Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4

Цели: 1) объяснять причины и характер Второй мировой войны, локализовать события начального периода Второй мировой войны с помощью карты, характеризовать политические и социально-экономические преобразования в западных областях БССР;

2) развивать навыки работы с исторической картой; сравнивать документальные свидетельства, делать выводы; развивать навыки работы с понятиями, датами;

3) воспитывать интерес к истории своего отечества.

Оборудование: историческая карта, учебник, рабочая тетрадь, доска (записи), мел.
Ход занятия

1.Организационный момент.

Приветствие, настрой учеников на урок. Фиксация отсутствующих. Определение темы и целей урока.



2.Проверка домашнего задания. Индивидуальный опрос

1.Многие историки считают, что одной из причин агрессивной политики Германии в 1930-е гг. была Версальско-Вашингтонская система. Согласны ли вы с этим мнением? Свой ответ обоснуйте.

2.Какую политику в 1930-е гг. в отношении Германии проводили Великобритания и Франция? В чем суть этой политики? Приведите факты.

3.Какие действия правительств Германии, Италии и Японии в 1930-е гг. свидетельствовали об их подготовке к войне? В каких регионах возникли очаги военной напряженности?

4.Дайте определение понятию «система коллективной безопасности». Почему в 1930-е гг. СССР и странам Западной Европы не удалось создать систему коллективной безопасности?

3. Объяснение нового материала.

1.Причины и характер Второй мировой войны.

2.Нападение Германии на Польшу.

3.Вступление советских войск в Западную Беларусь и Западную Украину.

4.Воссоединение Беларуси. Социально-экономическое и политическое преобразования в западных областях БССР.

5. Советско-финляндская война.

6. «Странная война».

Слово учителя.

Германия, не признавшая своего поражения в Первой мировой войне, не признавшая Версальско-Вашингтонскую систему, стремилась к военному реваншу.

1.Германия, Италия и Япония, развязавшие Вторую мировую войну, оказались в начале 20 в. обделенными колониальными владениями, их экономическое развитие во многом зависело от расширения рынков сбыта, что подогревало их интерес к переустройству мирового пространства.

2.Нет надёжной коллективной безопасности, не смогли обуздать агрессивные намерения Германии.



Работа с документом. Стр. 24-25

Агрессия против Польши стала первым шагом на пути реализации агрессивных намерений Германии по установлению мирового господства.



Работа с картой + слово учителя.

1 сентября 1939 г. – Германия напала на Польшу. Запись в тетрадь.

Вопрос: Почему нападение Германии на Польшу положило начало Второй мировой войне?

В первый период войны основные события разворачивались на западе Европы.

3 сентября 1939 г. Великобритания и Франция, связанные соглашением о взаимопомощи с Польшей, объявили войну Германии. Запись в тетрадь.

Однако необходимой военно-экономической помощи Польше все эти страны не оказали и боевых действий не начали.

Германская армия благодаря значительному военному превосходству до 16 сентября 1939 г. оккупировала большую часть территории Польши.

Польское правительство 16 сентября покинуло страну и эмигрировало в Румынию.



Работа с картой + слово учителя.

Советское правительство все эти дни демонстрировало сдержанность и только 17 сентября 1939 г. войска Красной Армии перешли границу польского государства и начали поход в Западную Беларусь и Западную Украину. (запись)

Работа с учебником. Стр. 28-29 (чтение вслух) – мелкий шрифт.

Население Западной Беларуси активно помогала воинам Красной Армии, встречало их с радостью как освободителей.



Работа с документом Стр. 37-38.

Вопрос:1. Охарактеризуйте положение крестьян в Западной Беларуси.

2. Как советская власть устанавливалась на территории Западной Беларуси? Как население относилось к Красной Армии?

28 сентября 1939 г. СССР подписал с Германией Договор о дружбе и границе. (запись)

Работа с документом. Стр. 39-40.

Вопрос: 1.В результате каких исторических событий стало возможным заключение Договора о дружбе и границе между СССР и Германией? Как в договоре определена цель его заключения?

