Перейти на главную страницу
Аннотация: Данный урок по своему типу является уроком усвоения нового материала, поэтому в нем я отвела доминирующее время и объем усвоению новых знаний учащимися по теме «Детство и начало литературного пути», «История создания рассказа «Муму», а также словарной работе. Поэтому на закрепление, задача которого обслуживать процесс главного этапа урока, было отведено меньше времени, так как основным направлением урока было формирование новых знаний.
Одним из самых сложных для понимания произведений, которое включено в программу 5 класса, является рассказ «Муму». Потому что как показывают психологические исследования в этом возрасте для ребят свойственен «наивный психологизм», и оценить всю глубину и серьезность произведения бывает очень трудно. Ребятам прежде всего жаль несчастную собачку Муму, они жалеют и в то же время восхищаются богатырской силой глухонемого дворника Герасима, кто-то осуждает его за то, что он утопил Муму, не попытавшись противостоять барыне. То есть прежде всего это эмоции. А вся сложность этого произведения и состоит в том, чтобы откинув эмоции увидеть в глухонемом Герасиме символ крепостной России — такой же сильной, могучей и неспособной говорить, противостоять. Согласитесь, это сложно для ребенка в 10—11 лет. Когда они толком не знают, что такое крепостное право. Поэтому перед учителем на первом уроке изучения этого произведения стоит сложная задача: не только познакомить учеников с личностью писателя (его детством и началом литературного пути), но и подготовить ребят для дальнейшего восприятия произведения. Просто рассказать о сложном. Провести словарную работу.
Обычно учитель планирует отвести на изучении «Муму» 5 уроков. Урок, данный мной, является первым в изучении рассказа. Перед собой я поставила цели:
образовательные:
1) познакомить с детством и началом литературного пути Тургенева, окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству.
2) познакомить с историей создания рассказа «Муму»
3) проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима).
развивающие:
1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.
2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.
3) формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов.
4) учить сжато излагать повествовательный текст
5) развивать коммуникативные навыки. Обогащать словарный запас.
6) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся.
воспитательные:
1) воспитание общечеловеческих ценностей
2) умение работать в микрогруппе (паре): уважать мнение высказывающего, взаимопомощи, поддержки.
Словарная работа: крепостное право, дворянство, крепостные, челядь, дворня, дворовой; аннибалова клятва, прототип, сравнение, гипербола.
Оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, на столах текст рассказа и словарик.
Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!
Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.
Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.
Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.
— Ребята, не напоминают ли вам кого-то герои этой истории?
— Да, напоминают глухонемого дворника Герасима и барыню, у которой он жил.
— Вы правы, действительно, это герои рассказа Тургенева «Муму»: Герасим и старая барыня. Получается, что история, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле.
Тема, цель урока
Сегодня мы начинаем разговор об удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении
великого русского писателя второй половины 19 века Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». (СЛАЙД)
(СЛАЙД) Перед нами стоит цель: познакомиться с детством и началом литературного пути Тургенева, а также окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель. На уроке мы уже начали знакомство с историей создания рассказа «Муму», мы продолжим этот разговор. И, конечно, поделимся впечатлениями от прочитанного, так как это произведение никого не может оставить равнодушным. Но в ходе уроке, наверняка, встретится много нового и не знакомые вам, в частности, слова. И чтобы вам было понятно, о чем идет речь, я составила словарик. Обращайтесь к нему.
Рассказ о писателе
Известный французский писатель А. Доде сказал о знаменитом литераторе так: «Добрый великан... с красивой
осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада». Родился Тургенев в Орловской губернии.
(СЛАЙД)
Учитель читает начало романа Б. Зайцева «Жизнь Тургенева» (см «Юмоси.» 1991 № 12).
Великие поэты и писатели: Тургенев, Толстой, Фет, Тютчев, Лесков — порождены этими щедрыми краями.
Село Спасское-Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска, уездного города Орловской губернии. Огромное барское поместье, в берёзовой роще, с усадьбой в виде подковы, с церковью насупротив, с домом в сорок комнат, бесконечными службами, оранжереями, винными подвалами, кладовыми, конюшнями, со знаменитым парком и фруктовым садом. В начале прошлого века это как бы столица маленького царства, с правительством, чиновниками, подданными. Даже колонии были: разные имения и сёла, всякие Любовши, Тапки, Холодовы. Мне довелось побывать на родине великого писателя.
Спасское принадлежало Лутовиновым. Последнею из Лутовиновых владела им девица Варвара Петровна, мать будущего писателя. А что вы о ней узнали, статью учебника? (стр. 170)
Ей было уже под тридцать, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев (СЛАЙД) — для закупки лошадей с её завода. А что написано в учебнике об отце Тургенева? (стр. 171)
Варвара Петровна сразу в него влюбилась: отличался он редкостной красотой. Она пригласила его бывать запросто в ее имении. Сергей Николаевич стал появляться в Спасском. В 1816 году она вышла за него замуж. Через год у них родился сын Николай, а затем 28 октября (9 ноября) 1818 года Иван. (СЛАЙД) А что вспоминает Тургенев о своем детстве, будучи уже взрослым человеком?(стр. 171)
(В пятнадцать лет Иван Тургенев стал студентом словесного отделения Московского университета, через год перешел в университет в Петербурге, а завершил свое образование за границей, в частности, в Берлине).
