7 мая 2009 года Ответственным исполнителем в адрес ООО «КОРПОРАЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ» направлено уведомление о приостановке работ по Проекту до момента уточнения границ выполнения работ и объемов финансирования, вместе с тем:
-
строительные работы развернуты ООО «КОРПОРАЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ» на участке Нарын-1 - Александровский завод (131км), с начала строительства выполнено 5,47 млн. м3 земляных работ по устройству земляного полотна, что составляет 94% от общего объема земляных работ на этом участке. Темпы выполнения работ по отсыпке земляного полотна доходили до 90 тыс. м3 в сутки. На момент проведения проверки выработка составляет в среднем 31 тыс. м3 в сутки, однако предполагается дальнейшее резкое снижение объемов выработки;
-
на момент проведения проверки ведутся работы по строительству искусственных сооружений (мостов и труб). 20 мостов из 23 находятся в стадии строительства, 3 моста сданы под укладку ВСП. Все пролетные строения на основании заказных спецификаций отгружены заводами-изготовителями;
-
из 94 металлических гофрированных труб (МГТ) на момент проведения проверки смонтировано и обваловано грунтом 48 труб МГТ и 25 труб собрано на месте и выполнена их гидроизоляция. Для оставшейся 21 трубы подготовлены основания и ведутся работы по сборке труб. Материалы для устройства металлических гофрированных труб (МГТ) находятся на объекте в полном объеме (2 344,14 п.м. труб). На момент проведения проверки работы ведутся;
-
на момент проведения проверки временный охраняемый переезд для пересечения железной дороги с автодорогой А-166 «Чита-Забайкальск» выполнен в одном уровне под гарантийное письмо от ООО «КОРПОРАЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ» о строительстве проектного путепровода (в разных уровнях), без которого невозможна нормальная эксплуатация автодороги А-166. Строительство путепровода ведется;
-
на момент проведения проверки ведутся работы по выносу и переустройству коммуникаций в Борзинском и Александро-заводском районах. Выполнено 74 фундамента, установлено 10 опор;
-
общая численность работающих на стройке на момент проведения проверки – 3 560 человек. На строительстве задействовано 695 единиц строительной техники. Открытие рабочего движения обеспечит рабочими местами жителей региона различных специальностей (ж/д линия проходит через четыре района Забайкальского края).
Выполнено работ с начала реализации Проекта
Вид работ
|
Ед.изм.
|
2007 г.
|
2008 г.
|
на 26.05.2009 г.
|
Всего:
|
Проектно-изыскательские работы
|
млн. руб.
|
472
|
1 728,45
|
104,37
|
2 304,82
|
Строительно-монтажные работы
|
млн. руб.
|
0
|
1 871,72
|
4 704,3
|
6 576,02
|
Итого:
|
млн. руб.
|
472
|
3 600,17
|
4 808,67
|
8 880,84
|
Краткие выводы Комиссии:
-
на момент проведения проверки: разработаны 20 карьеров грунтовых строительных материалов, устроены подъездные дороги к ним, которые после окончания работ необходимо рекультивировать; завезен полный комплект материалов для укладки верхнего строения пути до Александровского завода в объеме 199,47 км; обустроена звеносборочная база;
-
7 мая 2009 года Ответственным исполнителем в адрес ООО «КОРПОРАЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ» направлено уведомление о приостановке работ по Проекту до момента уточнения границ выполнения работ и объемов финансирования, вместе с тем работы не остановлены и на момент проведения проверки ведутся в соответствии с установленными графиками;
-
развернуты строительные работы на участке Нарын-1 - Александровский завод (131км), с начала строительства выполнено 94% от общего объема земляных работ на этом участке; на момент проведения проверки выработка составляет в среднем 31 тыс. м3 в сутки, однако предполагается дальнейшее резкое снижение объемов выработки;
-
на момент проведения проверки также ведутся работы по: строительству искусственных сооружений (мостов и металлических гофрированных труб), строительству проектного путепровода (в разных уровнях), без которого невозможна нормальная эксплуатация автодороги А-166; выносу и переустройству коммуникаций в Борзинском и Александро-заводском районах;
-
в целом темп выполнения работ на момент проведения проверки может быть охарактеризован как средний, с тенденцией к замедлению.
