«Фуга и соната в музыке и живописи М.К.Чюрлёниса»
1.
Тема урока:
«Фуга и соната в музыке и живописи М.К.Чюрлёниса»
2. Цель: раскрыть понятие «музыкальный пейзаж», сравнить музыкальные
формы фуги и сонаты
3. Задачи:
образовательная: создание целостного представления о едином
художественном образе на основе выразительных средств
музыки, живописи; развивать умение сопоставлять увиденное
и услышанное;
развивающая: развивать у детей творческое и воссоздающее воображение,
умение эмоционально откликаться на услышанное, увиденное;
воспитательная: обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать
изобразительные способности и художественный вкус.
4. Тип урока: урок усвоения новых знаний
5. Методы: словесный, наглядный, практический, поисково-проблемный
6. Музыкальный материал: «Токката и фуга» И.Баха, «Соната» Ф.Кулау
7. Оборудование: пианино, фонохрестоматия, хрестоматия, магнитофон,
музыкальные диски, портреты композиторов, иллюстрации
картин М.К.Чюрлёниса «Фуга», «Соната пирамид».
План урока
1. Организационный момент урока …………………………..…. 2 мин.
2. Работа над песней …………………...……………………………... 5 мин.
3. Игра «Кто последний?»………………....…………………………. 5 мин.
4. Слушание «Токкаты и фуги» И.Баха..…………………………….. 2 мин.
5. Словарная работа………………………………………………………4 мин.
6. Изучение нового материала («Фуга» М.К.Чюрлёниса)………..…. 10 мин.
7. Слушание «Сонаты» Ф.Кулау…….……………………………….. 2 мин.
8. Беседа по картине «Соната пирамид»……………………………….. 5 мин.
9. Итог урока ………………………………… 3 мин.
10.Домашнее задание ……………………………….. 2 мин.
Ход урока
1. Организация учащихся на урок.
2. Работа над песней «В церкви» П.И.Чайковского из «Детского альбома».
Цель: продолжить работу, начатую на прошлом уроке: закрепление мелодии и текста первой части песни. Исполнение без инструментального сопровождения.
3. Игра «Кто последний?».
Учитель предлагает ученикам поиграть в новую игру - начиная с первой парты или первого ряда, называть фамилии композиторов. Каждый имеет право назвать одну фамилию, затем ход переходит к следующему. Если ребенок затрудняется с ответом, ход переходит к следующему, и так, пока весь класс не примет участие в игре. Далее игра продолжается по кругу. Выигрывает тот, кто оказался последним. Ему предоставляется право самому исполнить любую песню, вместе с товарищем или группой, а может попросить, чтобы класс спел для него.
4. Звучит «Токката и фуга» (ре минор) для органа И.Баха. Как бы продолжая игру, учитель просит назвать произведение (слушали в первом полугодии) и всё, что известно о нём и о произведении.
- Как называется это произведение?
- «Токката и фуга».
- Кто его написал?
- И.С.Бах.
- Какой инструмент исполнял это произведение?
- Орган.
- Что означает слово «фуга»?
Проводится словарная работа (совместная: часть ответа даёт учитель, а часть - ученик).
- Фуга – в переводе с латинского и итальянского – бег, быстрое течение; музыкальное произведение, основанное на контрапункте (одновременном сочетании двух и более мелодических линий в разных голосах) и имитации (повторение точное или изменённое в каком-либо голосе мелодии, перед тем прозвучавшей в другом голосе), высшая полифоническая форма.
- Что такое «токката»?
- Токката – в переводе с итальянского - прикосновение, удар; виртуозная вступительная пьеса.
- Ну и так как это произведение мы называем полифоническим, что такое полифония?
- Полифония - это вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании двух или более самостоятельных мелодий.
- А теперь я предлагаю представить, как можно нарисовать фугу.
Ответы детей.
- Сегодня познакомлю вас с литовским композитором и художником, который сумел объединить музыку и живопись. Это - Микалоюс-Константинас Чюрлёнис.
На доске написаны годы жизни Чюрлёниса (1875-1911), висит его портрет и картины.
- Родился Чюрлёнис в семье органиста. Игре на фортепиано обучался у отца.
Чюрлёнис окончил помимо двух консерваторий (Варшавской и Лейпцигской) и Варшавскую школу изящных искусств. Чюрлёнис – автор первого в литовской профессиональной музыке симфонического произведения – поэма «В лесу». Ему также принадлежат симфоническая поэма «Море», более 200 произведений для фортепиано, обработки литовских народных песен. Чюрлёнис в некотором роде ещё и писатель - он автор поэтических текстов сказок. Как художник он создал ряд картин, которым дал музыкальные названия: «Соната», «Прелюдия», «Фуга».
Вниманию учащихся предлагается репродукция картины Чюрлёниса «Фуга». На доске написаны термины: экспозиция, разработка, реприза.
Обсуждение увиденного.
Центральный образ «Фуги» Чюрлёниса, её тема – это ель. В нижней части картины, в экспозиции (по аналогии с музыкой), она доминирует (больший размер, более тёмный цвет). Ей сопутствуют образы скорбно сидящих литовских сказочных королей, но они по колориту бледнее, менее значимы, как и противосложение в музыке. Экспозиция с её основными образами плавно переходит в разработку, отличающуюся масштабностью и высветляющимся колоритом. Аналогично и в музыке – разработочное развитие характеризуется обычно интенсивным тональным модулированием, изменяющим колорит темы. Третья часть картины – реприза – очень чётко отграничена. Для неё художник приберёг, точно так же, как это делается и в музыке, более сильные и конструктивные приёмы – зеркальное отражение темы. Вопреки реальным, оптическим законам, ёлочки отражаются не точно друг против друга, а со сдвигом, подобно темам в музыке фуги.
Обращение художника к форме фуги не случайно. Фуга была одной из любимых музыкальных форм самого Чюрлёниса.
Не случайно и обращение его и к сонатной форме. Как произведение многочастное, соната даёт возможность развёртывания мысли на протяжении большого времени и использует приём контраста как одно из основных средств развития.
Слушание «Сонаты» Ф.Кулау.
- Можно ли нарисовать эту музыку?
Ответы детей.
На доске появляется репродукция картины Чюрлёниса «Соната пирамид».
- Достоинство всех живописных сонат Чюрлёниса в том, что, не зная и не понимая всех тонкостей отражения в них музыкальной формы, их вполне можно воспринимать как самостоятельную живопись, пусть и необычную, фантастическую, поскольку в ней всегда угадываются контуры реального мира, несмотря на его символическую обобщённость и космическую отстранённость.
Все картины и рукописи Чюрлёниса хранятся в Каунасском художественном музее, носящем его имя.
Выводы: музыкальность картин Чюрлёниса выявляется в композиционной структуре, в передаче динамики движения, в различных линейных ритмах, в богатстве колорита.
Домашнее задание: предложить детям продолжить собирать репродукции картин, для того, чтобы создать свою картинную галерею, приложить стихотворный текст или прозу о своём впечатлении от этих картин.