Перейти на главную страницу
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Ю. ВИТТЕ | ||
| ||
|
| |
|
Дисциплина «Культурология» |
|
|
Эссе на тему: «Ислам: вероучение и основные направления» |
|
|
|
|
Москва 2012г
Ислам — вторая по числу последователей мировая религия. Ислам исповедуют около 860 млн. человек более чем в 120 странах мира. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией (Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Пакистан и др.) Подавляющее большинство мусульман проживает в странах Западной, Южной, Юго-восточной Азии и Северной Африки. В нашей стране последователи ислама составляют вторую по численности этно-конфессиональную группу и проживают преимущественно на территории Башкортостана, Татарстана, республик Северного Кавказа. Крупные мусульманские общины есть в г. Москве, Санкт—Петербурге и других регионах Российской Федерации.
Считаю актуальной выбранную мной тему - «Ислам: вероучения и основные направления», так как во все времена происходили разногласия и недопонимания между религиями, которые нередко приводили к войнам. Целью моей работы является знакомство с чужой для меня религий. Найти что-то общее межу исламом и другими основными религиями.
Рассмотрим историю возникновения ислама. Ислам относительно молодая мировая религия. Он возник в начале VII века н. э. на Аравийском полуострове.
Основные положения вероучения ислама изложены в главной «Священной книге» — Коран (араб. куран — чтение). По мусульманскому преданию, содержание Корана было поведано Мухаммеду самим Аллахом. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (стихов) (по разным вариантам счета). Коран содержит вероучительные установки, культовые предписания, предписания, регулирующие семейные, имущественные, правовые и иные Общественные отношения. На самой ранней ступени развития откровения появляется идея единобожия, играющая в дальнейшем центральную роль во всем мусульманском вероучении: «…нет божества, кроме Него…», «…нет божества, кроме Меня!», - говорит Коран об Аллахе, и он сам о себе.
Аллах — это единственный бог, сотворивший все сущее и определяющее его существование. Он — высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший и верховный судья. Аллаху покорны все явления природы, люди, ангелы и демоны. Догматика мусульманства довольно проста. В основе всего лежит вера в Аллаха - единого Бога. Каждая сура Корана начинается словами «Во имя Аллаха милостивого, милосердного...».Аллах судит людей, он строг, милостив, но самое главное- всемогущ. Все происходит по воле Аллаха. Бог мусульман един, христианскую Троицу они трактуют как уступку многобожию.
В исламе есть учение об ангелах (Джибраил - Гавриил, Мисаил — Михаил и др.). У каждого человека - два ангела, сопровождающие его по жизни. Ангелы сторожат рай и ад. Наряду с ангелами существуют и демоны (джинны и их разновидность- шайтаны) -олицетворение зла. Ангелы, джинны и люди созданы Аллахом.
Мухаммед всегда решительно отвергал христианскую идею о том, что человек создан «по образу и подобию Божьему». Эта мысль, с его точки зрения, была бы в высшей степени оскорбительна для Бога.
Существуют рай и ад. Рай изображается в виде прекрасного сада с реками из молока, вина и меда. Всем праведникам в раю достанутся очаровательные жены (гурии). Рай в исламе- это место, где можно получить все блага земной,жизни в неограниченном количестве.
В наше время в странах Ближнего Востока религиозные фанатики ислама нередко совершают террористические акты, причем, обычно идут при этом на верную смерть. После одного недавнего взрыва в Израиле оставшийся в живых террорист признался, что пошел на дикое и чудовищное преступление потому, что руководители организации обещали ему, несчастному, бедному и одинокому в жизни, после смерти за веру все возможные радости и блага, включая неограниченное число прекрасных жен.
Так как Бог находится выше всякой нравственности, в мире не существует понятий - добро и зло, хорошо и плохо. Хорошо то, что угодно Богу, предписано им.
На все - воля Аллаха. Ведь мы уже знаем, что человек не свободен в своих действиях. Единственное, что можно сказать твердо: в ад попадут те, кто не верил в единого Бога, пророка Мухаммеда и в учение о Страшном Суде. Так как Бог видит и знает все, любое притворство человека в вопросах веры, то его неискренность тоже является непростительным грехом.
Основные культовые предписания ислама сформулированы в форме пяти «столпов веры» (аркан-ад-дин). Следование этим столпам является важнейшей обязанностью мусульманина.
Важнейшей частью религиозно-культовой системы ислама является шариат.
Суннизм является самым крупным направлением в исламе. Почти 90% мусульман являются сторонниками суннизма. Разделение ислама на суннизм и шиизм также произошло в конце VII в.Сунниты, опираясь на Коран и Сунну (Священное Предание), разработали концепцию исламской государственности, согласно которой государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину в силу особого договора (мубайи). Такой договор заключается между религиозной общиной (уммой), точнее ее признанными представителями, и претендентом на государственную власть — будущим халифом Условия, которым должен удовлетворять будущий халиф, сформировал средневековый богослов и правовед Аль-Наварди. Эти условия сводятся к следующему: халиф должен быть мудштахидом (т. е. иметь репутацию и звание богослова-законоведа высшего ранга), происходить из племени курейшитов, быть справедливым, мудрым, физически здоровым и заботиться о благе подданных. Это учение являлось оправданием исторической практики, когда Арабским халифатом правили Абу-Бекр, Омар, Осман и другие омейяды.