4.4. Отклонение от планового графика финансирования
Согласно Паспорту Проекта:
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет, с НДС)
Этапы реализации
|
Сметная стоимость инвестиционного проекта
|
Средства Инвестиционного фонда Российской Федерации
|
Всего:
|
169 107,18
|
48 321,00
|
2007 год
|
1 550,34
|
472,00
|
2008 год
|
9 046,64
|
8 019,43
|
2009 год
|
18 737,67
|
11 692,35
|
2010 год
|
39 672,05
|
14 383,80
|
2011 год
|
38 273,72
|
13 753,42
|
2012 год
|
25 089,76
|
-
|
2013 год
|
20 188,57
|
-
|
2014 год
|
15 260,31
|
-
|
2015 год
|
1 288,12
|
-
|
На момент проведения проверки:
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет, с НДС)
Этапы реализации Проекта
|
Сметная стоимость Проекта
|
Средства Инвестиционного фонда РФ
|
Фактическое освоение
|
Отклонение от графика финансирования
|
2007 год
|
1 550,34
|
472,00
|
472,00
|
0
|
2008 год
|
9 046,64
|
8 019,43
|
5 487,47
|
2 531,96
|
2009 год
|
18 737,67
|
11 692,35
|
2 921,37
|
|
Краткие выводы Комиссии:
-
при выполнении работ по строительству объекта «Строительство участка ст. Нарын – раз. Кутыкан железнодорожной линии Нарын – Лугокан» Ответственным исполнителем недоосвоение лимита за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации в 2008 году составило 2 531,97 млн. рублей;
-
причиной неполного освоения лимитов 2008 года явилась выявленная в процессе проектирования необходимость проведения дополнительных проектно-изыскательских работ по изменению направления 131 км трассы на экономически более выгодное, а также изменению места примыкания по предложениям Инвестора, Администрации Забайкальского края и ОАО «РЖД», что повлекло за собой увеличение сроков проектирования на 3 месяца;
-
подробная информация об отклонении Ответственным исполнителем от планового объема финансирования и выполнения работ представлена в Приложении №5.
5. Финансирование и выполнение работ по Проекту за счет средств Инвестора
5.1. О ходе финансирования и выполнения работ по разработке проектной документации объекта «Строительство новой линии железной дороги Нарын – Лугокан» по 1 Этапу Проекта за счет средств Инвестора.
В соответствии с Паспортом Проекта финансирование 1 Этапа Проекта за счет средств Инвестора запланировано в период с 2010 года до 2011 года, в том числе:
-
2010 год - 11 176,08 млн. рублей;
-
2011 год - 11 902,54 млн. рублей.
Однако в рамках Соглашения № ИН/639-2007/248д между ответственным исполнителем, Инвестором и Заказчиком (ФГУП «Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта») заключен государственный контракт на разработку Проекта и Рабочей документации строительства объекта железнодорожной линии Нарын – Лугокан от 1 ноября 2007 г. № 298д-НН/1076-2007.
Согласно техническому заданию к указанному государственному контракту Инвестор обязуется направить в 2009 году на реализацию Проекта 355,90 млн. рублей.
Инвестором предложено откорректировать Паспорт Проекта, изменив период финансирования 1 Этапа Проекта за счет средств Инвестора, начав его с 2009 года, в том числе:
-
2009 год - 355,90 млн. рублей;
-
2010 год - 607,83 млн. рублей;
-
2011 год - 10 182,63 млн. рублей;
-
2012 год - 11 932,26 млн. рублей.
Одновременно с этим в соответствии с письмом ОАО «ГМК «Норильский Никель» от 5.05.2009 № ГМК/6657 бюджет Проекта в Компании на 2009 год утвержден Советом директоров в размере 487,2 млн. рублей (без учета НДС), в том числе оплата доли Компании в проектной документации на железную дорогу в размере 31% стоимости стадии «Проект», или
355,88 млн. руб. (с учетом НДС).
