Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Ю. ВИТТЕ














Дисциплина «Культурология»







Эссе на тему:

«Ислам: вероучение и основные направления»













Москва 2012г


Ислам — вторая по числу последователей мировая религия. Ислам исповедуют около 860 млн. человек более чем в 120 странах мира. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией (Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Пакистан и др.) Подавляющее большинство мусульман проживает в странах Западной, Южной, Юго-восточной Азии и Северной Африки. В нашей стране последователи ислама составляют вторую по численности этно-конфессиональную группу и проживают преимущественно на территории Башкортостана, Татарстана, республик Северного Кавказа. Крупные мусульманские общины есть в г. Москве, Санкт—Петербурге и других регионах Российской Федерации.

Считаю актуальной выбранную мной тему - «Ислам: вероучения и основные направления», так как во все времена происходили разногласия и недопонимания между религиями, которые нередко приводили к войнам. Целью моей работы является знакомство с чужой для меня религий. Найти что-то общее межу исламом и другими основными религиями.

Рассмотрим историю возникновения ислама. Ислам относительно молодая мировая религия. Он возник в начале VII века н. э. на Аравийском полуострове.


Возникновение ислама подчиняется общим закономерностям формирования мировых религий. Ислам начинает формироваться в одном из наиболее влиятельных племен Западной Аравии — курейшитов, религиозный и административный центр которого находился в г. Мекка. Племенным богом мекканских курейшитов был Аллах (араб. аль-Илах). Мухаммед, реальная личность, в 610 году выступил с проповедью монотеистической религии, которую назвал ислам (в переводе с арабского означает «покорность», «предание себя богу»). Последователи ислама — мусульмане — «покорные». Мухаммед провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле, служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления царства справедливости и мира на Земле. В проповедях Мухаммеда звучали также требования социальной справедливости, братства верующих, оказания богатыми благотворительной помощи бедным, осуждения ростовщичества, необходимости соблюдать простые нормы нравственности. Первоначально идеи Мухаммеда не нашли широкой поддержки у горожан Мекки. Мухаммед провел переговоры с племенем аус и хазрадж в г.Ясриб и с их согласия в 622 году вместе со своими приверженцами — Мухаджирами переселился в этот город, который позднее был переименован в Медину (город пророка). С этого события (арабское «Хиджра» — переселение) и начинается мусульманское летоисчисление. Завоевательные войны арабских халифов не ограничивались территорией Аравии. Уже в VII—VIII вв, арабы подчинили своему господству народы Среднего и Ближнего Востока, часть Индии, Средней Азии и другие страны. Началась довольно быстрая исламизация покоренных народов. Покоренные народы, принявшие ислам, платили в казну халифата только десятину дохода — умр. А не принявшие ислам — обязаны были выплачивать более двух третей поземельного налога и подушную подать. Таким образом, совокупность насильственных мер, экономическая политика и проповедь ислама способствовали превращению этой разновидности исповедания в мировую религию.

Основные положения вероучения ислама изложены в главной «Священной книге» — Коран (араб. куран — чтение). По мусульманскому преданию, содержание Корана было поведано Мухаммеду самим Аллахом. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (стихов) (по разным вариантам счета). Коран содержит вероучительные установки, культовые предписания, предписания, регулирующие семейные, имущественные, правовые и иные Общественные отношения. На самой ранней ступени развития откровения появляется идея единобожия, играющая в дальнейшем центральную роль во всем мусульманском вероучении: «…нет божества, кроме Него…», «…нет божества, кроме Меня!», - говорит Коран об Аллахе, и он сам о себе.

Аллах — это единственный бог, сотворивший все сущее и определяющее его существование. Он — высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший и верховный судья. Аллаху покорны все явления природы, люди, ангелы и демоны. Догматика мусульманства довольно проста. В основе все­го лежит вера в Аллаха - единого Бога. Каждая сура Корана начинается словами «Во имя Аллаха милостивого, милосер­дного...».Аллах судит людей, он строг, милостив, но самое главное- всемогущ. Все происходит по воле Аллаха. Бог му­сульман един, христианскую Троицу они трактуют как уступ­ку многобожию.

