Перейти на главную страницу
20 мая 1998 г. состоялось заседание Коллегии Министерства культуры Российской Федерации, на котором рассматривался вопрос «О государственной политике сохранения библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса страны».
Коллегия заслушала аналитическую информацию об уровне сохранности и безопасности библиотечных фондов. Был сделан вывод, что несмотря на предпринимаемые российскими библиотеками усилия по сохранению фондов за последние годы в результате хронического недофинансирования ситуация с обеспечением их безопасности и сохранности резко ухудшилась, а в ряде библиотек стала критической.
Для выхода из создавшегося положения наряду с острой необходимостью улучшения бюджетного финансирования требовалось принятие целого комплекса мер по организации системного подхода к решению проблем обеспечения сохранности и безопасности библиотечных фондов, особенно важного в условиях нехватки финансовых средств.
Коллегия одобрила разработанные в этих целях ведущими библиотеками страны по заказу и при участии Отдела библиотек Министерства культуры Российской Федерации Концепцию Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министра культуры № 341 от 22.06.98 на базе Основ законодательства о культуре (1992 г.), Федеральных законов «О библиотечном деле» (1994 г.), «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.), а также «Директив международных действий по сохранению библиотечных материалов» (ЮНЕСКО, 1986г.), Программы ИФЛА «Preservation and Conservation» (1986 г.), Программы ЮНЕСКО «Память мира» (1992 г.), а также утвержденной Коллегией Концепцией был разработан проект Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации.
Проект получил одобрение Всероссийского совещания руководителей федеральных библиотек и центральных библиотек субъектов Российской Федерации на тему «Государственная политика в области сохранения библиотечных фондов», состоявшегося 10 - 14 апреля 2000 г. в Санкт-Петербурге и Межведомственного экспертного совета по проблемам сохранения библиотечных фондов при Министерстве культуры .
26 июля 2000 г. Программа была принята Коллегией Министерства культуры, рассмотревшей вопрос «О Национальной программе сохранения библиотечных фондов Российской Федерации», и утверждена приказом Министра Культуры № 540 от 13 сентября 2000 г
Материалы подготовлены рабочей группой в следующем составе:
Общая редакция - Е.И. КУЗЬМИН, начальник Отдела библиотек Министерства культуры Российской Федерации.
Введение………………………………………… 1. Консервация библиотечных фондов……… 2. Создание Российского страхового фонда документов библиотек. Сохранение информации.. 3. Книжные памятники Российской Федерации………………………………………………………. 4. Безопасность библиотечных фондов……… 5. Сохранение библиотечных фондов в процессе использования……………………………. 6. Учет библиотечных фондов………………… 7. Кадровое обеспечение процессов сохранения фондов…………………………………………….. Сводная таблица финансирования Национальной программы………………………………….. |
5 13 23 33 43 53
67
|
Одним из мощных факторов развития общества в современных условиях стала его информатизация.
Информация, заключающая в себе весь мировой опыт человечества, служащая исторической памятью и основой дальнейшего экономического, интеллектуального и духовного прогресса общества, хранится в библиотеках и архивах мира.
Для того чтобы предоставить в пользование обществу эту бесценную информацию, памятники письменности и печати, их необходимо сохранить для настоящих и будущих поколений.
Проблема сохранения библиотечных фондов – не частный вопрос библиотечного дела или культурной жизни в целом, это глобальная проблема, от решения которой зависит сохранение памяти нации, доступность обществу новой информации, идей, знаний.
Поэтому сохранение библиотечных фондов, стало глобальной задачей, которую решают все цивилизованные страны и мировое сообщество в целом.
Библиотечная сеть России насчитывает около 130 тысяч библиотек, в которых хранится более 2 млрд. единиц хранения документов (рукописных, печатных, аудио-визуальных, в электронной форме и т.п.). Среди них редкие и ценные материалы, книжные памятники, начиная с V в. Ежегодно услугами отечественных библиотек пользуются около 60 млн. человек, которым выдается примерно 1,4 млрд. документов.
