Характер и судьба Григория Мелехова
Цели:
1. Образовательные:
-
формирование у учащихся целостного представления об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»;
-
закрепление у учащихся умений синтезировать полученную информацию и делать выводы по поставленной проблеме;
-
введение в научную картину мира учеников теоретико-понятийного аппарата, связанного с тематикой урока, а также закрепление уже полученных теоретико-понятийных знаний;
2. Развивающие:
-
способствование развитию памяти, мышления, познавательной самостоятельности, грамотной речи учащихся;
-
развитие у учащихся умений работы с художественным текстом;
-
активизация мыслительной деятельности учащихся средствами художественного слова (мыслительные операции по анализу произведений, сравнению и сопоставлению, по абстрагированию и конкретизации, по систематизации);
-
развитие у учащихся навыков совместной научно-исследовательской и эвристической деятельности;
-
активизация познавательного интереса к изучению литературы.
3. Воспитательные:
-
формирование представлений о русской литературе как духовной, нравственной и культурной системе;
-
воспитание у учащихся любви к отечественной литературе;
-
приобщение учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.
Задачи:
-
показать взаимосвязь судьбы Григория Мелехова с судьбой русского общества, доказать неизбежность трагедии жизни главного героя;
-
синтезировать знания учащихся о романе «Тихий Дон» в антропологическом аспекте (характер главного героя, общечеловеческие идеалы и ценности);
-
оценить результаты усвоения данной темы (знание текста, умение анализировать и т.д.).
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-беседа.
Методы:
1. По источнику получения знаний:
-
словесные (беседа, рассказ);
-
наглядные (иллюстративные).
2. По уровню активности познавательной деятельности:
-
эвристический (творческая работа; поиск учениками решений поставленных образовательных и воспитательных задач);
-
объяснительно-иллюстративные (беседа, словесные объяснения).
3. По функциям:
-
методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению материала;
-
методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и знаний (умение четко формулировать мысли, применять полученные знания в актах коммуникации, умение самостоятельно мыслить).
Межпредметные связи:
-
с психологией (составление психологического портрета).
Теоретико-понятийный аппарат:
Закрепление: роман-эпопея, образ героя, характер.
Введение термина: катарсис.
Опережающее домашнее задание по группам:
Дать определение:
1 группа – ХАРАКТЕР
2 группа – ТЕМПЕРАМЕНТ
3 группа – ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА (ЛИДЕР и ВЕДОМЫЙ)
План урока
-
Организационный момент (1 мин.).
-
Беседа по материалам предыдущего урока (10 мин.).
-
Основной ход урока (25 мин.).
-
Формулировка выводов урока (5 мин.).
-
Домашнее задание (2 мин.).
-
Подведение итогов (2 мин.):
-
выставление оценок руководителями групп.
Продолжительность урока: 45 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о художественном своеобразии романа Шолохова «Тихий Дон». Мы будем говорить о том, как в романе раскрываются особенности той эпохи, того времени не только в исторических событиях, но и фактах частной жизни, на примере изображения писателем отдельных личностей, в частности главного героя
Григория Мелехова.
Запишем тему урока: Характер и судьба Григория Мелехова
- Попробуйте сформулировать цель урока: формирование представления об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя.
Молодцы!
А теперь вспомним основы литературоведения:
- Что такое роман? РОМАН – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.
- Что такое эпопея? ЭПОПЕЯ – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях.
В литературе 19-20 веков появляется такой жанр, как
Роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях. МОЛОДЦЫ!
На предыдущих уроках мы знакомились с тем, как Михаил Александрович Шолохов работал над своими произведениями, выяснили, что его произведение «Тихий Дон» –
роман-эпопея.
- Назовите еще одно крупное произведение, изучаемое вами в 10 классе, которое относится к тому же жанру. («Война и мир».)
- Отличается ли роман-эпопея Шолохова «Тихий Дон» от романа «Война и мир» Л.Толстого?
