Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ИНСТИТУТ АРИТЕКТУРЫ, ДИЗАЙНА И ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ

КАФЕДРА СРЕДОВОГО И ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________ И.Г. Фомичева

30 августа 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ



ПЛЕНЭР – РАБОТА С НАТУРЫ

НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ

1 КУРС (СПО), 2 СЕМЕСТР


Специальность подготовки  072501 СПО


Профиль подготовки (специализация)  ДИЗАЙН В КУЛЬТУРЕ

И ИСКУССТВЕ


Квалификация (степень) выпускника  ДИЗАЙНЕР,

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ


Форма обучения  ОЧНАЯ
Срок освоения ООП  3 ГОДА 10 МЕСЯЦЕВ
Преподаватель-разработчик  Е. Ю. Андреев

Тюмень— 2011



Разработчик:

доцент кафедры средового и графического дизайна

__________________ Е.Ю. Андреев


Рецензенты:

Профессор кафедры средового и графического дизайна

засл. художник России __________________ М.М. Гардубей
Доцент кафедры изобразительных искусств ТюмГУ,

засл. художник России _________________ И.Д. Щетинин



    Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры средового и графического дизайна 30 августа 2011 г., протокол №1.

    Зав. кафедрой ________________/Н.В. Крамская /

    Утверждена на заседании учебно-методической комиссии ИАДВИ

    _________________ 2011 г, протокол № ___

    Председатель ______________/ И.Е. Чердынцева /



© Е.Ю. Андреев, 2011



  1. АННОТАЦИЯ

Программа по учебной практике «Работа с натуры на открытом воздухе» – далее «Пленер», 1 курс, составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки 25.08.2010 г. № 878, и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 072501 «Дизайн» базового уровня.



1.1. Цель дисциплины: Формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для работы дизайнера, средствами учебной практики «Пленер» в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 072501 ДИЗАЙН и традициями подготовки дизайнеров в России.

1.2. Задачи дисциплины:

Курс пленэрной практики подчиняется общим задачам подготовки дизайнеров. Он строится на основе изобразительного изучения и исследования сюжетов и форм, связанных с архитектурой, городской средой и природным миром. Дизайнерское формообразование сегодня многие идеи берёт из окружающей нас природы, изучая бесконечную изобретательность и закономерность природных построений. (ПК 1.1.-1.2.)

Блок заданий пленэрной практики связан с изображением и изучением архитектурной и природной среды Тюмени. В этих заданиях ведётся накопление визуального, изобразительного багажа будущего дизайнера. (ОК. 4, ПК 1.3).

Часть заданий посвящена зарисовкам и построению композиций по исторической части города (архитектурная, этнографическая, природная, культурная составляющая) с анализом визуальной организации пространства прошлого и сегодняшнего дня. Необходимость такой работы заключается ещё и в том, что в эту среду будущим специалистам предстоит внедрять свои проекты. И тут важно сочетать традицию с новыми решениями. (ОК. 1-2, ПК 1.8.)

Завершается блок заданий на пленере графическими и живописными композициями, в которых варьируются способы изображения объектов и предметов, изучаются их фактура, пластика, силуэт, ритмика, возможности их взаимодействия на плоскости и в пространстве. (ПК 1.5)

Дальнейшее изучение, осмысление, исследование и владение разнообразными приёмами графического, живописного и композиционного языка – основные задачи пленерной практики на 1 курсе. (ОК. 12, ПК. 1.4-1.5)

В процессе освоения студентам необходимо научиться:


  • выполнять живописные этюды, композиционные решения,

  • создавать художественные образы на основе изучения конструкции и структуры, механики и пластики объекта

  • находить гармонии и анализировать формы и композиционные закономерности в природном формообразовании (растительный, минеральный мир) посредством методов и приемов графики, рисунка, акварельной и гуашевой живописи

  • изучать и понимать архитектурные мотивы Тюмени,

  • использовать приобретенные практические навыки в других дисциплинах своей специальности (ПК 1.1.-1.5.).

2. Место курса в структуре ООП: Учебная практика «Пленер» входит в блок дисциплин УП.00 Учебная практика, код дисциплины – УП.01. Дисциплине предшествует подготовка по дисциплинам «История мировой культуры», «Рисунок», «Живопись».

Знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения дисциплины, в свою очередь используются в дисциплинах «Рисунок», «Живопись», «Дизайн-проектирование», «Цветоведение», «Академическая скульптура и пространственное моделирование», «Средства исполнения дизайн-проектов» и др., а также при подготовке выпускной квалификационной работы.




Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

базовая часть

вариативная часть

по выбору студента

УП.01

Федеральный компонент среднего (полного) общего образования










Профильные дисциплины










Общий гуманитарный и социально-экономический цикл










Профессиональный цикл










Учебная практика

+








Трудоемкость дисциплины

Форма обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

контроля


всего часов

практика на открытом воздухе

Очная

1

2

144

144 часа, 4 недели

Дифференцированный зачет


3. Требования к результатам освоения курса:

    Процесс прохождения практики направлен на формирование профессиональных компетенций, на в результате освоения которых студент должен:

Знать: основные композиционные законы, специфику выразительных средств графических материалов, акварельной и гуашевой живописи, их возможности и эстетические качества в их применении к этюдным, натурным, пейзажным работам; (ПК 1.1 - 1.3)

Уметь: организовать пространство листа средствами рисунка и живописи, изображая объекты растительного и архитектурно-пейзажного пространства, анализировать формы и конструкции этих объектов; грамотно использовать основные изобразительные материалы графики и акварели; методически последовательно вести работу над проектно-композиционным заданием; качественно исполнять работы (ОК 2, ПК 1.1.)

    Владеть: навыками работы с натуры, в виде этюдов, набросков, штудий, используя классические изобразительные и технические принципы, методы и приемы карандашной, тушевой графики, акварели и гуаши. (ПК 1.5) навыками сбора натурного материала для использования его в эскизах при работе над композицией, дизайн проектом и т.д. (ОК-9, ПК 1.4)


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа (4 нед).




Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2







Практика на открытом воздухе
















В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции
















Практические занятия, мелкогрупповые занятия

144




144







Семинары
















Аттестация
















Вид промежуточной аттестации – дифференцированный зачет
















Общая трудоемкость час


144




144























5. Содержание дисциплины

5.1. Распределение часов дисциплины по темам и видам учебных занятий.




Раздел дисциплины,

тема


Всего часов

Аудиторные

занятия, час.



Самостоят.

работа,


час.

Формы

текущего


контроля

Лекции

Практика

1

Пластика природной формы. (Графика)

24




24







2

Фактура. (Графика)

12




12







3

Модульные членения в природной форме. (Графика)

12




12







4

Симметрия-асимметрия. (графика)

12




12







5

Статичные формы в природе. (Графика)

12




12







6

Архитектурные мотивы Тюмени. (Композиция)

12




12







7

Пластика природной формы. (Живопись)

24




24







8

Фактура. (Живопись)

12




12







9

Архитектурные мотивы Тюмени. (Живопись)

24




24










Всего часов

144




144








5.2. Тематический план курса учебной практики «Пленер»

  1. Тема: « Пластика природной формы». (графика)


Цель заданий – схватывание пластического образа целостной формы растений -образа, выражающего их характер или наиболее яркие черты характера и способа жизнедеятельности. Это может быть сравнение растений, имеющих различную длину ствола и характерные его пропорции /кедр, сосна /, различные кроны /берёза, клён/ рассечение листьев или анализ конструкции жилок листа различных растений.
Задание 1. Зарисовка растений.

Задача: Выполнить рисунки листьев лопуха, подорожника, ромашки, клевера и т.д. Изучить особенности данных растений. Определить форму, строение расположения листьев. Формат. А4. Материал: бумага, карандаш. Кол-во работ: 4-5
Задание 2. Зарисовка отдельных веток и стволов деревьев.

Задача: Выполнить рисунок крупной ветки дерева с небольшим количеством листьев (требуется изучить строение ветки, передача ближних и удалённых её частей). Выполнить рисунок ствола дерена (требуется передать фактуру ствола). Формат. А4.

Материал: бумага, карандаш. Кол-во работ: 2


Задание З. Зарисовки отдельных деревьев различных пород.

Задача: Выполнить рисунки деревьев различных пород. Определить характер каждого дерева, выявить его особенности. Формат. А4. Материал: бумага, карандаш. Кол-во работ: 2. Тема: «Фактура» (графика)

Цель: Изучение фактур растений, стволов деревьев, минералов и других природных и архитектурных объектов.
Задание 4. Зарисовки растений, стволов деревьев, минералов и других природных и архитектурных объектов.

Задача: Выполнить графический лист с различными растениями, фрагментами растений, архитектурными фрагментами (резные наличники, балясины, ворота и т.д.).

Изучить конструктивные особенности данных объектов, соотношения фактур.

Формат: А2. Материал: бумага, перо, тушь. Кол-во работ: 1

Тема «Модульные членения в природной форме» (графика)

Цель: Поиски своеобразной «комбинаторики» в природе. Природа экономично создаёт живую форму, повторяются сходные элементы, «конструкции» в одной и той же форме. Объекты- семена злаков, лепестки цветков, дольки чеснока, чешуя рыб, пресмыкающихся, шишек и др.



