежутка времени. Специальные эксперименты связаны с созданием и исследованием разных материалов, приборов и аппаратов. Уникальные эксперименты проводятся на сложном экспериментальном оборудовании (типа ядерного реактора, радиоэлектронного микрокомплекса, синхрофазотрона). Такие эксперименты отличаются большими объемами экспериментальных данных, высокой скоростью протекания исследуемых процессов, широким диапазоном измерения характеристик объектов исследования. Смешанные эксперименты содержат совокупность разнотипных экспериментов, объединенных единой программой исследования и связанных друг с другом результатами исследований.
Постановка задачи конкретного экспериментального исследования определяется уровнем сложности исследуемого объекта, степенью его изученности и требуемой степенью детализации его описания. Эти общие принципы постановки задач рассматриваются как составные элементы признака классификации. По этому признаку эксперименты по нахождению модели объекта исследования делят на классы [1]:
1) учитывающие наличие неоднородностей разного вида (например, неоднородность состава материалов, сырья, различия во времени проведения отдельных опытов, в действиях лаборантов и т. д.);
2) рассчитанные на выявление механизма явлений (существенным в постановках задач экспериментов данного класса является исследование хорошо организованных объектов и достаточно высокий уровень априорной информации — построение моделей механизма явлений для плохо организованных объектов или при недостаточности априорной информации даже для хорошо организованных объектов затруднительно или невозможно);
3) учитывающие локальную область пространства его параметров, соответствующую экстремуму некоторого критерия оптимальности при наличии временного дрейфа (изменения) параметров;
4) учитывающие локальную область пространства его параметров, соответствующую экстремуму некоторого критерия оптимальности при отсутствии временного дрейфа параметров;
5) учитывающие степень влияния входных переменных на выходные переменные;
6) позволяющие преобразовать набор переменных объекта исследования;
7) рассчитанные на прогнозирование его поведения и др.
По способу проведения различают пассивные, активные, активные с программным управлением, активные с обратной связью и активно-пассивные эксперименты.
Пассивный эксперимент основан на регистрации входных и выходных параметров, характеризующих объект исследования без вмешательства в эксперимент в процессе его проведения, с применением математико-статистических методов только после окончания эксперимента для обработки собранных экспериментальных данных. Исследование влияния совокупности факторов на результаты эксперимента производится при условии, что изменяется только один из факторов и фиксируются значения всех остальных. В сложных системах, в которых большое число воздействий не может контролироваться или управляться, это условие не выполняется.
В отличие от пассивного неуправляемого активный эксперимент предполагает возможность активного воздействия на исследуемый объект. При использовании методов активного эксперимента математическое описание строится в виде совокупности статических и динамических выходных характеристик объекта, которые регистрируются при подаче на его входы специальных возмущающих воздействий. При активном эксперименте можно оценить дисперсию ошибки, строго проверить адекватность модели и принять необходимые меры для выполнения условий, необходимых для применения метода множественного регрессионного анализа, используемого для обработки результатов эксперимента.
Активный эксперимент с программным управлением проводится по заранее составленному плану. В соответствии с этим планом экспериментатор воздействует на входные параметры исследуемого объекта, а выходные параметры, отражая реакцию исследуемого объекта на управляющие воздействия, позволяют выяснить природу происходящих процессов в объекте исследования.
В случае активного эксперимента с обратной связью, интерпретируя результаты на каждом шаге эксперимента, можно выбрать оптимальную стратегию управления экспериментом. Такие эксперименты можно проводить автоматически (без участия экспериментатора).
Активно-пассивный эксперимент характеризуется тем, что при его проведении одна часть данных просто регистрируется, а другая, кроме того, обрабатывается в процессе эксперимента и участвует в выработке управляющих воздействий. В таком эксперименте одна часть информации, получаемой от объекта, соответствует характеристикам, изменяющимся в соответствии с приложенными управляющими воздействиями, а другая отражает характеристики, не подверженные управляющим воздействиям.
Концепция выбора условий проведения экспериментов имеет основополагающее значение в теории планирования эксперимента. Область применения методов планирования эксперимента весьма обширна. Эти методы оказываются очень эффективными при проведении материаловедческих исследований в лабораторных условиях, в экспериментах на опытных, полупромышленных и промышленных установках.
