Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
Элективный курс по русскому языку « Средства и приемы выразительной речи»

Автор Воронина Ирина Владимировна,

учитель русского языка

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3

г. Вольска Саратовской области»

Пояснительная записка

Вид программы: предпрофильная.

Тип программы: межпредметная.

 Место в образовательном процессе: согласно существующей типологии элективных курсов данный курс принадлежит к группе предметно-ориентированных курсов, позволяющих диагностировать готовность и способность ученика изучать выбранный предмет (в данном случае – предметы образовательной области “Филология”) на профильном уровне. Опираясь на знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении базового курса русского языка 2 ступени, данный курс является прогностическим ( и пропедевтическим) по отношению к профильным курсам старшей школы и создаёт условия осознанного и успешного выбора профиля.

Исходя из этого, назначение данного предмета состоит не только в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность, обеспечить языковое и речевое развитие ученика, помочь ему осознать себя носителем языка, но и научить осмысливать текст, всматриваться в особенности лексики, синтаксиса, грамматики в целом.

Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (русский язык и литература), рассчитан на 12 часов. Элективный курс направлен на углубление и расширение знаний учащихся о тексте, на формирование речетворческих способностей , на совершенствование навыков определения художественно-выразительных средств языка на уровне компетенции.



Цели курса - перспективная: помочь ученику, творчески овладевая русским языком, расширить и углубить знания о законах языка, художественно- выразительных средствах;

ближайшая: помочь сориентироваться для успешной сдачи экзамена в условиях обновленной системы государственной аттестации учащихся 9 классов по русскому языку, помочь определиться с профилем для обучения в старших классах.

Задачи курса:

• Совершенствование речевой культуры.

• Воспитание культурно-ценностного отношения к русской речи.


  • Задать систему ориентиров в многообразии языковых средств, вооружить ученика чёткими критериями их разграничения, чтобы ученик мог самостоятельно определять границы своей языковой компетенции и ставить индивидуальные учебные цели.

  • Способствовать овладению новыми формами работы с информацией: анализ, синтез, проектирование .

  • Способствовать расширению аналитического и речеведческого опыта учащихся .

  • Подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме

  • (В идеале, если это удастся) Сформировать потребность в речевом усовершенствовании

Основные направления курса:
1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за средствами художественной выразительности, а также в ходе работы со словарными статьями .
2. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи; навыками и умениями анализа художественного текста на примере лучших образцов поэтических произведений.
Содержательной основой является более глубокое осмысление речевой деятельности, культуры речи, обогащение речи изобразительно-выразительными средствами, овладение рациональными приемами и способами решения орфографических и пунктуационных задач.

Форма занятий: лекции с элементами беседы, тренинги по определению средств и приемов создания выразительной речи, анализ художественных текстов.

Специфика подхода к занятиям:

  • Рабочая программа курса носит примерный характер

  • Не ставится задача системного и последовательного изучения всех изобразительно-выразительных средств русской речи. Отбор их производится по критериям частотности употребления их в художественных текстах и уровню лингвистической компетенции учащихся


Учебно-тематический план.

№№

п/п


Тема урока

Количество часов

1.

Введение.Что делает нашу речь выразительной.

1

2.

Как простые слова становятся образными. Эпитет.

1

3.

Образные сравнения.

1

4.

Метафоры. Метонимия и синекдоха.

1

5.

Олицетворение.

1

6.

Гипербола и литота

1

7.

Перифраза

1

8.

Звукопись в художественной речи

1

9.

Фразеология. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи.

1

10.

Стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, парцелляция

1

11.

Практикум по определению роли художественно-изобразительных средств в речи.

1

12.

Защита проектов «Поиск нужного слова»


1

В результате обучения учащиеся должны осознавать значимость изучения родного языка, испытывать интерес к нему и потребность в его изучении, расширить знания об изобразительно-выразительных средствах языка, научиться видеть их в тексте, а значит лучше справиться с анализом текста на литературе и с анализом текста на экзамене по русскому языку, суметь понять, почему тот или иной текст производит ( или не производит) сильное впечатление ,выбирать только те задания и творческие работы, которые посильны и интересны, развивать навык работы со справочной и научной литературой ,попробовать свои силы в анализе и сравнении понятий , сделать свою собственную речь (устную и письменную) более выразительной, понятной и точной .

