Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Виды заикания


Во многих источниках заикание подразделяют на невротическое, неврозоподобное и смешанное. На представленных ниже таблицах дается относительная характеристика каждого вида заикания.

Таблица 1

Клиническая характеристика разных форм заикания





Невротическое заикание

Неврозоподобное заикание

Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями

Речевая активность

Резко снижена

Как правило, повышена

Высокая до появления невротических наслоений, затем падает

Локализация судорог

Преимущественно дыхательно-вокальные

Преимущественно в артикуляционном аппарате

Во всех группах мышц, связанных с речью

Темп речи

Различный

Тахилалия

Тахилалия

Звукопроизношение

Без особенностей

Часто дислалия, иногда дизартрия

Различное

Выразительность речи

Различная

Речь невыразительная, монотонная, глуховатая

Как и при неврозоподобном заикании

Психомоторика (включая логомоторику)

Без выраженных особенностей

Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений

Различная, но часто похожая на ту, что бывает при неврозоподобном заикании

Раздувание крыльев носа во время речи (симптом Фрешельса)

Типичен

Непостоянен

Непостоянен

Сопутствующие движения

Часты. Характер их изменчив

Очень часты. Стереотипны

Постоянны и чаще всего однообразны

Фиксация на трудных звуках

Выражена

Слабее, чем при невротическом заикании

Более или менее выражена

Течение заикания

Волнообразное, выраженность заикания зависит от выраженности психотравмирующих переживаний

Более или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой нагрузки, соматического состояния

Зависит от психофизиологического состояния, поэтому волнообразное

Дислексия, дисграфия, дискалькулия

Редки

Часты

Часты

Целенаправленность в преодолении речевых нарушений

Обычно высокая, порой чрезмерная

Резко снижена

Недостаточна

 

Таблица 2

Некоторые показатели психического и физического развития лиц с разными типами заикания


Показатели

Невротическое заикание

Неврозоподобное заикание

Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями

Психомоторное развитие в первые два года жизни

Различное, порой ускоренное

С задержкой

С задержкой

Психомоторное развитие в 3-4-летнем возрасте

Различное, нередко ускоренное

С задержкой

С задержкой

Развитие навыков самообслуживания

Без заметных отклонений

С задержкой

С задержкой

Леворукость

Как в популяции

Часта

Часта

Речевая патология у близких родственников

Редка

Часта

Часта

Сроки и обстоятельства появления заикания

После психических травм в любом возрасте, но, как правило, в 3-7-летнем возрасте

В период становления речи

Неврозоподобное заикание в период становления речи, а невротические наслоения значительно позже (обычно в 12-15-летнем возрасте)

 

Таблица 3

Влияние некоторых социальных, психических и соматических факторов на характер проявления разных видов заикания


Факторы

Невротическое заикание

Неврозоподобное заикание

Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями

Страх речи

Обязательно для логофобического заикания

Нет. Заикание возрастает вследствие психомоторного возбуждения

Как при неврозоподобном заикании, затем присоединяются тревога и страх речи в присутствии незнакомых людей

Усиленная фиксация на речи

Типична

Нет

Встречается часто

Влияние психотравмирующей ситуации

Резко ухудшает речь

Влияет мало

Влияет периодически

Неожиданная смена ситуации

Резко ухудшает речь

Не имеет большого значения

Ухудшает речь

Соматическое заболевание

Не влияет на речь

Усиливает заикание

Усиливает заикание

Большая речевая нагрузка

Ухудшает речь в зависимости от психотравмирующей ситуации

Усиливает заикание

Усиливает заикание

Органическое поражение головного мозга

Существенно не ухудшает заикание

Резко усиливает заикание

Усиливает заикание

Физическая ослабленность

Не влияет на заикание

Резко усиливает заикание

Усиливает заикание

Эмоционально-волевая незрелость

Существенно не влияет на течение заикания

Мешает преодолению больным речевого дефекта

Мешает преодолению речевого расстройства

 

Таблица 4

Данные параклинических обследований при разных видах заикания


Результаты обследования

Невротическое заикание

Неврозоподобное заикание

Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями

Рентгенограмма

Чаще без особенностей

Преобладает субкомпенсированная гидроцефалия

Часто субкомпенсированная гидроцефалия

Электроэнцефалог-рамма

Как в популяции

Преобладают органические изменения, нередко с повышенной судорожной готовностью

Как и при неврозоподобном заикании, но в меньшей степени

Состояние лор-органов

Как в популяции

Частые заболевания лор-органов

Реже, чем при неврозоподобном заикании

@ М.И.Буянов, В.Н.Требулева.
Из книги "Заикание у подростков" (сост. М.И.Буянов)

Речевая тревога и страх речи.


