ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ,
ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ЗАИКАНИЕМ
Г. В. Ковешникова
МБДОУ № 26
Ст. Новолабинская
|
Проблема устранения заикания, как одного из расстройств речи, волновала ученых с древних времен.
В настоящее время важнейшей задачей педагогического процесса профессиональной подготовки учителя-логопеда к работе с детьми с нарушениями речи является формирование высокого уровня профессионализма, готовности решать педагогические проблемы, связанные с обучением, воспитанием и развитием их личности. Особую актуальность приобретает проблема работы специалиста с семьей, имеющей ребенка, страдающего тяжелой речевой патологией - заиканием.
Практика показывает, что при воспитании ребенка с заиканием семья неизбежно сталкивается с определенными трудностями. Родители детей с нарушением темпо-ритмической организации речи нуждаются в специальном обучении на профессиональном уровне, поскольку воспитание ребенка, испытывающего в силу разного рода причин трудности в становлении речевой функции, требует большой специальной работы.
Большая ответственность за результат коррекционно-воспитательной работы лежит на узких специалистах - врачах, дефектологах, психологах, логопедах. Как отмечают Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина [2], новые педагогические технологии воспитания и обучения «особых» детей еще более расширяют зону ответственности, включая в нее специалистов массовых общеобразовательных детских учреждений и родителей. Квалифицированная помощь со стороны семьи детям с особенностями в развитии существенно дополняет комплекс лечебно-педагогических мероприятий. В настоящее время издается достаточно много репрезентативной литературы для родителей. Однако было бы неверно полагать, как справедливо указывают названные авторы, что, прочитав эту литературу, родители смогут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приемами и навыками без помощи и поддержки специалистов. В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить потенциальные возможности ребенка и ситуацию в целом.
Сотрудничество родителей со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих членов семьи, которые становятся равноправными партнерами специалистов и способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагае
мые специалистом методы обучения и воспитания, развития личности ребенка с заиканием. Для таких детей необходимо четко организованное, продуманное до мелочей, гибкое домашнее воспитание, не исключающее в то же время посещения массовых дошкольных и школьных учреждений. Родители должны стать партнерами специалистов, овладеть определенными знаниями, необходимыми для эффективной помощи детям, уметь работать с консультантами, психологами, специальными педагогами, учителями-логопедами.
Содержание разработанных нами методических рекомендаций не дублирует содержание раздела логопедии «Нарушения темпа и ритма речи. Заикание», а представляет собой расширенный и углубленный вариант отдельных приемов по работе как с детьми, страдающими заиканием, так и их родителями.
Заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Как отмечают JI. И. Белякова и Е, А. Дьякова [1], в современной логопедии выделяют два основных вида патологического нарушения темпа и ритма речи: несудорожного и судорожного характера. К расстройствам темпа и ритма речи несудорожного характера относятся тахилалия (патологически ускоренный темп речи) и брадилалия (патологически замедленный темп речи). Языковых нарушений при этих дефектах обычно не наблюдается, коммуникативная функция, как правило, сохранна, однако при тахилалии страдает внятность и разборчивость речи, личностных изменений не отмечается. Между тем дети с тахилалией входят в группу риска по возникновению более сложного речевого расстройства - заикания.
Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Чаще всего заикание возникает в дошкольном возрасте, в период формирования речи, но может проявляться в более старшем возрасте.
Языковая система при заикании первично не страдает, однако резко нарушена коммуникативная функция. Это приводит к серьезным изменениям личности, расстройствам эмоционального характера, возникновению страха речи (логофобии). У лиц, страдающих заиканием, часто отмечаются нарушения в сфере вегетативной нервной системы (учащение пульса, повышенное потоотделение и т.п.), может наблюдаться незначительная вторичная задержка психического развития как результат нарушения коммуникации и изменений личности. При отсутствии специализированной помощи заикание имеет тенденцию к утяжелению. Прогноз неопределенный, часто наблюдаются рецидивы (в особые периоды: возрастные, ослабление организма, стрессовые ситуации). Заикание может встречаться в комбинации с другими аномалиями (с олигофренией, при афазии, дизартрии и др.).
Помимо судорожных запинок, заикание включает в себя нарушения высшей нервной деятельности. Хронификация патологического процесса вызывает, как правило, вторичную невротизацию личности на основное заболевание, которая может сопровождать человека всю его жизнь.
В связи с этим учителю- логопеду необходимо овладеть рядом логопедических и психотерапевтических технологий, включающих: торможение патологических речедвигательных стереотипов, регуляцию эмоционального состояния, развитие моторных систем организма, формирование речевого дыхания, навыков голосоподачи и голосоведения, развитие просодической стороны речи, развитие планирующей функции речи.
