Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»







Утверждаю

Проректор


по учебной работе
_____________________ Ф.И.О.
«___» _______________ 2009г.



ПРОГРАММА
итоговой государственной аттестации

выпускников по специальности (направлению)
070101 Инструментальное исполнительство (фортепиано)

(код) (наименование специальности, направления)
Квалификация – Концертный исполнитель, артист

камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель



(наименование квалификации)

Тюмень 2009г.



1 Общие положения

1.1 Государственным образовательным стандартом по направлению подготовки (специальности)

070101 «Инструментальное исполнительство (фортепиано)»

(код и наименование направления подготовки (специальности)

утвержденным Минобразованием России «22» апреля 2003г. (регистрационный № 592 иск/сп) предусмотрена итоговая государственная аттестация выпускников в виде:

а) защиты выпускной квалификационной работы,

б) государственного экзамена.

1.2 Виды деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности:

1.2.1 Виды деятельности выпускников:

Основной образовательной программой по направлению (специальности)

070101 «Инструментальное исполнительство (фортепиано)»



(код и наименование направления подготовки (специальности)

предусматривается подготовка выпускников к следующим видам профессиональной деятельности в области инструментального исполнительства: выступление в качестве солиста-инструменталиста, исполнителя концертных программ; артиста, выступающего в составе различного типа ансамблей; преподавателя всего цикла дисциплин в профессиональных музыкальных учебных заведениях.1

1.2.2 Задачи профессиональной деятельности (профессиональные функции): применять на практике свои знания и умения в подготовке к концертному исполнению произведений разных жанров, включая сочинения композиторов-классиков, романтиков, современных авторов; исполнять сочинения разных стилей и различных составов ансамблей, включающих фортепиано (со струнными, духовыми, ударными инструментами); применять навыки работы в качестве концертмейстера; владеть приёмами педагогической работы в музыкальных учебных заведениях.

1.2.3. Требования к профессиональной подготовленности выпускника, необходимые для выполнения им профессиональных функций.

В течение 5 лет обучения выпускник должен:

- накопить значительный сольный фортепианный и камерно-ансамблевый репертуар, включающий произведения разных эпох, жанров и стилей, в том числе, сочинения крупной формы, виртуозные пьесы и этюды, сочинения малых форм, произведения композиторов-классиков, романтиков, композиторов ХХ века, представителей разных стран и школ (зарубежных и отечественных);

- научиться представлять собственную исполнительскую интерпретацию;

- научиться владеть спецификой ансамблевого исполнительства, уметь играть в ансамблях разных составов, знать выразительные и технические возможности певческих голосов, уметь вести репетиционную работу с певцами, свободно читать с листа и транспонировать, иметь опыт публичных сольных, концертмейстерских и ансамблевых выступлений, уметь адаптироваться к условиям работы в концертных организациях;

- узнать особенности основных исполнительских школ;

- изучить педагогический репертуар и современные методы педагогической работы в разных звеньях музыкального образования.


2. Требования к выпускнику, проверяемые в ходе государственного экзамена.

Государственный экзамен «Музыкальное исполнительство и педагогика» представляет собой защиту теоретической работы (реферата), включающей вопросы исполнительства, методики преподавания специальных дисциплин, педагогики, знания специальной литературы.

2.1.1 Работа над дипломным рефератом начинается с выбора темы. Это один из ответственных моментов, который во многом определяет итоговые результаты.

При этом студент-дипломник и сам может предложить тему реферата, исходя из своих научных, методических, творческих интересов. Тема реферата должна быть четко и ясно, кратко отражена в его названии.

Выбор тем дипломных рефератов производится в конце восьмого семестра. Утверждаются же они в самом начале девятого семестра на заседаниях кафедры по представлению преподавателей-руководителей. При этом решение кафедры обуславливается актуальностью, теоретической и практической значимостью, степенью разработанности предполагаемых тем, а также возможностью квалифицированного руководства ими.