Фонды библиотек составляют часть общенационального культурного наследия России, являются ценнейшим историческим источником и информационным ресурсом страны, включают большое количество памятников мирового значения и, помимо научной, культурно-исторической и информационной, имеют огромную материальную ценность.
В настоящее время сохранность библиотечных фондов России вызывает большую тревогу. В Российской национальной библиотеке около 25% документов требуют срочных консервационных мер, в Российской государственной библиотеке- около 30%.
Подобное положение наблюдается не только в нашей стране. По заключению специалистов из 320 млн. документов США разрушено 20%, т.е. 64 млн. В Библиотеке Конгресса США примерно 25% фонда находится в критическом состоянии (это около 13 млн. единиц хранения). Исследования, проведенные Немецким библиотечным институтом, показали, что 15% библиотечных и 20% архивных фондов Германии - под угрозой разрушения.
На Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1986 г. были приняты «Директивы международных действий по сохранению библиотечных материалов», которые предусматривают создание в каждой стране национальной программы обеспечения сохранности библиотечных фондов. Такие программы созданы и успешно реализуются в США, Швеции, Франции, Канаде, Австралии, Индии, Японии и др.
Проекты обеспечения сохранности библиотечных фондов, осуществляемые IFLA - Международной федерацией библиотечных ассоциаций, предполагают разработку международной стратегии сохранения библиотечных фондов в рамках центральной программы «Preservation and Conservation» (PAC), главными принципами которой являются:
Декларируемые Законом принципы реализовать в полной мере возможно лишь при обеспечении сохранности информации и ее носителей.
Библиотеки изначально предназначены для выполнения двуединой функции - хранить документы для будущих поколений, обеспечивая доступ к ним сегодняшним пользователям. Функциональная задача сама по себе противоречива: не просто сохранять, а сохранять, используя. При этом степень доступности документа во многом определяется степенью его сохранности.
Обеспечить сохранность библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса страны возможно лишь при развитии следующих направлений деятельности:
Как правило, хранилища библиотек расположены в малопригодных помещениях, зачастую находящихся в аварийном состоянии. Такие помещения сами по себе являются источником повышенной опасности для хранящихся там фондов.
В библиотеках периодически возникают аварийные ситуации различной степени тяжести: от протечек кровли до затоплений при прорыве систем тепло- и водоснабжения, канализации, от трещин в стенах, потолках и в оконных блоках в результате деформации конструкций до обрушивания потолков в рабочих помещениях и читательской зоне.
За последние 5 лет в Российской национальной библиотеке произошло 12 аварий, в результате которых пострадали фонды - около 60000 единиц хранения; в Российской государственной библиотеке – 20 аварий; в Государственной публичной исторической библиотеке - 2; в Российской государственной библиотеке по искусству - 4 и т.д.
Практически во всех библиотеках нет условий для выполнения нормативных требований к хранению: хранилища библиотек переполнены, в них нет систем кондиционирования воздуха и вентиляции. Отсутствуют оборудование для массовой консервации фондов, а также необходимые инструменты и материалы для реставрационных работ. Ощущается острая нехватка квалифицированных специалистов хранителей и реставраторов.
В результате, несмотря на то, что в крупнейших библиотеках страны - Российской государственной библиотеке, Российской национальной библиотеке, Библиотеке Академии наук и др. разработаны современные технологии и методы, обеспечивающие долговечность документов на различных материальных основах, использование их невозможно.
Ярким примером сложившейся ситуации с обеспечением сохранности библиотечных фондов является Российская государственная библиотека. В крупнейшей библиотеке страны в последнее десятилетие сложилась следующая ситуация: в книгохранилище, рассчитанном на 10 млн. томов, хранится 20 млн. томов. Концентрация пыли превышает допустимую норму в 2,5 раза, содержание сернистого газа в 4 раза, окиси азота в 22 раза, температура воздуха достигает +26С при норме +18С, а относительная влажность - 90% при норме 555%. Только начавшаяся в настоящее время реконструкция РГБ сможет решить эти проблемы.
