Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Шуманёва Лариса Анатольевна

Муниципальное Общеобразовательное учреждение «Ивнянская средняя общеобразовательная школа№1»

урок в 5 классе, III четверть.

Героические образы в музыке и живописи.


Учитель музыки

Шуманёва Лариса


Анатольевна.

Ивня, 2008

Интегрированный урок в 5 классе, III четверть.

Тема: «Героические образы в музыке и живописи»

Форма урока: «Путешествие во времени».

Цели урока:

1. Дать учащимся первоначальное общее представление о возможных взаимосвязях музыки и живописи и вызвать интерес к этой области. 2.Показать, как музыка, изобразительное искусство, литература разными путями идут к созданию героических образов. 3. Обеспечить усвоение музыкальных и художественных понятий, исторических фактов, формирование эмоционально нравственного отношения к музыке. 4.Способствовать развитию творческого мышления, воображения, познавательной активности учащихся. 5. Воспитывать патриотизм, гордость за Родину, причастность к её славному прошлому.

Оборудование: Компьютер, проектор, магнитофон, фортепиано.

Музыкальный материал:


  • С.С.Прокофьев «Вставайте, люди русские»;

  • Аренский «Фантазия на темы Рябининых»;

  • музыка И. Лученка, слова В. Добронравова «Бессмертие»;

  • слова О. Лебедухиной, музыка Т. Островской «Песня о мире».

Дополнительный материал:

  • презентация «Героические страницы истории нашей Родины»;

  • репродукции картин: И. Репина «Протодьякон», А. Бубнова «Утро на поле Куликовом», П. Корина «Александр Невский», И. Глазунова «Два князя».

  • видеофрагмент из фильма «Александр Невский»;

  • видеокадры Курской битвы,

  • выставка рисунков учащихся «Мы рисуем мир!»



  1. Организационный момент.

  • Дети входят в класс под музыку Аренского «Фантазия на темы Рябининых»;

Ход урока:

II.Сообщение темы урока:



Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас интегрированный урок, на котором мы попытаемся проследить связь музыки с изобразительным искусством.

  1. Вступительное слово учителя:

Искусства не возникают на пустом месте. Все они рождаются из единого источника и вырастают на единой почве. Источник этот, и почва эта - Сама жизнь! В прошлом полугодии мы узнали о том, что музыка и литература обогащают друг друга. А как вы думаете, музыка и изобразительное искусство могут жить друг без друга? Не спешите отвечать. Давайте ещё раз прослушаем произведение, под звучание которого вы вошли в класс.

  1. Актуализация знаний.

Слушание музыки: Аренский «Фантазия на темы Рябининых»

Учитель: Какая это музыка? Она что-то выразила или изобразила?

Уч-ся: Музыка эта изобразительная. Слушая её, представляешь бескрайние родные просторы, суровую битву, звон мечей, русских воинов – богатырей.

Учитель: Какое чувство вызывает эта тема?

Уч-ся: Она вызывает чувство решительности, сосредоточенности, уверенности.

Учитель: Какой образ создаёт композитор?

Уч-ся: Мужественный, героический .

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности помогают нам в создании образа?

Уч-ся: Лад –минорный; темп – спокойный, затем – подвижный; динамика - от пиано до форте.

Учитель: А как вы считаете, это музыкальное произведение создал русский или зарубежный композитор?

Уч- ся: Только русский: мелодия напевная, песенная, да и звучит оркестр русских народных инструментов.

Учитель: Совершенно верно! Вы абсолютно правы. Автором этой музыки является русский композитор 19 века А. Аренский, а произведение называется «Фантазия на темы Рябинина». Кто же такой Рябинин? Это гусляр – сказитель, благодаря которому мы знаем о героях – защитниках Древней Руси.

Далее учитель обращает внимание учащихся на репродукции картин: И. Репина «Протодьякон», А. Бубнова «Утро на поле Куликовом», П. Корина «Александр Невский», И. Глазунов «Два князя».

Учитель: Многие художники обращались к героическому прошлому нашей страны. К какому жанру изобразительного искусства относятся произведения художников, в которых отражены страницы истории?


Уч – ся: Исторический жанр.

Учитель: Какая из картин могла бы проиллюстрировать «Фантазию» Аренского?

Уч – ся: Слушая музыку, можно представить картину А. Бубнова «Утро на поле Куликовом». Воины полны решимости, мужества в предстоящей битве.

Учитель: «Что общего между музыкой Аренского и картиной Бубнова? Что роднит эти два произведения?

Уч-ся: И композитор, и художник прославляют образ русского богатыря - могучего защитника Родины.

Учитель: Мы с вами знаем, что с самого начала образования русского государства, Русь постоянно подвергалась нападению врагов. И русичам приходилось защищать свои земли.

Вспомните, от кого приходилось защищать Древнюю Русь нашему народу?

Уч- ся: От половцев, татаро - монголов, поляков, немцев, шведов, крестоносцев, французов, фашистов.