Тематика рефератов, может быть связана с проблемами:

а) исполнительского и педагогического анализа какого-либо музыкального произведения;

б) сравнительного анализа интерпретаций какого-либо сочинения или рассмотрение исполнительской концепции какого-либо пианиста в свете педагогических задач и методики работы в классе над выразительными средствами исполнения;

в) изложения исполнительских и педагогических принципов того или иного выдающегося пианиста-педагога (по материалам его книг, статей и высказываний).

При раскрытии тем, касающихся творчества и исполнительства, нельзя ограничиваться только чтением музыкальной литературы. В этих случаях подлинным первоисточником являются ноты и аудиозаписи.

2.1.2 Руководителя и рецензента дипломного реферата назначает заведующий кафедрой. Как правило, это преподаватели, владеющие соответствующей проблематикой. Рецензентом может быть специалист по тематике реферата, приглашенный со стороны.

В обязанности руководителя входит оказание помощи студенту в подборе литературы, составлении и корректировке плана. Он дает практические и методические советы по процедуре сбора эмпирического материала, проведения исследования, обработки его результатов, помогает в редакторской правке и т.п. Вместе с оказанием консультативной помощи преподаватель осуществляет контроль за ходом подготовки реферата. В пределах этих обязанностей руководитель несет ответственность за качество подготовки реферата. По завершению работ над рефератом он пишет отзыв, в котором излагает свое мнение о качестве реферата по общепринятым параметрам.

Рецензент обязан дать характеристику и оценку дипломного реферата с точки зрения специалиста. Рецензия, как и отзыв руководителя, включает в себя заголовок с соответствующей информацией, основной текст, где дается краткая информация об основных параметрах реферата, характеризуется актуальность проблемы, делаются выводы о полноте раскрытия темы, степени самостоятельности автора, логике изложения, практическая ценность и возможность использования полученных результатов, высказываются практические замечания, предлагается оценка.

2.2 Перечень основных учебных модулей – дисциплин образовательной программы или их разделов и вопросов, выносимых для проверки на государственном экзамене:



Дисциплина «История фортепианного искусства»:

- педагогические и исполнительские школы;

- творческие принципы выдающихся исполнителей и педагогов;

- периодизация истории исполнительства, связь с историей культуры

- вопросы психологии исполнительства, проблемы связи композитор-исполнитель-слушатель.

Дисциплина «Педагогика»

- современные методы педагогической работы (в школе, в среднем звене в высшем звене);

- педагогический процесс: образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения;

- общие формы организации учебной деятельности;

- понятия «педагогическая задача» и «педагогическая технология».



Дисциплина «Методика обучения игры на фортепиано»:

- сущность психофизического единства исполнительского процесса;

- педагогические принципы различных школ обучения игре на специальном инструменте в историческом аспекте;

- музыкальные способности, в том числе исполнительские и педагогические;

- процесс работы пианиста над музыкальным произведением: методологические основы и практическая реализация;

- современные фортепианно-педагогические системы выдающихся пианистов-педагогов.

Тематика дипломного реферата может быть акцентирована на одном из вышеперечисленных модулей. Иначе говоря, она может в большей степени касаться либо вопросов истории исполнительского искусства, либо музыкальной педагогики и методике обучения игре на фортепиано

2.3 Критерии выставления оценок на государственном экзамене

Основными критериями оценки реферата являются соответствие актуальности темы, полнота её раскрытия, степень самостоятельности при выполнении работы, теоретический и методический уровень исследования, практическая значимость результатов, обоснованность выводов и рекомендаций, культура оформления реферата. Важное значение имеет умение вести дискуссию, четко и доказательно излагать свои мысли, отвечать на вопросы членов комиссии.

Практика показывает, что наиболее цельным и гармоничным представляется тот реферат, в плане которого предусмотрены три раздела: ведение, основная часть, заключение. Общий объем реферата в зависимости от проблематики и степени ее разработанности должен составлять 24-30 машинописных страниц через 1,5 интервала.

Во введении обосновывается актуальность темы, излагаются цели и задачи работы, отражается уровень разработанности проблемы в литературе, описываются процедуры сбора и первичных данных и основные направления их анализа.

В основной части, которая может состоять из нескольких разделов (глав, параграфов пунктов), раскрывается тема. При этом отражается процедура сбора эмпирического материала, производится группировка его по проблемам и задачам, решаемым в ходе изучения литературы и обобщения практики.

