Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8 ... страница 18страница 19
Глава 5

Мобилизационные системы

Если лидеры согласительных систем стремятся к революцион­ным реформистским общественным преобразованиям, то воз­главляющие мобилизационные системы политики борются за быстрое достижение фундаментальных изменений в обществе и управлении им. Основополагающий принцип мобилизационной системы — активное участие масс в политической жизни. В иде­ологическом плане их лидеры ожидают от масс политического подхода ко всему происходящему в обществе, т.е. предполагают, что массы будут ставить во главу угла общие, касающиеся всех за­дачи и рассматривать свои частные интересы в зависимости от благосостояния всего общества. Борьба за общее благо — нацио­нальную независимость, экономический рост, всеобщую грамот­ность, здоровое общество — выступает здесь одновременно как внутренняя потребность и как средство разрешения личных про­блем. В структурном плане контроль над ресурсами получают партии, армия, партизанские формирования, милиция и массо­вые организации для их активного использования при проведе­нии фундаментальных преобразований. В поведенческом плане харизматические лидеры — пророки, мудрецы, военачальники, партийные вожди — ведут нацию по пути осуществления идеоло­гических задач реконструирования общества. С точки зрения платонизма, идеологические цели выступают как telos (потенци­альные цели), реализация которых возложена на лидеров. Широ­комасштабные преобразования мобилизационные лидеры осу­ществляют с помощью идеологических призывов, политической организации и вовлечения масс в политический процесс.

Проводимая политика предполагает преодоление конфлик­тов. Выступая против примирения групповых различий, мобили-

107


заторы стимулируют конфликты и столкновения. Вместо того чтобы прийти к соглашению, они эксплуатируют конфликты, разгорающиеся по поводу несовпадения ценностных установок. Господствующим стилем мобилизационного политического про­цесса является не приспосабливание, а поляризация. Имеющая определенную идеологическую цель мобилизационная система стремится возбудить в массах стремление, веру и чувства, необхо­димые для разгрома политических врагов. Для этого движения, которое борется за независимость от державы-колонизатора, ве­дет революционную гражданскую войну за свободу или добивает­ся успешной индустриализации страны, характерно решение по­литических вопросов военными методами. Выступая за всеоб­щую грамотность или здоровье всех членов общества, политики объявляют войну социальному неравенству и отсталости.

Мобилизационные системы возникли в XX в. вследствие ак­тивного участия масс в политической жизни. Обычно это проис­ходило в обществах с экономическим неравенством и политиче­скими конфликтами. Расслоение общества по этническому, ре­лигиозному и экономическому признаку усиливало политиче­скую поляризацию. В подобной взрывоопасной ситуации моби­лизационное движение сулило освобождение от всех невзгод. Приходя к власти, мобилизаторы не проявили большого почте­ния к демократическим процедурам. Организованное участие масс оттесняло на второй план институционализированную кон­куренцию. Следование «воле народа» считалось более важным делом, чем выражение различных интересов.

Элитарные мобилизационные режимы проводили как капи­талистическую, так и государственно-социалистическую эконо­мическую политику. Так в «третьем рейхе» нацисты (Национал-социалистическая рабочая партия Германии) осуществляли про­граммы, направленные, несмотря на антикапиталистическую ри­торику на парламентских выборах 1932 г., на сохранение капита­листической системы. В частности, с середины 1934 г. экономи­ческая политика проводилась в интересах главным образом круп­ных промышленников и их военных союзников, а не рабочих или мелких предпринимателей. На практике национал-социализм означал скорее контроль со стороны правительства за деятельно­стью частных фирм, чем государственную собственность на ка­питал и перераспределительную политику социального обеспе­чения. И наоборот, в странах, где правила коммунистическая партия, термин «социалистический» означал широкое развитие государственной собственности, государственного планирова­ния экономического развития и всестороннего социального

. 108


обеспечения со стороны партийно-государственных органов. Коммунистическая партия стремилась мобилизовать массы на ускорение промышленного развития под руководством государ­ства. Так, в частности, в СССР в 30-е годы капиталовложения, создание тяжелой и оборонной промышленности рассматрива­лись как более важные задачи, чем производство продуктов пита­ния и товаров народного потребления. Вместе с тем рабочие и го­родские жители выиграли от программ, направленных на расши­рение среднего образования и повышающих доступность здраво­охранения. При всей политической элитарности в СССР в эпоху сталинизма были созданы условия для высокой социальной мо­бильности масс1.

Популистские и элитистские мобилизационные системы

В течение XX в. делали попытки проводить социальные преобра­зования две мобилизационные системы: популистская и элити-стская. Для популистских систем характерен низкий уровень ро­левой специализации. Пытаясь привить некоторые черты народ­ных систем в дифференцированных обществах, популистские лидеры стремятся создать систему, при которой возможно мак­симальное равенство между людьми, и привлекают всех к уча­стию в этом. При таком устройстве идеальным участником про­цесса принятия политических решений становится не професси­онал, а простой гражданин — человек, способный исполнять раз­нообразные роли. Напротив, в элитистской мобилизационной системе решающую политическую роль играют лица, исполняю­щих специальные роли. К ним принадлежат бюрократы, профес­сионалы, технические специалисты, эксперты, менеджеры, пла­новики, армейские офицеры, сотрудники тайной полиции, кад­ровые партийные функционеры и руководители общественных организаций, связанных с авангардной партией — профсоюзов, крестьянских, молодежных и женских организаций и т.п.

Популистская и элитистская мобилизационные системы от­личаются друг от друга структурой и стилем руководства. В идео­логическом плане обе ставят на первое место коллективизм и со­единение идеологических ценностей с материальными задачами, обретающими благодаря этому особое значение. В элитистском мобилизационном режиме идеологические отношения между лидерами и массами характеризуются большей политической иерархичностью. Согласно такой трактовке, авангардная партия или авангардное движение должны править, просвещать и на-

109


ставлять массы, не обладающие политическим сознанием, кото­рое необходимо для того, чтобы играть активную роль в приня­тии политических решений. Популистский тип характерен для более слабого государства с коллегиальным руководством. Эли-тистская мобилизационная система подразумевает мощное (цен­трализованное, силовое, монистское, координированное) госу­дарство с харизматическим лидером. Он — верховный правитель, пророк, главный идеолог, военачальник и политический лидер. Партийные функционеры, государственные чиновники и тех­нократы представляют собой довольно обезличенное руководст­во на нижних ступенях иерархической лестницы. Они придают основное значение не идеологической чистоте, а прагматизму и проводят большую политическую работу по сохранению систе­мы, обеспечению экономического роста и оказанию социальных услуг индивидам.

Элитистский мобилизационный тип во многом напоминает модель тоталитарной системы. Изначально термин «тоталита­ризм», предложенный в 1925 г. фашистским диктатором Бенито Муссолини и его советником Джованни Джентиле, имел поло­жительное значение. Муссолини и Джентиле позитивно оцени­вали идеологию всепоглощающей «неистовой воли», которая воплощается в «lo stato totalitario» (тоталитарное государство). В 1930 г. немец Эрнст Юнгер связал тоталитаризм с нацистской стратегией тотальной мобилизации общества на вооруженную борьбу за восстановление господства немецкой нации. Однако во время второй мировой войны и после нее этот термин приобрел негативный смысл. Объединенные нации вели борьбу против то­талитаризма нацистской Германии. А после возникновения в Во­сточной Европе и Азии государств коммунистической диктатуры западные демократические лидеры стали противопоставлять соб­ственные конституционные, плюралистские режимы коммуни­стическим тоталитарным диктатурам. Когда в конце 80-х-начале 90-х годов восточноевропейские коммунистические партийные государства распались, пришедшие к власти чиновники анти­коммунистической ориентации обвиняли прежнюю коммуни­стическую элиту за причастность к системе, стремящейся к то­тальному контролю над обществом. Даже М.С. Горбачев, ушед­ший с поста Президента СССР в декабре 1991 г., заявлял, что но­вая избирательная система, представительные законодательные органы, многопартийность, свобода вероисповедания, привати­зация и рыночная экономика уничтожили тоталитарную систе­му2. По мнению Горбачева, его правление с 1985 по 1991 г. поло­жило конец сталинистскому мобилизационному режиму, осно-

110

ванному на проводимой под руководством государства политике индустриализации, милитаризации, а также на конфликте с плю­ралистическими демократиями Запада.



