Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1.
Организационный этап
|
Приветствие.
|
Приветствуют учителя
|
2. Актуализация
1 слайд
|
Войны, мятежи, революции, государственные перевороты – все неотъемлемая часть прошлого человечества. Книгу истории не назовешь легким чтением, способным развеселить и улучшить настроение. Но даже самые мрачные страницы, которые порой хочется вырвать из этой книги, намертво вросли в переплет, их нельзя перелистнуть с негодованием или брезгливостью. От того, насколько внимательно и вдумчиво мы прочитаем текст, повествующий о событиях далекого и недавнего прошлого, во многом зависит наше будущее.
«Если опыт XX века не послужит должным уроком, то в будущем кровавый смерч рискует повториться с новой силой», - писал А. Солженицын, русский писатель, автор книги «Архипелаг ГУЛАГ».
Разумеется, было бы наивно искать в минувшем готовые ответы на сегодняшние и завтрашние вопросы. Испанский философ Хосе Ортега – и Гассет (1883-1955), немало размышлявший о трагических событиях XX века, писал: «Прошлое не может сказать, что нам делать. Но оно может предупредить, чего нам не делать».
Чтобы услышать эти предупреждения, нужно, конечно, знать и понимать – знать, что происходило, понимать - почему?
|
|
3.Проблематизация
Слайд № 3
|
Давайте предоставим слово участникам событий.
-
Выступление домохозяйки Марии Седякиной.
-
Выступление Федора Давиденко, геолога из Воркуты.
Как вы думаете, почему так по-разному оценивают герои события прошлого?
|
Предположительный ответ:
Очень разная эмоциональная окраска восприятия эпохи людей бывших погруженными в атмосферу сталинской эпохи. Первую героиню и ее семью не затронула репрессивная машина, а второй герой оказался свидетелем тех страшных событий.
|
4. Визуализация
Слайд №2,
Диск №2,№3
|
«Статистика» из мультимедийного учебника « История России XX век» схема
«Репрессии»
|
Анализируют статистические данные. Фронтальная работа
|
5. Социализация
|
В качестве предварительного задания был проведен социологический опрос о семьях, которые хранят память о репрессированных родственниках.
Слово предоставляется А.Комковой
|
Выступление А.Комковой
|
6. Проработка темы
|
Писатель Илья Эренбург считал, что 30-е гг. были выкрашены в розовый и черный цвета. Русский философ и богослов Георгий Федотов писал: «Вглядимся в черты советского человека… он очень крепок, физически и душевно, живет по указке и по заданию, не любит думать и сомневаться, ценит практический опыт и знания. Он предан власти… он очень честолюбив и довольно черств к страданиям ближнего…Но он готов заморить себя за работой и его высшее честолюбие … отдать жизнь за коллектив, партию или Родину, смотря по временам…» И в то же время, в анекдотах отражающих политическую и социальную жизнь 1930-х гг., читаем:
-
«Конституция СССР и Конституция США гарантируют свободу слова, но в США гарантирована еще и свобода после сказанного.
-
«Товарищ Сталин, как вы относитесь к плюрализму?
- В отношении плюрализма двух мнений быть не может!»
-
«Радек говорил: «Мы назвали именем Максима Горького парки, самолеты, улицы, колхозы. Предлагаю всю нашу жизнь назвать максимально горькой».
Было ли неизбежным появление такого феномена, как сталинизм?
Какая она эпоха сталинизма?
В этом мы и попытаемся сегодня разобраться.
|
|
7. Проработка темы
Слайд – схема
(по Бжезинскому З и К.Фридриху)
Слайд из м/м пособия «Что такое тоталитаризм»
В/фрагмент «Руководители…»
|
Назовите признаки тоталитаризма
Дайте определение «тоталитарного государства»
Вы совершенно правы, расходясь в терминах, ученые практически едины в трактовке сущностных черт советского общества этого периода, которому были присущи:
-
насильственное установление однопартийной системы;
-
уничтожение оппозиции внутри самой правящей партии;
-
захват государства партией, т.е. полное сращивание партийного и государственного аппарата, превращение государственной машины в орудие партии;
-
уничтожение гражданских свобод;
-
ликвидация системы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей;
-
построение системы всеохватывающих массовых организаций, с помощью которых партия обеспечивает контроль над обществом.
-
унификация (привидение к единообразию).
-
культ национального вождя.
-
массовые репрессии.
|
Ответы учащихся:
-
наличие единственной массовой партии во главе с лидером-диктатором,
-
наличие официально господствующей в обществе идеологии,
-
монополия государства на средства массовой информации,
-
монополия государства на вооруженные силы,
-
система террористического полицейского контроля,
-
централизованная система контроля и управления экономикой.