Во многих провинциальных библиотеках дела обстоят еще хуже. В некоторых библиотеках фонды редких и ценных книг, подвергшиеся затоплению в результате чрезвычайных ситуаций, требуют принятия немедленных мер по стабилизации. Из-за нехватки финансовых средств и необходимых специалистов эти работы не производятся.
Расчеты, проведенные специалистами, показали, что при сохранении нынешней ситуации для реставрации документов, хранящихся в Российской национальной библиотеке, потребуется примерно 400 лет, Российской государственной библиотеке - 500 лет.
Объем разрушающихся фондов требует высокоэффективных способов обеспечения сохранности. Достаточно широко распространено мнение, что сохранение фондов означает, в основном, только реставрацию, но это опасное заблуждение. Безусловно, реставрация была, есть и будет, но все большее значение приобретают меры как профилактические, так и специальные консервационные, направленные на предупреждение повреждений всех типов документов.
Документы, хранящиеся в библиотеках, выполнены, в основном, на бумаге и неуклонно разрушаются в процессе хранения и использования. Естественное старение, нарушение режима хранения, неаккуратность читателей, а зачастую и халатность хранителей - основные причины утраты библиотечных документов, в том числе и являющихся культурными ценностями.
В наихудшем состоянии находятся документы второй половины XIX - начала ХХ вв. Половина книг, напечатанных в этот период на бумаге с повышенной кислотностью, не пригодна для использования уже сейчас, поскольку такая бумага подвержена быстрому старению, желтеет, становится ломкой и разрушается при использовании.
Не обеспечена должным образом в настоящее время безопасность библиотечных фондов. Как показывает практика, даже в крупнейших библиотеках России имеющиеся системы охраны, тревожной сигнализации, пожаротушения не могут гарантировать необходимую степень безопасности фондов. Подтверждением этому служат участившиеся в последнее время случаи хищения, пожары и другие экстремальные ситуации. В большинстве же библиотек России и такие системы обеспечения безопасности фондов отсутствуют.
Проблема усугубляется недостаточной защищенностью книжного фонда российским законодательством и не в последнюю очередь оплатой труда людей, которым государство доверяет хранение многомиллионных ценностей: заработная плата сотрудников библиотек и архивов более чем вдвое ниже средней по стране.
В условиях сложной криминогенной ситуации в стране, а также повышенного риска природных и техногенных катастроф, роста экологической опасности возрастает угроза физической утраты значимой части культурного и информационного наследия России.
Попытки решать все эти проблемы изолированно друг гот другане имели успеха, т.к. являлись попытками бороться со следствиями без устранения их причин: проекты предлагавшихся ранее программ консервации и реставрации фондов входили в противоречие с состоянием материально-технической базы хранилищ и профессиональной подготовкой кадров, объективными возможностями хранения фондов. Практика показала, что решать проблемы, связанные с обеспечением сохранности библиотечных фондов необходимо комплексно, на общенациональном уровне, в рамках единой Национальной программы.
Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации рассчитана на 10 лет и включает в себя следующие основные направления, которым соответствуют 7 подпрограмм:
Общую координацию Программы осуществляет Министерство культуры Российской Федерации и Российская библиотечная ассоциация. Межведомственное взаимодействие обеспечивает Межведомственный экспертный совет по проблемам сохранения библиотечных фондов при Министерстве культуры Российской Федерации.
Библиотечные фонды постоянного и длительного хранения представляют собой сложный и неоднородный массив документов, вышедших в свет в разное время, имеющих разные тиражность, читательское назначение, спрос, предпосылки к старению и повреждению и, соответственно, разную степень сохранности.
Неоднородность документов вызывает необходимость использования библиотеками разных форм консервации - превентивной, стабилизирующих обработок, реставрации. Внутри каждой формы существуют различные способы и технологические приемы, используемые по отдельности и в комплексе.