Детские страхи, как правило, вполне конкретны и по большей части связаны с тем, что угрожает жизни ребенка или тому, от кого зависит его жизнь, например родителям. С речью у ребенка складываются более сложные отношения. Поскольку речь не дается человеку вместе с жизнью, ребенок не может ощущать потерю того, чем еще; не владеет или владеет только в незначительной степени. Кроме того, качество речи мало сказывается на возможности удовлетворения его жизненных потребностей. Только по мере того, как формируются новые, чисто человеческие потребности, в том числе и потребность в общении, в получении новых знаний, значение речи существенно возрастает.

Зарождение переживаний по поводу качества собственной речи можно обнаружить уже у маленьких детей.

Но и те, у кого нет нарушений речи, могут проявлять обеспокоенность качеством своей речи.

Тревога по поводу своей речи может меняться у заикающихся в зависимости от различных обстоятельств. Так, например, с увеличением возраста наблюдается ее; рост, впрочем, как и рост общей тревоги.

Степень выраженности речевой тревоги зависит от тяжести речевого расстройства: чем более выражено заикание, тем выше тревога.

Многие заикающиеся по мере развития тревоги по поводу своей речи начинают отождествлять эту тревогу и само заикание. Но при дополнительных расспросах обычно выясняется, что страх вызывает не само заикание, а возможное отношение к ним из-за плохой речи. Поэтому степень переживаний в значительной мере связана с тем, кто является партнером по общению. И здесь страх может носить очень избирательный, индивидуальный характер.

Существует классификация заикания по степени фиксированности на своем дефекте. Фиксированность на своем дефекте; это отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых запинок) во всей психологической деятельности заикающегося человека. Это результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях и связанных с ними неприятностях, трансформированных в психических процессах, состояниях и свойствах заикающегося и проявляющихся в его взаимодействии с окружающей социальной средой.

Различают три степени болезненной фиксации на своем дефекте:



(нулевая) Безразличное отношение к своему дефекту в сочетании с отсутствием волевых усилий в борьбе с ним.
При этой степени не испытывают ущемления от сознания своей неполноценной речи или даже совсем не замечают этой неполноценности. Эти заикающиеся охотно вступают в контакт со знакомыми и незнакомыми.
Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь.

(умеренная) Умеренно-сдержанное отношение к своему дефекту в сочетании с наличием волевых усилий в борьбе с ним.

При этой степени испытываются неприятные переживания в связи с заиканием, скрывается заикание, компенсируется за счет речевых уловок.

Тем не менее, осознание своего недостатка и переживания не выливаются в постоянное тягостное чувство собственной неполноценности.

(выраженная) Безнадежно-отчаянное отношение к своему дефекту и наличие таких волевых усилий в борьбе с ним, которые перерастают в навязчивые действия и состояния.
При этой степени заикающиеся постоянно концентрируют внимание на своих речевых неудачах, глубоко и длительно переживают их. Всю свою деятельность эти заикающиеся ставят в зависимость от речевых неудач. Для них является характерным уход в болезнь, самоуничижение, болезненная мнительность, навязчивые мысли и выраженный страх перед речью.

С возрастом (или со стажем заикания) у заикающихся степень фиксированности на своем дефекте имеет тенденцию к усложнению.

Положительные результаты логопедической работы с заикающимися закономерно находятся в обратной зависимости от сложности их фиксированности на своем дефекте (чем больше фиксированность, тем ниже результат). Именно разная степень фиксированности на своем дефекте, а не стаж заикания, не его тяжесть определяет разные результаты логопедической работы.

Степень тяжести заикания адекватна степени фиксированности на своем дефекте.

Боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач - логофобия.

Образуется своеобразный порочный круг, когда судорожные запинки в речи обусловливают сильные отрицательные эмоциональные реакции, что усиливает речевые нарушения. В конце концов, для большинства заикающихся речь становится источником постоянной психической травматизации. Все это вызывает повышенную истощаемость (как психическую, так и собственно речевую), утомляемость и способствует развитию патологических черт характера.

Постепенно одни заикающиеся начинают избегать речевых нагрузок, резко ограничивают речевые контакты (пассивная форма компенсации), другие, напротив, становятся агрессивными, навязчивыми в общении (явление гиперкомпенсации).

С возрастом логофобия в части случаев приобретает особо значимое место в картине заикания, носит навязчивый характер и возникает при одной мысли о необходимости речевого общения или при воспоминаниях о речевых неудачах в прошлом. В этом состоянии заикающиеся часто произносят не то, что им хотелось бы сказать, а лишь то, что легче произнести.

Прислала Наталья Бакумова.

Почему корригируется заикание при пении


В работе (1) нами были проанализированы различные способы произнесения фраз, применяемые при коррекции заикания: шепотная, громкая речь; речь плавная, слитная, замедленная; речь с выделением ударных гласных; скандированная речь; полный стиль произношения; ритмизированная и послоговая речь. Показано, что на первый взгляд эти существенно различные способы произнесения слогов, фраз, текстов имеют общие характеристики: значительно увеличена продолжительность каждого слога в сравнении с обычной речью; наблюдается тенденция к уравнению слогов по длительности. Было выяснено также, что эффективность коррекции тяжести моторных проявлений при заикании пропорциональна длительности слогов в используемой речи.

Хотелось бы проверить, насколько справедливы эти выводы для пения, которое также используется для коррекции заикания. Специального исследования данного вопроса, насколько нам известно, не проводилось, в литературе можно найти по этому поводу лишь отдельные замечания (2).

Считается общеизвестным, что при исполнении любых песен заикающиеся поют практически без спазматических задержек. Однако результаты, полученные в работе (3), привели к мысли, что коррекция заикания, наблюдаемая при пении, может быть обусловлена не столько самим фактом пения, сколько другими факторами, как то: темп песен, пение дуэтом, в хоре, с музыкальным сопровождением, под собственный аккомпанемент.

Чтобы выделить в чистом виде влияние пения, совместно с А.С. Александровской (4) был проведен эксперимент, в котором участвовало 85 подростков и взрослых с заиканием различной этиологии и тяжести; из них 20 человек страдали легким, 35 - средним и 30 - тяжелым заиканием (учитывалась только тяжесть моторных проявлений). До эксперимента 82 человека из 85 утверждали, что во время пения не заикаются. Отметим, что среди испытуемых были лица, поющие в хоре и даже окончившие музыкальную школу или училище.

Всем участвующим было предложено спеть куплеты из ранее подобранных восьми общеизвестных песен разного темпа (по одному куплету из каждой песни). Затем прослушивалась магнитофонная запись исполненного. После этого предлагалось спеть куплет без аккомпанемента, затем - проговорить его слова. И в первом (пение), и во втором (проговаривание) случае подсчитывалось количество судорог и их длительность.

Затем для каждой песни при помощи формулы, предложенной в работе (5), определялся коэффициент:

Kэфф = 10 * [1 - (2A + B)/(2A0 + B0)],

где A и B - соответственно число коротких и длительных судорог при пении, а A0 и B0 - те же величины при чтении данного куплета наизусть. Kэфф может меняться от 0 до 10. При Kэфф = 0 влияние пения по сравнению с обычной речью отсутствует, Kэфф = 10 означает полную коррекцию заикания при пении.



После эксперимента результаты усреднялись для каждой из выбранных песен, отдельно для групп с легкой, средней и тяжелой степенью заикания. В табл.1 представлены по каждой  из предложенных песен: средняя продолжительность слогов в музыкальной фразе, процент заикающихся среди выделенных групп (считалось, что больной заикается при пении, если при исполнении данного куплета возникла хотя бы одна речевая судорога), а также соответствующие значения Kэфф.

