Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Опыт работы учителя-логопеда

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушениями речи. И количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют и на развитие когнитивных способностей, и на эмоционально-аффективную сферу ребенка. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере: появлению повышенной раздражительности, возбудимости, замкнутости, депрессивных состояний, негативизма, заторможенности, апатичности, психической истощаемости и т.д. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной  дезадаптации. Поэтому детям, имеющим нарушения речи, следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.

Основными целями моей работы являются: профилактика и коррекция речевых дефектов, формирование грамматического строя и связной речи. Из поставленных мною целей вытекают следующие задачи: Задачи:

1.     Выявить уровень речевого развития детей

2.     Обеспечить полноценное развитие ребенка в

дошкольном возрасте и подготовку к обучению в школе

3. Создать условия для накопления ребенком

 достаточного словарного запаса

4. Развить механизмы, необходимые для овладения

ребенком четкой произносительной речью.

5. Совершенствовать развитие просодических

компонентов речи (интонация, громкость, выразительность и т.п.)

Я пришла к выводу, что речь можно сравнить с большой «страной», в которой все тесно взаимосвязано и переплетено. И если в одном «городе» наметился ряд «проблем» - «союзники» не могут «оставаться безучастными, не могут ни страдать, ни подвергаться влиянию, ни изменяться под воздействием». Так, к великому сожалению, в нашей речи все составляющие могут влиять друг на друга своим неблагополучием, и в действительности нельзя работать над каким-то отдельным речевым компонентом. Например, если нарушено звукопроизношение, то будет страдать и грамматический строй речи ит.д.

Как и вся коррекционно-развивающая работа, моя деятельность начинается с диагностики. Я провожу  диагностирование детей с речевыми нарушениями. В своей работе я реализую личностно-ориентированный подход, поэтому обследую не только речевые, но и когнитивные,  и эмоциональные особенности детей.

На логопункт зачисляются дети, страдающие нарушениями фонематического восприятия и артикуляционными расстройствами. Но анализируя данные логопедических обследований, я увидела, что и у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются отставания в лексико-грамматическом развитии. На слайде видно, что у детей нарушены практически все компоненты речи. Итоги диагностики таковы: звукопроизношение (норма -7, нарушено – 16), фонематическое восприятие (средний – 12, низкий -11), словарь – (норма – 6, средний -10, низкий -7), грамматический строй речи 9норма – 7, нарушено – 16), связная речь (средний -13, низкий 100),просодика (норма – 19, нарушено – 4).

 Анализ показывает, что нарушения проявляются в неточном употреблении слов, в поиске подходящих слов, в трудности актуализации словаря, бедности словарного запаса. Поэтому мною ведется работа не только по формированию правильного звукопроизношения и фонематического слуха, но и над расширением словаря, формированием грамматического строя, развитием связной речи.

Решая задачи различных направлений коррекционно-развивающей деятельности, я использую различные формы организации: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. На индивидуальных занятиях я решаю задачи формирования звуковой культуры речи. На подгрупповых занятиях готовлю детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала, провожу автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков. На фронтальных занятиях решаю следующие задачи: закрепление правильного произношения звуков, изучение фонетической характеристики звуков, развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических средств языка и связной речи, обучение грамоте.

В процессе работы я стараюсь создать эмоционально-комфортную атмосферу, вызвать живой интерес и положительное отношение к занятиям.   Я постоянно нахожусь в поиске новых, инновационных технологий, нетрадиционных методов воздействия. Но не отказываюсь применять и проверенный временем практический материал, способствующий эффективному речевому развитию ребенка.  Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения обширного арсенала образовательных технологий и я постоянно занимаюсь самообразованием.

В своей работе я использую следующие технологии и методы:

·        Упражнения на дыхание – правильное дыхание имеет важнейшее значение при постановке звуков. Речевое дыхание является произвольным в отличии от физиологического. Речевое дыхание осуществляется через рот и обеспечивает нормальное звукообразование, громкость речи, соблюдение пауз, плавность.;

·        оздоровительные и динамические паузы, гимнастика для глаз – обязательные элементы здоровьесберегающих технологий,  помогают снять напряжение, расслабить мышцы, играют важную роль в профилактике глазных заболеваний и нарушений осанки.

 

·        развитие мелкой моторики – взаимосвязь развития мелкой моторики и речи давно доказана, поэтому я не только сама использую пальчиковую гимнастику, но и пропагандирую ее использование среди педагогов и родителей. Я использую для развития мелкой моторики массаж ладонных поверхностей металлическими, стеклянными разноцветными шариками, грецкими орехами, шестигранными карандашами, пальчиковые бассейны;



·        артикуляционная гимнастика используется мною на каждом занятии, но упражнения быстро надоедают детям, поэтому я считаю рациональным использование артикуляционной гимнастики в форме сказок.

·        логопедический массаж занял прочное место в моей коррекционной работе. В основе механизма действия массажа на организм лежит сложный процесс, обусловленный нервно-рефлекторным, гуморальным и механическим воздействием. Я использую дифференцированный массаж, массаж биологически активных точек, элементы самомассажа.

