Перейти на главную страницу
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
|
Утверждаю Проректор по учебной работе _____________________ Ф.И.О. «___» _______________ 2009г. |
камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель
Тюмень 2009г.
1.1 Государственным образовательным стандартом по направлению подготовки (специальности)
070101 «Инструментальное исполнительство (фортепиано)»
(код и наименование направления подготовки (специальности)
утвержденным Минобразованием России «22» апреля 2003г. (регистрационный № 592 иск/сп) предусмотрена итоговая государственная аттестация выпускников в виде:
а) защиты выпускной квалификационной работы,
б) государственного экзамена.
1.2 Виды деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности:
1.2.1 Виды деятельности выпускников:
Основной образовательной программой по направлению (специальности)
070101 «Инструментальное исполнительство (фортепиано)»
предусматривается подготовка выпускников к следующим видам профессиональной деятельности в области инструментального исполнительства: выступление в качестве солиста-инструменталиста, исполнителя концертных программ; артиста, выступающего в составе различного типа ансамблей; преподавателя всего цикла дисциплин в профессиональных музыкальных учебных заведениях.1
1.2.2 Задачи профессиональной деятельности (профессиональные функции): применять на практике свои знания и умения в подготовке к концертному исполнению произведений разных жанров, включая сочинения композиторов-классиков, романтиков, современных авторов; исполнять сочинения разных стилей и различных составов ансамблей, включающих фортепиано (со струнными, духовыми, ударными инструментами); применять навыки работы в качестве концертмейстера; владеть приёмами педагогической работы в музыкальных учебных заведениях.
1.2.3. Требования к профессиональной подготовленности выпускника, необходимые для выполнения им профессиональных функций.
В течение 5 лет обучения выпускник должен:
- накопить значительный сольный фортепианный и камерно-ансамблевый репертуар, включающий произведения разных эпох, жанров и стилей, в том числе, сочинения крупной формы, виртуозные пьесы и этюды, сочинения малых форм, произведения композиторов-классиков, романтиков, композиторов ХХ века, представителей разных стран и школ (зарубежных и отечественных);
- научиться представлять собственную исполнительскую интерпретацию;
- научиться владеть спецификой ансамблевого исполнительства, уметь играть в ансамблях разных составов, знать выразительные и технические возможности певческих голосов, уметь вести репетиционную работу с певцами, свободно читать с листа и транспонировать, иметь опыт публичных сольных, концертмейстерских и ансамблевых выступлений, уметь адаптироваться к условиям работы в концертных организациях;
- узнать особенности основных исполнительских школ;
- изучить педагогический репертуар и современные методы педагогической работы в разных звеньях музыкального образования.
Государственный экзамен «Музыкальное исполнительство и педагогика» представляет собой защиту теоретической работы (реферата), включающей вопросы исполнительства, методики преподавания специальных дисциплин, педагогики, знания специальной литературы.
2.1.1 Работа над дипломным рефератом начинается с выбора темы. Это один из ответственных моментов, который во многом определяет итоговые результаты.
При этом студент-дипломник и сам может предложить тему реферата, исходя из своих научных, методических, творческих интересов. Тема реферата должна быть четко и ясно, кратко отражена в его названии.
Выбор тем дипломных рефератов производится в конце восьмого семестра. Утверждаются же они в самом начале девятого семестра на заседаниях кафедры по представлению преподавателей-руководителей. При этом решение кафедры обуславливается актуальностью, теоретической и практической значимостью, степенью разработанности предполагаемых тем, а также возможностью квалифицированного руководства ими.
Тематика рефератов, может быть связана с проблемами:
а) исполнительского и педагогического анализа какого-либо музыкального произведения;
б) сравнительного анализа интерпретаций какого-либо сочинения или рассмотрение исполнительской концепции какого-либо пианиста в свете педагогических задач и методики работы в классе над выразительными средствами исполнения;
в) изложения исполнительских и педагогических принципов того или иного выдающегося пианиста-педагога (по материалам его книг, статей и высказываний).
При раскрытии тем, касающихся творчества и исполнительства, нельзя ограничиваться только чтением музыкальной литературы. В этих случаях подлинным первоисточником являются ноты и аудиозаписи.
2.1.2 Руководителя и рецензента дипломного реферата назначает заведующий кафедрой. Как правило, это преподаватели, владеющие соответствующей проблематикой. Рецензентом может быть специалист по тематике реферата, приглашенный со стороны.
