Рекомендации учителя-логопеда
« Профилактика речевых расстройств»
Подготовила: учитель-логопед 1 квалификационной категории
Малышева Е.Ю.
Без речи нет сознания, ни самопознания.
Выготский Л.С
Всем хорошо известен принцип «лечить сложнее, чем предотвратить».
Профилактика нарушений речи, так же как и профилактика любых заболеваний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. К сожалению, иногда все же не удается полностью предупредить возникновение речевой патологии, и в этих случаях задача профилактики сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов и к предупреждению появления вторичных и третичных нарушений речи на основе уже имеющихся. Именно на эту сторону вопроса хотелось бы обратить особое внимание родителей: надо своевременно выровнять положение дел и уж во всяком случае его не усугубить.
Проследим по ходу развития ребенка содержание профилактических мероприятий:
-
При наличии особо неблагоприятной наследственности необходимо обратится за консультацией к специалистам, поскольку многое в развитии ребенка может предопределить наследственность;
-
Будущим родителям очень важно не допускать бездумного отношения к жизни и приобретения разного рода вредных привычек;
-
Обеспечение нормального протекания беременности: выполнение женщиной рекомендаций специалистов женской консультации, соблюдение необходимых мер личной предосторожности. Очень отрицательно сказываются возникающие в семье разного рода стрессовые ситуации.
-
Разумное и правильное поведение будущей матери перед родами и во время родов: исключить якобы неотложные переезды и перелеты; заблаговременно приобрести о родах все нужные сведения.
-
После рождения ребенка следует очень внимательно наблюдать за протеканием его развития, отмечая любое отставание в этом развитии или отклонение от его нормального хода. Так, если у него задерживается появление первых слов и фразовой речи, то причины этих отставаний необходимо своевременно выяснять у специалистов и безотлагательно принимать рекомендуемые ими меры по выравниванию положения. В этом отношении обычно действует такое общее правило: чем меньше по времени продолжается отставание от нормы, тем легче его преодолеть.
Что касается профилактики непосредственно речевых нарушений, то она складывается в основном из таких двух моментов:
1) забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребёнка и о сохранности его речевых органов.
2) забота о правильном речевом развитии ребёнка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.
Решение первой из названных задач конкретно выражается в следующем:
• предупреждение ушибов в области головы
;
• предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков профилактических прививок, исключение непосредственных контактов с больными и пр.);
• охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний;
• охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:
а) предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;
б) исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щёку во время сна (последнее может по вести к образованию так называемого перекрёстного прикуса);
в) раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);
г) своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба;
д) своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4 — 5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);
• охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т.п.)

• охрана нервной системы ребёнка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний)
Лучше отказаться от:
1)Просмотра боевиков, «ужастиков», даже мультипликационных (особенно в кино).Такие фильмы, как правило, не несут в себе обучающего момента. Зато провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие — это форма поведения. Дети могут переносить увиденное в свои игры. Вряд ли это сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей. Кроме того, у предрасположенных к этому ребят такие фильмы могут спровоцировать заикание или энурез
2) Покупки игрушек, раскрасок, картинок, изображающих монстров.
• щадящий подход к ребёнку во время любой болезни и в течение некоторого времени после её окончания, борьба с аскаридами и т.д.;
Этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь — заикания.
Забота о правильном речевом развитии ребёнка должна выражаться в следующем:
• взаимопонимание между родителями и единый подход в воспитании ребенка;
В семье обязаны знать требования, которые нужно предъявлять к речи ребенка. Эти требования не должны быть ни занижены, ни завышены. Формировать речевые умения нужно соответственно возрастной норме. Не следует в начальный период развития речи перегружать ребенка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту. При общении с ребенком, который уже научился говорить, следует задавать ему простые вопросы и терпеливо ждать ответ, уметь выслушать малыша и правильно ему ответить;
• обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребёнка людей). В тех случаях, когда окружающие взрослые имеют неправильное произношение либо, забавляясь, копируют речь ребенка, процесс овладения правильным звукопроизношением затрудняется, аномально произносимые звуки закрепляются и в дальнейшем такому ребенку бывает необходимо специальное коррекционное обучение у логопеда. Если родители ребенка страдают речевыми нарушениями, то они должны консультироваться у логопеда о правилах речевого общения с ребенком;
• воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребёнком начиная с первых дней его жизни; общайтесь с малышом, при том общение не должно быть формальным, старайтесь вызвать ответную реакцию. У детей первых лет жизни особое значение имеет понимание речи, что в значительной степени зависит от речевого поведения взрослых. Не стоит стремиться по мимике и жестам угадать желания ребенка ведь из-за этого у него не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов;
• медленное и чёткое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребёнку «приступить» к постепенному овладению речью;
• приучение ребёнка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;
• развитие мышц артикуляционного аппарата
| -
жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
-
жевать сырые овощи (редис, морковь, репа, брюква, турнепс);
-
лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт — для распластывания языка;
-
кушать маленькой ложечкой,
-
чистить зубы (и десны) — это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса;
-
полоскать рот;
-
жевать боковыми зубами;
-
сосать сухарики из хлеба, булки (соленые);
-
лизать эскимо.
|
• поощрение лепета ребёнка мимикой радости;
• полное исключение случаев «сюсюкания» с ребёнком, лишающего его правильного образца для подражания;
• отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребёнком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;
• систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только жеста или взгляда);
Необходимо организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.;
Специально создавайте ситуации, стимулирующие развитие речи:
-
Чаще просите ребенка рассказывать, что он видел, где бывал, что делал. Выслушивайте его рассказ до конца, помогайте при затруднениях. Пусть ребенок повторит свой рассказ другому человеку — папе, бабушке, знакомым.
