








Тема: Феррум. Распространение его в природе. Железо. Физические свойства.
Цель: 1. Сформировать понятия: о химическом элементе Феррум и железе, как простом веществе, образованным этим элементом. Рассмотреть физические свойства железа, расширить представление содержания элементов в природе, формировать научные мировоззрения. 2. Формировать навыки критического мышления, умения делать выводы, развивать память. 3. Воспитать интерес к предмету, осуществлять экологическое воспитание.
Тип урока: Формирование новых знаний.
Оборудование: коллекция пород и минералов, карта Украины, набор для лабораторного опыта, учебник, таблица Д.И. Менделеева, предметы из железа.
Ход урока
-
Оргмомент. Приветствие, готовность к уроку.
-
Объявление темы и цели урока. Шифрограммы.
Внимание! На доске 2 прямоугольника с буквами надо отгадать шифрограмму: те буквы, которые повторяются 2 раза, зачеркнуть и потом прочитать.
Ж
|
П
|
Е
|
И
|
П
|
И
|
В
|
Л
|
М
|
Е
|
М
|
В
|
И
|
П
|
З
|
И
|
О
|
П
|
О
|
Ф
|
Н
|
Е
|
Н
|
О
|
У
|
Н
|
Р
|
У
|
Н
|
-
|
Р
|
Л
|
У
|
Л
|
М
|
-
|
Молодцы, вы определили тему урока.
-
Обоснование темы (мотивация).
Учитель: Феррум – это один из важнейших металлических элементов. Его простое вещество железо. Железо было известно еще доисторические времена, но широкое применение нашло значительно позже, потому что в свободном виде встречается в природе крайне редко.
Получение железа из руды стало возможным только на определенном уровне развития техники. Железо является одним из важных металлов в окружающей природе. Оно тесно связано с жизнедеятельностью человека, является основой культуры, промышленности, медицины. Одновременно оно является оружием войны и орудием мирного труда. Именно поэтому на сегодняшнем уроке пойдет речь о простом веществе железе.
-
Запись числа и темы в тетрадях;
-
Объявление цели урока.
Цель: 1. Сформировать понятия: о химическом элементе Феррум и железе, как простом веществе, образованным этим элементом. Рассмотреть физические свойства железа, расширить представление содержания элементов в природе, формировать научные мировоззрения. 2. Формировать навыки критического мышления, умения делать выводы, развивать память. 3. Воспитать интерес к предмету, осуществлять экологическое воспитание.
Мы работаем сегодня по плану
-
Охарактеризуем положение Феррума в Периодической системе.
-
Каким элементом образовано вещество железо.
-
Рассмотрим физические свойства железа его широкое применение.
-
Распространение в природе.
-
Эпиграф к уроку
И сложно по всей таблице Д.И. Менделеева найти другой такой элемент, как Феррум, который был бы связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества.
А.Е. Ферсман
Учитель (слово с элементами беседы): Так что же это за элемент? Что мы уже знаем о нем? Что-то узнаем новое об этом элементе.
На прошлых уроках мы уже говорили о том, что простые вещества делятся на металлы и неметаллы. Вспомним, какими свойствами обладают металлы.
Учащиеся: Твердое, серебристо-серого цвета, золотистого, красноватого, имеет металлический блеск, пластичные, в воде не растворяются, проводят электрический ток и тепло.
Учитель: Рассмотрите предметы - кнопки, скрепки, гвозди и т.д. Из чего сделаны эти предметы?
И так сделаем вывод: Железо – металл или неметалл? Вывод делают сами учащиеся. (Металл, так как эти предметы обладают свойствами металлов).
Учитель: «Ассоциативный куст»
Ребята вы должны подобрать ассоциацию к слову железо.
Какие ассоциации возникают у вас со словом железо? Запишем на доске.
Ржавчина Феррум
Сталь ЖЕЛЕЗО Железный век
Руда Гвоздь
-
Усвоение нового материала.
«Умный куб»
Учитель: Давайте поиграем в «Умный куб». С его помощью мы найдем ответы на вопросы, используя таблицу Д.И. Менделеева. Вопросы читаем учитель, учащиеся бросают куб.