В исламе есть учение об ангелах (Джибраил - Гавриил, Мисаил — Михаил и др.). У каждого человека - два анге­ла, сопровождающие его по жизни. Ангелы сторожат рай и ад. Наряду с ангелами существуют и демоны (джинны и их раз­новидность- шайтаны) -олицетворение зла. Ангелы, джинны и люди созданы Аллахом.

Мухаммед всегда решительно отвергал христианскую идею о том, что человек создан «по образу и подобию Бо­жьему». Эта мысль, с его точки зрения, была бы в высшей степени оскорбительна для Бога.

Существуют рай и ад. Рай изображается в виде прекрас­ного сада с реками из молока, вина и меда. Всем праведникам в раю достанутся очаровательные жены (гурии). Рай в исла­ме- это место, где можно получить все блага земной,жизни в неограниченном количестве.

В наше время в странах Ближнего Востока религиозные фанатики ислама нередко совершают террористические акты, причем, обычно идут при этом на верную смерть. После одного недавнего взрыва в Израиле оставшийся в живых террорист признался, что пошел на дикое и чудовищ­ное преступление потому, что руководители организации обещали ему, не­счастному, бедному и одинокому в жизни, после смерти за веру все воз­можные радости и блага, включая неограниченное число прекрасных жен.

Так как Бог находится выше всякой нравственности, в мире не существует понятий - добро и зло, хорошо и плохо. Хорошо то, что угодно Богу, предписано им.

На все - воля Аллаха. Ведь мы уже знаем, что человек не свободен в своих действиях. Единственное, что можно сказать твердо: в ад попадут те, кто не верил в единого Бога, пророка Мухам­меда и в учение о Страшном Суде. Так как Бог видит и знает все, любое притворство человека в вопросах веры, то его не­искренность тоже является непростительным грехом.

Основные культовые предписания ислама сформулированы в форме пяти «столпов веры» (аркан-ад-дин). Следование этим столпам является важнейшей обязанностью мусульманина.


Первое культовое предписание — произнесение вслух махады — основного положения символа веры — «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед — посланник его.

Второе культовое предписание — ежедневный пятикратный ритуал —
намаз (молитва).

Третье культовое предписание — соблюдение поста (перс. ура-за) в месяц рамазан. В течение этого месяца правоверный мусульманин не имеет права с рассвета до наступления темноты ни пить, ни есть, ни курить.

Четвертое культовое предписание — закят — обязательная уплата налога, взимание которого предписано в Коране, а размеры обложения разработаны в шариате.

Пятым культовым предписанием является хаджпаломничество в Мекку.

Важнейшей частью религиозно-культовой системы ислама является шариат.


Шариат (араб. шариа — надлежащий путь) — свод норм морали, права, культурных предписаний, регулирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина. Шариат базируется на Коране и Сунне — святом предании ислама. Сунна — сборник хадисов, то есть изречений и деяний Мухаммеда. Шариат формировался в течение двух веков. В начале его формирования все действия мусульман разделялись на два вида: запретное и одобренное. К моменту окончания формирования шариата действия были разделены на пять категорий: 1) действия, выполнение которых считалось строго обязательным; 2) желательные действия; 3) добровольные действия; 4) нежелательные; 5) строго запрещенные виды действий.

Рассмотрим основные направления в исламе. Ислам не представляет собой единой религиозной организации. Уже во второй половине VII века возникли три направления ислама: хариджиты, сунниты и шииты. Непосредственным импульсом этого разделения послужил спор о принципах наследования религиозной и светской власти.
Хариджиты выступали за равенство всех мусульман, независимо от происхождения и цвета кожи.. По учению хараджитов главой религиозной общины халифом может быть любой последователь ислама, избранный данной общиной. Община же имеет право сместить любого неугодного халифа. Уже в середине VIII века хараджиты потеряли свое влияние. В настоящее время существует одна хариджитская община — ибадиты (в Аммане и некоторых районах Африки). Большую часть современных последователей ислама составляют сунниты и шииты.

