Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Характер и судьба Григория Мелехова

Цели:

1. Образовательные:

  • формирование у учащихся целостного представления об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»;

  • закрепление у учащихся умений синтезировать полученную информацию и делать выводы по поставленной проблеме;

  • введение в научную картину мира учеников теоретико-понятийного аппарата, связанного с тематикой урока, а также закрепление уже полученных теоретико-понятийных знаний;

2. Развивающие:

  • способствование развитию памяти, мышления, познавательной самостоятельности, грамотной речи учащихся;

  • развитие у учащихся умений работы с художественным текстом;

  • активизация мыслительной деятельности учащихся средствами художественного слова (мыслительные операции по анализу произведений, сравнению и сопоставлению, по абстрагированию и конкретизации, по систематизации);

  • развитие у учащихся навыков совместной научно-исследовательской и эвристической деятельности;

  • активизация познавательного интереса к изучению литературы.

3. Воспитательные:

  • формирование представлений о русской литературе как духовной, нравственной и культурной системе;

  • воспитание у учащихся любви к отечественной литературе;

  • приобщение учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.

Задачи:

  • показать взаимосвязь судьбы Григория Мелехова с судьбой русского общества, доказать неизбежность трагедии жизни главного героя;

  • синтезировать знания учащихся о романе «Тихий Дон» в антропологическом аспекте (характер главного героя, общечеловеческие идеалы и ценности);

  • оценить результаты усвоения данной темы (знание текста, умение анализировать и т.д.).

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-беседа.

Методы:

1. По источнику получения знаний:

  • словесные (беседа, рассказ);

  • наглядные (иллюстративные).

2. По уровню активности познавательной деятельности:

  • эвристический (творческая работа; поиск учениками решений поставленных образовательных и воспитательных задач);

  • объяснительно-иллюстративные (беседа, словесные объяснения).

3. По функциям:

  • методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению материала;

  • методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и знаний (умение четко формулировать мысли, применять полученные знания в актах коммуникации, умение самостоятельно мыслить).

Межпредметные связи:

  • с психологией (составление психологического портрета).

Теоретико-понятийный аппарат:

Закрепление: роман-эпопея, образ героя, характер.

Введение термина: катарсис.

Опережающее домашнее задание по группам:

Дать определение:

1 группа – ХАРАКТЕР

2 группа – ТЕМПЕРАМЕНТ

3 группа – ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА (ЛИДЕР и ВЕДОМЫЙ)

План урока


  1. Организационный момент (1 мин.).

  2. Беседа по материалам предыдущего урока (10 мин.).

  3. Основной ход урока (25 мин.).

  4. Формулировка выводов урока (5 мин.).

  5. Домашнее задание (2 мин.).

  6. Подведение итогов (2 мин.):

  • выставление оценок руководителями групп.

Продолжительность урока: 45 мин.

Ход урока


1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о художественном своеобразии романа Шолохова «Тихий Дон». Мы будем говорить о том, как в романе раскрываются особенности той эпохи, того времени не только в исторических событиях, но и фактах частной жизни, на примере изображения писателем отдельных личностей, в частности главного героя Григория Мелехова.

Запишем тему урока: Характер и судьба Григория Мелехова

- Попробуйте сформулировать цель урока: формирование представления об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя.

Молодцы!
А теперь вспомним основы литературоведения:

- Что такое роман? РОМАН – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.

- Что такое эпопея? ЭПОПЕЯ – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях.

В литературе 19-20 веков появляется такой жанр, как



Роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях. МОЛОДЦЫ!
На предыдущих уроках мы знакомились с тем, как Михаил Александрович Шолохов работал над своими произведениями, выяснили, что его произведение «Тихий Дон» – роман-эпопея.
- Назовите еще одно крупное произведение, изучаемое вами в 10 классе, которое относится к тому же жанру. («Война и мир».)
- Отличается ли роман-эпопея Шолохова «Тихий Дон» от романа «Война и мир» Л.Толстого?

Безусловно:

- Отсутствие философских обобщений, рассуждений о силе, «движущей народами»;

- Нет теоретического обоснования собственной исторической концепции;

- Моноцентричность эпопеи (один главный герой – Григорий Мелехов).
2.

Давайте обратимся к образу главного героя.

На прошлом уроке мы постарались ответить на следующий вопрос:



Каким предстает перед читателями романа Григорий Мелехов?

(Ответы с использованием цитат из текста записаны в тетради на предыдущем уроке).