Задание 5. Графический лист с различными растениями, фрагментами растений.

Задача: Проанализировать строение, конструкцию данных природных форм.

Формат: А3. Материал: бумага, перо, тушь.


Тема: «Симметрия - асимметрия» (графика)

Цель: Изучаются различные виды симметрии: осевая (бабочки), вращения (цветы, раковины), симметрия перемещений: ленточные и бордюрные и т.д. Природные образования всегда были источником для изучения этой композиционной категории.
Задание 6. Графический лист с различными природными объектами

Задача: Проанализировать строение, конструкцию данных природных форм.

Формат: А3. Материал: бумага, карандаш.


Тема: «Статичные формы в природе, тектоника» (графика)

Цель: Изучение тектонического строения растений, различных природных объектов. Важно понять, почему данная форма устойчива, как в статическом состоянии распределяются в ней массы, усилия, выделить несущие и несомые элементы, напряжённые и спокойные формы и т.п.
Задание 7. Графический лист с различными природными объектами

Задача: Проанализировать строение, конструкцию данных природных форм.

Формат: А3.

Материал: бумага, карандаш.

Тема: «Тектоника динамичной формы» (графика)

Цель: Выявление связи пластики природных форм с разнообразием движений.
Задание 8. Графический лист с различными растениями

Задача: Выявить пластику формы в связи со способами их перемещения в пространстве (перенесения семян ветром, ползучие корни и т.д.)

Формат: А3. Материал: бумага, карандаш.


Тема: «Архитектурные мотивы Тюмени» (композиция)

Цель: Изучение архитектурных памятников и построек Тюмени.
Задание 9. Графический лист с различными архитектурными мотивами Тюмени.

Задача: Использовать наработанный материал (рисунки домов, архитектурных фрагментов, ворот, наличников, дымников и т.д.).

Формат: А1. Материал: бумага, карандаш.


Задание 10. Композиционный лист с различными архитектурными мотивами Тюмени.

Задача: Использовать наработанный материал пейзажей, домов, архитектурных фрагментов, ворот, наличников, дымников и т.д.)

Формат: А1. Материал: бумага, карандаш, акварель.
Тема: «Пластика природной формы» (живопись)

Цель: Изучение пластического образа целостной формы растений, образа, выражающего их характер или наиболее яркие черты характера и способа жизнедеятельности.
Задание 11. Этюды растений.

Задача: Выполнить акварельный лист с различными растительными мотивами (листья подорожника, лопуха, клевера и т.д.). Изучить особенности данных растений. Определить форму, строение расположения листьев, цветков.

Формат: А4.

Материал: бумага, акварель.
Задание 12 .Этюды отдельных веток и стволов деревьев.

Задача: Выполнить акварельный лист крупной ветки дерева с небольшим количеством листьев. Выполнить этюд несложного пейзажа, включающего небольшую группу деревьев. Требуется передать характер деревьев, особенности строения ветвей и стволов, основных цветовых отношений, связи с окружающей средой.

Формат: А3.

Материал: бумага, акварель.


Тема: «Фактура» (живопись)

Цель: Изучение фактур растений, стволов деревьев, минералов и других природных и архитектурных объектов.
Задание 13. Этюды архитектурных фрагментов.

Задача: Выполнить два этюда архитектурных фрагментов, обладающих активной полихромной характеристикой. Этюды желательно писать с памятников архитектуры с применением разнообразных материалов и фактур.

Формат: А2.

Материал: бумага, акварель, гуашь.



Тема: «Архитектурные мотивы Тюмени» (живопись)

Цель: Изучение архитектурных памятников и построек Тюмени. Выработка навыков ведения этюдов на пленэре, умение выбрать мотив, композиционное решение, определить последовательность выполнения.


Задание 14. Серия этюдов городского пейзажа для композиции.

Выполнить пять этюдов (по три часа каждый). Задания могут выполняться самостоятельно в течение всего периода практики как с целью поисков сюжета для композиции, так и с целью подбора материала по выбранному сюжету.

Формат: А4.

Материал: бумага, акварель, гуашь.


6. Оценочные средства

6.1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости

Текущий контроль освоения курса – оценка практических заданий, проводится в форме учета преподавателем индивидуальной успеваемости студентов.



6.2. Аттестация по итогам освоения дисциплины

В конце практики формой итогового контроля является общий просмотр с выставлением индивидуальной оценки за выполненный объем заданий и работ. Оценка регламентируется положением об итоговой аттестации по дисциплине.

