Перейти на главную страницу
средняя общеобразовательная школа №4
г. Асино
«Районная научно-практическая конференция.»
«Всё-всё о загадках».
Авторы: Компанеец Анна, Кускова Нина 2 «В» класса, Пудов Дмитрий 2 «Г» класса МОУ-СОШ №4.
Руководитель:Маликова Светлана Владимировна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории МОУ-СОШ №4.
Тотыкаева Елена Александровна
Учитель начальных классов
Вторая квалификационная категория
г. Асино – 2010 г.
Содержание.
1. Введение._______________________________________________________3
2.Что такое загадка?________________________________________________4
3.Когда и в связи с чем появились загадки? ( история)___________________5
4. Какие виды загадок существует?___________________________________6
5.Кто сочинял загадки в старину, а кто сейчас?________________________ 11
6. Результаты исследования.___________________________________________________12
7. Заключение.__________________________________________________ 14
8. Список литературы.___________________________________________ 15
9. Приложение __________________________________________________16
1. Анализ литературы по проблеме исследования, СМИ.
2. Анкетирование.
3. Обработка и анализ данных.
Загадки любят все: и взрослые и дети. А что такое загадка? Это особый и интересный мир. Именно мир, так как загадки заключают в себе знания и сведения о народе, а также об окружающем мире. Само слово "загадка" образовано от слова "гадать", которое означало "думать", "размышлять".
Загадки - один из древнейших жанров устной народной поэзии. Многие ученые считают, что загадки возникли как явление иносказательной тайной речи. Ею пользовались наши далекие предки Давным-давно, еще тогда, когда люди боялись природы, древнему охотнику, земледельцу, скотоводу казалось, что всюду есть добрые и злые существа.
В лесу – леший, в реке – Водяной и русалки, в избе – Домовой. Думали, что дерево, рыба, птица – все понимают человеческий язык. И для того, чтобы обмануть зверя и понимать друг друга придумали особый язык – “загадочную речь”.
Первобытный человек, прибегавший к особой иносказательной форме речи, был убежден, что скрывает приготовления к охоте, не называя своих орудий, зверей, намерений. Прибегая к иносказанию, он не дает возможности зверям узнать об опасности и тем самым обеспечивает себе удачный промысел.
Например, медведя называли коровой, а на их языке – “шикуша”, коня – домохвостый”. Вот из этой загадочной речи и родились загадки.
Древний человек наделил природу умением чувствовать и влиять на судьбу человека, и поэтому верил, что при помощи загадочной речи можно обмануть животных или растения, отвести от себя беду. С этими "подставными" словами связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путём указания на какие-либо признаки, например: "Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта" ("Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей").Также, по мнению ученых, в древности загадки являлись средством обучения молодежи "тайным" словам. Много столетий назад люди использовали загадки и просто для общения, если не хотели, чтобы окружающие знали, о чем идет речь. В более поздние времена загадки использовались для испытания мудрости и остроумия, смекалки и находчивости. Загадки часто использовались в древнерусских сказках и считались неким испытанием, прохождение которого приводило к исполнению желаний.
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.
По убеждению первобытного охотника, скотовода, пахаря в поле. в лесу, на воде, в жилище - везде и всюду человек постоянно сталкивается с враждебной сознательной силой, насылающей неудачу. пожар, болезнь. Эту силу необходимо перехитрить, а для этого необходима тайная. условная речь. Без знания этой условной речи юноша не мог стать равноправным членом своего родного коллектива. Наряду с прочими. для юношей устраивались испытания в его мудрости.
Позже крестьянские обычаи предписывали загадывать загадки в определенное время и при определенных обстоятельствах. В народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда.
В сказках царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать ее загадки. Запрещалось загадывать загадки не вовремя- летом и днем. Это вызывало напасти. У древних греков и германцев, как говорят предания, загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Согласно легендам и преданиям, не отгадавший загадки расплачивался жизнью.
Загадывание загадок русалками и тому подобными сверхъестественными существами воспроизводит в мифологических образах познание и борьбу человека с силами природы. Человек стремился разгадать тайный язык природы, чтобы овладеть ею.
В ходе исследования мы выяснили, что загадки бывают разные: прямые, математические и логические, прикольные и с подвохом, загадки-ребусы и исторические. Они учат нас быть внимательными и активными, развивают наше воображение и любознательность, тренируют память и просто веселят.
Значение загадок в жизни наших предков было велико. Главное, что загадка была средством к существованию, загадка помогала добывать пищу; из сказок мы узнали, что умение героев отгадывать загадки, делало их в конце сказки знатными, богатыми людьми. Загадки объясняли предкам многие явления в природе, такие как гром, молния, гроза.
А для чего нужно уметь отгадывать загадки в наше время?