По определению политиков Карла Дж. Фридриха, Збигнева К. Бжезинского и Раймона Арона, для тоталитарных диктатур ха­рактерны определенные культурные, структурные и поведенче­ские черты, отражающие господство партии-государства над об­ществом. В культурном аспекте — это тоталитарная идеология стремящаяся к радикальной реконструкции общества и транс­формации поведения людей. В структурном — единая, возглавля­емая профессионалами партия, монополизирующая проведение политики, устанавливая контроль над массами и правительствен­ными чиновниками. Партия и силы безопасности широко при­меняют террор, в особенности идеологический, против инако­мыслящих, объявляя их «врагами» режима. Партия-государство контролирует средства массовой информации: телевидение, ра­дио, газеты, журналы и даже межличностный обмен информа­цией внутри малых групп. Кроме того, партия-государство де­ржит под контролем всю экономическую деятельность. С пове­денческой точки зрения — это руководство политическим про­цессом со стороны единоличного лидера. Поддерживая «культ личности», он организует массовое участие в политике своих сто­ронников, составляющих партию авангарда. Для того чтобы до­биться эффективности руководства, тоталитарный диктатор по­лагается на разветвленную сеть специализированных организа­ций: господствующую политическую партию, органы пропаган­ды, идеологические институты и правительственные учрежде­ния, руководимые экономистами-плановиками, технократами и менеджерами3.

Несмотря на широкое использование понятия тоталитаризма, политические системы, даже жестко регламентированные, не всегда способны достичь свои цели. Эмпирические исследования нацистской Германии, фашистской Италии, Китайской Народ­ной Республики и Советского Союза при Сталине показали, что партийно-государственный контроль над обществом имеет свои пределы. Ни один из этих режимов не добился установления «то­тального господства» и «тотального террора», о котором говорила Ханна Арендт4. Хотя диктаторы делали все, чтобы изменить су­ществующее положение в соответствии со своей идеологией, проведение политики вряд ли давало желательные результаты. Вместо этого на формирование политического курса на местном уровне влияли импровизация, практика принятия решений, ис­ходя из ситуации, и бюрократические неувязки. Местные прави-

111

тели сопротивлялись спускаемым сверху идеологическим форму­лам. Попытки социализировать массы в рамках тоталитарной идеологии также потерпели неудачу. Хотя идеологическое вну­шение часто обеспечивало внешнее согласие, действительного согласия могло и не быть. Подспудно тлели антигосударственные настроения. Партийно-государственную бюрократию раздирали фракционные расколы, личное соперничество, идеологические разногласия, борьба за власть. Технократы противостояли идео­логам. Семьи, этнические группы и даже частные предпринима­тели сохраняли некоторую независимость от центрального пар­тийно-государственного контроля. Экономический обмен на те­невом рынке служил противовесом государственной плановой экономике. Ни центральное правительство, ни авангардные пар­тии не добились всеобщего контроля ни над средствами массовой информации, экономической деятельностью, ни над вооружени­ем. Даже если харизматический лидер проводил определенный политический курс, он был не в состоянии контролировать все решения правительства. Диктатор вынужден был делить власть с другими чиновниками, особенно на местном уровне. Не удались и попытки превратить население в однородную массу «людей-винтиков». С развитием индустриализации система социальной стратификации усложнялась, а не упрощалась. Обнаружился конфликт интересов профессионалов, управленцев, бюрократов, рабочих, фермеров и работников торговли. В осуществлении контроля за этим сложным обществом харизматический лидер, его авангардная партия, бюрократическое государство и полиция столкнулись с трудностями5.



Короче говоря, утверждая господство партии-государства над социальными группами, тоталитарная модель недооценивала всей сложности взаимодействий между политической и социаль­ной системами. Как показала история нацистской Германии, сталинистского Советского Союза и маоистского Китая действи­тельные отношения между обществом и государством были ско­рее размытыми, нежели четко дифференцированными. Так как элитистская мобилизационная модель исходит из ограниченно­сти возможностей политической системы обеспечить тотальный контроль над обществом и его членами, ее анализ позволяет бо­лее четко представить происходящие социально-политические изменения. Такой системный подход показывает, насколько ве­лика дистанция между планами реформ, строящимися на офици­альном уровне, и реальной деятельностью партийно-государст­венных институтов. Обычно идеология не столько направляет политическую деятельность и социализирует массы, привнося

112


новые ценности, сколько дает обоснование этому. Участие масс в политике не стихийное, а организованное правительством явле­ние. А так как именно оно принимает основные решения по принципиальным политическим вопросам, в массах растет апа­тия и цинизм. Наказание за неподчинение власти приводит к от­ходу от политической активности. Массовое отчуждение свиде­тельствует об угасании жизнеспособности элитарной мобилиза­ционной системы.

Мобилизационная система и особенно ее популистский тип, недолговечны. В XX в. ее представители в России (1917), Италии (1918-1922), Испании (1932-1936) и Чили (1970-1973) хотели добиться радикальных перемен. Эти движения анархистов, син­дикалистов, социалистов и коммунистов, представлявших глав­ным образом интересы беднейших фермеров и промышленных рабочих, бастовали, захватывали поместья, устанавливали рабо­чий контроль на фабриках и либо захватывали руководство в ме­стных органах власти, либо создавали собственные органы уп­равления, например, избранные на местах советы. В названных четырех странах с помощью таких мобилизаторских организа­ций, как крестьянские лиги, союзы, фабричные комитеты, рабо­чая милиция, советы, возникало движение, управляющее лишь частью общества. В течение такого революционного периода су­ществовала система двоевластия. Власть согласительных лидеров в центральном правительстве была слабой. Популисты получали возможность управлять в тех или иных сельских или городских районах. Однако, как показывает история России, Италии, Ис­пании и Чили, эти децентрализованные популистские движения не могли удерживать власть длительный период и никогда не до­бивались центральной власти. Вместо этого они всегда уступали место бюрократическому авторитарному режиму или элитист-ской мобилизационной системе. В Испании и Чили власть захва­тили военные, подавив радикальные популистские движется. В Италии, после того как согласительной системе не удалось ре­шить такие проблемы, как безработица, инфляция и насилие, Муссолини совершил поход на Рим и в конце 1922 г. установил правительственный контроль. Фашистский режим Муссолини представлял собой смешение элитистской мобилизационной си­стемы с промышленно развивающейся бюрократической автори­тарной системой. Вместо того чтобы мобилизовать массы на ко­ренное преобразование общества, деятельность фашистов — Уличные митинги, массовые демонстрации, процессии и другие публичные выступления — сводилась к тому, чтобы обеспечить аплодисменты в адрес Дуче, нового римского бога — Муссолини.

113

Ни ему, ни его фашистской партии не удалось полностью подчи­нить себе католическую церковь, монархию, армию, государст­венную гражданскую службу, земельную аристократию и круп­ных промышленников, сохранивших определенную независи­мость от контроля фашистской партии6.



В России популисты-мобилизаторы тоже лишились в конце 1917 г. контроля над обществом. Лениным была установлена, а Сталиным после него укреплена элитистская-мобилизационная система, целью которой являлась индустриализация страны. Ут­верждая, что правят от имени пролетариата и беднейшего кресть­янства, советские лидеры разгромили независимые профсоюзы, подавили крестьянские движения, уничтожили самоуправляю­щиеся крестьянские и ослабили местные советы, состоявшие из выборных делегатов. На их место к управлению Советским Сою­зом пришли централизованное государство, однопартийная сис­тема и могущественная тайная полиция.