При проведении аттестации используется комплекс критериев, включающий следующие аспекты:

1) участие в практической работе (посещение занятий);

2) оценка за самостоятельную работу на занятиях.

3) полный объем работ и заданий по вышеозначенным темам;

4) качество выполнения;

5) выполнение дополнительных самостоятельных работ по текущему заданию;


7. Образовательные технологии

Программа по преимуществу осваивается в традиционной форме, предполагающей проведение практических пленэрных занятий под руководством преподавателя, при участии и показах мастерских моментов преподавателем.

Во время практических занятий предполагается использование наглядного иллюстративного материала, видеоматериалов, приемов обучения по принципу мастер-класса, использование теоретическо-лекционного материала.

На отдельных стадиях работы – если возникают трудности в освоении технических и композиционных приемов проводится просмотр работ, в процессе которого как студенты анализируют работы друг друга, так и преподаватель дает анализ ситуации, хода работы, выполнения целевых установок и задач.


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Учебники

Маслов Н.И. Пленер. Практика по изобразительному искусству: Учебное пособие для студентов худ.-граф. вузов. – М.: Просвещение, 2004.


Учебно-методические пособия:

Барышников В.Л. Живопись. Учебник - Издательство «Архитектура-С», 2010. - 120 с.


Бесчастнов И.П. Живопись: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гум. изд. центр "Владос", 2004.

Маслов Н.Я. Практика по изобразительному искусству: Учебное пособие для студентов высших уч. заведений. – М.: Просвещение, 1999.


Дополнительная литература:

Ande Derain. A paiter through / N. Kalitina, A. Barskaia. – Budapest: Corvina kiado, 2005.

Billcliffe R., Murrfy J. Macintosh Watercolours. – L.: Aurora, 2007.

Cezanne von Fritz Novotny mit 48 Bildtafeln. – Dresden: Pawlak Verlag.

Metzer R. Van Gogh. – Кёльн: Издательство Taschen.

Mullins E. Brague: 160 plates. 31 in color. – London: Thames and Hudson.

Pernecry G. Klee. – Budapest: Corvina kiado, 2005.

Анри Матисс / Альбом. – Л.: Аврора, 2005.

Аристарх Лентулов. Москва. Советский художник. 1990 г.

Клод Моне. – Москва: Изобразительное искусство, 2007.

Лазарев М.П. Давид Штеренберг. – М.: Галактика,1992.

Леонард Викторович Туржанский / Сост. Н.И. Станкевич, И.Л. Туржанская.- М.: Художник РСФСР. 1982.

Поспелов Г.Г. Бубновый валет. – М.: Советский художник, 1990.
8.1. Карточка методического обеспечения




Наименование, вид пособия, шифр (если есть таковой)

Форма, объем

Количество

1.

Работы из методического фонда

Графические и акварельные листы, зарисовки, этюды

230 ед.

Рабочая программа по учебной практике «Пленер» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта СПО, с учетом рекомендаций ОПОП СПО по специальности 072501.52 «Дизайн» и учебным планом по профилю подготовки ИАДВИ ТГАКИСТ.


Автор: _______________ Е.Ю. Андреев

Согласовано:
Зав. научной библиотекой ________________ Н.П. Соколова


Пленэрная практика 1 курс СПО



Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
183.78kb.

27 09 2014
1 стр.


Г. Г. Короленко рабочая программа дисциплины «композиция»

Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

229.31kb.

23 09 2014
1 стр.


«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
149.2kb.

11 10 2014
1 стр.


Рабочая программа Дисциплина

Фгоу впо «Тюменская государственная академия искусств и культуры» Кафедра педагогики и методики художественного образования

182.81kb.

18 12 2014
1 стр.


«тюменская государственная академия культуры и искусств»

Программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре истории и музееведения Тюменского государственного института искусств и культуры и получающих специализацию «Музейное

241.13kb.

30 09 2014
1 стр.


Эвфемистическая картина мира: концептосфера «человек»

Гоу впо «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств»

288.79kb.

25 12 2014
1 стр.


Фгоу впо восточно-сибирская государственная академия культуры и искусств

История проникновения и становления буддизма в Китае : [монография] / А. В. Чебунин. – Улан-Удэ

3668.8kb.

17 12 2014
16 стр.


Физиологические механизмы и характеристики функциональных возможностей организма человека в процессе адаптации к специфической мышечной деятельности 03. 03. 01 Физиология

Работа выполнена на кафедре физиологии фгбоу впо «Волгоградская государственная академия физической культуры»

884.4kb.

01 10 2014
7 стр.