2. Какие изменения в разграничении сфер влияния произошли в соответствии с секретным дополнительным протоколом?

Слово учителя.

После прихода советских войск в западных областях развернулась подготовка к выборам в Народное собрание Западной Беларуси. Выборы прошли 22 октября 1939 г.



28 октября 1939 г. в Белостоке начало работу Народное собрание Западной Беларуси (запись).

Народное собрание передало желание населения Западной Беларуси войти в состав Советского Союза и БССР.

2 ноября 1939 г. V сессия Верховного Совета СССР первого созыва включила западную области Беларуси в состав СССР с воссоединением их с БССР.

Работа с учебником. Стр. 30-31 Чтение

Историческая справка стр. 31 В.З.Хоружая



Слово учителя.

В условиях обострения военного положения в Европе главной задачей СССР стало укрепление северо-западных подступов к Ленинграду. СССР предложил обменять часть финской территории в 2761 км² вблизи Ленинграда на 5529 км² советской территории в Восточной Карелии. Но это предложение Финляндия отклонила.



30 ноября 1939 г. СССР начал военные действия против Финляндии.

Работа с таблицей + работа с учебником , стр. 31-33

Советско-финляндская война.

Дата




Причины




Повод




Результат




Последствия




«Зимняя война» - советско-финляндская война (30 ноября 1939 г. – 12 марта 1940 г.). Запись

«Странная война» - принятое в литературе название периода Второй мировой войны с сентября 1939 г. по май 1940 г., когда на западном фронте англо-французские и немецкие войска не вели активных боевых действий.

(запись)

Вопрос: Почему Великобритания и Франция не вели активных боевых действий против Германии? Работа с учебником. Стр.33-34



4. Закрепление.

Вопросы и задания на стр. 36



5. Выводы, выставление отметок в журнал.

6. Домашнее задание. § 2, вопрос №6 письменно.

Отдел образования Мозырского райисполкома



Факультативное занятие

«Боевая, диверсионная и агитационно-пропагандистская

деятельность партизан и подпольщиков»

Из опыта работы

Мешкова Наталья Павловна,

учителя истории

Государственного учреждения образования

«Козенская средняя школа

Мозырского района»

Адрес:247767, Гомельская обл.

Мозырский р-он, ул.Спортивная д.71

тел.394690


Козенки, 2011


Цели: 1) углублять знания учащихся о боевой, диверсионной и агитацион-

но-пропагандистской деятельности партизан и подпольщиков,

определять основные направления и методы деятельности

партизан и подпольщиков, характеризовать взаимоотношения

партизан с мирным населением, приводить примеры деятель-

ности партизан и подпольщиков;



2) развивать у учащихся логическое мышление, навыки работы с

понятиями, датами, таблицами, с учебником, с исторической

картой, с историческим документом;

3) воспитывать интерес к истории родного края, вызывать чувство

уважения к партизанам и подпольщикам, действовавших на

территории Беларуси, чувство ненависти к войне как средству

решения международных конфликтов.


Оборудование: Великая Отечественная война советского народа (в контексте

Второй мировой войне): Учеб. пособие для 11 – го кл. / под

ред. А.А.Ковалени, Н.С. Сташкевича. – Мн., 2004.; доска

(записи); мел; рабочая тетрадь; историческая карта;

раздаточный материал: таблица «Рельсовая война», тест.

Ход факультативного занятия

1.Организационный момент.



Приветствие.Постановка темы урока. Формулировка целей. Сегодня на факультативе мы рассмотрим новую тему «Боевая, диверсионная и агитационно-пропагандистская деятельность партизан и подпольщиков». Углубим наши знания о боевой, диверсионной и агитационно-пропагандистской деятельности партизан и подпольщиков, определим основные направления и методы деятельности партизан и подпольщиков, охарактеризуем взаимоотношения партизан с мирным населением, приведём примеры деятельности партизан и подпольщиков.

Но об этом немного позже, а теперь проверим домашнее задание.



2.Проверка домашнего задания.

Письменный опрос. (Приложение 1)

Исторический диктант (2 варианта).



Фронтальный опрос. Вопросы исторического диктанта.