Суннизм является самым крупным направлением в исламе. Почти 90% мусульман являются сторонниками суннизма. Разделение ислама на суннизм и шиизм также произошло в конце VII в.Сунниты, опираясь на Коран и Сунну (Священное Предание), разработали концепцию исламской государственности, согласно которой государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину в силу особого договора (мубайи). Такой договор заключается между религиозной общиной (уммой), точнее ее признанными представителями, и претендентом на государственную власть — будущим халифом Условия, которым должен удовлетворять будущий халиф, сформировал средневековый богослов и правовед Аль-Наварди. Эти условия сводятся к следующему: халиф должен быть мудштахидом (т. е. иметь репутацию и звание богослова-законоведа высшего ранга), происходить из племени курейшитов, быть справедливым, мудрым, физически здоровым и заботиться о благе подданных. Это учение являлось оправданием исторической практики, когда Арабским халифатом правили Абу-Бекр, Омар, Осман и другие омейяды.

Последователи шиизма полагают, что государственная власть имеет божественную природу и должна переходить по наследству прямым наследникам — ближайшим родственникам пророка Мухаммеда. В VII в.н.э. таким прямым наследником являлся Али — двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда. Али создал свою группу (партию) шиитов (шаа — группа, партия), организовал заговор, в результате которого халиф Осман был убит, а четвертым халифом был провозглашен Али. Курейшитский род омейядов не смирился с поражением. В 661 г. Али был убит в мечети г. Куф. Халифом стал Муа-вия. Ему удалось откупиться от внука пророка Мухаммеда Хасана, и расправиться с его младшим братом Хусейном, поднявшим мятеж против халифа. Никто из воинов халифа не хотел брать на себя личную ответственность за убийство родственника пророка, и была выработана форма коллективного убийства — Хусейна буквально разорвали на части. Такая смерть послужила причиной того, что Хусейн был объявлен святым мучеником, и шииты ежегодно отмечают день его гибели — Шахсей -вахсей, который проходит в форме торжественных процессий, участники которых подвергают себя самобичеванию. Таким образом, шииты считают единственно законным наследником пророка Мухаммеда халифа Али и его прямых наследников — имамов. Так возникло шиитское учение об имамате — форме наследования духовной и светской власти в исламском обществе.
Последователи шиизма признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Двенадцатый имам — Мухаммед бек аль Хасан таинственно исчез и скрывается от людей. Они называют этого имама мунта-заром (ожидаемым) и с считают его мессией (махди). Шииты верят, что махди явится на Землю перед Страшным судом для установления равенства и справедливости. Как и во всех мессианских вероисповеданиях, в шиизме периодически распространяются слухи о том, что «скрытый имам» уже пришел, что он воплотился в конкретного человека. Распространение таких слухов в 60—80-х годах ХХ в. способствовало успеху иранской клерикальной революции, которую возглавил аятолла Хомейни, провозглашенный его последователями имамом.

Сунниты в качестве основы вероучения и культа принимают все основные положения вероучения, сформулированные в Коране и Сунне. Шииты, как и сунниты, признают абсолютный авторитет Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами которых являются четвертый халиф Али и его последователи. Вместе с тем, шииты имеют собственное «Священное писание» — ахбары, куда входят хадисы, связанные с творчеством Али и его приемников.

Принципиальных различий в культовой практике между суннитами и шиитами не существует. Эти различия лишь связаны с особенностями исторического пути развития шиизма и мест его преимущественного распространения. Основными шиитскими центрами являются Иран и Ирак, поэтому помимо Мекки и Медины местами поклонения шиитов являются Кум и Мешхед в Иране, Неджеф и Кербала в Ираке.


