Перейти на главную страницу
Библиотека самостоятельно определяет технологическую цепочку по пути книги к пользователю и правила выдачи документов, но в зависимости от категории сохранности выдаваемых изданий набор требований к технологии и правилам пользования меняется.
Для библиотек, имеющих в своих фондах издания III категории сохранности, технологическая цепочка ограничивается общеустановленными требованиями библиотечной технологии.
Технологическое обеспечение использования изданий II категории сохранности предусматривает :
а) Контроль за наличием документа на всех этапах его перемещения.
б) Контроль за состоянием документа на этапах хранения, выдачи пользователю, получения от пользователя.
в) Использование документа только в помещении библиотеки или под наблюдением специалистов за ее пределами (выездные выставки и т.п.).
I категория сохранности помимо перечисленного требует визуального контроля со стороны библиотекаря за работой читателя с документом, что может быть достигнуто выдачей экземпляра только в специализированном читальном зале, и особых правил выдачи и приема у читателя документа с фиксированием особой ответственности читателя за документ.
Желательным является условие соблюдения гигиенических правил работы с особо ценными и редкими экземплярами (наличие перчаток и т.п.).
Использование документов технологически может быть разделено на несколько этапов, для каждого из которых характерны свои сферы риска и свои типы наиболее вероятных повреждений.
Этап I – Подбор документа в хранилище и доставка пользователю.
Этап II – Пользование документом.
Этап III – Копирование документа, в том числе:
Этап V – Возвращение документа в хранилище.
Разработка типовых документов и форм, обеспечивающих сохранение документов в процессе их движения по пути «хранение - читатель - хранение».
Установить нормы и определить предельные показатели использования документов в следующих случаях:
Учитывая культурную значимость и высокую денежную стоимость изданий I категории сохранности, необходимо целевое обеспечение средствами охраны библиотек, имеющих издания указанной категории.
Во всех иных случаях необходима разработка и использование рекомендательных списков оборудования и технических средств для обеспечения сохранности документов в процессе использования.
В любом случае сохранность изданий в процессе использования должна быть обеспечена повсеместным использованием библиотеками специального оборудования и технических средств.
ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ ПОДПРОГРАММЫ НА 2001-2005 гг.
№ |
Проекты и мероприятия |
Сроки испол-нения |
Координаторы и исполнители |
Ожидаемые результаты |
Стоимость, всего (тыс. руб.) в т.ч. по годам |
в т.ч федеральный бюджет
|
бюджеты субъектов РФ |
Внебюджетные источники |
1 |
Технологическое обеспечение сохранности фондов |
2001 г. |
ГПИБ,федера-льные, отрасле-вые,ведомствен-ные библиотеки |
Создание типовых документов и форм, обеспечивающих правильную организацию исполнения документа |
25 в т.ч.
2001 - 25 |
25 в т.ч.
2001 - 25 |
|
|
2 |
Разработка нормативно-правовых документов в сфере сохранения библиотечных фондов в процессе их использования |
2001- 2002 гг.
|
ГПИБ, РНБ, РГБ |
Создание системы документов. Определение норм для использования документов |
40, в т.ч. 2001 - 20 2002 - 25
|
40, в т.ч. 2001 - 20 2002 - 25
|
|
|
3 |
Организационно-методи-ческое обеспечение сохранности фондов |
2001 г. |
ГПИБ, РНБ, РГБ |
Разработка программ обучения персонала и пользователей |
20 в т.ч.
2001 - 20 |
20 в т.ч.
2001 - 20 |
|
|
4 |
Техническое обеспечение сохранности фондов |
2002 г. |
ГПИБ, РНБ, РГБ, Интерпром культура ЦБКЦ
|
Разработка рекомендательных списков оборудования и технических средств для обеспечения сохранности фондов в процессе использования |
30 655,в т.ч. 2001 - 3 000 2002 - 3 765 2003 - 6 500 2004 -7 600 2005-9 790 |
5 920, в т.ч. 2002 - 30 2003 - 500 2004 - 1 600 2005- 3 790
|
9 735 2002 - 735 2003 - 3 000 2004 -3 000 2005-3 000 |
15 000 3 000
3 000 3 000
3 000 3 000
|
5 |
Проведение семинаров, конференций по отдельным проектам |
2002- 2003г.
|
ГПИБ |
Организация профессиональных обсуждений проблемы, создание общественного мнения. |
60, в т.ч. 2001 - 30 2002 - 30
|
60, в т.ч. 2001 - 30 2002 - 30
|
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|
30 805 |
6 070 |
9 735 |
15 000 |
Учет библиотечных фондов является частью системы управления экономическими процессами и объектами непроизводственной сферы. Поэтому его совершенствование осуществляется в общем контексте преобразования учетной политики, проводимой в стране.
