|
Чтобы сформулировать тему урока, обратите внимание на информацию на слайдах презентации.(Приложение 1)
Сл.-1
Сл.-2
Сл.-3
Сл.-4
Сл.-5
Предлагаю перейти к слайду «Постановка проблемы»
В ходе беседы формулируется тема урока в виде вопроса:
Сообщаю, что тема урока и есть та проблема, которую предстоит уч-ся решить.
|
Почему назвали «азот»?
Соединения азота - селитра, азотная кислота, аммиак - были известны задолго до получения азота в свободном состоянии. В 1772 г. Д.Резерфорд, сжигая фосфор и другие в-ва в стеклянном колоколе, показал, что остающийся газ не поддерживает дыхания и горения. Д.Резерфорд назвал его «удушливым воздухом».
К.Шееле назвал этот элемент, извлеченный из воздуха,- «дурным воздухом».
В 1787 г. А.Лавуазье установил, что «жизненный» и «удушливый» газы, входящие в состав воздуха, это простые
в-ва, и предложил название «азот». «А» - отсутствие, «зоо» - жизнь. «Безжизненный»- азот.
И не случайно: испытания проводили на лабораторных мышах, помещая их под колпак с азотом, где они погибали.
Нахождение в природе.
Азот – один из распространенных элементов на Земле.
- в атмосфере- 4∗1051 по массе и 78% газообразного азота по объёму
- литосфере – 1,9∗10-3 по массе
- в живых организмах- 0,3% по массе
В белке животных и человека -16-17% азота. В организмах человека и плотоядных животных белок образуется за счёт потребляемых белковых в-в травоядных животных и в растениях. «Жизнь - есть способ существования белковых тел на Земле» - по определению Ф.Энгельса
Д.Резерфорд –«удушливый воздух»
К. Шееле – «дурной воздух»
А.Лавуазье – «безжизненный воздух»
Д.И.Прянишников – «Нет жизни без азота, ибо он является важнейшей составляющей частью белковой молекулы»
Запись темы урока в тетрадь
«Азот – «безжизненный» элемент или важная составная часть жизни на Земле?»
|
|
Что уже известно из курса изучения химии об азоте? Ответьте на вопросы на следующем слайде.
Сл.-6.
«Азот – химический элемент»
|
Учащиеся работают с текстом и заданием на слайде.
Азот – химический элемент
Положение азота в периодической системе
* Ar(N) = ?
* 7N +7 ) ) Каково строение атома азота?
? ?
-
Составьте электронно – графическую формулу атома азота
-
Составьте электронную формулу атома азота
-
Степени окисления : ?
-
Валентность : ?
Вывод : какова окислительно – восстановительная способность атома азота?
|
|
Предлагаю учащимся, исходя из проблемы, наметить пути её решения.
Сл.-7.
Обращаю внимание на необходимость установления связи между строением, св-ми и применением.
Предлагаю составить план изучения нового материала.
Сл.-8.
|
Цель урока:
-
На примере сведений об азоте, привести аргументы в пользу двух точек зрения об элементе
-
Азот – «безжизненный»
-
Азот – главный элемент жизни на Земле
Учащиеся предлагают план изучения строения молекулы, св-в и применения этого в-ва.
Содержание:
* Азот – простое в-во
1. Строение молекулы
2. Физические св-ва
3. Химические св-ва
4. Способы получения
* Применение азота и его значение
|
|
Сл.-9.
Предлагаю рассмотреть задания на слайде «Строение молекулы азота»
Обращаю внимание на оформление сведений об азоте в виде опорного конспекта
Сл.-10.
Сл.-11.
Сл.-12.
При переходе к слайду о способах получения обращаю внимание на гиперссылки на сайты в Интернете.
Сл.-13.
При переходе к слайду «Применение азота» обращаю внимание на гиперссылки на сайт Интернета.
|
Уч-ся изучают сведения об азоте и строении его молекулы.(Учебник §30)
Молекула азота – N2
N ≡ N
Напишите электронную формулу молекулы. В обычных условиях в свободном состоянии азот образует молекулу N2, где атомы связаны тремя ковалентными связями.
Молекула азота очень устойчива: энергия диссоциации ее на атомы составляет 942,9
кДж/моль, поэтому даже при температуре 3300о степень диссоциации азота составляет 0,1%.
-
Каков вид хим. связи в молекуле азота?
Физические свойства азота.
Азот немного легче воздуха; плотность 1,2506 кг/м3 (при н.у.), tпл.= - 209,8оС, tкип.=
-195,8оС. Азот сжижается с трудом: плотность жидкого азота 800 кг/м3. В воде азот менее растворим чем кислород: при 0оС в 1м3 Н2О растворяется 23,3 г азота.
Азот не поддерживает дыхание и горение.
-
Составьте описание физ. св-в N2 в виде уголковой схемы
Химические свойства азота.
К металлам:
N2+Li (об.усл.)→ Li3N
N2+Mg (об.усл.)→ Mg3N2
N2+Al (to) → AlN
К неметаллам:
N2+H2 NH3
N2+O2 (2000o) →NO
N2+F2 (эл. разряд) → NF3
Вывод:
-
Что можно сказать о хим. активности азота? Почему?
-
В каких реакциях азот – окислитель, в каких – восстановитель?
Дома:
Составьте уравнения этих реакций с использованием электронного баланса.
Способы получения азота:
*Лабораторный способ:
NH4NO2 N2+ 2H2O
*Промышленный способ
Технический способ получения азота основан на разделении предварительно сжиженного воздуха.
Интернет→ Азотные установки, азотные станции, генераторы азота
Применение азота:
-
создание инертных сред в металлургии
-
синтез аммиака и азотной кислоты
-
производство минеральных удобрений
-
производство взрывчатых в-в
-
жидкий азот в медицине
-
Какие св-ва азота лежат в основе применения?
|
|
Сл.-14.
Данный этап урока провожу в виде самостоятельной работы на 2-3 минуты. Предлагаю записать в тетрадь аргументы в пользу каждой версии.
Рабочие тетради собираю на проверку, оцениваю выполненную работу.
|
Азот – друг или враг?
-
Азот – «безжизненный».
-
Азот – главный элемент жизни.
Учащиеся записывают аргументы в тетрадь.
|