Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5

Зоны риска для сохранности документов в процессе использования.

Библиотека самостоятельно определяет технологическую цепочку по пути книги к пользователю и правила выдачи документов, но в зависимости от категории сохранности выдаваемых изданий набор требований к технологии и правилам пользования меняется.

Для библиотек, имеющих в своих фондах издания III категории сохранности, технологическая цепочка ограничивается общеустановленными требованиями библиотечной технологии.

Технологическое обеспечение использования изданий II категории сохранности предусматривает :

а) Контроль за наличием документа на всех этапах его перемещения.

б) Контроль за состоянием документа на этапах хранения, выдачи пользователю, получения от пользователя.

в) Использование документа только в помещении библиотеки или под наблюдением специалистов за ее пределами (выездные выставки и т.п.).

I категория сохранности помимо перечисленного требует визуального контроля со стороны библиотекаря за работой читателя с документом, что может быть достигнуто выдачей экземпляра только в специализированном читальном зале, и особых правил выдачи и приема у читателя документа с фиксированием особой ответственности читателя за документ.

Желательным является условие соблюдения гигиенических правил работы с особо ценными и редкими экземплярами (наличие перчаток и т.п.).

Использование документов технологически может быть разделено на несколько этапов, для каждого из которых характерны свои сферы риска и свои типы наиболее вероятных повреждений.

Этап I – Подбор документа в хранилище и доставка пользователю.

Этап II – Пользование документом.

Этап III – Копирование документа, в том числе:



  • ксерокопирование,

  • сканирование,

  • фотокопирование.

Этап IV – Экспонирование документа на выставках в библиотеке и вне ее.

Этап V – Возвращение документа в хранилище.


Цель подпрограммы:

максимально уменьшить риск разрушения или утраты документов в процессе их использования.
Задачи подпрограммы:
1. Технологическое обеспечение сохранности фондов

Разработка типовых документов и форм, обеспечивающих сохранение документов в процессе их движения по пути «хранение - читатель - хранение».


2. Правовое обеспечение сохранности.


Для создания эффективного механизма привлечения к ответственности лиц, нанесших ущерб библиотечным фондам, разработать соответствующую юридическую базу.
3.Нормативное обеспечение сохранности фондов.

Установить нормы и определить предельные показатели использования документов в следующих случаях:



  • Допустимое количество ксерокопий с одного экземпляра, в том числе с изданий на кислотной бумаге и документов 2 и 3-й категорий сохранности.

  • Предельные показатели освещенности (в т. ч. продолжительность) при фотосъемке документов.

  • Нормы на условия и продолжительность экспонирования изданий на выставках.


4. Организационно-методическое и пропагандистское обеспечение сохранности фондов.

  • Краткосрочные курсы принимаемых на работу сотрудников с регулярной переаттестацией. (План и программа)

  • Программа занятий с читателями при записи в библиотеку.

  • Памятка читателю по работе с изданиями .


5. Техническое обеспечение сохранности фондов.

Учитывая культурную значимость и высокую денежную стоимость изданий I категории сохранности, необходимо целевое обеспечение средствами охраны библиотек, имеющих издания указанной категории.

Во всех иных случаях необходима разработка и использование рекомендательных списков оборудования и технических средств для обеспечения сохранности документов в процессе использования.

В любом случае сохранность изданий в процессе использования должна быть обеспечена повсеместным использованием библиотеками специального оборудования и технических средств.

ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ ПОДПРОГРАММЫ НА 2001-2005 гг.



Проекты и мероприятия

Сроки испол-нения

Координаторы и исполнители

Ожидаемые

результаты



Стоимость, всего (тыс. руб.) в т.ч. по годам

в т.ч федеральный

бюджет


бюджеты субъектов РФ

Внебюджетные источники

1

Технологическое обеспечение сохранности фондов

2001 г.

ГПИБ,федера-льные, отрасле-вые,ведомствен-ные библиотеки

Создание типовых документов и форм, обеспечивающих правильную организацию исполнения документа

25

в т.ч.


2001 - 25

25

в т.ч.


2001 - 25







2

Разработка нормативно-правовых документов в сфере сохранения библиотечных фондов в процессе их использования

2001-

2002 гг.


ГПИБ, РНБ, РГБ

Создание системы документов. Определение норм для использования документов

40, в т.ч.

