Часть 4 (не/на)
Вот зайчик сумку увидал
И тут же к ней он побежал:
Другую присмотрел теперь
И к сумке побежал моей:
Сумка если бы была
Не моя и не твоя,
А кого-нибудь ещё:
Их, его или её,
Добавлять тогда тебе
К слову нужно было б «
не».
Вот примеры и другие,
Хорошо ты изучи их:
Если твёрдые слова,
Добавлять к ним надо «
на».
Посмотри на мой рисунок,
Он таким в итоге будет:
А теперь ты мне скажи,
Зайчик мой куда бежит?
1) ағаш+ы+на
2) әже+сi+не
3) жастығ+ы+на
4) шана+сы+на
5) үстел+і+не
6) қайығ+ы+на
7) баспалдағ+ы+на
8) шеше+сi+не
9) кереует+і+не
10) қораб+ы+на
11) сурет+і+не
12) алма+сы+на
Волшебница
(Множественное число)
Часть 1 (дер/дар)
Маму очень я люблю!
Но когда её прошу
Что-то дать мне – обижаюсь,
Ведь она мне запрещает
Много булок есть, конфет –
Говорит, в них пользы нет.
Спросит: «Что ты дочка хочешь?
Пожелать, однако, можешь
Только что-нибудь одно».
Но хочу я сразу всё!
И конфет и шоколада –
Много сладостей мне надо!
Если я могла бы взять
И волшебницею стать,
То как только захотела,
Сразу всё тогда б имела!
А давай с тобой играть
И предметы называть
Будто много их у нас?
Научу тебя сейчас.
Назови один предмет,
За его названьем вслед
«
дер» добавь, и в тот же миг
Станет очень много их!
Но капризен «
дер» слегка,
Только в те идёт слова,
Что в конце имеют буквы
Те, которые он любит.
После букв идёт жужжащих:
А ещё в «
ЛиМоН» входящих:
Если «
ң» ещё добавим,
Полный список букв составим:
Будешь эти буквы знать,
Сможешь правильно сказать:
Только ты запомнить должен –
Будет «
дар» со словом твёрдым:
Посмотри на мой рисунок,
Всё легко запомнить будет:
Много здесь предметов разных,
Назови их мне сейчас ты:
1) балапан+дар
2) қаз+дар
3) мәулен+дер
4) морж+дар
5) маймыл+дар
6) банан+дар
|
7) апельсин+дер
8) орамал+дар
9) бағдаршам+дар
10) диван+дар
11) үстел+дер
12) жол+дар
|
Часть 2 (тер/тар)
Мне б волшебницею стать
И подарки раздавать
Маме, папе, всем вокруг,
И тебе, мой милый друг!
И игрушки и конфеты,
Назови лишь мне предметы!
Ты представь себе, что я –
Добрая волшебница.
Что ты хочешь, говори,
Сразу многое проси!
Только надо знать тебе,
Что когда в словах в конце
Есть согласная глухая –
«
тер» и «
тар» к ним добавляем:
А ещё мы «тер» и «тар»
Добавляем к тем словам,
У которых есть в конце
Буквы «б, в, г» и «д».
Мой рисунок посмотри,
Всё легко запомнишь ты.
Много есть вещей у нас,
Назови их мне сейчас.
1) көбелек+тер
2) кiтап+тар
3) хат+тар
4) үтiк+тер
5) орындық+тар
6) сыйлық+тар
|
7) саңырауқұлақ+тар
8) жастық+тар
9) ағаш+тар
10) сурет+тер
11) жапырақ+тар
12) қайық+тар
|
Часть 3 (лер/лар)
Вот любимый кубик мой,
Он единственный такой.
Мне б ещё хотя бы пять
Кубиков наколдовать!
А чего желаешь ты,
По секрету мне скажи?
Только многое желая
И предметы называя,
Добавляй всегда к словам
После гласных «
лер» и «
лар»:
Буквы «
р,
у,
й» запомни,
Так как и за ними тоже
Добавляются к словам
К мягким – «
лер», а к твёрдым – «
лар».