О начале литературного творчества Тургенева
Ещё в детстве у Тургенева формируется интерес к литературному творчеству. (СЛАЙД)
«... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником». Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей челяди.... Таким представил нам своего героя писатель. А каким увидели его художники? Давайте сравним свое представление с видением художников П. Боклевский, А. И. Кулешов,.
Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника передал художник на рисунке?
Как построение иллюстрации помогает передать богатырскую силу Герасима?
Почему фоном иллюстрации является изображение барского дома?
(внешний облик Герасима, привыкшего к «неистомной работе», убедительно характеризует немого дворника как человека не только здорового и могучего, но и как человека «важного и степенного». Таким он предстает, например, на иллюстрации «Герасим около дома барыни»)
— Как Герасим попал в Москву? («Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев...»)
— Как работал Герасим? Почему новые занятия казались ему шуткой?
Автор пишет: «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик...»
По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии.
Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло. Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, который только что пасся на ниве, где росла сочная трава, но его поставили в вагон железной дороги. Кругом всё грохочет, визжит, и поезд мчится неведомо куда.
С новыми обязанностями дворника Герасим справлялся шутя, за полчаса, потом долго стоял и смотрел на всех проходящих, ожидая ответа на свои невысказанные вопросы, или швырял метлу и лопату и уходил куда-нибудь в уголок, бросался лицом на землю и по целым часам лежат на груди, как пойманный зверь. Постепенно Герасим привык к городскому житью.
Художник Пчелко запечатлел Герасима за работой, а именно, когда тот вез воду. Как вы думаете, почему из многочисленных обязанностей, возложенных на Герасима, лишь одна из них («два раза привезти бочку с водой») нашла изобразительный отклик художника? Работа с иллюстрацией. (СЛАЙД)
(СЛАЙД) Сравните иллюстрации к тексту.
«Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле...»
Скажите, какое художественно-изобразительное средство использует автор для того, чтобы читатель понял, чего лишился герой, оказавшись в городе?
Да, читателю трудно судить о том, что чувствовал и о чем думал Герасим. Поэтому автор вводит в дальнейшее повествование целый каскад сравнений. Какую же тайну несут сравнения. Обратимся к ним.
—С кем ещё сравнивает автор Герасима? «…гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака». Это сравнение переключает внимание читателя, на время уводя от размышлений о тяжкой доле крепостного. Это сравнение завершает каскад, подводя итог первому впечатлению. Но все нам ясно в нем? Давайте всмотримся в слово «степенный», уточнив его значение по словарику.
Степенный — рассудительно-спокойный, важный. Важный — горделиво-величественный, надменный. А надменный — высокомерный, кичливый. А кичливый — выражающий самомнение, заносчивый.
Да разве ж Герасим такой? Однако ясно одно: и важность, и высокомерие, и надменность, проступающие в его степенности, связаны с чувством превосходства над окружающими. Тургенев отмечает: герой «был нрава строго и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем драться не смели». А человек, любящий порядок, является воплощением надежности, на него можно положиться, он ничего не делает кое-как.
Каморка Герасима была маленькая и располагалась над кухней. «...он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».
«Детство и начало литературного пути», «История создания рассказа «Муму», а также словарной работе. Поэтому на закрепление, задача которого обслуживать процесс главного этапа урока
09 10 2014
1 стр.
Данный урок нетрадиционный урок с использованием мультимедийной презентации. На уроке учащиеся знакомятся с достижениями древнегреческой культуры. Мультимедийная презентация помога
14 12 2014
1 стр.
Данный урок в курсе органической химии. Это второй урок в теме азотсодержащие органические соединения. Связан с темами карбоновые кислоты и амины, поэтому я опиралась на знания дет
14 12 2014
1 стр.
Данный урок является одним из цикла «Путешествие в музыкальный театр»
04 09 2014
1 стр.
В своем современном виде корейский фонетический алфавит Хангыль состоит из сорока букв. Начнем с согласных
09 10 2014
7 стр.
Данный урок является первым. Связи с предыдущим материалом («Движения») нет. Этот урок является началом нового материала для учащихся. На изучение конуса отводится три урока
16 12 2014
1 стр.
Данный урок построен на расширении знаний и представлений учеников 3 класса о русских народных сказках
24 09 2014
1 стр.
Этот урок предназначен для учащихся 8 класса. Тема: "Гигиена органов дыхания. Данный урок является заключительным в теме "Дыхание". На предыдущих уроках были рассмотрены: строение
15 09 2014
1 стр.