Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3

Коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности.

Компоненты коммуникативной компетентности отражают сформированность у студентов профессиональных и личностно осмысленных знаний, навыков, практических умений, подкрепленных мотивацией к коммуникативно – компетентной деятельности.



Мотивационный компонент является важнейшим фактором формирования коммуникативной компетентности в процессе профессиональной подготовки в вузе. Мотивационный компонент создает готовность к деятельности, регулирую профессиональную активность в педагогической деятельности. Если у студентов будет сформирована потребность и мотивация коммуникативного самосовершенствования, то коммуникативная подготовка инициирует осознание и систематизацию личностных возможностей в построении пространства будущей профессиональной деятельности.

Мотивационный компонент является определяющим фактором формирования коммуникативной компетентности в общении и педагогической деятельности в целом. Отражает актуализацию профессионально значимых мотивов осуществления профессиональной деятельности, инициирует осознание и систематизацию собственных личностных возможностей в построении пространства будущей профессиональной деятельности, побуждение к усвоению знаний. Выражает степень потребности в непрерывном самосовершенствовании коммуникативной направленности личности.



Когнитивный компонент связан с процессами личности, формирование специальных и общекультурных знаний, коммуникативных умений и навыков профессионального поля деятельности. Последовательность излагаемого материала. Стилевое единство и выразительность речи, отличное знание активных методов обучения. В компонент включены умения передавать информацию вербальными и невербальными средствами общения, грамотное оформление речи, умение четко и ясно излагать мысли, связность и логичность высказываний. Высокий уровень коммуникативной готовности к диалогу, качество речи, богатая и содержательная лексика, отсутствие фактических ошибок, точность высказываний.

Основу когнитивного компонента составляют когнитивные процессы личности, особенности их развития, формирования коммуникативных знаний профессионального поля деятельности, характеризующиеся адекватным обменом информации с учетом норм и образцов коммуникативного поведения.



Перцептивный компонент коммуникативной компетентности предполагает познание субъектами общения на основе процесса восприятия, соотнесение выявленных характеристик с особенностями собственной личности, оценку ситуации, прогнозирование на этой основе поступков собеседника.

Приведенные компоненты являются ведущими в процессе формирования коммуникативной компетентности и отражают специфику профессиональной подготовки студентов – педагогов. Представляет совокупность профессионально важных коммуникативных личных качеств: толерантность, общительность, эмпатийность, организованность и др.



Речевой компонент коммуникативной компетентности характеризуется обменом информацией с учетом норм и образцов коммуникативного поведения, адекватной постановкой цели общения, эффективность их выполнения, умение занимать ролевую позицию, рационально разрешать коммуникативные конфликты. Этот аспект отражает взаимодействие собеседников с учетом имеющихся коммуникативных знаний, способы организации их совместной деятельности. Качества, составляющие речевой аспект - адекватное применение средств невербального общения, эмоциональная насыщенность речи, располагающие манеры общения и поставленный голос, умение организовывать и поддерживать диалог, использование языковых средств общения.

Формы и методы педагогического просвещения, направленного на формирование разносторонне развитой личности студента, в рамках учебного процесса могут быть традиционные: спецкурсы, курсы по выбору. Практические занятия будут более эффективны, если их проводить с элементами учебных деловых игр, применять различные упражнения. К формам педагогического просвещения во внеурочное время можно отнести такие мероприятия как диспуты, викторины, тематические вечера, выставочные стенды и т.д. Деловые ролевые игры представляют собой проигрывание имитационной модели производства, профессиональной деятельности, конкретных ситуаций в целях обучения, контроля, исследования, проектирования и выполнения различных видов работ. Для учебной деловой игры содержание деятельности ее участников определяется требованиями к профессиональной подготовленности студентов в рамках программного материала учебной дисциплины [195, 196]. Освоение ролей, встречающихся в профессиональной или семейной жизни, идет через включение студентов в игровой конфликт. Наиболее простым способом он создавался следующим способом: преподаватель формулировал проблему и предлагал ее противоречивое решение. Студенты делились на команды, группы, занимающие противоположные позиции. Между ними начинался «поединок». Выигрывает та команда, которая более аргументированно, сможет отстоять свои позиции. После того, как студенты осваивали роли и приобретали опыт решения игровых ситуаций, проводилась учебная игра, посвященная определенным темам. В ходе игры или упражнения студенты учатся находить оптимальные решения, применению методов и приемов в искусственно созданных условиях.