Краткие выводы Комиссии:
-
финансирование работ по 1 Этапу Проекта за счет средств Инвестора не осуществлялось;
-
отсутствие финансирования за счет Инвестора в 2009 году не является нарушением условий Паспорта Проекта, однако нарушает условия Государственного контракта на разработку Проекта и Рабочей документации строительства объекта железнодорожной линии Нарын – Лугокан от 1 ноября 2007 г. № 298д-НН/1076-2007.
5.2. О ходе финансирования и выполнения работ по освоению полиметаллических месторождений юго-востока Читинской области по 2 Этапу Проекта за счет средств Инвестора.
Финансирование Этапа 2 согласно пункту 10.2.4. Соглашения
№ 298д-НН/1076-2007 осуществляется Инвестором за счет собственных средств в объеме, предусмотренном Паспортом Проекта.
Согласно паспорту Проекта в рамках 2 этапа Инвестор обязуется разработать 5 месторождений на территории Забайкальского края:
-
Быстринское;
-
Бугдаинское;
-
Солонеченское;
-
Лугоканское;
-
Култуминское.
По результатам изысканий ООО «Востокгеология», подтвержденных ФГУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФГУ «ГКЗ») и международными аудиторами, перспективность 5 месторождений, входящих в состав Проекта, оценивается Инвестором следующим образом:
-
месторождение «Быстринское»: наиболее перспективное, запасы подтверждаются полностью, что однозначно свидетельствует о его высокой рентабельности для Инвестора и, соответственно, о необходимости завершения строительства участка железной дороги до указанного месторождения;
-
месторождение «Бугдаинское»: запасы подтверждаются не полностью, необходима более детальная экспертиза, однако в целом может быть признано рентабельным для Инвестора, что свидетельствует о целесообразности строительства участка железной дороги до указанного месторождения;
-
месторождение «Култуминское»: объемы запасов существенно ниже ожидаемых, месторождение нерентабельно для Инвестора;
-
месторождение «Лугоканское»: подтверждены только существенные запасы золота, при этом экономически более целесообразна его транспортировка автотранспортом, в целом месторождение нерентабельно для Инвестора;
-
месторождение «Солонеченское»: подтверждены только существенные запасы сурьмы, при этом экономически более целесообразна её транспортировка автотранспортом, в целом месторождение нерентабельно для Инвестора.
Вывод Комиссии: ввиду заявленной Инвестором нецелесообразности освоения всех месторождений в настоящее время Проект не может быть реализован в объеме, предусмотренном паспортом Проекта, в том числе не могут быть достигнуты прогнозные показатели эффективности, указанных в бизнес-плане Проекта.
Финансирование Проекта за счет собственных средств началось еще в 2005 г. В соответствии с приложением к письму ОАО «ГМК «Норильский Никель» от 5.05.2009 № ГМК/6657 (прилагается) по состоянию на конец 2008 года объем финансирования составил 3 267,4 млн. рублей (без учета НДС), в том числе:
-
2005 год: 1 147,196 млн. рублей;
-
2006 год: 956,9092 млн.рублей;
-
2007 год: 860,1964 млн. рублей;
-
2008 год: 891,2304 млн. рублей.
(график финансирования, составленный по данным Инвестора, представлен в Приложении №6).