Таблица 1


Перечень предложенных песен

Средняя длина слогов

Процент заикания и Кэфф

Тяжелые

Средние

Легкие

"Песня о веселом друге", муз. Дунаевского

220

85%   6

0%   10

0%   10

"Там, за рекой", муз. Баснера

230

100%   2

0%   10

0%   10

"Ах вы сени, сени..."

267

62%   3

30%   5

0%   10

"Марш веселых ребят", муз. Дунаевского

313

85%   4

15%   7

0%   10

"Голубой вагон",*   муз. Шаинского

327

25%   7

10%   10

0%   10

"Наш паровоз вперед лети", муз. Зубкова

330

85%   5

10%   10

0%   10

"Солнечный круг"*, муз. Островского

533

25%   8

0%   10

0%   10

"Ивушка"*, муз. Пономаренко

650

20%   9

0%   10

0%   10

Результат оказался неожиданным как для экспериментаторов, так и для пациентов. Оказалось, что пение полностью устраняет спазматические задержки только при легкой степени заикания. Около 50 процентов испытуемых с заиканием средней тяжести испытывали трудности при пении. У всех испытуемых с тяжелой степенью заикания при пении наблюдались выраженные спазматические задержки.

В качестве характерного примера можно привести следующий случай. Больной С., страдающий тяжелой формой заикания, имел музыкальное образование, обладал хорошим слухом и развитым чувством ритма, пел в ансамбле, аккомпанируя себе на гитаре, и был уверен, что при пении не заикается. Однако выяснилось, что без аккомпанемента он испытывает серъезные трудности при исполнении ряда песен.

Чем же вызвано различие субъективной оценки заикающихся и распространенного в логопедии представления с результатами проведенного эксперимента? По-видимому, это связано с влиянием сопутствующих факторов. Например, пение в одиночестве, когда и в обычной речи спазматические задержки обычно не проявляются. При пении дуэтом, в хоре или с музыкальным сопровождением, действует эффект сопряжения. Наконец, пение под собственный аккомпанемент, задающий внешний ритм, подкрепляемый также тактильными ощущениями.

Чтобы ответить на вопрос, справедливы ли для пения основные выводы работы (1), с помощью той же методики были измерены длительность слогов в музыкальных фразах песен, предложенных заикающимся в эксперименте.Для каждой из песен определялась также средняя длительность слогов, как сумма длительностей, деленная на число слогов.

Данные табл.1 показывают, что имеется корреляция между средней длительностью слогов в песне и степенью коррекции заикания, что соответствует полученным нами выводам.

Для характеристики корригирующего воздействия песен оказалось полезным использовать такое известное в музыке понятие, как "сильная доля". Приведем цитату, в которой определяется это понятие: "В музыке звуки организованы во времени. Чередование звуков равными по времени долями образует в музыке равномерное движение (как говорят, пульсацию). В этом движении звуки некоторых долей времени периодически выделяются ударениями. Такие ударения называются акцентами. Доли, на которые приходятся акценты, называются сильными долями".

Эксперимент показал, что существенную роль в коррекции заикания при пении играет наличие сильной доли в начале музыкальной фразы. Песни с сильной долей в начале отмечены в табл.1 звездочкой. Они в максимальной степени корригируют заикание, если сочетаются с большой длительностью слога (например, песни "Ивушка зеленая" и "Солнечный круг"). Интересно отметить, что для послоговой равноударной речи Kэфф = 9.6, т.е. он все же выше, чем в этих песнях.

При пении, как и в речи, у заикающихся возникают судороги на фиксированных звуках и звукосочетаниях. Например, музыкальные фразы "Проскакал отряд кавалеристов..." и "Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам..." существенно труднее для заикающихся, чем аналогичные по длительности фразы других песен.

Вывод о влиянии сильной доли в начале музыкальной фразы был проверен нами и для речи. Начало синтагмы с сильной доли, т.е. акцент на первом слоге, удлинение его, уход голоса вниз (изменение частоты основного тона), более четкая артикуляция гласного звука (но без утрирования) значительно облегчают речь заикающихся.

