Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
«Фуга и соната в музыке и живописи М.К.Чюрлёниса»

 

 



1. Тема урока: «Фуга и соната в музыке и живописи М.К.Чюрлёниса»

2. Цель: раскрыть понятие «музыкальный пейзаж», сравнить музыкальные

             формы фуги и сонаты

3. Задачи: 



образовательная: создание целостного представления о едином  

                               художественном образе на основе выразительных средств

                               музыки, живописи; развивать умение сопоставлять увиденное

                               и услышанное;



развивающая:       развивать у детей творческое и воссоздающее воображение,

                               умение эмоционально откликаться на услышанное, увиденное;



воспитательная: обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать

                               изобразительные способности и художественный вкус.

4. Тип урока: урок усвоения новых знаний

5. Методы: словесный, наглядный, практический, поисково-проблемный

6. Музыкальный материал: «Токката и фуга» И.Баха, «Соната» Ф.Кулау  

7. Оборудование: пианино, фонохрестоматия, хрестоматия, магнитофон,

                             музыкальные диски, портреты композиторов, иллюстрации    

                              картин М.К.Чюрлёниса «Фуга», «Соната пирамид».

 

План урока

1. Организационный момент урока       …………………………..….    2 мин.                           

2. Работа над песней …………………...……………………………...    5 мин.

3. Игра «Кто последний?»………………....………………………….     5 мин.

4. Слушание «Токкаты и фуги» И.Баха..……………………………..    2 мин.

5. Словарная работа………………………………………………………4 мин.

6. Изучение нового материала («Фуга» М.К.Чюрлёниса)………..…. 10 мин.

7.  Слушание «Сонаты» Ф.Кулау…….………………………………..   2 мин.

8. Беседа по картине «Соната пирамид»……………………………….. 5 мин.

9.  Итог урока                                         …………………………………  3 мин.

10.Домашнее задание                            ………………………………..     2 мин.

 

 



 

Ход урока

 

1. Организация учащихся на урок.



 

2. Работа над песней «В церкви» П.И.Чайковского из «Детского альбома».

    Цель: продолжить работу, начатую на прошлом уроке: закрепление мелодии и текста первой части песни. Исполнение без инструментального сопровождения.

 

3. Игра «Кто последний?»



   Учитель предлагает ученикам поиграть в новую игру - начиная с первой парты или первого ряда, называть фамилии композиторов. Каждый имеет право назвать одну фамилию, затем ход переходит к следующему. Если ребенок затрудняется с ответом, ход переходит к следующему, и так, пока весь класс не примет участие в игре. Далее игра продолжается по кругу. Выигрывает тот, кто оказался последним. Ему предоставляется право самому исполнить любую песню, вместе с товарищем или группой, а может попросить, чтобы класс спел для него.

 

4. Звучит «Токката и фуга» (ре минор) для органа И.Баха. Как бы продолжая игру, учитель просит назвать произведение (слушали в первом полугодии) и всё, что известно о нём и о произведении.



 

- Как называется это произведение?

- «Токката и фуга».

- Кто его написал?

- И.С.Бах.

- Какой инструмент исполнял это произведение?

- Орган.

- Что означает слово «фуга»?

Проводится словарная работа (совместная: часть ответа даёт учитель, а часть -  ученик).

 

- Фуга – в переводе с латинского и итальянского – бег, быстрое течение; музыкальное произведение, основанное на контрапункте (одновременном сочетании двух и более мелодических линий в разных голосах) и имитации (повторение точное или изменённое в каком-либо голосе мелодии, перед тем прозвучавшей в другом голосе), высшая полифоническая форма.



- Что такое «токката»?

- Токката – в переводе с итальянского - прикосновение, удар; виртуозная вступительная пьеса.

- Ну и так как это произведение мы называем полифоническим, что такое полифония?

- Полифония - это вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании двух или более самостоятельных мелодий.

 

- А теперь я предлагаю представить, как можно нарисовать фугу.



 Ответы детей.

- Сегодня познакомлю вас с литовским композитором и художником, который сумел объединить музыку и живопись. Это - Микалоюс-Константинас Чюрлёнис.

 

На доске написаны годы жизни Чюрлёниса (1875-1911), висит его портрет и картины.



- Родился Чюрлёнис в семье органиста. Игре на фортепиано обучался у отца.  