3.Объяснение нового материала.

Слово учителя. Запишем в рабочие тетради дату и тему факультатива.

Борьба против немецко-фашистских агрессоров начала развёртываться уже с первых дней оккупации. Она проходила в чрезвычайно сложных условиях. Отсутствие опыта, нехватка оружия, боеприпасов, медикаментов, продуктов питания, особенно в начале войны, сдерживали активность партизан и подпольщиков. Как пророчество прозвучали слова народного поэта Беларуси Янки Купалы из его воззвания «Поднялась Беларусь»: «Я знаю, что будет делать мой народ… Пока будет жив хоть один белорус, не будет на белорусской земле покоя фашистским захватчикам, горькой будет их жизнь…»

- В течение урока подумайте и ответьте на вопрос: почему слова Янки Купалы прозвучали пророчески ?

Одним из главных направлений деятельности белорусских партизан были операции на железных, шоссейных и грунтовых дорогах, водных путях, диверсии на железнодорожных узлах, разгром вражеских гарнизонов и опорных пунктов, уничтожение баз и линий связи. Это было не случайно. По территории Беларуси проходили важные железнодорожные и шоссейные магистрали, связывавшие тыл Германии с фронтом.

Недостаток минно-подрывной техники в начале войны сдерживал активность патриотов и требовал от них находчивости. Так, в первой половине 1942 г. крушения поездов осуществлялись при помощи специальных клиньев, путём развинчивания и разбора рельсов.

В партизанских формированиях создавались группы подрывников. Многие из подрывников пожертвовали своей жизнью. Весть о бесстрашном поступке 17-летнего партизана бригады имени Ф.Э.Держинского Николая Гойшика облетела всю Беларусь. Во время очередной боевой операции 24 апреля 1944 г. из-за усиленной охраны партизаны не смогли заминировать рельсы. Эшелон с боевой техникой и живой силой врага приближался к месту засады. Николай бросился с миной под паровоз – доставка на фронт боеприпасов и техники для немецких солдат была приостановлена на 15 часов. (Фото в учебники на стр. 123)


ПАРТИЗАНЫ

Н.Гойшик Кинулся с миной под паровоз

17 лет

Брест. обл.



Ф.Бачило Партизан-подрывник, подорвал 28 эшелонов врага

Минский р-н

М.Казей Юный разведчик партизанской бригады, действовавшей

14 лет в Минской обл. Он подорвал себя гранатой, когда

Минс. обл. оказался в окружении врага

Михаил и Каратели, ворвавшись в деревню, схватили их и приказали

Иван Цубы показать дорогу в партизанский лагерь. Михаил отказался

Полесье и тут же, на глазах у брата, был расстрелян. А 70-летний

Иван Цуба завёл фашистов в гибельное болото. Народ

увековечил память о братьях Цубах: деревню Новины

переименовали в деревню Цубы, а около дороги, недалеко

от Солигорска, поставили памятник

Дед Талаш В возрасте 99 лет в 1943 г. принял участие в партизанском

Полесье движении в роли связного


Одна из крупнейших операций партизан по разрушению железнодорожных коммуникаций врага известна под названием «рельсовая война».

Запись в тетрадь.

«Рельсовая война» - одна из крупнейших операций партизан по одновременному массовому разрушению железнодорожных коммуникаций германских войск. (Фото)

Работа с таблицей. (Приложение 2)

Слушается подготовленное выступление. Операция «Концерт».

Запись в тетрадь.

«Концерт» - второй этап «рельсовой войны», осуществлявшийся с середины сентября до начала ноября 1943 г.

Работа с учебником. Работа со схемой. Стр. 125

- Почему увеличилось количество диверсий белорусских партизан?

Часто партизаны организовывали диверсии на шоссейных и грунтовых дорогах. Неожиданные налёты на отдельные транспортные средства или небольшие подразделения противника, подрыв, разрушение и сожжение мостов и линий связи, завалы на дорогах, разбрасывание колючек с целью повреждения шин автомобилей были массовым и типичным явлением борьбы партизан.