Популистская мобилизационная система в России в 1917 г.

В 1917 г. русская популистская мобилизационная система функ­ционировала в период войны, иностранной интервенции, краха экономики и дезинтеграции государства. С февраля 1917 г. (по старому стилю), когда царь Николай II отрекся от престола, и до октября 1917г., когда большевики свергли Временное правитель­ство, Россия жила в обстановке двоевластия. Лев Троцкий, глава осуществившего вооруженное восстание Военно-революцион­ного комитета Петроградского Совета, писал, что в предреволю­ционный период историческая подготовка революции порожда­ет ситуацию, в которой класс, призванный реализовать новую социальную систему, не являясь еще хозяином в стране, на деле уже сконцентрировал в своих руках значительную долю государ­ственной власти, в то время как официальный аппарат прави­тельства все еще находится в руках старых хозяев. Это и есть ис­ходное состояние двоевластия в каждой революции7.

В данной ситуации шла борьба за государственную власть между местными Советами и Временным правительством. Со­стоящее из помещиков и верхушки интеллигенции, в частности конституционных демократов, Временное правительство глав­ной целью считало ведение войны против вторгшихся в Россию немецких армий. По мере увеличения инфляции, ухудшения по­ложения с продовольствием, ростом безработицы начались заба­стовки и массовое дезертирство из армии. Временное правитель-

114


ство ввело в свой состав меньшевиков и правых социал-револю­ционеров, надеясь с помощью коалиции решить военные про­блемы.

Квазисогласительное Временное правительство не справля­лось с главными задачами, вставшими перед разрушенной вой­ной Россией. Промышленное производство падало, цены на про­дукты питания быстро росли, рабочие требовали повышения за­работной платы. Крестьяне отказывались поставлять зерно госу­дарственным закупочным организациям, которые нуждались в дешевом хлебе для армии и города. Захваты земли и фабрик, за­бастовки заставили помещиков и капиталистов прекратить под­держку Временного правительства, которое не обладало доста­точной силой, чтобы изменить ситуацию, или хотя бы управлять деятельностью социальных служб. Относящийся к правым, под­держиваемый частью помещиков, промышленников и верховно­го командования вооруженных сил, генерал Корнилов попытал­ся в конце августа сместить правительство. Попытка завершилась неудачей главным образом потому, что против правого переворо­та выступили войска и рабочие Петрограда. Слева к восстанию готовились большевики. Выдвинув лозунг: «Вся власть Сове­там!», Ленин отказался войти во Временное коалиционное пра­вительство.

До свержения Временного правительства в октябре 1917 г. власть Советов имела децентрализованный характер. По всей стране действовало свыше девятисот Советов. Хотя Всероссий­ский съезд Советов и провозгласил их власть на территории всей страны, они не имели действенного централизованного контроля. Обычно первичные политические решения принимались на мест­ном сельском или городском уровне. Городские Советы, состоя­щие из выборных делегатов, взяли на себя разнообразные обще­ственные функции. Например, в столице России Петрограде Цен­тральный исполком Советов отвечал за политическое просвеще­ние, распределение хлебных пайков, условия труда на фабриках, жилье, здравоохранение, организацию отдыха, осуществление правосудия на местах и др. Советы предоставляли возможность участвовать в проведении общественной политики промышлен­ным рабочим, солдатам, матросам и левой интеллигенции. '

На нижних ступенях социальной структуры действовали не только Советы, но и другие массовые организации, участвовав­шие в мобилизаторской деятельности различных объединений. После отречения царя возник ряд стихийных движений этниче­ских меньшинств, в частности, евреев, а также промышленных рабочих и беднейшего крестьянства, требовавших политическо-

115

го, экономического и культурного равенства. Крестьяне образо­вывали аграрные союзы, проводили общинные собрания и созда­вали земельные комитеты. В Петрограде. Москве и Минске ква­лифицированные рабочие сформировали союзы, фабрично-за­водские комитеты и рабочую милицию. К концу лета 1917 г. боль­шинство городских рабочих перешло на сторону левых партий.



В период с февраля по октябрь 1917 г. политические партии руководили организациями, не отличавшимися внутренним единством. Особенно сильной была фракционность в рядах эсе­ров, пользовавшихся поддержкой в основном крестьянского на­селения. Социал-демократическая партия — меньшевики — тоже имела открытую неавтократическую структуру. Хотя большеви­ков в большей мере можно назвать сплоченной партией, но и они допускали у себя существование фракций. Согласно Александру Рабиновичу, деятельность партии большевиков демонстрировала «наличие относительно демократической, толерантной и децент­рализованной структуры и методов действий, а также поистине открытый и массовый характер — что является поразительной противоположностью традиционной ленинистской модели... Внутри петроградской большевистской организации в 1917 г. на всех уровнях шло свободное и живое обсуждение и дебатирова­ние основных вопросов теории и тактики. Те лидеры, которые расходились с большинством во мнении, могли свободно отстаи­вать свои взгляды, и нередко Ленин терпел поражение в подо­бных схватках»8.

Выдвигаемые левыми популистами-мобилизаторами идеоло­гические принципы требовали радикального разрыва со старым режимом, при котором власть находилась в руках царского госу­дарства и его союзников: русской православной церкви, помещи­ков и капиталистов. Коллективистская солидарность оказалась сильнее отдельных разногласий. Экономическим преобразова­ниям было придано нравственное звучание. Взаимоотношения между правящими и управляемыми отражали приверженность политическому равенству и свободе от государственного контро­ля и эксплуатации труда. Для радикальных популистов свобода означала интеллектуальное экспериментирование, широкое об­суждение идей, демократически избираемую армию, отмену вы­сшей меры наказания и установление светского общества, в ко­тором будет свобода вероисповедания. Среди русских попули­стов идеи социально-политического равенства были более попу­лярны, чем представления о правах меньшинств, терпимости и праве индивида на несогласие с большинством. Они проводили кампании за принятие таких эгалитарных мер, как широкое уча-

116

стие масс в принятии политических решений, рабочее самоуп­равление на фабриках и заводах, передача земли крестьянам, вве­дение всеобщего образования, равноправие мужчин и женщин, экспроприация собственности богачей и распределение земли между беднейшими крестьянами. Коллективистское отношение к единству, солидарности и интересам рабочих оттеснило на вто­рой план индивидуалистическое утверждение собственных инте­ресов каждого.



В поведенческом аспекте взаимодействие между правителями и массами отражало приверженность политическому равенству. Несмотря на огромное влияние Ленина как большевистского ли-дера,-до конца 1917 г. в партии большевиков было коллегиальное руководство. В Петрограде и Москве принятие властных реше­ний осуществлялось совместно несколькими выдающимися представителями интеллигенции: Лениным, Троцким, Камене­вым, Зиновьевым и Бухариным. Они ощущали давление требова­ний со стороны городских рабочих и крестьянской бедноты, уро­вень политической активности которых резко возрос с момента отречения в феврале 1917 г. Николая II. Отмена государственных репрессий вызвала всплеск как стихийной, так и организованной политической активности масс. Если большевикам удалось мо­билизовать большинство городских промышленных рабочих, особенно в химической и металлургической отраслях, то у кре­стьян большей популярностью пользовались эсеры. Вместе с тем имели место и стихийные всплески политической активности ра­бочих и беднейшего крестьянства. Они по собственной инициа­тиве устраивали забастовки, захватывали землю и устанавливали рабочий контроль над крупными промышленными предприяти­ями. Для этих популистов-мобилизаторов участие в политиче­ской жизни означало революционное преобразование русского общества9.