Анализ данных, полученных в эксперименте, позволил сделать следующие выводы:



  • эффективность коррекции заикания при пении повышается с увеличением средней длительности слогов;

  • равнометричная речь в большей степени корригирует заикание, чем песни даже с большой длительностью слогов;

  • в пении, как и в устной речи, у заикающихся наблюдаются речевые судороги, судороги на ╪трудных" звуках и звукосочетаниях;

  • в коррекции заикания при пении существенную роль играет наличие сильной доли в начале музыкальной фразы, а в устной речи - наличие сильной позиции в начале синтагмы.

Таким образом, при коррекции заикания в речи и в пении действуют общие закономерности.

@ Л.З. Арутюнян (Андронова). "Как лечить заикание". М., 1993


Список литературы


(1) Андронова Л.З., Арутюнян М.А. "Анализ временных характеристик видов речи, применяемых при коррекции заикания". Дефектология, 1984, N4.

(2) Матейнова З., Машура С. "Музыкотерапия при заикании". Киев, Выща школа, 1984.

(3) Андронова Л.З., Яхно В.П. "Синхронизация движений губ и пальца руки при отслеживании ритмической последовательности звуковых сигналов в норме и при заикании". В кн. "Заикание, экспериментальные исследования и методы реабилитации". М., 1986.

(4) Андронова Л.З., Арутюнян М.А., Александровская А.С. "О влиянии пения на заикание". Дефектология, 1987, N4.

(5) Андронова Л.З. "Способ лечения заикания". Патент СССР N 1337085. Патентообладатель Андронова Л.З.

Упражнения для формирования речевого дыхания
у подростков и взрослых.


 

 

Упражнение 1

Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом так, чтобы было приятное, легкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать следует через рот. Затем выждать естественную ы цикле дыхания паузу, снова сделать вдох и затем выдох. Упражнение нужно проделать три раза без перерыва.

При выполнении данного упражнения нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи.

Упражнение 2

А) Встать парами: 1 человек - дышит диафрагмой, другой - кладет руки ему на плечи и грудь и проверяет дыхание.

Б) Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних ребрах грудной клетки - большой палец впереди, четыре пальца - на спине. Сделать выдох (вообще все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха). Затем сделать вдох носом, затем выдохнуть через рот. Повторить упражнение три раза.

Упражнение 3

Стоять прямо. После предварительного выдоха взять дыхание через нос, последить, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота. Плечи должны быть спокойны. Прежде чем начать выдох, сделать небольшую остановку, которая явится как бы подготовкой к выдоху. Положение мышц диафрагмы при остановке перед выдохом будем называть "опорой дыхания". Научиться сохранять опору дыхания при выдохе очень важно, так как правильная опора дыхания организует работу голосовых связок на хорошей воздушной струе. После остановки начать выдох через узкое отверстие, образованное губами. При выдохе должно быть такое ощущение, как будто струя воздуха является продолжением воздушного столба, идущего от диафрагмы. Выдох идет легко, постепенно и плавно. Упражнение проделать три-четыре раза. Следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и в шее. Освободить мышцы шеи, покачивая головой вправо, влево, по кругу, вниз. Проделать это упражнение и сидя.



Упражнение 4

Медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу, которая стоит недалеко от вас ("Свеча", в данном случае, может быть и воображаемой). Пламя ее должно плавно отклониться по ходу течения воздушной струи (от вас). Затем снова сделать медленный вдох и дуть также медленно на свечу, которая стоит дальше, чем в первом случае. Снова медленный вдох и медленный выдох на свечу, стоящую уже на более далеком расстоянии. Вы замечаете, что в зависимости от удаления свечи мышцы живота будут испытывать все большее напряжение. Голову вперед не тянуть.



Упражнение 5

Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на свечу, стоящую близко, чтобы загасить ее. Отодвинуть свечу и, делая быстрый вдох, также загасить свечу. Поставить свечу еще дальше, сделать вдох и снова загасить свечу. Мышцы живота работают с хорошей активностью.



Упражнение 6

Для того чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет "три", а длительность выдоха - на счет "шесть". Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха в момент подготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет "один". Все упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох - три единицы, пауза - одна единица, выдох - шесть единиц. Счет вести про себя. Вдох делать носом, а выдох ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется три-четыре раза.