Безусловно:
- Отсутствие философских обобщений, рассуждений о силе, «движущей народами»;
- Нет теоретического обоснования собственной исторической концепции;
- Моноцентричность эпопеи (один главный герой – Григорий Мелехов).
2.
Давайте обратимся к образу главного героя.
На прошлом уроке мы постарались ответить на следующий вопрос:
Каким предстает перед читателями романа Григорий Мелехов?
(Ответы с использованием цитат из текста записаны в тетради на предыдущем уроке).
Ученик: «Молодой, чернявый, турок, как и все Мелеховы», гордый, независимый, способный на большое чувство. Главные черты Григория (как и членов семьи Мелеховых) –
доброжелательность, отзывчивость, великодушие, трудолюбие.
- Как отзываются о нем другие герои:
Ученик: «В душе
Гришка нравился за казацкую удаль, за любовь к хозяйству и работе» (Мирон Григорьевич Коршунов).
«Он и
женишок хоть куда, и семейство ихнее шибко
работящее… Работящая семья и при достатке» (Мать Натальи).
«Мелеховы славные казаки» (дед Гришака).
Учитель: Верно.
- Шолохов называет Григория «Добрый казак». Какой же смысл вкладывает он в эти слова и в каких эпизодах полнее всего раскрывается личность Григория Мелехова?
Ученик: Григорий Мелехов самая
яркая личность среди героев «Тихого Дона», неповторимая
индивидуальность, натура цельная, неординарная. Он
искренен и честен в своих мыслях и поступках (особенно сильно это проявляется в его отношениях к Наталье и Аксинье). Самая яркая черта Григория – искренность. Он никогда не врал себе,
всегда был
верен себе.
Ученик: Григорий очень эмоционально реагирует на все происходящее, у него
отзывчивое сердце. В нем развито чувство жалости,
сострадания, об этом можно судить по таким, например, сценам, как «На сенокосе», когда Григорий нечаянно подрезал дикого утенка
(часть первая, гл. 9), эпизод с Франей
(часть вторая, гл. 11).
Или можно вспомнить сцену с убитым австрийцем, который является Мелехову во сне, вызывая душевные муки
(часть третья, гл. 10.
Учитель: Глубокая
привязанность Григория к дому, к земле остается одним из
сильнейший чувств на протяжении всей книги: «От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем…». Это признание Аксинье перекликается с другим: «Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа изболелась за эти месяцы». За этими словами – настроение не одного только Григория Мелехова, но и других казаков. Подчеркивая драматизм этой ситуации, автор добавляет от себя: «Заходило время пахать, боронить, сеять; земля кликала к себе, звала неустанно день и ночь, а тут надо было воевать, гибнуть на чужих хуторах…».
Учитель: Главный герой Шолохова –
простой казак, что само по себе уже примечательное новое явление в литературе. Менталитет Григория, его характер – прежде всего характер казака, хотя автор и утверждал: «У Мелехова очень индивидуальная судьба, в нем я никак не пытаюсь олицетворить среднее казачество».
Давайте посмотрим на составленный по вашим высказываниям кластер, (то есть объединение в систему однородных единиц), отражающий характер Григория Мелехова.
3.
3.1. Наш урок сегодня будет несколько необычным. Мы попытаемся не только рассмотреть художественный образ Григория Мелехова, но и составить его психологический портрет.
Каждому из нас важно уметь вскрывать свои внутренние психологические резервы. Но для этого нужно научиться познавать себя и других людей, выявлять темперамент, характер, направленность личности для наиболее комфортного взаимодействия с окружающими вас людьми дома, в школе, в будущей профессиональной деятельности.
Итак, на основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет, включающий следующие компоненты:
1. темперамент;
2. характер;
3. способности;
4. направленность;
5. интеллектуальность;
6. эмоциональность;
7. волевые качества;
8. умение общаться;
9. самооценка;
10. уровень самоконтроля;
11. способность к взаимодействию.
Конечно, все компоненты психологического портрета мы рассмотреть просто не успеем, поэтому я предлагаю вам поработать с несколькими из них: ПРИЛОЖЕНИЕ 1
-
Темперамент – 1 группа – 2 мин.