Элитистская мобилизационная система в эпоху сталинизма

После того как Ленин, а за ним и Сталин разгромили популист­ские, децентрализованные, стихийные движения, общественные объединения оказались под давлением элитарной, централизо­ванной, репрессивной партии-государства. Сталинское решение о проведении индустриализации Советского Союза быстрыми темпами осуществлялось за счет крестьян и неквалифицирован­ных рабочих. Когда в 1929 г. началась кампания за коллективиза­цию в деревне, крестьян лишили права распоряжаться землей,

117

тракторами и продажей сельскохозяйственной продукции. Боль­шинство земель крестьян-частников перешло к колхозам и сов­хозам. Главные решения по сельскому хозяйству выносились присланными из городов партийными кадрами, министрами и начальниками МТС. В изданном в 1938 г. Кратком курсе истории Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков), в редак­тировании которого принимал участие Сталин, программа кол­лективизации сравнивалась по значению со свержением в октяб­ре 1917 г. Временного правительства:



«Отличительной чертой этой революции является то, что она совершалась сверху, по инициативе государства и при непосред­ственной поддержке снизу миллионов крестьян, боровшихся против гнета кулаков за свободную колхозную жизнь»10.

На самом деле, положение крестьян резко ухудшалось от про­водимой Сталиным сверху промышленной революции. Прину­дительно закупая сельскохозяйственную продукцию по низким ценам, государство обеспечивало городским рабочим дешевое продовольствие, тем самым заставляя крестьян идти работать на заводы, и сберегало экономические ресурсы, необходимые для скорейшей индустриализации. Государственные предприятия выпускали чугун, сталь, цветные металлы, химическую продук­цию и вооружение. Директора проводили в жизнь решения через профсоюзных лидеров и выборных представителей рабочих. Бы­строта выполнения плановых заданий превалировала над качест­вом продукции и соблюдением техники безопасности труда. Ре­шающую роль играли люди, отвечающие за повышение произво­дительности труда, — министры, экономисты, инженеры, техни­ки, агрономы.

Еще до того как в 1928 г. Сталин взял власть в свои руки, цен­трализованное управление оттеснило на задний план инициати­ву на местах. В гражданской войне 1918-1921 гг. большевики без­жалостно расправлялись со своими врагами. Большевистская партия действовала как одна большая армия. К 1921 г. были за­прещены все прочие политические партии, включая меньшеви­ков и социал-революционеров, а также фракции внутри самой коммунистической партии. Профсоюзы оказались под партий­ным контролем. По мере того как партия-государство забирала под свое управление все русское общество, власть местных Сове­тов сходила на нет.

При сталинской элитистской мобилизационной системе цент­рализующие, насильственные тенденции усилились. Он укрепил власть служб государственной безопасности, министерств (напри­мер, комиссариата тяжелой промышленности) и государственной

118

бюрократии. Однако из-за того что государственных чиновников не хватало, местные лидеры — промышленное и сельскохозяйст­венное руководство, партийные начальники, военные — могли противостоять приказам из центра, особенно в отдаленных от Мо­сквы районах. Оппозиция Сталину была парализована с помощью физического, экономического и идеологического насилия. Во вре­мена «культурной революции» (1923-1931) молодые члены партии критиковали беспартийных интеллектуалов за «антисоветские» взгляды, «буржуазную» элитарность в поведении и предательство «пролетарской власти». Комсомольские активисты — члены Все­союзного Ленинского коммунистического союза молодежи — «штурмовали» традиционные «крепости»: Большой театр и Акаде­мию наук. Метафорами классовой войны комсомольцы, пользова­лись и тогда, когда выступали в качестве «армии культуры», «лик­видирующей» неграмотность и очищающей университеты и сред­ние школы от «классовых врагов». Во время коллективизации за­житочные крестьяне (кулаки) и городские частные предпринима­тели лишились средств производства, порой вместе с жизнью. Во время голода 1932—1933 гг. умерло около 3,5 млн. крестьян. В ре­зультате «великой чистки», достигшей пика в 1936—1938 гг., ряды коммунистической партии поредели. Жертвами «чистки» стало около миллиона партийных активистов. К 1938 г. государство уничтожило более 50% делегатов партийного съезда 1934 г., 70% членов ЦК партии. Хотя «революция сверху» действительно спо­собствовала росту тяжелой промышленности, она уничтожила партийную элиту; особенно пострадали большевики — соратники Ленина в Октябрьской революции 1917 г.



Сталинизм означал культ личности и контролируемое участие масс в политической жизни. Хотя Ленин и играл в советском пра­вительстве роль лидера, он допускал внутрипартийные дискус­сии в высших эшелонах партии. При его жизни не было массовых чисток среди партийных деятелей. Сталин не терпел оппозиции ни внутри коммунистической партии, ни вне ее. При нем прин­ципам коллективного руководства был положен конец. Почувст­вовав себя Великим вождем, индустриализирующим отсталую Россию, он установил культ личности, подобного которому не знала Россия эпохи революции 1917 г. «Сталин» означает «чело­век из стали». Не довольствуясь своей доминирующей ролью в проведении политического курса, он присваивает себе титулы: «Водитель локомотива истории», «Отец народов», «Гений чело­вечества» и «Ленин сегодня». В целях промышленного развития Советского Союза и обеспечения поддержки масс, Сталин стре­мился расширить ряды коммунистической партии. После смерти

119


Ленина, с 1924 по 1933 г. количество членов партии возросло с 500 тыс. до 3 500 тыс. человек. Эти партийные деятели мобилизо-вывали крестьян и рабочих на коллективизацию сельского хозяй­ства и развитие тяжелой промышленности. Был отмечен высокий уровень общественно-политической активности. Крестьяне шли на фабрики и заводы, эта работа давала им более высокую зара­ботную плату, доступ к социальному обеспечению повышала их социальный статус. Индустриализация, кампании по вовлече­нию в партию и всеобщее образование предоставили возмож­ность детям из рабоче-крестьянских семей (выдвиженцам) стать партийными функционерами, инженерами, техниками, руково­дителями государственных предприятий, людьми свободных профессий. Однако расцвет общественно-политической актив­ности масс находился под контролем ставленников Сталина в партийной иерархии, государственной бюрократии и службах го­сударственной безопасности.

Если в 1917 г. радикально настроенные русские популисты считали эгалитарные воззрения Маркса руководством к действи­ям, то в правление Сталина марксистско-ленинская идеология превратилась в доктрину, служащую оправданию принимаемых решений. Политический элитизм победил политическое равен­ство. Некоторые из популистских убеждений Маркса были пере­толкованы Сталиным таким образом, чтобы стимулировать в гражданах критику местных партийных бюрократов, не справля­ющихся с политическими задачами, поставленными перед ними центральной властью. Хотя и радикальные популисты считали, что индивид лишь в коллективе промышленных рабочих или кре­стьянской бедноты сможет реализовать свои личные цели, Ста­лин придал еще большее значение ценностям коллективизма, олицетворением которых были государство, партия и Родина-мать. На протяжении длительного правления Сталина организа­ция масс происходила под лозунгом трех идеологических задач: индустриализация 30-х годов, Великая Отечественная война про­тив фашистских захватчиков и послевоенное восстановление разрушенного хозяйства с 1945 по 1953 г. — год смерти Сталина.

В общем, хотя Сталин и являлся организатором серьезных об­щественно-политических преобразований, способы его полити­ческого контроля в основном были такими же как и при царском режиме. В 30-е годы произошли значительные изменения в об­ществе: индустриализация, урбанизация, введение всеобщего об­разования, совершенствование системы здравоохранения, появ­ление новых возможностей для обеспечения общественной ак­тивности. Участие масс в политике активизировалось по сравне-

120


нию с царской Россией. Вместе с тем централизованная государ­ственная бюрократия принимала решения посредством иерархи­ческих, элитарных, репрессивных структур, являющихся в опре­деленном смысл продолжением старого режима. Правительст­венная промышленная революция продолжала экономическую политику, проводившуюся царем и имевшую целью — расшире­ние промышленной базы России в 90-е годы прошлого века. По­всюду господствовала жесткая авторитарность. К середине 30-х годов традиционные институты — государство, профессиональ­ные вооруженные силы, служба безопасности, семья, престиж­ные школы и даже русская православная церковь — восстанови­ли часть былого влияния. Во время второй мировой войны и по­сле нее эти традиционные институты, -связанные с идеей Роди­ны-матери, упрочили свою значение11.