В мировой практике приоритет отдается форме консервации, позволяющей максимально повысить сохранность возможно большего количества документов с минимальным вмешательством консерватора в структуру документа. Такой формой признана превентивная (профилактическая) консервация как совокупность действий в целях защиты изданий и рукописей от внешних воздействий путем обеспечения нормативных условий хранения и использования, т.е. создания и поддержания благоприятных режимов хранения (светового, температурно-влажностного, санитарно-гигиенического) и применения фазового хранения. В России превентивной консервацией как комплексом мер стали заниматься недавно.
В настоящее время в библиотеках России отмечается значительное накопление ветхих и поврежденных документов. Их объем продолжает быстро увеличиваться вследствие критического состояния хранилищ, недостатка площадей и оборудования, отсутствия в большинстве библиотек служб консервации, а также недостаточной осведомленности работников библиотек в вопросах сохранности фондов.
Неблагополучное состояние библиотечных фондов приобретает масштабный характер, противостоять которому можно только принимая комплекс самых широких мер, среди которых необходимо отметить первоочередные. На основании анализа существующего положения в качестве приоритетных направлений консервации выделены следующие:
При реконструкции старых и строительстве новых зданий библиотек надлежит строго соблюдать требования СНиП и ГОСТ 7.50 «Консервация документов. Общие требования».
Библиотеки должны быть оснащены необходимыми техническими средствами контроля окружающей среды и поддержания нормативных условий хранения документов.
2. Фазовая консервация. Внедрение фазовой консервации - временного хранения документов в контейнерах из специальных материалов, разрешенных к использованию, является другой составляющей превентивной консервации.
Назначение фазовой консервации состоит в предохранении документов от механических повреждений и воздействия агрессивных факторов окружающей среды на определенный период времени.
Документы помещают в коробки из бескислотного картона или другого материала, безвредного для объекта хранения. В тех же целях для листовых документов используют инкапсулирование - заключение документа в прозрачную полимерную инертную пленку.
3. Разработка методов массовой стабилизации документов - специальной обработки, замедляющей старение и предотвращающей повреждение документов. Это, в первую очередь, нейтрализация кислотности бумаги, создание щелочного резерва, защита от биоповреждений с пролонгированным эффектом. Предпочтительна массовая стабилизация как более производительная и применимая к большей части документов постоянного и длительного хранения.
В России технологии массовой стабилизации практически отсутствуют.
Развитие форм превентивной консервации и массовой стабилизации позволит снизить потребность в реставрации документов.
4. Развитие массовой реставрации документов. В отечественной практике наибольшее распространение получила трудоемкая, малопроизводительная и дорогостоящая форма консервации - реставрация. Как правило, доля реставрируемого материала даже в библиотеках с крупными реставрационными подразделениями слишком мала по отношению ко всему массиву поврежденных документов. Именно поэтому документы должны подвергаться реставрации только по специальному решению хранителя и консерватора. Развитие массовой реставрации документов направлено на увеличение производительности и эффективности восстановления ветхих и поврежденных документов. Актуальность данного направления заключается в том, что доля реставрируемого материала даже в библиотеках с крупными реставрационными подразделениями слишком мала по отношению ко всему массиву поврежденных документов. Увеличение эффективности технологий и производительности массовой реставрации приведет к сокращению объема документов, требующих срочной реставрации.
Поскольку реставрация документов - наиболее трудоемкий и дорогостоящий процесс консервации документов, его развитие должно сопровождаться совершенствованием комплексной научной экспертизы документов, учитывающей уникальность, историко-культурную значимость, читательский спрос, физическое состояние документов.
Развитие превентивной консервации и модернизации в области стабилизации и реставрации осуществимы только при укреплении имеющихся и создании новых центров консервации документов, обслуживающих определенные регионы. Крайняя ограниченность финансовых возможностей государства является одной из причин, обусловливающих концентрацию материальных и кадровых ресурсов в немногочисленных центрах, оснащенных необходимым оборудованием.
Центры консервации осуществляют научно-исследовательскую, методическую, обучающую, практическую деятельность.