Структура работы предусматривает рассмотрение различных методов статической и динамической релаксации и комплексного единства с логопедическим воздействием. К ним относятся разные виды сочетаний функциональных речевых тренировок с аутотренингом, специализированным массажем, дыхательной гимнастикой и упражнениями системы актерской педагогики, а также с некоторыми видами телесноориентированных психотерапевтических упражнений для снижения общего уровня напряженности, скованности, физической и психической закрепощенности у детей и взрослых, в том числе родителей, имеющих ребенка с заиканием.
Как отмечает Е. М. Мастюкова [3], рождение ослабленного, больного ребенка, как правило, изменяет уклад и психологический климат в семье. После возникновения заикания у ребенка все члены семьи и особенно мать находятся в состоянии эмоционального стресса. Состояние длительного стресса приводит к повышению раздражительности членов семьи, нарушению взаимоотношений между супругами, что крайне неблагоприятно отражается на психическом здоровье малыша. В такой ситуации чаще всего формируются неправильные варианты воспитания ребенка, что утяжеляет его состояние и способствует формированию вторичных невротических расстройств. Длительный эмоциональный стресс, который испытывают родители, формирует определенные особенности их личности, такие, как повышенная чувствительность и тревожность, неуверенность в себе, внутренняя противоречивость, что неблагоприятно сказывается на эмоционально-личностном развитии ребенка. В связи с этим учителю- логопеду, психологу, врачу надо лечить и учить не только ребенка, но и прежде всего родителей. Специалисты у всех членов семьи и в первую очередь у матери, должны создать положительное отношение к семейной психотерапии, поскольку только при совместных усилиях специалистов и семьи будет эффективной работа по устранению одного из тяжелых речевых расстройств - заикания.
Становлению современного комплексного подхода в реабилитации заикания предшествовала разработка ряда различных методов и путей преодоления этого заболевания. Указания на необходимость комплексного воздействия и серьёзные попытки его применения при заикании впервые встречаются в трудах отечественных ученых И. А. Сикорского, И.К. Хмелевского, которые в лечении заикания включали гимнастику речи (система упражнений дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи), психотерапевтическое лечение, фармацевтическое и динамическое лечение (медикаменты, физиотерапия, двигательные упражнения). Опираясь на учение отечественных физиологов И.М.Сеченова, И.П.Павлова и их последователей, современные учёные создали современный комплексный подход реабилитации заикания. В настоящее время существует множество приемов, средств и методов, направленных на реабилитацию лиц, имеющих заикание, одним из которых является психотерапевтический метод. Применению психотерапии в реабилитации заикания всегда придавалось большое значение. В 1998 году Министерство Здравоохранения РФ рассмотрело список рекомендуемых для РФ методов психотерапии. В него вошли следующие: арттерапия, аутогенная тренировка, гештальт- психотерпия, гипносуггестивная психотерапия, групповая динамическая психотерапия, динамическая краткосрочная психотерапия, когнитивноповеденческая психотерпия, личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия, логотерпия, недирективная психотерпия по C.Rogers, нейролингвистическое программирование, поведенческая психотерапия, психодрама, классический психоанализ, рациональная психотерпия, телесноориентированная психотерапия, терапия творческим самовыражением, трансактный анализ, трансперсональная психотерапия, эмоционально-стрессовая психотерапия, эриксоновский гипноз, клинический психоанализ, континуальная психотерапия, экзистенциальная психотерапия, социальнопсихологический тренинг, и, конечно, семейная системная психотерапия.
Основную психотерапевтическую работу проводит врач-психотерапевт, однако, как констатирует Е. М. Мастюкова [3], не во всех случаях семья больного ребенка готова к этим психотерапевтическим занятиям, поэтому на начальных этапах, которые являются часто наиболее трудными для семьи, психотерапевтом становится педагог-дефектолог, учитель-логопед, т. е. специалисты, реально помогающие ребенку, которые должны быть обязательно ориентированы в проведении психотерапевтической работы.
При проведении психотерапевтической работы специалисты обязательно учитывают характерологические особенности членов семьи и особенности стрессового состояния у каждого из них. Задачей психотерапевтической работы является, прежде всего, нормализация взаимоотношений внутри семьи, выработка единого и адекватного понимания проблем ребенка. На начальных этапах работы преобладает индивидуальная психотерапия с одновременным обучением каждого из них отдельным приемам коррекционной работы.