В ходе борьбы с врагом на территории Беларуси создавались партизанские зоны.



Запись в тетрадь.

Партизанская зона – территория одного или нескольких смежных административных районов, которые определённое время надёжно удерживались и контролировались партизанами.

Первая такая зона возникла в январе – феврале 1942 г. в Октябрьском районе Полесской области.



Работа с картой.

Всего на территории Беларуси существовало более 20 крупных партизанских зон. На территории партизанских зон была восстановлена советская власть. (Фото)



Работа с учебником.

Самостоятельно прочитать п. Партизанские рейды на стр. 128 – 129.



Запись в тетрадь.

Партизанские рейды – походы по территории, оккупированной врагом, с целью расширения партизанского движения, дезорганизации деятельности оккупационных властей, сбора разведывательной информации, в которых принимали участие, как правило, крупные партизанские формирования.

- Когда был осуществлён первый рейд?

[Одним из первых был осуществлён кольцевой санный рейд в марте 1942 г.]

- Кто в нём участвовал?

[В нём участвовали свыше 400 партизан Минской, Пинской и Полесской областей]

Физкультминутка.

Одним из важнейших направлений деятельности патриотов являлись организация и проведение агитационно-пропагандистской работы. Использовались разные формы агитационно-пропагандистской деятельности среди населения: беседы, собрания, митинги, выпуск и распространение подпольных газет, листовок, призывов. В партизанских формированиях имелись группы распространителей нелегальной литературы, агитаторов.

Деятельность партизан поддерживалась большинством жителей. Десятки тысяч людей жили под их защитой. Население активно помогало партизанам продуктами питания, одеждой, сбором и ремонтом оружия.

В западных районах Украины и Беларуси борьбу против фашистов развернули польское подполье и Армия Крайова.



Запись в тетрадь.

АК – Армия Крайова.

АК преследовала цель освобождения Польши и восстановления ее в границах до сентября 1939 г. Ведя борьбу с германскими агрессорами, она взаимодействовала с белорусскими партизанами, однако между АК и партизанами случались вооруженные конфликты. После того как СССР разорвал дипломатические отношения с польским эмигрантским правительством, напряжённость во взаимоотношениях между советскими партизанами и АК возросла.

- Почему существовали разногласия между АК и белорусскими партизанами?

В условиях развертывания массовой партизанской борьбы активизировалось подпольное движение. Подпольщики совершали террористические акты против руководителей оккупационных властей, провокаторов, тайных агентов.



Слушается подготовленное выступление о деятельности подпольщиков.

Вывод.

Обратимся к эпиграфу урока.

Так почему же слова Янки Купалы прозвучали пророчески?

За три года в самоотверженной борьбе в тылу врага приняли участие свыше 1 млн патриотов Беларуси, в т.ч. 374 тыс. партизан и 70 тыс. подпольщиков. Более 140 тыс. белорусских партизан и подпольщиков были награждены орденами и медалями.



4.Закрепление.

Выполнение тестового задания.

Задание у доски. Соотнести термины по двум колонкам. Приложение 3

5.Рефлексия.

Сегодня на уроке мы с вами работали над темой «Боевая, диверсионная и агитационно-пропагандистская деятельность партизан и подпольщиков». Скажите, что нового и интересного вы узнали сегодня на факультативе.



6. Домашнее задание.

§ 9 -10, вопросы 1 -8, стр. 139.

Узнайте, какие улицы населённого пункта, где вы живёте, названы именами партизан и подпольщиков. Пользуясь дополнительной литературой, подготовьте сообщение об одном из них.

Приложение 1


Исторический диктант по теме

«Антифашистское сопротивление на оккупированных территориях»

Вариант 1

1.Дайте определение понятию «геноцид».

2.Как называются места пребывания больших масс людей, заключенных под стражу без суда по политическим, расовым, религиозным и иным признакам?

3.Сколько лагерей смерти было образовано на территории Беларуси?

4.Какой лагерь смерти был самым крупным на территории Беларуси?

5.Сколько человек было вывезено из Беларуси на работы в Германию?