  1. Работа по теме урока.

Звучит хор «Вставайте, люди русские!» С.С.Прокофьева
Учитель: Какое событие произошло в далёком 13 веке?

Уч- ся: Битва со шведами – крестоносцами.

Учитель: Кто из композиторов 20 века отразил его в музыке?

Уч- ся: Прокофьев.

Учитель: Сколько образов рисует композитор? Какие?

Уч- ся:2 – героический и лирический.

Учитель: Кто исполняет песню?

Уч- ся: Хор -Мужской, женский и смешанный.

- вступление имитирует тревожное и грозное колокольное звучание.

-характер песни – маршевый, лирический образ рисует напевная мелодия, похожая на протяжную русскую песню.



Изучение нового материала:

Учитель: Сегодня мы знакомимся с картиной работы советского живописца Павла Корина «Александр Невский». Это произведение Корин нарисовал в годы Великой Отечественной войны в 1942-43гг. Велика была вера художника в мужество и стойкость советского народа. Именно поэтому в самые тяжелые годы войны обратился он к образу великого воителя Древней Руси.

Обратите внимание на репродукцию картины.

Каким предстает перед нами А. Невский?

Уч – ся: Решительным, твёрдым, справедливым, мужественным.

Учитель: Посмотрите на собранную, подтянутую, грозную и величественную фигуру князя! Он опирается на меч, готовый в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на родную землю. И нам известны слова А. Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». В этих словах заключена сила и правда мужественных защитников Родины.

Какие черты характера и поступки присущи русского воину?

Уч – ся: Любовь к Родине, своему народу, героизм, доблесть, честь, уважение к старшим.

Учитель: Как вы считаете это нравственные поступки?

Действительно, русский человек во все времена обладал нравственной силой, и в подтверждение этому - события нашей истории, когда в годы Великой Отечественной войны русский народ проявлял мужество и героизм на полях сражений.

А теперь я назову еще два не менее выдающихся произведения советского искусства, посвященных той же теме и носящих то же название: «Александр Невский» - кинофильм Сергея Эйзенштейна и «Александр Невский» - кантата для солистки, хора и большого симфонического оркестра Сергея Прокофьева.

Два гениальных русских мастера создали свои произведения в ту пору, когда гитлеровский фашизм уже начал свое варваровское вторжение в страны Европы. Фильм был создан в 1938 году, а кантата в 1939г. Они прозвучали, как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решиться напасть на нашу Родину.



(Видеофрагмент из фильма «Александр Невский» )
Учитель: События какой эпохи вызвали к жизни творения С. Эйзенштейна,

С. Прокофьева, П.Корина?

Конечно же, события 40-х годов 20 века, а не 13 века. А песню, характеризующую воинов Александра Невского, пели наши, советские солдаты, шедшие на бой с гитлеровскими фашистами. И чуть не ежедневно мощные репродукторы по всей стране несли призывные звуки этой прокофьевской песни: «Вставайте, люди русские! На смертный бой, на правый бой!», перекликаясь с другой могучей песней, созданной в первые же дни после начала войны композитором Александром Васильевичем Александровым: «Идет война народная, священная война!»

Давайте и мы попробуем исполнить фрагмент хора из кантаты.


Исполнение учащимися хора «Вставайте, люди русские!» (работа над артикуляцией, характером произведения)
Учитель: Какие качества человеческой души воспитывают те произведения, с которыми вы познакомились сегодня на уроке?

Уч – ся: Любовь к своей земле, доблесть, честь, благородство, мужество. Учитель: У меня такой вопрос. Случайно или закономерно то, что так много произведений различных видов искусств посвящено героической богатырской теме?



Уч-ся: Искусству интересен человек, образ которого ярче всего раскрывается в критических ситуациях.

Учитель: Ребята, давайте подумаем и попробуем разобраться, а что такое подвиг?

Уч-ся: Подвиг может совершить не каждый. Слабый духом человек не способен на подвиг. Только люди сильные духом, любящие свою Родину и народ, способны совершить подвиг.

Вывод: Подвиг - это есть высшее проявление красоты человеческого духа. Никогда не забудутся славные страницы истории нашей Родины. Народ помнит своих героев и увековечивает их в произведениях литературы, музыки, живописи.

Перелистаем страницы военной летописи



Презентация «Героические страницы истории нашей Родины».

Учитель: Великие события не меркнут, они уходят в глубину истории. Их значение с течением времени раскрываются всё полнее. И мы всё должны знать, всё помнить. Подвиги старших поколений – бессмертное наследие молодых



Учащиеся: 1. Поле Прохоровское…

Кто знал тогда, какую вражью силу

Переломает русская земля?

Что третьим Полем назовут России

Вот эти белгородские поля!

В этом году исполняется 65 лет со дня самого крупного танкового сражения на полях Белгородчины. 12 июля 1943 года началась битва под Прохоровкой, которая завершилась разгромом фашистской армии. Именно она стала предвестником полного поражения немецких войск на Курской дуге.