Психотерапевтическая работа с семьей может быть эффективной в том случае, если проводящий ее специалист имеет достаточные знания в этой области, а значит и авторитет в глазах членов семьи.
В процессе психотерапии родителей и самих детей с заиканием важное место отводится устранению отрицательных и воспитанию положительных эмоций, обладающих большими компенсаторными свойствами, стимулирующими нервную систему к преодолению трудностей в сложном процессе овладения навыками правильной, плавной, слитной речи и правильного поведения. После подробного предварительного ознакомления с особенностями личности членов семьи и ребенка с заиканием, а также психотравмирующими обстоятельствами следует установить, какие виды психотерапии и в какой последовательности необходимо применить в каждом конкретном случае. Обычно сочетаются рациональная психотерапия и различные суггестивные методы.
Логопсихотерапия (от гр. слов logos - слово, psyche-душа и therapia - лечение) - разновидность психотерапии, направленной на восстановление нарушенной речевой коммуникации, пограничное направление, появившееся на стыке таких наук, как психотерапия, психология и логопедия. В методике логопсихотерапии заикание рассматривается не просто как нарушение плавности и ритмичности речи, а как сложное психофизиологическое напряженное состояние, которое проявляется в речевых сбоях (нарушение плавности, ритмичности и логики речи) в ситуациях значимого общения. Как отмечают ряд исследователей Драпкин Б.3., Некрасова Ю.Б., Буянов М.И. и др. [см.1], психотерапия предусматривает воздействие на психику человека при помощи лечебного слова, согретого душевным теплом и наполненного самым искренним стремлением помочь ему в преодолении имеющегося недуга. Обычно сочетаются рациональная психотерапия и различные суггестивные методы. Наиболее эффективными в системе психотерапевтических мероприятий при реабилитации заикания являются методы групповой психотерапии. При реабилитации заикания применяется гипнотерапия. Внушение в гипнозе, подкрепленное логопедическими занятиями и психотерапевтическими беседами, способствует устранению страха речи, который является одним из патогенетических факторов заикания. Гипнотерапия в части случаев является хорошей подготовкой к проведению сеанса внушения в состоянии бодрствования. При лечении заикания широко используется аутогенная тренировка. Аутогенная тренировка — это один из методов психотерапии, осуществляемый в состоянии бодрствования. С детьми используются такие методы работы, как сказкотерапия, музыкотерапия, ароматерапия и др.
В работе с родителями, имеющих детей с заиканием, как отмечалось выше, важное значение имеет разработка программы их специального педагогического образования.
Учитель-логопед должен уметь проводить просветительскую работу среди родителей по предупреждению заикания. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова предлагают оригинальную систему профилактики заикания. Авторы отмечают, что поскольку в появлении заикания значительную роль играют особенности речевого развития ребенка, его характерологические качества, внутрисемейные отношения и многое другое, необходимо, чтобы родители, воспитатели и окружающие ребенка близкие люди были осведомлены о закономерностях речевого развития и об условиях, которые могут способствовать возникновению речевой патологии. В профилактике заикания выделяются три основных направления: предупреждение возникновения заикания у детей; предупреждение хронификации и рецидивов заикания; предупреждение нарушений социальной адаптации.
Можно выделить несколько групп детей с фактором риска по заиканию. Во-первых, это дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. Такие дети нередко дают реакцию в виде нарушения сна, аппетита, раздражительности, плаксивости в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в ясли, детский сад, длительное отсутствие матери и т.п.).
Во-вторых, это группа детей с ранним речевым развитием. У таких детей первые слова появляются до 1-го года. В 1,6-1,8 года у них формируется фразовая речь. В 2-2,5 года они начинают говорить развернутыми фразами. Их речевая активность высокая. В этот период в речи у них появляются множественные итерации. Речь протекает часто в период инспираторной фазы дыхания.
В-третьих, это дети с некоторой задержкой речевого развития. Слова у таких детей появляются после 1-го года, чаще всего к 1,3-1,5 годам. Фразовая речь формируется после 3-х лет, фаза ее интенсивного развития падает на возраст 3,6 года. Речь таких детей зачастую невнятна с существенным нарушением звукопроизносительной стороны речи. В-четвертых, это дети с генетическими факторами риска, т.е. дети с признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием или левшеством (обнаруживается генетическая обусловленность речевой патологии). Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием, также находятся в ситуации риска заикания. У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера, легко возникают страхи.
