Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1








Рекомендации учителя-логопеда
« Профилактика речевых расстройств»

Подготовила: учитель-логопед 1 квалификационной категории

Малышева Е.Ю.

Без речи нет сознания, ни самопознания.

Выготский Л.С
Всем хорошо известен принцип «лечить сложнее, чем предотвратить».

Профилактика нарушений речи, так же как и профилактика любых заболеваний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. К сожалению, иногда все же не удается полностью предупредить возникновение речевой патологии, и в этих случаях задача профилактики сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов и к предупреждению появления вторичных и третичных нарушений речи на основе уже имеющихся. Именно на эту сторону вопроса хотелось бы обратить особое внимание родителей: надо своевременно выровнять положение дел и уж во всяком случае его не усугубить.



Проследим по ходу развития ребенка содержание профилактических мероприятий:


  • При наличии особо неблагоприятной наследственности необходимо обратится за консультацией к специалистам, поскольку многое в развитии ребенка может предопределить наследственность;




  • Будущим родителям очень важно не допускать бездумного отношения к жизни и приобретения разного рода вредных привычек;




  • Обеспечение нормального протекания беременности: выполнение женщиной рекомендаций специалистов женской консультации, соблюдение необходимых мер личной предосторожности. Очень отрицательно сказываются возникающие в семье разного рода стрессовые ситуации.




  • Разумное и правильное поведение будущей матери перед родами и во время родов: исключить якобы неотложные переезды и перелеты; заблаговременно приобрести о родах все нужные сведения.




  • После рождения ребенка следует очень внима­тельно наблюдать за протеканием его раз­вития, отмечая любое отставание в этом развитии или отклонение от его нормального хода. Так, если у него задерживается появление пер­вых слов и фразовой речи, то причины этих отста­ваний необходимо своевременно выяснять у специ­алистов и безотлагательно принимать рекомендуе­мые ими меры по выравниванию положения. В этом отношении обычно действует такое общее правило: чем меньше по времени продолжается от­ставание от нормы, тем легче его преодолеть.



Что касается профилактики непосредственно речевых нарушений, то она складывается в основ­ном из таких двух моментов:
1) забота о физическом и нервно-психическом здо­ровье ребёнка и о сохранности его речевых ор­ганов.
2) забота о правильном речевом развитии ребёнка, включая и создание необходимых для этого со­циально-бытовых условий.

Решение первой из названных задач конкретно выражается в следующем:
• предупреждение ушибов в области головы;
• предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков профи­лактических прививок, исключение непос­редственных контактов с больными и пр.);
• охрана органа слуха от простудных заболе­ваний, от попадания инородных тел, от из­лишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное доле­чивание ушных заболеваний;
• охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:

а) предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий кост­ных частей речевого аппарата;

б) исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щёку во время сна (последнее может по­ вести к образованию так называемого пе­рекрёстного прикуса);

в) раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, поскольку по­теря зубов у детей вызывает значитель­ную деформацию соседних зубов и челю­стей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);

г) своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба;

д) своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4 — 5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артику­лированию которых мешает короткая уз­дечка);


• охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т.п.)

• охрана нервной системы ребёнка (исключе­ние громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний)

Лучше отказаться от:

1)Просмотра боевиков, «ужастиков», даже мультиплика­ционных (особенно в кино).Такие фильмы, как правило, не несут в себе обучающего момента. Зато провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие — это форма поведения. Дети могут переносить уви­денное в свои игры. Вряд ли это сделает вашего ребенка желан­ным партнером для других детей. Кроме того, у предрасполо­женных к этому ребят такие фильмы могут спровоцировать заикание или энурез

2) Покупки игрушек, раскрасок, картинок, изображающих монстров.

• щадящий подход к ребёнку во время любой болезни и в течение некоторого времени после её окончания, борьба с аскаридами и т.д.;

Этот вид профи­лактики особенно важен для предупрежде­ния всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь — заикания.

