Перейти на главную страницу
Компоненты коммуникативной компетентности отражают сформированность у студентов профессиональных и личностно осмысленных знаний, навыков, практических умений, подкрепленных мотивацией к коммуникативно – компетентной деятельности.
Мотивационный компонент является определяющим фактором формирования коммуникативной компетентности в общении и педагогической деятельности в целом. Отражает актуализацию профессионально значимых мотивов осуществления профессиональной деятельности, инициирует осознание и систематизацию собственных личностных возможностей в построении пространства будущей профессиональной деятельности, побуждение к усвоению знаний. Выражает степень потребности в непрерывном самосовершенствовании коммуникативной направленности личности.
Основу когнитивного компонента составляют когнитивные процессы личности, особенности их развития, формирования коммуникативных знаний профессионального поля деятельности, характеризующиеся адекватным обменом информации с учетом норм и образцов коммуникативного поведения.
Приведенные компоненты являются ведущими в процессе формирования коммуникативной компетентности и отражают специфику профессиональной подготовки студентов – педагогов. Представляет совокупность профессионально важных коммуникативных личных качеств: толерантность, общительность, эмпатийность, организованность и др.
Формы и методы педагогического просвещения, направленного на формирование разносторонне развитой личности студента, в рамках учебного процесса могут быть традиционные: спецкурсы, курсы по выбору. Практические занятия будут более эффективны, если их проводить с элементами учебных деловых игр, применять различные упражнения. К формам педагогического просвещения во внеурочное время можно отнести такие мероприятия как диспуты, викторины, тематические вечера, выставочные стенды и т.д. Деловые ролевые игры представляют собой проигрывание имитационной модели производства, профессиональной деятельности, конкретных ситуаций в целях обучения, контроля, исследования, проектирования и выполнения различных видов работ. Для учебной деловой игры содержание деятельности ее участников определяется требованиями к профессиональной подготовленности студентов в рамках программного материала учебной дисциплины [195, 196]. Освоение ролей, встречающихся в профессиональной или семейной жизни, идет через включение студентов в игровой конфликт. Наиболее простым способом он создавался следующим способом: преподаватель формулировал проблему и предлагал ее противоречивое решение. Студенты делились на команды, группы, занимающие противоположные позиции. Между ними начинался «поединок». Выигрывает та команда, которая более аргументированно, сможет отстоять свои позиции. После того, как студенты осваивали роли и приобретали опыт решения игровых ситуаций, проводилась учебная игра, посвященная определенным темам. В ходе игры или упражнения студенты учатся находить оптимальные решения, применению методов и приемов в искусственно созданных условиях.
Определив подходы к формированию коммуникативной компетентности, разработав педагогическую модель формирования коммуникативной компетентности будущего преподавателя профессионального обучения, мы определили этапы эксперимента и педагогические условия реализации модели.
Под педагогическими условиями мы понимаем такие организационные меры, которые способствуют реализации модели формирования коммуникативной компетентности. Поиск педагогических условий реализации разработанной нами модели формирования коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза осуществлялся по трем направлениям: социально-педагогическому, организационно-педагогическому, психолого- педагогическому.
Основная цель исследования состояла в проверке результативности педагогических условий реализации разработанной нами педагогической модели формирования коммуникативной компетентности. При проведении педагогического эксперимента были поставлены и решены следующие задачи:
Как было представлено основными критериями развития коммуникативной компетентности является степень сформированности структурных компонентов: когнитивного, мотивационного, перцептивного и речевого. На основе структурной модели коммуникативной компетентности нами был выполнен исходный «срез» распределения студентов по уровневому подходу: высокий, средний, низкий. Характеристика каждого уровня осуществлялась в связи с оценкой степени проявления соответствующих показателей вышеназванных критериев.
Таблица 3 - Исходный уровень сформированности коммуникативной компетентности.
