ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ
Тема урока: Химические свойства кислорода Число
Таблицы: Новые понятия:
Получение и собирание газов Термическое разложение
Лабораторный штатив Катализатор
Спиртовка Каталитическое разложение Кислород в природе Оксиды
Окисление
Горение
Медленное окисление
Приложение 2
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОРОДА. ПОЛУЧЕНИЕ КИСЛОРОДА.
1. Способы получения кислорода:
1) биогенный;
2) разложение сложных веществ;
3) разложение воды электрическим током;
4) разделение воздуха на составные части.


2. Слово Название Указание валентности ( в скобках ) для тех случаев, когда
«оксид» + элемента + элемент имеет переменную валентность
Например: H2O – оксид водорода, CaO – оксид кальция, HgO – оксид ртути (II)
3. Сравнение процессов горения и медленного окисления
Вопросы
|
Горение
|
Медленное окисление
|
1. Примеры
|
Горение топлив: торфа, угля, природного газа, бензина и др. горючих веществ - серы, парафина и др.
|
Дыхание живых организмов, окисление органических удобрений, прогоркание сливочного масла, ржавление чугуна, стали
|
2. К каким группам реакций относятся
|
Реакции окисление экзотермические
|
3.Каковы признаки протекания?
|
Выделение теплоты и света
|
Выделение незначительного количества теплоты
|
4.При каких условиях реакции медленного окисления переходят в горение?
|
Разогрев до температуры воспламенения
|
5.При каких условиях прекращаются реакции воспламенения?
|
1) прекратить доступ О2
2) Понизить температуру среды ниже температуры
|
4. Упражнения для самоконтроля
1. В ряду формул веществ выберите оксиды, дайте им название
CS2, MgO, PH3, SO2, CO2, Al2O3, Mg3N2, ZnO.
2. Продолжите уравнения реакций окисления
а) Zn + O2 в) CH4 + O2 б) Al + O2
Приложение 3
Опыт Получение кислорода из пероксида водорода.
Оборудование и материалы. Плоскодонная колба, делительная воронка, простая воронка, цилиндр для собирания кислорода со стеклянной пластинкой, кристаллизатор, 2 штатива с лапками, лучина, пероксид водорода (10%-ый), оксид марганца (IV).
Соберите прибор, как указано на рисунке 1. Наполните цилиндр водой и закрепите его в кристаллизаторе. В колбу внесите, чайную ложку оксида марганца (IV). В делительную воронку налейте пероксид водорода и по каплям добавляйте его в колбу:
2Н2О22Н2О + О2
Вытесните воздух из прибора. Проверьте наличие выделяющегося кислорода тлеющей лучиной. Затем подведите газоотводную трубку под опрокинутый цилиндр с водой и наполните его кислородом. Если выделение кислорода замедлится, можно немного подогреть колбу.
По окончании опыта сначала выньте газоотводную трубку из воды. Переверните цилиндр с кислородом и тлеющей лучиной проверьте наличие в нем кислорода.
Приложение 4
Опыт
Получение кислорода и изучение его свойств
Оборудование и материалы. Лабораторный штатив с лапкой, пробирка с пробкой и газоотводной трубкой, химические стаканы (2 шт.) или банки с пробками, стеклянные пластины (2 шт.), железная ложечка, лучинка, спиртовка (горелка), спички, стакан с водой, Перманганат калия, древесный уголь, известковая вода.
Подготовьте прибор для получения и собирания кислорода способом вытеснения воздуха, как это показано на рисунке 2а.
В пробирку насыпьте примерно на 1/4 ее объема перманганат калия, вложите внутрь пробирки вблизи отверстия рыхлый тампон ваты (пробирку держите пальцами), Закройте теперь пробирку плотно пробкой, в которую вставлена газоотводная трубка.
Проверьте прибор на герметичность. Для этого, плотно зажав пробирку в руке, опустите конец газоотводной трубки в стакан с водой. Если наблюдается выделение пузырьков воздуха, находящегося в пробирке, значит, прибор герметичен.
После этого укрепите пробирку в лапке штатива. Конец газоотводной трубки должен доходить почти до дна стакана (или банки) для собирания кислорода.