После второй мировой войны бюрократические авторитарные черты, присущие советской элитистской мобилизационной сис­теме, усилились. Ведущая роль в политическом процессе закре­пилась за руководителями, инженерами, техниками, экономи­стами, агрономами, министрами, службой безопасности и про­фессиональной военной администрацией. Бюрократическая элита нуждалась в централизации, иерархичности, профессиона­лизации, специализации, поддержании трудовой дисциплины и существующего политического порядка. После смерти Сталина Советский Союз продолжал функционировать как индустриаль­ная бюрократическая авторитарная система, хотя утратил прису­щие мобилизационным системам нравственные устои, единство цели и организационную гармонию.



Элитистская мобилизационная система в Северной Корее

С 1948 по 1992 г. руководимая президентом Ким Ир Сеном Ко­рейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) явля­лась воплощением сталинистской модели элитистской мобили­зационной системы. Ее «Великий Вождь» утверждал идеологию, представляющую смесь корейского национализма с элементами марксизма-ленинизма, среди которых были, в частности, поло­жения об авангардной роли партии, демократическом централиз­ме и государственном социализме. В структурном плане режим Мобилизовывал массы на социалистическое строительство. Об­щество было милитаризовано. Сильное государство ввело тоталь­ную регламентацию жизни населения. Центральная власть ши­роко пользовалась насилием (физическим, экономическим, иде-

121

ологическим), поддерживала строгую координацию, существова­ла обособленно от общественных объединений и активно дейст­вовала. Публичная политика была сфокусирована на скорейшей индустриализации. В поведенческом плане правление президен­та Ким Ир Сена представляло собой культ личности. Участие масс в политике не было ни добровольным, ни стихийным и но­сило организованный характер. В этом отношении северокорей­ская политическая система, пожалуй, являет собой лучший из су­ществующих примеров тоталитарной модели.



Вместе с тем у Северной Кореи было много сходства с бю­рократическим авторитарным режимом Южной Кореи при Пак Чжон Хи. В обеих Кореях у власти находились мощные бюрок­ратические авторитарные элиты, утверждавшие необходимость жесткого единоличного правления. В принятии правительст­венных решений участвовали военные. Экономическое разви­тие возглавляли технократы. Интеллектуалы, журналисты и профсоюзные активисты не могли влиять на процесс проведения политики. Сложившиеся группировки среди прави­тельственных деятелей выступали за проведение своего вариан­та политического курса; технократы-прагматики боролись с чи­новниками-идеологами. Северо- и южнокорейская высшие эшелоны власти занимались выработкой национальных ценно­стей, способствующих ускорению экономического развития: трудовая дисциплина, трудолюбие, самоограничение и стрем­ление к достижению общей цели. Элитистские мобилизацион­ные системы, действующие в рамках северо- и южнокорейских бюрократических авторитарных режимов, принесли определен­ные политические дивиденды. С 1960 по 1980 г. обе лации доби­лись впечатляющих темпов роста, осуществили быструю инду­стриализацию и достигли высокой степени равенства в доходах. Придавая особую роль «человеческому капиталу» (высокой об­разованности рабочих) и физическому капиталу (развитию тех­нологий), политики обеспечили высокие темпы роста промыш­ленности как в условиях госсоциализма, так и в условиях госка­питализма. Правительства Северной и Южной Кореи стреми­лись расширить торговлю с другими странами и увеличить по­ток капиталовложений извне, особенно в форме совместных предприятий. Ситуация в системах образования и здравоохра­нения в этих странах выгодно отличалась от большинства раз­вивающихся стран. В конце 80-х годов уровень грамотности среди взрослого населения превысил в них 90%. Младенческая смертность в возрасте до 1 года составила около 25 детей на ты­сячу. Средняя продолжительность жизни достигла 70 лет12.

122


Конечно, между этими системами имелись и существенные различия. Северокорейские политические правители, возглав­лявшие элитистскую мобилизационную систему, осуществляли более глубокий контроль за населением. Для КНДР характерны четко выраженный культ личности, сильная политическая пар­тия, меньшая степень социального плюрализма и большая идео­логическая приверженность делу реконструкции общества в рамках государственного контроля. Госкапитализм на Юге раз­решал частное предпринимательство и частные иностранные ка­питаловложения, в большей степени, чем социалистическая КНДР. Кампании по мобилизации масс в условиях северного режима привели к установлению более регламентированного об­щества.

Посредством многочисленных организационных мероприя­тий партийно-государственная элита организовывала народ на борьбу за развитие производства, получение образования и до­ступное здравоохранение. Повышение объемов производства достигалось с помощью «молниеносных войн», «200-дневных боев» и ударных бригад. Так «кампания ускорения 90-х годов» нацеливала массы на упорный труд, экономию материалов, по­вышение производительности труда и тем самым на достижение решения задач национального экономического плана. С по­мощью кампании «Летящего Коня» (Чанлия) и затем кампании «Команды Летящего Коня» предполагалось стимулировать раз­витие экономики и построение социализма в КНДР. «Три Рево­люционных движения» боролись за идеологическое обновле­ние, развитие культуры и ускорение научно-технического раз­вития. Члены «Трех Революционных бригад» следовали приме­ру партизан, воевавших с японцами в 30-х и в 40-х годах. Таким образом, стратегия, направленная на реализацию государствен­ной политики, опиралась на метод военной мобилизации. В конце 80-х годов в Корейскую народную армию призывали не менее 40—50% юношей в возрасте от 16 до 28 лет это, по-види­мому, самый высокий процент в мире. Около 10% населения со­стоит в Трудовой партии Кореи (ТПК), в других азиатских ком­мунистических режимах к правящей партии принадлежит не более 5% населения. Но и не будучи формально членом партии, каждый северокореец в возрасте старше восьми лет принимал Участие в какой-нибудь организации. Участию женщин в эко­номической и политической жизни помогал Корейский демок­ратический женский союз. Лица, желавшие открыто выражать собственные религиозные убеждения, должны были вступить в такие организации, как Корейская буддистская федерация, Ко-

123

рейская конфуцианская ассоциация или Корейская христиан­ская федерация. Партийные кадры направляли деятельность различных объединений через вовлечение их в Объединенные профсоюзы Кореи, Союз сельскохозяйственных рабочих Кореи и Союз работников литературы и искусства Кореи. Спортсмены состояли в Корейском спортивном комитете. Трудовая партия Кореи взяла под свой патронаж молодежь, организовав Юно­шеский корпус, бойскаутов, Союз социалистической трудовой молодежи Кореи, Красную молодую гвардию и Детскую гвар­дию, в которых молодежь изучала идеологию и жизнедеятель­ность президента Ким Ир Сена. С помощью этих организаций партия стремилась добиться от масс принятия и нужных элите политических норм типов ролевого поведения13.



Идеологический монизм наложил свой отпечаток на процесс принятия политических решений северокорейской элитистской мобилизационной системы. Взгляды президента Ким Ир Сена представляли собой сплав элементов конфуцианства, марксиз­ма-ленинизма и корейского национализма. Из конфуцианских концепций, вдохновлявших династию Ли, ему были близки такие идеи, как потребность в патриархальной опеке, политическом порядке, социальной гармонии, личной преданности, а также в наличии добродетельных правителей. Примеривая некоторые конфуцианские ценности к современной Корее, Ким Ир Сен рассматривал государство как своего рода большую патриархаль­ную семью. Как дети должны слушаться отца, так и корейский народ должен с сыновней преданностью относиться к Великому Вождю, — главному патриарху корейской нации, и своей матери — партии. Подчеркивание семейного послушания в отношении политической элиты отражало особое внимание, уделяемое со­циальной гармонии внутри иерархии. Как и мандарины-конфу­цианцы, президент Ким считал, что политическая жизнь напо­минает школу. Учитель — пример для своих учеников, а Великий Вождь со своими соратниками — политические просветители, обучающие своих граждан нравственному поведению, «правиль­ным» воззрениям (послушанию, любви к социалистическому отечеству). Конфуцианские принципы ставят духовно-нравст­венные ценности выше материального благополучия. Аналогич­ным образом, президент Ким отверг исторический материализм и выдвинул волюнтаристскую идею о том, что мышление создает материальную действительность.