Научная деятельность состоит в проведении комплексной научной экспертизы и изучении процессов старения и повреждения документов, разработке и внедрении новых методов консервации, эффективном освоении оборудования. Научно-исследовательская деятельность должна развиваться на основе координации, что позволит полнее использовать научные кадры и инструментальную базу.
Методическая деятельность заключается в проведении консультаций, подготовке изданий и распространении методических пособий. В настоящее время существует настоятельная потребность в методической помощи по дальнейшему внедрению государственных стандартов и других нормативных документов, регламентирующих хранение и использование фондов.
Обучающая деятельность осуществляется путем преподавания научных основ консервации, чтения лекций и проведения стажировок для консерваторов и хранителей библиотек. В университетах и библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга накоплен опыт научной и практической работы, который может быть адаптирован для конкретных потребностей других библиотек. В дальнейшем центры должны разработать единую программу обучения и определить регионы обслуживания.
Практическая деятельность включает выполнение работ по консервации документов библиотек России, не имеющих собственных служб.
Подпрограмма рассчитана на 10 лет.
Выбор объектов и определение форм консервации осуществляются в точном соответствии с результатами комплексной научной экспертизы и базируются на четырех основных критериях: уникальность, историко-культурная значимость документа, его физическое состояние, спрос.
Для огромного объема документов, не являющихся уникальными, важны сведения, касающиеся трех других критериев.
Первоочередной консервации подвергаются документы, имеющие значительные повреждения.
Повышенный спрос на документы является основанием для их перевода на нетрадиционные носители, срок существования оригиналов продлевают посредством специальных обработок.
На основе полученной комплексной характеристики принимается регламент работы с документом. В особо сложных случаях заключение дает реставрационный совет или иной коллегиальный орган. Он же рекомендует условия и правила дальнейшего хранения и использования документа, определяет сроки и виды последующих обработок и форм контроля. В соответствии с основными установленными признаками документа, записанными в паспорте, совет принимает во внимание научно-практические возможности консервации, в том числе стоимость необходимых обработок.
Для совершенствования отбора документов на первоочередную консервацию, определения формы консервации необходимы:
№ п/п
|
Проекты |
Сроки испол-нения |
Координаторы Исполнители |
Ожидаемые результаты |
Стоимость, всего (тыс. руб.) в т.ч. по годам |
в т.ч. федераль-ный бюджет |
бюджет субъектов Федерации |
внебюд-жетные источ-ники |
1. |
Комплексное обследование и экспертиза условий хранения документов в библиотеках России. Выявление книжных памятников и других документов, нуждающихся в срочной стабилизации и реставрации. |
2001 - 2005 г.
|
Минкультуры , РБА, РНБ, федеральные и отраслевые центры консервации документов |
Формирование базы данных о состоянии документов в библиотеках для осуществления неотложных и плановых работ по консервации фондов библиотек, для разработки проектов по обеспечению нормативных условий хранения библиотечных фондов |
4 550 в т. ч.:
2001 - 650 2002 - 700 2003 - 900 2004 - 1 100 2005 - 1 200
|
2 300 в т. ч.
2001 - 200 2002 - 250 2003 - 450 2004 - 650 2005 - 750
|
2 250 в т. ч.
2001 - 450 2002 - 450 2003 - 450 2004 - 450 2005 -450
|
|
2. |
Систематическое обследование состояния фондов в библиотеках. |
Постоянно |
Минкультуры, РБА РГБ,РНБ, РГГУ, БАН, ВГБИЛ, |
Создание базы данных о состоянии документов в библиотеках для осуществления неотложных и плановых работ по консервации фондов библиотек |
5 000 в т. ч.:
2001 - 300 2002 - 400 2003 - 1100 2004 - 1500 2005 - 1700
|
1 700 в т. ч.
