Перейти на главную страницу
В школьной программе по физике предусматривается изучение теоретических основ, с небольшой практической работой в виде выполнения лабораторных работ что недостаточно для глубоких знаний и практических навыков, необходимых в жизни. Как показала практика, одной из проблем современного физического образования является не только освоение понятий, законов, положений, теорий, но и, что очень важно, умение применять полученные знания на практике. Часто учащиеся не могут сделать самых элементарных вещей, хотя имеют для этого необходимую теоретическую базу. Основой для глубоких и прочных знаний, умений и навыков учащихся является практическая подготовка учащихся по предмету.
Элективный курс «Основы электротехники» ориентирован на школьников, проявляющих интерес к изучению физики и собирающихся продолжить обучение в учебных заведениях технического профиля, т.е. обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием. Теоретический материал тесно связан с общеобразовательной программой по физике в 10 классе и, поэтому, ориентирован на учащихся 10-11 классов. Познавательный интерес у учащихся достигается доступностью материала, связью теории с практикой. Курс рассчитан на 70 часов и имеет ярко выраженный практико-ориентированный характер.
При разработке курса ведущая место отводится таким методам и формам работы с учащимися как:
поисковый, и исследовательский
самостоятельная работа учащихся
обучение через опыт и сотрудничество
учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
Целью курса является углубление знаний учащихся по теме «Электродинамика», а также приобретение практических навыков по курсу «Электротехники»
Задачи, решаемые в процессе реализации данного курса:
Вооружить учащихся системой физических знаний по теме «Электродинамика» и «Электротехника».
Расширить кругозор учащихся
Способствовать формированию познавательного интереса к физике и технике, развитию творческих способностей.
Формирование навыков работы со справочной и научно-популярной литературой.
Приобретение практических навыков при работе с электрооборудованием
Изучение курса позволит сформировать следующие знания:
основные характеристики электрического тока, устройство и принцип работы электроизмерительных приборов, маркировка деталей применяемых при пайке деталей на монтажной плате. Принципы работы электронной автоматики
Освоение программы курса позволит учащимся приобрести следующие умения:
пользоваться электроизмерительными приборами, осуществлять сборку электрических цепей, производить расчет параметров электрического тока в цепи, приобрести навыки пайки и лужения проводников и радиодеталей, изготовлять простейший приемник прямого усиления и электронный сигнализатор.
Организация учебных занятий предусматривает наряду с преобладающей практической работой также лекционные занятия, на которых изучается теоретический материал, необходимый для этой работы
Содержание курса
1. Вводное занятие
Инструктаж по технике безопасности. Особенности работы по курсу.
Условные графические обозначения радиодеталей и элементов электрической цепи.
2. Электрическая пайка и приемы монтажа.
3. Измерительные приборы.
4. Элементы электротехники.
5. Элементы электроники.
6. Элементы электронной автоматики.
7. Элементы радиотехники.
8. Изготовление приемника прямого усиления.
9. Экскурсия на радиоузел.
Экскурсия кружковцев на местный радиоузел с целью ознакомления с системой радиовещания населенного пункта.
10. Заключительное занятие
Подведение итогов работы за учебный год. Повторение основных разделов изученной программы.