Виды загадок с примерами
Конечно, загадка может быть более сложной, например:
Не обязательно в загадке загадан только один предмет. Может быть и четыре совершенно разных:
Народные загадки очень красивы и образны:
Обратите внимание на точность формулировок: не другой фрукт или овощ, потому что «покатилось» - значит, небольшое и легко катящееся, твердое (мягкое если покатится – скорее всего размажется). Не вишня, потому что «из куста». Да еще и акцент: не «во рту», а «в зубах», так как орехи нужно грызть. Поначалу кажется, что под эту формулировку подходит очень многое, но на самом деле – только орехи. Наглядный пример того, как народное творчество оттачивается годами, и в результате – емкий и самодостаточный текст.
Пример детской загадки-обманки:
Примеры обманок:
Типичная математическая загадка «Поезда»:
Простая математическая задача на счет:
Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.
“Стоит гараж. Он абсолютно пустой. Только в середине потолка свисает крюк. На крюке повесился человек. Больше ничего в гараже нет. Как он смог повесится?”
Постепенно, выясняя ситуацию, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.
6. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.
Простейшая логическая загадка:
Примеры логических загадок:
Б) Какой учебный предмет – география, физика, математика, история – должен быть внесен в расписание при выполнении следующих условий:
В) Алеша, Боря, Гриша нашли в земле сосуд. Алеша предположил, что это греческий сосуд 5 века, Боря, что сосуд финский 3 века, Гриша – не греческий 4 века. Каждый мальчик прав только в одном случае. Каков же сосуд?
Г) Один из троих студентов участвовал в соревнованиях.
Логическая загадка для дошкольников (которую взрослые отгадывают далеко не всегда):
обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.
Пример:
Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?
Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!
Что такое – сидит на дереве, черное и каркает? На букву Ш.
Ответ: (Ворона. Почему на Ш? Потому что шлангом прикинулась).
Висит на стенке, зеленое, длинное, и стреляет
Ответ: (Полотенце. Почему стреляет? Чтобы труднее отгадать было)..
8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.
Пример: Посчитайте, сколько черных и белых точек на этой картине!
9. Шарады, анаграммы, ребусы
Существует множество видов загадок, использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова. Основные виды таких загадок: шарада, анаграмма, ребус.
знают все и воспринимают ее как народную. А ведь ее сочинил известный детский писатель С.Я.Маршак. И хотя большинство из них возникло давно, многие воспринимаются как современные. А многие современные авторские загадки воспринимаются нами как народные.
«нет»- 10%
Вывод: большинство детей любят загадывать загадки.
Вывод: все дети знают загадки.
Вывод: все дети загадали по одной- две загадки.
Простые люди – 50%
Вывод: половина детей уверены, что загадки придумывает народ, а другая половина считает, что загадки сочиняют писатели.
Это зарядка для ума – 46%
Веселое времяпровождение – 31%
Вывод: почти половина детей считают, что загадка это зарядка для ума, 31% - считают, что это веселое время провождения и лишь 23% считают, что это развитие сообразительности.
Проанализировав работу, мы можем сделать следующие выводы:
Каждая новая эпоха не только рождает новые загадки, но и теряет их. Кто же сейчас придумывает загадки? Изучая детские журналы и странички в интернете, мы пришли к выводу, что их сочиняют как писатели, так и простые люди, то есть народ. Популярность загадок объясняется тем, что они позволяют нам испытать себя, а также просто развлекают нас.
На основе собранного материала изготовили книжки-малышки «загадки» для учащихся младших школьного возраста ( см приложение №1)
Литература:
1.. Митрофанова В. В Русские народные загадки. Ленинград. Наука. 1978, с.14.
2.Детская литература/ Сборник статей. Москва. 1986, с.19.
3. Митрофанова В. В. там же, с.16.
4. Садовников Д. А. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач. Москва. Терра. 1996, с.15.
5. Митрофанова В. В. там же, с.15.
6. Митрофанова В. В. там же, с.10.
Компанеец Анна, Кускова Нина 2 «В» класса, Пудов Дмитрий 2 «Г» класса моу-сош №4
12 10 2014
1 стр.
Цель урока: Создание условий для выявления обучающимися основных признаков загадок
08 10 2014
1 стр.
Одним из старейших инсектицидов растительного происхождения является пиретрум, «персидский порошок», который по быстроте действия на насекомых и безвредности для человека является
16 12 2014
1 стр.
Наиболее крупная группа средств биологического происхождения антибиотики, как правило, это продукты жизнедеятельности грибков различных видов
25 09 2014
1 стр.
Такими примерами могут послужить результаты акклиматизации в наших лесах ондатры – грызуна американского происхождения – а также нескольких видов американских же растений, например
08 10 2014
1 стр.
Проект объединяет организации и целевые группы эстонского и российского происхождения, которые занимаются историей узкоколейных железных дорог
14 10 2014
1 стр.
Озокеритолечение (греч ozo -пахнуть и keros -воск) один из видов теплолечения, при котором в качестве теплового агента используют специально обработанный природный минерал нефтяног
14 09 2014
1 стр.
Специальность: 05. 18. 15 – Товароведение пищевых продуктов и технология продуктов общественного питания
14 12 2014
4 стр.