Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный этап



Приветствие.


Приветствуют учителя

2. Актуализация
1 слайд

Войны, мятежи, революции, государственные перевороты – все неотъемлемая часть прошлого человечества. Книгу истории не назовешь легким чтением, способным развеселить и улучшить настроение. Но даже самые мрачные страницы, которые порой хочется вырвать из этой книги, намертво вросли в переплет, их нельзя перелистнуть с негодованием или брезгливостью. От того, насколько внимательно и вдумчиво мы прочитаем текст, повествующий о событиях далекого и недавнего прошлого, во многом зависит наше будущее.



«Если опыт XX века не послужит должным уроком, то в будущем кровавый смерч рискует повториться с новой силой», - писал А. Солженицын, русский писатель, автор книги «Архипелаг ГУЛАГ».
Разумеется, было бы наивно искать в минувшем готовые ответы на сегодняшние и завтрашние вопросы. Испанский философ Хосе Ортега – и Гассет (1883-1955), немало размышлявший о трагических событиях XX века, писал: «Прошлое не может сказать, что нам делать. Но оно может предупредить, чего нам не делать».
Чтобы услышать эти предупреждения, нужно, конечно, знать и понимать – знать, что происходило, понимать - почему?




3.Проблематизация
Слайд № 3

Давайте предоставим слово участникам событий.



  1. Выступление домохозяйки Марии Седякиной.

  2. Выступление Федора Давиденко, геолога из Воркуты.


Как вы думаете, почему так по-разному оценивают герои события прошлого?


Предположительный ответ:

Очень разная эмоциональная окраска восприятия эпохи людей бывших погруженными в атмосферу сталинской эпохи. Первую героиню и ее семью не затронула репрессивная машина, а второй герой оказался свидетелем тех страшных событий.





4. Визуализация

Слайд №2,

Диск №2,№3

«Статистика» из мультимедийного учебника « История России XX век» схема

«Репрессии»


Анализируют статистические данные. Фронтальная работа

5. Социализация


В качестве предварительного задания был проведен социологический опрос о семьях, которые хранят память о репрессированных родственниках.

Слово предоставляется А.Комковой

Выступление А.Комковой

6. Проработка темы



Писатель Илья Эренбург считал, что 30-е гг. были выкрашены в розовый и черный цвета. Русский философ и богослов Георгий Федотов писал: «Вглядимся в черты советского человека… он очень крепок, физически и душевно, живет по указке и по заданию, не любит думать и сомневаться, ценит практический опыт и знания. Он предан власти… он очень честолюбив и довольно черств к страданиям ближнего…Но он готов заморить себя за работой и его высшее честолюбие … отдать жизнь за коллектив, партию или Родину, смотря по временам…» И в то же время, в анекдотах отражающих политическую и социальную жизнь 1930-х гг., читаем:

  1. «Конституция СССР и Конституция США гарантируют свободу слова, но в США гарантирована еще и свобода после сказанного.

  2. «Товарищ Сталин, как вы относитесь к плюрализму?

- В отношении плюрализма двух мнений быть не может!»

  1. «Радек говорил: «Мы назвали именем Максима Горького парки, самолеты, улицы, колхозы. Предлагаю всю нашу жизнь назвать максимально горькой».


Было ли неизбежным появление такого феномена, как сталинизм?

Какая она эпоха сталинизма?

В этом мы и попытаемся сегодня разобраться.




7. Проработка темы

Слайд – схема

(по Бжезинскому З и К.Фридриху)

Слайд из м/м пособия «Что такое тоталитаризм»


В/фрагмент «Руководители…»



Назовите признаки тоталитаризма

Дайте определение «тоталитарного государства»

Вы совершенно правы, расходясь в терминах, ученые практически едины в трактовке сущностных черт советского общества этого периода, которому были присущи:



  • насильственное установление однопартийной системы;

  • уничтожение оппозиции внутри самой правящей партии;

  • захват государства партией, т.е. полное сращивание партийного и государственного аппарата, превращение государственной машины в орудие партии;

  • уничтожение гражданских свобод;

  • ликвидация системы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей;

  • построение системы всеохватывающих массовых организаций, с помощью которых партия обеспечивает контроль над обществом.