Определив подходы к формированию коммуникативной компетентности, разработав педагогическую модель формирования коммуникативной компетентности будущего преподавателя профессионального обучения, мы определили этапы эксперимента и педагогические условия реализации модели.

Под педагогическими условиями мы понимаем такие организационные меры, которые способствуют реализации модели формирования коммуникативной компетентности. Поиск педагогических условий реализации разработанной нами модели формирования коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза осуществлялся по трем направлениям: социально-педагогическому, организационно-педагогическому, психолого- педагогическому.

Основная цель исследования состояла в проверке результативности педагогических условий реализации разработанной нами педагогической модели формирования коммуникативной компетентности. При проведении педагогического эксперимента были поставлены и решены следующие задачи:


  1. изучить состояние исследуемой проблемы в практике вузов, для чего разработать содержание анкет, опросных листов;

  2. отобрать систему диагностических срезов по критериям, адекватно поставленным задачам;

  3. осуществить внедрение модели формирования коммуникативной компетентности в практику Кызылординского Государственного университета имени Коркыт Ата;

  4. провести анализ полученных результатов с целью обобщения и получения выводов об уровне эффективности педагогических условий реализации предлагаемой модели формирования коммуникативной компетентности будущего преподавателя профессионального обучения.

Эксперимент проводился на базе Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата со студентами 3-4 курсов специальности 5В012000 «Профессиональное обучение». В констатирующем эксперименте принимало участие 85 человек, в формирующем – 98 человек.

Как было представлено основными критериями развития коммуникативной компетентности является степень сформированности структурных компонентов: когнитивного, мотивационного, перцептивного и речевого. На основе структурной модели коммуникативной компетентности нами был выполнен исходный «срез» распределения студентов по уровневому подходу: высокий, средний, низкий. Характеристика каждого уровня осуществлялась в связи с оценкой степени проявления соответствующих показателей вышеназванных критериев.

Таблица 3 - Исходный уровень сформированности коммуникативной компетентности.


Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

КГ,%

ЭГ,%

КГ,%

ЭГ,%

КГ,%

ЭГ,%

Степень сформированности когнитивного компонента

10,6


12,3


38,9


38,8


50,6


48,9


Степень сформированности мотивационного компонента

56,6

54,1

29,4

31,6

14,1

14,3

Степень сформированности речевого
компонента

9,4

11,2

34,2

36,7

56,4

52,1

Степень сформированности перцептивного
компонента

12,6

10,3

36,9

40,8

50,6

48,9

Таблица 4 - Уровень сформированности культуры профессионального общения после эксперимента



Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

КГ,%

ЭГ,%

КГ,%

ЭГ,%

КГ,%

ЭГ,%

Степень сформированности когнитивного компонента

11,7


37,7


41,2


50


47,1


12,3


Степень сформированности мотивационного компонента

60,1

73,5

31,8

20,4

8,1

6,1

Степень сформированности речевого
компонента

12,8

57,1

41,2

30,6

46

12,3

Степень сформированности перцептивного
компонента

13,6

33,3

38,9

42,8

47,6

23,9

Из таблиц 3 и 4 видно, что до проведения спецкурса по культуре общения полные знания обо всех стилях общения, руководства, умение сделать правильный выбор в зависимости от ситуации и в контрольной и в экспериментальной группах показали почти одинаковое количество студентов – 10% и 12% соответственно. После спецкурса высокий уровень коммуникативных знаний профессионального поля деятельности, характеризующихся адекватным обменом информации с учетом норм и образцов коммуникативного поведения, готовность к диалогу, качество речи, содержательную лексику, точность высказываний продемонстрировали 38%

в экспериментальной группе, тогда как в контрольных он остался почти без изменения – 12%. Количество студентов, имеющих частичные поверхностные коммуникативные знания о стилях общения и др., недостаточное владение и умение пользоваться некоторыми из них изменилось с 38% до 50%. Показатель среднего уровня по данному критерию в группах, которые не обучались коммуникативным умениям, фактически остался прежним – 41%. Полное отсутствие умения передавать информацию вербальными и невербальными средствами общения, грамотное оформление речи, умение четко и ясно излагать мысли, несформированность навыков и умений общения наблюдалось у 12% из 49% таковых перед проведением спецкурса. И всего на 3% уменьшилось количество студентов с низким уровнем соответствующих знаний в контрольных группах.