Зажгите спиртовку (или горелку) и начните нагревать пробирку. Сначала обогрейте всю пробирку, затем постепенно передвигайте спиртовку таким образом, чтобы разложение вещества начиналось с поверхности
Выделяющийся при разложении перманганата калия кислород постепенно заполняет пробирку и газоотводную трубку, и по мере накопления он начинает вытеснять воздух из стакана. Полноту заполнения сосуда (стакана или банки) кислородом можно проверить с помощью тлеющей лучинки, поднеся ее к краю стакана. Когда вы убедитесь, что сосуд полностью заполнился кислородом, закройте стакан стеклянной пластинкой (банку можно закрыть заранее приготовленной пробкой). В данном опыте кислород собирают методом вытеснения воздуха; можно использовать также метод вытеснения воды
Приложение 5
Опыт Горение в кислороде угля, серы, фосфора и железа.
Оборудование и материалы. Газометр или баллон с кислородом, промывалка Тищенко с концентрированной серной кислотой, 4 металлические, покрытые асбестом ложечки, спиртовка, напильник, 4 банки на 1000 мл, 4 стекла для покрытия стаканов, шпатель или ложечка, тигельные щипцы, наждачная шкурка, корковая пробка, стеклянная трубка по высоте стакана, согнутая под прямым углом, уголь, сера, красный фосфор, тонкая железная проволока, синие лакмусовые бумажки большого размера, известковая вода, дистиллированная вода.
Наполните 4 банки кислородом путем медленного вытеснения воздуха из них до проведения урока. Кислород пропускайте через промывалку Тищенко с концентрированной серной кислотой.
а) Горение угля. Налейте в банку с кислородом около 100 мл дистиллированной воды и опустите в стакан накаленный небольшой кусочек древесного угля, помещенный на железную асбестированную ложечку для сжигания (рис. 3-а). После полного сгорания угля взболтайте воду в банке с образовавшимся углекислым газом для его растворения; проверьте синей лакмусовой бумажкой реакцию среды: С + О2СО2
СО2 + Н2ОН2СО3
Прилейте в банку прозрачной известковой воды: СО2 + Са(ОН)2СаСО3|+Н2О
Появление взвеси указывает на наличие углекислого газа
б) Горение серы. Во вторую банку с кислородом и дистиллированной водой опустите кусочек зажженной серы (рис.3 б):
S+O2=SO2
Отметьте различие в яркости пламени горящей серы в воздухе и в кислороде. Взболтайте образовавшийся оксид серы (IV) с водой в банке, прикрывая ее стеклом. Проверьте лакмусом реакцию среды:
SO2 + H2O-H2SO3
в) Горение фосфора. В третью банку с кислородом и дистиллированной водой опустите ложечку с красным фосфором, зажженным на воздухе. Фосфор горит ослепительным пламенем (рис. 3 в):
Р4 + 5О2 = 2Р2О5
После окончания горения взболтайте оксид фосфора с водой и сделайте пробу лакмусом: Р2О5 + 3Н2О2Н3РО4
г) Горение железа. В банке для сжигания железа насыпьте чистый песок, который должен покрыть все дно на 2—3 см. Это необходимо, чтобы банка не лопнула от расплавленной железной окалины. Тонкую железную проволоку тщательно очистите шкуркой от оксидов. На стеклянной палочке сделайте спираль из этой проволоки. К концу спирали прикрепите корковую пробку или ее часть для поджигания железа. Удерживая спираль тигельными щипцами, подожгите пробку. Спираль медленно опустите в кислород. Железо горит с сильным треском без пламени, разбрасывая яркие искры (рис. 3 г):
3Fe + 202Fe304
Опыт протекает нагляднее, если сжигание железа проводить при непрерывной подаче кислорода, т. е. в его избытке.
Рис.1. Получение кислорода из пероксида
водорода.
Рис.2. Собирание кислорода методом вытеснения воздуха (а);
методом вытеснения воды (б)

Рис.3. Горение в кислороде
а-угля; б-серы; в-фосфора; г-железа.