  • унификация (привидение к единообразию).

  • культ национального вождя.

  • массовые репрессии.

Ответы учащихся:

  1. наличие единственной массовой партии во главе с лидером-диктатором,

  2. наличие официально господствующей в обществе идеологии,

  3. монополия государства на средства массовой информации,

  4. монополия государства на вооруженные силы,

  5. система террористического полицейского контроля,

  6. централизованная система контроля и управления экономикой.


Ответ учеников:

Тоталитарное государство – такая форма государства, которая характеризуется полным (тотальным) контролем со стороны органов государственной власти в обществе, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод.




Слайд интерактивного задания




Период с 1929 по 1938 гг. историк Г.М. Дерлугьян назвал «второй советской революцией», инициированной сверху в ответ на рыночные провалы эпохи НЭПа. Цель этой «беспощадной акции» - разрушение крестьянства и подчинение всех форм социальной активности контролю мобилизационного государства. В своем развитии «сталинизм» прошел 4 этапа.
Выполните следующее задание: соотнесите хронологический период и его характеристику.

  1. 1923-1934гг.: становление сталинизма, формирование его основных тенденций;

  2. 1935-1941гг.: реализация сталинской модели развития общества, создание бюрократической основы власти, искоренение ее прямых или потенциальных противников;

  3. 1941-1945гг.: частичное ограничение проявлений сталинизма и выдвижение на первый план исторической роли народа;

  4. 1946-1953гг: апогей сталинизма, консервация и ужесточение режима, одновременно – кризис сталинизма, начало его регрессивной эволюции.

Террор и пропаганда, переплетаясь и усиливая друг друга, внушали человеку чувство опасности, исходящей от бесчисленных врагов (в такой ситуации государство предстает в роли защитника), чувство вины (за недостаток бдительности, недостаток преданности, недостаток усердия) и страх перед наказанием за эту вину.


Дети выполняют задание устно. Проверка работы с использованием интерактивной.




3. Работа с документами по группам, классмейт


На ваших рабочих столах есть распечатанные копии официальных документов советской власти 1937-1938гг. постановлений и решений Политбюро ЦК ВКП (б), приказов НКВД,

секретных телеграмм.
Задание группам: обсудить и кратко сформулировать ответы на следующие вопросы:


  • Каким государственным органом и когда принят документ, кем подписан?

  • Кому адресован, кто должен был его исполнять?

  • Каково основное содержание документа (ключевые положения)?

  • Какую официальную цель преследовал?




В/фрагмент

Работа с документами по группам с использованием программы e-Learning (классмейт)



Работа с документами по группам с использованием программы e-Learning (классмейт)





Как вы считаете, почему сталинскому режиму постоянно нужен был враг?

А.И. Солженицын в своей книге «Архипелаг ГУЛАГ» объясняет, какие доводы приводились властью для оправдания репрессий:



  • Работа иностранных разведок.

  • Вредительство огромного масштаба.

  • Затея местных «энкаведистов».

  • Измена в рядах партии.

  • Историческая необходимость.

В 1937г. на Пленуме ЦК ВКП (б) И.В. Сталин в своем докладе выдвинул концепцию «усиления классовой борьбы по мере продвижения к социализму».




Ответ учащихся:

Чтобы оправдать массовые репрессии


Дискуссия классмейт

Социализация
Слайд




Обратимся вновь к копиям документов.

Вопросы для групп:

  1. Как вы считаете, в чем была цель развернутой властями репрессивной кампании?