2003 - 500 2004 - 500 2005 - 700
|
3 300 в т. ч:
2001 - 300 2002 - 400 2003 - 600 2004-1000 2005-1000
|
|
3. |
Проведение научных исследований в области консервации документов. |
Еже-годно |
РБА РНБ, РГБ, БАН, РГГУ, ГНИИР
|
Создание научной базы для совершенствования и развития процессов консервации документов, внедрения новых технологий и материалов |
2 850 в т. ч.: 2001 - 150 2002 - 300 2003 - 600 2004 - 800 2005 - 1 000 |
2 850 в т. ч: 2001 - 150 2002 - 300 2003 - 600 2004 - 800 2005- 1 000 |
|
|
4. |
Разработка нормативной и научно-методической базы для осуществления консервации документов. |
2001 – 2003 г. |
Минкультуры , РБА, РНБ, федеральные и отраслевые центры консервации |
Создание системы нормативных и методических документов по консервации библиотечных фондов. |
160 в том числе 2001 - 60 2002 - 70 2003 - 30
|
160 в т. ч.
2001 - 60 2002 - 70 2003 - 30
|
|
|
5. |
Подготовка библиотечных кадров, ответственных за обеспечение сохранности фондов. Воспитательная работа с пользователями. |
По-сто-янно |
Минкультуры , РБА РНБ,АПРИКТ, федеральные и отраслевые центры консервации документов, Школа «Раритет» |
Создание системы обучения и повышения квалификации кадров. Разработка учебных программ и методических пособий |
2 065 в том числе 2001 - 245 2002 - 230 2003 - 330 2004 - 530 2005 - 730
|
1 065 в т. ч.
2001 - 45 2002 - 30 2003 - 130 2004 - 330 2005 - 530
|
1 000 в т. ч.
2001 - 200 2002 - 200 2003 - 200 2004 - 200 2005 - 200
|
|
6. |
Создание и развитие федеральных и региональных Центров консервации документов, а также библиотечных служб консервации и реставрационных мастерских. |
2001 - 2005 г.
|
Минкультуры, РБА,РНБ, федеральные и отраслевые центры консервации документов, региональные библиотеки. |
Концентрация материальных и кадровых ресурсов в немногочисленных центрах, оснащенных необходимым оборудованием. Обеспечение эффективной деятельности по консервации библиотечных фондов при минимуме затрат |
16 135 в том числе 2001 - 2 715 2002 - 2 940 2003 - 3 120 2004 - 3 380 2005 - 3 980
|
3 840 в т. ч.
2001 - 420 2002 - 440 2003 - 620 2004 - 880 2005-1 480
|
7 295 в т. ч.
2001-1 295 2002-1500 2003-1500 2004-1500 2005-1500 |
5 000 1 000 1 000
1 000 1 000
1 000 |
№ п/п
|
Проекты
|
Сроки испол-нения |
Координа- торы
Исполнители |
Ожидаемые результаты |
Стоимость, всего (тыс. руб.) в т.ч. по годам |
в т.ч. федеральный бюджет |
бюджет субъектов Федерации |
внебюд-жетные источники |
7. |
Экспертиза проектов строительства и реконструкции библиотечных зданий |
Постоянно |
Минкультуры РБА, РНБ, ГНИИР |
Обеспечение соблюдения нормативов по строительству и реконструкции библиотечных зданий и государственных стандартов по консервации документов |
1 200 в т. ч.
2003 - 200 2004 - 400 2005 - 600
|
1 200 в т. ч.
2003 - 200 2004 - 400 2005 - 600
|
|
|
8. |
Внедрение рациональных технологий и новой техники в процессы создания и поддержания нормативных условий хранения библиотечных фондов |
2001- 2005 гг.
|
Минкультуры, РБА РГБ, РНБ, БАН, ВГБИЛ |
Оснащение хранилищ библиотек надежными системами контроля и регулирования режима хранения библиотечных фондов |
28 950 в том числе 2001 - 4 650 2002 - 5 500 2003 - 5 800 2004 - 6 000 2005 - 7 000
|
4 600 в т. ч.
2001 - 300 2002 - 500 2003 - 800 2004 - 1 000 2005 - 3 000
|
14 900 в т. ч.
2001 -2 900 2002 -3 000 2003 -3 000 2004 -3 000 2005 -3 000
|
5 000 1450 2000
2000 2000
2000 |
9. |
Разработка и внедрение системы мер по спасению фондов при возникновении аварийных ситуаций в библиотеках |
2001 - 2005 гг. |
МинкультурыРБА, РНБ, федеральные, региональные и отраслевые центры консервации, ГНИИР |
Обеспечение готовности к спасению библиотечных фондов при возникновении аварийных ситуаций |
7 250 в том числе: 2001 - 900 2002 - 1 250 2003 - 1 400 2004 - 1 700 2005 - 2 000
|
1 750 в т. ч.
2001 - 100 2002 - 150 2003 - 300 2004 - 500 2005 - 700
|
3 700 в т. ч.
2001 -600 2002 -700 2003 -700 2004 - 800 2005 - 900
|
800 200 400
400 400
400 |
№ п/п
|
Проекты
|
Сроки испол-
нения |
Координаторы Исполнители |
Ожидаемые результаты |
Стоимость, всего (тыс. руб.) в т.ч. по годам |
в т.ч. федеральный бюджет |
бюджет субъектов Федерации |
внебюд-жетные источники |
10 |
Развитие и совершенствование форм фазовой консервации. Внедрение новых технологий и материалов. |
Посто-янно |
Минкультуры, РБА, РНБ, федеральные, региональные и отраслевые центры консервации, региональные библиотеки |
Предохранение документов от воздействия агрессивных факторов окружающей среды и механических повреждений. |
2 010 в т. ч.
2001 - 230 2002 - 360 2003 - 375 2004 - 475 2005 - 570
|
510 в т. ч.
2001 - 30 2002 - 60 2003 - 75 2004 - 125 2005 - 220
|
1 500 в т. ч.
2001 -200 2002 -300 2003 -300 2004 -350 2005 -350
|
|
№ п/п
|
Проекты
|
Сроки испол-
нения |
Координаторы Исполнители |
Ожидаемые результаты
|
Стоимость, всего (тыс. руб.) в т.ч. по годам |
в т.ч. федеральный бюджет |
бюджет субъектов Федерации |
внебюджетные источники |
11. |
Создание и внедрение новой техники и технологий в процессы реставрации и стабилизации документов |
2001 - 2005г. |
Минкультуры, РБА, РНБ, РГБ, БАН, ВГБИЛ, РГГУ, БАН, федеральные, региональные и отраслевые центры |
Обеспечение долговечности и стабильности библиотечных фондов, повышение производительности процессов стабилизации и реставрации. |
6 280 в том числе 2001 - 950 2002 - 1 100 2003 - 1 200 2004 - 1410 2005 - 1620
|
2 280 в т. ч.
2001 - 150 2002 - 300 2003 - 400 2004 - 610 2005 - 820
|
3 000 в т. ч.
2001 -600 2002 -600 2003 -600 2004 - 600 2005 - 600
|
1 000 200 200
200 200
200 |
|
ИТОГО |
|
|
|
76 450 |
22 255 |
36 945 |
17 250 |
Богатое интеллектуальное наследие России рассредоточено в фондах тысяч библиотек, несущих ответственность за обеспечение сохранности и доступности документов, созданных на разных носителях с помощью разных средств записи информации. Все документы с течением времени теряют свои эксплуатационные свойства в силу их активного использования, естественного старения материального носителя, неблагоприятных условий хранения, аварийных и чрезвычайных ситуаций. Поэтому задача сохранения ценнейших информационных ресурсов, обеспечивающих поступательное развитие России, приобретает особую значимость и важность.