-
Характер – 2 группа – 2 мин.
-
Волевые качества – 3 группа – 2 мин.
Дома вы должны были найти материал по данным вопросам. Пожалуйста, представители первой группы…. Второй…. Третьей…
Спасибо. Я думаю, что знание теоретического материала поможет вам на практике. Определите, пожалуйста, черты психологического портрета Григория Мелехова по группам:
-
Темперамент – 2 группа – 3 мин.
-
Характер – 3 группа – 3 мин.
-
Волевые качества – 1 группа – 3 мин.
Молодцы!
Этот психологический портрет заложен самой природой, бытом, семейными традициями и т.д. (Условия, сформировавшие характер главного героя романа: Земля и труд на ней, воинский долг, семья, хутор, курень – важнейшие составляющие духовного мира казака.)
3.2. А теперь поработаем с текстом. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Подчеркните проявленные черты характера Григория в определенных обстоятельствах:
-
Группа - «Драка со Степаном Астаховым из-за Аксиньи» (часть первая, гл. 12),
-
Группа - Григорий в госпитале (стр. 342 – 345)
-
Группа - «Момент расправы над Евгением Листницким» (страница 351)
Учитель:
Мне кажется, что теперь в наш составленный ранее кластер можно добавить еще некоторые черты героя:
Оставаясь всегда честным, независимым по характеру, Григорий – это человек, способный на поступок.
3.3. Попробуйте снова составить психологический портрет Григория Мелехова по второму кластеру:
-
Темперамент – 2 группа – 3 мин.
-
Характер – 3 группа – 3 мин.
-
Волевые качества – 1 группа – 3 мин.
Сделайте вывод, изменился ли психологический портрет главного героя в связи с событиями, произошедшими с ним.
Исходя из психологического анализа, мы можем задуматься над тем, где же Григорий ощущает гармонию. (Конечно, в первом случае).
Во втором психологическом портрете очевидна многогранность характера Григория. Здесь мы видим моменты наиболее сильного душевного переживания.
В науке существует специальный термин для обозначения таких переживаний и связанных с ними перемен в жизни, судьбе, внутреннем мире человека. Запишем его и запомним.
Катарсис (греч. – возвышение, очищение) – категория философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эмоционального переживания, связанного с очищением души («очищение через страдание»).
Сам М.А. Шолохов так определил основную идею своей книги: «Главное для писателя, то, что ему самому нужно – ДВИЖЕНИЕ ДУШИ человека... Я хотел рассказать об этом ОЧАРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА в Григории Мелехове…»
Учитель:
В финале романа Григорий возвращается на хутор Татарский. Всего лишился он, все отняли у него война и смерть. Подходя к дому, он бросает оружие, патроны – герой больше не желает воевать. Трудный, насыщенный трагическими событиями путь его судьбы определяет выбор: постоянно переживая душевные потрясения, катарсис, герой постепенно приближается к решению жить своими детьми, жить спокойно.
4. Вывод: Григорий Мелехов – натура стихийная; человек, поступающий под воздействием минутных желаний или под давлением внешних обстоятельств. Он не способен оценить последствия своих поступков, но, совершая предосудительные, остаётся честен и искренен. Именно эти черты героя, нравственные ценности, которые он исповедует, особенности его эмоционально-психологического склада и объясняют, почему именно Григория Шолохов делает главным героем.
5. Итог урока: Сегодня на уроке мы не только рассмотрели литературный образ Григория Мелехова, но и составили его психологический портрет. Исходя из знаний, полученных на уроке, вы сможете теперь оценить свои поступки, поступки своих знакомых. Но, кроме того, теперь вы понимаете, что все происходящее в нашей жизни должно отражать ДВИЖЕНИЕ нашей ДУШИ.
6. Д/з: Дайте аргументированный ответ: Какую роль в характеристике героя играют его внутренние монологи-мысли.
7. Оценивание работы в группах.