Просите пересказать то, что вы прочитали ребенку вслух. Задавайте вопросы по содержанию текста.
-
Если вы посмотрели с ребенком спектакль или фильм, пусть он расскажет об увиденном тому, кто с вами не был.
| -
Создавайте фотоальбомы о жизни ребенка. Это могут быть альбомы о летнем отдыхе, о домашних делах, о его комнате, о вашей семье, о домашнем любимце и т.п.
-
Альбом нужно не просто сделать и убрать, а обсудить каждую фотографию с ребенком. Пусть он расскажет, кто снят, что он делает, что было до и после этого.
-
Это должен быть настоящий, а не виртуальный альбом. Ребенок может взять его в руки, посмотреть еще раз, показать друзьям, отнести в детский сад. Хорошо, если фотографии наклеены в небольшой альбом для рисования и рядом записан рассказ ребенка. Тогда взрослый, которому ребенок показывает свой альбом, может помочь ему при затруднениях наводящими вопросами.
|
• занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;
Музыка — воспитывает чувство ритма.
Пение (особенно хоровое) — ставит длительный выдох.
Танцы — формируют чувство ритма.
|
Для общего развития очень полезно:
-
читать ребенку и беседовать с ним о прочитанном;
-
посещать музеи, говорить с ребенком об увиденном;
-
водить на детские спектакли и обсуждать героев, их поступки;
-
учить стихи и декламировать их во время прогулок— они развивают память, чувство ритма, интонацию.
-
Только не допускайте пересказывания стихов! Некоторые дети стремятся пересказать стихотворение своими словами. Следите, чтобы все слова, ударения и рифмы были на своих местах, — именно это формирует чувство ритма
|
|
Тренируем ритмичные движения разных конечностей:
-
совершаем длительные прогулки на свежем воздухе;
-
регулярно посещаем с ребенком бассейн и берем уроки плавания;
-
учим ребенка ездить на велосипеде и регулярно совершаем велосипедные прогулки всей семьей;
-
занимаемся ритмикой и аэробикой;
-
совершаем вместе с ребенком утренние пробежки;
-
записываем ребенка в танцевальный кружок;
-
регулярно посещаем вместе с ребенком занятия по лечебной физкультуре;
|
• развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.
Существует утверждение «развитие мозга на кончиках пальцев». Действительно развитие тонких движений пальцев рук способствует развитию речи ребенка. Это могут быть самые различные игры: лепка из пластилина с речевым сопровождением, мозаика, рисование и т.п. Главное заниматься вместе с ребенком, оречевлять его действия, развивать точность и координацию движений.
Научите ребенка:
-
самообслуживанию (велькро, молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
-
собирать, перебирать ягоды;
-
полоть грядки;
-
выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп;
-
играть с глиной, мокрым песком;
-
играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);
-
бросать и ловить летающие тарелочки.
-
собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
-
перебирать крупы;
-
играть с пальчиками (народные игры типа «Сорока»);
-
раскрашивать раскраски цветными карандашами;
-
складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
-
вышивать (крупным крестиком);
-
завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
-
плести из бисера;
-
лепить из пластилина, пластика, теста.
Если несмотря на принятые профилактические меры случилось так, что в период беременности, родов или раннего развития ребёнка какие-то неблагоприятные факторы всё же имели место, то не нужно думать, что у Вашего ребёнка обязательно появятся расстройства речи. Родителям необходимо знать, что детский мозг обладает очень большой пластичностью, гибкостью и имеет выраженную тенденцию к развитию. В силу этого многие его повреждения могут почти бесследно сглаживаться, не оставляя после себя заметных следов. Огромная и ничем не заменимая роль в такой компенсации принадлежит благоприятным социально-бытовым условиям, в которых растёт и развивается ребёнок. Если же эти условия оставляют желать лучшего, то на компенсацию рассчитывать не приходится, скорее наоборот — уже имеющиеся отклонения в развитии можно усугубить. Таким образом, если у Вас не всё благополучно обстояло с протеканием беременности, родов или самого раннего периода развития ребёнка, то нужно, не впадая в панику, приложить все усилия к тому, чтобы обеспечить возможно более благоприятные социально-бытовые условия для дальнейшего развития ребёнка. Не менее важное значение имеет и своевременное принятие лечебно-профилактических мер, рекомендуемых по линии детской консультации при поликлинике. В настоящее время существует много медикаментозных средств, способствующих более быстрому созреванию определённых мозговых структур и нормализации имеющихся в них патологических процессов. В подавляющем большинстве случаев всё это вместе взятое позволяет полностью преодолеть или значительно смягчить негативное влияние имевшихся вредностей на весь ход дальнейшего развития ребёнка.