Забота о правильном речевом развитии ребёнка должна выражаться в следующем:
• взаимопонимание между родителями и единый подход в воспитании ребенка;

В семье обязаны знать  требования, которые нужно предъявлять к речи ребенка. Эти требования не должны быть ни занижены, ни завышены. Формировать речевые умения нужно соответственно возрастной норме. Не следует в начальный период развития речи перегружать ребенка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту. При общении с ребенком, который уже научился говорить, следует задавать ему простые вопросы и терпеливо ждать ответ, уметь выслушать малыша и правильно ему ответить;


• обеспечение благоприятного речевого окру­жения как необходимого образца для подра­жания (в плане отсутствия речевых наруше­ний у окружающих ребёнка людей). В тех случаях, когда окружающие взрослые имеют неправильное произношение либо, забавляясь, копируют речь ребенка, процесс овладения правильным звукопроизношением затрудняется, аномально произносимые звуки закрепляются и в дальнейшем такому ребенку бывает необходимо специальное коррекционное обучение у логопеда. Если родители ребенка страдают речевыми нарушениями, то они должны консультироваться у логопеда о правилах речевого общения с ребенком;
• воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как мож­но больше разговаривать с ребёнком начи­ная с первых дней его жизни; общайтесь с малышом, при том общение не должно быть формальным, старайтесь вызвать ответную реакцию. У детей первых лет жизни особое значение имеет понимание речи, что в значительной степени зависит от речевого поведения взрослых. Не стоит стремиться по мимике и жестам угадать желания ребенка ведь из-за этого у него не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов;

• медленное и чёткое произношение взрослы­ми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, а также называние ок­ружающих предметов и производимых дей­ствий, что поможет ребёнку «приступить» к постепенному овладению речью;

• приучение ребёнка смотреть во время разго­вора в лицо собеседника, поскольку зритель­ное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвое­нию;
• развитие мышц артикуляционного аппарата



  • жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);

  • жевать сырые овощи (редис, морковь, репа, брюква, турнепс);

  • лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт — для распластывания языка;

  • кушать маленькой ложечкой,

  • чистить зубы (и десны) — это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса;

  • полоскать рот;

  • жевать боковыми зубами;

  • сосать сухарики из хлеба, булки (соленые);

  • лизать эскимо.




• поощрение лепета ребёнка мимикой радости;

• полное исключение случаев «сюсюкания» с ребёнком, лишающего его правильного об­разца для подражания;
• отчетливое произнесение взрослыми непра­вильно сказанных ребёнком слов, рассчитан­ное на ненавязчивое и постепенное исправ­ление его неправильного произношения;
• систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только жеста или взгля­да);

Необходимо организовать жизнь ребён­ка таким образом, чтобы сама обстановка вы­зывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, иг­рушками и пр.;


Специально создавайте ситуации, стимулирующие развитие речи:



  • Чаще просите ребенка рассказывать, что он видел, где бывал, что делал. Выслушивайте его рассказ до конца, помогайте при затруднениях. Пусть ребенок повторит свой рассказ другому человеку — папе, бабушке, знакомым.

Просите пересказать то, что вы прочитали ребенку вслух. Задавайте вопросы по содержанию текста.

  • Если вы посмотрели с ребенком спектакль или фильм, пусть он расскажет об увиденном тому, кто с вами не был.

  • Создавайте фотоальбомы о жизни ребенка. Это могут быть альбомы о летнем от­дыхе, о домашних делах, о его комнате, о вашей семье, о домашнем любимце и т.п.

  • Альбом нужно не просто сделать и убрать, а обсудить каждую фотографию с ребенком. Пусть он расскажет, кто снят, что он делает, что было до и после этого.

  • Это должен быть настоящий, а не виртуальный альбом. Ребенок может взять его в руки, посмотреть еще раз, показать друзьям, отнести в детский сад. Хорошо, если фотографии наклеены в небольшой альбом для рисования и рядом записан рассказ ребенка. Тогда взрослый, которому ребенок показывает свой альбом, может помочь ему при затруднениях наводящими вопросами.




• занятия ритмикой, музыкой и пением; по­следнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;

Музыка — воспитывает чувство ритма.

Пение (особенно хоровое) — ставит длительный выдох.

Танцы — формируют чувство ритма.







Для общего развития очень полезно:

  • читать ребенку и беседовать с ним о прочитанном;

  • посещать музеи, говорить с ребенком об увиденном;

  • водить на детские спектакли и обсуждать героев, их поступки;

  • учить стихи и декламировать их во время прогулок— они развивают память, чувство ритма, интонацию.

  • Только не допускайте пересказывания стихов! Некоторые дети стремятся пересказать стихотворение своими словами. Следите, чтобы все слова, ударения и рифмы были на своих местах, — именно это формирует чувство ритма







Тренируем ритмичные движения разных конечностей:



  • совершаем длительные прогулки на свежем воздухе;

  • регулярно посещаем с ребенком бассейн и берем уроки плавания;

  • учим ребенка ездить на велосипеде и регулярно совершаем велосипедные прогулки всей семьей;

  • занимаемся ритмикой и аэробикой;

  • совершаем вместе с ребенком утренние пробежки;

  • записываем ребенка в танцевальный кружок;

  • регулярно посещаем вместе с ребенком занятия по лечебной физкультуре;

• развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении пол­ноценной речью.