Эти страхи могут возникать в результате запугивания, чтения книг или просмотра фильмов устрашающего содержания и т.п. Нередко дети боятся остаться в темноте и просят не гасить свет перед засыпанием, боятся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору и т.п.
Не следует “приучать” детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, так как это может усилить страхи и зафиксировать их. Можно оставить приглушенный свет в комнате засыпающего ребенка, посидеть с ним рядом, пока он не уснет. При разумном поведении родителей страхи ребенка постепенно проходят. Если возникшие страхи наблюдаются длительное время, следует обратиться к психоневрологу. Следует обратить внимание родителей на то, что для детей в возрасте от 1-го до 6-7-ми лет речь родителей является образцом. Общими правилами речевого поведения родителей являются следующие: речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу; желательно, чтобы речь родителей была четкой; нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение; речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами; взрослые не должны включать в речь при общении с ребенком сложные лексико-грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми; при общении с ребенком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом; ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизованная речь способствует выработке правильных речедвигательных автоматизмов.
Случаи раннего речевого развития не следует оценивать как положительное явление. Такого ребенка опасно “перегружать” речевым общением: вводить новые слова, речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать “речевые успехи” ребенка окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации. Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать возрасту. Таким детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке. Речевые образцы взрослых играют особо важную роль в организации речедвигательных автоматизмов таких детей. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Для таких детей полезны игры с ритмическими движениями, ритмическим проговариванием отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить внимание на процесс становления у них речевого дыхания.
Таким образом, для детей с ранним речевым развитием профилактические мероприятия, прежде всего, связаны с охранительным речевым режимом, ритмизацией речи и формированием речевого дыхания. Дети с некоторой задержкой речевого развития нередко при тщательном обследовании их психоневрологом обнаруживают симптомы повышения внутричерепного давления, и двигательную расторможенность снижение внимания и т.д.
Такие дети нуждаются в стимуляции речевого развития, однако эта стимуляция должна быть очень осторожной и умеренной. В первую очередь, таким детям надо формировать звукопроизносительную сторону речи и речевое дыхание. В период интенсивного накопления словаря и развития фразовой речи у этих детей, необходимо быть предельно внимательным к появлению итераций (эпизодическое ритмическое повторение двигательного акта, слова или части фразы). Если на протяжении 3-4- х месяцев количество итераций не снижается, необходимо переходить к коррекционным воздействиям, направленным на выработку плавности речи.
У детей с семейным левшеством полезно своевременно выявлять симптомы нарушения формирования нормальных межполушарных отношений. В дошкольном возрасте у части детей не сразу устанавливается доминантность одной из рук. Дети могут одинаково свободно использовать то правую, то левую руку в своих действиях. В этих случаях рекомендуется организовать деятельность ребенка так, чтобы максимально активизировать и правую руку. Необходимо последовательно, но, в то же время, не насильственно вкладывать ложку перед едой (карандаш перед рисованием и пр.) в правую руку. Во время прогулок стараться держать ребенка за его правую руку и т.д. Если же ребенок, несмотря на эти мероприятия, настойчиво продолжает пользоваться левой рукой, не следует этого запрещать ребенку. Наличие заикающихся в семье может иметь патогенное значение для развивающейся речи ребенка. В первую очередь, должно быть рекомендовано значительное ограничение речевого общения заикающегося с маленьким ребенком, особенно в период формирования у того фразовой речи. Их общение может протекать только при использовании таких видов речи, в которых у взрослого заикающегося не проявляется заикания (например, чтение стихов, односложная вопросно-ответная речь и пр.).
Заикающимся родителям рекомендуется пройти курс лечебнокоррекционного воздействия для устранения заикания. Для детей, речь которых формируется в условиях семьи с двуязычием (т.е. где говорят на двух или более языках), должны быть созданы особые условия. Нервная система детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Оно возрастает в тех случаях, когда формируются одновременно две языковые системы. Нередко в этой ситуации появляются те или иные симптомы речевой патологии или возникают отклонения от нормы. В одних случаях это задержка развития каждой из языковых систем, которыми ребенок овладевает одновременно, несоответствующий возрасту малый словарный запас, задержка формирования грамматических структур, использование разных языков при построении одной фразы и т.д. В других случаях может развиться и заикание. Для того чтобы избежать развития патологии речи, необходимо создать условия для формирования лексико-грамматической базы сначала одной языковой системы. Это происходит в норме, как правило, к 4-м годам. После этого овладение другой языковой системой не приводит к отклонениям в речевом развитии или речевой
патологии, и ребенок свободно овладевает вторым языком.
