Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
Диагностика в работе классного руководителя

Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беcпроблемной.

Д.Добсон

Огромную роль  в работе классного руководителя играет диагностика. Она   может быть использована как в работе с учащимися, так и с коллективом родителей.

Любая информация, которую классный руководитель может получить  от родителей в результате диагностики, может оказать и семье, и ребенку неоценимую услугу.

Однако проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей накладывает на классного руководителя определенные обязанности. Во-первых, это соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с полученной информацией. Во-вторых, не всегда полученные в ходе  диагностики материалы носят объективный характер. Это значит, что диагностический материал, вызывающий сомнение, нуждается в дополнительной проверке. В-третьих,  любой диагностический материал, используемый в работе с родителями, должен быть составлен таким образом,  чтобы в нем не было некорректных фраз, которые бы могли прямо или косвенно  задеть достоинство человека.



Использование педагогом  психолого-педагогической диагностики представляет четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь психолого-педагогической  диагностикой, классный руководитель должен задавать себе следующие вопросы: что я хочу получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом, что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?

Предварительная диагностика  необходима классному руководителю при подготовке:

  • родительских собраний;

  • тематических и индивидуальных консультаций;

  • внеклассных мероприятий;

  • организации поездок и экскурсий;

  • при планировании внеклассной работы с коллективом учащихся;

  • при анализе работы с классом.

Предварительная диагностика проводится с начальных классов и продолжается во всех последующих годах обучения  в школе (Приложение №1). Она может заключаться  не только в анкетировании родителей. Достаточно  информативной является методика неоконченных предложений, которая поможет   определить отношение родителей к школе, учителям и приходу собственного ребенка в учебное заведение (Приложение №2). Если  родители, отвечая на предложенные вопросы, больше вспоминает  негативные моменты  из школьной жизни, можно с уверенностью сказать, что невольно они уже будут искать  подобный негатив в школьной жизни  своего ребенка и даже иногда провоцировать его, чтобы сказать  фразу следующего содержания: «Я так и знал, так было и со мной…». Поэтому классный руководитель во многом может избежать проблемных ситуаций, если изучит уже сформированные стереотипы отношения к школе отдельных родителей, обусловленные их собственным  школьным опытом. Полученные результаты помогут классному руководителю  снять  напряженность конфликтных ситуаций уже в самом  начале  работы с классным коллективом. Подобная предварительная диагностика  поможет  классному руководителю с первых дней своей работы  увидеть родителей, которые будут поддержкой и опорой  в работе с классом, а также  определить семьи, которым трудно  будет пережить  период своей  собственной адаптации и адаптации своего  ребенка в школе.

Оперативная диагностиканеобходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимодействиях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся. Например, к родительскому собранию можно провести анкетирование самих учащихся, на основе которого можно  провести родительское собрание, которое  позволит классному руководителю определить отношение детей к своей семье, к взрослым (Приложение №3). Для того чтобы  определить, насколько хорошо родители знают  своего ребенка, можно провести анкетирование, вопросы которого нужно предложить и детям, и родителям (Приложение №4). Можно провести  исследование, которое позволит родителям открыть в своем ребенке для себя и окружающих его людей что-то новое (Приложение №5).Анкета поможет   родителям самостоятельно определить уровень  проявления способностей ребенка. 

Данные исследования  помогут организовать сотрудничество с родителями и сделать его полезным и направленным  на развитие их педагогической культуры, интереса к развитию и становлению своего ребенка.



Итоговую диагностикууместно проводить в конце учебного года по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных  конкурсах и фестивалях. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя и сказали ему «спасибо»  (хотя и этому надо учить), но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми присутствующими.

Итоговая  диагностика проводится в классе для изучения результатов взаимодействия учащихся, классного руководителя и    родителей по  проблеме, которая была трудноразрешимой  в классном коллективе в течение длительного времени. К примеру, в коллективе  стояла проблема  общения ребят друг к другу: можно провести  рисуночный тест «Вечер встречи». Учащимся класса предлагается отправиться  на океанском лайнере в кругосветное путешествие спустя  какое-то количество времени  после окончания школы. Для  этого необходимо  нарисовать  корабль и расположить весь класс в каютах, где может быть жит не более двух человек. Необходимо расселить весь класс по принципу психологической совместимости и обосновать  свое мнение.     

Приведенные выше  диагностические методики – лишь малая часть  того, что  может использовать классный руководитель  при подготовке родительских собраний в классе. Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствоваться  определенными правилами.

Правило 1.Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем.

Правило 2.Диагностика проблемы предполагает  коррекционные  действия классного руководителя  по изученной проблеме.

Правило 3.Диагностическое исследование не должно   ставить своей целью навешивание ярлыков.

Правило 4.Диагностическое исследование должно  проводиться корректно и располагать  к дальнейшему общению с классным руководителем.