По степени сформированности потребности и мотивации коммуникативного самосовершенствования приведенные выше данные дают основание утверждать, что студенты испытывают потребность в овладении средствами и стилями общения, в овладении умениями по их успешному применению и осознают их необходимость (56% и 54% в контрольной и экспериментальной группах соответственно), но в вуз они приходят с очень низким уровнем коммуникативной подготовки. После занятий в экспериментальной группе этот показатель вырос почти на 20%. Мотивационный компонент является определяющим фактором формирования коммуникативной компетентности в общении и педагогической деятельности в целом. Он выражает степень потребности в непрерывном самосовершенствовании коммуникативной направленности личности.

До обучения курса 12% студентов контрольных групп и 10% - экспериментальных имели представление о перцептивном компоненте коммуникативной компетентности, о том, как важен процесс восприятия в общении. После занятий 33% обучаемых продемонстрировали полные знания и умения познания субъектами общения на основе процесса восприятия, оценки ситуации, прогнозирования на этой основе поступков собеседника.

В контрольной группе этот показатель возрос до 2%. Количество студентов с недостаточными знаниями о процессе восприятия возросло до 43%. Низкий уровень по перцептивному компоненту сохранился у 23% из 48% опрошенных до прохождения курса, тогда как данный показатель в контрольной группе изменился лишь на 4%.

Также, данные таблицы 13 и 14 свидетельствуют о том, что до обучения коммуникативным умениям 9% студентов контрольных групп и 11% - экспериментальных имели представление о средствах и стилях общения, умениях занимать ролевую позицию, рационально разрешать коммуникативные конфликты. После занятий 57% обучаемых продемонстрировали полные знания о средствах общения, умения произвести правильный отбор средств в зависимости от ситуации. В контрольной группе этот показатель возрос до 4%.

На рисунке 1 даны средние процентные показатели по всем критериям сформированности коммуникативной компетентности. Графики экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетентности. (по каждому критерию) изображены на рисунке 2.





Контрольная группа



Экспериментальная группа






Рисунок 1 - Исходный уровень сформированности коммуникативной комптентности







Контрольная группа



Экспериментальная группа






Рисунок 2 - Уровень сформированности коммуникативной комптентности после эксперимента

Исходя из итогов эксперимента мы видим положительную динамику формирования у студентов мотивации на необходимость в овладении коммуникативными знаниями, овладения соответствующими знаниями и умениями. Таким образом, можно утверждать, что цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение. Введение курса по формированию коммуникативной компетентности значительно улучшает профессиональную подготовку будущего преподавателя профессионального обучения.



Заключение. В ходе экспериментальной работы установлено, что процесс формирования коммуникативной компетентности будущего преподавателя профессионального обучения осуществляется в процессе педагогической подготовки через овладение общеучебными умениями и навыками, необходимыми для формирования коммуникативной компетентности; через интегрированные курсы; через использование активных методов обучения преподавателями вуза; через разработанную систему упражнений, требующих от студента комплексного применения знаний.

В ходе работы проанализированы и охарактеризованы современные подходы к проблеме формирования коммуникативной компетентности: компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный.

Уточнено понятие коммуникативная компетентность будущего преподавателя профессионального обучения.

Выявлены критерии коммуникативной компетентности:

-степень сформированности когнитивного компонента;

- степень сформированности мотивационного компонента;

-степень сформированности речевого компонента;

-степень сформированности перцептивного компонента.

А также показатели как формы количественной и качественной меры развитости отдельных составляющих данного вида компетентности.