Чтоб запомнить, наРисУЙ
На листочке «
р,
у,
й»:
Подведём итог с тобой,
Посмотри рисунок мой:
Много здесь предметов разных,
Назови их мне сейчас ты:
1) айна+лар
2) кеме+лер
3) қоңырау+лар
4) қайшы+лар
5) шана+лар
6) аю+лар
|
7) көпiр+лер
8) арба+лар
9) жебе+лер
10) теледидар+лар
11) бояу+лар
12) сөмке+лер
|
Часть 4 (+ местный падеж)
Помнишь мой весёлый мячик,
Что повсюду шустро скачет?
Много мячиков хочу!
Колдовать сейчас начну.
Ты вокруг теперь взгляни,
Всюду мячики мои!
На предметах самых разных,
Есть на наших и на ваших:
На моих и на твоих:
На предметах есть чужих:
Где сейчас мои мячи,
Помоги мне, подскажи:
1) үй+лер+де
2) жүлде+лер+де
3) баспалдақ+тар+ымыз+да
4) әже+лер+iмiз+де
5) жастық+тар+ыңыз+да
6) шеше+лер+iңiз+де
7) диван+дар+ым+да
8) сөмке+лер+iм+де
9) кеме+лер+iң+де
10) тоңазытқыш+тар+ың+да
11) бағдаршам+дар+ы+нда
12) жол+дар+ы+нда
Часть 5 (+ исходный падеж)
Нет, пожалуй, это плохо,
Что мячей так стало много.
Им на месте не сидится,
Всё бы прыгать, веселиться.
Убегают кто куда.
С ними просто мне беда!
От предметов мчатся разных,
И от наших и от ваших:
От моих и от твоих:
От вещей бегут чужих:
Я хочу мячи поймать
И затем расколдовать.
Нужен мячик мне один,
Чтобы справилась я с ним.
От каких вещей мячи
Убегают, подскажи:
1) тау+лар+дан
2) шырша+лар+дан
3) көйлек+тер+iмiз+ден
4) сағат+тар+ымыз+дан
5) тоңазытқыш+тар+ыңыз+дан
6) кiлем+дер+iңiз+ден
7) шана+лар+ым+нан
8) үтiк+тер+iм+нен
9) көбелек+тер+iң+нен
10) мәулен+дер+iң+нен
11) өзен+дер+i+нен
12) қайық+тар+ы+нан
Часть 6 (+ дательно-направительный падеж)
Очень я люблю зайчат!
Да и каждый был бы рад
С ними вместе поиграть.
Надо их наколдовать!
Но куда ж они помчались?
Все зайчата разбежались!
Мчаться все к предметам разным,
Кто-то к нашим, кто-то к вашим:
И к моим бегут, к твоим:
И ещё к вещам чужим:
Я с зайчатами не справлюсь,
Лучше вновь с одним останусь.
Нужно всех зайчат поймать
И затем расколдовать.
Мне на помощь поспеши,
Все куда бегут, скажи:
1) тау+лар+ға
2) шырша+лар+ға
3) көйлек+тер+iмiз+ге
4) сағат+тар+ымыз+ға
5) тоңазытқыш+тар+ыңыз+ға
6) кiлем+дер+iңiз+ге
7) шана+лар+ым+а
8) үтiк+тер+iм+е
9) көбелек+тер+iң+е
10) мәулен+дер+iң+е
11) өзен+дер+i+не
12) қайық+тар+ы+на
Часть 7 (счёт)
Много есть вещей у нас!
Хорошо бы нам сейчас
Их количество узнать.
Будем мы с тобой считать!
Груша есть у нас одна,
Но зато арбуза два.
Три ковра у нас в квартире,
А кораблика четыре.
Хорошо запомни это:
Что к названию предмета
Ничего не добавляем,
Только числа называем.
Пять у нас коробок есть,
А подарков ярких – шесть.
Семь есть кубиков цветных.
Восемь мячиков больших.
Также есть у нас теперь
Девять золотых ключей.
Чтобы дальше нам считать,
Надо больше чисел знать.
Вилок восемнадцать есть,
А расчёсок двадцать шесть.
Тридцать писем на столе.
Синих ручек сорок две.
Ох, устала я чуть-чуть,
Хорошо бы отдохнуть.
Ты давай мне помогай,
Сам предметы посчитай:
1) төрт үстел
2) екi жол
3) он екi жұлдыз
4) алты дәптер
5) бiр гүл
6) тоғыз балапан
|
7) сегiз сәбiз
8) үш жастық
9) он бес алма
10) он банан
11) бес көбелек
12) отыз алты саңырауқұлақ
|
Собираемся в поход
(Винительный и творительный падежи)
Часть 1 (дi/ды)
А давай в поход пойдём?!
