Часть 7 (2-ая форма притяжательных местоимений)
Я б могла ещё Дружку
Объяснить, чью вещь беру,
Лёгким способом, простым.
И тебя сейчас я с ним
Познакомлю, но запомни:
Этот способ там используй,
Где необходимость есть
Подчеркнуть чья это вещь.
В разговоре со щенком
Очень мне подходит он!
«Мой» скажем просто – «менікі»,
А если «твой», то – «сенікі».
А к «текше» не добавляем
Ничего, лишь первым ставим.
На примерах сам поймёшь
До чего же способ прост:
Но давай учиться дальше,
«Наше» скажем мы и «Ваше»:
А щенков вдруг больше б стало,
Да и бабушек немало,
Их число большое мы
Обязательно б учли:
Нам узнать осталось лишь,
Как сказать «его» и «их».
Эту схему посмотри,
Всё ещё раз повтори:
По-казахски сам скажи
Эти все предметы чьи:
1) дәптер менікі
2) сағат менікі
3) тәтті тоқаш сенікі
4) хат сенікі
5) арба біздікі
6) жүлде біздікі
|
7) қолшатыр сіздікі
8) кілт сіздікі
9) алмұрт онікі
10) балмұздақ онікі
11) шаңғы олардікі
12) доп олардікі
|
Часть 8 (дiкi/тiкi/нiкi)
У любых вещей, мы знаем,
Есть какой-либо хозяин.
И сказать о том тебе
На казахском языке
Будет просто и легко!
Помни правило одно:
Вещь сначала назови,
И хозяин кто скажи,
Но чтоб ясно стало всем,
Ты «дiкi» добавь затем.
Но запомни, этот способ
Только там потом используй,
Где необходимость есть
Подчеркнуть чья это вещь!
И, конечно, не секрет,
Что почти любой предмет –
Это часть других предметов:
И сказать друзьям об этом
Без проблем всегда ты сможешь:
Здесь «дiкi» используй тоже.
После букв глухих в конце,
А ещё «б, в, г, д»
Добавляй всегда «тiкi»:
После гласных букв – «нiкi»:
Всё ли ты запомнить смог?
Повтори ещё разок:
На рисунки посмотри,
Без ошибок сам скажи:
1) шаңғы Дәурен+дікі
2) жұлдыз шырша+нікі
3) ескек қайық+тікі
4) желкен кеме+нікі
5) қанат көбелек+тікі
6) хат Раушан+дікі
|
7) орамал әже+нікі
8) қақпақ шәйнек+тікі
9) құйрық әтеш+тікі
10) құлақ қоян+дікі
11) бау бәтеңке+нікі
12) тұтқа есiк+тікі
|
Весёлый мячик
(Местный и исходный падежи)
Часть 1 (де/да)
Надо справиться с задачей!
Это мой весёлый мячик.
Непоседливый, смешной!
То последует за мной,
То умчится без оглядки
И со мной играет в прятки.
Ты же должен мне сказать,
Где сейчас весёлый мяч?
На столе? На книжной полке?
На ветвях зелёной ёлки?
Подскажу тебе ответ:
Назови сперва предмет
На казахском языке
И добавь к названью «
де».
Если твёрдые слова,
К ним добавить надо «
да».
Чтобы ты запомнить смог,
Повторим ещё разок.
Посмотри рисунок этот:
Если мячик на предмете
Мягкой, солнечной страны,
«
де» добавить должен ты.
А второй страны, тогда
Ты добавить должен «
да».
Мой весёлый мячик где,
Ты теперь подскажешь мне?
1) кілем+де
2) теледидар+да
3) гүл+де
4) үй+де
5) жол+да
6) кеме+де
|
7) диван+да
8) текше+де
9) шеше+м+де
10) қораб+ың+да
11) сыйлығ+ымыз+да
12) кітаб+ыңыз+да
|
Часть 2 (те/та)
В слове мы давай отметим
Букву, что идёт последней:
Это важно нам с тобой!