2001 - 20

2002 - 25


40, в т.ч.

2001 - 20

2002 - 25








3

Организационно-методи-ческое обеспечение сохранности фондов

2001 г.

ГПИБ, РНБ, РГБ

Разработка программ обучения персонала и пользователей

20

в т.ч.


2001 - 20

20

в т.ч.


2001 - 20







4

Техническое обеспечение сохранности фондов

2002 г.

ГПИБ, РНБ, РГБ, Интерпром культура

ЦБКЦ


Разработка рекомендательных списков оборудования и технических средств для обеспечения сохранности фондов в процессе использования

30 655,в т.ч.

2001 - 3 000

2002 - 3 765

2003 - 6 500

2004 -7 600

2005-9 790



5 920, в т.ч.

2002 - 30

2003 - 500

2004 - 1 600

2005- 3 790


9 735
2002 - 735

2003 - 3 000

2004 -3 000

2005-3 000



15 000

3 000


3 000

3 000


3 000

3 000


5

Проведение семинаров, конференций по отдельным проектам

2002-

2003г.


ГПИБ

Организация профессиональных обсуждений проблемы, создание общественного мнения.

60, в т.ч.

2001 - 30

2002 - 30


60, в т.ч.

2001 - 30

2002 - 30











ИТОГО










30 805

6 070

9 735

15 000



6. УЧЕТ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ
Научно-методический и координационный центр - Российская государственная библиотека РГБ).

Руководитель подпрограммы - С.В. Митрофанова

Разработчики подпрограммы: С.В. Митрофанова, РГБ (руково-дитель авторской группы), О.А.Лавренова, РГБ. При участии Н.И.Хахалевой, РГБ, О.Л.Соломиной, РГБ.

Учет библиотечных фондов является частью системы управления экономическими процессами и объектами непроизводственной сферы. Поэтому его совершенствование осуществляется в общем контексте преобразования учетной политики, проводимой в стране.

Вместе с тем учет библиотечных фондов – важнейшее звено сохранности и контроля за движением документов, составляющих фонд библиотеки.

Будучи составной частью процесса организации фонда, учет представляет собой определенную систему, понимаемую как организационно - упорядоченную совокупность видов, методов и способов учета документов различной категории значимости, дифференцированных в соответствии с их статусом.

Система учета документов включает несколько уровней:


  • общий государственный статистический учет всех документов по единой государственной форме отчетности 6-НК;

  • общий внутрибиблиотечный учет всех документов, образующих фонд конкретной библиотеки;

  • специализированный государственный учет отдельных категорий документов (книжных памятников, архивных документов, находящихся на постоянном хранении в фондах библиотек, музейных предметов и коллекций, баз и банков данных и других).

Совершенствование учета библиотечных фондов - комплексная проблема, решение которой требует применения организационных и технологических методов.

Цель подпрограммы: разработка и реализация политики учета библиотечных фондов, совершенствование механизма формирования информации о всех видах документов и всех видах фондов в составе библиотек, обеспечение контроля за наличием и движением фондов в соответствии с нормативными правовыми актами.

Разработка и реализация политики учета библиотечных фондов осуществляется в два этапа:

Первый этап предполагает комплекс мероприятий по созданию системы единого общегосударственного учета библиотечных фондов страны.

Второй этап связан с совершенствованием учета фонда в библиотеках.



Задачи подпрограммы:

  • совершенствование системы нормативного-правового обеспечения учета фондов;

  • определение принципов унификации единиц учета документов, находящихся на разных уровнях учета, выявление общих учетных показателей, обеспечение их сопоставимости между собой и соответствия отечественным и международным стандартам (единицам учета, единицам измерения и правилам описания);

  • разработка системы показателей государственной статистической отчетности, оптимальной для библиотек различного статуса и форм собственности;

  • вывод библиотечных фондов из состава непроизводственных основных фондов (средств);

  • переход на новые технологии, обеспечивающие интеграцию видов учета, автоматизированную обработку;

  • информационное обеспечение работы по проблемам учета библиотечных фондов в стране и за рубежом.


1. Нормативно-правовое обеспечение

совершенствования учета фондов
На основании анализа действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих учет документов в библиотеках, архивах, музеях, органах научно-технической информации, необходимо создание разноуровневой системы нормативной базы, регламентирующей организацию учета библиотечных фондов, права, обязанности и ответственность учредителей и руководителей библиотек-фондодержателей всех уровней и форм собственности за формирование, организацию, хранение, сохранность, использование документов всех видов.