5.3. Отклонение от планового графика финансирования
Согласно паспорту Проекта:
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет, с НДС)
Этапы реализации инвестиционного проекта
|
Сметная стоимость инвестиционного проекта
|
Собственные средства инвестора
|
Средства Инвестиционного фонда Российской Федерации
|
II этап. Освоение полиметаллических месторождений юго-востока Забайкальского края
|
Всего
в том числе:
|
97 707,56
|
97 707,56
|
-
|
2007 год
|
1 078,34
|
1 078,34
|
-
|
2008 год
|
1 027,21
|
1 027,21
|
-
|
2009 год
|
7 045,32
|
7 045,32
|
-
|
2010 год
|
14 112,17
|
14 112,17
|
-
|
2011 год
|
12 617,76
|
12 617,76
|
-
|
2012 год
|
25 089,76
|
25 089,76
|
-
|
2013 год
|
20 188,57
|
20 188,57
|
-
|
2014 год
|
15 260,31
|
15 260,31
|
-
|
2015 год
|
1 288,12
|
1 288,12
|
-
|
На момент проведения проверки:
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет, с НДС)
Этапы реализации инвестиционного проекта
|
Сметная стоимость инвестиционного проекта
|
Фактическое освоение
|
Отклонение от графика финансирования
|
II этап. Освоение полиметаллических месторождений юго-востока Забайкальского края
|
2007 год
|
1 078,34
|
860,19
|
218,15
|
2008 год
|
1 027,21
|
891,23
|
135,98
|
Невыполнение Инвестором своих обязательств по Проекту за срок реализации проекта (2007-2008 гг.) составило 354,13 млн. рублей.
Главной причиной неполного освоения денежных средств, предусмотренных паспортом Проекта, по данным Инвестора, явились временные и административные ограничения.
В настоящее время в сложившейся экономической ситуации Инвестором не исполняются финансовые обязательства, отраженные в Паспорте Проекта и в Соглашении, о чем Инвестор проинформировал Минрегион России в письме от 05.05.2009 № ГМК/6657.
Краткие выводы:
-
во время проверки Проекта отмечено, что ввиду сокращения объемов финансирования Проекта со стороны Инвестора, работы ООО «Востокгеология» по геологическим изысканиям фактически приостановлены, в том числе произведено сокращение штата на 800 чел.;
-
по информации Инвестора, объемов выполненных проектно-изыскательских работ по месторождениям «Быстринское» и «Бугдаинское», удовлетворяющих критериям экономической эффективности для Инвестора, достаточно для начала работ по проектированию объектов;
-
необходимо также отметить, что в полном объеме Инвестор заинтересован в разработке и освоении только месторождения «Быстринское», о чем представитель Инвестора сообщил на совещании участников Проекта (Приложение №2 к настоящему Акту);
-
также следует отметить противоположную позицию Администрации Забайкальского края совместно с «Управлением по недропользованию по Забайкальскому краю» о высокой эффективности месторождений Быстринское, Бугдаинское, Култуминское (на основании ТЭО кондиций, утвержденных ГКЗ) и перспективности Лугоканского и Солонеченского месторождений при условии проведения детальной разведки;
-
подробная информация об отклонении Инвестором от планового объема финансирования и выполнения работ представлена в Приложении №5.
-
Выводы Комиссии и результаты выездной проверки Проекта
6.1. Общие выводы по Проекту
-
недоосвоение Ответственным исполнителем лимитов бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации за 2008 год по Проекту составляет 2 531,96 млн. рублей;
-
бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации и лимиты бюджетных обязательств, направленные на реализацию Проекта, на 2009 год до Ответственного исполнителя не доведены;
-
до Ответственного исполнителя в 2009 году доведен остаток недоосвоенных лимитов бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации за 2008 год по Проекту;
-
в нарушение условий государственного контракта финансирование работ по 1 Этапу Проекта за счет средств Инвестора не осуществлялось;
-
невыполнение Инвестором своих обязательств по 2 Этапу Проекта за срок реализации проекта (2007-2008 гг.) составило 303,07 млн. рублей;
-
ввиду заявленной Инвестором нецелесообразности освоения всех месторождений в настоящее время Проект не может быть реализован в объеме, предусмотренном паспортом Проекта, в том числе не могут быть достигнуты прогнозные показатели эффективности, указанные в бизнес-плане Проекта;
-
7 мая 2009 года Ответственным исполнителем в адрес ООО «КОРПОРАЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ» направлено уведомление о приостановке работ по Проекту до момента уточнения границ выполнения работ и объемов финансирования, вместе с тем на момент проведения проверки ООО «КОРПОРАЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ» ведутся работы согласно соответствующим графикам.
