ТЕМА: «Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями. Решение задач.»
ЦЕЛЬ: -повторить правила выполнения арифметических действий с десятичными и обыкновенными дробями;
-повторить правило пропорции;
-развить интерес к изучению математики;
-развивать конкретное мышление,навыки математического счета,уметь выделять главное;
-коррегировать логическое мышление, речь, память;
-воспитывать дух товарищества,культуру поведения.
На доске записано число,тема урока. Заранее приготовлено оформление доски, способствующее более интересному и наглядному проведению урока (эскиз к началу отрывка).
ХОД УРОКА
I.ОРГМОМЕНТ
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, знакомит учащихся с темой урока и правилам его проведения.
-
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
Учитель начинает чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина « Руслан и Людмила»: У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо- песнь заводит,
Налево- сказку говорит.
На этом этапе чтение прерывается. Первый герой, с которым мы встречаемся- это КОТ УЧЕНЫЙ. И первое задание связано с ним. Учащимся предлагается решить первую задачу;
ЗАДАЧА №1.
Кот ученый, прохаживаясь по цепи, «говорил» сказки, затрачивая на каждую 3 минуты. Известно, что «заводил» одну песню кот в 1 раза быстрее, чем «говорил» одну сказку. Сколько сказок смог рассказать кот за 12,5 минут,если он в это время спел одну песнь?
После проверки решения и ответа к задаче №1,продолжаем читать отрывок дальше
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей...
Следующее задание связано со СЛЕДАМИ НЕВИДАННЫХ ЗВЕРЕЙ. В нашем лесу очень много невиданных зверей, а вот сколько- неизвестно. И наша задача состоит в том, чтобы сосчитать количество этих зверей. Учащимся предлагаются примеры для устного счета. Примеры записаны на доске по вариантам. Ученики записывают в тетради только одни ответы. Затем, после вычислений, они меняются тетрадями, и сами проверяют тетрадь своего соседа по парте.
I вариант II вариант
248+32=
|
3,8:19=
|
29+21=
|
6-2,8=
|
: 40=
|
*24=
|
*9=
|
:4=
|
*60=
|
:3=
|
-70=
|
*3=
|
-90=
|
+5,4=
|
:20=
|
+0,8=
|
:33=
|
*12=
|
+6=
|
:0,32=
|
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон и дверей;
Там лес и дол веденья полны...
На этом этапе урока предлагается задача на проценты.
ЗАДАЧА №2.
В дремучем лесу 40% всех деревьев составляют дедушки дубы, 25% всех деревьев- бабушки ивы, а 700 деревьев- колючие ели. Сколько всего деревьев в дремучем лесу?
После проверки решения задачи, продолжаем читать дальше.
Там о заре прихлынув волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
Для этого этапа урока ученикам предлагается следующее задание. На доске таблица с буквами и специальных ключей- кодировок, по которым они смогли бы составить имена героев.
Й
|
А
|
Р
|
Н
|
Г
|
Ч
|
Л
|
Ф
|
О
|
А
|
О
|
Д
|
Ф
|
У
|
Л
|
Е
|
М
|
Р
|
И
|
Ю
|
В поэме « Руслан и Людмила» у витязей нет имен, а вот у других героев есть имена, и эти имена не совсем обычные и привычные для нашей жизни. Мы сейчас узнаем, какие имена носили соперники Руслана,которые также хотели жениться на Людмиле (РОГДАЙ,ФОРЛАФ), какое имя имел колдун,который унес Людмилу (ЧЕРНОМОР).
После расшифровки продолжаем читать дальше.
Там Королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря....
На этом этапе урока учащимся предлагается решить задачу на движение.
ЗАДАЧА №3.
Несет колдун богатыря через леса, пролетев 650 км за 2,6 часа. Сколько колдун пролетит над морями в течении 1,5 часа, если он увеличит скорость в 1,2 раза?
После проверки решения продолжаем читать..
В темнице там Царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит...
На этом этапе урока предлагается решить задачу на части с процентами. Эту задачу удобнее решать с помощью уравнения. Задача оформляется на доске.
ЗАДАЧА №4.
Тужит в темнице царевна и слезы горючие льет: по 0,325 кг ежечасно. А соль в тех слезах составляет 30% от массы воды. Сколько граммов воды и сколько граммов соли содержится в слезах царевны, выплаканных за 1 час?
Там ступа с Бабою Ягой
Идет бредет сама собой...
Предлагается задача на движение (с обыкновенными дробями).
ЗАДАЧА №5.
Погналась Баба Яга в ступе своей за добрым молодцем, пролетела от избушки ( по прямой) часа, да поняла, что засветло не догонит. Включила Яга дополнительный антигравитатор, увеличивающий скорость в 2 раза и пролетела еще часа. Догнала ли Баба Яга доброго молодца, если скорость ступы стала 126 км/ч, а молодей находился на расстоянии 57 км ( по прямой) от ее избушки?
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух...там Русью пахнет!
На этом этапе урока предлагается учащимся ответить на вопрос: сколько золота у Кощея? Ученикам предлагаются картинки на числовые закономерности, на подсчет количества изображенных фигур. На каждую картинку свой вопрос.
И я там был, и мед пиво пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (оценки, домашнее задание)