В мировой практике различают два подхода к обеспечению сохранности документа:
Анализ тенденций в области обеспечения сохранности документов во всем мире свидетельствует о растущем признании методик, позволяющих обеспечить долговременную сохранность больших массивов документов или информации, заложенной в них. К их числу относится микрофильмирование документов, которое несмотря на бурное развитие компьютерных технологий остается основным способом сохранения информации, поскольку методика оцифровывания, при всей ее очевидной привлекательности с точки зрения доступности информационных ресурсов, таит в себе немало скрытых и явных проблем с точки зрения обеспечения долговременности доступа и сохранности цифровой информации.
Подтверждением этому являются многочисленные зарубежные исследования, в частности, проводимые под эгидой Совета по библиотечным и информационным ресурсам США (в прошлом Комиссией по доступности и сохранности).
Преимущества микрофильмирования перед оцифровыванием определяются следующими факторами:
Задача сохранения информации решается путем создания фондов страховых микрофильмов с организацией их хранения в специально оборудованных государственных хранилищах за пределами библиотек, а ее доступность обеспечивается с помощью одновременного формирования в библиотеках пользовательского фонда на микроносителях.
Микрофильмирование сочетается с компьютерными системами обработки документов и обеспечения доступа к ним, что позволяет легко сканировать микрофильмы при реализации так называемого гибридного подхода, смысл которого состоит в микрофильмировании оригинала документа в целях его сохранения и изготовлении цифровой копии с микрофильма в целях обеспечения доступности информации, запечатленной в оригинале документа. Микрофильм остается доступным для дальнейшего переноса на электронные носители в любое время, что дает ему полное право на жизнь в электронную эру.
В результате работы по микрофильмированию библиотечных фондов появляются новые возможности обеспечения сохранности документов, а именно:
До сих пор библиотеки, как правило, не рассматривали этот зарекомендовавший себя во всем мире способ обеспечения сохранности библиотечных фондов как реальную возможность сохранения интеллектуального содержания определенных категорий документов для будущих поколений исследователей.
Лишь считанные библиотеки - по преимуществу федерального подчинения - могли позволить себе выделение средств на покупку микрофильмирующего оборудования, расходных материалов, оплату квалифицированного персонала. Однако и они имеют, как правило, устаревшее оборудование, хранят микрофильмы в неприспособленных помещениях и изготавливают страховые микрофильмы без учета стандартов качества.
Ни в одной региональной библиотеке собственной лаборатории микрофильмирования нет.
Это положение объясняется несколькими причинами, главными из которых являлись и по-прежнему являются следующие:
По существу, планомерная деятельность по микрофильмированию документов в целях сохранения информации в российских библиотеках до сих пор не начата.
Помимо собственно сохранения информационных ресурсов страны, национальная кооперативная программа создания страхового фонда параллельно решает вопросы:
2. Создание Российского страхового фонда документов библиотек.
3. Создание и ведение Российского регистра страховых микроформ, а также его интеграция в Европейский регистр страховых микроформ (EROMM).
01 10 2014
5 стр.
Я не могу сейчас проанализировать российские тенденции, проявившиеся в строительстве новых и перестройке старых библиотечных зданий, хотя бы потому, что никогда этим предметно не з
07 10 2014
1 стр.
В соответствии с Постановлением Правительства от 17 ноября 1994 г. N 1266 на Инспекцию
11 10 2014
1 стр.
Т хедж-фонд и что отличает его от других финансовых институтов? Как индустрия хедж-фондов представлена в России? Есть ли возможность для студентов уже сегодня строить карьеру в это
15 12 2014
1 стр.
Стоящая перед современным Человечеством задача сохранения окружающей природной среды (опс) главным образом заключается в необходимости сохранения качества этой среды, привычного
01 09 2014
2 стр.
Износ и воспроизводство основных фондов. Система показателей эффективности обновления и уровня использования основных и оборотных фондов
14 12 2014
1 стр.
Кпр-коэффициент прироста основных фондов. Софвв- сто-ь вновь вводимых фондов. Сн г-сто-ь на начало г
14 12 2014
1 стр.
Открытым паевым инвестиционным фондом фондов "Наследие – Фонд фондов" под управлением Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наследие сп"
14 12 2014
1 стр.