В обязанности руководителя входит оказание помощи студенту в подборе литературы, составлении и корректировке плана. Он дает практические и методические советы по процедуре сбора эмпирического материала, проведения исследования, обработки его результатов, помогает в редакторской правке и т.п. Вместе с оказанием консультативной помощи преподаватель осуществляет контроль за ходом подготовки реферата. В пределах этих обязанностей руководитель несет ответственность за качество подготовки реферата. По завершению работ над рефератом он пишет отзыв, в котором излагает свое мнение о качестве реферата по общепринятым параметрам.
Рецензент обязан дать характеристику и оценку дипломного реферата с точки зрения специалиста. Рецензия, как и отзыв руководителя, включает в себя заголовок с соответствующей информацией, основной текст, где дается краткая информация об основных параметрах реферата, характеризуется актуальность проблемы, делаются выводы о полноте раскрытия темы, степени самостоятельности автора, логике изложения, практическая ценность и возможность использования полученных результатов, высказываются практические замечания, предлагается оценка.
2.2 Перечень основных учебных модулей – дисциплин образовательной программы или их разделов и вопросов, выносимых для проверки на государственном экзамене:
- творческие принципы выдающихся исполнителей и педагогов;
- периодизация истории исполнительства, связь с историей культуры
- вопросы психологии исполнительства, проблемы связи композитор-исполнитель-слушатель.
Дисциплина «Педагогика»
- современные методы педагогической работы (в школе, в среднем звене в высшем звене);
- педагогический процесс: образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения;
- общие формы организации учебной деятельности;
- понятия «педагогическая задача» и «педагогическая технология».
- сущность психофизического единства исполнительского процесса;
- педагогические принципы различных школ обучения игре на специальном инструменте в историческом аспекте;
- музыкальные способности, в том числе исполнительские и педагогические;
- процесс работы пианиста над музыкальным произведением: методологические основы и практическая реализация;
- современные фортепианно-педагогические системы выдающихся пианистов-педагогов.
Тематика дипломного реферата может быть акцентирована на одном из вышеперечисленных модулей. Иначе говоря, она может в большей степени касаться либо вопросов истории исполнительского искусства, либо музыкальной педагогики и методике обучения игре на фортепиано
2.3 Критерии выставления оценок на государственном экзамене
Основными критериями оценки реферата являются соответствие актуальности темы, полнота её раскрытия, степень самостоятельности при выполнении работы, теоретический и методический уровень исследования, практическая значимость результатов, обоснованность выводов и рекомендаций, культура оформления реферата. Важное значение имеет умение вести дискуссию, четко и доказательно излагать свои мысли, отвечать на вопросы членов комиссии.
Практика показывает, что наиболее цельным и гармоничным представляется тот реферат, в плане которого предусмотрены три раздела: ведение, основная часть, заключение. Общий объем реферата в зависимости от проблематики и степени ее разработанности должен составлять 24-30 машинописных страниц через 1,5 интервала.
Во введении обосновывается актуальность темы, излагаются цели и задачи работы, отражается уровень разработанности проблемы в литературе, описываются процедуры сбора и первичных данных и основные направления их анализа.
В основной части, которая может состоять из нескольких разделов (глав, параграфов пунктов), раскрывается тема. При этом отражается процедура сбора эмпирического материала, производится группировка его по проблемам и задачам, решаемым в ходе изучения литературы и обобщения практики.
В заключении подводятся итого исследовании формулируются выводы и практические рекомендации, соотносятся результаты работы с ранее поставленной целью, намечаются контуры тех новых задач, которые выявились в ходе проведения анализа и требуют к себе внимания в дальнейшем.
Обязательными элементами реферата являются:
- титульный лист;
- оглавление с указанием расположения страниц каждого раздела работы;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список используемой литературы, включающей перечень всех материалов, обработанных в процессе написания реферата;
- приложения (ноты, схемы, таблицы и т.д.).
Количество литературных источников не менее 15- 20. В процессе написания работы студентом может использоваться различная литература:
- эпистолярное наследие;
- справочная литература;
- учебная литература;
- авторские пособия, статьи;
- научно-популярная литература;
- газеты, журналы.