Вместе с тем учет библиотечных фондов – важнейшее звено сохранности и контроля за движением документов, составляющих фонд библиотеки.
Будучи составной частью процесса организации фонда, учет представляет собой определенную систему, понимаемую как организационно - упорядоченную совокупность видов, методов и способов учета документов различной категории значимости, дифференцированных в соответствии с их статусом.
Система учета документов включает несколько уровней:
Разработка и реализация политики учета библиотечных фондов осуществляется в два этапа:
Первый этап предполагает комплекс мероприятий по созданию системы единого общегосударственного учета библиотечных фондов страны.
Второй этап связан с совершенствованием учета фонда в библиотеках.
Однако существующий стандарт не обеспечивает получение унифицированной информации по различным видам документов. Особую сложность вызывает определение единиц учета электронных документов. Как в теории, так и в практике еще нет четкого определенного понятия «электронный документ», не определены типология электронных документов, особенности учета электронных документов, в том числе в сети. Эти проблемы требуют разработки на межведомственном уровне.
Необходимо разработать принципы унификации единиц учета документов, относящихся к специализированным фондам (книжным памятникам, архивным документам, находящимся на постоянном хранении в фондах библиотек, музейным предметам и коллекциям). Их учет должен быть приведен в соответствие с действующим законодательством: Положением об архивном фонде Российской Федерации, Регламентом государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, Положением о музейном фонде Российской Федерации, Положением о книжных памятниках,.
Подпрограммой предусматривается разработка ГОСТа «Библиотечная статистика». В качестве составной его части включен раздел «Единицы учета фондов», в нем предлагается классификация видов документов, исходя из способа фиксации информации. С помощью этого ГОСТа решаются задачи: унификации единиц учета фонда; установление статистически сопоставляемых показателей движения фондов библиотек, обеспечения соответствия правилам учета фондов международной библиотечной статистики.
Центральное место отводится основной единице учета – экземпляру как оптимальному способу упорядочения государственной статистики для всех видов документов, независимо от материальной основы носителя информации.
Предстоит решить на межведомственном уровне ряд вопросов о внесении изменений в нормативные документы, обеспечивающие единообразие ведения учетной политики в стране, в частности, в Общероссийский классификатор единиц измерения (1994 г.), приняв за основную единицу измерения фонда библиотек экземпляр, а не том, как зафиксировано в документе.
К ведению учета предъявляются требования соответствия номенклатуры показателей учета библиотечного фонда аналогичным показателям государственной статистики по составу и содержанию. Однако реализация этого требования затруднена сложившимся несоответствием между фактическим составом фонда и отражением его в формах государственной статистической отчетности. Не все виды документов и не все виды фондов в составе библиотеки фиксируются в статистических документах. Отсутствует полнота и точность сведений об информационном потенциале всех библиотек страны, так как не достигнута сопоставимость сведений о фонде библиотек различных ведомств; библиотеки различных ведомств имеют различные сроки представления статистической отчетности, не существует единой формы статистической отчетности для библиотек различных ведомств.
На основе координации деятельности библиотек разных ведомств совместно с Госкомстатом Российской Федерации предстоит разработать единую модель сбора, группировки и анализа информации о библиотечном фонде страны, сочетающую особенности развития библиотечного дела в России и международные требования к ведению библиотечной статистики. Модель явится основой для создания единой формы статистической отчетности для библиотек различных ведомств.
4. Библиотечные фонды в составе
основных непроизводственных фондов (средств).
Библиотечные фонды являются объектом не только библиотечного, но и бухгалтерского учета. В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94.) библиотечные фонды входят в их состав. В классификатор включены разные виды документов независимо от материальной основы носителя информации (от рукописей до электронных изданий). Следовательно, все они должны подлежать учету библиотечному (суммарному и индивидуальному) и бухгалтерскому (балансовой стоимости). Однако на практике не все документы, составляющие фонд библиотеки входят в состав основных непроизводственных фондов (средств), балансовая стоимость которых отражена в финансовых документах. В большей части библиотек страны в балансовой стоимости фонда не отражена стоимость периодических изданий, изданий на нетрадиционных носителях, стоимость обменных фондов.
В зарубежных библиотеках существует понятие историческая цена документа и нет практики оценки и переоценки фондов библиотек в связи с различными экономическими процессами.
