Перейти на главную страницу
Заикающиеся дошкольники, младшие школьники, подростки и взрослые по-прежнему продолжают ждать от специалистов реальной помощи, которая позволит им успешно адаптироваться и самореализоваться в социуме.
В процессе анализа современного комплексного подхода к проблеме по преодолению заикания, меня привлекли методы коррекционной работы, которые представляют собой систему ритмизации движений и речедвигательных упражнений.
Наблюдения за дошкольниками, страдающими тяжёлым нарушением речи – заиканием, в течении 15 лет показал, что у этих детей страдает темпо- ритмическая организация речи. Несмотря на хороший уровень развития тонкой моторики пальцев рук, артикуляционной моторики, общей скоординированности у отдельных детей, для всех заикающихся детей характерно нарушение ритма и темпа. Поэтому важным компонентом коррекционной работы с заикающимися детьми является объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальными занятиями и упражнениями.
Следовательно, основой по преодолению заикания у детей является коррекционно-развивающая работа по формированию темпо-ритмической стороны речи.
Методика формирования чувства ритма базируется на методологической основе психофизиологии о ритме как о двигательно-модулирующей способности воспринимать и отражать ритмично протекающие процессы.
Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей.
Таким образом, ритмические движения можно использовать для создания оптимальных условий восприятия и осуществления речи без заикания.
Считаю, что решить эти задачи можно путём внедрения в практику, разработанную мной технологию по устранению заикания, путём организации темпо-ритмической стороны речи у заикающихся дошкольников, которую я использую в течение 10 лет.
Цель:
Преодоление заикания путем системы занятий и использования комплекса ритмических упражнений.
1.Изучение состояния общей и речевой моторики дошкольников с заиканием.
2.Изучение уровня сформированности ритмического строя речи у дошкольников с заиканием.
3.Разработка и апробация системы работы по формированию ритмического строя речи у дошкольников с заиканием.
4.Анализ эффективности предложенной системы работы.
В основу организации коррекционно-педагогической работы по формированию ритмического строя речи у дошкольников с заиканием было положено, разработанное мною «Методическое пособие по коррекции заикания у дошкольников», которое обладает структурным единством с базовой программой А.С. Мироновой, и в свою очередь расширяет спектр средств и дидактических приемов и материалов для их реализации. А также практическое пособие «Ритм помогает говорить», с описанием технологии.
Целью ритмической разминки является развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего уточняются и развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения. Ритмическая разминка используется также для организации детей, создания “настроя” на определенный вид деятельности.
Пример:
1.Свободная маршировка под музыку со сменой направлений.
Целью этого вида упражнений является снижение мышечного напряжения, перераспределение мышечного напряжения, воспитание пластичности движений. Используются специальные упражнения на напряжение и расслабление мышц: сжимание и разжимание кистей рук, перенос веса тела с одной стороны на другую (маятник) и т.п.
Пример:
1. Заикающиеся дети стоят по кругу. Под музыку осуществляется свободное качание обеих рук вперед — назад, качание правой рукой и ногой в стороны; качание левой рукой и ногой в стороны.
3) Упражнения для развития чувства ритма.
Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы.
Пример:
Отстучи предложенный ритм.
С большим успехом используются упражнения из логоритмики, которые сочетают в себе работу с речью, ритмом, интонацией и движением .
На втором этапе с целью установления плавной речи применяются упражнения «дирижирование», которые направлены на выработку ритмических артикуляций в сочетании с движением руки.
Проговаривание каждого слога текста сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о поверхность. Тренировка ритмизированной речи проводится в медленном темпе. Например:
а) Дети стоят по кругу, поочередно громко топая то правой, то левой ногой.
б) Каждый удар ногой сопровождается громким хлопком: вправо-влево.
в) Каждый удар ногой сопровождается хлопком и проговариванием слога ТА громким голосом.
г) Повторяется упражнение «в», только дети не стоят, а идут по кругу.
д) Дети стоят по кругу, громко топая то правой, то левой ногой, проговаривая «топ-топ».
е) Затем громко хлопают поочередно вправо-влево, проговаривая «хлоп-хлоп».
ж) Чередуют громкие притопывания и хлопки: топ-хлоп, топ-хлоп.
з) Произносят слова на ритм опорного слова с движениями:
там – резкий указательный жест в сторону;
сам — плавно указать на себя;
пол — указать на пол;
нос — указать на нос.
Особое внимание уделяется выработке у детей ощущения сильной и слабой доли. Проговаривая речевые тексты необходимо подчёркивать, акцентировать голосом сильную долю. Для наилучшего усвоения ритмов используются «звучащие жесты», хлопки, шлепки.
«Ничего я не скажу, лучше ритмом покажу». Ребёнок выражает своё состояние или какое –то чувство, собственным, придуманным им ритмом.
Например:
1.Проговорить слова, выделить сильную дольку.
2.Хлопнуть в ладоши на сильную дольку.
3.Проговорить ритм слова ритмическими слогами.
4. Отстучать ритм предложенного слова.
5.Прослушать предложенный ритм.
6.Найти картинку, соответствующую этому ритму.
Конечная цель занятий – правильно оформленная речь без заикания.
Третий этап в работе с заикающимися детьми, это постепенный переход к самостоятельной речи без заикания, воспитание активной речи насыщенной содержанием паузы. Основными задачами являются:
Анализ ритмической структуры слова проводится с использованием двигательных, зрительных и слуховых знаков, которые были использованы и усвоены ребёнком на первом и втором этапах работы.
