Научная новизна исследования заключается в том, что
- на основе анализа современных политологических концепций обозначены новые подходы к оценке состояния современного гражданского общества и его трансформации в условиях глобализации;
- определены базовые характеристики и традиционные основания гражданского общества и проанализирован процесс их изменений под влиянием глобализации;
- дана авторская трактовка эволюции гражданского общества в рамках национального государства и определены тенденции его развития в будущем;
- исследованы возможности более широкого участия гражданского общества в демократизации современной экономики;
- рассмотрены последствия для гражданского общества ослабления национального государства под влиянием процессов глобализации;
- проанализированы факторы, определяющие силу или слабость гражданского общества в зависимости от исторически сложившегося способа включения широких слоев населения в политический процесс;
- выделены функции гражданского общества в процессе демократизации;
- на основе сравнительного анализа теорий международной политической экономии определены потенциальные возможности усиления роли глобального гражданского общества в проекте мирового демократического управления.
Положения, выносимые на защиту:
-
Современные подходы к исследованию сложных процессов взаимодействия гражданского общества с различными уровнями социума и роли гражданского общества в складывающейся системе глобального управления, а также к обоснованию концепции глобального гражданского общества предлагают пятичастную модель, в рамках которой делаются различия между государством, политическим обществом, гражданским обществом, экономическим обществом и экономикой. Методологический подход, основанный на использовании этой модели, позволяет избежать жесткого выбора между деполитизацией общества, когда политическое измерение приписывается государству и его сверхполитизацией, когда все аспекты гражданского общества рассматриваются как политические или как подлежащие политизации.
-
Конкретные траектории эволюции национального гражданского общества определяются как его структурами, так и акторами и имеют специфические особенности, присущие только им. Это приводит к неэффективности попыток произвольного внедрения или «имплантации» пусть даже нормативно идеальных гражданских структур и институтов в еще не готовое или просто недостаточно созревшее для этого общество, так как национальные гражданские общества имеют собственный «эволюционный возраст» и развиваются в соответствии со своей внутренней логикой и приоритетами.
-
Основная задача гражданского общества в процессе демократизации заключается не в достижении определенных содержательных целей, в том числе захвате власти, а в демократизации ценностей, норм и институтов, которые, в конечном счете, внедряются в политическую культуру. Поэтому так важен акцент на гражданском участии, в отличие от политического, так как именно гражданское участие выполняет воспитательную функцию, формируя у граждан способности к диалогу, артикуляции и агрегированию интересов, обучая их терпимости, самостоятельности и ответственности и, в конечном счете, вырабатывая демократические установки.
-
Гражданское общество является необходимым, но недостаточным условием демократии, поэтому нельзя считать, что активное гражданское общество по определению и в принципе поддерживает демократию, так как само по себе оно может иметь и антидемократическую направленность. Гражданское общество, как на национальном, так и на глобальном уровне, представляет собой арену политической борьбы и столкновения интересов, на которой власть различных сил не статична, а находится в постоянном движении
-
Полностью демократическое и социально справедливое гражданское общество – это утопия в классическом смысле: она никогда не может быть в абсолютном значении реализована или завершена, но действует как регулятивный идеал, одухотворяющий политические проекты. Коллективные акторы относятся к этой утопии со всей серьезностью и искренне надеются воплотить ее в жизнь. На самом деле, без такого рода мощной мотивации не существовало бы социальных движений, направленных на демократизацию общества.
-
Результаты исследования гражданского общества в условиях глобализации показывают, что на современном этапе серьезную опасность представляет фокусирование исследователей только на демократически ориентированных силах гражданского общества. Данный подход существенно ограничивает исследовательский спектр и ведет к тому, что многие эксперты не замечают тех, кто часто является наиболее мощными акторами гражданского общества недемократической направленности.
-
Анализ становления политических отношений между государством и гражданским обществом в эпоху модернизации позволяет сделать вывод, что страны догоняющего развития должны стремиться к такому типу социального устройства, в котором не только публичные и частные сферы четко делятся, но и прокладываются новые каналы для широкомасштабной политической мобильности населения и его гетерогенного включения в национальные экономические, политические и социальные процессы. Именно в условиях широкомасштабной модернизации закладываются фундаментальные основы гражданского общества как процесса распределения гражданских и политических прав.