Земля, казалось, до предела

Была в огне накалена

И вся иссохшая гудела:

«Да будет проклята война!»



( На экране видеокадры Курской битвы.)

Уч – ся: Разве можно забыть

Нам с тобой сорок третий,

Помнишь – Курская битва

Тогда полыхала…

И советский солдат,

Уходивший, в бессмертье,

Был сильнее металла.

Музыка И. Лученка, слова В. Добронравова «Бессмертие» ( исполняют учащиеся).

1. Там, где горы покрыты мглою,

Да пустыня, сожженная зноем,

И пожара язык багровый,

Словно факел, в дали суровой, -

Там с рассвета и до заката,

Бой тяжелый вели ребята.

Припев: Пусть свинцовая воет вьюга,

Будут насмерть стоять солдаты,

Братской дружбы законы святы:

Друг в беде не оставит друга.

2. Враг всё ближе…

Держаться надо.

Но осталось всего три гранаты.

Застонали от взрыва скалы,

И так тихо, так тихо стало.

Не вернулся солдат из боя:

Он друзей заслонил собою.

Припев: Пронеси над землёю, ветер,

О солдате – герое песню!

Жизнь он прожил светло и честно.

В двадцать лет он шагнул в бессмертье!



Обобщение:«Пусть всегда будет мир».

Учитель: Невозможно выразить словами, какую цену заплатили наши деды за наше право свободно жить, учиться. И мы им за это бесконечно благодарны.

Постоянная забота о мире всегда была и будет важной темой в литературе, музыке, живописи. Бороться за мир, а минуты смертельной опасности быть достойным своей великой Родины – вот заветы, доставшиеся нам от прошлых поколений. И пока есть оружие в мире нас никогда не будет покидать тревога за мир на земле.

Ребята посмотрите на свои рисунки: как прекрасны и светлы ваши работы, сколько старания и души вы вложили в них.

Так что же такое мир?

Учащиеся: - Мир – это солнечное утро,


  • это улыбки и смех детей.

  • это счастье,

  • это свет и радость

  • это голубое, безоблачное небо,

  • это яркие цветы.

Так давайте мы нарисуем мир, в котором мы хотим жить!

Рефлексия: « Песня о мире». Учащиеся исполняют песню, а группа ребят в это время создаёт картину – аппликацию на доске «Мы рисуем мир»

Слова О. Лебедухиной, музыка Т. Островской «Песня о мире».

1. Ты рисуешь яркое солнце,

Я нарисую синее небо,

Он нарисует свет в оконце,

Она нарисует колосья хлеба.

Припев: Мы рисуем мир, мы рисуем мир, мы рисуем мир!

2. Мы нарисуем яркие листья

Школу, друзей, ручей беспокойный.

И зачеркнём нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы. Огонь и войны.

Учитель: Пускай во всём, чем жизнь полна,

Во всём, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана,

О том, что в мире было.

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье – не в забвенье.


Итог урока: Сегодня мы совершили небольшое путешествие во времени и увидели, как музыка, литература, изобразительное искусство, кино разными средствами выразительности изображают героические образы своего народа.

Домашнее задание:

- Я думаю, в процессе урока у каждого из вас сложился своей образ русского богатыря, воина - защитника.

1.Нарисуйте образ богатыря, таким, каким вы его себе представляете.

2.Найдите и запишите в тетради по музыке значение слова «кантата».

Выставление оценок за урок.





«Героические образы в музыке и живописи»
99.22kb.

04 09 2014
1 стр.


Урока: Тема «русской тройки» в живописи, музыке, поэзии. (2 часа)

Цели: Развивать творческие способности учащихся через восприятие музыки, художественного слова, живописи

42.81kb.

25 12 2014
1 стр.


Синестетические метафоры и другие чувственно-эмоциональные образы в вербальных интерпретациях произведений музыки и живописи
116.72kb.

10 10 2014
1 стр.


«Фуга и соната в музыке и живописи М. К. Чюрлёниса»

Организационный момент урока мин

55.32kb.

14 12 2014
1 стр.


Веласкес и испанская школа живописи 17 века

На примере испанской живописи можно рассмотреть появление и развитие такого направления в живописи как реализм

225.95kb.

25 12 2014
1 стр.


Тема: Эпические образы в музыке

Совокупность произведений этого рода, объединенных общей темой, общей национальной принадлежностью, хронологией и т п

26.79kb.

18 12 2014
1 стр.


Символизм

Символизм эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880–1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских

43.51kb.

10 10 2014
1 стр.


Героические страницы истории казахстана и кустанайцев во время великой отечественной войны

Охватывает как боевые действия казахстанцев на фронтах войны и в рядах партизанских отрядов, так и их трудовые подвиги в тылу. В этой работе рассматриваются героические подвиги пар

181.46kb.

25 12 2014
1 стр.