Разработана и экспериментально проверена педагогическая модель формирования коммуникативной компетентности преподавателя профессионального обучения, основанная на личностно ориентированном, деятельностном, компетентностном подходах к педагогической подготовке будущего учителя.

Обоснованы педагогические условия реализации модели формирования коммуникативной компетентности преподавателя профессионального обучения: взаимосвязь учебных дисциплин в процессе формирования коммуникативной компетентности; использование методов активного обучения; применение вариативных курсов в процессе формирования коммуникативной компетентности будущего учителя; реализация деятельностного подхода в процессе коммуникативно - ориентированной педагогической практики.

В результате проведённого педагогического эксперимента разработан комплекс учебно-методических материалов, который включает: учебную программу, комплекс диагностических средств, содержащий анкеты, тесты по культуре речи, упражнения, разнообразный дидактический материал.

Таким образом, результаты теоретического анализа и проведенной экспериментальной работы выявили позитивные изменения в повышении уровня коммуникативной компетентности студентов специальности «Профессиональное обучение», тем самым подтверждена эффективность разработанной нами модели формирования коммуникативной компетентности будущего учителя.

Тем не менее, проблема формирования коммуникативной компетентности сложна, поэтому полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассмотренной проблемы. Дальнейшее направление развития исследования в рамках данной проблемы мы видим в разработке индивидуальных образовательных маршрутов для студентов в процессе формирования коммуникативной компетентности, в разработке технологического сопровождения данного процесса.


Список опубликованных работ по теме диссертации.


  1. Формирование коммуникативной компетентности студентов как условие их успешной профессиональной самореализации.// Инновационное развитие высшего профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы: материалы междунар. научн.-прак.конф.: Кызылорда: Кызылординский Государственный университет имени Коркыт Ата, 2012. с.10.

  2. Студенттердін коммуникативтік құзіреттілігін дамыту педагогикалық мәселе ретінде. Қорқыт Ата атындағы Қызылорда мемлекеттік университетінің Хабаршысы №1, (40) 2013 ж.

  3. Студенттердің қарым қатынас мәдениетін қалыптастырудың мотивациялық негізі. Қорқыт Ата атындағы Қызылорда мемлекеттік университетінің Хабаршысы №1, (40) 2013 ж.

  4. Роль мотивов в процессе формирования культуры общения студентов.// Профессионализация личности в образовательных институтах и практической деятельности: теоретические и прикладные проблемы социологии и психологии труда и профессионального образования: материалы II междунар. научн.-прак.конф.: Прага, 2013. С.95-99.

  5. К проблеме подготовки педагога профессионального обучения в системе непрерывного образования.// Психологичческое сопровождение образования: теория и практика: материалы III междунар. научн.прак. конф. на основе интернет форума.: Республика Марий Эл, Йошкар-Ола, 2012.

6М012000 – Кәсіби оқыту мамандығы бойынша

Педагогика ғылымдарының магистрі академиялық дәрежесiн алу үшiн дайындалған диссертация жұмысының рефератына

ТҮЙІНДЕМЕ

Нурекеева Айман Батырхановна
Кәсіби оқыту оқытушысының коммуникативтік құзіреттілігін қалыптастыру
Зерттеудің көкейкестілігі: университеттік білім берудің ішкі жүйесінде болашақ педагогтың коммуникативтік құзіреттілігінің қалыптасуына ықпал ететін шарттардың жеткіліксіз зерттелуі ғылыми жұмыстың көкейкестілігін анықтады.

Зерттеу мақсаты: кәсіби оқыту болашақ педагогтарының коммуникативтік құзіреттілігін қалыптастырудың педагогикалық шарттарын анықтау және тәжірибе сынақтан өткізу.

Зерттеу нысаны: кәсіби оқыту оқытушысының коммуникативтік құзіреттілігі.

Зерттеу пәні: болашақ педагогтың коммуникативтік құзіреттілігін қалыптастырудың педагогикалық шарттары.

Зерттеу жұмысының міндеттері:

  1. Болашақ педагогтың коммуникативтік құзіреттілігін қалыптастыру мәселесі бойынша ғылыми, әдістемелік, психологиялық-педагогикалық әдебиеттерге теориялық талдау жасау.