6.2. Позиции участников Проекта
Минтрансом России и Росжелдором предложено не рассматривать строительство железнодорожной ветки далее Александровского завода и осуществлять её строительство в минимальном объеме, достаточном для пуска рабочего движения.
В случае отсутствия возможности финансирования объекта Росжелдором было предложено произвести консервацию уже построенных элементов искусственных сооружений и земляного полотна, стоимость консервации по расчетам Росжелдора составляет 6,2 млрд. рублей.
На строительство линии до ст. Александровский завод по предварительным расчетам потребуется 8,5 млрд. рублей.
При этом, в случае принятия решения о строительстве железнодорожной ветки, Забайкальскому краю необходимо определить инвесторов на разработку месторождений, лицензии, на разработку которых в настоящее время принадлежат ОАО «ГМК «Норильский Никель». При этом, решение об окончании строительства железнодорожной ветки может быть принято в случае соответствующего подтверждения администрации Забайкальского края о финансовом и техническом обслуживании с последующей эксплуатацией за счет средств края.
По мнению Инвестора в случае принятия окончательного решения по строительству железнодорожной ветки до Александровского завода, дальнейшее освоение ГОКов - месторождения «Бугдаинское» и «Быстринское» нецелесообразно. Таким образом, Инвестор предлагает продолжать строительство железнодорожной линии до ст. Газимурский завод, (по данным Инвестора на строительство ж/д линии и ГОКов потребуется 50 млрд. рублей из средств ОАО «ГМК «Норильский никель»).
Администрация Забайкальского края и ФГУП «ЕГЗ» считают целесообразным строительство железнодорожной ветки до с. Газимурский завод, что позволит:
-
обеспечить рентабельность ее эксплуатации;
-
сохранить инвестиционную привлекательность уникального по запасам полезных ископаемых комплекса месторождений и создать весомые предпосылки для их скорейшего освоения;
-
вовлечь в хозяйственный оборот другие перспективные месторождения полезных ископаемых;
-
обеспечить дополнительный объем грузоперевозок за счет реализации проектов в области освоения лесов.
Реализация данного предложения обеспечит формирование в регионе нового центра экономического роста. По данным Администрации Забайкальского края на указанное строительство потребуется 15,4 млрд.рублей из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
6.3. Мероприятия, необходимые для открытия рабочего движения.
Для открытия движения по участку новой линии железной дороги ст. Нарын 1 (Борзя) – ст. Александровский завод и возможности осуществления перевозок грузов необходимых для освоения месторождений ОАО «ГМК «Норильский никель», а также доставки народнохозяйственных грузов в данный регион необходимо выполнить следующие виды работ:
-
Земполотно. Должно быть выполнено в полном объеме с доведением до проектных отметок, с укреплением откосов, нарезкой водоотводных канав и устройством дамб.
-
Искусственные сооружения. Необходимо выполнить согласно проектной документации.
-
Верхнее строение пути. Для возможности обеспечения пропускной способности на участке новой линии железной дороги ст. Нарын 1 (Борзя) – ст. Александровский завод верхнее строение пути необходимо выполнить согласно проекту с устройством приемоотправочных и сортировочных путей на станциях и разъездах.
-
Энергообеспечение
а) ВЛ-10кВ от временного подключения.
б) понижающие трансформаторы 10/0,4кВ – 6шт.;
в) дизельные электростанции – 6 шт.;
-
СЦБ. Выполнить полный комплекс работ по устройству систем сигнализации, централизации и блокировки для возможности обеспечения безопасной эксплуатации данного участка железной дороги.
-
Связь. Выполнить работы по обеспечению всеми видами связи.
-
На указанные мероприятия по предварительным расчетам потребуется 8,5 млрд. рублей.