В заключении подводятся итого исследовании формулируются выводы и практические рекомендации, соотносятся результаты работы с ранее поставленной целью, намечаются контуры тех новых задач, которые выявились в ходе проведения анализа и требуют к себе внимания в дальнейшем.

Обязательными элементами реферата являются:

- титульный лист;

- оглавление с указанием расположения страниц каждого раздела работы;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список используемой литературы, включающей перечень всех материалов, обработанных в процессе написания реферата;

- приложения (ноты, схемы, таблицы и т.д.).

Количество литературных источников не менее 15- 20. В процессе написания работы студентом может использоваться различная литература:

- эпистолярное наследие;

- справочная литература;

- учебная литература;

- авторские пособия, статьи;

- научно-популярная литература;

- газеты, журналы.

Нумерация страниц: первой страницей считается титульный лист, на нем цифра не ставится, на следующей странице ставится цифра 2 и т.д. Номер страницы ставится в середине верхнего поля. Заголовки и подзаголовки отделяются от текста сверху и снизу тремя интервалами. Абзац (красная строка) - 5 знаков. Готовая работа переплетается.

ОТЛИЧНО – владение научны стилем изложения материала;

- понимание обоснованности и ценности полученных рекомендаций и выводов, возможность их применения в теории и на практике;

ХОРОШО – отмечена актуальность темы, но полнота и обстоятельность изложения поставленной проблемы недостаточна;

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО – полнота раскрытия и степень самостоятельности при выполнении работы, теоретически и методически уровень исследования незначителен.

Защита дипломного реферата являет государственным экзаменом по курсу «Музыкальное исполнительство и педагогика». Проводится она после окончания десятого семестра. Ей предшествует предварительная защита, цель которой состоит в обеспечении эффективного контроля за ходом работы над рефератом (на дневном отделении – в середине десятого семестра; на заочном отделении – в конце девятого семестра). На предварительной защите студент должен:

- предъявить реферат в полном объеме в «черновом» варианте;

- устно обосновать тему реферата и изложить ее основные положения;

- ответить на вопросы комиссии по плану и структуре реферата;

- продемонстрировать знание проработанной литературы, умение вести дискуссию по теме реферата.

За десять дней до официальной защиты, определяемой расписанием государственных экзаменов, реферат представляется на кафедру в чистовом варианте, откуда передается на рецензию. Не менее чем за три дня до экзамена вместе с рецензией возвращается к автору для окончательной подготовки к защите.

3. Требования к выпускной квалификационной работе

3.1. Выпускная квалификационная работа выполняется в следующих формах:

- исполнение сольной концертной программы;

- выступление в составе камерного ансамбля;

- выступление в качестве концертмейстера

3.2 Примерные программы выпускной квалификационной работы по всем формам утверждаются на заседаниях кафедры в июне учебного года, предшествующего выпуску и корректируются на заседаниях кафедры в октябре и январе учебного года.

В музыкальном искусстве чрезвычайно большое значение приобретает общая культура исполнителя, его эрудиция, знания художественной литературы, поэзии, живописи.

Стадия работы над выпускной квалификационной работой занимает много времени и труда. Необходимо воспитывать у выпускников меру ответственности перед слушателем за правильность прочтения нотного текста, в которую входят:

- образно-эмоциональная сфера произведения;

- качество звука («Однотонность звучания инструмента - отражение однотонности чувств пианиста» - Виталий Маргулис);

- трудность прочтения ритмической стороны;

- работа над аппликатурой, обусловленную пониманием логики каждого редактора, к примеру, сонат Бетховена под редакцией Мартинсена, Шнабеля, Гондельвейзера;

- структура музыкальной речи;

- музыкальный синтаксис;

- артикуляция.

Музыкальное произведение, представляющее собой нечто цельное, в то же время, организованное по законам речи, расчленено на части. Правильное понимание этой расчлененности – одно из условий верного понимания морфологии и синтаксиса музыки и как следствие верного его исполнения.