  2. Болашақ кәсіби оқыту педагогының кәсіби құзіреттілігінің маңызды құрамды бөлігі ретінде "коммуникативтік құзіреттілік" ұғымын айқындау.

  3. Болашақ кәсіби оқыту педагогының коммуникативтік құзіреттілігін қалыптастырудың педагогикалық нобайын жасап, тәжірибеде жүзеге асыру.

  4. Болашақ кәсіби оқыту педагогының коммуникативтік құзіреттілігін қалыптастырудың педагогикалық шарттарын анықтау.

Зерттеу әдістері: теориялық әдістер (зерттеу мәселесі бойынша материалдарды, ғылыми әдебиеттерді зерттеу), ұғымдар мен түсініктердің қалыптасуын зерттеу.

Эмпирикалық әдістер: диагностикалық (сұхбат, сауалнама, тестілеу, педагогикалық эксперименттің анықтаушы және бақылау-қалыптастырушы кезеңдері).



Зерттеудің ғылыми жаңалығы мен теориялық мәнділігі:

  1. Болашақ кәсіби оқыту педагогының коммукативтік құзіреттілігін қалыптастырудың ғылыми-теориялық негіздемесі берілген.

  2. Болашақ кәсіби оқыту педагогының кәсіби құзіреттілігін маңызды құрамды бөлігі ретінде "коммуникативтік құзіреттілік" ұғымы айқындалды.

  3. Болашақ кәсіби оқыту педагогының коммуникативтік құзіреттілігін қалыптастырудың педагогикалық нобайы және коммуникативтік құзіреттілікті қалыптастырудың көрсеткіштері мен жолдары жасалынды.

  4. Болашақ кәсіби оқыту педагогының коммуникативтік құзіреттілігін қалыптастырудың педагогикалық шарттары анықталды.

Зерттеу нәтижелерінің практикалық мәнділігі сол, болашақ кәсіби оқыту педагогының коммуникативтік құзіреттілігін қалыптастырудың арнайы курсының бағдарламасы жасалынды; болашақ кәсіби оқыту оқытущысының коммуникативтік құзіреттілігін қалыптастырудың педагогикалық нобайы жасалынып,енгізілді; болашақ кәсіби оқыту педагогының коммуникативтік құзіреттілігін қалыптастырудың ғылыми-әдістемелік ұсыныстары жасалынып, жүзеге асырылды.

Қорғауға ұсынылатын негізгі тұжырымдар:

  1. Болашақ кәсіби оқыту педагогының коммуникативтік құзіреттілігін қалыптастыру кәсіби икемділіктерді дамытудың мақсатты бағытталған үрдісі болып табылады.

  2. "Коммуникативтік құзіреттілік" ұғымының анықтамасы нақтыланды.

  3. Кәсіби оқыту болашақ педагогының коммуникативтік құзіреттілігін қалыптастырудың педагогикалық нобайы.

  4. Кәсіби оқыту болашақ педагогының коммуникативтік құзіреттілігін қалыптастыру тиімділігінің педагогикалық шарттары.


Dissertation work for the receipt of academic master's of pedagogical sciences of speciality degree 6М012000 is the "Vocational training"
Forming of communicative competence of teacher of the vocational training

SUMMARY
Insufficient knowledge of conditions that arise within the university system and contributing to the formation of the communicative competence of future teachers, determines the relevance of our research.

Objective: to identify the pedagogical conditions of formation of the communicative competence of future teachers of vocational training and testing them in practice.

Object of research: communicative competence of the teacher training.

Subject of study: pedagogical conditions of formation of the communicative competence of future teachers.



The hypothesis of the study: the formation of the communicative competence of future teachers of vocational training will be fruitful if:

• communicative competence is seen as an important component of the professional competence of the future teacher of vocational training;

• Develop and implement pedagogical model of communicative competence of the future teacher of vocational training;

Based on the objectives, scope and research hypothesis formulated the following objectives:

1. To carry out a theoretical analysis of the scientific, methodological, psychological and educational literature to the problem of formation of the communicative competence of future teachers.

2. Clarify the concept of "communicative competence" as an important component of professional competence of future teachers of vocational training.