Балансовая стоимость библиотечного фонда не отражает его реальной стоимости, так как фонд любой библиотеки представляет собой сформировавшуюся коллекцию, а совокупный библиотечный фонд – национальное достояние, действительную стоимость которого в денежном выражении определить невозможно.
Библиотечные фонды относятся к тому виду основных фондов, на которые не начисляется амортизация, т.е. постепенное погашение стоимости по мере физического и морального износа. Износ рассчитывается исходя из стоимости основных фондов и нормативного времени нахождения их в эксплуатации. Это положение распространяется не на все типы библиотек и не на все виды документов в фондах библиотек.
Реформирование учета связано с подготовкой предложений в Правительство Российской Федерации о поэтапном выводе библиотечных фондов из состава основных фондов (средств) и отменой учета их балансовой стоимости.
5. Автоматизация процессов учета библиотечных фондов.
Переход библиотек на автоматизированные информационные технологии вносит кардинальные изменения в организацию учета фондов в связи с интеграцией обработки учетной информации во все основные модули автоматизированных библиотечных систем.
Необходимым требованием к современным автоматизированным информационно-библиотечным системам (АИБС) является наличие в них функций или модулей учета фондов.
Ведение учета фондов в автоматизированном режиме предполагает использование штрихового кодирования документов. Для успешного использования штрих-кодов (бар-кодов) необходимо выбрать и установить в стране систему совместимых методов штрихового кодирования документов в библиотеках различных типов, порядок финансирования и внедрения этих средств учета фондов.
Необходимо также организовать разработку требований к программным средствам библиотечного учета и специализированного учета архивных документов, музейных предметов для обеспечения совместимости соответствующих программных продуктов, создать унифицированную систему учетно-статистических показателей, фиксируемых и формируемых в АИБС.
№ |
Проекты и мероприятия |
Сроки испол-нения |
Координаторы и исполнители |
Ожидаемые результаты |
Стоимость, всего (тыс. руб.) в т.ч. по годам |
в т.ч федеральный бюджет
|
бюджет субъектов РФ |
Внебюд-жетные источники | |
1. |
Нормативно-правовое обеспечение учета библиотечных фондов |
2001-2005 гг. |
Минкультуры, РБА, РГБ, РНБ, Росархив, центральные отраслевые и ведомственные библиотеки |
Создание разноуровневой системы нормативных документов, регламентирующих организацию учета библиотечных фондов. Разработка нового ГОСТа, совершенствование Общероссийского классификатора единиц измерения в соответствии с единицами учета библиотечных фондов. Создание базы данных нормативных актов, регламентирующих учет. |
50 в т. ч.:
2001 - 20 2003 - 30 |
50 в т. ч.:
2001 - 20 2003 - 30 |
|
| |
2. |
Создание системы единого общегосударственного учета библиотечных фондов России |
2001-2005 гг. |
Минкультуры, РБА, РКП, Госстандарт, Росахив, РГБ, РНБ, Информрегистр, другие библиотеки и ведомства |
Создание научной, информационной и организационной базы для совершенствования и развития учета, как в отдельной библиотеке, так и в системе библиотек страны. Организация учета. |
90 в том числе: 2002 - 20 2004 - 70 |
90 в том числе: 2002 - 20 2004 - 70 |
|
| |
№ |
Проекты и мероприятия |
Сроки испол-нения |
Координаторы и исполнители |
Ожидаемые результаты |
Стоимость, всего (тыс. руб.) в т.ч. по годам |
в т.ч федеральный бюджет
|
бюджет субъектов РФ |
Внебюд-жетные источ-ники | |
3. |
Совершенствование системы показателей государственной статистической отчетности |
2001-2004 гг. |
Минкультуры, РБА Госкомстат, РГБ, РНБ, другие библиотеки и ведомства. |
Достижение соответствия но-менклатуры показателей учета библиотечного фонда анало-гичным показателям государ-ственной статистики для библиотек всех ведомств и форм собственности. |
30 в том числе : 2001 - 10 2003 - 20 |
30 в том числе: 2001 - 10 2003 - 20 |
|
| |
4. |
Научное, методичес-кое и организацион-ное обоснование вы-вода библиотечных фондов из состава основных фондов- (средств) |
2001-2005 гг. |
Минкультуры, Минфин, РГБ, РНБ, Мингосимущество, библиотеки и ведомства |
Обеспечение вывода библиотечных фондов из состава основных средств. |
10 в том числе: 2002 - -10
|
10 в том числе: 2002 - -10
|
|
| |
5. |
Автоматизация процессов учета библиотечных фондов |
2001-2005 гг. |
Минкультуры, РГБ, РКП, РНБ, Росархив, Информрегистр, др. библиотеки и ведомства |
Совершенствование учета библиотечных фондов в условиях применения автоматизированных технологий |
160, в т. ч. : 2001 -20
2002 - 20 2003 - 20 2004 - 70 2005 - 30 |
160, в т. ч. : 2001 -20
2002 - 20 2003 - 20 2004 - 70 2005 - 30 |
|
| |
|
ИТОГО |
|
|
|
340 |
340 |
|
|
Реализация Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации во многом определяется эффективностью кадровой политикой в отрасли. В современной системе подготовки библиотечных кадров не представлена номенклатура специальностей, связанных с сохранностью библиотечных фондов. Это является одной из основных причин крайне слабой кадровой обеспеченности большинства направлений работы в этой области. Дефицит специалистов по сохранению фондов обусловлен отсутствием государственного заказа на их подготовку и воспроизводство, вызванным несколькими разнородными, но в равной степени негативными факторами:
1. Игнорированием на протяжении десятилетий общественной важности подготовки кадров по сохранности фондов в национальном масштабе, что объяснялось приоритетом идеологической функции в деятельности отечественных библиотек по сравнению с мемориальной, связанной с сохранением культурного наследия человечества.