В частности, между 1948 и 1960 гг., когда влияние Советского Союза было наибольшим, Ким Ир Сен задался целью адаптиро­вать марксизм-ленинизм к корейской действительности. Его

124

идеологические положения делали главный упор на диктатуру пролетариата, авангардную роль Трудовой партии Кореи, демок­ратический централизм, строительство социализма и сплочение перед лицом классового врага. Не приемля в массах стихийности, Ким считал, что им необходимо сплотиться вокруг партии — «ге­нерального штаба революции». (Ленин, а затем Сталин сравнива­ли коммунистическую партию с армией, которая, сохраняя же­лезную дисциплину, готова к беспощадной борьбе с контррево­люционерами.)



К концу 60-х годов марксистско-ленинские мотивы ослабли и на первый план вышла националистическая идея, связанная с термином «Чучхе». Возникший в 20-х годах, он первоначально означал восстановление независимости Кореи от иностранных держав, включая и японских колонизаторов, китайских захват­чиков и советский Коминтерн. Для интеллектуала-анархиста Син Чечхо (1880—1936) «Чучхе» — это национальное возрожде­ние, восстановление единого, независимого корейского госу­дарства, а также участие народа в массовых действиях, направ­ленных на возвращение политической независимости. Эту не­марксистскую концепцию Ким Ир Сен применил к условиям послевоенной Кореи. Как и Син, президент Ким соединил культ национального героя с культом корейского народа. Для Кима «Чучхе» означало национальную самостоятельность: по­литическую независимость, экономическую самодостаточ­ность, национальную военную безопасность и чистоту языка. Изгнав из корейского языка японские, китайские, английские и «буржуазные» термины и модернизировав язык так, чтобы он стал понятным для всех людей, президент Ким использовал языковую реформу для укрепления корейского национализма. Вместо того чтобы делать упор на «пролетарский интернацио­нализм» в интерпретации советских лидеров, он придерживался более националистической концепции «социалистического патриотизма». Короче говоря, «Чучхе» выражало волю к обрете­нию независимости от всех государств: будь то Россия, Китай, Япония или Соединенные Штаты14.

Коллективизм был для Ким Ир Сена важнее индивидуальных интересов. Типичный сторонник идеологического монизма, он воспринимал политическую систему как единую органичную об­щность, в которой коллективные сущности — нация, партия, го­сударство, народ — доминируют над отдельными элементами. Как человеческим организмом управляет мозг, так и в обществе политическая элита — голова — должна руководить всем осталь­ным. Северокорейские идеологи считали Ким Ир Сена «высо-

125

чайшим умом нации», «нервным центром общественно-полити­ческого организма». В здоровом организме отдельные части пре­бывают в гармонии между собой. Так и в обществе — следование индивидуальным интересам должно занимать подчиненное по­ложение по отношению к гармонизации сообщества. Индивиду­ализм объявлялся Ким Ир Сеном эгоистическим себялюбием. Он утверждал, что у индивидов не должно быть никаких разделя­ющих разнонаправленных или антагонистических интересов. Ра­бочий класс, крестьяне и трудовая интеллигенция должны дейст­вовать гармонично — функционировать как один человек, — сплоченные общей задачей осуществления революционных предначертаний партии.



Основой политической легитимности являлось слияние ду­ховно-нравственных ценностей с материальными интересами. Социалистическое строительство считалось «священнодействи­ем». Политические деятели прославляли Ким Ир Сена как «Из­бавителя нации» от японского и американского империализма. Послушанием Великому Вождю люди «зарабатывали» себе веч­ную жизнь. В «Песне о рае» социалистическая Корея именова­лась величайшей нацией в мире, созданным Великим Вождем «раем на земле». Признания масс правительственные лидеры до­бивались, раздавая моральные и материальные поощрения. Те из граждан, кто проявлял преданность официальному режиму и об­ладал моральными качествами «новой социалистической лично­сти» — трудолюбием, простотой, самоограничением, дисципли­нированностью, — удостоивались почестей, таких, как знак Ге­роя Труда КНДР и звание члена рабочей бригады «Летящего Ко­ня». Способствующие повышению производительности труда и процветанию нации получали денежные премии, повышения по службе и бесплатные путевки в дома отдыха. Как моральные, так и материальные поощрения выдавались за служение коллектив­ным интересам народа, революции и партии.

Официальная идеология утверждала политический элитизм и в то же время отрицала индивидуальную политическую свободу. Патерналистское государство отвечало за обеспечение людей, которых чиновники считали детьми, работой, пищей, кровом, одеждой, а также за доступность образования, здравоохранения. Авангардная Трудовая партия Кореи функционировала как по­литический просветитель, организатор и мобилизатор. Выражая монистическую ориентацию, Центральная станция радиовеща­ния КНДР в 1982 г. провозгласила: «Гигантская задача социали­стического строительства может быть выполнена, только когда вся партия и весь народ будут думать и действовать сообща, со-

126

гласно замыслу и воле партии»15. Великий Вождь Ким Ир Сен был олицетворением личного элитизма. Корейские идеологи на­зывали его творцом национального единства, лидером социали­стической революции, освободителем отчизны и образцом доб­родетели и человеческой воли. Как главный выразитель единой идеологии «Чучхе», Ким утверждал необходимость действий вождя, партии и масс как единого целого. Хотя на лозунгах было написано «служи народным массам», ТПК ожидала от людей по­слушания президенту Киму, а не вызовов социалистической сис­теме, партии, Великому Вождю или его политике16.



С поведенческой, а также с идеологической точки зрения президент Ким Ир Сен взял на себя роли главного выразителя идей и их исполнителя. Как харизматический лидер, он был на­циональным пророком («Избавитель нации»), идеологом, пар­тийным вождем и военачальником. Вслед за Сталиным и Мао он насаждал культ личности. Портреты и статуи Кима, воздвиг­нутые в его честь монументы были везде. Почти каждый гражда­нин носил красный значок с его изображением. Разносящиеся из громкоговорителей песни воодушевляли массы на усердный труд, строительство социализма и служение президенту. Идео­логическая пропаганда превозносила его, называя «Несравнен­ным патриотом», «Гением мировой революции» и «Солнцем ко­рейского народа». По-корейски Ир Сен означает «подобный солнцу». Кроме того, он возглавлял политический процесс в ка­честве непререкаемого главы правительства. В 90-е годы он за­нимал посты Генерального секретаря ЦК ТПК, председателя партийного Комитета по военным делам, председателя Нацио­нальной комиссии по обороне, председателя Центрального на­родного комитета, соединявшего в себе законодательные, ис­полнительные и судебные функции. Руководя Государствен­ным политическим бюро безопасности, он выявил в составе партии оппозиционные группировки. Партийный контроль над вооруженными силами предотвращал военные перевороты и поддерживал координационное единство в принятии прави­тельственных решений17.

Монистическая структура власти усиливала «монолитную» идеологию и единое руководство. В качестве авангардной партии ТПК господствовала как над социальными группами, так и над правительственными учреждениями. Она формулировала поли­тические приоритеты, координировала деятельность правитель­ства, следила за реализацией политики, контролировала соци­альные группы и мобилизовывала массы на социалистическое строительство и воссоединение корейской нации.