Форма контроля знаний

Создание творческих проектов учащихся (индивидуальных или групповых) по анализу изобразительно- выразительных средств художественного текста и презентация этих проектов в любой форме (реферат, эссэ, электронная презентация, статья в сборник лингвистических работ учащихся)

Объём работы – произвольный. Критерии оценки: правильность классификации изобразительно-выразительных средств; самостоятельность, оригинальность, корректность суждений; грамотность речи и степень владения научно-популярным стилем анализа. Художественные тексты для анализа предлагаются учащимся в начале курса в избыточном количестве, чтобы у учащихся была возможность выбора.

Список использованной литературы:


  • Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область “Филология” /Министерство образования РФ.- М.:Вита-Пресс,2004.

  • Краткий словарь литературоведческих терминов (любое издание).

  • Словарь юного филолога .

  • Литература: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа,2001.

  • Русский язык. Языкознание: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2001.

  • Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.- М.:Дрофа,2001.

  • Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М.:Просвещение,1999.

  • Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения на отлично. Стилистика и культура речи.- М.: Махаон, 2005.

Методические рекомендации.

Занятие №1.Введение. Что делает нашу речь выразительной.

Познакомить с задачами курса. Дать представление об основных средствах художественной выразительности. Составление словарика основных понятий.

Занятие №2. Как простые слова становятся образными. Эпитеты

Цель: расширить представление об эпитетах и их разновидностях, учить находить в тексте эпитеты и определять их роль в создании образного строя речи.

I.Слово учителя.

Добрый молодец, красна девица, поле чистое, море синее..

Примеры художественных определений, или эпитетов, которые известны из народного поэтического творчества, можно было бы нанизывать еще и еще. Скажем, как рисуется в былинах конь? — Всегда добрый. А трава? — Зеленая. Солнце — красное, ветер — буйный, слово — верное. Чудесный мир, созданный фантазией народа, расцвечен яркими и веселыми красками, потому что неотъемлемой чертой стиля этих произведений стало употребление постоянных эпитетов. Интересно, что в сказках, песнях, как и в произведениях, написанных в духе устного народного творчества, солнце называется красным, даже если упоминается осенний, пасмурный день: Померкло солнце красное; море всегда синее, даже если изображается буря. Так, у А. С. Пушкина в«Сказке о рыбаке и рыбке»: Почернело синее море; Вот идет он к синему морю, Видит, на море черная буря. В этом особенность употребления постоянных эпитетов как средства стилизации.

Поэты нашего времени ищут яркие речевые краски в эпитетах иного рода.

И з о б р аз и т е л ь н ы е э п и т е т ы, в отличие от постоянных, живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими видел писатель, создавая произведение. Например: молоткастый, серпастый советский паспорт (В. Маяковский). Погубленных березок вялый лист, Еще сырой, еще живой и клейкий, Как сено из-под дождика, душист (А. Твардовский).

Найти точные изобразительные эпитеты нелегко. Часто писатели по многу раз правят текст, подбирая нужное определение. Например, А. Твардовский подставил эпитет вялый вместо прежнего блеклый в процитированном стихотворении «Береза», уже когда оно было набрано для журнала. Иногда писатели ставят рядом несколько близких по значению эпитетов, дополняющих, обогащающих друг друга. Например, К. Паустовский так описывает белую ночь на Онежском озере:



Сторож пробил на колокольне... Этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушел по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна.

Я не знаю: как назвать томительный свет белой ночи? Загадочным? Или магическим?

Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы — столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра.

(К. Паустовский. «Золотая роза»)

Поэтическое видение не бывает стереотипным, и каждый художник слова находит свои краски для описания одних и тех же предметов. Так, у С. Есенина береза зеленокудрая, в юбчонке белой, у нее золотистые косы и холщовый ее сарафан. У В. Луговского береза, вся сквозная, тусклым золотом звенит.

В поэзии и лирической прозе употребляются и эмоциональные эпитеты, которые передают чувства, настроение автора. Например:

Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным.

Неудержимо, неповторимо

Все пролетело... далече... мимо (С. Есенин).

Назначение эпитетов — не изобразительное, а лирическое, поэтому слова, выступающие в роли эмоциональных эпитетов, часто получают условное, символическое значение. Например, цветовые эпитеты розовый, голубой, синий, золотой и др. обозначают радостные, светлые чувства. У Есенина:

Заметался пожар голубой;

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Эпитеты черный, серый и т. п. передают мрачные, тягостные переживания:

Вечер черные брови насупил... (С. Есенин).

В роли эпитетов могут выступать не только определения, но и обстоятельства, выраженные качественными наречиями, которые живописно рисуют действия. Попробуйте указать эпитеты в таких, например, пушкинских строчках:

Сквозь волнистые туманы пробирается луна,

На печальные поляны льет печально свет она.

