Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Тема: Феррум. Распространение его в природе. Железо. Физические свойства.

Цель: 1. Сформировать понятия: о химическом элементе Феррум и железе, как простом веществе, образованным этим элементом. Рассмотреть физические свойства железа, расширить представление содержания элементов в природе, формировать научные мировоззрения. 2. Формировать навыки критического мышления, умения делать выводы, развивать память. 3. Воспитать интерес к предмету, осуществлять экологическое воспитание.

Тип урока: Формирование новых знаний.

Оборудование: коллекция пород и минералов, карта Украины, набор для лабораторного опыта, учебник, таблица Д.И. Менделеева, предметы из железа.

Ход урока

  1. Оргмомент. Приветствие, готовность к уроку.

  2. Объявление темы и цели урока. Шифрограммы.

Внимание! На доске 2 прямоугольника с буквами надо отгадать шифрограмму: те буквы, которые повторяются 2 раза, зачеркнуть и потом прочитать.



Ж

П

Е

И

П

И

В

Л

М

Е

М

В

И

П

З

И

О

П



О

Ф

Н

Е

Н

О

У

Н

Р

У

Н

-

Р

Л

У

Л

М

-

Молодцы, вы определили тему урока.

  1. Обоснование темы (мотивация).

Учитель: Феррум – это один из важнейших металлических элементов. Его простое вещество железо. Железо было известно еще доисторические времена, но широкое применение нашло значительно позже, потому что в свободном виде встречается в природе крайне редко.

Получение железа из руды стало возможным только на определенном уровне развития техники. Железо является одним из важных металлов в окружающей природе. Оно тесно связано с жизнедеятельностью человека, является основой культуры, промышленности, медицины. Одновременно оно является оружием войны и орудием мирного труда. Именно поэтому на сегодняшнем уроке пойдет речь о простом веществе железе.



  • Запись числа и темы в тетрадях;

  • Объявление цели урока.

Цель: 1. Сформировать понятия: о химическом элементе Феррум и железе, как простом веществе, образованным этим элементом. Рассмотреть физические свойства железа, расширить представление содержания элементов в природе, формировать научные мировоззрения. 2. Формировать навыки критического мышления, умения делать выводы, развивать память. 3. Воспитать интерес к предмету, осуществлять экологическое воспитание.

Мы работаем сегодня по плану



  • Охарактеризуем положение Феррума в Периодической системе.

  • Каким элементом образовано вещество железо.

  • Рассмотрим физические свойства железа его широкое применение.

  • Распространение в природе.

  1. Эпиграф к уроку

И сложно по всей таблице Д.И. Менделеева найти другой такой элемент, как Феррум, который был бы связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества.

А.Е. Ферсман

Учитель (слово с элементами беседы): Так что же это за элемент? Что мы уже знаем о нем? Что-то узнаем новое об этом элементе.

На прошлых уроках мы уже говорили о том, что простые вещества делятся на металлы и неметаллы. Вспомним, какими свойствами обладают металлы.

Учащиеся: Твердое, серебристо-серого цвета, золотистого, красноватого, имеет металлический блеск, пластичные, в воде не растворяются, проводят электрический ток и тепло.

Учитель: Рассмотрите предметы - кнопки, скрепки, гвозди и т.д. Из чего сделаны эти предметы?

И так сделаем вывод: Железо – металл или неметалл? Вывод делают сами учащиеся. (Металл, так как эти предметы обладают свойствами металлов).

Учитель: «Ассоциативный куст»

Ребята вы должны подобрать ассоциацию к слову железо.

Какие ассоциации возникают у вас со словом железо? Запишем на доске.

Ржавчина Феррум

Сталь ЖЕЛЕЗО Железный век

Руда Гвоздь



  1. Усвоение нового материала.

«Умный куб»

Учитель: Давайте поиграем в «Умный куб». С его помощью мы найдем ответы на вопросы, используя таблицу Д.И. Менделеева. Вопросы читаем учитель, учащиеся бросают куб.



  1. Название элемента (Феррум)

  2. Химический символ (Fe)

  3. Валентность (II, III)

  4. Относительная атомная масса (56)

  5. Порядковый номер, № группы, периода.

  6. Металл или неметалл (Me). Заряд ядра, количество электронов.

«Чтение с пометками». Работа в парах.

Учитель: По распространенности в природе Феррум занимает 4-ое место, среди металлических элементов 2-ое. Феррум входит в состав большинства горных пород и минералов. Сейчас поработаем в парах с текстом «Феррум в природе». Читая, делайте пометки.

v – знаю

+ – это для меня новое.

Железные руды Гемоглобин крови

Феррум в природе

Природная вода Самородное железо

Обсуждение прочитанного. Заполнение опорной схемы «Феррум в природе».

Учитель: Где находится Феррум в природе?

Учащиеся:

1 пара - в железной руде;

2 пара – в природной воде;

3 пара – гемоглобине (кровь);

4 пара – самородном (метеоритном) железе.



  • Работа с физической картой Украины (межпредметная связь. География).

Учитель: Перед нами физическая карта Украины. Наибольшее месторождение в Украине это Криворожский железорудный бассейн, Кременчугский железорудный бассейн, Белозерский и Керченский.