Критерии |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |||
КГ,% |
ЭГ,% |
КГ,% |
ЭГ,% |
КГ,% |
ЭГ,% | |
Степень сформированности когнитивного компонента |
10,6 |
12,3 |
38,9 |
38,8 |
50,6 |
48,9 |
Степень сформированности мотивационного компонента |
56,6 |
54,1 |
29,4 |
31,6 |
14,1 |
14,3 |
Степень сформированности речевого компонента |
9,4 |
11,2 |
34,2 |
36,7 |
56,4 |
52,1 |
Степень сформированности перцептивного компонента |
12,6 |
10,3 |
36,9 |
40,8 |
50,6 |
48,9 |
Таблица 4 - Уровень сформированности культуры профессионального общения после эксперимента
Критерии |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |||
КГ,% |
ЭГ,% |
КГ,% |
ЭГ,% |
КГ,% |
ЭГ,% | |
Степень сформированности когнитивного компонента |
11,7 |
37,7 |
41,2 |
50 |
47,1 |
12,3 |
Степень сформированности мотивационного компонента |
60,1 |
73,5 |
31,8 |
20,4 |
8,1 |
6,1 |
Степень сформированности речевого компонента |
12,8 |
57,1 |
41,2 |
30,6 |
46 |
12,3 |
Степень сформированности перцептивного компонента |
13,6 |
33,3 |
38,9 |
42,8 |
47,6 |
23,9 |
Из таблиц 3 и 4 видно, что до проведения спецкурса по культуре общения полные знания обо всех стилях общения, руководства, умение сделать правильный выбор в зависимости от ситуации и в контрольной и в экспериментальной группах показали почти одинаковое количество студентов – 10% и 12% соответственно. После спецкурса высокий уровень коммуникативных знаний профессионального поля деятельности, характеризующихся адекватным обменом информации с учетом норм и образцов коммуникативного поведения, готовность к диалогу, качество речи, содержательную лексику, точность высказываний продемонстрировали 38%
в экспериментальной группе, тогда как в контрольных он остался почти без изменения – 12%. Количество студентов, имеющих частичные поверхностные коммуникативные знания о стилях общения и др., недостаточное владение и умение пользоваться некоторыми из них изменилось с 38% до 50%. Показатель среднего уровня по данному критерию в группах, которые не обучались коммуникативным умениям, фактически остался прежним – 41%. Полное отсутствие умения передавать информацию вербальными и невербальными средствами общения, грамотное оформление речи, умение четко и ясно излагать мысли, несформированность навыков и умений общения наблюдалось у 12% из 49% таковых перед проведением спецкурса. И всего на 3% уменьшилось количество студентов с низким уровнем соответствующих знаний в контрольных группах.
По степени сформированности потребности и мотивации коммуникативного самосовершенствования приведенные выше данные дают основание утверждать, что студенты испытывают потребность в овладении средствами и стилями общения, в овладении умениями по их успешному применению и осознают их необходимость (56% и 54% в контрольной и экспериментальной группах соответственно), но в вуз они приходят с очень низким уровнем коммуникативной подготовки. После занятий в экспериментальной группе этот показатель вырос почти на 20%. Мотивационный компонент является определяющим фактором формирования коммуникативной компетентности в общении и педагогической деятельности в целом. Он выражает степень потребности в непрерывном самосовершенствовании коммуникативной направленности личности.
До обучения курса 12% студентов контрольных групп и 10% - экспериментальных имели представление о перцептивном компоненте коммуникативной компетентности, о том, как важен процесс восприятия в общении. После занятий 33% обучаемых продемонстрировали полные знания и умения познания субъектами общения на основе процесса восприятия, оценки ситуации, прогнозирования на этой основе поступков собеседника.
В контрольной группе этот показатель возрос до 2%. Количество студентов с недостаточными знаниями о процессе восприятия возросло до 43%. Низкий уровень по перцептивному компоненту сохранился у 23% из 48% опрошенных до прохождения курса, тогда как данный показатель в контрольной группе изменился лишь на 4%.
Также, данные таблицы 13 и 14 свидетельствуют о том, что до обучения коммуникативным умениям 9% студентов контрольных групп и 11% - экспериментальных имели представление о средствах и стилях общения, умениях занимать ролевую позицию, рационально разрешать коммуникативные конфликты. После занятий 57% обучаемых продемонстрировали полные знания о средствах общения, умения произвести правильный отбор средств в зависимости от ситуации. В контрольной группе этот показатель возрос до 4%.
На рисунке 1 даны средние процентные показатели по всем критериям сформированности коммуникативной компетентности. Графики экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетентности. (по каждому критерию) изображены на рисунке 2.
Контрольная группа |
|
Экспериментальная группа |
|
Рисунок 1 - Исходный уровень сформированности коммуникативной комптентности |
|
Контрольная группа |
|
Экспериментальная группа |
|
Рисунок 2 - Уровень сформированности коммуникативной комптентности после эксперимента |
Исходя из итогов эксперимента мы видим положительную динамику формирования у студентов мотивации на необходимость в овладении коммуникативными знаниями, овладения соответствующими знаниями и умениями. Таким образом, можно утверждать, что цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение. Введение курса по формированию коммуникативной компетентности значительно улучшает профессиональную подготовку будущего преподавателя профессионального обучения.
В ходе работы проанализированы и охарактеризованы современные подходы к проблеме формирования коммуникативной компетентности: компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный.
Уточнено понятие коммуникативная компетентность будущего преподавателя профессионального обучения.
Выявлены критерии коммуникативной компетентности:
-степень сформированности когнитивного компонента;
- степень сформированности мотивационного компонента;
-степень сформированности речевого компонента;
-степень сформированности перцептивного компонента.
А также показатели как формы количественной и качественной меры развитости отдельных составляющих данного вида компетентности.