3.3 Требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе, представление ее в государственную аттестационную комиссию

1) Исполнение сольной концертной программы:

полифоническое произведение (в оригинале или обработке);

соната или какое-либо другое произведение циклической формы;

произведение концертного плана;

концерт (целиком или частично).
полифоническое произведение (в оригинале или обработке)

Примерный уровень сложности:


  1. И.С. Бах Прелюдия и фуга C-dur из 1 тома ХТК;

  2. Д. Шостакович Прелюдия и фуга c-moll, соч.87;

  3. А. Хиндемит Интерлюдия и фуга in B;

  4. Р. Щедрин Прелюдия и фуга G-dur

соната или какое-либо другое произведение циклической формы



Примерный уровень сложности:

  1. С. Прокофьев Соната№4, соч.29;

  2. Й. Гайдн Соната Es-dur;

  3. В. Моцарт Соната D-dur, К576;

  4. Л. Бетховен 33 вариации на тему вальса Диабелли, соч.120

произведение концертного плана



Примерный уровень сложности:

  1. А. Скрябин Фантазия h-moll, соч.28;

  2. Й. Брамс Интермеццо, соч.117;

  3. Ф. Лист Рапсодии;

  4. Ф. Шопен Баллады

Концерт (целиком или частично)



Примерный уровень сложности:

  1. Д. Шостакович Концерт №1 c-moll, соч.35

  2. А. Сен-Санс Концерт №5 F-dur, соч.103;

  3. Л. Бетховен Концерт№4 G-dur, соч.58, 1 часть;

  4. А. Глазунов Концерт Fis-dur

Продолжительность программы – 1час – 1 час 15 минут.

В программе должны быть представлены произведения различных жанров, стилей, национальных школ и обязательно – произведения русских и советских композиторов.



2) Выступление в составе камерного ансамбля:

исполняется одно произведение полностью



Примерный уровень сложности:

1) Сонаты для скрипки и фортепиано

И. Брамс Сонаты: №1 G-dur, №2 A-dur, №3 d-moll;

К. Дебюсси Соната g-moll;

Ц. Франк Соната A-dur

2) Сонаты для альта и фортепиано

Й. Брамс Сонаты для альта Es-dur; f-moll

Д. Мийо Сюита для скрипки и фортепиано

А. Онеггер Соната a-moll

3) Сонаты для виолончели и фортепиано

С. Барбер Соната соч.6

Э. Григ Соната a-moll

Э. Мирзоян Соната

А. Хачатурян Соната

4) Сонаты для духовых инструментов и фортепиано

В. Наговицин Соната для флейты и фортепиано

Ф. Пуленк Соната для флейты и фортепиано

О. Тактакишвили Соната для флейты и фортепиано



3) Выступление в качестве концертмейстера:

концертная программа из 4-х произведений – вокальных и инструментальных, различных эпох и стилей. Одно из произведений должно быть для оркестра в переложении для фортепиано (оперная ария либо часть инструментального концерта)



Примерный уровень сложности:

  1. К. Сен-Санс Опера «Самсон и Далила»: Ария Далилы («Открылася душа…»)

С. Прокофьев «Здравствуй!» из цикла на стихи А. Ахматовой, ор.27

П. Чайковский «Кабы знала я, кабы ведала»

А. Хачатурян «Песня-поэма»

2) Дж. Верди Опера Аида: Ария Аиды, 1д.

А. Власов «Фонтану Бахчисарайского дворца»

С. Рахманинов «Сирень»

М. де Фалья «Мавританский плащ»

Уровень сложности программ выпускной квалификационной работы (всех форм) определяется уровнем наличия в программах произведений разных эпох, жанров и стилей; умением представить собственную исполнительскую интерпретацию, в которой проявляется самостоятельность мышления, понимание формы, артистизм и т.д.