Первые два (волнистые, печальные) определяют предметы, последний эпитет — печально — характеризует действие.

Однако к эпитетам можно отнести далеко не все определения и обстоятельства, ведь употребление многих из них обусловлено необходимостью точно выразить мысль, а не стремлением создать художественный образ.

Например, какие из определений следует отнести к эпитетам в четверостишии М. Ю. Лермонтова?

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от голода, зноя в горя

И вот наконец докатился до Черного моря.

Лишь одно из определений — жестокая — выражает эмоциональное отношение поэта к предмету и, следовательно, выступает как эпитет, остальные выполняют смысловую функцию.

Создание ярких, образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении (ср.: лимонный сок — лимонный свет луны; седой старик — седой туман; Лакей лениво прислуживал хозяину. — Река лениво катит свинцовые волны). Эпитеты, выраженные словами, выступающими в переносных значениях, называются м е т а ф о р и ч е с к и м и. Они выполняют в речи особенно яркую изобразительную функцию. Например:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя. (М. Ю. Лермонтов)

Эпитет как разновидность тропа изучали многие выдающиеся филологи: Ф. И. Буслаев, А. Н. Веселовский, А. А. Потебня, В. М. Жирмунский, Б. В. Томашевский и др., — однако до сих пор наука не располагает разработанной теорией эпитета, нет единой терминологии, необходимой для характеристики различных видов эпитетов. Понятие «эпитет» иногда неоправданно расширяют, относя к нему любое прилагательное, выступающее в функции определения. Однако к эпитетам не следует причислять прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.

Так что же такое эпитет?

В Словаре литературоведческих терминов встречаем следующее определение: «Эпитет (от гр. Epitheton- приложение) — слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета».

Эпитет определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит свое значение. Например: «Поставил мольберт и в зловещем разгроме переезда начал вспоминать...»; «Взгляд у Сусанны сразу же стал пронизывающим, сухим и острым, как игла.»;»Юлия Борисовна с сорочьим сочувствием спросила...»

Используя эпитет, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. Например: « Я понял, что снабдил своих юных друзей слишком подробным материалом, слишком легкоусвояемым и обнаженным...»

Эпитетом может быть всякое определяющее слово: существительное, прилагательное, наречие или причастие. Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении. Такие эпитеты называются метафорическими, поскольку они нередко представляют собой метафору в сокращенном виде. Например: «Из трех полукруглых до пола окон льется жемчужный свет...», « ..приятно иметь дело не с зеленым романатическим юнцом, а с выжженным прагматиком».

В основе эпитета может быть метонимический перенос названия, такие эпитеты называются метонимическими. Например:



Хорошо живем в либеральное время... В приемной тихая паника...; Пусть будет хороший и по-настоящему уютный и интеллигентный дом...

Определения, выраженные словами, сохраняющими в контексте свое прямое значение, нельзя отнести к тропам, однако это не означает, что они не могут выполнять эстетические функции, быть сильным изобразительным средством. Такие точные эпитеты не уступают в выразительности любым метафорическим. Например:



Пожал руку, вкладывая в пожатие особую печальную сердечность; гадливое равнодушное перемирие ...но свой стыдливый курс не сменил. Я только прибавил запинающейся жалости в голосе...

Эпитеты исследуют с разных сторон, предлагая при этом различные их классификации. С генетической точки зрения эпитеты можно разделить на:

— общеязыковые: тяжелый взгляд, жемчужный свет, каменное лицо, железное терпение;

— индивидуально-авторские: сорочье сочувствие, печальная сердечность, беспроигрышная отвага, запинающаяся жалость и т.п.

— народно-поэтические (их еще называют постоянными, так как словосочетания с ними приобрели в языке устойчивый характер).

Стилистический подход к изучению эпитетов дает возможность выделить в их составе три группы:

1. Усилительньте эпитеты, которые указывают на признак, содержащийся в определяемом слове (зеркальная гладь, холодное равнодушие, аспидная темень); к усилительным эпитетам относятся и тавтологические (горе горькое).

2. Уточнительные эпитеты, называющие отличительные признаки предмета (величину, форму, цвет и т. д.). Выразительная сила таких эпитетов нередко подкрепляется другими тропами, особенно сравнениями. Между усилительными и уточнительными эпитетами не всегда удается провести четкую границу.

З. Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов — оксюмороны. Например: «Из-за плеч встает сумрачно-напряженное сверканне...»; «Какая же сладко-мучительная любовь!»; «...в приемной тихая паника...»