127

Традиционные, религиозные и экономические объединения практически зависели от партии-государства. Пример традици­онной организации — семья президента Кима; она и возглавляла социалистическую династию. Он готовил своего сына Ким Чен Ира на роль своего преемника в должности президента и гене­рального секретаря. Его родственники занимали высшие госу­дарственные, партийные и военные посты. Традиционные груп­пы, не принадлежавшие к семье Кима, едва ли обладали какой-то самостоятельностью. На руководящих постах было мало жен­щин. Молодежь играла второстепенную роль. Религиозная сво­бода была ограничена. Экономические организации не могли вырабатывать собственную, независимую от партийно-государ­ственного руководства политику. Официальная идеология при­знавала три класса: рабочих, крестьян и трудовую интеллиген­цию; к последней относились партийные кадры, правительствен­ные чиновники, специалисты, люди свободных профессий, технократы. Несмотря на заявление о социалистическом равен­стве, эта «трудовая интеллигенция» доминировала как в партии, так и в государственных институтах.



Трудовая партия Кореи руководила сильным государством, о чем свидетельствует низкий уровень плюрализма, широкое применение мер принуждения, высокая степень централиза­ции, жесткая координация и всесторонний характер осуществ­ляемой им деятельности. Военно-полицейские органы — Госу­дарственное политическое бюро безопасности, Министерство общественной безопасности, Корейская народная армия, Ко­митет партийного контроля и полувоенные образования вроде Рабоче-крестьянской Красной гвардии — пользовались не­сколькими способами принуждения. Физическое принуждение включало тюремное заключение, пытки и казни. Экономиче­ское состояло в заключении в трудовой лагерь, увольнении с го­сударственных предприятий и понижении в должности. Инди­видов, не согласных с единой идеологией Ким Ир Сена, ждало принуждение в форме исключения из партии (чисток), обще­ственного порицания со стороны членов партии и требования выступить с самокритикой. В этих условиях существовали и оп­ределенные согласительные процедуры как способ получения поддержки. Используя типичный для малых групп в азиатских обществах механизм внутригруппового влияния, правящие чи­новники наделили производственные бригады, партийные ячейки и учебные классы правом раздачи материальных поощ­рений (денег) и морального стимулирования (присвоение по­четных званий).

128


Власть ТПК и государства была централизованной. Над пра­вительственными органами на местах, такими, как народные со­брания, народные комитеты, исполнительные комитеты провин­ций, городов, городских районов, сельских округов и деревень, стояли общегражданские организации типа государственного Центрального народного комитета, Политбюро и Секретариата партии. Под надзором партии местные учреждения проводили разработанную центром политику.

Президент Ким Ир Сен и его соратники по партии осуществ­ляли жесткую координацию деятельности правительственных институтов. ТПК и Корейская народная армия объединяли госу­дарственные учреждения. Военные вместе с ТПК разрабатывали и воплощали в жизнь государственную политику. Социалистиче­ской экономикой управляла центральная технократия. Полити­ческие решения принимали Политбюро, Административный со­вет (кабинет) и Государственная плановая комиссия. На уровне отдельных фабрик все решали директора и главные инженеры, являющиеся членами местного партийного комитета.

Власть государства распространялась на самые разные сфе­ры деятельности. В Корее практически не существовало част­ного сектора в экономике, как и частного образования или здравоохранения. В период с 1958 по 1990 г. в сельской местно­сти функционировали государственные и кооперативные хо­зяйства. Первые были крупнее и лучше механизированы, чем вторые. На государственных фермах выдавали зарплату, а не часть произведенной продукции, как получали члены коопера­тивных хозяйств. Отдельные лица не могли владеть землей — единственное исключение составляли небольшие участки, вы­деляемые кооперативом своим членам. На государственых кре­стьянских рынках кооператоры продавали выращенные на сво­их участках фрукты и овощи. В промышленности и торговле контроль принадлежал не частному бизнесу, а государствен­ным предприятиям и промышленным кооперативам. Если не­большие производства могли объединяться в кооперативы, то крупные — шахты, предприятия транспорта и связи, торговли, финансов являлись государственными. Министерству финан­сов, как органу центрального правительства, были подведомст­венны Центральный банк, Промышленный банк и Банк внеш­ней торговли. Это министерство, совместно с Государствен­ным комитетом по планированию, руководило разработкой экономической политики18.

Государственная экономическая политика определяла на­правления промышленного развития. Президент Ким Ир Сен

5 Чарльз Ф. Эндрейн 1 29

противопоставлял социализм капитализму. По его мнению, со­циализм означал экономическую независимость, государствен­ное планирование, централизованное руководство и обществен­ную собственность. Для капитализма характерна экономическая зависимость от крупного капитала, рыночные механизмы, де­централизация и частная собственность. Социализм предполагал трансформацию под влиянием партии-государства человеческо­го сознания, а не изменение производственных отношений вроде рабочего контроля над экономической деятельностью или унич­тожения разницы между умственным и физическим трудом. Кро­ме того, он отвергал общество всеобщего благосостояния, при­равнивая его к «буржуазной демократии» и «буржуазному либе­рализму»19.

Соединив идеологию и организацию, партийно-государст­венная власть осуществила всесторонние экономические пре­образования. Политические организации обеспечили высокие темпы роста в промышленности и равенство в доходах. В част­ности, с 1961 по 1965 и с 1971 по 1975 гг. рост ВНП составлял 9—10% в год. Механизация сельского хозяйства позволила уве­личить производство риса. Эти высокие темпы роста элита КНДР обеспечила благодаря заботе о создании физического и человеческого капитала. Импорт машин, оборудования и техно­логий из Советского Союза, а также Японии, Франции, Запад­ной Германии и Швейцарии позволил Северной Корее создать базовые отрасли тяжелой промышленности: черную металлур­гию, угледобычу, химическую, станкостроительный? и оборон­ную. После 1980 г. стал возможен экспорт цемента, угля, стали, станков и вооружений. Особое внимание к техническому обра­зованию объяснялось тем, что технократам принадлежала веду­щая роль в обеспечении экономического развития. Благодаря быстрым темпам промышленного развития, а также правитель­ственным программам, регулирующим трудовые ресурсы, без­работица держалась на довольно низком уровне. Контроль над ценами на потребительские товары, над стоимостью жилья и коммунальных услуг сдерживал рост инфляции. Осуществляя программы распределения земли, субсидируя выращивание ри­са и арендную плату и обеспечивая полную занятость всеобщее образование и здравоохранение, политики добились относи­тельно эгалитарного распределения доходов.

Несмотря на успехи этой политики, после 1980 г. экономиче­ская ситуация стала ухудшаться. Темпы роста ежегодно падали на 2%. Не хватало продуктов питания, сырья, нефти, угля, элек­троэнергии и товаров народного потребления. Большой торг-

130

овый дефицит усилил экономическую стагнацию. Правительст­во нуждалось в твердой валюте для импорта передового в техно­логическом отношении оборудования из развитых капитали­стических стран. После 1990 г. СССР уже не предоставлял деше­вые кредиты и недорогую нефть. Экономическому росту также препятствовали чрезмерные государственные расходы на ар­мию, производство вооружений и строительство монументов и статуй, прославляющих Ким Ир Сена. Крестьянам не хватало удобрений, инсектицидов, горючесмазочных материалов и складских помещений для хранения сельскохозяйственной продукции; поэтому снизилось производство зерна и риса. В некоторых районах сельские жители голодали. Негибкие меха­низмы государственного планирования не могли легко приспо­собиться к изменению мировой экономики. Моральное старе­ние оборудования, отсутствие инноваций, проблемы с транс­портом на фоне экономического упадка в Советском Союзе привели корейских политиков к созданию зон свободной тор­говли и совместных предприятий с иностранными частными инвесторами.