Ученик: «Молодой, чернявый, турок, как и все Мелеховы», гордый, независимый, способный на большое чувство. Главные черты Григория (как и членов семьи Мелеховых) – доброжелательность, отзывчивость, великодушие, трудолюбие.
- Как отзываются о нем другие герои:
Ученик: «В душе Гришка нравился за казацкую удаль, за любовь к хозяйству и работе» (Мирон Григорьевич Коршунов).
«Он и женишок хоть куда, и семейство ихнее шибко работящее… Работящая семья и при достатке» (Мать Натальи).

«Мелеховы славные казаки» (дед Гришака).


Учитель: Верно.

- Шолохов называет Григория «Добрый казак». Какой же смысл вкладывает он в эти слова и в каких эпизодах полнее всего раскрывается личность Григория Мелехова?


Ученик: Григорий Мелехов самая яркая личность среди героев «Тихого Дона», неповторимая индивидуальность, натура цельная, неординарная. Он искренен и честен в своих мыслях и поступках (особенно сильно это проявляется в его отношениях к Наталье и Аксинье). Самая яркая черта Григория – искренность. Он никогда не врал себе, всегда был верен себе.
Ученик: Григорий очень эмоционально реагирует на все происходящее, у него отзывчивое сердце. В нем развито чувство жалости, сострадания, об этом можно судить по таким, например, сценам, как «На сенокосе», когда Григорий нечаянно подрезал дикого утенка (часть первая, гл. 9), эпизод с Франей (часть вторая, гл. 11).
Или можно вспомнить сцену с убитым австрийцем, который является Мелехову во сне, вызывая душевные муки (часть третья, гл. 10.
Учитель: Глубокая привязанность Григория к дому, к земле остается одним из сильнейший чувств на протяжении всей книги: «От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем…». Это признание Аксинье перекликается с другим: «Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа изболелась за эти месяцы». За этими словами – настроение не одного только Григория Мелехова, но и других казаков. Подчеркивая драматизм этой ситуации, автор добавляет от себя: «Заходило время пахать, боронить, сеять; земля кликала к себе, звала неустанно день и ночь, а тут надо было воевать, гибнуть на чужих хуторах…».
Учитель: Главный герой Шолохова – простой казак, что само по себе уже примечательное новое явление в литературе. Менталитет Григория, его характер – прежде всего характер казака, хотя автор и утверждал: «У Мелехова очень индивидуальная судьба, в нем я никак не пытаюсь олицетворить среднее казачество».
Давайте посмотрим на составленный по вашим высказываниям кластер, (то есть объединение в систему однородных единиц), отражающий характер Григория Мелехова.



3.

3.1. Наш урок сегодня будет несколько необычным. Мы попытаемся не только рассмотреть художественный образ Григория Мелехова, но и составить его психологический портрет.



Каждому из нас важно уметь вскрывать свои внутренние психологические резервы. Но для этого нужно научиться познавать себя и других людей, выявлять темперамент, характер, направленность личности для наиболее комфортного взаимодействия с окружающими вас людьми дома, в школе, в будущей профессиональной деятельности.

Итак, на основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет, включающий следующие компоненты:



1. темперамент;
2. характер;
3. способности;
4. направленность;
5. интеллектуальность;
6. эмоциональность;
7. волевые качества;
8. умение общаться;
9. самооценка;
10. уровень самоконтроля;
11. способность к взаимодействию.


Конечно, все компоненты психологического портрета мы рассмотреть просто не успеем, поэтому я предлагаю вам поработать с несколькими из них: ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  • Темперамент – 1 группа – 2 мин.

  • Характер – 2 группа – 2 мин.

  • Волевые качества – 3 группа – 2 мин.

Дома вы должны были найти материал по данным вопросам. Пожалуйста, представители первой группы…. Второй…. Третьей…
Спасибо. Я думаю, что знание теоретического материала поможет вам на практике. Определите, пожалуйста, черты психологического портрета Григория Мелехова по группам:

  • Темперамент – 2 группа – 3 мин.

  • Характер – 3 группа – 3 мин.

  • Волевые качества – 1 группа – 3 мин.

Молодцы!
Этот психологический портрет заложен самой природой, бытом, семейными традициями и т.д. (Условия, сформировавшие характер главного героя романа: Земля и труд на ней, воинский долг, семья, хутор, курень – важнейшие составляющие духовного мира казака.)
3.2. А теперь поработаем с текстом. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Подчеркните проявленные черты характера Григория в определенных обстоятельствах:

    1. Группа - «Драка со Степаном Астаховым из-за Аксиньи» (часть первая, гл. 12),

    2. Группа - Григорий в госпитале (стр. 342 – 345)

    3. Группа - «Момент расправы над Евгением Листницким» (страница 351)


Учитель:

Мне кажется, что теперь в наш составленный ранее кластер можно добавить еще некоторые черты героя:




Оставаясь всегда честным, независимым по характеру, Григорий – это человек, способный на поступок.