Существует утверждение «развитие мозга на кончиках пальцев». Действительно развитие тонких движений пальцев рук способствует развитию речи ребенка. Это могут быть самые различные игры: лепка из пластилина с речевым сопровождением, мозаика, рисование и т.п. Главное заниматься вместе с ребенком, оречевлять его действия, развивать точность и координацию движений.

Научите ребенка:




  • самообслуживанию (велькро, молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);

  • собирать, перебирать ягоды;

  • полоть грядки;

  • выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп;

  • играть с глиной, мокрым песком;

  • играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);

  • бросать и ловить летающие тарелочки.

  • собирать мозаики, конструкторы, пазлы;

  • перебирать крупы;

  • играть с пальчиками (народные игры типа «Сорока»);

  • раскрашивать раскраски цветными карандашами;

  • складывать простые игрушки из бумаги (оригами);

  • вышивать (крупным крестиком);

  • завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

  • плести из бисера;

  • лепить из пластилина, пластика, теста.

Если несмотря на принятые профилактические меры случилось так, что в период беременности, ро­дов или раннего развития ребёнка какие-то небла­гоприятные факторы всё же имели место, то не нужно думать, что у Вашего ребёнка обязательно появятся расстройства речи. Родителям необходи­мо знать, что детский мозг обладает очень большой пластичностью, гибкостью и имеет выраженную тенденцию к развитию. В силу этого многие его повреждения могут почти бесследно сглаживаться, не оставляя после себя заметных следов. Огром­ная и ничем не заменимая роль в такой компенса­ции принадлежит благоприятным социально-быто­вым условиям, в которых растёт и развивается ребёнок. Если же эти условия оставляют желать луч­шего, то на компенсацию рассчитывать не прихо­дится, скорее наоборот — уже имеющиеся откло­нения в развитии можно усугубить. Таким образом, если у Вас не всё благополучно обстояло с проте­канием беременности, родов или самого раннего периода развития ребёнка, то нужно, не впадая в панику, приложить все усилия к тому, чтобы обес­печить возможно более благоприятные социально-бытовые условия для дальнейшего развития ре­бёнка. Не менее важное значение имеет и своевре­менное принятие лечебно-профилактических мер, рекомендуемых по линии детской консультации при поликлинике. В настоящее время существует много медикаментозных средств, способствующих более быстрому созреванию определённых мозго­вых структур и нормализации имеющихся в них патологических процессов. В подавляющем боль­шинстве случаев всё это вместе взятое позволяет полностью преодолеть или значительно смягчить негативное влияние имевшихся вредностей на весь ход дальнейшего развития ребёнка.


Рекомендации учителя-логопеда

Именно на эту сторону вопроса хотелось бы обратить особое внимание родителей: надо своевременно выровнять положение дел и уж во всяком случае его не усугубить

114.58kb.

12 09 2014
1 стр.


Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников. Поговори со мной

Стимулом может стать поездка за город и поход в музей, впечатления от театральной постановки и новая игра. Чем более разнообразна жизнь ребенка, тем больше поводов для разговора

46.72kb.

17 12 2014
1 стр.


Общий годовой план организации логопедической работы учителя-логопеда

Качественно осуществлять коррекционно-развивающую работу по развитию устной и письменной речи учащихся

58.19kb.

01 10 2014
1 стр.


Организация работы учителя логопеда с семьей, воспитывающей ребенка с заиканием

Проблема устранения заикания, как одного из расстройств речи, волновала ученых с древних времен

190.58kb.

13 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации для учителя музыки Песенное творчество Звезды и «Созвездие» Когда то очень я

«Творческая активность учителя – главное условие развития творческой и познавательной деятельности учащихся на уроке музыки»

110.86kb.

16 12 2014
1 стр.


Опыт работы учителя-логопеда

Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации. Поэтому детям, имеющим нарушения речи, следует вовремя оказать помощь, исправить деф

68.93kb.

01 10 2014
1 стр.


Кафедра педагогики, психологии, организации социальной работы и здоровьесберегающих технологий

Слушателей: руководители, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, учителя коррекционных классов, работающих по программам 7-8 вида, социальные педагоги, педагоги

188.94kb.

12 10 2014
1 стр.


«Педагогическое наследие С. П. Титова»

Методические рекомендации предназначены для организации и проведения Всероссийских педагогических чтений, посвящённых 100-летию со дня рождения Степана Павловича Титова, сельского

202.37kb.

13 10 2014
1 стр.