И друзей с собой возьмём.
Будет весело в горах!
Но сперва сложить в рюкзак
Надо вещи и еду.
Я их складывать начну,
Ты ж на помощь поспеши,
Что нам надо взять, скажи!
Но послушай мой совет:
Укажи какой предмет
Мы в поход с тобой возьмём,
Назови его, потом
«
ді» добавь, и я пойму
И предмет в рюкзак сложу.
Если твёрдые слова,
Добавляй к ним «
ды» тогда.
Помни мой совет простой:
Если хочешь ты с собой
Взять конкретные предметы,
Называешь их, при этом
К их названью должен ты
«ді» добавить или «ды».
Ты представь, что нам куда-то
Эти взять предметы надо.
Все их верно назови,
«
ді» добавив или «
ды»:
1) қонырау+ды
2) қолшатыр+ды
3) қалам+ды
4) дәптер+лер+дi
5) хат+тар+ды
6) орамал+ды
|
7) қайшы+лар+ды
8) сыйлық+тар+ды
9) шелег+iм+дi
10) жастығ+ың+ды
11) шана+мыз+ды
12) үтiг+iңiз+дi
|
Часть 2 (тi/ты)
Всё в рюкзак с тобой сложили
Или что-то позабыли?
Вот предметы пред тобой,
Что ещё возьмём с собой?
Только нужно знать тебе,
Что когда в словах в конце
Есть согласная глухая –
«
ті» к словам мы добавляем.
К твёрдым мы словам должны
Добавлять ни «ті», а «
ты».
Посмотри на мой рисунок,
Всё легко запомнить будет:
Ты представь, что нам куда-то
Эти взять предметы надо.
Все их верно назови,
«
ті» добавив или «
ты»:
1) сурет+тi
2) сағат+ты
3) қорап+ты
4) тәттi тоқаш+ты
5) кiлт+тi
6) құлып+ты
|
7) ойыншық+ты
8) қолғап+ты
9) доп+ты
10) күрек+тi
11) балмұздақ+ты
12) етiк+тi
|
Часть 3 (нi/ны)
Всё теперь в поход собрали!
Но немного разбросали
Вещи разные, игрушки…
Нам прибраться срочно нужно!
Вещи я сложу по полкам,
А игрушки по коробкам.
Ты мне в этом помогай
И предметы называй!
Но внимательным будь снова:
Произносишь если слово
С гласной буквою в конце,
К слову «
ні» тогда тебе
Нужно будет добавлять –
Сможем быстро всё убрать!
Если твёрдые слова,
Добавляй к ним «
ны» тогда.
На рисунок посмотри,
Всё легко запомнишь ты:
Нам прибрать с тобою дружно
Эти все предметы нужно.
Ты предметы назови,
«
ні» добавив или «
ны»:
1) шанышқы+ны
2) жебе+нi
3) алма+ны
4) сөмке+нi
5) шаңғы+ны
6) сiрiңке+нi
|
7) текше+нi
8) шана+ны
9) жүлде+нi
10) қайшы+ны
11) кеме+нi
12) бәтеңке+нi
|
Часть 4 (н)
Как же быстро мы прибрались!
Лишь в углу лежать остались
Не мои, друзей игрушки.
Мне в пакет сложить их нужно,
А потом друзьям отдать.
Ты мне будешь помогать?
Ты предметы называй,
«
н» к названьям добавляй.
Хорошо запомни это:
Если ты назвал предметы,
Но однако же они
Не мои и не твои,
А кого-нибудь ещё –
«Их», «его» или «её»,
То к названию затем
Ты добавить должен «н».
Посмотри на мой рисунок,
Он таким в итоге будет:
Нам прибрать с тобою дружно
Эти все предметы нужно.
Ты предметы называй,
«н» к названьям добавляй.
1) сағат+ы+н
2) шана+сы+н
3) жастығ+ы+н
4) етiг+i+н
5) қайшы+сы+н
6) кiлт+i+н
|
7) хат+ы+н
8) дәптер+i+н
9) арба+сы+н
10) қонырау+ы+н
11) көзiлдiрiг+i+н
12) сөмке+сi+н
|
<предыдущая страница | следующая страница>