Ответ учеников:
Тоталитарное государство – такая форма государства, которая характеризуется полным (тотальным) контролем со стороны органов государственной власти в обществе, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод.
|
Слайд интерактивного задания
|
Период с 1929 по 1938 гг. историк Г.М. Дерлугьян назвал «второй советской революцией», инициированной сверху в ответ на рыночные провалы эпохи НЭПа. Цель этой «беспощадной акции» - разрушение крестьянства и подчинение всех форм социальной активности контролю мобилизационного государства. В своем развитии «сталинизм» прошел 4 этапа.
Выполните следующее задание: соотнесите хронологический период и его характеристику.
-
1923-1934гг.: становление сталинизма, формирование его основных тенденций;
-
1935-1941гг.: реализация сталинской модели развития общества, создание бюрократической основы власти, искоренение ее прямых или потенциальных противников;
-
1941-1945гг.: частичное ограничение проявлений сталинизма и выдвижение на первый план исторической роли народа;
-
1946-1953гг: апогей сталинизма, консервация и ужесточение режима, одновременно – кризис сталинизма, начало его регрессивной эволюции.
Террор и пропаганда, переплетаясь и усиливая друг друга, внушали человеку чувство опасности, исходящей от бесчисленных врагов (в такой ситуации государство предстает в роли защитника), чувство вины (за недостаток бдительности, недостаток преданности, недостаток усердия) и страх перед наказанием за эту вину.
|
Дети выполняют задание устно. Проверка работы с использованием интерактивной.
|
3. Работа с документами по группам, классмейт
|
На ваших рабочих столах есть распечатанные копии официальных документов советской власти 1937-1938гг. постановлений и решений Политбюро ЦК ВКП (б), приказов НКВД,
секретных телеграмм.
Задание группам: обсудить и кратко сформулировать ответы на следующие вопросы:
-
Каким государственным органом и когда принят документ, кем подписан?
-
Кому адресован, кто должен был его исполнять?
-
Каково основное содержание документа (ключевые положения)?
-
Какую официальную цель преследовал?
|
|
В/фрагмент
|
Работа с документами по группам с использованием программы e-Learning (классмейт)
|
Работа с документами по группам с использованием программы e-Learning (классмейт)
|
|
Как вы считаете, почему сталинскому режиму постоянно нужен был враг?
А.И. Солженицын в своей книге «Архипелаг ГУЛАГ» объясняет, какие доводы приводились властью для оправдания репрессий:
-
Работа иностранных разведок.
-
Вредительство огромного масштаба.
-
Затея местных «энкаведистов».
-
Измена в рядах партии.
-
Историческая необходимость.
В 1937г. на Пленуме ЦК ВКП (б) И.В. Сталин в своем докладе выдвинул концепцию «усиления классовой борьбы по мере продвижения к социализму».
|
Ответ учащихся:
Чтобы оправдать массовые репрессии
|
Дискуссия классмейт
Социализация
Слайд
|
Обратимся вновь к копиям документов.
Вопросы для групп:
-
Как вы считаете, в чем была цель развернутой властями репрессивной кампании?
-
Как бы вы объяснили перевыполнение планов на местах и просьбы об увеличении квот? Почему люди с готовностью выполняли «разнарядки», вынося и приводя в исполнение приговор в отношении своих же земляков и сограждан?
-
Можно ли выделить экономические, политические, идеологические, правовые причины, проводимых репрессий?
|
Работа в группах с использованием классмейтов.
Предполагаемые ответы:
Причины и цели сталинского террора:
-
Стремление вождя установить свою абсолютную, безраздельную власть, усугубленное такими чертами его характера, как деспотизм, жестокость, мстительность, подозрительность.
-
Уничтожить всякую реальную и даже потенциальную оппозицию, а также ту лучшую, свободомыслящую часть нации, которая была способна критически оценивать действительность;
-
Ликвидировать старую партийную гвардию и остатки прежних партий, мешавших вождю своими традициями, знаниями реальной истории и способностью к самостоятельному мышлению.
-
Снять социальную напряженность путем выявления и наказания «врагов».
-
Очистить ряды от «разложившихся» от бесконтрольной власти функционеров.
-
Подавить в зародыше ведомственные, местнические настроения, обеспечить безусловную власть центра над периферией.
-
Ликвидировать «пятую колонну» ввиду близившейся войны.