Последователи шиизма полагают, что государственная власть имеет божественную природу и должна переходить по наследству прямым наследникам — ближайшим родственникам пророка Мухаммеда. В VII в.н.э. таким прямым наследником являлся Али — двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда. Али создал свою группу (партию) шиитов (шаа — группа, партия), организовал заговор, в результате которого халиф Осман был убит, а четвертым халифом был провозглашен Али. Курейшитский род омейядов не смирился с поражением. В 661 г. Али был убит в мечети г. Куф. Халифом стал Муа-вия. Ему удалось откупиться от внука пророка Мухаммеда Хасана, и расправиться с его младшим братом Хусейном, поднявшим мятеж против халифа. Никто из воинов халифа не хотел брать на себя личную ответственность за убийство родственника пророка, и была выработана форма коллективного убийства — Хусейна буквально разорвали на части. Такая смерть послужила причиной того, что Хусейн был объявлен святым мучеником, и шииты ежегодно отмечают день его гибели — Шахсей -вахсей, который проходит в форме торжественных процессий, участники которых подвергают себя самобичеванию. Таким образом, шииты считают единственно законным наследником пророка Мухаммеда халифа Али и его прямых наследников — имамов. Так возникло шиитское учение об имамате — форме наследования духовной и светской власти в исламском обществе.
Последователи шиизма признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Двенадцатый имам — Мухаммед бек аль Хасан таинственно исчез и скрывается от людей. Они называют этого имама мунта-заром (ожидаемым) и с считают его мессией (махди). Шииты верят, что махди явится на Землю перед Страшным судом для установления равенства и справедливости. Как и во всех мессианских вероисповеданиях, в шиизме периодически распространяются слухи о том, что «скрытый имам» уже пришел, что он воплотился в конкретного человека. Распространение таких слухов в 60—80-х годах ХХ в. способствовало успеху иранской клерикальной революции, которую возглавил аятолла Хомейни, провозглашенный его последователями имамом.
Сунниты в качестве основы вероучения и культа принимают все основные положения вероучения, сформулированные в Коране и Сунне. Шииты, как и сунниты, признают абсолютный авторитет Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами которых являются четвертый халиф Али и его последователи. Вместе с тем, шииты имеют собственное «Священное писание» — ахбары, куда входят хадисы, связанные с творчеством Али и его приемников.
Принципиальных различий в культовой практике между суннитами и шиитами не существует. Эти различия лишь связаны с особенностями исторического пути развития шиизма и мест его преимущественного распространения. Основными шиитскими центрами являются Иран и Ирак, поэтому помимо Мекки и Медины местами поклонения шиитов являются Кум и Мешхед в Иране, Неджеф и Кербала в Ираке.
По моему мнению, ислам – самобытная и уникальная культурно-религиозная система, которая имеет право наряду с христианством именоваться «мировой». Недаром ведь ее избирают для себя миллионы людей, недаром она как фактор играет все большую роль в мировой экономике и политике. Как видно, вероучение мусульман имеет много общего с христианством, но и сильно отличается от него. Это можно объяснить едиными (хотя и далекими) корнями двух мировых религий. Некоторые христианские богословы и религиоведы рассматривают ислам как искаженный и огрубленный вариант христианства, приспособленный к более примитивному общественному укладу. Мнение исламских богословов, естественно, абсолютно противоположно: с их точки зрения христианство есть «недозревший ислам».
Рассмотрев основные направления, существующие в исламе, становится понятно, что все они имеют множество сходных черт, точек соприкосновения. Однако в процессе трансформации ислама вновь образующиеся течения и направления выдвигают свои собственные постулаты, по-своему трактуют учение Мухаммеда, содержание Корана таким образом создавая свою собственную идеологию.
Появление новых ответвлений в исламе в настоящее время связано, прежде всего, с политическими мотивами и борьбой за власть в мусульманской общине, что часто сопровождается не только идеологической борьбой, но и открытыми военными столкновениями.
Целью моей работы является знакомство с чужой для меня религий. Найти что-то общее межу исламом и другими основными религиями
11 10 2014
1 стр.
Современная социокультурная ситуация и основные направления современной культурологии
10 09 2014
1 стр.
Афганистан Ислам Мемлекетiнiң, Әзiрбайжан Республикасының, Иран Ислам Республикасының, Қазақстан Республикасының, Қырғыз Республикасының, Пакистан Ислам Республикасының, Тәжiкстан
18 12 2014
1 стр.
Тема основные направления экономической теории в конце 70 начале 90-х годов
14 12 2014
1 стр.
Стратегия определяют основные принципы и направления, обеспечивающие эффективное динамичное развитие Корпорации с целью приобретения статуса одного из крупнейших мировых центров са
13 09 2014
1 стр.
Ислам как государственная религия в Иране. Исторический аспект. Историко-культурные основания для выбора шиитского направления Ислама для Ирана
15 12 2014
1 стр.
Выделяются основные характеристики образа будущего, его функции и роль в структуре деятельности. Раскрываются основные методы формирования навыка формирования образа будущего. Наме
13 09 2014
1 стр.
Уголовно-правовая политика: понятие, содержание и основные направления на современном этапе в России
18 12 2014
1 стр.