2.Ограниченным представлением руководителей отрасли о масштабах потребностей библиотек в кадрах хранителей и реставраторов фондов, поскольку считалось, что специалисты этого профиля необходимы только в нескольких старейших книгохранилищах, имеющих отделы гигиены и реставрации книг, и самостоятельно воспроизводящих необходимые кадры.
3.Междисциплинарным, многоотраслевым характером знаний, практических умений и навыков, требующихся специалистам в области сохранения библиотечных фондов, что осложняло реализацию соответствующих учебных программ в вузах и средних профессиональных учебных заведениях.
В сложившейся ситуации компенсаторную функцию по формированию кадров по сохранению библиотечных фондов были вынуждены взять на себя созданные с начала 30-х годов службы гигиены и реставрации фондов в крупнейших библиотеках страны (БАН, ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (ныне РНБ), Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина (ныне РГБ) и др.) Они готовили по мере необходимости специалистов по реставрации своих фондов и одновременно осваивали и разрабатывали методы консервации документов в тесном сотрудничестве с лабораториями и службами реставрации архивов и музеев, а также на основе обмена опытом с зарубежными специалистами. К настоящему времени при крупных библиотеках, в том числе региональных (РГБ, РНБ, ВГБИЛ, БРАН, ГПИБ, Научной библиотеки РГГУ,ГПНТБ России, ГПНТБ Сибирского отделения РАН, Донской государственной публичной библиотеки и др.) сложились достаточно дееспособные коллективы, решающие проблемы консервации документов. По мере необходимости они реализуют собственные учебные проекты, организуют международные и внутрироссийские конференции, семинары, обучающие семинары и мастер-классы.
Появились и профильные образовательные структуры, например, Школа реставрации книг и рукописей «Раритет», готовящая специалистов среднего звена для проведения массовой реставрации фондов.
Несмотря на это основной контингент библиотекарей и реставраторов в библиотеках страны не владеет необходимыми знаниями в области сохранения фондов. Наличие таких знаний у выпускников библиотечных факультетов не предусмотрено ныне действующими государственными образовательными стандартами 05.27.00 «Библиотековедения и библиография» и 05.17 «Библиотечное дело».
01 10 2014
5 стр.
Я не могу сейчас проанализировать российские тенденции, проявившиеся в строительстве новых и перестройке старых библиотечных зданий, хотя бы потому, что никогда этим предметно не з
07 10 2014
1 стр.
В соответствии с Постановлением Правительства от 17 ноября 1994 г. N 1266 на Инспекцию
11 10 2014
1 стр.
Т хедж-фонд и что отличает его от других финансовых институтов? Как индустрия хедж-фондов представлена в России? Есть ли возможность для студентов уже сегодня строить карьеру в это
15 12 2014
1 стр.
Стоящая перед современным Человечеством задача сохранения окружающей природной среды (опс) главным образом заключается в необходимости сохранения качества этой среды, привычного
01 09 2014
2 стр.
Износ и воспроизводство основных фондов. Система показателей эффективности обновления и уровня использования основных и оборотных фондов
14 12 2014
1 стр.
Кпр-коэффициент прироста основных фондов. Софвв- сто-ь вновь вводимых фондов. Сн г-сто-ь на начало г
14 12 2014
1 стр.
Открытым паевым инвестиционным фондом фондов "Наследие – Фонд фондов" под управлением Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наследие сп"
14 12 2014
1 стр.