Все усложнявшаяся система стратификации нуждалась в гиб­кой общественной политике. По мере падения темпов развития росло недовольство партийно-государственной элитой, пользо­вавшейся значительными привилегиями. Партийным чиновни­кам, государственным служащим верхнего эшелона, старшим ар­мейским офицерам, деятелям искусства и известным спортсме­нам предоставлялись особые возможности для отдыха, новые квартиры, роскошные машины («мерседес-бенц», «вольво»), бес­платные путевки, продукты питания, импортные товары (часы «Ролекс», одежда); возможность получить высшее образование и лучшее медицинское обслуживание. Среди рядового населения квалифицированные рабочие в тяжелой промышленности полу­чали более высокую зарплату, чем менее квалифицированные ра­ботники легкой промышленности и сельского хозяйства. Такая элитарная стратификация явно противоречила идеологическим заповедям эгалитарной системы, «служащей интересам народ­ных масс»20. Для борьбы с возникающим недовольством прави­тельство активизировало программы политического просвеще­ния и идеологического принуждения.

В заключение можно сказать, что в КНДР процесс проведе­ния политики сочетал нововведения с преемственностью. Вы­сокие темпы развития и большее равенство в доходах, чем при колониальном правлении Японии, привели в КНДР к корен-



5* 131

ным преобразованиям. Социально-экономическая трансфор­мация происходила на фоне политической преемственности. Как бы ни велика была роль авангардной ТПК и активистского государства, большое значение имело и то, что данная мобили­зационная система сохраняла преемственность династии Ли. Патриархальность, покорность политической элите, политиче­ская замкнутость, идеологическое принуждение, управление посредством убеждений — все это перекликалось с династиче­скими традициями прошлых веков. Ким Ир Сен, президент-мо­нарх, держался как отец своего народа, предоставляя заботы по воспитанию «матери-партии». Начав свой путь как обычный последователь марксизма-ленинизма, он попытался затем пере­дать свою харизматическую легитимность сыну — Ким Чен Иру. При этой династической последовательности революционно-социалистическая семья президента Ким Ир Сена функциони­ровала в качестве господствующей политической элиты, воз­главляющей мобилизационную систему21.



Заключение

Как показывает анализ примеров России и Северной Кореи, мо­билизационная система функционирует в соответствии с особы­ми отличающими ее фундаментальными принципами, политиче­скими стилями и методами осуществления социальных преобра­зований. Движущей силой является участие масс, стихийное или контролируемое. Популистский тип характеризуется широким добровольным участием масс и коллективным руководством при относительно слабом государстве. В отличие от лидеров согласи­тельных систем, популисты-мобилизаторы соединяют матери­альные интересы и приверженность радикальным идеологиче­ским преобразованиям. Активистами движут моральные устрем­ления, а не желание заключить политические сделки.

В элитистской мобилизационной системе социальные группы и участие масс в политике контролируется мощным государством и авангардной политической партией. Харизматический лидер предлагает идеологическое видение, озаряющее радикальную ре­конструкцию общества светом духовно-нравственных ценно­стей. Технократы и бюрократы, осуществляющие политику с по­мощью управленческой иерархии, отличаются более прагматиче­ской ориентацией. На их подход к проведению социальных пре­образований влияет не идеологическая чистота, а политическая

132


. целесообразность. Мобилизационные системы пытаются до­биться общественных преобразований с помощью институцио­нальных потрясений. Революционные движения разрушают инс­титуты старого режима и создают новые: политические партии, общественные организации, органы пропаганды и общеобразо­вательные школы. При разработке коренных социальных преоб­разований, таких, как быстрая индустриализация и ликвидация неграмотности, расширение возможностей вертикальной мо­бильности, элитарные мобилизаторы полагаются на идеологиче­ское убеждение и организационный контроль22. Однако, измене­ния политической системы отстают от социальных. Поэтому элитистские мобилизационные системы как правило недолго­вечны. После смерти харизматического лидера они трансформи­руются в другой системный тип — обычно в бюрократический ав­торитарный режим.

Как и изучающие тоталитаризм философы, исследователь элитистских мобилизационных систем часто преувеличивает значение идеологии харизматического лидера и преуменьшает различие между радикальной риторикой и фактической реализа­цией политики. Например, в работе «Происхождение тоталита­ризма» Ханна Арендт полагает, что тоталитарные элиты обладают достаточной волей и властью для трансформации существующих социально-политических структур: «Где бы и когда бы он [тота­литаризм] ни приходил к власти, всюду он создавал совершенно новые политические институты и разрушал все социальные, пра­вовые и политические традиции страны»23. Однако эмпириче­ские исследования нацистской Германии, сталинистского Со­ветского Союза и маоистского Китая показывают ограничен­ность устремлений партийно-государственных элит к тотальным изменениям. Подобно КНДР, эти национальные государства функционировали как закрытые политические системы, враж­дебные гражданским свободам и интеллектуальному поиску. Ни отечественные, ни иностранные наблюдатели не могли найти ' факты, подтверждающие соперничество фракций внутри правя­щей элиты или массовое сопротивлене со стороны населения. Чтение идеологических трактатов или прослушивание по радио политических программ оказалось более легким делом, чем на­блюдение за функционированием высших политических струк­тур. Отсюда преувеличение наблюдателями степени происходя­щих структурных, поведенческих и мировоззренческих транс­формаций. Реальные изменения стали видны лишь после распа­да элитистской мобилизационной системы. Названные режимы

133

сумели задумать и осуществить быстрое развитие промышленно­сти, послевоенную реконструкцию, коллективизацию сельского хозяйства и создание военно-промышленного комплекса. Одна­ко социально-экономическое неравенство сохранилось. Сущест­вующая политическая практика продолжала соответствовать тра­диционному элитарному стилю правления. Мало кто из альтру­истов или идеологических «пуристов» обладал достаточной вла­стью для преобразования общества в соответствии с официаль­ными революционными учениями24.




<предыдущая страница | следующая страница>


Чарльз Ф. Эндрейн. Сравнительный анализ политических систем

Энд 64 Чарльз Ф. Эндрейн. Сравнительный анализ политических систем. Эффектив­ность осуществления политического курса и социальные преобразования. Пер с англ. М.: Издательский дом «

6064.23kb.

16 12 2014
19 стр.


Современные модели партийно-политических систем Казахстана и России: сравнительный анализ 23. 00. 02 Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

Работа выполнена на кафедре теоретико-прикладной политологии и социологии Казахского национального педагогического университета имени Абая

962.49kb.

09 10 2014
5 стр.


Сравнительный анализ систем глубокой биологической очистки хозбытовых стоков «нт-био», «нт-эко» с локальными очистными сооружениями
81.04kb.

13 10 2014
1 стр.


1. Виды моделей. Сравнительный анализ различных видов моделирования

Вопросы к государственному экзаммену по курсутеория игрю исследование операций. Моделирование систем для групп К?=221,222,223,224,225

10.38kb.

10 10 2014
1 стр.


Государства в Великобритании и Японии (сравнительный анализ)

Политическая деятельность человека, различных политических объединений в определенной мере есть следствие формы современного государства. В значительной степени от такой формы зави

149.71kb.

01 09 2014
1 стр.


Н. К. Рериха и «Гитанджали» Р. Тагора: сравнительный анализ некоторых аспектов. Эта небольшая статья

«Цветы Мории» Н. К. Рериха и «Гитанджали» Р. Тагора: сравнительный анализ некоторых аспектов

104.77kb.

12 10 2014
1 стр.


Тема работы "Чарльз Диккенс: жизнь и творчество писателя. Анализ книги "Тайна Эдвина Друда" Фамилия, имя участника: Бережная Анастасия, 10 б класс, гимназия 248

Тема работы – “Чарльз Диккенс: жизнь и творчество писателя. Анализ книги “Тайна Эдвина Друда”

22.13kb.

16 12 2014
1 стр.


Сравнительный анализ портретов Ф. И шаляпина. Работы Б. М кустодиева и К. А коровина
131.48kb.

16 12 2014
1 стр.