-
Интегративные способы политического включения ведут к формированию относительно сильного гражданского общества, способного контролировать государственный произвол сверху и власть толпы снизу. Инкорпоративные механизмы политического включения ослабляют гражданское общество: инкорпоративно-клиентелистские способы отражают интересы лишь меньшинства клиентов, игнорируя тех, кто не имеет патронов; инкорпоративно-популистские – ведут к снижению роли посреднических структур.
-
Глобализация, с одной стороны, ослабляя национальное государство, ослабляет и национальное гражданское общество, однако, в определенной степени, это происходит также под влиянием самой природы плюралистической и децентрализованной жизни ассоциаций. С другой стороны, в ответ на влияние глобализации, происходит усиление влияния гражданского общества на государство, так как в условиях «распыления» власти государства создается своеобразная ниша для деятельности различных посреднических структур и социальных групп.
-
Современная структура глобального пространства не позволяет повторить на глобальном уровне демократизацию, которая имела место в условиях национального государства. На глобальном уровне нет демократического политического строя, позволяющего группам наемного труда обменивать свою лояльность демократическим институтам на равные права, правовое, политическое и социальное гражданство путем голосования за тех политических лидеров, которые поддерживают их. Поэтому для демократизации процесса глобализации в первую очередь необходимо формировать глобальное гражданское общество и строить глобальное публичное пространство, где проходил бы диалог структур гражданского общества разных стран по самым разным вопросам.
-
Усиление глобального гражданского общества и его способности решать ключевые глобальные проблемы зависят от ряда факторов, которые включают:
- относительные способности различных социальных сил к осознанию и артикуляции своих интересов;
- четкость сформулированных политических целей;
- умение противостоять манипуляциям со стороны социальных сил, недобросовестно использующих современные коммуникационные технологии;
- силу государства и межправительственных организаций, включая их способность сдерживать международную криминальную деятельность;
- способности мирового сообщества признать возможность существования разных типов обществ без потери каждым из них своей индивидуальности и без того, чтобы одно из них стало доминировать над другим.
-
Эффективность влияния глобального гражданского общества непосредственно связана с завоеванием им морального авторитета и доверия, с возможностями преодоления негативных социально-экономических последствий глобализации для развивающихся стран, а также более активным включением структур гражданских обществ этих стран в процессы выработки и принятия политических решений на глобальном уровне.
-
Процветание глобального гражданского общества будет зависеть от его способности цивилизовать глобальный капитализм, как это сделали западные национальные гражданские общества со своим капитализмом. Поэтому стратегической целью глобального гражданского общества должно стать формирование таких институтов, которые обеспечили бы большую прозрачность принятия политических и экономических решений на глобальном уровне, а также позволили бы внедрять принципы соучастия в структуры глобальной экономики, что будет способствовать предотвращению глобальных социальных конфликтов.
Научно-практическая значимость исследования. Материалы диссертации и полученные результаты дают возможность сформировать целостную картину состояния гражданского общества на современном этапе. Анализ эволюции основных характеристик гражданского общества в условиях глобализации позволяет выделить тенденции развития всей сферы социальной активности и сконструировать методологические инструменты прогнозирования ее дальнейших изменений.
Практический и прикладной интерес представляют собой положения и выводы диссертационного исследования для тех российских политических и научных организаций и учреждений, которым интересна и необходима информация о современном состоянии гражданского общества.
Основные материалы исследования могут быть использованы в преподавательской и учебной деятельности, в частности, при изучении политологии, политической социологии, социальной философии, политической экономии, а также при чтении различных спецкурсов.
Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационной работы были апробированы на следующих научных конференциях и форумах: Международной конференции «Социально-рыночная экономика – путь для России?» (СПб, 1999); Международной конференции «Трансграничное сотрудничество стран Балтийского региона» (В.Новгород, 1999); Международной конференции «Развитие местного самоуправления в России» (СПб, 2000); Российско-немецкой научно-практической конференции «Вопросы саморегулирования бизнеса на Северо-Западе РФ» (В.Новгород, 2002); Международной конференции «Сколько социальной этики необходимо российскому обществу?» (СПб, 2002); Международного семинара «Политические партии и коммуникации: предвыборная кампания, предвыборная борьба, рекламная акция» (СПб, 2002); на заседании экспертного комитета в рамках Гражданского Форума «Природная рента и ее использование в интересах граждан России: федеральный закон и местное самоуправление (СПбГУ, 2003); Научно-методической конференции «Закон о саморегулировании бизнеса» (СПбГУ, 2003); на заседании экспертного совета в рамках канадско-российского проекта «Правовое гражданское общество в России» (СПбГУ, 2003); II Международного конгресса конфликтологов «Современная конфликтология: пути и средства содействия развитию демократии, культуры мира и согласия» (СПбГУ, 2004); Международной научной конференции «Социальная ответственность российского бизнеса» (СПб, 2004); Международной Конференции «Россия и новая глобальная архитектура» (СПб, 2004); Российско-Чешском Общественном Форуме «Санкт-Петербург – Прага. Новое европейское сотрудничество» в рамках V Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» (СПб, 2005); Круглого стола «Гражданское общество в России: задачи и перспективы» в рамках V Всероссийского конгресса политологов (Москва, 2006); Круглого стола «Законодательные основы меценатства в России» (Светлогорск, Калининградской обл., 2006); Международного семинара ЮНЕСКО «Диалог культур и цивилизаций: мост между правами человека и нравственными ценностями» (Париж, март 2007); Научно-практического семинара «Лоббирование общественных интересов: методы и технологии» (Москва, Общественная палата, апрель 2007); Научной конференции «Национальная экономика в условиях глобализации: роль институтов» (СПб, РГПУ им.А.И.Герцена, октябрь 2007); Круглого стола «Идея глобального гражданского общества – современное состояние вопроса» в рамках Пятой ежегодной сессии Мирового общественного форума Диалог цивилизаций (о.Родос, Греция, октябрь 2007); Круглого стола «Традиции российского парламентаризма. Местные органы власти и управления – роль в практике государственного строительства» (В.Новгород, ноябрь 2007); I Общественно-педагогического форума «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени» (СПбГУ, апрель 2008); Научной конференции «Регионы России» (Москва, РАН, апрель 2008,); Пленарного заседания Общественной палаты РФ «Роль гражданского общества в развитии социальной системы РФ» (Москва, октябрь 2008); Выездного заседания комиссии Общественной палата РФ по развитию органов местного самоуправления (Гатчина, Лен.обл., ноябрь 2008); Международного конгресса конфликтолов «Современная конфликтология: пути и средства содействия интеграции взаимоотношений государства, бизнеса и гражданского общества» (СПбГУ, сентябрь 2009); Всероссийской научной конференции «Политическое образование в современном мире: традиции и перспективы» (СПбГУ, октябрь 2009).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается научная актуальность выбранной темы, характеризуется степень ее разработанности, определяются объект, предмет и гипотеза, ставятся цель и задачи исследования, рассматриваются его научная новизна и практическая значимость, указываются теоретико-методологическая основа и формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРОЦЕСС ГЛОБАЛИЗАЦИИ: теоретико-методологические подходы и основные понятия» проводится развернутый анализ современных политологических концепций, раскрывающих новые подходы к определению, составу, базовым характеристикам и функциям гражданского общества.
В первом параграфе первой главы «Современные подходы к анализу гражданского общества» отмечается, что в силу безграничного многообразия и подвижности человеческих интересов и, соответственно, способности людей объединяться по самым разным поводам и целям, гражданское общество не представляет собой некой четко очерченной, законченной конструкции. Скорее, оно есть бесконечная, развернутая в самых разных направлениях сеть из неисчислимого количества ячеек, как более или менее стабильных, так и постоянно вновь возникающих и исчезающих. Поэтому в диссертации отмечается, что речь может идти лишь об общей конкретизированной в пределах возможного типологии гражданских структур, сложившихся в результате длительной исторической эволюции. Анализируя понятие гражданского общества и составляющих его структурных компонентов, суммируя многочисленные дефиниции, в работе выделяются шесть основных концептуальных подходов, определяющих направления современной научной мысли:
1) гражданское общество и демократические преобразования;
2) гражданское общество как «третий сектор» в дополнение к государственному и рыночному секторам;
3) транснационализация гражданского общества в условиях глобализации;
4) девиантные формы не-гражданского общества;
5) социальные движения как форма коллективного действия;
6) рамки постмодернистского подхода.