2. Единицы учета документов.
Библиотеки осуществляют учет фонда в унифицированных учетных единицах. В соответствии с ГОСТом 7.20.80 «Единицы учета фонда библиотек и органов научно-технической информации» объем фонда измеряется в основных единицах - экземплярах и названиях.

Однако существующий стандарт не обеспечивает получение унифицированной информации по различным видам документов. Особую сложность вызывает определение единиц учета электронных документов. Как в теории, так и в практике еще нет четкого определенного понятия «электронный документ», не определены типология электронных документов, особенности учета электронных документов, в том числе в сети. Эти проблемы требуют разработки на межведомственном уровне.

Необходимо разработать принципы унификации единиц учета документов, относящихся к специализированным фондам (книжным памятникам, архивным документам, находящимся на постоянном хранении в фондах библиотек, музейным предметам и коллекциям). Их учет должен быть приведен в соответствие с действующим законодательством: Положением об архивном фонде Российской Федерации, Регламентом государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, Положением о музейном фонде Российской Федерации, Положением о книжных памятниках,.

Подпрограммой предусматривается разработка ГОСТа «Библиотечная статистика». В качестве составной его части включен раздел «Единицы учета фондов», в нем предлагается классификация видов документов, исходя из способа фиксации информации. С помощью этого ГОСТа решаются задачи: унификации единиц учета фонда; установление статистически сопоставляемых показателей движения фондов библиотек, обеспечения соответствия правилам учета фондов международной библиотечной статистики.

Центральное место отводится основной единице учета – экземпляру как оптимальному способу упорядочения государственной статистики для всех видов документов, независимо от материальной основы носителя информации.

Предстоит решить на межведомственном уровне ряд вопросов о внесении изменений в нормативные документы, обеспечивающие единообразие ведения учетной политики в стране, в частности, в Общероссийский классификатор единиц измерения (1994 г.), приняв за основную единицу измерения фонда библиотек экземпляр, а не том, как зафиксировано в документе.



3. Система показателей государственной

статистической отчетности.

К ведению учета предъявляются требования соответствия номенклатуры показателей учета библиотечного фонда аналогичным показателям государственной статистики по составу и содержанию. Однако реализация этого требования затруднена сложившимся несоответствием между фактическим составом фонда и отражением его в формах государственной статистической отчетности. Не все виды документов и не все виды фондов в составе библиотеки фиксируются в статистических документах. Отсутствует полнота и точность сведений об информационном потенциале всех библиотек страны, так как не достигнута сопоставимость сведений о фонде библиотек различных ведомств; библиотеки различных ведомств имеют различные сроки представления статистической отчетности, не существует единой формы статистической отчетности для библиотек различных ведомств.

На основе координации деятельности библиотек разных ведомств совместно с Госкомстатом Российской Федерации предстоит разработать единую модель сбора, группировки и анализа информации о библиотечном фонде страны, сочетающую особенности развития библиотечного дела в России и международные требования к ведению библиотечной статистики. Модель явится основой для создания единой формы статистической отчетности для библиотек различных ведомств.

4. Библиотечные фонды в составе

основных непроизводственных фондов (средств).
Библиотечные фонды являются объектом не только библиотечного, но и бухгалтерского учета. В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94.) библиотечные фонды входят в их состав. В классификатор включены разные виды документов независимо от материальной основы носителя информации (от рукописей до электронных изданий). Следовательно, все они должны подлежать учету библиотечному (суммарному и индивидуальному) и бухгалтерскому (балансовой стоимости). Однако на практике не все документы, составляющие фонд библиотеки входят в состав основных непроизводственных фондов (средств), балансовая стоимость которых отражена в финансовых документах. В большей части библиотек страны в балансовой стоимости фонда не отражена стоимость периодических изданий, изданий на нетрадиционных носителях, стоимость обменных фондов.

В зарубежных библиотеках существует понятие историческая цена документа и нет практики оценки и переоценки фондов библиотек в связи с различными экономическими процессами.

Балансовая стоимость библиотечного фонда не отражает его реальной стоимости, так как фонд любой библиотеки представляет собой сформировавшуюся коллекцию, а совокупный библиотечный фонд – национальное достояние, действительную стоимость которого в денежном выражении определить невозможно.

Библиотечные фонды относятся к тому виду основных фондов, на которые не начисляется амортизация, т.е. постепенное погашение стоимости по мере физического и морального износа. Износ рассчитывается исходя из стоимости основных фондов и нормативного времени нахождения их в эксплуатации. Это положение распространяется не на все типы библиотек и не на все виды документов в фондах библиотек.

Реформирование учета связано с подготовкой предложений в Правительство Российской Федерации о поэтапном выводе библиотечных фондов из состава основных фондов (средств) и отменой учета их балансовой стоимости.
5. Автоматизация процессов учета библиотечных фондов.
Переход библиотек на автоматизированные информационные технологии вносит кардинальные изменения в организацию учета фондов в связи с интеграцией обработки учетной информации во все основные модули автоматизированных библиотечных систем.

Необходимым требованием к современным автоматизированным информационно-библиотечным системам (АИБС) является наличие в них функций или модулей учета фондов.

Ведение учета фондов в автоматизированном режиме предполагает использование штрихового кодирования документов. Для успешного использования штрих-кодов (бар-кодов) необходимо выбрать и установить в стране систему совместимых методов штрихового кодирования документов в библиотеках различных типов, порядок финансирования и внедрения этих средств учета фондов.

Необходимо также организовать разработку требований к программным средствам библиотечного учета и специализированного учета архивных документов, музейных предметов для обеспечения совместимости соответствующих программных продуктов, создать унифицированную систему учетно-статистических показателей, фиксируемых и формируемых в АИБС.


ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ ПОДПРОГРАММЫ НА 2001-2005 гг.




Проекты и мероприятия

Сроки испол-нения

Координаторы и исполнители

Ожидаемые

результаты



Стоимость,

всего (тыс. руб.) в т.ч. по годам



в т.ч федеральный

бюджет


бюджет

субъектов РФ



Внебюд-жетные источники

1.

Нормативно-правовое обеспечение учета библиотечных фондов

2001-2005 гг.

Минкультуры, РБА, РГБ, РНБ, Росархив, центральные отраслевые и ведомственные библиотеки

Создание разноуровневой системы нормативных документов, регламентирующих организацию учета библиотечных фондов. Разработка нового ГОСТа, совершенствование Общероссийского классификатора единиц измерения в соответствии с единицами учета библиотечных фондов. Создание базы данных нормативных актов, регламентирующих учет.


50

в т. ч.:


2001 - 20

2003 - 30




50

в т. ч.:


2001 - 20

2003 - 30










2.

Создание системы единого общегосударственного учета библиотечных фондов России

2001-2005 гг.

Минкультуры, РБА, РКП, Госстандарт, Росахив, РГБ, РНБ, Информрегистр, другие библиотеки и ведомства


Создание научной, информационной и организационной базы для совершенствования и развития учета, как в отдельной библиотеке, так и в системе библиотек страны. Организация учета.

90

в том числе:

2002 - 20

2004 - 70




90

в том числе:

2002 - 20

2004 - 70












Проекты и мероприятия

Сроки испол-нения

Координаторы и исполнители

Ожидаемые

результаты



Стоимость,

всего (тыс. руб.) в т.ч. по годам



в т.ч федеральный

бюджет


бюджет

субъектов РФ



Внебюд-жетные источ-ники

3.

Совершенствование системы показателей государственной статистической отчетности

2001-2004 гг.

Минкультуры, РБА

Госкомстат, РГБ, РНБ, другие библиотеки и ведомства.



Достижение соответствия но-менклатуры показателей учета библиотечного фонда анало-гичным показателям государ-ственной статистики для библиотек всех ведомств и форм собственности.

30

в том числе :

2001 - 10

2003 - 20




30

в том числе:

2001 - 10

2003 - 20










4.

Научное, методичес-кое и организацион-ное обоснование вы-вода библиотечных фондов из состава основных фондов- (средств)

2001-2005 гг.

Минкультуры, Минфин, РГБ,

РНБ, Мингосимущество, библиотеки и ведомства



Обеспечение вывода библиотечных фондов из состава основных средств.

10

в том числе:

2002 - -10


10

в том числе:

2002 - -10








5.

Автоматизация процессов учета библиотечных фондов

2001-2005 гг.

Минкультуры, РГБ, РКП, РНБ, Росархив, Информрегистр, др. библиотеки и ведомства

Совершенствование учета библиотечных фондов в условиях применения автоматизированных технологий

160, в т. ч. :

2001 -20


2002 - 20

2003 - 20

2004 - 70

2005 - 30



160, в т. ч. :

2001 -20


2002 - 20

2003 - 20

2004 - 70

2005 - 30












ИТОГО










340

340








7. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Научно-методический и координационный центр: Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ).

Руководитель подпрограммы - Т.Я. Кузнецова

Разработчики подпрограммы: Т.Я. Кузнецова, зав. кафедрой библиотековедения АПРИКТ - (руководитель авторской группы), С. А. Добрусина (РНБ), Ю. А. Гриханов (АПРИКТ), Э. Р. Сукиасян (РГБ), Е.С. Чернина (РНБ). Консультанты: О. И. Перминова (РГБ), Ю.Н. Столяров (МГУКИ), Т. А. Семенова (Школа консервации и реставрации «Раритет»).

Реализация Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации во многом определяется эффективностью кадровой политикой в отрасли. В современной системе подготовки библиотечных кадров не представлена номенклатура специальностей, связанных с сохранностью библиотечных фондов. Это является одной из основных причин крайне слабой кадровой обеспеченности большинства направлений работы в этой области. Дефицит специалистов по сохранению фондов обусловлен отсутствием государственного заказа на их подготовку и воспроизводство, вызванным несколькими разнородными, но в равной степени негативными факторами:

1. Игнорированием на протяжении десятилетий общественной важности подготовки кадров по сохранности фондов в национальном масштабе, что объяснялось приоритетом идеологической функции в деятельности отечественных библиотек по сравнению с мемориальной, связанной с сохранением культурного наследия человечества.

2.Ограниченным представлением руководителей отрасли о масштабах потребностей библиотек в кадрах хранителей и реставраторов фондов, поскольку считалось, что специалисты этого профиля необходимы только в нескольких старейших книгохранилищах, имеющих отделы гигиены и реставрации книг, и самостоятельно воспроизводящих необходимые кадры.

3.Междисциплинарным, многоотраслевым характером знаний, практических умений и навыков, требующихся специалистам в области сохранения библиотечных фондов, что осложняло реализацию соответствующих учебных программ в вузах и средних профессиональных учебных заведениях.

В сложившейся ситуации компенсаторную функцию по формированию кадров по сохранению библиотечных фондов были вынуждены взять на себя созданные с начала 30-х годов службы гигиены и реставрации фондов в крупнейших библиотеках страны (БАН, ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (ныне РНБ), Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина (ныне РГБ) и др.) Они готовили по мере необходимости специалистов по реставрации своих фондов и одновременно осваивали и разрабатывали методы консервации документов в тесном сотрудничестве с лабораториями и службами реставрации архивов и музеев, а также на основе обмена опытом с зарубежными специалистами. К настоящему времени при крупных библиотеках, в том числе региональных (РГБ, РНБ, ВГБИЛ, БРАН, ГПИБ, Научной библиотеки РГГУ,ГПНТБ России, ГПНТБ Сибирского отделения РАН, Донской государственной публичной библиотеки и др.) сложились достаточно дееспособные коллективы, решающие проблемы консервации документов. По мере необходимости они реализуют собственные учебные проекты, организуют международные и внутрироссийские конференции, семинары, обучающие семинары и мастер-классы.

Появились и профильные образовательные структуры, например, Школа реставрации книг и рукописей «Раритет», готовящая специалистов среднего звена для проведения массовой реставрации фондов.

Несмотря на это основной контингент библиотекарей и реставраторов в библиотеках страны не владеет необходимыми знаниями в области сохранения фондов. Наличие таких знаний у выпускников библиотечных факультетов не предусмотрено ныне действующими государственными образовательными стандартами 05.27.00 «Библиотековедения и библиография» и 05.17 «Библиотечное дело».



Для обеспечения кадрами сферы сохранения библиотечных фондов необходимы кардинальные изменения образовательной политики, организационно-функциональной структуры и содержания специального образования, максимально ориентированного на решение конкретных задач сохранения библиотечных фондов Российской Федерации, поставленных в Национальной программе.
Цель подпрограммыкадровое обеспечение сохранения библиотечных фондов РФ с учетом комплексной реализации всех функциональных направлений, представленных в Национальной программе сохранения библиотечных фондов РФ.

Основные задачи подпрограммы:

  • построение многоуровневой системы специального образования в области сохранения библиотечных фондов, предусматривающей непрерывность образовательного процесса и согласованное развитие его основных звеньев – специального, среднего профессионального библиотечного, высшего и дополнительного профессионального библиотечного образования;

  • создание государственной системы профессиональной подготовки администраторов по комплексному сохранению библиотечных фондов, технологов сохранения документальных фондов высшей квалификации, техников-консерваторов документальных фондов со средним профессиональнным образованием, а так же книговедов-архивистов высшей квалификации для работы с книжными памятниками, редкими и рукописными фондами. Открытие соответствующих программ переподготовки в системе дополнительного профессионального образования;

  • унификация и стандартизация требований к образовательному уровню специалистов по сохранению библиотечных фондов на различных ступенях обучения; введение в государственные образовательные стандарты по библиотечному делу требований к освоению знаний по вопросам сохранения библиотечных фондов;

  • разработка нормативных, учебных и учебно-методических материалов по основным направлениям кадрового обеспечения комплексного сохранения библиотечных фондов;

  • включение в номенклатуру библиотечных должностей администраторов-хранителей библиотечного фонда, технологов-хранителей, технологов-консерваторов и техников-консерваторов; разработка тарифно-квалификационных характеристик (требований) к этим должностям;

  • организация научных исследований состояния кадровой обеспеченности сохранения библиотечных фондов страны и мониторинга динамики уровня квалификации специалистов в этой сфере и потребностей отрасли в кадрах консерваторов.

Необходимо сформировать следующие уровни системы кадрового обеспечения сохранения библиотечных фондов и их учебную специализацию.

Первый уровень: профориентация на базе средней общеобразовательной школы – обучение первичным навыкам ремонта книг и технике переплетных работ на уроках труда.

Второй уровень: профессионально-техническое образование на базе СПТУ по специальности «Переплетчик-реставратор документов», предусматривающее обучение переплетному мастерству, фазовой консервации и массовой реставрации документов.

Третий уровень: среднее профессиональное библиотечное образование. На этом уровне предусматривается открытие в рамках специальности 05.17 «Библиотечное дело» новой специализации «Технология консервации и реставрации документов» с присвоением квалификации «Техник-консерватор». Кроме того, в учебные планы среднего профессионального библиотечного образования предполагается ввести учебные курсы по безопасности и обеспечению сохранности библиотечных фондов.

Четвертый уровень: высшее библиотечное образование. На этом уровне предстоит открытие в вузах культуры и искусства новых специализаций: «Технология сохранения документальных фондов» с присвоением квалификации «Технолог-хранитель документальных фондов» и «Консервация и реставрация документов» с присвоением квалификации «Технолог консерватор документов» (в рамках специальности 05.27.00 «Библиотековедение и библиография»). Необходима также содержательная перестройка учебно-образовательного процесса с целью создания соответствующих условий для освоения всеми студентами библиотечных факультетов профильных вузов базовых знаний в области учета, организации, использования, обеспечения безопасности и сохранности библиотечных фондов, комплексной работы с книжными памятниками.

Пятый уровень: дополнительное профессиональное библиотечное образование, осуществляемое в формах переподготовки, повышения квалификации, стажировок.

  • Профессиональная переподготовка предусматривает освоение новых знаний и навыков, необходимых для выполнения определенных функций в области сохранения фондов и осуществляется на базе высшего или среднего специального образования. В рамках этой формы обучения предполагается специализация по программам переподготовки: «Администратор-хранитель библиотечного фонда» (для библиотечных специалистов, не владеющих знаниями в области сохранения фондов), «Технолог-консерватор» (для специалистов – химиков, биологов, специалистов бумажно-целлюлозного производства и др., работающих или предполагающих работать в лабораториях служб консервации). «Книговед-архивист» и «Книговед-организатор фонда книжных памятников» (для специалистов, работающих с книжными памятниками, редкими и рукописными фондами, но не владеющими необходимыми для этого знаниями). Программы переподготовки реализуются в течение двухлетнего обучения.

  • Повышение квалификации в различных формах (школы-семинары, мастер-классы, инновационные лаборатории, тренинг-мастерские и др.) должно стать основой достижения нового уровня профессионального мастерства, освоения новейших методов, технологий и научно-технических новшеств в области учета, сохранности и безопасности фондов, работы с книжными памятниками. Главное в этой форме обучения - дифференцированный подход к формированию контингента слушателей с учетом уровня их образования, базовой профессиональной подготовки, опыта работы, выполняемых функций.

  • Стажировка необходима как действенная форма закрепления на практике знаний, полученных в результате теоретической подготовки должна реализовываться по специализированным программам при персональном руководстве.

Основные условия реализации подпрограммы:

  • государственный заказ на обязательную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области сохранения и консервации фондов;

  • соединение усилий соответствующих образовательных учреждений всех уровней (среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования), федеральных и региональных центров консервации библиотечных фондов с целью создания учебно-производственных комбинатов (комплексов), которые составят материально-техническую, учебную и экспериментальную базу подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по сохранению и консервации документальных, в том числе и библиотечных фондов;

  • подготовка кадров педагогов, реализующих образовательные программы на различных уровнях системы кадрового обеспечения сохранения библиотечных фондов; создание условий для обновления знаний педагогического корпуса, широкое включение в его состав специалистов-практиков – хранителей, консерваторов, реставраторов, специалистов по безопасности библиотек и библиотечных фондов, по работе с книжными памятниками и другими редкими и рукописными фондами;

  • тесное взаимодействие Минкультуры России – ответственного исполнителя и главного координатора реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации – с Минобразования России с целью решения принципиальных вопросов введения соответствующих учебных программ в систему среднего общего образования, открытия требуемых специализаций и профессиональных квалификаций в системах среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования, создания нового поколения образовательных стандартов, предусматривающих обязательное получение необходимых знаний в области библиотечных фондов на всех уровнях подготовки специалистов-библиотекарей.

В качестве базовых организаций выступают МГУКИ, Библиотечный техникум при Комитете по культуре Москвы, региональные ВУЗы культуры и искусства, РНБ, РГБ, Школа реставрации книг и рукописей «Раритет».


<предыдущая страница | следующая страница>


«Государственная политика в области сохранения библиотечных фондов», состоявшегося 10 14 апреля 2000 г в Санкт-Петербурге и Межведомственного экспертного совета по проблемам сохранения библиотечных фондов при Министерстве культуры
1319.32kb.

01 10 2014
5 стр.


Зарубежный опыт строительства и реконструкции библиотечных зданий

Я не могу сейчас проанализировать российские тенденции, проявившиеся в строительстве новых и перестройке старых библиотечных зданий, хотя бы потому, что никогда этим предметно не з

75.89kb.

07 10 2014
1 стр.


Инспекция негосударственных пенсионных фондов при министерстве социальной защиты населения

В соответствии с Постановлением Правительства от 17 ноября 1994 г. N 1266 на Инспекцию

109.59kb.

11 10 2014
1 стр.


Семинар «Инновационные финансовые технологии и карьерные возможности в индустрии хедж-фондов»

Т хедж-фонд и что отличает его от других финансовых институтов? Как индустрия хедж-фондов представлена в России? Есть ли возможность для студентов уже сегодня строить карьеру в это

15.97kb.

15 12 2014
1 стр.


Пути и методы сохранения современной биосферы

Стоящая перед современным Человечеством задача сохранения окру­жающей природной среды (опс) главным образом заключается в необ­ходимости сохранения качества этой среды, привычного

434.51kb.

01 09 2014
2 стр.


Вариант 6 Теоретическая часть

Износ и воспроизводство основных фондов. Система показателей эффективности обновления и уровня использования основных и оборотных фондов

217.03kb.

14 12 2014
1 стр.


Коэффициент прироста основных фондов. С офвв сто-ь вновь вводимых фондов. Сн г-сто-ь на начало г

Кпр-коэффициент прироста основных фондов. Софвв- сто-ь вновь вводимых фондов. Сн г-сто-ь на начало г

18.06kb.

14 12 2014
1 стр.


Изменения и дополнения в правила доверительного управления

Открытым паевым инвестиционным фондом фондов "Наследие – Фонд фондов" под управлением Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наследие сп"

154.96kb.

14 12 2014
1 стр.