  • Демонстрация коллекции горных пород и минералов, в состав, которого входит Феррум.

Учитель: Показывает, описывает, делает вывод.

Мы узнали где находится Феррум в природе, где распространен, что из себя представляет горные породы и минералы. А теперь послушаем сообщение на тему «Феррум и человек».



  • Беседа по прослушанному.

  • Почему у человека кровь красная, а червей – зеленая?

  • В каких органах человека много Феррума?

  • Как чувствует себя человек, когда не хватает Феррума?

  • В каких продуктах много Феррума?

  • Что мы будем есть, чтоб улучшить свое состояние и пополнить суточную потребность человека в Ферруме? (учащиеся называют продукты)

Вывод учителя: И так очень важно чтобы Феррума в организме человека было достаточно и для этого мы должны употреблять жизненно важные экологически чистые продукты.
Лабораторная работа «Физические свойства железа» (работа в парах).

Учитель: Повторим правила по ТБ.



  1. Каждое задание выполняйте строго в соответствии с рекомендациями учителя.

  2. Категорически запрещается пробовать вещества на вкус, рассыпать, разбрызгивать и поджигать.

  3. Осторожно пользуйтесь стеклянной посудой.

  4. Сосредоточьтесь на выполнении каждого опыта, не отвлекайтесь на посторонние дела и не отвлекайте одноклассников.

Выполняя задания, записываете результаты наблюдений в таблицу (учитель читает задание, учащиеся поговаривают и записывают результаты в таблицу).

Давайте сделаем вывод: учащиеся самостоятельно делают вывод.


Работа с учебником: стр. 121. Проверим, правильно ли мы определили физические свойства железа? Учащиеся читают, делают вывод сами.

  1. Закрепление «Научная лаборатория»

Учитель: Открываем работу научной лаборатории. Вычисляем массовую долю Феррума в составе природных минералов.

Fe2O3

W(Fe) =

2.56

=70%

160

Fe3O4

W(Fe) =

3.56

=72,5%

232

FeS2

W(Fe) =

56

=46,7%

120

Учитель: Сделаем вывод после решения задач – в каком минерале массовая доля Феррума наибольшая, в каком наименьшая? (Учащиеся делают вывод самостоятельно).

А теперь послушаем индивидуальное сообщение о гематите и магнетите. Узнаем, почему их так называют.



  1. Рефлексия

Стратегия «Рюкзак»

Отправляясь в поход, мы берем с собой необходимые вещи. Заканчивая сегодняшний урок мы с вами тоже должны собрать рюкзак. Для надо взять в дорогу знания, умения, которые станут залогом достижения успеха. Давайте сложим в рюкзак ключевые понятия по этой теме (железо, Феррум, сталь, гвоздь, железная руда, гемоглобин, магнетит, гематит и т.д.)



  1. Записываем домашнее задание: изучить &21 стр. 120-122, задание Iв.-163, IIв.- 164

Всем найти пословицы, поговорки, загадки о железе.

  1. Оценивание.

Феррум. Распространение его в природе. Железо. Физические свойства

Рассмотреть физические свойства железа, расширить представление содержания элементов в природе, формировать научные мировоззрения. Формировать навыки критического мышления, умения

66.4kb.

08 10 2014
1 стр.


Сера, её физические и химические свойства

Цели и задачи урока: Обучающие: дать общую характеристику халькогенов, рассмотреть физические и химические свойства серы, нахождение в природе и применение

53.64kb.

10 10 2014
1 стр.


2. Физические свойства галогенов

Галогены элементы главной подгруппы VII группы. Астат редкий и радиоактивный элемент, его свойства плохо изучены, и обычно, говоря о галогенах, его не рассматривают

41.62kb.

14 12 2014
1 стр.


Характеристика Физические свойства Химические свойства

Фосфор содержится во всех частях зеленых растений, еще больше его в плодах и семенах. Содержится в животных тканях, входит в состав белков и других важнейших органических соединени

95.42kb.

14 12 2014
1 стр.


Программа курса «материаловедение»

Физические свойства. Плотность, объемная масса, пористость, водопоглощение, влажность. Методы их определения. Пористость истинная и кажущаяся, капиллярная и замкнутая, влияние пори

138.02kb.

30 09 2014
1 стр.


«Голосеменные. Разнообразие голосеменных растений. Значение в природе и жизни человека»

Ия о принципах функционирования и структуры Голосеменных в природе, добиться усвоения материала, общих признаков отдела Голосеменные, делать выводы относительно причин, что обуслав

68.21kb.

12 10 2014
1 стр.


Образовательная: изучить строение атома фосфора, его аллотропные модификации, физические и химические свойства простого вещества фосфора, применение

Развивающая: создать условия для развития умений учащихся анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать

55.94kb.

14 12 2014
1 стр.


Задача. Какую массу оксида углерода (IV) необхо­димо взять для получения 2 моль карбоната каль­ция?

Натрий, его положение в периодической системе химических элементов Д. И, Менделеева, строение атома. Физические и химические свойства; взаи­модействие с неметаллами, водой

31.07kb.

09 09 2014
1 стр.