Правило 5.Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо  использовать различные виды  диагностик, чтобы получить достоверный  материал.

 

                                                                                                                           Приложение №1



Анкета «Экспресс-прогноз состава родительского коллектива»

  1. Фамилия, имя и отчество родителей учащегося.

  2. Профессии обоих родителей.

  3. Образование родителей.

  4. Возраст обоих родителей.

  5. Возраст существования семьи.

  6. С кем чаще ребёнок проводит время.

  7. Полная или неполная семья.

  8. Как складываются отношения, если семья не полная.

  9. Количественный состав  членов семьи.

  10. Адрес семьи, телефон, телефон экстренной  связи, рабочий телефон родителей.

  11. Материальные возможности семьи (нуждается ли ребенок  в материальной помощи).

  12.  Интересы, увлечения семьи.

  13. Хобби членов семьи.

 

 

Приложение №2.



Анкета «Школьные годы родителей»

  1. Мои школьные воспоминания __________________________________________________

  2. В классе я всегда чувствовал себя _______________________________________________

  3. Мой классный руководитель относился ко мне ____________________________________

  4. Мои школьные результаты были________________________________________________

  5. Мне нравилось, когда учитель __________________________________________________

  6. Мне не нравилось, когда учитель _______________________________________________

  7. Я обижался, если _____________________________________________________________

  8. Я радовался, если ____________________________________________________________

  9. Самой яркое событие школьной жизни – это _____________________________________

  10.  Из школьной жизни мне больно вспоминать о ___________________________________

  11.  Я хочу, чтобы мой ребенок в классе чувствовал себя  в классе______________________

  12. Я не хочу, чтобы мой ребенок пережил в свои школьные годы то, что ____________________________________________________________________________

 

Приложение №3.

Анкета «Близкие ребенку люди»

1. Вы отправляетесь со своим классом в поход. Без взрослых вы не имеете права идти. Кого из взрослых вы бы пригласили в поход?



  • классного руководителя;

  • своих родителей;

  • старших друзей;

  • учителя физической культуры;

  • взрослого вне школы.

2. Кого из взрослых вы считаете для себя примером нравственного поведения?

  • учителей;

  • родителей;

  • героев книг;

  • никого.

3. Кто для вас является образцом для подражания?

  • родители;

  • друзья;

  • одноклассники;

  • выдающиеся люди;

  • никто.

4. Если у меня возникают в жизни проблемы, требующие помощи или подсказки, я всегда обращусь:

  • к родителям;

  • учителям;

  • своим друзьям;

  • одноклассникам;

  • никому.

5. Если я добиваюсь определенных успехов, то мне сразу хочется сообщить об этом:

  • моим родителям;

  • друзьям;

  • родственникам;

  • учителям;

  • одноклассникам;

  • никому.

6. Если со мной случится неприятность, я могу, не боясь, сообщить об этом:

  • моим родителям;

  • моим друзьям;

  • родственникам;

  • учителям;

  • одноклассникам;

  • никому.

7. Место, где меня понимают, это:

  • мой дом;

  • дом моих родственников;

  • дом моих друзей;

  • школа;

  • такого места нет.

8. Чей номер телефона самый  важный в моей жизни? Это номер:

  • моих родителей;

  • моих родственников;

  • моих одноклассников;

  • моих учителей;

  • моих друзей;

  • ничей.

9. Если бы у меня была возможность , то самый дорогой подарок я подарил(а) бы:

  • своим родителям;

  • своим учителям;

  • родственникам;

  • знакомым;

  • одноклассникам;

  • друзьям;

  • никому.

10. Мне хотелось бы сделать  более теплыми и добрыми отношения:

  • с родителями;

  • друзьями;

  • учителями;

  • одноклассниками;

  • приятелями;

  • родственниками;

  • ни с кем. 

 

Приложение №4.

Анкета «Мой ребенок: какой он?»

1. Представьте себе, что на пути вашего сына или дочери стоит человек, а ему или ей нужно  пройти. Как он поступит, по вашему мнению?



  • Обойдет человека, не потревожив его.

  • Отодвинет и пройдет.

  • Все зависит от  настроения.

2. Представьте себе, что ваш ребенок находится в кампании, в которой видит человека, чувствующего себя очень неуютно и одиноко. Как он поступит?

  • Это проблема человека, а не моего ребенка.

  • Трудно сказать,  в зависимости от обстоятельств.

  • Подойдет и непременно заговорит.

3. Ваш ребенок опаздывает в школу. Но вдруг он замечает, что человеку стало плохо:

  • он должен спешить на уроки;

  • он подойдет в том случае, если еще люди окажутся рядом;

  • он непременно постарается помочь.

4. Вашим соседям, которые  переехали в другую квартиру, принесли письмо, но позвонили в вашу квартиру. Как поступит ваш ребенок?

  • Возьмет письмо с обязательством его передать.