Т.о. с помощью репрессий Сталин рассчитывал решить реально существовавшие проблемы, достичь вполне конкретных политических и социально – экономических целей, преодолеть противоречия избранной модели общественного развития.
|
Интерактивная лекция
|
«Мы живем в эпоху великого страха», заявил профессор – физиолог в пьесе А.Афиногенова «Страх», которая шла в 1931г. на 300 сценах советских театров. Сталин не возражал против такого определения своей эпохи.
-
Они были направлены не против конкретных людей, а против целых категорий (буржуазных социалистов, военных, хозяйственных деятелей, работников партийного и государственного аппарата, интеллигенции, целых народов).
-
Террор носил тотальный, лотерейный, немотивированный характер, отсутствовала какая-либо связь между поступками человека и постигавшей его карой.
-
Репрессии осуществлялись по разнарядкам и планам.
-
Они сопровождались насаждением особой морально-психологической атмосферы всеобщей подозрительности и доносительства.
В государстве каждый должен был ощущать себя палачом и немного жертвой. Террор и пропаганда сеяли в обществе подозрительность, препятствовавшие неформальным, доверительным отношениям между людьми; объединяться следовало только под контролем государства и во имя его целей. Террор был также способом обеспечить подвижность социальных структур.
-
Чем, по вашему мнению, было установление сталинской диктатуры: неизбежностью? Случайностью? Одной из вероятностей?
-
Каковы причины формирования «сталинизма», определившего всю общественно – политическую жизнь страны с 1923 по 1953гг. 30 лет жизни?
В основе формирования «сталинизма» лежал сложный комплекс объективных и субъективных факторов.
|
Учащиеся слушают, фиксируют основные тезисы, затем используют информацию для ответов на вопрос.
|
8. Подведение итогов
|
Продолжите следующие предложения:
-
низкий уровень как общей, …
-
отсутствие устоявшихся демократических …
-
привычка к авторитарной …
-
особый, по сути вождистский тип …
-
резкое увеличение численности партии и изменение …
-
релятивистская большевистская мораль …
-
острая нужда в ускоренном …
-
тяготение к военно-командной …
-
ослабление тех социальных …
|
Решают задачу устно. Проверка выполненного задания с использованием интерактивной доски.
Правильные ответы:
В основе формирования «сталинизма» лежал сложный комплекс объективных и субъективных факторов.
-
низкий уровень как общей, так и политической культуры масс.
-
отсутствие устоявшихся демократических традиций в России, вековая привычка к авторитарной форме управления, к сильной, персонифицированной власти.
-
резкое увлечение ее численности и изменение состава за счет малообразованных слоев, неподготовленных к политической жизни.
-
релятивистская большевистская мораль – «нравственно то, что служит делу строительства коммунизма» (релятивизм – отрицание нравственных норм).
-
острая нужда в ускоренном развитии и обстановка чрезвычайности, связанная с выбором форсированной стратегии модернизации.
-
тяготение к военно – командной идеологии.
-
ослабление тех социальных сил, которые могли бы противостоять Сталину,
-
личные качества самого Сталина.
-
социальной опорой сталинского режима стали:
-
партийно- государственная бюрократия.
-
Пропитанная антибуржуазными настроениями часть рабочих.
-
Раскрестьяненные крестьяне, вырванные из деревенского мира в ходе индустриализации и еще не интегрировавшиеся в городское общество.
|
9. Домашнее задание
|
Именно об этом вам предстоит размышлять в домашнем эссе. Эссе на тему «Была ли альтернатива сталинизму?».
|
Записывают задание в дневник
|
Слайд
|
Мы начинали наш урок, сравнивая историю человечества с книгой. Страницы «сталинизма» намертво вросли в ее переплет.
И перелистывая их трудно не согласиться с Майей Ангелу, современной американской поэтессой и общественной деятельницей, что «несмотря на все пережитые ужасы, историю нельзя переделать, и нам остается только мужественно взглянуть ей в лицо, чтобы эти ужасы не повторялись впредь».
25 мая 1991 года в Иванове на кладбище в Балино был открыт памятник – стела, на ней надпись: «Жертвам сталинских репрессий. Память о них сохранится, пока остаемся людьми». И каждый год 30 октября сюда приходят люди почтить память погибших. По данным статистики, в Ивановской области более 12 тыс. человек подверглись политическим репрессиям, 7 тыс. погибли сразу. Сейчас проживает 1026 реабилитированных и 42 пострадавших.
ПАМЯТЬ О НИХ СОХРАНИТСЯ, ПОКА ОСТАЕМСЯ ЛЮДЬМИ!
|
|