Разработана и экспериментально проверена педагогическая модель формирования коммуникативной компетентности преподавателя профессионального обучения, основанная на личностно ориентированном, деятельностном, компетентностном подходах к педагогической подготовке будущего учителя.
Обоснованы педагогические условия реализации модели формирования коммуникативной компетентности преподавателя профессионального обучения: взаимосвязь учебных дисциплин в процессе формирования коммуникативной компетентности; использование методов активного обучения; применение вариативных курсов в процессе формирования коммуникативной компетентности будущего учителя; реализация деятельностного подхода в процессе коммуникативно - ориентированной педагогической практики.
В результате проведённого педагогического эксперимента разработан комплекс учебно-методических материалов, который включает: учебную программу, комплекс диагностических средств, содержащий анкеты, тесты по культуре речи, упражнения, разнообразный дидактический материал.
Таким образом, результаты теоретического анализа и проведенной экспериментальной работы выявили позитивные изменения в повышении уровня коммуникативной компетентности студентов специальности «Профессиональное обучение», тем самым подтверждена эффективность разработанной нами модели формирования коммуникативной компетентности будущего учителя.
Тем не менее, проблема формирования коммуникативной компетентности сложна, поэтому полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассмотренной проблемы. Дальнейшее направление развития исследования в рамках данной проблемы мы видим в разработке индивидуальных образовательных маршрутов для студентов в процессе формирования коммуникативной компетентности, в разработке технологического сопровождения данного процесса.
Эмпирикалық әдістер: диагностикалық (сұхбат, сауалнама, тестілеу, педагогикалық эксперименттің анықтаушы және бақылау-қалыптастырушы кезеңдері).
Subject of study: pedagogical conditions of formation of the communicative competence of future teachers.
• communicative competence is seen as an important component of the professional competence of the future teacher of vocational training;
• Develop and implement pedagogical model of communicative competence of the future teacher of vocational training;
Based on the objectives, scope and research hypothesis formulated the following objectives:
1. To carry out a theoretical analysis of the scientific, methodological, psychological and educational literature to the problem of formation of the communicative competence of future teachers.
2. Clarify the concept of "communicative competence" as an important component of professional competence of future teachers of vocational training.
3. Develop and implement an educational model of communicative competence of the future teacher training.
4. Identify effective pedagogical conditions of formation of communicative competence of the future teacher training.
The leading idea of the study is that the current system of vocational education needs teacher with a high level of communicative competence. The preparation of such teachers on possible only with the application of a specially developed method, involving the development of individually each structural component of this type of competence.
To achieve the objectives was used set of theoretical and empirical research methods:
Theoretical methods (study of the scientific literature, empirical data), analysis of the formation of categories and concepts.
Empirical methods: diagnostic (interview, questionnaires, tests, surveys, and ascertaining control - formative stages of pedagogical experiment).
Novelty and theoretical significance of the research:
1. Given the scientific and theoretical basis for the formation of the communicative competence of the future teacher training.
2. The notion of "communicative competence" as an important component of professional competence of the future teacher training.
3. Developed a pedagogical model and the criteria for the formation of the communicative competence of the future teacher training.
4. Pedagogical conditions of formation of effective communicative competence of the future teacher training.
The practical significance of the study determined that a program of study course on the formation of the communicative competence of the future teacher training, developed and implemented a pedagogical model of communicative competence of the future teacher training, designed and implemented scientific guidelines for the formation of the communicative competence of the future teacher training.
On defense are the following:
1.Formirovanie communicative competence of the future teacher of vocational training is considered by us as a result of a purposeful process and the development of professional skills.
2.Utochnennoe definition of the term "communicative competence".
3.Pedagogicheskaya model of communicative competence of the future teacher training.
4.Pedagogicheskie conditions of effective formation of the communicative competence of the future teacher training.
Structure of operation. The thesis consists of an introduction, two chapters, conclusion, bibliography and appendices.
Формирование коммуникативной компетентности преподавателя профессионального обучения
25 12 2014
3 стр.
Диссертации на соискание академической степени магистра экономических наук по специальности 6М050600 Экономика
11 10 2014
1 стр.
Работа выполнена на кафедре «Педагогика и психология» гуманитарно-педагогического института
25 12 2014
2 стр.
Работа выполнена на кафедре «Иностранные языки и перевод» Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата
25 12 2014
1 стр.
Работа выполнена на кафедре «Архитектура и строительное производство» Политехнического института Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата
25 12 2014
1 стр.
Работа выполнена на кафедре «Вычислительная техника и информационные системы» политехнического института Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата
15 10 2014
1 стр.
Магистерская диссертация выполнена на кафедре «Иностранные языки и перевод» Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата
25 12 2014
2 стр.
Обоснование параметров и режимов работы продольно-подающего устройства универсальной жатки-хедера
25 12 2014
1 стр.