Руководят религиозной жизнью общин, как в суннизме, так и шиизме — муллы. Суннизм и шиизм в свою очередь не представляют собой целостной сплоченной организации и единого вероисповедания. В их рамках существуют различные направления и толки. Особенно большое количество направлений существует в шиизме.
В России большинство мусульман принадлежит к суннизму. Шиизм имеет своих приверженцев в основном в республиках Северного Кавказа.
Ислам за довольно короткий исторический период сумел превратиться в мировую религию. Из небольшой группы семитских племен выросла огромная этноконфессиональная культурная общность, так называемый «мусульманский мир», с мощной политической структурой и высоко развитой цивилизацией.

По моему мнению, ислам – самобытная и уникальная культурно-религиозная система, которая имеет право наряду с христианством именоваться «мировой». Недаром ведь ее избирают для себя миллионы людей, недаром она как фактор играет все большую роль в мировой экономике и политике. Как видно, вероучение му­сульман имеет много общего с христианством, но и сильно отличается от него. Это можно объяснить едиными (хотя и далекими) корнями двух мировых религий. Некоторые хрис­тианские богословы и религиоведы рассматривают ислам как искаженный и огрубленный вариант христианства, приспособ­ленный к более примитивному общественному укладу. Мнение исламских богословов, естественно, абсолютно противополож­но: с их точки зрения христианство есть «недозревший ислам».

Рассмотрев основные направления, существующие в исламе, становится понятно, что все они имеют множество сходных черт, точек соприкосновения. Однако в процессе трансформации ислама вновь образующиеся течения и направления выдвигают свои собственные постулаты, по-своему трактуют учение Мухаммеда, содержание Корана таким образом создавая свою собственную идеологию.

Появление новых ответвлений в исламе в настоящее время связано, прежде всего, с политическими мотива­ми и борьбой за власть в мусульманской общине, что часто сопровождается не только идеологической борьбой, но и открытыми военными столкновениями.




«Ислам: вероучение и основные направления»

Целью моей работы является знакомство с чужой для меня религий. Найти что-то общее межу исламом и другими основными религиями

99.87kb.

11 10 2014
1 стр.


«культурология» для очной формы обучения направления «Менеджмент»

Современная социокультурная ситуация и основные направления современной культурологии

39.95kb.

10 09 2014
1 стр.


Измир Шартын бекiту туралы Қазақстан Республикасының Заңы 1998 жылғы 29 маусым n 241

Афганистан Ислам Мемлекетiнiң, Әзiрбайжан Республикасының, Иран Ислам Республикасының, Қазақстан Республикасының, Қырғыз Республикасының, Пакистан Ислам Республикасының, Тәжiкстан

116.57kb.

18 12 2014
1 стр.


Анализа. Тема основные направления экономической теории в конце 70 начале 90-х год

Тема основные направления экономической теории в конце 70 начале 90-х годов

189.41kb.

14 12 2014
1 стр.


Основные положения

Стратегия определяют основные принципы и направления, обеспечивающие эффективное динамичное развитие Корпорации с целью приобретения статуса одного из крупнейших мировых центров са

255.34kb.

13 09 2014
1 стр.


«иран: прошлое и настоящее размышления после поездки»

Ислам как государственная религия в Иране. Исторический аспект. Историко-культурные основания для выбора шиитского направления Ислама для Ирана

8.92kb.

15 12 2014
1 стр.


Формирование образа будущего

Выделяются основные характеристики образа будущего, его функции и роль в структуре деятельности. Раскрываются основные методы формирования навыка формирования образа будущего. Наме

63.9kb.

13 09 2014
1 стр.


Тематика курсовых работ по общей части уголовного права уголовно-правовая политика: понятие, содержание и основные направления на современном этапе в России

Уголовно-правовая политика: понятие, содержание и основные направления на современном этапе в России

37.2kb.

18 12 2014
1 стр.