  • Откажет в передаче письма.

  • Объяснит, что люди здесь больше не живут.

5. Ваш сын или дочь покупают продукты. Подходит старушка, которая просит купить булочку, так как у нее нет денег. Как поступит ваш ребенок?

  • Откажет в покупке.

  • Купит бабушке булочку.

  • Не обратит на ее просьбу внимание.

6. С вашим ребенком разговаривают оскорбительным тоном. Как он на это отреагирует?

  • Ответит тем же.

  • Сделает вид, что не замечает этого.

  • Ответит спокойным тоном.

7. К вашему ребенку приходят друзья. Как он будет их принимать?

  • Сам приготовит угощение.

  • Попросит родителей помочь ему.

  • Попросит денег для того, чтобы что-нибудь купить.

 

Приложение №5.

Анкета «Ребенок: способный или одаренный?»

Уважаемые родители, подойдите к оценке способностей своего ребенка беспристрастно и объективно. Отвечайте на вопросы словами «да» и «нет».



Ваш ребенок:

  1. Скорее способный, чем одаренный.

  2. Творческий, инициативный, деятельный.

  3. Живо откликается на все новое.

  4. Интересующийся непонятными и загадочными явлениями, ищущий ответы на непонятные вопросы.

  5. Отвлекающийся и не всегда доводящий дело до конца.

  6. Нуждающийся в поддержке и помощи старших в начатом интересном деле.

  7. Для него характерно проявление агрессивности, если что-то не получится.

Если на 7 вопросов вы дали положительный ответ, есть некоторые основания считать вашего ребенка способным.

Если на четвертый и пятый вопрос вы ответили отрицательно, переходите к следующим вопросам.



Ваш ребенок:

  1. Скорее одаренный, чем просто способный.

  2. Его интересы достаточно стабильны и устойчивы.

  3. Он очень любезен, его интересы неограниченны.

  4. Он любит задавать каверзные  вопросы и решать трудные задачи, ставить людей в тупик своими суждениями и определениями.

  5. Часто  не соглашается  с мнением взрослых.

  6. Любит решать каверзные вопросы и  задачи.

  7. Всегда доводит начатое дело до конца.

  8. Имеет особую склонность к определенному  виду занятий или предмету.

  9. Настойчив  в достижении поставленной  цели.

  10. Имеет много друзей среди сверстников, может с каждым найти  общий интерес.

  11. Сверстники тянутся к нему, ценят его ум и многообразие интересов.

  12. Часто бывает эгоистичен и требователен к окружающим людям.

Положительные ответы на все эти вопросы дают основание предполагать, что ваш ребенок одарен. Переходите к ответам на следующие вопросы.

Ваш ребенок:

  1. Во многих сферах знаний проявляет разностороннюю одаренность.

  2. Имеет одного или двух друзей, более старших по возрасту.

  3. Его речь очень развита, отличается большим лексическим запасом, глубоким пониманием языковых нюансов.

  4. Во всех  вопросах  ищет самостоятельные решения.

  5. Не любит общепризнанных мнений, во всем опирается на собственное мнение, делает свои выводы.

  6. В трудной ситуации отвечает за себя сам, не прибегая ни к чьей помощи.

  7. В общении с людьми разного возраста ведет себя не по годам взросло.

  8. Рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера.

  9. Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях знаний.

  10. Критичен по отношению к себя и другим.

  11. Не всегда уживчив в коллективе, категоричен в суждениях.

Положительные ответы родителей на все вопросы дают серьезные основания отнестись к такому ребенку как к одаренному. Это должно радовать родителей, и в тоже время они должны понимать, что для того, чтобы ребенок, имея такой природный потенциал, состоялся, они должны приложить к этому немало усилий.

Признаки высоких умственных и творческих способностей:



  • ранняя мотивированность в выборе цели;

  • проявление упорства в достижении поставленной цели, несмотря на неудачу;

  • легкость слухового и зрительного запоминания, устойчивость запоминания;

  • способность к творческому воображению;

  • способность к абстрагированию, умение устанавливать ассоциативные связи межу различными предметами и явлениями; 

  • способность длительное время увлекаться какой-либо трудноразрешимой идеей;

  • склонность к одиночеству и работе вне коллектива;

  • потребность в мечтании и фантазировании;

  • способность заражать своими  идеями других людей.

 

Анкета «Воспитательная работа в классе глазами родителей»

1. Какие мероприятия класса и школы этого года понравились вашему ребенку?

2. Какие мероприятия класса и школы понравились вам?

3. Какие мероприятия класса и школы вам не понравились?

4. Какие мероприятия класса и школы не понравились вашему ребенку и почему?

5. В каких мероприятиях класса и школы в будущем году мог бы участвовать ваш сын (или дочь)?

6. В каких мероприятиях класса и школы могли бы вы принять участие в будущем году?