№ |
Тема занятия |
Теория |
Практи- ка |
Дата проведения |
Форма проведения |
Образовательный продкут | |
|
|
|
| ||||
1 |
Вводное занятие |
1 |
|
|
|
Лекция с элементами беседы |
|
Электрическая пайка и приемы монтажа (4ч) | |||||||
2 |
Мощность. Напряжение. Сила тока. Устройство паяльника. |
1 |
|
|
|
Лекция |
Конспект рассказа учителя учащимся. Решение задач |
3 |
Технология изготовления печатной платы |
0,5 |
0,5 |
|
|
Лекция. Практическая работа |
Изготовление макета |
4-5 |
Монтаж радиодеталей |
|
2 |
|
|
Практическая работа |
Монтаж деталей на плате |
Измерительные приборы (4ч) | |||||||
6 |
Устройство электроизмерительных приборов (амперметра, вольтметра, омметра ) |
1 |
|
|
|
Лекция |
Конспект рассказа учителя учащимся. |
7-8 |
Сборка электрических цепей. |
|
2 |
|
|
Исследовательская работа |
Отчет по сборке разл. цепей |
9 |
Изготовление прибора для проверки целостности проводника из лампы, батареи и соединительных проводов |
|
1 |
|
|
Практическая работа |
Изготовление пробника |
Элементы электротехники (5ч) | |||||||
10 |
Постоянный электрический ток. Источники тока. Законы тока |
1 |
|
|
|
Лекция |
Конспект рассказа учителя учащимся. |
11 |
Измерение силы тока и напряжения на различных участках цепи. Проверка закона Ома |
|
1 |
|
|
Исследовательская работа |
Отчет оп проделанной работе |
12 |
Тепловое, химическое и магнитное действие электрического тока |
0,5 |
|
|
|
Лекция |
Конспект рассказа учителя учащимся. |
12 |
Сборка электромагнита |
|
0,5 |
|
|
Практическая работа |
Демонстрация изготовленного электромагнита |
13 |
Электромагнитное реле |
1 |
|
|
|
Лекция |
Конспект урока |
14 |
Сборка цепи с различными соединениями потребителей электрической цепи |
|
1 |
|
|
Исследовательская работа |
Отчет о проделанной работе |
Элементы электроники(12ч) | |||||||
15 |
Резисторы. Типы резисторов |
1 |
|
|
|
Лекция |
Конспект рассказа учителя учащимся. |
16-17 |
Сборка конструкций с использованием резисторов |
|
2 |
|
|
Исследовательская работа |
Сборка схем по составленным конструкциям |
18-19 |
Конденсаторы. Маркировка и условные графические обозначения конденсаторов |
1 |
1 |
|
|
Лекция Исследовательская работа |
Конспект рассказа учителя учащимся. |
20-21 |
Сборка конструкций с использованием резисторов, конденсаторов и диодов |
|
2 |
|
|
Исследовательская работа |
Сборка схем по составленным конструкциям |
22 |
Транзисторы |
1 |
|
|
|
Лекция |
Конспект рассказа учителя учащимся. |
23-24 |
Сборка одно- и двухкаскадных УЗЧ |
|
2 |
|
|
Практическая работа |
Демонстрация собранной схемы |
25 |
Изготовление переговорных устройств |
|
1 |
|
|
Практическая работа |
Демонстрация собранной схемы |
26 |
Сборка электронного ключа |
|
1 |
|
|
Практическая работа |
Демонстрация собранной схемы |
Элементы электронной автоматики (14ч) | |||||||
27-28 |
Электроника современной автоматики. Датчики. Сигнализатор разрыва контактов |
2 |
|
|
|
Лекция |
Конспект рассказа учителя учащимся. |
29-30 |
Изготовление электронного сигнализатора разрыва контактов |
|
2 |
|
|
Практическая работа |
Демонстрация собранного устройства |
31 |
Принцип работы электронного реле времени |
1 |
|
|
|
Лекция |
Конспект рассказа учителя учащимся. |
32-33 |
Сборка реле времени |
|
2 |
|
|
Практическая работа |
Демонстрация собранного устройства |
34 |
Электронные переключатели |
1 |
|
|
|
Лекция |
Конспект рассказа учителя учащимся. |
35-36 |
Сборка фотореле |
|
2 |
|
|
Практическая работа |
Демонстрация собранного устройства |
37-38 |
Сборка акустического реле |
|
2 |
|
|
Практическая работа |
Демонстрация собранного устройства |
39-40 |
Испытание совместной работы фотореле и реле времени |
|
2 |
|
|
Исследовательская работа |