·        кинезиологические упражнения – определенные двигательные упражнения, влияющие на развитие умственных способностей и способствующие развитию высших корковых функций.

·        элементы логоритмики – взаимосвязь музыки, слова и движения и фонеритмики – взаимосвязь музыки, звука и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия;

·        модели артикуляции звуков - зная психологические особенности детей дошкольников ( преимущественно у них наглядно-образное мышление), я считаю актуальным использование зрительной опоры при формировании фонетической стороны речи. Использование наглядного материала также позволяет сделать процесс обучения разнообразным и интересным, формируя в сознании ребенка физиологический образ звука. Поэтому я применяю модели артикуляции звуков при постановке звуков. Модель служит наглядной опорой и коррекция речевых нарушений идет быстрее.

·        игра  является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, поэтому я использую разнообразные игры. Они используются мною для развития слухового внимания, правильного восприятия речи и звукопроизношения, соотношения слова с картинкой или предметом, регулирования громкости голоса, развития диалогической и монологической речи.

·        Повсеместная компьютеризация открывает новые варианты и возможности обучения. Так как все современные дети увлечены компьютерными играми, я использую в своей работе и компьютерные логопедические игры.

·        Современные компьютерные технологии позволяют мне использовать компьютер для реализации коррекционных задач. Наиболее широкое применение в моей практике нашла  компьютерная программа Power Point, которая позволяет создавать презентации к фронтальным и индивидуальным занятиям с детьми, использовать элементы логоритмики в виде мультмедиа.

Особенностью моей деятельности является коррекционно-развивающая  работа в группе компенсирующей направленности. Процесс коррекции с этими детьми особенно кропотлив и требует от меня мобилизации всех моих знаний, постоянного самообразования.  Ведется коррекция в течение трех лет по программе Нищевой Н.В. «Программа коррекционно-логопедической работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи». С детьми этой группы я также провожу индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия. У детей, обучающихся в этой группе, стоит диагноз «задержка психического развития», поэтому я планирую с ними работу не только по развитию речи, но и по развитию когнитивных процессов. 50% детей этой группы «неговорящие» и я стараюсь привлечь их к моторному образу слова, развивать межполушарные связи, растормозить речевые функции правого полушария.

Неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является взаимодействие учителя-логопеда с родителями и педагогами. Проводимая воспитателями детского сада грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса. Именно воспитатель осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов, занимается развитием артикуляционной и мелкой моторики, способствует совершенствованию грамматического строя речи. Поэтому я постоянно осуществляю взаимодействие с воспитателями в форме бесед, консультаций, семинаров-практикумов.



Важнейшим направлением в своей работе я считаю взаимодействие с родителями. Проблема конструктивного взаимодействия логопеда с семьей очень актуальна. Постоянная занятость родителей, непонимание ими важности занятий по развитию речи своих детей, недостаточная компетентность – основные проблемы. Моя прямая задача: рассказать, объяснить, научить, то есть поделиться своими профессиональными навыками и умениями и при этом заинтересовать и увлечь. Поэтому стараюсь использовать разнообразные формы: выступления на родительских собраниях, консультации, семинары-практикумы, информационные технологии.

 

Опыт работы учителя-логопеда

Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации. Поэтому детям, имеющим нарушения речи, следует вовремя оказать помощь, исправить деф

68.93kb.

01 10 2014
1 стр.


Общий годовой план организации логопедической работы учителя-логопеда

Качественно осуществлять коррекционно-развивающую работу по развитию устной и письменной речи учащихся

58.19kb.

01 10 2014
1 стр.


Организация работы учителя логопеда с семьей, воспитывающей ребенка с заиканием

Проблема устранения заикания, как одного из расстройств речи, волновала ученых с древних времен

190.58kb.

13 10 2014
1 стр.


Рекомендации учителя-логопеда

Именно на эту сторону вопроса хотелось бы обратить особое внимание родителей: надо своевременно выровнять положение дел и уж во всяком случае его не усугубить

114.58kb.

12 09 2014
1 стр.


Информация о методической работе

Мбоу “Ерзовская сош”, анализируя опыт работы за последние четыре года, так отвечает на вопрос, который многие учителя задают себе: «Почему у детей от класса к классу пропадает инте

83.52kb.

08 10 2014
1 стр.


Кафедра педагогики, психологии, организации социальной работы и здоровьесберегающих технологий

Слушателей: руководители, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, учителя коррекционных классов, работающих по программам 7-8 вида, социальные педагоги, педагоги

188.94kb.

12 10 2014
1 стр.


Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников. Поговори со мной

Стимулом может стать поездка за город и поход в музей, впечатления от театральной постановки и новая игра. Чем более разнообразна жизнь ребенка, тем больше поводов для разговора

46.72kb.

17 12 2014
1 стр.


Черного Алексея Ивановича по кафедре Пастырского и нравственного богословия «Опыт работы Католической Церкви Германии со студентами светских высших учебных заведений (на примере епископии Мюнстер)» Магистерская диссертация

Опыт работы Католической Церкви Германии со студентами светских высших учебных заведений

38.31kb.

04 09 2014
1 стр.