Часть 5 (бен/пен/мен)
Всё ли взято нами было,
Что в горах необходимо?
А друзей ты обзвонил
И с собою пригласил?
Если нет, то поспеши!
С кем пойдёшь в поход, скажи?
Но запомни хорошо ты,
Правильно ответить чтобы
На вопросы «с кем?» и «с чем?»,
Добавляем «
бен,
пен,
мен»:
Всё сложил ты? Проверяй!
С чем ты пить собрался чай?
Хлеб чем будешь нарезать?
В чае сахар чем мешать?
Хорошо ты смог собраться,
Можно смело отправляться!
Посмотри картинки эти,
Дай мне верные ответы
На вопросы «чем?» и «с чем?»,
Добавляя «бен, пен, мен».
1) шеше+м+мен
2) көзiлдiрiк+пен
3) қоңырау+мен
4) үтiг+iңiз+бен
5) шелег+iм+мен
6) сыйлық+тар+мен
|
7) әже+мiз+бен
8) кiлт+пен
9) сiрiңке+мен
10) шаңышқы+мен
11) күрег+i+мен
12) қайшы+мен
|
Разноцветная игра
(Родительный падеж)
Часть 1 (дiң/дың)
Я сыграть с тобой хочу
В разноцветную игру.
А игра моя проста,
Если знаешь все цвета:
Много карточек цветных
У меня есть, а на них
Нарисованы предметы.
Буду карточки я эти
Подавать тебе, а ты
Цвет предмета говори.
Только полный дай ответ:
Называй сперва предмет,
«
дiң» к названью добавляй,
«түсі» сказать не забывай.
Если твёрдые слова,
Добавляй к ним «
дың» тогда.
Правила игры просты,
Соблюдать их должен ты!
«дiң» и «дың» не забывай
И к словам их добавляй!
На картинки посмотри
И по правилам игры
Назови сперва предмет,
А затем предмета цвет.
1) үй+дiң түсi қоңыр
2) теледидар+дың түсi қара
3) қарбыз+дың түсi жасыл
4) свитер+дiң түсi қызыл
5) қаз+дың түсi сұр
6) бояу+дың түсi сары
|
7) маймыл+дың түсi қоңыр
8) көпiр+дiң түсi көк
9) қоңыз+дың түсi қара
10) орамал+дың түсi қызғылт
11) гүл+дiң түсi қызыл
12) қияр+дың түсi жасыл
|
Часть 2 (тiң/тың)
Это карточки другие,
Здесь предметы непростые.
Обрати на то вниманье,
Что предметов всех названья
С буквою в конце глухой,
Значит, будем мы с тобой
Добавлять к словам таким
К мягким «
тiң», а к твёрдым «
тың».
Если же в словах в конце
Буквы есть «б, в, г, д»,
Тоже мы к словам таким
«
тiң» добавим или «
тың».
Если правила запомнишь,
То сыграть со мною сможешь!
На картинки посмотри
И теперь ты сам скажи
Что ты видишь за предмет
И какой предмета цвет.
1) ағаш+тың түсi жасыл
2) алмұрт+тың түсi сары
3) кәмпит+тiң түсi қызыл
4) орындық+тың түсi көгiлдiр
5) бұлт+тың түсi сұр
6) есiк+тiң түсi қоңыр
|
7) сағат+тың түсi көгiлдiр
8) қасық+тың түсi қызғылт
9) шелек+тiң түсi көк
10) жапырақ+тың түсi жасыл
11) қолғап+тың түсi қызыл
12) тарақ+тың түсi күлгiн
|
Часть 3 (нiң/ның)
Посмотри картинки эти,
Здесь различные предметы:
Обрати на то вниманье,
Что предметов всех названья
С гласной буквою в конце,
И поэтому тебе
Добавлять к словам таким
Надо будет к мягким «нiң».
Если твёрдые слова,
Добавляй к ним «ның» тогда.
Буквы «м, н, ң» запомни,
Добавлять за ними тоже
В мягком слове нужно «
нiң»,
И, конечно, в твёрдом – «ның».
Чтоб ты всё запомнить смог,
Подведём теперь итог:
На картинки посмотри
И по правилам игры
Назови сперва предмет,
А затем предмета цвет.
1) лимон+ның түсi сары
2) шырша+ның түсi жасыл
3) кесе+нiң түсi күлгiн
4) қайшы+ның түсi көк
5) кiлем+нiң түсi қызыл
6) текше+нiң түсi көгiлдiр
|
7) қоян+ның түсi ақ
8) сөмке+нiң түсi қызыл
9) шана+ның түсi көк
10) күн+нiң түсi сары
11) тышқан+ның түсi сұр
12) бәтеңке+нiң түсi қоңыр
|
Часть 4
Много знаешь ты теперь,
И задачу посложней
Я поставлю пред тобой.
Здесь на карточке любой
Несколько предметов есть.
Это должен ты учесть!
Здесь предметы все «мои»:
Здесь на карточках – «твои»:
Эти все предметы «наши»:
Тут предметы только «ваши»:
И у всех предметов здесь
Какой-либо хозяин есть:
Посмотри картинки эти,
Здесь различные предметы.
Не забудь, идёт игра,
Надо их назвать цвета!
1) жастық+тар+дың түсi жасыл
2) текше+лер+дiң түсi көк
3) кәмпит+тер+дiң түсi көгiлдiр
4) алмұрт+тар+дың түсi жасыл
5) шәйнек+тер+дiң түсi қара
6) сөмке+лер+дiң түсi күлгiн
|
7) алма+м+ның түсi сары
8) қолғаб+ың+ның түсi сұр
9) көпiр+iмiз+дiң түсi қызыл
10) есiг+i+нiң түсi ақ
11) қасық+тар+ым+ның түсi қызғылт сары
12) қалам+дар+ы+ның түсi қызғылт
|
Часть 5
Мы с тобой пока играли
Много нового узнали,
И теперь ты без труда
Сможешь все назвать цвета!
И каких предметов цвет,
Тоже дашь легко ответ:
Для тебя теперь одну
Схему я открыть хочу:
Эта схема несложна,
Изучи её, тогда
Сможешь верно говорить,
Что кому принадлежит.
Это способ основной!
Но мы знаем и второй:
Второй нам нужен, не забудь,
Чтоб принадлежность подчеркнуть!
Мы по схеме нашей тоже
Часть назвать предмета можем.
И давай сравним с тобой
Первый способ и второй.
Схему снова изучи,
Верно сам теперь скажи:
1) Дәурен+нiң шаңғы+сы
2) шырша+ның жұлдыз+ы
3) қайық+тың ескег+i
4) кеме+нiң желкен+i
5) көбелек+тiң қанат+ы
6) Раушан+ның хат+тар+ы
|
7) әже+нiң орамал+ы
8) шәйнек+тiң қақпағ+ы
9) әтеш+тiң құйрығ+ы
10) қоян+ның құлақ+тар+ы
11) бәтеңке+нiң бау+ы
12) есiк+тiң тұтқа+сы
|
Татьяна Валяева https://kaz-tili.kz/
<предыдущая страница