Будь согласная глухой,
Должен к слову ты тогда
«
те» добавить или «
та».
Если же в словах в конце
Буквы есть «б, в, г, д»,
То к таким словам ты тоже
«
те» и «
та» добавить должен.
Наш теперь рисунок вспомним
И чуть-чуть его дополним:
Подскажи теперь ты мне,
Мой весёлый мячик где?
1) қорап+та
2) орындық+та
3) әткеншек+те
4) тас+та
5) баспалдақ+та
6) үтік+те
|
7) кітап+та
8) тоңазытқыш+та
9) сыйлық+та
10) күрек+те
11) жастық+та
12) етік+те
|
Часть 3 (нде/нда)
А сейчас давай с тобой
Разберём пример такой.
Если мячик на столе,
Скажем мы: «доп үстелде».
Мячик на моём столе:
Я скажу: «үстелімде».
Если на столе он нашем,
«үстелімізде» мы скажем.
Но вопрос совсем другой,
Если стол ни «мой», ни «твой»,
А кого-нибудь ещё –
«Их», «его» или «её»,
К слову мягкому «үстел»
«
нде» добавится теперь.
Если твёрдые слова,
К ним добавить надо «
нда».
Вновь дополним наш рисунок,
Он таким в итоге будет:
А теперь представь, что мячик
По чужим предметам скачет,
Вдруг замрёт на миг, а ты,
Где сейчас он, мне скажи:
1) ағаш+ы+нда
2) үй+і+нде
3) кеме+сі+нде
4) шелег+і+нде
5) жол+ы+нда
6) күрег+і+нде
|
7) баспалдағ+ы+нда
8) әткеншег+і+нде
9) әже+сі+нде
10) орындығ+ы+нда
11) кереует+і+нде
12) жастығ+ы+нда
|
Часть 4 (ден/дан)
Не сидит мой мяч на месте,
Всюду прыгать интересней!
Вот на полке притаился:
Вот с неё уже скатился:
Вот он скрылся в сумке нашей:
Вот от сумки мчится дальше:
Ты, наверно, понял сам –
Добавляешь «ден» к словам,
Если видишь ты, что мячик
От предметов разных скачет.
Но запомни, нужно «дан»
К твёрдым добавлять словам.
Всё легко запомнишь ты,
Лишь рисунок посмотри:
А теперь скажи, мой мячик
От каких предметов скачет?
1) теледидар+дан
2) тау+дан
3) үй+ден
4) жол+дан
5) кеме+ден
6) текше+ден
7) аю+дан
8) шаңғы+дан
9) шеше+міз+ден
10) күшіг+іміз+ден
11) қолшатыр+ыңыз+дан
12) үтіг+іңіз+ден
Часть 5 (тен/тан)
Буква очень нам важна,
Что последняя одна:
Будь согласная глухой,
Добавляем мы с тобой
«
тен» – но к мягким лишь словам:
К твёрдым мы добавим «тан»:
Если же в словах в конце
Буквы есть «
б, в, г, д»,
Тоже мы тогда к словам
Добавляем «
тен» и «
тан».
Наш давай рисунок вспомним
И чуть-чуть его дополним:
А сейчас скажи, мой мячик
От каких предметов скачет?
1) ағаш+тан
2) қайық+тан
3) әткеншек+тен
4) тас+тан
5) баспалдақ+тан
6) үтік+тен
7) кітап+тан
8) тоңазытқыш+тан
9) сыйлық+тан
10) күрек+тен
11) жастық+тан
12) етік+тен
Часть 6 (нен/нан)
Скачет мячик от двери,
Очень просто скажем мы:
От двери он скачет нашей,
«Есігімізден» мы скажем:
Дверь кого-нибудь ещё –
«Их», «его» или «её»,
«
нен» тогда добавить мы
К слову «есігі» должны:
«нен» добавим мы всегда,
Там, где мягкие слова:
И, конечно, нужно «нан»
К твёрдым добавлять словам.