3. Develop and implement an educational model of communicative competence of the future teacher training.

4. Identify effective pedagogical conditions of formation of communicative competence of the future teacher training.

The leading idea of ​​the study is that the current system of vocational education needs teacher with a high level of communicative competence. The preparation of such teachers on possible only with the application of a specially developed method, involving the development of individually each structural component of this type of competence.

To achieve the objectives was used set of theoretical and empirical research methods:

Theoretical methods (study of the scientific literature, empirical data), analysis of the formation of categories and concepts.

Empirical methods: diagnostic (interview, questionnaires, tests, surveys, and ascertaining control - formative stages of pedagogical experiment).

Novelty and theoretical significance of the research:

1. Given the scientific and theoretical basis for the formation of the communicative competence of the future teacher training.

2. The notion of "communicative competence" as an important component of professional competence of the future teacher training.

3. Developed a pedagogical model and the criteria for the formation of the communicative competence of the future teacher training.

4. Pedagogical conditions of formation of effective communicative competence of the future teacher training.

The practical significance of the study determined that a program of study course on the formation of the communicative competence of the future teacher training, developed and implemented a pedagogical model of communicative competence of the future teacher training, designed and implemented scientific guidelines for the formation of the communicative competence of the future teacher training.

On defense are the following:

1.Formirovanie communicative competence of the future teacher of vocational training is considered by us as a result of a purposeful process and the development of professional skills.

2.Utochnennoe definition of the term "communicative competence".

3.Pedagogicheskaya model of communicative competence of the future teacher training.

4.Pedagogicheskie conditions of effective formation of the communicative competence of the future teacher training.

Structure of operation. The thesis consists of an introduction, two chapters, conclusion, bibliography and appendices.





<предыдущая страница


Формирование коммуникативной компетентности преподавателя профессионального обучения реферат магистерской диссертации на соискание академической степени магистра педагогических наук (по профилю)

Формирование коммуникативной компетентности преподавателя профессионального обучения

445.59kb.

25 12 2014
3 стр.


Ұлы экономическая эффективность функционирования распределительных электросетевых компаний (на материалах Кызылординской области) Реферат диссертации на соискание академической степени магистра экономических наук по

Диссертации на соискание академической степени магистра экономических наук по специальности 6М050600 Экономика

265.5kb.

11 10 2014
1 стр.


Формирование у студентов учебно-исследовательской культуры реферат диссертации на соискание академической степени магистра педагогических наук по

Работа выполнена на кафедре «Педагогика и психология» гуманитарно-педагогического института

476.41kb.

25 12 2014
2 стр.


Методы обучения абзацно-фразовому двустороннему переводу реферат магистерской диссертации на соискание академической степени магистра гуманитарных наук по

Работа выполнена на кафедре «Иностранные языки и перевод» Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата

349.15kb.

25 12 2014
1 стр.


Технология производства неавтоклавного ячеистого бетона на основе тонкомолотых сухих смесей реферат магистерской диссертации на соискание академической степени магистра технических наук по

Работа выполнена на кафедре «Архитектура и строительное производство» Политехнического института Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата

256.12kb.

25 12 2014
1 стр.


Разработка многоагентной системы анализа защищенности корпоративной вычислительной сети реферат магистерской диссертации на соискание академической степени магистра техники и технологии по

Работа выполнена на кафедре «Вычислительная техника и информационные системы» политехнического института Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата

270.47kb.

15 10 2014
1 стр.


Прагматическая адаптация профессионально-ориентированной лексики при обучении переводу (на материале парфюмерных обзоров и ревю) Реферат диссертации на соискание академической степени магистра гуманитарных наук по

Магистерская диссертация выполнена на кафедре «Иностранные языки и перевод» Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата

386.82kb.

25 12 2014
2 стр.


Обоснование параметров и режимов работы продольно-подающего устройства универсальной жатки-хедера реферат магистерской диссертации на соискание академической степени магистра сельскохозяйственных наук по

Обоснование параметров и режимов работы продольно-подающего устройства универсальной жатки-хедера

233.73kb.

25 12 2014
1 стр.