Целью любого эксперимента является оценка качества технической системы. При этом различают ее статические и динамические характеристики, т. е. показатели качества самой системы как объекта производства, а также процесса ее функционирования, характеризующего степень приспособленности системы для решения поставленной перед ней задачи, для достижения цели операций, реализуемой этой системой. Качество процесса функционирования системы принято называть ее эффективностью. Таким образом, эффективность системы - это эффективность процесса функционирования системы.
Каждый исследуемый объект обладает совокупностью (множеством) свойств, определяющих качество объекта применительно к его назначению. При этом свойства объекта, не связанные с его назначением, считаются не влияющими на его качество. Каждое из свойств объекта можно описать количественно с помощью некоторой переменной, значение которой и характеризует его качество относительно этого свойства. Эту переменную называют показателем качества объекта, т. е. в общем случае показатель качества объекта - это вектор, компонентами которого являются показатели его свойств.
Показатели качества объекта делят на два класса: функциональные и экономические. Функциональные показатели характеризуют свойства объекта, полезные в смысле его прямого назначения, его функций. Экономические показатели характеризуют, с одной стороны, затраты, необходимые для придания объекту требуемых качеств, а с другой - экономический эффект от его применения.
В соответствии с ГОСТ 15467 показатели качества объекта делят на единичные, комплексные и определяющие. Единичный показатель качества относится к одному из его свойств. Единичными показателями качества являются, например, погрешность измерительного прибора, быстродействие какого-либо автомата или компьютера, чувствительность приемного устройства и т. д. Комплексный показатель качества продукции относится к нескольким свойствам продукции (или объекта), определяющий такую совокупность ее свойств, по которой принято решение оценивать качество продукции. Определяющий показатель качества продукции может быть единичным и обобщенным. Таким образом, комплексный и обобщенный показатели качества определяют сложные свойства продукции и являются функциями от ее единичных показателей. Комплексными являются, например, показатели технического совершенства, среднестатистические затраты, комплексные затраты, эффект от эксплуатации технической системы, эффективность и др.
Поскольку по определению качество объекта характеризуется совокупностью его свойств, то оно, в свою очередь, также представляет собой обобщенное свойство объекта, которое само по себе еще не характеризует степени его соответствия назначению. Для этого служат показатели качества и критерии его оценки. Таким образом, следует различать понятия «качество» (свойство) и «показатель качества» (числовая характеристика), а также понятия «показатель качества» и «критерий оценки качества» (совокупность условий).
Качество сложного объекта оценивают по результатам его испытаний. Для обеспечения требуемой достоверности и объективности получаемых оценок эксперимент должен проводиться в условиях, максимально приближенных к тем, в которых объект будет функционировать, при этом критерий оценки его качества должен содержать такие требования к объекту, удовлетворение которых обеспечит выполнение поставленной перед ними задачи.
В связи с этим возникает задача оптимального планирования эксперимента в смысле выбора его наилучшей схемы, т. е. плана, обеспечивающего при прочих равных условиях наибольшую надежность оценок качественных характеристик исследуемого объекта. Теория планирования эксперимента дает исследователю точную логическую схему и способ решения подобных задач на различных этапах исследования.
Л93 Основи експериментальних робіт в матеріалознавстві: Навчальний посібник. –Суми: Вид-во СумДУ, 2007. 178 с
15 10 2014
13 стр.
Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по социальной работе и психологии
08 10 2014
20 стр.
В последние десятилетия в результате фундаментальных исследований и экспериментальных работ в России было создано новое перспективное направление медицины квч-терапия
13 10 2014
1 стр.
Однако экспериментальных работ по изучению изменений давления, происходящих при выполнении различных асан, не проводилось. Данное предварительное сообщение описывает результаты экс
27 09 2014
1 стр.
11 10 2014
3 стр.
Автомобильные дороги и аэродромы
01 10 2014
3 стр.
Рентгенофазовый анализ применяется также в металловедении, техническом материаловедении, минералогии. Это универсальный и быстрый метод анализа
06 10 2014
1 стр.
Примерные вопросы для проведения срезовых работ по генетике человека с основами медицинской генетики в г
01 09 2014
1 стр.