МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОВАСЮГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Утверждаю:____________________
Директор школы / Егорова В.П. /
Приказ № ____ от «___»__________
ОБЩИЙ ГОДОВОЙ ПЛАН
ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
2011 – 2012 г.
Годовые задачи.
1. Качественно осуществлять коррекционно-развивающую работу по развитию устной и письменной речи учащихся;
2. Своевременно предупреждать и преодолевать трудности в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
3. Разъяснять специальные знания по логопедии среди педагогов, родителей школьников-логопатов;
4. Добиваться максимальной результативности;
5. Осуществлять профилактическую работу;
6. Реализовать мероприятия, намеченные годовым планом;
Годовой план логопедической работы.
1. Обследование устной и письменной речи учащихся (сентябрь).
2. Комплектование групп (сентябрь).
3. Составление расписания (сентябрь).
4. Посещение уроков в начальных классах (в течение года ).
5. Выступления на методических объединениях ( в течение года ).
6. Участие в пропаганде логопедических знаний среди учителей и родителей: беседы, лекции, выступления на родительских собраниях ( в течение года).
7. Оснащение кабинета дидактическими материалами и пособиями (в течение года).
Направления коррекционной работы.
1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
* Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
* Развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
* Развитие зрительного восприятия и узнавания.
* Развитие зрительной памяти и внимания.
* Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).
* Развитие пространственных представлений и ориентации.
* Развитие представлений о времени.
* Развитие слухового внимания и памяти.
* Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие различных видов мышления.
* Развитие наглядно-образного мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
* Развитие словесно-логического мышления (умение логично конструировать фраз и ответы на вопросы).
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).
5. Развитие речи.
* Развитие фонематических процессов.
* Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, просодики.
* Постановка и автоматизация дефектных звуков.
* Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи.
*Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.
Основные разделы работы.
1.Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1-х классов. Развитие фонетико-фонематических процессов.
1.1. Формирование навыков правильного аудирования. Пропедевтика и коррекция дислексии. Развитие звукового анализа: умение вычленять в словах определённые звуки, линейный ряд фонем, деление на слоги, ударение, нахождение первого и последнего звука в слове. Запоминание и повторение рядов звуков и слогов, выделение в словах гласных звуков, рядоговорение.
1.2. Упражнения в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении.
1.3. Знакомство со всеми гласными звуками попарно и правилами их написания. Обозначение мягкого согласного по следующим гласным. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда.
1.4. Формирование действия изменения слов. Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов.
1.5. Помощь в обучении детей-логопатов чтению.
2.Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.
2.1. Обогащение, закрепление и активизация словаря.
2.2. Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. Малоупотребительные слова.
2.3. Развитие обобщающих понятий ( классификация предметов).
2.4. Работа над формированием грамматического строя речи.
2.5. Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования.
3.Развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Предупреждение и коррекции дисграфии.
3.1. Коррекция на фонетическом уровне:
А) предупреждение и исправление акустических дисграфий;
Б) фонематический анализ слов;
В) формирование фонематического восприятия; дифференциация
фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
3.2. Пропедевтика семантической дислексии и дисграфии. Коррекционная работа на лексическом уровне. Выявление активного словарного запаса учащихся, его уточнение и расширение. Слоговой анализ и синтез слов. Типы слогов. Ударение. Схемы слого-ритмической структуры слов. Безударные гласные. Состав слова: корень, приставка, суффикс. Сложные слова.
3.3. Пропедевтика аграмматической дислексии и дисграфии. Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Словосочетание и предложение. Согласование различных частей речи в числе, в роде. Управление. Закрепление падежных форм. Связь слов в предложении (словосочетании). Предлоги. Приставки.
3.4. Пропедевтика и коррекция оптической дисграфии.
4. Коррекция звукопроизношения.
Оказание систематической помощи по коррекции речи детей-логопатов.
5. Работа с педагогами.
Помощь педагогов в планировании и осуществлении работы по развитию речи логопатов. Помощь педагогам в организации обучения и развития логопатов.
6. Работа с родителями.
Пропаганда логопедических знаний: приобщение родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребёнка; участие в родительских собраниях; сообщение родителям сведений об успехах в развитии речи ребёнка; консультации и индивидуальные беседы с родителями.
7. Методическая работа.
Организация лекций и семинаров для педагогов и родителей об особенностях работы с детьми. Знакомство их с инновационными технологиями. Подбор методической и коррекционной литературы и пособий в помощь учителю и родителям. Пополнение логопедического кабинета дидактическими средствами по всем разделам плана.
8. Самообразование
Своевременное пополнение знаний, знакомство с инновационными программами и технологиями. Систематический обзор дефектологической литературы. Участие в различных курсах при институте повышения квалификации работников образования.
Циклограмма работы учителя – логопеда
на 2011 – 2012 г.
|
Понедельник
|
Вторник
|
Среда
|
Четверг
|
Пятница
|
12. 30 – 13.15
|
______
|
Кружок
«Логопедическая мозаика»
( 1 класс )
|
_______
|
Коррекционно – развивающие занятия по чтению и письму
( 1 класс )
|
_______
|
13.30 – 14. 15
|
Коррекционно – развивающие занятия по чтению и письму
( 3 класс )
|
Работа с
документацией
|
Коррекционно – развивающие занятия по чтению и письму
(4 класс )
|
Коррекционно – развивающие занятия по чтению и письму
( 5 класс )
|
Коррекция звукопроизношения
|
14.30 – 15.15
|
Коррекция звукопроизношения
|
Административное
совещание
|
Коррекционно – развивающие занятия по чтению и письму
( 6 класс )
|
Коррекционно – развивающие занятия по чтению и письму
( 2 класс )
|
Работа с
документацией
|
Утверждаю/ Егорова В.П./ ____________________
Утверждаю/ Егорова В.П./__________________