Опыт работы учителя-логопеда
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушениями речи. И количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют и на развитие когнитивных способностей, и на эмоционально-аффективную сферу ребенка. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере: появлению повышенной раздражительности, возбудимости, замкнутости, депрессивных состояний, негативизма, заторможенности, апатичности, психической истощаемости и т.д. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации. Поэтому детям, имеющим нарушения речи, следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.
Основными целями моей работы являются: профилактика и коррекция речевых дефектов, формирование грамматического строя и связной речи. Из поставленных мною целей вытекают следующие задачи: Задачи:
1. Выявить уровень речевого развития детей
2. Обеспечить полноценное развитие ребенка в
дошкольном возрасте и подготовку к обучению в школе
3. Создать условия для накопления ребенком
достаточного словарного запаса
4. Развить механизмы, необходимые для овладения
ребенком четкой произносительной речью.
5. Совершенствовать развитие просодических
компонентов речи (интонация, громкость, выразительность и т.п.)
Я пришла к выводу, что речь можно сравнить с большой «страной», в которой все тесно взаимосвязано и переплетено. И если в одном «городе» наметился ряд «проблем» - «союзники» не могут «оставаться безучастными, не могут ни страдать, ни подвергаться влиянию, ни изменяться под воздействием». Так, к великому сожалению, в нашей речи все составляющие могут влиять друг на друга своим неблагополучием, и в действительности нельзя работать над каким-то отдельным речевым компонентом. Например, если нарушено звукопроизношение, то будет страдать и грамматический строй речи ит.д.
Как и вся коррекционно-развивающая работа, моя деятельность начинается с диагностики. Я провожу диагностирование детей с речевыми нарушениями. В своей работе я реализую личностно-ориентированный подход, поэтому обследую не только речевые, но и когнитивные, и эмоциональные особенности детей.
На логопункт зачисляются дети, страдающие нарушениями фонематического восприятия и артикуляционными расстройствами. Но анализируя данные логопедических обследований, я увидела, что и у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются отставания в лексико-грамматическом развитии. На слайде видно, что у детей нарушены практически все компоненты речи. Итоги диагностики таковы: звукопроизношение (норма -7, нарушено – 16), фонематическое восприятие (средний – 12, низкий -11), словарь – (норма – 6, средний -10, низкий -7), грамматический строй речи 9норма – 7, нарушено – 16), связная речь (средний -13, низкий 100),просодика (норма – 19, нарушено – 4).
Анализ показывает, что нарушения проявляются в неточном употреблении слов, в поиске подходящих слов, в трудности актуализации словаря, бедности словарного запаса. Поэтому мною ведется работа не только по формированию правильного звукопроизношения и фонематического слуха, но и над расширением словаря, формированием грамматического строя, развитием связной речи.
Решая задачи различных направлений коррекционно-развивающей деятельности, я использую различные формы организации: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. На индивидуальных занятиях я решаю задачи формирования звуковой культуры речи. На подгрупповых занятиях готовлю детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала, провожу автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков. На фронтальных занятиях решаю следующие задачи: закрепление правильного произношения звуков, изучение фонетической характеристики звуков, развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических средств языка и связной речи, обучение грамоте.
В процессе работы я стараюсь создать эмоционально-комфортную атмосферу, вызвать живой интерес и положительное отношение к занятиям. Я постоянно нахожусь в поиске новых, инновационных технологий, нетрадиционных методов воздействия. Но не отказываюсь применять и проверенный временем практический материал, способствующий эффективному речевому развитию ребенка. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения обширного арсенала образовательных технологий и я постоянно занимаюсь самообразованием.
В своей работе я использую следующие технологии и методы:
· Упражнения на дыхание – правильное дыхание имеет важнейшее значение при постановке звуков. Речевое дыхание является произвольным в отличии от физиологического. Речевое дыхание осуществляется через рот и обеспечивает нормальное звукообразование, громкость речи, соблюдение пауз, плавность.;
· оздоровительные и динамические паузы, гимнастика для глаз – обязательные элементы здоровьесберегающих технологий, помогают снять напряжение, расслабить мышцы, играют важную роль в профилактике глазных заболеваний и нарушений осанки.