Профилактика хронификации (последствий) заикания заключается в следующем. При “остром” начале заикания, что бывает, как правило, после испуга, необходимо срочно создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно в тех случаях, если после испуга наблюдался мутизм. Желательна консультация логопеда и психоневролога. При появлении судорожных запинок родители не должны внешне проявлять своего беспокойства, тем более не должны делать замечаний по поводу речи ребенка, требовать от него плавной речи, правильного произношения звуков, слов и т.п. Недопустимы передразнивания и насмешки. В инициальный период заикания следует ограничить речевое общение с ребенком и разговаривать с ним лишь в необходимых случаях. Речь окружающих при этом должна быть негромкой и спокойной. Так как в процессе игры наедине с собой заикающиеся дети оречевляют свои действия без запинок, то следует поощрять разнообразные виды игровой деятельности ребенка наедине: рисование, мозаика, строительные игры и пр.
Все дисциплинарные требования должны предъявляться спокойным тоном, не носить характера безапелляционных приказов. Если ребенок сопротивляется выполнению требований, следует переключить его внимание на другую деятельность. Логопед должен объяснить родителям, что заикание у ребенка можно устранить, правильно выполняя рекомендации.
Несмотря на эффективность коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми в дошкольном возрасте, в школьном возрасте у таких детей могут быть рецидивы заикания. Следует учесть, что, несмотря на избавление от судорожных запинок, у таких детей остается низкий уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы. В связи с этим усиление эмоциональной, психической и физической нагрузок может вызвать рецидив заикания. Наиболее часто первый рецидив наступает при поступлении ребенка в школу. Для того чтобы предупредить рецидив заикания, необходимо особым образом готовить такого ребенка к школе. Еще до 1 сентября ребенок должен посетить школу и класс, в котором он будет учиться. Он может походить по классу, посидеть за партой, узнать, где находится туалет. Кроме этого, необходимо заранее познакомить ребенка с педагогом. Педагог должен знать о том, что ребенок в прошлом заикался и потому требует к себе особого отношения.
Такого ребенка нельзя спрашивать первым, настаивать на ответе, если ребенок молчит, требовать от него развернутых устных ответов. При этом необходимо максимально поощрять активность ребенка. Рекомендуется в первое время вызывать маленького школьника к ответам перед классом только с чтением стихов. Если у учащегося будут судорожные речевые запинки, не следует торопить его с ответом. В случаях возникновения рецидива заикания не следует отстранять заикающегося от устных ответов перед классом. Можно рекомендовать родителям, чтобы ребенок готовил все домашние задания вслух. При ослаблении ребенка после соматических или инфекционных заболеваний необходимо
проведение щадящего общего и речевого режима. Желательно, чтобы ребенок, в прошлом страдавший заиканием, наблюдался логопедом и психоневрологом в течение 1-1,5 лет. Следующим “опасным” для рецидива заикания возрастом является пребертатный и пубертатный возраст. В этот период психосоматического развития усложняются формы общения, возрастают требования к собственной речи, у подростка нарастает эмоциональное напряжение, связанное с эндокринной перестройкой организма. Нередко наблюдаются переживания подростка, связанные с его социальным статусом среди сверстников. В этот период могут быть рецидивы заикания [1].
Безусловно, в рамках настоящей статьи, невозможно охватить весь круг проблем, возникающих перед специалистами и родителями, имеющими детей с нарушениями плавности речи. Они должны не только ориентироваться в теоретических вопросах, достаточно широко представленных в специальной литературе, но главным образом, овладеть всеми необходимыми приемами по профилактике заикания у детей и закреплению полученных речевых навыков у них с помощью и при поддержке специалиста - учителя-логопеда.
Родители должны стать партнерами специалистов, овладеть определенными знаниями, необходимыми для оказания помощи детям с заиканием, уметь работать с консультантами, психологами, специальными педагогами, учителями-логопедами, овладеть инструментарием, необходимым для эффективной помощи своим собственным детям. В свою очередь, специалисты, учителя-логопеды, имеют уникальную возможность опереться в своей работе на самых заинтересованных в ее успешности людей - родителей.
Примечания
-
Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Логопедия» - М.: В. Секачев, 1988.- 304 с.
-
Мастюкова Е.М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. Под ред. В. И. Селиверстова. - ML: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
-
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 304 с.
-
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов отделения логопедии дефектологического факультета по специальности 031800 - логопедия. Часть 2. Под ред. Л.И. Беляковой, Г.В. Бабиной - М.: Прометей, 2004. - 224 с.