Ритмические двигательно-речевые упражнения и игры воспитывают статическую и динамическую координацию движений, продолжительность выдоха, мягкую атаку голоса, инициативу в общении, самостоятельность в разрешениях речевых трудностей, переориентацию значимости жизненных ситуаций в связи с перестройкой отношения к речевому дефекту. В предложенной технологии происходит усвоение правил речи без заикания.
Применение разработанной мной технологии по коррекции заикания посредством ритма дало положительные результаты. Ритм регулирует не только движения, но и слово и руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи.
Кроме того, разработанные ритмические упражнения оказывают психотерапевтическое воздействие на личность заикающихся детей, содействуют развитию ее положительных сторон. Разработанные ритмические упражнения удобны в реализации, не требуют сложного материально-технического оснащения (могут проводиться как логопедами, так и воспитателями, и родителями). Упражнения можно варьировать по степени сложности.
Таким образом, технология основывается на принципе функционирования всего речевого аппарата. Основным правилом является соблюдение постепенного перехода от легкого к трудному. Переход к пользованию самостоятельной речью без заикания подготавливается ритмизированными упражнениями.
Особое значение придаётся развитию у заикающихся детей способности к оформлению мысли в условиях предложенных логопедом:
Хотелось бы отметить, после проведённой работы дети свободно владеют чувством ритма и это рассматривается, как стимуляция для формирования и закрепления просодических навыков речи без заикания. Технология по формированию темпо-ритмической организации речи – средство для достижения цели, а конечная цель всех занятий – правильно оформленная речь без заикания.
Обследование заикающихся детей должно дополняться более углубленным изучением:
|
Восприятие невербального ритма |
|
Подобрать соответствующую карточку к прослушанному простому ритму (из 2-х – 5- ти вариантов) |
|
Подобрать соответствующую карточку к прослушанному сложному ритму (из 2-х – 5- ти вариантов) |
|
Отстучать предложенный простой ритм |
|
Отстучать предложенный сложный ритм |
|
Воспроизведение с помощью движения ритмического рисунка синкопы – татирование Двудольного ритма (ТА-ти-ТА-ти-Та-ти; ти-ТА-ти-ТА-ти-Та Трехдольного ритма:; ти-ти-ТА-ти-ти-ТА-ти-ти-ТА; ти-ТА-ти-ти-ТА-ти-ти-Та-ти)
|
|
То же самое, но используя музыкальный ритм |
|
Вербальный ритм |
|
Восприятие ритма слова – подбор схемы к прослушанному слову К двусложному: ТА-ти, ти-ТА, К трехсложному: ТА-ти-ти, ти-ТА-ти, ти-ти -ТА)
|
|
Воспроизведение с помощью движения ритмического рисунка двусложных трехсложных слов
|
|
Одновременное проговаривание и воспроизведение с помощью движения ритмического рисунка двусложных трехсложных слов |
|
Произнесение стихотворения под удары метронома Послоговой ритм Пословный ритм
|
|
Произнесение фразы с сопровождением движениями Отстукивание обеими руками слогового ритма Отстукивание обеими руками пословного ритма
|
|
Исследование праксиса Динамический моторный праксис Задание Кулак-ребро-ладонь Задание Кулак-ладонь-кольцо |
|
Реципрокная координация Задание «Кулак-ладонь» |
|
Оральный динамический праксис Задание «Чередование дутья и щелканья» |
|
Кинестетический праксис (пальцевой) Задания «Кольцо», «Коза» |
|
Фразовый ритм Повторить за логопедом одну и ту же короткую фразу с различными логическими центрами: Вова пишет письмо Вова пишет письмо Вова пишет письмо
|
|
То же самое, но сопровождая движением, выделяя акцентированным движением логический центр |
|
Определение последовательности серии сюжетных картинок и самостоятельное составление рассказа |
|
Пересказ прослушанного текста с опорой на серию сюжетных картинок |
|
Временные представления |
|
Самооценка собственного темпа и ритма |
3 балла – требуется повторная демонстрация, либо подсказка, но задание выполняется верно, но в более замедленном темпе, требуется концентрация внимания на выполняемом действии;
2 балла – задание выполняет медленно, с напряжением, непоследовательно; допускаются единичные ошибки, которые самостоятельно исправляются.
1 балл – задание выполняется с множественными ошибками, которые не исправляются.
0 баллов – не выполняет, отказывается.
Критерии оценки:
Белгорода Заикающиеся дошкольники, младшие школьники, подростки и взрослые по-прежнему продолжают ждать от специалистов реальной помощи, которая позволит им успешно адаптироваться
13 10 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
Основным направлением моей профессиональной деятельности является и развитие формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
13 10 2014
1 стр.
Во многих источниках заикание подразделяют на невротическое, неврозоподобное и смешанное. На представленных ниже таблицах дается относительная характеристика каждого вида заикания
16 12 2014
1 стр.
В. А. Гиляровский писал, что просодические упражнения оказывают влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности нервных процессов цен
01 10 2014
1 стр.
Проблема устранения заикания, как одного из расстройств речи, волновала ученых с древних времен
13 10 2014
1 стр.
Судороги мышц речевого аппарата в процессе устной речи являются основным симптомом заикания. Речевые судороги возникают только в момент речи или при попытке начать речь и выражаютс
11 10 2014
1 стр.
Цель: формирование представления о смешении стилей как уместном и неуместном в речи через
25 12 2014
1 стр.