«Социальный педагог – соратник ребенка,
ХХI век… Каким ему быть – во многом зависит от нас, учителей. Он может войти в историю как век катаклизмов и катастроф или открыть путь в ноосферу – сферу духовно-нравственного и творческого саморазвития человека и всего человечества.
Современную отечественную систему образования и воспитания, как и состояние современной российской педагогики, характеризуют как кризисную. Это состояние неотделимо от кризиса общества, когда из сферы политики и экономики кризис перешел в область культуры, образования и воспитания человека. Он заключается в том, что культура общественных отношений, базирующаяся на приоритете коллективных прав, постепенно сменяется культурой, свойственной демократическому обществу, основанной на признании личных (гражданских) прав и свобод. Общество в целом, различные социокультурные группы, и школа в частности, почти не имеют опыта взаимодействия на основе этих ценностей. Школа вынуждена решать непривычные для нее задачи: старшие и младшие (учителя, дети и родители) должны почти одновременно и совместно знакомиться с ценностями демократического правового государства и общества, осознавать эти ценности и накапливать опыт взаимодействия на их основе.
В школе осуществляется постепенный переход силовой педагогики к педагогике, основанной на диалоге; от культуры, построенной на приоритете коллективных прав, к культуре, в основе которой лежат права и свободы личности:
Социальный педагог – это новый тип педагога. У него новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка к педагогу. Педагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь собственное мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей. Социальный педагог решает все проблемы воспитанника, не совершая действия, которые во вред подопечному.
Главное требование к социальному педагогу – это любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус. Социальный педагог в современных общественных условиях должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом как к социальному педагогу, так и к личности воспитуемого.
Работа социального педагога МБОУ «Контошинская общеобразовательная средняя школа» ведется по плану работы школы на 2011-2012 учебный год. В течение учебного года основной задачей в работе социального педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой. Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог:
В начале учебного года была собрана информация о детях из многодетных семей. Таких семей в Контошинской школе 6:
№ п/п |
Ф.И.О. родителей |
Дети | ||
Всего |
Дошкольники |
Учащиеся школы | ||
|
Иорих Ирина Васильевна Иорих Николай Иванович |
3 |
- |
Малыхин Никита (6 класс) Иорих Анатолий (3 класс) Иорих Николай (1 класс)
|
|
Павленко Сергей Николаевич Павленко Инна Рашитовна |
3 |
Павленко Дарья |
Павленко Сергей (8 класс) Павленко Данил (6 класс) |
|
Усова Елена Юрьевна Третьяков Николай Анатольевич |
3 |
2 |
Сохорева Ирина Леонидовна (6 класс) |
|
Табакаева Ольга Владимировна |
3 |
- |
Табакаев Владислав Алексеевич (4 класс) Табакаев Дмитрий Алексеевич(1 класс) |
|
Снопкова Татьяна Викторовна |
3 |
1 |
Снопкова Анастасия Сергеевна (7 класс) Чечулина Людмила Николаевна (3 класс) |
|
Рыжкова Татьяна Дмитриевна |
3 |
2 |
Попова Полина Евгеньевна (4 класс) |
В течение учебного 2011-2012 учебного года проводился ежедневный контроль посещаемости учеников, выяснялись причины их отсутствия или опозданий, поддерживалась тесная связь с родителями и классными руководителями. В случае длительного отсутствия ученика социальный педагог и классный руководитель выезжали по месту жительства обучающихся. С родителями проводится большая профилактическая работа: беседы, консультации, встречи с педагогами и инспекторами по делам несовершеннолетних.
В начале учебного года все ученики Контошинской школы имели возможность записаться в кружки и секции по интересам. Особой популярностью у детей пользуются кружки информационного направления, гуманитарные кружки, декоративно-прикладного творчества, спортивные секции, математические кружки.
Воспитание в школе реализуется через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.
В основе работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, заложен индивидуальный подход. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности.
Социальный педагог проводит изучение контингента подростков и их семей, начиная с младших классов, выделяет учащихся и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поддерживается тесная связь с родителями, классными руководителями, учителями-предметниками, медицинским работником школы, психологом, администрацией школы.
Деятельность социального педагога школы по вопросам профилактики правонарушений среди подростков реализуется согласно плану, утвержденному директором школы. Социальный педагог выполняет следующие функции:
Проводится работа по повышению правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения.
Содержание работы строится на индивидуальном консультировании и собеседовании с учащимися и их родителями, обследованию жилищных условий семей учащихся, организация коррекционных занятий с педагогами-психологами, системе персонального контроля. Работа осуществляется классными руководителями, социальным педагогом, заместителями директора, директором.
За 2011-2012 уч.год были неоднократно посещены семьи СОП, в т.ч. состоящие на ВШ и ПДН учете. Основными причинами посещений были: неявка ребенка в школу без уважительной причины, нарушения дисциплины, совершение правонарушений/преступлений несовершеннолетними, либо в отношении несовершеннолетних, а также семьи, где родители самоустранились от воспитания своих детей и предоставили им полную свободу действий либо родители не являются авторитетом для своих детей, родители злоупотребляют алкоголем. Данный метод работы с семьей является наиболее доступным и наиболее эффективным.
Основные темы бесед проводимых с учениками и их родителями: систематические пропуски уроков, поведение на уроках, а также совершение несовершеннолетними противоправных действий. Основные причины обращений родителей: конфликты в классе, агрессивные действия по отношению к ребенку со стороны одноклассников, а также вопросы опеки, соц. защиты, бесплатного проезда.
В качестве профилактических мер в каждом классе проводились классные часы и тематические встречи с привлечением представителей органов правопорядка и участковым села. В целях профилактики пропусков уроков, с детьми, допускающими эти пропуски, проводятся совместные заседания классных руководителей на совещаниях при зам. директора, целевые просмотры журналов, посещение этих детей на дому, встречи с родителями, приглашение на Совет профилактики.
С целью коррекции поведения несовершеннолетних и, в первую очередь, предупреждения совершения противоправных действий со стороны учащихся школы в 2011-2012 учебном году вел работу Совет по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Основные задачи Совета профилактики:
- адекватное восприятие себя и окружающей действительности,
- привитие чувства собственной ответственности за свою жизнь и жизнь других,
- приобретение навыков для дальнейшей самореализации.
1. Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни, профилактика утомляемости школьников в процессе учебного труда.
2. Координация деятельности всех специалистов школы по повышению успеваемости и социальной адаптации детей и подростков.
3. Формирование у старшеклассников мотивации и познавательных интересов к продолжению образования.
4. Профилактика правонарушений среди подростков.
5. Организация целевого досуга учащихся.
6. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, детей состоящих на ВШУ.
7. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты.
10 10 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
10 10 2014
12 стр.
17 12 2014
7 стр.
12 10 2014
13 стр.
07 10 2014
1 стр.