Все эти направления отчасти пересекаются.
В диссертационном исследовании подчеркивается, что исходя из современных теоретических подходов, гражданское общество следует рассматривать не только как сеть институтов, но и как контекст самоконструирования коллективных акторов и продукт их самоконструирования, т.е. в терминах теории действия как сфера конкуренции, публичного пространства и политических процессов. Гражданское общество включает в себя социальное пространство, в котором происходит создание норм, идентичностей, институтов и протекают социальные отношения. Очень важным в категории гражданского общества является выявление смысла двойной политической задачи социальных движений: с одной стороны, приобретение влияния на политическое общество со стороны общественности, ассоциаций и организаций, с другой – институционализация результатов их завоеваний (новой идентичности, автономных эгалитарных форм ассоциаций, демократических институтов). Таким образом, гражданское общество включает в себя и структуры и социальные движения, которые развиваются от форм неинституциональных действий массового протеста к институциональным, обычным группам интересов или партийной политики.
Во втором параграфе «От дихотомии к пятичастной модели: усложнение интеракции» излагается новый подход к анализу нынешнего этапа эволюции гражданского общества и делается вывод, что предмет современных дискуссий необходимо переместить внутри политической теории в иную, чем в XIX и начале XX вв., плоскость, когда данная теория определялась дихотомией «гражданское общество – государство». Современное понятие гражданского общества ориентировано на иные оценки и иное общественно-политическое мышление, так как ресурсы социальной интеграции подрываются не столько государством, сколько экспансией нелиберальной корпоративной экономики. Современные исследователи видят задачу в том, чтобы гарантировать современному государству и современной экономике автономию и в то же время защитить гражданское общество от деструктивного проникновения в него требований, исходящих из этих двух сфер. Особый интерес в связи с этим вызывают подходы, выработанные Дж.Коэном и Э.Арато, которые считают, что в обществах, где функционирование рыночной экономики уже обрело или обретает собственную независимую логику, только концепция гражданского общества, надлежащим образом дифференцированного от экономических структур, способна составить ядро критической политической и социальной теории. Особенно актуален данный подход при исследовании сложных процессов взаимодействия гражданского общества с различными уровнями социума, включая государство и экономику, и роли гражданского общества в складывающейся системе глобального управления. Поэтому обосновывая концепцию глобального гражданского общества, в диссертации упор делается на пятичастную модель, предложенную Дж.Коэном, в рамках которой делаются различия между государством, политическим обществом, гражданским обществом, экономическим обществом и экономикой. В этой модели гражданское общество представляет собой сферу социального взаимодействия (интеракции), отличной от экономики и государственного аппарата. В свою очередь, политическое и экономическое общество являются институтами-посредниками, через которые гражданское общество может добиться влияния на политические/административные и экономические процессы. Политическая роль гражданского общества непосредственно не связана с контролем или захватом власти, а связана с влиянием через демократические ассоциации и публичную сферу. Однако для того, чтобы усилить эффективность своего воздействия, в социально-политической структуре общества возникает политическое общество как некий посредник между гражданским обществом и государством, стабильно функционирующий на профессиональной основе.
В исследовании подчеркивается, что для понимания существующих в настоящее время вызовов глобальному управлению, эта пятичастная модель представляется более адекватной, чем традиционная дихотомическая модель «государство – гражданское общество». Благодаря содержащемуся в пятичастной модели различию между гражданским обществом и экономикой, появляется возможность исследовать последствия растущей автономии транснациональных фирм и финансовых институтов в отношении политики национальных государств и предпочтений национальных гражданских обществ. Наличие жизнеспособного гражданского общества предполагает наличие возможностей, созданных для очень сложной модели синергетических взаимодействий в деятельности ассоциаций, действующих на различных уровнях (местном, региональном, национальном, глобальном) и в деятельности ассоциаций в различных сферах (кросс-секторальное взаимодействие). Политика гражданского общества на различных уровнях взаимодействует с политикой экономического общества, политического общества, национального государства и экономики.