6.Добровольный участник вооруженной борьбы на занятой противником территории.

7.Расшифруйте аббревиатуру ЦШПД.

8.Кто руководил ЦШПД?

9.Назовите виды партизанских формирований.


Вариант 2

1.Дайте определение понятию «холокост».

2.Как назывались специальные кварталы в населенных пунктах для проживания еврейского населения и его уничтожения?

3.Сколько гетто было создано на территории Беларуси?

4.Насильственное переселение коренного населения в другие места проживания.

5.Назовите организаторов первых партизанских отрядов.

6.Когда были сожжены живыми жители деревни Хатынь?

7.Расшифруйте аббревиатуру БШПД.

8.Кто руководил БШПД?

9.Как называлась первая партизанская бригада, созданная на территории Октябрьского района Полесской области


Приложение 2
«Рельсовая война»


Хронологические

рамки


Основное содержание

I этап

Август – первая

половина

сентября 1943 г.



Уничтожающие удары по вражеским железнодорожным коммуникациям во время контрнаступления советских войск под Курском. На некоторых дорогах движение поездов остановилось на 3 – 15 суток, а магистрали Могилев – Кричев, Полоцк – Двинск, Могилев – Жлобин не работали в течение месяца

II этап

С середины сентября до начала ноября 1943 г.



Разрушение железнодорожных путей и уничтожение вражеских эшелонов, когда Красная Армия уже вступила на территорию БССР

III этап

20 июня –

июль 1944 г.


Заключительный этап «рельсовой войны», начавшийся накануне операции «Багратион» и продолжавшийся до полного освобождения Беларуси

Основные итоги.

С 3 августа по декабрь 1943 г. было подорвано 363 262 рельса.

Объем перевозок грузов в августе-сентябре сократился на 35 – 40 %. В целях безопасности германским руководством было принято решение прекратить движение поездов в ночное время, а скорость на ряде участков снизилась до 10-15 км в час. Были парализованы перевозки, и противник был лишен возможности маневрировать резервами


Приложение 3
Тестовое задание по теме «Боевая. Диверсионная и агитационно-

пропагандистская деятельность партизан и подпольщиков»
1.Разделите термины на 2 столбика: мировая война, ВОВ.

Политика умиротворения Остарбайтеры

Странная война Гетто

Рельсовая война Оккупация

Партизанская зона Концентрационный лагерь

Холокост План «Барбаросса»

План «Ост»

2.Подпольной борьбой на Оршанском железнодорожном узле руководил:

а) П.З.Калинин; в) К.З.Заслонов;

б) Ф.И.Павловский; г) Н.А.Кедышко.

3.Массовое разрушение партизанами железнодорожных путей получило название:

а) «Витебские (Суражские) ворота;

б) «Багратион»;

в) «рельсовая война».

4.Соотнесите фамилии участников и организаторов массовой борьбы против немецко-фашистских захватчиков и название местностей (населенных пунктов), где они сражались с врагом.

1. Братья Цубы а) Минская область

2. Марат Казей б) Полесье

3. В Хоружая в) Брестская область

4. Николай Гойшик г) Витебск

5. Дед Талаш д) Минский район

6. Фёдор Бачило е) Полесье
5.Объясните, за что сражались в западных районах Беларуси отряды АК

Отдел образования Мозырского райисполкома



Викторина

"Наша Беларусь"
Из опыта работы

Богданик Екатерины Васильевны,

воспитателя ГПД

Государственного учреждения образования

«Козенская средняя школа

Мозырского района»

Адрес:247767, Гомельская обл.

Мозырский р-он, ул.Спортивная д.71

тел.394690
Козенки, 2011

Цели: закреплять и углублять знания о родном крае, столице республики, природе, труде, культуре, народном творчестве;

развивать память, мышление, внимательность, умение после­довательно высказывать свои мысли;

воспитывать чувство гордости за свою республику и свой народ.


Ход мероприятия

Учитель: Мы начинаем игру-викторину, которую назвали «Наша Беларусь». Надеемся, вы многое знаете и будете быстро и правильно выполнять задания. За каждый правильный ответ команда получает флажок.