Чюрлёнис окончил помимо двух консерваторий (Варшавской и Лейпцигской) и Варшавскую школу изящных искусств. Чюрлёнис – автор первого в литовской профессиональной музыке симфонического произведения – поэма «В лесу». Ему также принадлежат симфоническая поэма «Море», более 200 произведений для фортепиано, обработки литовских народных песен. Чюрлёнис в некотором роде ещё и писатель - он автор поэтических текстов сказок. Как художник он создал ряд картин, которым дал музыкальные названия: «Соната», «Прелюдия», «Фуга».

 

Вниманию учащихся предлагается репродукция картины Чюрлёниса «Фуга». На доске написаны термины: экспозиция, разработка, реприза.



 

Обсуждение увиденного.

 

Центральный образ «Фуги» Чюрлёниса, её тема – это ель. В нижней части картины, в экспозиции (по аналогии с музыкой), она доминирует (больший размер, более тёмный цвет). Ей сопутствуют образы скорбно сидящих литовских сказочных королей, но они по колориту бледнее, менее значимы, как и противосложение в музыке. Экспозиция с её основными образами плавно переходит в разработку, отличающуюся масштабностью и высветляющимся колоритом. Аналогично и в музыке – разработочное развитие характеризуется обычно интенсивным тональным модулированием, изменяющим колорит темы. Третья часть картины – реприза – очень чётко отграничена. Для неё художник приберёг, точно так же, как это делается и в музыке, более сильные и конструктивные приёмы – зеркальное отражение темы. Вопреки реальным, оптическим законам, ёлочки отражаются не точно друг против друга, а со сдвигом, подобно темам в музыке фуги.



Обращение художника к форме фуги не случайно. Фуга была одной из любимых музыкальных форм самого Чюрлёниса.

Не случайно и обращение его и к сонатной форме. Как произведение многочастное, соната даёт возможность развёртывания мысли на протяжении большого времени и использует приём контраста как одно из основных средств развития.

 

Слушание «Сонаты» Ф.Кулау.

 

- Можно ли нарисовать эту музыку?



Ответы детей.

 

На доске появляется репродукция картины Чюрлёниса «Соната пирамид».



 - Достоинство всех живописных сонат Чюрлёниса в том, что, не зная и не понимая всех тонкостей отражения в них музыкальной формы, их вполне можно воспринимать как самостоятельную живопись, пусть и необычную, фантастическую, поскольку в ней всегда угадываются контуры реального мира, несмотря на его символическую обобщённость и космическую отстранённость.

Все картины и рукописи Чюрлёниса хранятся в Каунасском художественном музее, носящем его имя.



 

Выводы: музыкальность картин Чюрлёниса выявляется в композиционной структуре, в передаче динамики движения, в различных линейных ритмах, в богатстве колорита.

 

Домашнее задание: предложить детям продолжить собирать репродукции картин, для того, чтобы создать свою картинную галерею, приложить стихотворный текст или прозу о своём впечатлении от этих картин.

«Фуга и соната в музыке и живописи М. К. Чюрлёниса»

Организационный момент урока мин

55.32kb.

14 12 2014
1 стр.


Урока: Тема «русской тройки» в живописи, музыке, поэзии. (2 часа)

Цели: Развивать творческие способности учащихся через восприятие музыки, художественного слова, живописи

42.81kb.

25 12 2014
1 стр.


Примерная программа №1 Бах И. С. Прелюдия и фуга c-moll, хтк, I т. Черни К. Этюды op. 740, №№3 и 12. Бетховен Л. Соната №6, I ч

При приеме на основную профессиональную образовательную программу по специальности 073101 Инструментальное исполнительство по виду «Фортепиано» исполняются

146.99kb.

25 12 2014
1 стр.


«Героические образы в музыке и живописи»
99.22kb.

04 09 2014
1 стр.


Веласкес и испанская школа живописи 17 века

На примере испанской живописи можно рассмотреть появление и развитие такого направления в живописи как реализм

225.95kb.

25 12 2014
1 стр.


Прелюдия и фуга 1

Темы излагаются порознь, и фуга, таким образом, оказывается двойной. Их объединение происходит только в кульминационной зоне, где вторая тема изложена аккордами, а первая мелодичес

27.02kb.

14 12 2014
1 стр.


Дипломная работа студентки дневного отделения максимовой к. А. Повесть л. Н. Толстого «крейцерова соната»

I. история создания и публикации повести Л. Н. Толстого «крейцерова соната»

1502.29kb.

11 10 2014
7 стр.


Символизм

Символизм эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880–1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских

43.51kb.

10 10 2014
1 стр.