В третьем параграфе «Базовые характеристики гражданского общества» отмечается, что с точки зрения исторической эволюции концепт и теория гражданского общества изучались и анализировались много раз. Однако, несмотря на это, нельзя сказать, что есть такое явление как классическое определение гражданского общества и до сих пор сохраняется достаточно места для несогласия между авторами и школами. Так, видение гражданского общества Дж.Локком, Ш.Монтескье, А.Фергюсоном, А.де Токвилем, Г.Гегелем, И.Кантом, К.Марксом, А.Грамши и др. сильно различалось, как в описательных, так и нормативных терминах, и все концепции отличались недостатком соответствия этому сложному феномену. В диссертации дается развернутый анализ понятия «гражданское общество» в современных концепциях Д.Ронни, Э.Ансио, Дж.Холла, М.Шехтера, Л.Макдональда, Н.Бермео, М.Хауарда, Дж.Кина, Дж.Коэна и Э.Арато и других. Это дает возможность выделить основные черты гражданского общества:
- оно формируется из вторичных групп, т.е. это прозрачное вторичное общество, включающее в себя подмножество групп, отличающихся терпимостью к другим подгруппам и готовностью сотрудничать или конкурировать с ними в соответствии с установленными правилами;
- оно имеет горизонтальную, а не вертикальную структуру взаимодействия, демократическую, а не авторитарную систему управления.
Развернутый анализ определений гражданского общества позволяют автору сделать вывод, что все они обращаются к социальным процессам, т.е. к сфере социальной жизни, которая выпадает за пределы государства, хотя некоторые и не видят необходимости освобождения ее от вмешательства государства. Все это заставляет искать более определенную и более прочную основу концепта гражданского общества, на которую можно было бы опереться и обойти многие неясности и сложности, выделяя другие дефиниции гражданского общества и основные его составляющие. На современном этапе своего развития гражданское общество представляет собой исторически сложившуюся сферу индивидуальных прав, свобод и добровольных ассоциаций, чья неполитического характера конкуренция друг с другом с целью удовлетворения соответствующих личных потребностей, интересов, предпочтений и намерений гарантируется публичным институтом – государством. В этом контексте особый интерес представляет определение С.Гинера, включающее пять базовых характеристик зрелого гражданского общества: индивидуализм, частная жизнь, рынок, плюрализм и класс.
Однако, по мнению автора, любое исследование гражданского общества должно исходить не из прямолинейного анализа базовых характеристик, представленных в идеально-типической форме, а из их неизбежной трансформации в результате, как их собственной логики, так и вследствие воздействия других исторических сил, в том числе процессов глобализации, влияющих на современное развитие. Поэтому в диссертации анализируются некоторые отрицательные последствия простого внедрения базовых компонентов гражданского общества, связанных с ограниченностью индивидуализма; с определенной утопией неприкосновенности частной жизни; с ограничениями рынка; с ассиметричностью плюрализма, а также с неравенством, порожденным классовым обществом.
Подводя итоги анализу базовых характеристик гражданского общества, в данном параграфе делается вывод: под гражданским обществом вчера, сегодня и, если оно выживет, и завтра, следует понимать сферу того, что является относительно, но автономно частным в современном социуме, который сохранится только тогда, когда продолжит свое существование в дуалистической форме. Эта форма состоит, с одной стороны, из публичного компонента, который включает в себя государство, как сеть публичных агентств, плюс те элементы, которые выходят на демократическую публичную арену: партии, гражданские движения и тому подобное. С другой – частный компонент, сформированный из других социальных целостностей, никогда не исключающих, как это было всегда в истории даже в период расцвета традиционного гражданского общества граждан и ассоциации, колеблющиеся между этими двумя сферами.
<предыдущая страница | следующая страница>