Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 43»

Исследовательская работа


Симметрия орнамента вышивки мордовского национального костюма

Выполнила:


ученица 6 класса

МОУ «Лицей № 43»

Сыресина Александра

Научный руководитель:


учитель математики
МОУ «Лицей № 43»

Лобанова Ольга Евгеньевна

Саранск, 2007


Содержание
Введение

1. Понятие симметрии

2. Симметрия, как основной принцип построения орнамента вышивки мордовского костюма

3. Вышивка эрзянского и мокшанского женского костюма

3.1. Вышивка нательной рубахи и распашной одежды

3.2. Вышивка головного убора

Заключение

Приложения

Литература

Введение
"Симметрия, как бы широко или узко мы не понимали это слово, есть идея, с помощью которой человек пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство".

Герман Вейль

На протяжении многих столетий оттачивалось народное художественное мастерство мордовского народа. История мордвы нашла свое отражение в декоративно-прикладном искусстве, древние традиции которого получили свое яркое воплощение в шитье бисером, художественной обработке дерева, в узорном ткачестве и аппликации. Но наиболее яркой и выразительной была вышивка. