Перейти на главную страницу
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
ИНСТИТУТ АРИТЕКТУРЫ, ДИЗАЙНА И ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ
КАФЕДРА СРЕДОВОГО И ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
______________ И.Г. Фомичева
30 августа 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1 КУРС (СПО), 2 СЕМЕСТР
Специальность подготовки 072501 СПО
И ИСКУССТВЕ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Тюмень— 2011
доцент кафедры средового и графического дизайна
__________________ Е.Ю. Андреев
Рецензенты:
Профессор кафедры средового и графического дизайна
засл. художник России __________________ М.М. Гардубей
Доцент кафедры изобразительных искусств ТюмГУ,
засл. художник России _________________ И.Д. Щетинин
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры средового и графического дизайна 30 августа 2011 г., протокол №1.
Зав. кафедрой ________________/Н.В. Крамская /
Утверждена на заседании учебно-методической комиссии ИАДВИ
_________________ 2011 г, протокол № ___
Председатель ______________/ И.Е. Чердынцева /
Программа по учебной практике «Работа с натуры на открытом воздухе» – далее «Пленер», 1 курс, составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки 25.08.2010 г. № 878, и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 072501 «Дизайн» базового уровня.
Курс пленэрной практики подчиняется общим задачам подготовки дизайнеров. Он строится на основе изобразительного изучения и исследования сюжетов и форм, связанных с архитектурой, городской средой и природным миром. Дизайнерское формообразование сегодня многие идеи берёт из окружающей нас природы, изучая бесконечную изобретательность и закономерность природных построений. (ПК 1.1.-1.2.)
Блок заданий пленэрной практики связан с изображением и изучением архитектурной и природной среды Тюмени. В этих заданиях ведётся накопление визуального, изобразительного багажа будущего дизайнера. (ОК. 4, ПК 1.3).
Часть заданий посвящена зарисовкам и построению композиций по исторической части города (архитектурная, этнографическая, природная, культурная составляющая) с анализом визуальной организации пространства прошлого и сегодняшнего дня. Необходимость такой работы заключается ещё и в том, что в эту среду будущим специалистам предстоит внедрять свои проекты. И тут важно сочетать традицию с новыми решениями. (ОК. 1-2, ПК 1.8.)
Завершается блок заданий на пленере графическими и живописными композициями, в которых варьируются способы изображения объектов и предметов, изучаются их фактура, пластика, силуэт, ритмика, возможности их взаимодействия на плоскости и в пространстве. (ПК 1.5)
Дальнейшее изучение, осмысление, исследование и владение разнообразными приёмами графического, живописного и композиционного языка – основные задачи пленерной практики на 1 курсе. (ОК. 12, ПК. 1.4-1.5)
В процессе освоения студентам необходимо научиться:
Знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения дисциплины, в свою очередь используются в дисциплинах «Рисунок», «Живопись», «Дизайн-проектирование», «Цветоведение», «Академическая скульптура и пространственное моделирование», «Средства исполнения дизайн-проектов» и др., а также при подготовке выпускной квалификационной работы.
Индекс по учебному плану |
Цикл |
Компонент | ||
базовая часть |
вариативная часть |
по выбору студента | ||
УП.01 |
Федеральный компонент среднего (полного) общего образования |
|
|
|
Профильные дисциплины |
|
|
| |
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл |
|
|
| |
Профессиональный цикл |
|
|
| |
Учебная практика |
+ |
|
|
Форма обучения |
курс |
семестр |
Трудоемкость дисциплины в часах |
Форма контроля
| |
всего часов |
практика на открытом воздухе | ||||
Очная |
1 |
2 |
144 |
144 часа, 4 недели |
Дифференцированный зачет |
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа (4 нед).
