Муниципальное Общеобразовательное учреждение «Ивнянская средняя общеобразовательная школа№1»
урок в 5 классе, III четверть.
Героические образы в музыке и живописи.
Ивня, 2008
Интегрированный урок в 5 классе, III четверть.
Тема: «Героические образы в музыке и живописи»
Форма урока: «Путешествие во времени».
Цели урока:
1. Дать учащимся первоначальное общее представление о возможных взаимосвязях музыки и живописи и вызвать интерес к этой области. 2.Показать, как музыка, изобразительное искусство, литература разными путями идут к созданию героических образов. 3. Обеспечить усвоение музыкальных и художественных понятий, исторических фактов, формирование эмоционально нравственного отношения к музыке. 4.Способствовать развитию творческого мышления, воображения, познавательной активности учащихся. 5. Воспитывать патриотизм, гордость за Родину, причастность к её славному прошлому.
Оборудование: Компьютер, проектор, магнитофон, фортепиано.
Музыкальный материал:
II.Сообщение темы урока:
Учитель: А как вы считаете, это музыкальное произведение создал русский или зарубежный композитор?
Уч- ся: Только русский: мелодия напевная, песенная, да и звучит оркестр русских народных инструментов.
Учитель: Совершенно верно! Вы абсолютно правы. Автором этой музыки является русский композитор 19 века А. Аренский, а произведение называется «Фантазия на темы Рябинина». Кто же такой Рябинин? Это гусляр – сказитель, благодаря которому мы знаем о героях – защитниках Древней Руси.
Далее учитель обращает внимание учащихся на репродукции картин: И. Репина «Протодьякон», А. Бубнова «Утро на поле Куликовом», П. Корина «Александр Невский», И. Глазунов «Два князя».
Учитель: Многие художники обращались к героическому прошлому нашей страны. К какому жанру изобразительного искусства относятся произведения художников, в которых отражены страницы истории?
Учитель: Какая из картин могла бы проиллюстрировать «Фантазию» Аренского?
Уч – ся: Слушая музыку, можно представить картину А. Бубнова «Утро на поле Куликовом». Воины полны решимости, мужества в предстоящей битве.
Учитель: «Что общего между музыкой Аренского и картиной Бубнова? Что роднит эти два произведения?
Уч-ся: И композитор, и художник прославляют образ русского богатыря - могучего защитника Родины.
Учитель: Мы с вами знаем, что с самого начала образования русского государства, Русь постоянно подвергалась нападению врагов. И русичам приходилось защищать свои земли.
Вспомните, от кого приходилось защищать Древнюю Русь нашему народу?
Уч- ся: От половцев, татаро - монголов, поляков, немцев, шведов, крестоносцев, французов, фашистов.
Уч- ся: Битва со шведами – крестоносцами.
Учитель: Кто из композиторов 20 века отразил его в музыке?
Уч- ся: Прокофьев.
Учитель: Сколько образов рисует композитор? Какие?
Уч- ся:2 – героический и лирический.
Учитель: Кто исполняет песню?
Уч- ся: Хор -Мужской, женский и смешанный.
- вступление имитирует тревожное и грозное колокольное звучание.
-характер песни – маршевый, лирический образ рисует напевная мелодия, похожая на протяжную русскую песню.
Учитель: Сегодня мы знакомимся с картиной работы советского живописца Павла Корина «Александр Невский». Это произведение Корин нарисовал в годы Великой Отечественной войны в 1942-43гг. Велика была вера художника в мужество и стойкость советского народа. Именно поэтому в самые тяжелые годы войны обратился он к образу великого воителя Древней Руси.
Обратите внимание на репродукцию картины.
Каким предстает перед нами А. Невский?
Уч – ся: Решительным, твёрдым, справедливым, мужественным.
Учитель: Посмотрите на собранную, подтянутую, грозную и величественную фигуру князя! Он опирается на меч, готовый в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на родную землю. И нам известны слова А. Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». В этих словах заключена сила и правда мужественных защитников Родины.
Какие черты характера и поступки присущи русского воину?
Уч – ся: Любовь к Родине, своему народу, героизм, доблесть, честь, уважение к старшим.
Учитель: Как вы считаете это нравственные поступки?
Действительно, русский человек во все времена обладал нравственной силой, и в подтверждение этому - события нашей истории, когда в годы Великой Отечественной войны русский народ проявлял мужество и героизм на полях сражений.