II. Тренинг по определению эпитетов.

1.Задание. Найти в приведенном поэтическом отрывке эпитеты.

1. Мне теперь по душе иное...

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны. С. Есенин

2. Простые краски северных широт:

Румяный клевер, лен голубоватый,

И солнца блеск, немного виноватый,

И облака, плывущие вразброд.

О. Фокина

З. .Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

А. Ахматова

4. Пронизывает глуби все твой беспощадный луч

И тянется с земли до хмурых туч.

В. Брюсов

5. Черные тени узорной решетки

Ясно ложатся по белому снегу.

Тихие звезды задумчиво-кротки,

Месяц пророчит истому и негу.

Черные окна немого собора

Смотрят угрюмо на белое поле...

В. Брюсов

6. Там, по дороге самой торной,

На ощупь двигались бы вы.

Лишь ветер мокрый, ветер черный

Средь черной рыскает травы.

В. Солоухин

7. От жизни лживой и известной

Твоя мечта тебя влечет

В простор лазурности небесной

Иль в глубину сапфирных вод.

В. Брюсов

8. Побледневшие звезды дрожали,

Трепетала листва тополей...

В. Брюсов

9. Он стал на утесе; в лицо ему ветер суровый

Бросал, насмехаясь, колючими брызгами пены.

И вал возносился и рушился, белоголовый,

И море стучало у ног о гранитные стены.

В. Брюсов

10. Играет ветер тучею косматой,

Ложится якорь на морское дно...

О. Мандельштам

11. Но в эти дни последних запустений

Возникнет — знаю! — меж людей смельчак.

Он потревожит гордый сон строений,

Нарушит светом их безмолвный мрак.

В. Брюсов

12. Погружены в томительный мороз,

Вокруг меня снега оцепенели.

Оцепенели маленькие ели,

И было небо темное, без звезд.

Какая глушь! Я был один живой.

Один живой в бескрайнем мертвом поле...

Н. Рубцов

13. .. .И вновь равнина опустелая

Нема, беззвучна и чиста.

В. Брюсов

14. Костер мой догорал на берегу пустыни,

Шуршали шелесты струистого стекла,

И горькая душа тоскующей полыни

В истомной мгле качалась и текла.

М. Волошин

15. Бледный месяц — на ущербе,

Воздух — звонок, мертв и чист,

И на голой, зябкой вербе

Шелестит увядший лист.

Замерзает, тяжелеет

В бездне тихого пруда,

И чернеет, и густеет

Неподвижная вода.

Д. Мережковский

16. Смутно-дышащими листьями

Черный ветер шелестит,

И трепещущая ласточка

В темном небе круг чертит.

Тихо спорят в сердце ласковом,

Умирающем моем

Наступающие сумерки

С догорающим лучом.

И над лесом вечереющим

Встала медная луна;

Отчего так мало музыки

И такая тишина?

О. Мандельштам

17. Опять он падает, чудесно молчаливый,

Легко колеблется и опускается...

Как сердцу сладостен полет его счастливый!

Несуществующий, он вновь рождается...

Он тихо падает, и медленный и властный...

Безмерно счастлив я его победою...

Из всех чудес земли тебя, о снег прекрасный,

Тебя люблю... За что люблю — не ведаю.

З.Гиппиус

18. Я не слыхала звонов тех,

Что плавали в лазури чистой.

Семь дней звучал то медный смех,

То плач струился серебристый...

А. Ахматова

19. О бледная луна

Над бледными полями!

Какая тишина —

Над зимними полями!

О тусклая луна

С недобрыми очами...

Кругом — покой велик.

К земле тростник поник,

Нагой, сухой и тощий...

Луны проклятый лик

Исполнен злобной мощи...

К земле поник тростник,

Больной, сухой и тощий...

Вороны хриплый крик.

Д. Мережковский

20. А мы живем торжественно и трудно

И чтим обряды наших горьких встреч,

Когда с налету ветер безрассудный

Чуть начатую обрывает речь.

А. Ахматова

21. Там белые церкви и звонкий, светящийся лед,

Там милого сына цветут васильковые очи.

Над городом древним алмазные русские ночи

И серп поднебесный желтее, чем липовый мед.

Там строгая память, такая скупая теперь,

Свои терема мне открыла с глубоким поклоном;

Но я не вошла, я захлопнула страшную дверь...

А город был полон веселым рождественским звоном.

А. Ахматова

22. Листьев сочувственный шорох

Угадывать сердцем привык,

В темных читаю узорах

Смиренного сердца язык.