-
Название элемента (Феррум)
-
Химический символ (Fe)
-
Валентность (II, III)
-
Относительная атомная масса (56)
-
Порядковый номер, № группы, периода.
-
Металл или неметалл (Me). Заряд ядра, количество электронов.
«Чтение с пометками». Работа в парах.
Учитель: По распространенности в природе Феррум занимает 4-ое место, среди металлических элементов 2-ое. Феррум входит в состав большинства горных пород и минералов. Сейчас поработаем в парах с текстом «Феррум в природе». Читая, делайте пометки.
v – знаю
+ – это для меня новое.
Железные руды Гемоглобин крови
Феррум в природе
Природная вода Самородное железо
Обсуждение прочитанного. Заполнение опорной схемы «Феррум в природе».
Учитель: Где находится Феррум в природе?
Учащиеся:
1 пара - в железной руде;
2 пара – в природной воде;
3 пара – гемоглобине (кровь);
4 пара – самородном (метеоритном) железе.
-
Работа с физической картой Украины (межпредметная связь. География).
Учитель: Перед нами физическая карта Украины. Наибольшее месторождение в Украине это Криворожский железорудный бассейн, Кременчугский железорудный бассейн, Белозерский и Керченский.
-
Демонстрация коллекции горных пород и минералов, в состав, которого входит Феррум.
Учитель: Показывает, описывает, делает вывод.
Мы узнали где находится Феррум в природе, где распространен, что из себя представляет горные породы и минералы. А теперь послушаем сообщение на тему «Феррум и человек».
-
Почему у человека кровь красная, а червей – зеленая?
-
В каких органах человека много Феррума?
-
Как чувствует себя человек, когда не хватает Феррума?
-
В каких продуктах много Феррума?
-
Что мы будем есть, чтоб улучшить свое состояние и пополнить суточную потребность человека в Ферруме? (учащиеся называют продукты)
Вывод учителя: И так очень важно чтобы Феррума в организме человека было достаточно и для этого мы должны употреблять жизненно важные экологически чистые продукты.
Лабораторная работа «Физические свойства железа» (работа в парах).
Учитель: Повторим правила по ТБ.
-
Каждое задание выполняйте строго в соответствии с рекомендациями учителя.
-
Категорически запрещается пробовать вещества на вкус, рассыпать, разбрызгивать и поджигать.
-
Осторожно пользуйтесь стеклянной посудой.
-
Сосредоточьтесь на выполнении каждого опыта, не отвлекайтесь на посторонние дела и не отвлекайте одноклассников.
Выполняя задания, записываете результаты наблюдений в таблицу (учитель читает задание, учащиеся поговаривают и записывают результаты в таблицу).
Давайте сделаем вывод: учащиеся самостоятельно делают вывод.
Работа с учебником: стр. 121. Проверим, правильно ли мы определили физические свойства железа? Учащиеся читают, делают вывод сами.
-
Закрепление «Научная лаборатория»
Учитель: Открываем работу научной лаборатории. Вычисляем массовую долю Феррума в составе природных минералов.
-
Fe2O3
|
W(Fe) =
|
2.56
|
=70%
|
160
|
Fe3O4
|
W(Fe) =
|
3.56
|
=72,5%
|
232
|
FeS2
|
W(Fe) =
|
56
|
=46,7%
|
120
|
Учитель: Сделаем вывод после решения задач – в каком минерале массовая доля Феррума наибольшая, в каком наименьшая? (Учащиеся делают вывод самостоятельно).
А теперь послушаем индивидуальное сообщение о гематите и магнетите. Узнаем, почему их так называют.
-
Рефлексия
Стратегия «Рюкзак»
Отправляясь в поход, мы берем с собой необходимые вещи. Заканчивая сегодняшний урок мы с вами тоже должны собрать рюкзак. Для надо взять в дорогу знания, умения, которые станут залогом достижения успеха. Давайте сложим в рюкзак ключевые понятия по этой теме (железо, Феррум, сталь, гвоздь, железная руда, гемоглобин, магнетит, гематит и т.д.)
-
Записываем домашнее задание: изучить &21 стр. 120-122, задание Iв.-163, IIв.- 164
Всем найти пословицы, поговорки, загадки о железе.
-
Оценивание.