Нумерация страниц: первой страницей считается титульный лист, на нем цифра не ставится, на следующей странице ставится цифра 2 и т.д. Номер страницы ставится в середине верхнего поля. Заголовки и подзаголовки отделяются от текста сверху и снизу тремя интервалами. Абзац (красная строка) - 5 знаков. Готовая работа переплетается.
ОТЛИЧНО – владение научны стилем изложения материала;
- понимание обоснованности и ценности полученных рекомендаций и выводов, возможность их применения в теории и на практике;
ХОРОШО – отмечена актуальность темы, но полнота и обстоятельность изложения поставленной проблемы недостаточна;
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО – полнота раскрытия и степень самостоятельности при выполнении работы, теоретически и методически уровень исследования незначителен.
Защита дипломного реферата являет государственным экзаменом по курсу «Музыкальное исполнительство и педагогика». Проводится она после окончания десятого семестра. Ей предшествует предварительная защита, цель которой состоит в обеспечении эффективного контроля за ходом работы над рефератом (на дневном отделении – в середине десятого семестра; на заочном отделении – в конце девятого семестра). На предварительной защите студент должен:
- предъявить реферат в полном объеме в «черновом» варианте;
- устно обосновать тему реферата и изложить ее основные положения;
- ответить на вопросы комиссии по плану и структуре реферата;
- продемонстрировать знание проработанной литературы, умение вести дискуссию по теме реферата.
За десять дней до официальной защиты, определяемой расписанием государственных экзаменов, реферат представляется на кафедру в чистовом варианте, откуда передается на рецензию. Не менее чем за три дня до экзамена вместе с рецензией возвращается к автору для окончательной подготовки к защите.
3. Требования к выпускной квалификационной работе
3.1. Выпускная квалификационная работа выполняется в следующих формах:
- исполнение сольной концертной программы;
- выступление в составе камерного ансамбля;
- выступление в качестве концертмейстера
3.2 Примерные программы выпускной квалификационной работы по всем формам утверждаются на заседаниях кафедры в июне учебного года, предшествующего выпуску и корректируются на заседаниях кафедры в октябре и январе учебного года.
В музыкальном искусстве чрезвычайно большое значение приобретает общая культура исполнителя, его эрудиция, знания художественной литературы, поэзии, живописи.
Стадия работы над выпускной квалификационной работой занимает много времени и труда. Необходимо воспитывать у выпускников меру ответственности перед слушателем за правильность прочтения нотного текста, в которую входят:
- образно-эмоциональная сфера произведения;
- качество звука («Однотонность звучания инструмента - отражение однотонности чувств пианиста» - Виталий Маргулис);
- трудность прочтения ритмической стороны;
- работа над аппликатурой, обусловленную пониманием логики каждого редактора, к примеру, сонат Бетховена под редакцией Мартинсена, Шнабеля, Гондельвейзера;
- структура музыкальной речи;
- музыкальный синтаксис;
- артикуляция.
Музыкальное произведение, представляющее собой нечто цельное, в то же время, организованное по законам речи, расчленено на части. Правильное понимание этой расчлененности – одно из условий верного понимания морфологии и синтаксиса музыки и как следствие верного его исполнения.
3.3 Требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе, представление ее в государственную аттестационную комиссию
1) Исполнение сольной концертной программы:
полифоническое произведение (в оригинале или обработке);
соната или какое-либо другое произведение циклической формы;
произведение концертного плана;
концерт (целиком или частично).
полифоническое произведение (в оригинале или обработке)
Примерный уровень сложности:
соната или какое-либо другое произведение циклической формы
произведение концертного плана
Концерт (целиком или частично)
В программе должны быть представлены произведения различных жанров, стилей, национальных школ и обязательно – произведения русских и советских композиторов.
исполняется одно произведение полностью
1) Сонаты для скрипки и фортепиано
И. Брамс Сонаты: №1 G-dur, №2 A-dur, №3 d-moll;
К. Дебюсси Соната g-moll;
Ц. Франк Соната A-dur
2) Сонаты для альта и фортепиано
Й. Брамс Сонаты для альта Es-dur; f-moll
Д. Мийо Сюита для скрипки и фортепиано
А. Онеггер Соната a-moll
3) Сонаты для виолончели и фортепиано
С. Барбер Соната соч.6
Э. Григ Соната a-moll
Э. Мирзоян Соната
А. Хачатурян Соната
4) Сонаты для духовых инструментов и фортепиано
В. Наговицин Соната для флейты и фортепиано
Ф. Пуленк Соната для флейты и фортепиано
О. Тактакишвили Соната для флейты и фортепиано
концертная программа из 4-х произведений – вокальных и инструментальных, различных эпох и стилей. Одно из произведений должно быть для оркестра в переложении для фортепиано (оперная ария либо часть инструментального концерта)
П. Чайковский «Кабы знала я, кабы ведала»
А. Хачатурян «Песня-поэма»
2) Дж. Верди Опера Аида: Ария Аиды, 1д.