Упражнение 7

Данное упражнение рассчитано на тренировку выдоха при образовании одного из согласных звуков - звука Ф, в дальнейшем можно его делать на некоторых других согласных с правильной их установкой.

Встать прямо. Сделать выдох, а затем вдох и начать выдох на звуке Ф. Следить за тем, чтобы не надувались щеки - выдыхаемая струя выходит только через щель, образованную зубами и нижней губой. Следить за опорой дыхания. Вдох делать носом, губы при вдохе должны быть сомкнуты. Упражнение проделать три-четыре раза подряд, следить, чтобы выдох длился не меньше восьми-девяти единиц счета.

Упражнение 8

Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, но выдох рассчитан на длительность в двенадцать единиц, и эти двенадцать единиц равномерно распределяются между четырьмя звуками: Ф, С, Ш и Х, на каждый звук падает три единицы счета. Упражнение также проделывается три-четыре раза.



Упражнение 9

Сделать быстрый вдох, и на одном выдохе произносить несколько раз подряд звук П. Грудную клетку не сжимать, должны хорошо работать губы. Затем, также быстро вдохнув, на одном выдохе произносить столько раз, на сколько хватит дыхания, группу согласных: ПТК.



Упражнение 10

Полный вдох берется на три единицы, с остановками после каждой единицы, таким образом вдох происходит в несколько приемов. Во время остановки сохраняется то положение дыхательных мышц, на котором их застает остановка. Вдох делать носом, выдох - через узкое отверстие губ длительностью десять-двенадцать единиц. Последовательность упражнения: вдох - одна остановка - вдох - одна остановка - вдох - одна остановка - выдох десять-двенадцать единиц.



Упражнение 11

Выдох идет при счете вслух до восьми. В упражнении нужно следить за тем, чтобы заданное количество счета шло, как одна фраза, без пауз между словами. Считать ровно, без крика, с хорошей дикцией. Впоследствии счет следует довести до пятнадцати-двадцати-двадцати пяти. При счете стараться подольше сохранять состояние дыхательных мышц живота и грудной клетки в положении вдоха, но не задерживать сам выдох.

 





 

 

@Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Логопедия" - М., 1998.



@ Н.П. Вербовая, О.М. Головина, В.В. Урнова. Искусство речи. М., 1977.

 

Виды заикания

Во многих источниках заикание подразделяют на невротическое, неврозоподобное и смешанное. На представленных ниже таблицах дается относительная характеристика каждого вида заикания

218.03kb.

16 12 2014
1 стр.


Организация работы учителя логопеда с семьей, воспитывающей ребенка с заиканием

Проблема устранения заикания, как одного из расстройств речи, волновала ученых с древних времен

190.58kb.

13 10 2014
1 стр.


По изготовлению поделок таблицы: виды швов, виды ткани, виды бумаги. Карты: карта полушарий, карта Оренбургской области, карта природных зон, карта живого мира

Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная /дополнительная), направление подготовки, специальность, профессия, наименование предмета, дисциплины

106.87kb.

13 10 2014
1 стр.


Формирование темпо-ритмической стороны речи у детей с тяжёлой формой заикания

Белгорода Заикающиеся дошкольники, младшие школьники, подростки и взрослые по-прежнему продолжают ждать от специалистов реальной помощи, которая позволит им успешно адаптироваться

112.38kb.

13 10 2014
1 стр.


Раздел Общие положения Раздел 2

Предмет, цели, задачи, виды деятельности, типы и виды реализуемых программ

784.89kb.

11 10 2014
4 стр.


«Понятие и виды безработицы»

Образовательная – познакомить учащихся со структурой населения страны, рассмотреть виды и причины безработицы

71.37kb.

13 10 2014
1 стр.


Тематический план Основные требования к уровню подготовки детей Воспитанник должен Базовая программа

Различные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, нетрадиционные виды рисования

18.75kb.

24 09 2014
1 стр.


«Виды излучений. Источники света. Шкала электромагнитных волн»

Цель: установить общие свойства и различия по теме «Электромагнитные излучения»; сравнить разные виды излучений

175.4kb.

02 10 2014
1 стр.