Верные, четкие мысли —

Прозрачная, строгая ткань...

Острые листья исчисли —

Словами играть перестань.

К высям просвета такого

Уходит твой лиственный шум, —

Темное дерево слова,

Ослепшее дерево дум?

О. Мандельштам

23. Въезжаем в рощу золотую,

В грибную бабушкину глушь...

Н. Рубцов

24. Я вижу грустные, торжественные сны —

Заливы гулкие земли глухой и древней,

Где в поздних сумерках грустнее и напевней

Звучат пустынные гекзаметры волны.

И парус в темноте, скользя по бездорожью,

Трепещет древнею, таинственною дрожью

Ветров тоскующих и дышащих зыбей...

25. Что из того, что радостно и звонко

Раздастся песня раннего скворца?

Летит, пылит на мертвую клеенку

Досадный мусор — мертвая пыльца.

В. Солоухин

26. И в глуши задремавшего бора

Все звенят и звенят бубенцы...

Н. Рубцов

27. Поздний час.

С ветвей, покрытых мглою,

Ветер злой срывает листьев горсти...

Н. Рубцов

28. Ночь побледнела, и месяц садится

За реку красным серпом.

Сонный туман на лугах серебрится,

Черный камыш отсырел и дымится,

Ветер шумит камышом.

Тишь на деревне.

В часовне лампада

Меркнет, устало горя.

В трепетный сумрак озябшего сада

Льется со степи волнами прохлада...

Медленно рдеет заря.

И. Бунин

29. И все за елками ухаживает, —

Снежком атласным принаряживает!

Н. Рубцов

30.Он шел. Но угрюмо и грозно

Белели снега впереди!

Он вышел на берег морозной,

Безжизненной, страшной реки!

Н. Рубцов

31. Когда в Париже осень злая

Меня по улицам несет

И злобный дождь, не умолкая,

Лицо ослепшее сечет, —

Как я грущу по русским зимам,

Каким навек недостижимым

Мне кажется и первый снег,

И санок окрыленный бег,

И над уснувшими домами

Чуть видный голубой дымок,

И в окнах робкий огонек,

Зажженный милыми руками,

Калитки скрип, собачий лай

И у огня горячий чай.

И. Эренбург

32. Поток, разбуженный весною,

Катился в пене кружевной

И озаряемый луною

Светился тихо край родной.

Н. Рубцов

33.В отрывке из романа И. С. Тургенева укажите точные определения и эпитеты. Объясните различие между ними. Приведите свои примеры текстов с эпитетами.

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными... Кое - где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками, под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зависающими воротищами возле опустелых гумен, церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и сломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы: с ее метелями, морозами и снегами... «Нет, — подумал Аркадий, — небогатый край этот... преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?..»



следующая страница>


Элективный курс по русскому языку «Средства и приемы выразительной речи»

Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (русский язык и литература), рассчитан на 12 часов. Элективный курс направлен на углубление и расширение знаний

947.23kb.

10 10 2014
6 стр.


Программа по русскому языку для вступительного экзамена

Тестовые задания охватывают основные разделы школьной программы и программы по русскому языку для поступающих в высшие учебные заведения и позволяют выявить знания из области орфог

19.88kb.

01 10 2014
1 стр.


Элективный курс «Создание web-сайтов»

Данный элективный курс является предметом по выбору для учащихся 10-ых классов и рассчитан на 34 часа

993.48kb.

16 12 2014
3 стр.


Колпашниковой Людмилы Александровны, учителя математики п. Степановка. 2011г пояснительная записка Предлагаемый элективный курс

Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы

117.35kb.

11 10 2014
1 стр.


Элективный курс «Эффективное общение»

Данный элективный курс будет способствовать активизации школьной внеурочной деятельности через осознанное участие в ней учеников для получения возможности оценивания их достижений

166.27kb.

01 10 2014
1 стр.


Элективный курс «Медицинская география»

Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить обучение в медицинском колледже или химико-биологическом профиле в 10 –

105.5kb.

11 09 2014
1 стр.


Элективный курс для 10 х классов «С экзаменом на ты»

Данный элективный курс предназначен для учащихся профильного обучения. Программа рассчитана на 34 часа

110.59kb.

23 09 2014
1 стр.


Элективный курс для учащихся 9-х классов специальное православно-художественное направление

Данный элективный курс, предполагает изучение евангельского текста. В то же время, евангельские сюжеты не всегда доступны учащимся в связи с их аллегоричностью и сложностью языка

188.23kb.

18 12 2014
1 стр.