Дети делятся на две команды: команда мальчиков «Нестерка» и команда девочек «Василинка».

Задание 1. «Приветствие» (стихи о Беларуси). Команда «Василинка»:

Твар румяненькi,

Белая хустачка.

Я ужо ведаю,

Я - беларусачка!

I хачу так,

Як тата i мама,

Родны край свой

Любiць я таксама!

А.Бадак. «Беларусачка»

Команда «Нестерка»:

Блакiт нябёс i белы бусел.

I кветкi ў полi, як абрус...

Мой край завецца Беларуссю,

А сам я - хлопчык-беларус.

С. Сокала «Блакiт нябёс»


Задание 2. «Блиц-турнир».

Вопросы задаются командам по очереди, за каждый правильный ответ команда получает флажок.



  1. В какой стране мы живем?

  2. Как называют людей, которые живут в Беларуси?

  3. Назовите столицу Республики Беларусь.

  4. Как зовут Президента Республики Беларусь?

  5. В каком городе мы живем?

  6. Как можно назвать жителей города Крупки?

  7. Назовите главные улицы нашего города.

  8. Какая река протекает через наш город?

Задание 3.

Назвать животных (одной команде) и птиц (другой команде), обитающих в белорусских лесах, рассказать о том, как люди заботятся о них, как охраняют.

(Физкультминутка. Белорусская народная игра «Гарлачык».)

Задание 4.

Назвать белорусские народные предметы быта и материал, из которого они сделаны. Каждый игрок должен назвать один предмет

Задание 5.

Назвать белорусские народные игры. Участники играют в одну из названных игр.

Учитель: Игра-викторина закончилась. Пора подсчитать результат, у какой команды оказалось больше флажков, и определить команду-победителя

Аддзел адукацыі Мазырскага райвыканкама



<предыдущая страница | следующая страница>


«Формы работы педагога по гражданско-патриотическому воспитанию школьников»

Факультативное занятие «Боевая, диверсионная и агитационно пропагандистская деятельность партизан и подпольщиков» 46

614.3kb.

14 10 2014
4 стр.


Анализ работы по гражданскому и военно-патриотическому воспитанию за 2011-2012 учебный год

Работа по патриотическому воспитанию в 2010-2011 уч году проводилась в соответствии с общешкольным планом работы и районным планом мероприятий на патриотическую тему

172.16kb.

04 09 2014
1 стр.


Состояние работы по военно-патриотическому воспитанию детей в мобу «Башкирская гимназия» в 2010/2011 учебном году

Состояние работы по военно-патриотическому воспитанию детей в мобу «Башкирская гимназия»

81.37kb.

12 10 2014
1 стр.


Постановление От 28. 04. 2012 г №78-п о создании муниципального межведомственного координационного Совета по патриотическому воспитанию граждан

В целях патриотического воспитания граждан Калтанского городского округа, укрепления взаимодействия и координации усилий органов власти, учреждений и общественных организаций в реа

86.43kb.

10 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации по проведению торжественных мероприятий в учреждениях общего среднего образования для заместителей директоров по воспитательной работе

Проведение торжественных мероприятий (митинг, собрание, линейка) в учреждениях образования является одной из форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи

56.2kb.

14 12 2014
1 стр.


Экологическое воспитание младших школьников

Экологический театр как одна из форм внеклассной работы по экологическому воспитанию школьников

23.51kb.

12 10 2014
1 стр.


Контрольные работы по дисциплине «гражданско-правовая ответственность»

Понятие гражданско-правовой ответственности и ее особенности. Имущественное содержание гражданско-правовой ответственности. Гражданско-правовая ответственность как метод экономичес

98.66kb.

15 09 2014
1 стр.


Патриотическому воспитанию детей в школе уделяется большое значение. По традиции выпускники школы во главе с классным руководителем Богун Е. А

Патриотическому воспитанию детей в школе уделяется большое значение. По традиции выпускники школы во главе с классным руководителем Богун Е. А. передали проект «Памятник» младшим д

75.92kb.

06 10 2014
1 стр.