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры | |||
1 |
2 |
|
| ||
Практика на открытом воздухе |
|
|
|
|
|
В том числе: |
- |
- |
- |
- |
- |
Лекции |
|
|
|
|
|
Практические занятия, мелкогрупповые занятия |
144 |
|
144 |
|
|
Семинары |
|
|
|
|
|
Аттестация |
|
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации – дифференцированный зачет |
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость час |
144 |
|
144 |
|
|
|
|
|
|
|
№ |
Раздел дисциплины, тема
|
Всего часов |
Аудиторные занятия, час. |
Самостоят. работа,
час. |
Формы текущего
контроля | |
Лекции |
Практика | |||||
1 |
Пластика природной формы. (Графика) |
24 |
|
24 |
|
|
2 |
Фактура. (Графика) |
12 |
|
12 |
|
|
3 |
Модульные членения в природной форме. (Графика) |
12 |
|
12 |
|
|
4 |
Симметрия-асимметрия. (графика) |
12 |
|
12 |
|
|
5 |
Статичные формы в природе. (Графика) |
12 |
|
12 |
|
|
6 |
Архитектурные мотивы Тюмени. (Композиция) |
12 |
|
12 |
|
|
7 |
Пластика природной формы. (Живопись) |
24 |
|
24 |
|
|
8 |
Фактура. (Живопись) |
12 |
|
12 |
|
|
9 |
Архитектурные мотивы Тюмени. (Живопись) |
24 |
|
24 |
|
|
|
Всего часов |
144 |
|
144 |
|
|
Материал: бумага, карандаш. Кол-во работ: 2
Изучить конструктивные особенности данных объектов, соотношения фактур.
Формат: А2. Материал: бумага, перо, тушь. Кол-во работ: 1
Тема «Модульные членения в природной форме» (графика)
Цель: Поиски своеобразной «комбинаторики» в природе. Природа экономично создаёт живую форму, повторяются сходные элементы, «конструкции» в одной и той же форме. Объекты- семена злаков, лепестки цветков, дольки чеснока, чешуя рыб, пресмыкающихся, шишек и др.
Формат: А3. Материал: бумага, перо, тушь.
Формат: А3. Материал: бумага, карандаш.
Формат: А3.
Материал: бумага, карандаш.
Формат: А3. Материал: бумага, карандаш.
Формат: А1. Материал: бумага, карандаш.
Задача: Использовать наработанный материал пейзажей, домов, архитектурных фрагментов, ворот, наличников, дымников и т.д.)
Формат: А1. Материал: бумага, карандаш, акварель.
Тема: «Пластика природной формы» (живопись)
Цель: Изучение пластического образа целостной формы растений, образа, выражающего их характер или наиболее яркие черты характера и способа жизнедеятельности.
Задание 11. Этюды растений.
Задача: Выполнить акварельный лист с различными растительными мотивами (листья подорожника, лопуха, клевера и т.д.). Изучить особенности данных растений. Определить форму, строение расположения листьев, цветков.
Формат: А4.
Материал: бумага, акварель.
Задание 12 .Этюды отдельных веток и стволов деревьев.
Задача: Выполнить акварельный лист крупной ветки дерева с небольшим количеством листьев. Выполнить этюд несложного пейзажа, включающего небольшую группу деревьев. Требуется передать характер деревьев, особенности строения ветвей и стволов, основных цветовых отношений, связи с окружающей средой.
Формат: А3.
Материал: бумага, акварель.
Задача: Выполнить два этюда архитектурных фрагментов, обладающих активной полихромной характеристикой. Этюды желательно писать с памятников архитектуры с применением разнообразных материалов и фактур.
Формат: А2.
Материал: бумага, акварель, гуашь.
Цель: Изучение архитектурных памятников и построек Тюмени. Выработка навыков ведения этюдов на пленэре, умение выбрать мотив, композиционное решение, определить последовательность выполнения.
Выполнить пять этюдов (по три часа каждый). Задания могут выполняться самостоятельно в течение всего периода практики как с целью поисков сюжета для композиции, так и с целью подбора материала по выбранному сюжету.
Формат: А4.
Материал: бумага, акварель, гуашь.
