ПРОГРАММА
СПЕЦКУРСА ПО ЭКОНОМИКЕ
ДЛЯ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ 10-11-Х КЛАССОВ
ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА
Пояснительная записка
Элективный курс «Основы маркетинга» предназначен для учащихся 10-11 классов старшей профильной школы социально-экономического и технологического профилей.
В настоящее время в нашей стране осуществляется переход к рыночной экономике.
В основе рыночной концепции управления лежит маркетинг. Маркетинг – это умение определять и делать то, что нужно окружающим людям. Маркетинг является сегодня философией бизнеса. Он позволяет каждому найти свое место в обществе и быть полезным другим.
Целями курса является формирование у школьников нового, современного экономического мышления; выработка навыков и умения работать в условиях рыночной экономики, ознакомление с целями и задачами маркетинга и особенностями его применения для производственных предприятий, организаций торговли, государственных учреждений, общественных организаций и отдельных людей.
Данный курс направлен на расширение и углубление знаний учащихся об экономической сфере жизни общества, повышению мотивации к овладению экономическими знаниями в старших классах.
При изучении курса маркетинга наряду с традиционными формами проведения уроков обязательным является широкое применение активных форм обучения (работа в малых группах, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, презентация проектов, деловые игры). Активные формы обучения способствуют более глубокому усвоению школьниками теоретических знаний в области маркетинга, поддерживать у них высокий познавательный интерес, облегчает и ускоряет усвоение предмета.
Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Их интересуют политические и социальные явления. В этом возрасте усиливается рефлексия. Для учащихся старших классов характерна потребность в диагнозе, их интересует поиск решения проблем не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Старшеклассников привлекают деловые игры, развивающие не только память, но и логическое мышление. Особенно интересны учащимся задания, где необходима активная речевая деятельность, например пресс-конференция, брифинг и др. Мышление учащихся развивается в процессе построения ими разного рода доказательств, решения всевозможных проблемных заданий, в поисках объяснения разного рода явлений, в выборе путей и форм своего собственного поведения.
В программу заложено использование различных форм контроля за уровнем достижений учащихся: тестирование, беседа, оценка работы в малых группах, контроль выполнения проекта и его презентация, контроль анализа конкретных ситуаций. Можно применить также защиту рефератов и итоговый зачет.
Содержание курса предполагает работу с различными источниками информации: методическая литература, журналы с иллюстрированным материалом, компьютерные программы, учебные видеофильмы, ресурсы Интернета.
Основные задачи курса:
Формирование знаний учащихся о социально-экономических факторах, влияющих на пространственную организацию хозяйства страны и формирование внутреннего национального рынка.
Обоснование важности овладения учащимися экономическими знаниями для будущей профессиональной деятельности.
Дать представление о важнейших структурных изменениях и ключевых проблемах функционирования экономики России в условиях перехода к рыночным отношениям.
Учебно-тематический план
№ урока
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Контроль знаний
|
Дидактический
материал
|
1
|
Сущность и содержание маркетинга.
|
1
|
Анализ конкретных ситуаций.
|
Опорный конспект, ключевые понятия
|
1
|
Методы маркетинговых исследований.
|
2
|
Практикум. Работа в группах.
|
Разноуровневые карточки – задания
|
1
|
Поведение потребителей на рынке.
|
2
|
Деловая игра.
|
Карто-схема, тесты
|
1
|
Сегменти-рование рынка.
|
1
|
Практикум
|
Опорный конспект
|
1
|
Товар и товарная политика в системе маркетинга.
|
2
|
Тест
|
Схемы, таблица тесты
|
1
|
Политика ценообразования.
|
2
|
Дискуссия
|
Схемы, тесты
|
1
|
Сбытовая политика в маркетинге.
|
1
|
Тест
|
Опорный конспект,
|
1
|
Система продвижения товара.
|
1
|
Работа в малых группах.
|
Разно-уровневые карточки – задания
|
1
|
Организация маркетинговой службы на предприятии.
|
2
|
Деловая игра.
|
Схемы, ключевые понятия
|
1
|
Исследовательская деятельность «Анализ маркетинговой среды».
|
3
|
Разработка и презентация проекта
|
Творческие проекты
|
Содержание
Тема 1. Маркетинг как предпринимательская философия, ориентированная на потребителя. Маркетинг как конкретная программа создания, разработки, производства и реализации товаров и услуг. Содержание, цели и принципы маркетинга.
Тема 2. Цели, задачи и основные понятия маркетинговых исследований. Источники получения маркетинговой информации. Исследование рынков, потребителей, фирменной структуры, товарной структуры рынка. Методы проведения маркетинговых исследований.
Тема 3. Модель потребительского поведения. Факторы, влияющие на потребительское поведение. Процесс принятия потребителем решения о покупке. Рынок предприятий и поведение на нем потребителей.
Тема 4. Понятие о сегментировании рынка. Метод сегментации и его значение. Виды и основные критерии сегментации рынка. Выбор целевого рынка.
Тема 5. Сущность товарной политики. Условия превращения продукта в товар. Жизненный цикл товара. Классификация товаров. Конкурентоспособность товара. Товарная марка, упаковка и маркировка товара.
Тема 6. Цены и их классификация. Сущность ценовой политики. Методы определения цены на товар. Государственное регулирование цен.
Тема 7. Цели и задачи политики распределения. Основные пути сбыта продукции. Типы посредников. Оптовая и розничная торговля. Новые, прогрессивные формы торговли.
Тема 8. Реклама и её виды. Функции рекламы и рекламные средства. Создание рекламного продукта. Рекламные компании и их классификация. Стимулирование сбыта, персональная продажа. Связи с общественностью, ярмарки и выставки.
Тема 9. Организационные структуры управления маркетингом. Подбор специалистов по маркетингу, Функциональные задачи службы маркетинга. Взаимосвязь службы маркетинга с другими подразделениями предприятия.
Тема 10. Создание индивидуальных и групповых проектов учащимися, с целью закрепить полученные знания. Определить место и роль маркетинговой службы на современных предприятиях. Создание рекламного продукта, презентация.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
-
базисные категории маркетинга;
-
источники получения маркетинговой информации;
-
товарную структуру рынка;
-
сущность товарной политики;
-
сущность ценовой политики;
-
основы рекламной деятельности.
Учащиеся должны уметь:
-
проводить маркетинговые исследования;
-
разрабатывать ценовые стратегии;
-
анализировать статистические данные
-
проводить сегментирование рынка;
-
создавать рекламный продукт.
Список литературы
-
Амблер Т. Практический маркетинг / Пер. с англ. Под общей ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 1999.
-
Барбер Д. Сетевой маркетинг: Руководство для начинающих / Пер. с англ. В.Н. Егорова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
-
Березин И. Маркетинг и исследования рынка. – М.: Русская литература, 1999.
-
Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. – М.: Финстатинформ, 1995.
-
Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Финпресс, 1998.
-
Диксон Питер Р. Управление маркетингом / Пер. с англ. – М.: БИНОМ, 1998.
-
Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. – С-П.: Коруна, 1994.
-
Котлер Ф., Г. Армстронг, Дж. Сондерс Основы маркетинга. / Пер. с англ. – 2-е европ. изд. – Киев, М., СПб.: Вильямс, 1998.
-
Литл Дж. Ф. Основы маркетинга. Чего хотят ваши потребители. Надежный способ это выяснить / Пер. с англ. М.П.Смирновой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
-
Романова А.Н. Маркетинг. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.