А теперь я назову еще два не менее выдающихся произведения советского искусства, посвященных той же теме и носящих то же название: «Александр Невский» - кинофильм Сергея Эйзенштейна и «Александр Невский» - кантата для солистки, хора и большого симфонического оркестра Сергея Прокофьева.
Два гениальных русских мастера создали свои произведения в ту пору, когда гитлеровский фашизм уже начал свое варваровское вторжение в страны Европы. Фильм был создан в 1938 году, а кантата в 1939г. Они прозвучали, как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решиться напасть на нашу Родину.
С. Прокофьева, П.Корина?
Конечно же, события 40-х годов 20 века, а не 13 века. А песню, характеризующую воинов Александра Невского, пели наши, советские солдаты, шедшие на бой с гитлеровскими фашистами. И чуть не ежедневно мощные репродукторы по всей стране несли призывные звуки этой прокофьевской песни: «Вставайте, люди русские! На смертный бой, на правый бой!», перекликаясь с другой могучей песней, созданной в первые же дни после начала войны композитором Александром Васильевичем Александровым: «Идет война народная, священная война!»
Давайте и мы попробуем исполнить фрагмент хора из кантаты.
Уч – ся: Любовь к своей земле, доблесть, честь, благородство, мужество. Учитель: У меня такой вопрос. Случайно или закономерно то, что так много произведений различных видов искусств посвящено героической богатырской теме?
Перелистаем страницы военной летописи
Учитель: Великие события не меркнут, они уходят в глубину истории. Их значение с течением времени раскрываются всё полнее. И мы всё должны знать, всё помнить. Подвиги старших поколений – бессмертное наследие молодых
Кто знал тогда, какую вражью силу
Переломает русская земля?
Что третьим Полем назовут России
Вот эти белгородские поля!
В этом году исполняется 65 лет со дня самого крупного танкового сражения на полях Белгородчины. 12 июля 1943 года началась битва под Прохоровкой, которая завершилась разгромом фашистской армии. Именно она стала предвестником полного поражения немецких войск на Курской дуге.
Земля, казалось, до предела
Была в огне накалена
И вся иссохшая гудела:
«Да будет проклята война!»
Нам с тобой сорок третий,
Помнишь – Курская битва
Тогда полыхала…
И советский солдат,
Уходивший, в бессмертье,
Был сильнее металла.
Музыка И. Лученка, слова В. Добронравова «Бессмертие» ( исполняют учащиеся).
1. Там, где горы покрыты мглою,
Да пустыня, сожженная зноем,
И пожара язык багровый,
Словно факел, в дали суровой, -
Там с рассвета и до заката,
Бой тяжелый вели ребята.
Припев: Пусть свинцовая воет вьюга,
Будут насмерть стоять солдаты,
Братской дружбы законы святы:
Друг в беде не оставит друга.
2. Враг всё ближе…
Держаться надо.
Но осталось всего три гранаты.
Застонали от взрыва скалы,
И так тихо, так тихо стало.
Не вернулся солдат из боя:
Он друзей заслонил собою.
Припев: Пронеси над землёю, ветер,
О солдате – герое песню!
Жизнь он прожил светло и честно.
В двадцать лет он шагнул в бессмертье!
Учитель: Невозможно выразить словами, какую цену заплатили наши деды за наше право свободно жить, учиться. И мы им за это бесконечно благодарны.
Постоянная забота о мире всегда была и будет важной темой в литературе, музыке, живописи. Бороться за мир, а минуты смертельной опасности быть достойным своей великой Родины – вот заветы, доставшиеся нам от прошлых поколений. И пока есть оружие в мире нас никогда не будет покидать тревога за мир на земле.
Ребята посмотрите на свои рисунки: как прекрасны и светлы ваши работы, сколько старания и души вы вложили в них.
Так что же такое мир?
Учащиеся: - Мир – это солнечное утро,
1. Ты рисуешь яркое солнце,
Я нарисую синее небо,
Он нарисует свет в оконце,
Она нарисует колосья хлеба.
Припев: Мы рисуем мир, мы рисуем мир, мы рисуем мир!
2. Мы нарисуем яркие листья
Школу, друзей, ручей беспокойный.
И зачеркнём нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы. Огонь и войны.
Учитель: Пускай во всём, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана,
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье.
Домашнее задание:
- Я думаю, в процессе урока у каждого из вас сложился своей образ русского богатыря, воина - защитника.
1.Нарисуйте образ богатыря, таким, каким вы его себе представляете.
2.Найдите и запишите в тетради по музыке значение слова «кантата».
Выставление оценок за урок.
04 09 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.