Текущий контроль освоения курса – оценка практических заданий, проводится в форме учета преподавателем индивидуальной успеваемости студентов.
В конце практики формой итогового контроля является общий просмотр с выставлением индивидуальной оценки за выполненный объем заданий и работ. Оценка регламентируется положением об итоговой аттестации по дисциплине.
При проведении аттестации используется комплекс критериев, включающий следующие аспекты:
1) участие в практической работе (посещение занятий);
2) оценка за самостоятельную работу на занятиях.
3) полный объем работ и заданий по вышеозначенным темам;
4) качество выполнения;
5) выполнение дополнительных самостоятельных работ по текущему заданию;
Программа по преимуществу осваивается в традиционной форме, предполагающей проведение практических пленэрных занятий под руководством преподавателя, при участии и показах мастерских моментов преподавателем.
Во время практических занятий предполагается использование наглядного иллюстративного материала, видеоматериалов, приемов обучения по принципу мастер-класса, использование теоретическо-лекционного материала.
На отдельных стадиях работы – если возникают трудности в освоении технических и композиционных приемов проводится просмотр работ, в процессе которого как студенты анализируют работы друг друга, так и преподаватель дает анализ ситуации, хода работы, выполнения целевых установок и задач.
Маслов Н.И. Пленер. Практика по изобразительному искусству: Учебное пособие для студентов худ.-граф. вузов. – М.: Просвещение, 2004.
Маслов Н.Я. Практика по изобразительному искусству: Учебное пособие для студентов высших уч. заведений. – М.: Просвещение, 1999.
Ande Derain. A paiter through / N. Kalitina, A. Barskaia. – Budapest: Corvina kiado, 2005.
Billcliffe R., Murrfy J. Macintosh Watercolours. – L.: Aurora, 2007.
Cezanne von Fritz Novotny mit 48 Bildtafeln. – Dresden: Pawlak Verlag.
Metzer R. Van Gogh. – Кёльн: Издательство Taschen.
Mullins E. Brague: 160 plates. 31 in color. – London: Thames and Hudson.
Pernecry G. Klee. – Budapest: Corvina kiado, 2005.
Анри Матисс / Альбом. – Л.: Аврора, 2005.
Аристарх Лентулов. Москва. Советский художник. 1990 г.
Клод Моне. – Москва: Изобразительное искусство, 2007.
Лазарев М.П. Давид Штеренберг. – М.: Галактика,1992.
Леонард Викторович Туржанский / Сост. Н.И. Станкевич, И.Л. Туржанская.- М.: Художник РСФСР. 1982.
Поспелов Г.Г. Бубновый валет. – М.: Советский художник, 1990.
8.1. Карточка методического обеспечения
№ |
Наименование, вид пособия, шифр (если есть таковой) |
Форма, объем |
Количество |
1. |
Работы из методического фонда |
Графические и акварельные листы, зарисовки, этюды |
230 ед. |
Рабочая программа по учебной практике «Пленер» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта СПО, с учетом рекомендаций ОПОП СПО по специальности 072501.52 «Дизайн» и учебным планом по профилю подготовки ИАДВИ ТГАКИСТ.
Автор: _______________ Е.Ю. Андреев
Согласовано:
Зав. научной библиотекой ________________ Н.П. Соколова
Пленэрная практика 1 курс СПО
27 09 2014
1 стр.
Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
23 09 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.
Фгоу впо «Тюменская государственная академия искусств и культуры» Кафедра педагогики и методики художественного образования
18 12 2014
1 стр.
Программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре истории и музееведения Тюменского государственного института искусств и культуры и получающих специализацию «Музейное
30 09 2014
1 стр.
Гоу впо «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств»
25 12 2014
1 стр.
История проникновения и становления буддизма в Китае : [монография] / А. В. Чебунин. – Улан-Удэ
17 12 2014
16 стр.
Работа выполнена на кафедре физиологии фгбоу впо «Волгоградская государственная академия физической культуры»
01 10 2014
7 стр.