7. Какие мероприятия вы хотели бы предложить в будущий план воспитательной работы?

8. На что необходимо обратить внимание классного руководителя в воспитательной работе в будущем году?

9. Какие традиции, на ваш взгляд, необходимо развивать в коллективе учащихся в будущем учебном году?

10. Какие совместные мероприятия детей и родителей в будущем учебном году вы хотели бы предложить?

 

 



                           Анкета «Жизнь класса глазами учеников»

1. Какие мероприятия этого года в классе тебе понравились?

2. Какие мероприятия этого года в школе тебе понравились?

3. Какие мероприятия этого года в классе тебе не понравились?

4. Какие мероприятия в школе тебе не понравились?

5. В каких мероприятиях ты принимал участие?

6. В каких мероприятиях не принимал участие, но хотел бы это сделать?

 

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Учащимся предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием, используя следующие баллы:

0 - совершенно не согласен;

1 - не согласен;

2 - трудно сказать;

3 - почти согласен;

4 - совершенно  согласен.

 

1. Я иду в школу с радостью.



2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я всегда могу высказать свободно свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельности.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

(Подсчитывается общее количество баллов: 40-30 –позитивное отношение к школе, удовлетворённость школьной жизнью; 20-29 – частичная удовлетворённость; 10-19 – отрицательное отношение к школьной жизни; менее 10 –полное неприятие школы)

 

Роль диагностики в работе классного руководителя

Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие еефункции: 1) контрольно-корректировочную – это получение данных и корректировка процесса воспитания 2) прогностическую – предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем  и 3) воспитывающую – оказание учителем воспитательных воздействий на учеников.



Диагностика в работе классного руководителя сегодня

1.     Понятие о диагностике

Если обратиться к этимологии этого слова, то диагностика от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. В нашем случае – изучение процесса и результатов обучения и воспитания. В результате   через диагностику я могу установить, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с этим  существуют 3 типа диагностики в работе классного руководителя: 1) начальная; 2) корректирующая            (текущая);   3) обобщающая (итоговая)

         1) Начальная  диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед тем, как определить воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти или  году  классному руководителю необходимо  изучить уровень воспитанности ученика. Выделяют 3 основных варианта начальной диагностики: а) когда коллектив сформирован впервые и классный руководитель тоже незнаком учащимся; б) когда коллектив не новый, а классный руководитель впервые начинает работу с классом; в) когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе.

         При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников. При втором – классный руководитель изучает не только учеников, но и сам коллектив, как сложную, динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность классному руководителю провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.

         Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.

         2) Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученического  коллектива, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация,  полученная в результате текущей диагностики помогает  быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать  работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику  воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

         3) в конце каждого учебного года в системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая  диагностика. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.

Итак, педагогическая диагностика имеет в качестве своего предмета три области:

1.     результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся);

2.     результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся;

3.     результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой)

         Другими словами, диагностированию, т.е. периодическому изучению, подлежат:

- уровень знаний учеников

- степень социального и психологического развития,

 что как раз соответствует трем функциям учебно-воспитательного процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей.


следующая страница>


Диагностика в работе классного руководителя

Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беcпроблемной

401.04kb.

13 09 2014
3 стр.


Литература по данной тематике и опыт работы классных руководителей Полоцкой национальной гимназии. В качестве практического задания разработан План учебно-воспитательной работы классного руководителя

Роль классного руководителя в формировании национального самосознания и формировании межнациональных отношений

299.69kb.

29 09 2014
1 стр.


Фамилия, имя, отчество классного руководителя: Прокопьева Елена Гавриловна Курируемый класс: 1 Учебный предмет: учитель начальных классов Стаж работы в качестве классного руководителя: 27 о себе и воспитательной деятельности

Любить детей – это значит проявлять по отношению к ним понимание, сочувствие, уважение, признание их права на самостоятельное суждение, поступок, отношение, ошибку

55.16kb.

09 10 2014
1 стр.


Программа по организации внеурочной деятельности «Школа после уроков»

Эти вопросы актуальны всегда. Основная задача классного руководителя – объединение классного коллектива, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, педагога-орга

148.06kb.

15 12 2014
1 стр.


Роль классного руководителя в формировании и сплочении классного коллектива

Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждог

78.36kb.

11 09 2014
1 стр.


Анализ работы классного руководителя за апрель-июнь 201J-2012 учебного года
214.35kb.

14 10 2014
1 стр.


Тема: Психофизическое развитие подростков (переходный возраст) Форма проведения

Выступление психолога и классного руководителя по указанным вопросам перед родителями

40.37kb.

07 10 2014
1 стр.


Аналитическая справка воспитательной работы классного руководителя 9А класса Захаровой Ирины Евгеньевны

Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году

75.81kb.

15 10 2014
1 стр.