А. Власов «Фонтану Бахчисарайского дворца»
С. Рахманинов «Сирень»
М. де Фалья «Мавританский плащ»
Уровень сложности программ выпускной квалификационной работы (всех форм) определяется уровнем наличия в программах произведений разных эпох, жанров и стилей; умением представить собственную исполнительскую интерпретацию, в которой проявляется самостоятельность мышления, понимание формы, артистизм и т.д.
3.5 Критерии выставления оценок
1) Исполнение сольной концертной программы:
полифоническое произведение (в оригинале или обработке):
- слышать полифоническую многослойность и многоплановость как типичную особенность фортепианной фактуры;
- слышать ансамбль голосов при возможно большей индивидуализации каждого из них;
- наличие звуковых градаций;
- быстрота эмоционально-смыслового переключения и переориентировки пианистического аппарата;
- управление длительными нарастаниями и спадами;
- способность целостного охвата сочинения;
- баланс соподчинения деталей и целого
произведение концертного плана:
- воссоздание художественно-образной целостности произведения в сопряженности формо-процессуальных и формо-конструктивных факторов на трех масштабно-временных уровнях музыкальной формы: на уровне интонационных мотивов; на уровне фраз, предложений и периодов; на уровне крупных разделов и целого произведения;
- слышание партии солиста в контексте оркестровой партитуры;
- понимание характера соотношения партий.
Продолжительность программы – 1час – 1 час 15 минут.
В программе должны быть представлены произведения различных жанров, стилей, национальных школ и обязательно – произведения русских и советских композиторов.
2) Выступление в составе камерного ансамбля:
исполняется одно произведение полностью (дуэт, трио, квартет, квинтет):
- единство технических приемов;
- умение разнообразить звучание фортепиано в соответствии с различными штрихами и другими приемами игры солиста, учитывая при этом во фразировке и цезурах возможности исполнителя;
- умение соразмерять звучность аккомпанемента в соответствии с особенностями данного инструмента (тембр, сила звучности, технические возможности).
концертная программа из 4-х произведений – вокальных и инструментальных, различных эпох и стилей. Одно из произведений должно быть для оркестра в переложении для фортепиано (оперная ария либо часть инструментального концерта):
- умение подчиняться законам ансамблевого исполнения;
- способность раскрыть содержание исполняемого произведения;
- создание общего движения произведений;
- гибкость и свобода ориентировки в ансамбле
- музыкально-художественная трактовка произведения;
- чувство стиля;
- техническая оснащенность;
- стабильность исполнения.
ОТЛИЧНО - безупречное исполнение произведений;
- понимание стиля и художественного образа;
- владение навыками исполнения инструктивного материала в заданном варианте (темпе, динамике, штриховой стилистике);
- полное раскрытие эмоционально-художественного содержания исполняемых произведений.
- не выявлено тождество в чередовании эпизодов, определяющих меру прерывности и непрерывности в развертывании целого
- отсутствие мышления, звуковые и ритмические неровности
- отсутствие поставленной музыкальной задачи;
- нет совершенствования элементов классической техники;
- плохое знание текста
Составители: В.В. Багрова, О.Б. Аскарова
11 10 2014
1 стр.
27 09 2014
1 стр.
Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
23 09 2014
1 стр.
Программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре истории и музееведения Тюменского государственного института искусств и культуры и получающих специализацию «Музейное
30 09 2014
1 стр.
Фгоу впо «Тюменская государственная академия искусств и культуры» Кафедра педагогики и методики художественного образования
18 12 2014
1 стр.
Гоу впо «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств»
25 12 2014
1 стр.
История проникновения и становления буддизма в Китае : [монография] / А. В. Чебунин. – Улан-Удэ
17 12 2014
16 стр.
Файзулаева М. П. – кандидат искусствоведения, профессор Казанского государственного университета культуры и искусств, заслуженный деятель искусств РФ и рт
17 12 2014
3 стр.