Ты запомни: «нан» и «нен»
Любят буквы «
м,
н,
ң»
(Что звучанием похожи)
Следуют за ними тоже.
Вновь дополним наш рисунок,
Он таким в итоге будет:
Видишь, мой весёлый мячик
От предметов разных скачет.
Ты смекалку прояви,
Где сейчас он, подскажи:
1) ағаш+ы+нан
2) үй+і+нен
3) кеме+сі+нен
4) әткеншег+і+нен
5) жол+ы+нан
6) баспалдығ+ы+нан
7) бағдаршам+нан
8) өзен+нен
9) шелег+ім+нен
10) жастығ+ым+нан
11) орындығ+ың+нан
12) әже+ң+нен
Зайчонок
(Дательно-направительный падеж)
Часть 1 (ге/ға)
Друг мой к бабушке уехал,
Погостить в деревне летом.
Раз его не будет долго,
Он оставил мне зайчонка.
Буду я его кормить
И играть с ним, но следить,
От меня чтоб он не скрылся,
В уголке не притаился.
Если спрячется, потом
Я найду его с трудом.
Мне прошу тебя помочь.
Если зайчик мчится прочь,
Ты с подсказкой поспеши,
Он куда бежит, скажи.
Я же дам тебе совет:
Назови сперва предмет
На казахском языке
И добавь к названью «
ге».
Если твёрдые слова,
То добавить надо «
ға».
Посмотри рисунок этот:
Зайчик здесь бежит к предметам,
Что из двух различных стран.
И теперь ты можешь сам
Подсказать мне без труда:
Зайчик мой бежит куда?
1) үй+ге
2) теледидар+ға
3) тау+ға
4) текше+ге
5) жол+ға
6) шырша+ға
7) кілем+ге
8) шаңғы+ға
9) шеше+міз+ге
10) қайығ+ымыз+ға
11) жастығ+ыңыз+ға
12) күшіг+іңіз+ге
Часть 2 (ке/қа)
Вновь умчался зайчик прочь.
Мне скорей спеши помочь!
Но совет тебе я дам:
Будь внимательным к словам.
Помни, очень нам важна
Буква, что в конце одна.
Там согласная глухая?
К ней глухую добавляем!
«ке» со словом будет мягким:
Ну а к твёрдым «қа» добавь ты:
Если же в словах в конце
Буквы есть «б, в, г, д»,
То к таким словам ты тоже
«
ке» и «
қа» добавить должен.
На рисунок посмотри,
Всё легко запомнишь ты:
А теперь ты сам скажи,
Зайчик мой куда бежит?
1) сурет+ке
2) тас+қа
3) әткеншек+ке
4) көйлек+ке
5) баспалдақ+қа
6) үтік+ке
7) кітап+қа
8) тоңазытқыш+қа
9) сыйлық+қа
10) күрек+ке
11) жастық+қа
12) етік+ке
Часть 3 (е/а)
Вот мчится зайчик к утюгу:
Вот к утюгу, но моему:
Вот к одной из двух дверей:
Вот к двери бежит твоей:
Наверно, ты заметил сам,
Что надо добавлять к словам
Одну всего лишь букву «
е»,
Когда сказать ты хочешь мне
О том, что зайчик поспешил
К «моим» предметам и «твоим».
Но если твёрдые слова,
Добавить нужно букву «
а».
Посмотри на мой рисунок
Всё запомнить просто будет:
Вот предметы, посмотри,
Здесь «мои» есть и «твои».
К ним зайчонок побежал.
Нужно чтобы ты сказал,
Он куда бежит сейчас?
Я схвачу его тотчас!
1) ағаш+ым+а
2) әже+м+е
3) жастығ+ым+а
4) шана+м+а
5) үстел+ім+е
6) қайығ+ым+а
7) баспалдағ+ың+а
8) шеше+ң+е
9) кереует+ің+е
10) қораб+ың+а
11) сурет+ің+е
12) алма+ң+а
<предыдущая страница | следующая страница>