Отчет о проделанной работе |
Элементы радиотехники(8ч) | |||||||
41 |
Принципы радиосвязи. Антенна и заземление. Процессы модуляции и демодуляции |
1 |
|
|
|
Лекция |
Конспект рассказа учителя учащимся. |
42 |
Составление схемы кладоискателя |
1 |
|
|
|
Лекция |
Конспект рассказа учителя учащимся. |
|
Проект печатной платы «Кладоискателя» |
|
1 |
|
|
Исследовательская работа |
Создание проекта |
43 |
Изготовление печатной платы «Кладоискателя» |
|
1 |
|
|
Практическая работа |
Изготовление платы |
44-45 |
Монтаж электронного «Кладоискателя» |
|
2 |
|
|
Практическая работа |
Демонстрация собранного устройства |
46 |
Приемник прямого усиления |
1 |
|
|
|
Лекция |
Конспект рассказа учителя учащимся. |
47 |
Сборка и испытание детекторного приемника |
|
1 |
|
|
Исследовательская работа |
Демонстрация собранного устройства |
Изготовление приемника прямого усиления (19ч) | |||||||
48-49 |
Принцип работы приемника прямого усиления |
2 |
|
|
|
Лекция |
Конспект рассказа учителя учащимся. |
50-51 |
Расчет параметров. Отбор необходимых деталей |
1 |
1 |
|
|
Лекция. Исследовательская работа |
Оформление необходимых расчетов |
52 |
Разработка проекта печатной платы |
|
1 |
|
|
Исследовательская работа |
Проект платы |
53-55 |
Изготовление печатной платы |
|
3 |
|
|
Практическая работа |
Изготовление платы |
56-63 |
Монтаж деталей на плате |
|
8 |
|
|
Практическая работа |
Демонстрация выполненной работы |
64-65 |
Изготовление корпуса и установка на нем монтажной платы |
|
2 |
|
|
Практическая работа |
Демонстрация изготовленного устройства |
66 |
Настройка антенны на местную радиостанцию |
|
1 |
|
|
Исследовательская работа |
Демонстрация работоспособности готового изделия |
Экскурсия на радиоузел(3ч). | |||||||
67-69 |
Экскурсия на местный радиоузел (телефонную станцию) |
|
3 |
|
|
Экскурсия |
Отчет |
Заключительное занятие(1ч) | |||||||
70 |
Подведение итогов |
|
|
|
|
|
Выставление итоговой оценки |
Литература:
1. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. – 240с.
2. Головин П.Л. Школьный физико-технический кружок: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. – 159с.
3. Рабиза Ф. Техника твоими руками. М.: Детская литература, 1975.- 127с.
4. А.С., Проказа А.Т. Мир механики и техники. М.: Просвещение, 1993. - 223с.
5. Хорошавин С.А. Физико-техническое моделирование. - М.:Просвещение,1983.
6. Журнал Радио 2005-2006гг.
7. Енохович.А.С. Справочник по физике и технике. - М.:Просвещение,1989. – 221с.
Часто учащиеся не могут сделать самых элементарных вещей, хотя имеют для этого необходимую теоретическую базу. Основой для глубоких и прочных знаний, умений и навыков учащихся явля
15 09 2014
1 стр.
Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (русский язык и литература), рассчитан на 12 часов. Элективный курс направлен на углубление и расширение знаний
10 10 2014
6 стр.
«Основы агрономии» предназначена для учащихся 10 11 классов. Программа построена с учетом имеющихся знаний по биологии за курс основной школы и направлена на понимание значимости в
25 12 2014
1 стр.
Данный элективный курс является предметом по выбору для учащихся 10-ых классов и рассчитан на 34 часа
16 12 2014
3 стр.
Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы
11 10 2014
1 стр.
Данный элективный курс будет способствовать активизации школьной внеурочной деятельности через осознанное участие в ней учеников для получения возможности оценивания их достижений
01 10 2014
1 стр.
Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить обучение в медицинском колледже или химико-биологическом профиле в 10 –
11 09 2014
1 стр.
Данный элективный курс предназначен для учащихся профильного обучения. Программа рассчитана на 34 часа
23 09 2014
1 стр.