  2. Как бы вы объяснили перевыполнение планов на местах и просьбы об увеличении квот? Почему люди с готовностью выполняли «разнарядки», вынося и приводя в исполнение приговор в отношении своих же земляков и сограждан?

  3. Можно ли выделить экономические, политические, идеологические, правовые причины, проводимых репрессий?



Работа в группах с использованием классмейтов.



Предполагаемые ответы:

Причины и цели сталинского террора:



  • Стремление вождя установить свою абсолютную, безраздельную власть, усугубленное такими чертами его характера, как деспотизм, жестокость, мстительность, подозрительность.

  • Уничтожить всякую реальную и даже потенциальную оппозицию, а также ту лучшую, свободомыслящую часть нации, которая была способна критически оценивать действительность;

  • Ликвидировать старую партийную гвардию и остатки прежних партий, мешавших вождю своими традициями, знаниями реальной истории и способностью к самостоятельному мышлению.

  • Снять социальную напряженность путем выявления и наказания «врагов».

  • Очистить ряды от «разложившихся» от бесконтрольной власти функционеров.

  • Подавить в зародыше ведомственные, местнические настроения, обеспечить безусловную власть центра над периферией.

  • Ликвидировать «пятую колонну» ввиду близившейся войны.

Т.о. с помощью репрессий Сталин рассчитывал решить реально существовавшие проблемы, достичь вполне конкретных политических и социально – экономических целей, преодолеть противоречия избранной модели общественного развития.

Интерактивная лекция




«Мы живем в эпоху великого страха», заявил профессор – физиолог в пьесе А.Афиногенова «Страх», которая шла в 1931г. на 300 сценах советских театров. Сталин не возражал против такого определения своей эпохи.

  • Они были направлены не против конкретных людей, а против целых категорий (буржуазных социалистов, военных, хозяйственных деятелей, работников партийного и государственного аппарата, интеллигенции, целых народов).

  • Террор носил тотальный, лотерейный, немотивированный характер, отсутствовала какая-либо связь между поступками человека и постигавшей его карой.

  • Репрессии осуществлялись по разнарядкам и планам.

  • Они сопровождались насаждением особой морально-психологической атмосферы всеобщей подозрительности и доносительства.

В государстве каждый должен был ощущать себя палачом и немного жертвой. Террор и пропаганда сеяли в обществе подозрительность, препятствовавшие неформальным, доверительным отношениям между людьми; объединяться следовало только под контролем государства и во имя его целей. Террор был также способом обеспечить подвижность социальных структур.




    1. Чем, по вашему мнению, было установление сталинской диктатуры: неизбежностью? Случайностью? Одной из вероятностей?

    2. Каковы причины формирования «сталинизма», определившего всю общественно – политическую жизнь страны с 1923 по 1953гг. 30 лет жизни?

В основе формирования «сталинизма» лежал сложный комплекс объективных и субъективных факторов.



Учащиеся слушают, фиксируют основные тезисы, затем используют информацию для ответов на вопрос.



8. Подведение итогов


Продолжите следующие предложения:


  1. низкий уровень как общей, …

  2. отсутствие устоявшихся демократических …

  3. привычка к авторитарной …

  4. особый, по сути вождистский тип …

  5. резкое увеличение численности партии и изменение …

  6. релятивистская большевистская мораль …

  7. острая нужда в ускоренном …

  8. тяготение к военно-командной …

  9. ослабление тех социальных …


Решают задачу устно. Проверка выполненного задания с использованием интерактивной доски.


Правильные ответы:

В основе формирования «сталинизма» лежал сложный комплекс объективных и субъективных факторов.



  1. низкий уровень как общей, так и политической культуры масс.

  2. отсутствие устоявшихся демократических традиций в России, вековая привычка к авторитарной форме управления, к сильной, персонифицированной власти.

  3. резкое увлечение ее численности и изменение состава за счет малообразованных слоев, неподготовленных к политической жизни.