6.4. Оценка консервации Проекта
Земляное полотно. Необходимо выполнить устройство водоотводных канав, укрепление откосов до состояния полной готовности, что позволит сохранить поперечный профиль, продольные и поперечные уклоны земляного полотна в проектных размерах.
Верхнее строение пути. Необходимо выполнить в полном объеме для предотвращения размыва и выветривания земляного полотна.
Искусственные сооружения. На основании изложенного для возможности подачи рельсошпальной решетки к месту укладки верхнего строения пути по участку ж.д. линии ст. Нарын 1 (Борзя) – ст. Александровский завод (вкл.) мостовые сооружения должны быть выполнены в полном объеме.
Также на сегодняшний день устроен временный охраняемый переезд через автомобильную дорогу Чита – Забайкальск А-166.
На основании того, что данная дорога относится к III категории, то пересечение ее с железной дорогой должно быть выполнено в разных уровнях, что ведет к необходимости строительства проектного путепровода с последующим демонтажем временного переезда.
Водопропускные трубы также должны быть доведены до 100% готовности для возможности организации организованных стоков и отвода вод от земляного полотна.
Другие затраты. На момент проведения проверки принято, но не оплачено проектно-изыскательских работ стадии «Проект» на сумму 104,37 млн. руб., выполнено и будет предъявлено в июне 2009 года проектно – изыскательских работ стадии «Рабочая документация» на сумму около 335 млн. рублей. Указанные работы должны быть оплачены генпроектировщику в соответствии с Государственным контрактом №298д на выполнение ПИР.
Также при консервации объекта необходимо оплачивать аренду земельных и лесных участков, предоставленных под строительство ФГУП «Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта», до регистрации прав собственности Российской Федерации в размере около 2,2 млн. руб. ежегодно.
-
Предложения Комиссии по результатам выездной проверки Проекта
По итогам проведенных мероприятий предлагается:
-
рекомендовать Минтрансу России подготовить согласованный с инициатором Проекта (ОАО «ГМК «Норникель») проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в паспорт Проекта, приведенный в соответствие с решениями Правительства Российской Федерации, с условиями Контракта № 298д-НН/1076-2007, и в кратчайшие сроки представить в Минрегион России указанный проект для рассмотрения на заседании Инвестиционной комиссии по проведению отбора проектов, претендующих на предоставление государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
-
поручить Администрации Забайкальского края проработать вопрос о социально-экономических последствий для региона в случае прекращения Проекта с финансово-экономическим обоснованием и представить для рассмотрения в Минрегион России;
-
поручить Администрации Забайкальского края совместно с «Управлением по недропользованию по Забайкальскому краю» проработать возможность и механизмы смены лицензиата на 5 месторождений, указанных в паспорте Проекта, и представить их для рассмотрения в Минрегион России;
-
поручить Инвестору произвести пересчет параметров Проекта с учетом изменения количества месторождений, отвечающих критериям экономической эффективности для Инвестора, и представить новый бизнес-план Проекта для рассмотрения в Минрегион России в установленном порядке;
-
поручить Ответственному исполнителю проработать вопрос о применении к Инвестору штрафных санкций или иных взысканий, связанных с невыполнением Инвестором условий Инвестиционного соглашения и Паспорта Проекта и Государственного контракта на разработку Проекта и Рабочей документации строительства объекта железнодорожной линии Нарын – Лугокан от 1 ноября 2007 г. № 298д-НН/1076-2007 (в том числе произвести расчет убытков, причиненных Инвестором государству вследствие неисполнения обязательств), о результатах проинформировать Минрегион России в 15-дневный срок;
-
Минрегиону России обобщить вышеуказанную информацию и вынести данный вопрос на рассмотрение Инвестиционной комиссии по отбору инвестиционных проектов, претендующих на предоставление государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Директор Департамента
инвестиционных проектов Д.Г.Травин
Начальник отдела контроля и мониторинга
программ и проектов Департамента
инвестиционных проектов Ю.Ю.Лахин
Консультант отдела контроля и мониторинга
программ и проектов Департамента
инвестиционных проектов Е.В.Семенова
<предыдущая страница