3.5 Критерии выставления оценок

1) Исполнение сольной концертной программы:

полифоническое произведение (в оригинале или обработке):

- слышать полифоническую многослойность и многоплановость как типичную особенность фортепианной фактуры;

- слышать ансамбль голосов при возможно большей индивидуализации каждого из них;

- наличие звуковых градаций;



соната или какое-либо другое произведение циклической формы:

- быстрота эмоционально-смыслового переключения и переориентировки пианистического аппарата;

- управление длительными нарастаниями и спадами;

- способность целостного охвата сочинения;

- баланс соподчинения деталей и целого

произведение концертного плана:

- воссоздание художественно-образной целостности произведения в сопряженности формо-процессуальных и формо-конструктивных факторов на трех масштабно-временных уровнях музыкальной формы: на уровне интонационных мотивов; на уровне фраз, предложений и периодов; на уровне крупных разделов и целого произведения;



концерт (целиком или частично):

- слышание партии солиста в контексте оркестровой партитуры;

- понимание характера соотношения партий.

Продолжительность программы – 1час – 1 час 15 минут.

В программе должны быть представлены произведения различных жанров, стилей, национальных школ и обязательно – произведения русских и советских композиторов.

2) Выступление в составе камерного ансамбля:

исполняется одно произведение полностью (дуэт, трио, квартет, квинтет):

- единство технических приемов;

- умение разнообразить звучание фортепиано в соответствии с различными штрихами и другими приемами игры солиста, учитывая при этом во фразировке и цезурах возможности исполнителя;

- умение соразмерять звучность аккомпанемента в соответствии с особенностями данного инструмента (тембр, сила звучности, технические возможности).



3) Выступление в качестве концертмейстера:

концертная программа из 4-х произведений – вокальных и инструментальных, различных эпох и стилей. Одно из произведений должно быть для оркестра в переложении для фортепиано (оперная ария либо часть инструментального концерта):

- умение подчиняться законам ансамблевого исполнения;

- способность раскрыть содержание исполняемого произведения;

- создание общего движения произведений;

- гибкость и свобода ориентировки в ансамбле


В критерии оценок уровня студента входят:

- музыкально-художественная трактовка произведения;

- чувство стиля;

- техническая оснащенность;

- стабильность исполнения.
ОТЛИЧНО - безупречное исполнение произведений;

- понимание стиля и художественного образа;

- владение навыками исполнения инструктивного материала в заданном варианте (темпе, динамике, штриховой стилистике);

- полное раскрытие эмоционально-художественного содержания исполняемых произведений.


ХОРОШО - хорошее исполнение произведений;

- не выявлено тождество в чередовании эпизодов, определяющих меру прерывности и непрерывности в развертывании целого


УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - исполнение произведений с некоторыми техническими, штриховыми, артикуляционными и интонационными неточностями;

- отсутствие мышления, звуковые и ритмические неровности


НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - исполнение произведений с большими техническими, штриховыми, артикуляционными и интонационными неточностями;

- отсутствие поставленной музыкальной задачи;

- нет совершенствования элементов классической техники;

- плохое знание текста


Составители: В.В. Багрова, О.Б. Аскарова




1 Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее профессиональное музыкальное образование


«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
149.2kb.

11 10 2014
1 стр.


Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
183.78kb.

27 09 2014
1 стр.


Г. Г. Короленко рабочая программа дисциплины «композиция»

Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

229.31kb.

23 09 2014
1 стр.


«тюменская государственная академия культуры и искусств»

Программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре истории и музееведения Тюменского государственного института искусств и культуры и получающих специализацию «Музейное

241.13kb.

30 09 2014
1 стр.


Рабочая программа Дисциплина

Фгоу впо «Тюменская государственная академия искусств и культуры» Кафедра педагогики и методики художественного образования

182.81kb.

18 12 2014
1 стр.


Эвфемистическая картина мира: концептосфера «человек»

Гоу впо «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств»

288.79kb.

25 12 2014
1 стр.


Фгоу впо восточно-сибирская государственная академия культуры и искусств

История проникновения и становления буддизма в Китае : [монография] / А. В. Чебунин. – Улан-Удэ

3668.8kb.

17 12 2014
16 стр.


Печатается по решению кафедры теории искусств и мировой художественной культуры (4) (7/8)

Файзулаева М. П. – кандидат искусствоведения, профессор Казанского государственного университета культуры и искусств, заслуженный деятель искусств РФ и рт

438.49kb.

17 12 2014
3 стр.