3.3. Попробуйте снова составить психологический портрет Григория Мелехова по второму кластеру:




  • Темперамент – 2 группа – 3 мин.

  • Характер – 3 группа – 3 мин.

  • Волевые качества – 1 группа – 3 мин.

Сделайте вывод, изменился ли психологический портрет главного героя в связи с событиями, произошедшими с ним.

Исходя из психологического анализа, мы можем задуматься над тем, где же Григорий ощущает гармонию. (Конечно, в первом случае).

Во втором психологическом портрете очевидна многогранность характера Григория. Здесь мы видим моменты наиболее сильного душевного переживания.

В науке существует специальный термин для обозначения таких переживаний и связанных с ними перемен в жизни, судьбе, внутреннем мире человека. Запишем его и запомним.

Катарсис (греч. – возвышение, очищение) – категория философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эмоционального переживания, связанного с очищением души («очищение через страдание»).

Сам М.А. Шолохов так определил основную идею своей книги: «Главное для писателя, то, что ему самому нужно – ДВИЖЕНИЕ ДУШИ человека... Я хотел рассказать об этом ОЧАРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА в Григории Мелехове…»
Учитель:

В финале романа Григорий возвращается на хутор Татарский. Всего лишился он, все отняли у него война и смерть. Подходя к дому, он бросает оружие, патроны – герой больше не желает воевать. Трудный, насыщенный трагическими событиями путь его судьбы определяет выбор: постоянно переживая душевные потрясения, катарсис, герой постепенно приближается к решению жить своими детьми, жить спокойно.

4. Вывод: Григорий Мелехов – натура стихийная; человек, поступающий под воздействием минутных желаний или под давлением внешних обстоятельств. Он не способен оценить последствия своих поступков, но, совершая предосудительные, остаётся честен и искренен. Именно эти черты героя, нравственные ценности, которые он исповедует, особенности его эмоционально-психологического склада и объясняют, почему именно Григория Шолохов делает главным героем.

5. Итог урока: Сегодня на уроке мы не только рассмотрели литературный образ Григория Мелехова, но и составили его психологический портрет. Исходя из знаний, полученных на уроке, вы сможете теперь оценить свои поступки, поступки своих знакомых. Но, кроме того, теперь вы понимаете, что все происходящее в нашей жизни должно отражать ДВИЖЕНИЕ нашей ДУШИ.



6. Д/з: Дайте аргументированный ответ: Какую роль в характеристике героя играют его внутренние монологи-мысли.

7. Оценивание работы в группах.

Характер и судьба Григория Мелехова Цели: Образовательные

Григория Мелехова с судьбой русского общества, доказать неизбежность трагедии жизни главного героя

92.18kb.

08 10 2014
1 стр.


Поэма А. А. Блока «Двенадцать»

Цели урока: 1 образовательные: показать полемический характер поэмы А. А. Блока «Двенадцать», её художественные особенности; повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ

128.31kb.

27 09 2014
1 стр.


My favorite season Цели: Образовательные

Организовать деятельность учащихся в употреблении в речи лексики по теме

38.59kb.

14 12 2014
1 стр.


What are they like? (урок №34, глава 2 «Let`s have a parade»)

Цели урока: совершенствование рецептивных и экспрессивных навыков и умений по теме «Характер сказочных героев»

42.02kb.

16 12 2014
1 стр.


Информационно-справочный материал

Астана, 13 марта 2013 года. В алматинской, Западно-Казахстанской и Карагандинской областях состоялись районные форумы «Судьба страны – моя судьба!»

36.51kb.

17 12 2014
1 стр.


«Разнообразие внутренних вод России. Реки». Цели: образовательные

Учебно-наглядный комплекс: физическая карта России, водные ресурсы России, мультимедиа презентация, картины

188.65kb.

08 10 2014
1 стр.


Статья отнесена к разделу: Преподавание географии Цели урока: образовательные

Я рада встрече с вами. У меня хорошее настроение. Я надеюсь, что у вас оно тоже хорошее, мы успешно и плодотворно поработаем на уроке”

39.77kb.

14 12 2014
1 стр.


Судьба человека

Судьбы бывают разные. У каждого человека своя судьба. Есть множество великих судеб, но сейчас я хочу рассказать о судьбе моей любимой бабушки

16.8kb.

17 12 2014
1 стр.