  4. релятивистская большевистская мораль – «нравственно то, что служит делу строительства коммунизма» (релятивизм – отрицание нравственных норм).

  5. острая нужда в ускоренном развитии и обстановка чрезвычайности, связанная с выбором форсированной стратегии модернизации.

  6. тяготение к военно – командной идеологии.

  7. ослабление тех социальных сил, которые могли бы противостоять Сталину,

  8. личные качества самого Сталина.

  9. социальной опорой сталинского режима стали:

  • партийно- государственная бюрократия.

  • Пропитанная антибуржуазными настроениями часть рабочих.

  • Раскрестьяненные крестьяне, вырванные из деревенского мира в ходе индустриализации и еще не интегрировавшиеся в городское общество.

  • Сельская беднота.

9. Домашнее задание

Именно об этом вам предстоит размышлять в домашнем эссе. Эссе на тему «Была ли альтернатива сталинизму?».

Записывают задание в дневник

Слайд


Мы начинали наш урок, сравнивая историю человечества с книгой. Страницы «сталинизма» намертво вросли в ее переплет.

И перелистывая их трудно не согласиться с Майей Ангелу, современной американской поэтессой и общественной деятельницей, что «несмотря на все пережитые ужасы, историю нельзя переделать, и нам остается только мужественно взглянуть ей в лицо, чтобы эти ужасы не повторялись впредь».

25 мая 1991 года в Иванове на кладбище в Балино был открыт памятник – стела, на ней надпись: «Жертвам сталинских репрессий. Память о них сохранится, пока остаемся людьми». И каждый год 30 октября сюда приходят люди почтить память погибших. По данным статистики, в Ивановской области более 12 тыс. человек подверглись политическим репрессиям, 7 тыс. погибли сразу. Сейчас проживает 1026 реабилитированных и 42 пострадавших.

ПАМЯТЬ О НИХ СОХРАНИТСЯ, ПОКА ОСТАЕМСЯ ЛЮДЬМИ!






Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика

От того, насколько внимательно и вдумчиво мы прочитаем текст, повествующий о событиях далекого и недавнего прошлого, во многом зависит наше будущее

103.15kb.

23 09 2014
1 стр.


Структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

Ставит проблемный вопрос для выявления темп урока темы урока: Ребята посмотрите, как оформлен кабинет, доска к сегодняшнему уроку. Назовите объекты с которыми вы уже работали на ур

50.31kb.

06 10 2014
1 стр.


Деятельность учителя Деятельность учащихся

Сегодня мы будем говорить об одном самых из интересных элементов периодической системы, противоречивом азоте

65.55kb.

18 12 2014
1 стр.


Урока Деятельность преподавателя Деятельность учащихся

Преподаватель вводит: название физической величины её, определение, буквенное обозначение и формулу для расчета

56.73kb.

01 10 2014
1 стр.


Проектная деятельность младших школьников

Она дает возможность качественно поднять уровень знаний и умений учащихся через проникновение в закономерные связи природы и общества. Проектная деятельность – дает возможность рас

65.4kb.

03 09 2014
1 стр.


Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на второй и последующие курсы по направлению 050100 «Педагогическое образование»

Ки. Этапы становления психологии. Основные психологические теории и их взаимосвязь. Теория деятельности. Деятельность и психика. Сознание и деятельность. Психика и мозг. Деятельнос

121.76kb.

15 09 2014
1 стр.


Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на второй и последующие курсы по специальности 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения»

Ки. Этапы становления психологии. Основные психологические теории и их взаимосвязь. Теория деятельности. Деятельность и психика. Сознание и деятельность. Психика и мозг. Деятельнос

140.13kb.

15 09 2014
1 стр.


Урок по информатике в 6 классе по теме "Основные типы алгоритмов"

Оборудование: персональные компьютеры с веб-камерами для учителя и ученика, графический планшет ученика, принтер ученика, Интернет

112.62kb.

13 10 2014
1 стр.