· развитие мелкой моторики – взаимосвязь развития мелкой моторики и речи давно доказана, поэтому я не только сама использую пальчиковую гимнастику, но и пропагандирую ее использование среди педагогов и родителей. Я использую для развития мелкой моторики массаж ладонных поверхностей металлическими, стеклянными разноцветными шариками, грецкими орехами, шестигранными карандашами, пальчиковые бассейны;
· артикуляционная гимнастика используется мною на каждом занятии, но упражнения быстро надоедают детям, поэтому я считаю рациональным использование артикуляционной гимнастики в форме сказок.
· логопедический массаж занял прочное место в моей коррекционной работе. В основе механизма действия массажа на организм лежит сложный процесс, обусловленный нервно-рефлекторным, гуморальным и механическим воздействием. Я использую дифференцированный массаж, массаж биологически активных точек, элементы самомассажа.
· кинезиологические упражнения – определенные двигательные упражнения, влияющие на развитие умственных способностей и способствующие развитию высших корковых функций.
· элементы логоритмики – взаимосвязь музыки, слова и движения и фонеритмики – взаимосвязь музыки, звука и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия;
· модели артикуляции звуков - зная психологические особенности детей дошкольников ( преимущественно у них наглядно-образное мышление), я считаю актуальным использование зрительной опоры при формировании фонетической стороны речи. Использование наглядного материала также позволяет сделать процесс обучения разнообразным и интересным, формируя в сознании ребенка физиологический образ звука. Поэтому я применяю модели артикуляции звуков при постановке звуков. Модель служит наглядной опорой и коррекция речевых нарушений идет быстрее.
· игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, поэтому я использую разнообразные игры. Они используются мною для развития слухового внимания, правильного восприятия речи и звукопроизношения, соотношения слова с картинкой или предметом, регулирования громкости голоса, развития диалогической и монологической речи.
· Повсеместная компьютеризация открывает новые варианты и возможности обучения. Так как все современные дети увлечены компьютерными играми, я использую в своей работе и компьютерные логопедические игры.
· Современные компьютерные технологии позволяют мне использовать компьютер для реализации коррекционных задач. Наиболее широкое применение в моей практике нашла компьютерная программа Power Point, которая позволяет создавать презентации к фронтальным и индивидуальным занятиям с детьми, использовать элементы логоритмики в виде мультмедиа.
Особенностью моей деятельности является коррекционно-развивающая работа в группе компенсирующей направленности. Процесс коррекции с этими детьми особенно кропотлив и требует от меня мобилизации всех моих знаний, постоянного самообразования. Ведется коррекция в течение трех лет по программе Нищевой Н.В. «Программа коррекционно-логопедической работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи». С детьми этой группы я также провожу индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия. У детей, обучающихся в этой группе, стоит диагноз «задержка психического развития», поэтому я планирую с ними работу не только по развитию речи, но и по развитию когнитивных процессов. 50% детей этой группы «неговорящие» и я стараюсь привлечь их к моторному образу слова, развивать межполушарные связи, растормозить речевые функции правого полушария.
Неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является взаимодействие учителя-логопеда с родителями и педагогами. Проводимая воспитателями детского сада грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса. Именно воспитатель осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов, занимается развитием артикуляционной и мелкой моторики, способствует совершенствованию грамматического строя речи. Поэтому я постоянно осуществляю взаимодействие с воспитателями в форме бесед, консультаций, семинаров-практикумов.
Важнейшим направлением в своей работе я считаю взаимодействие с родителями. Проблема конструктивного взаимодействия логопеда с семьей очень актуальна. Постоянная занятость родителей, непонимание ими важности занятий по развитию речи своих детей, недостаточная компетентность – основные проблемы. Моя прямая задача: рассказать, объяснить, научить, то есть поделиться своими профессиональными навыками и умениями и при этом заинтересовать и увлечь. Поэтому стараюсь использовать разнообразные формы: выступления на родительских собраниях, консультации, семинары-практикумы, информационные технологии.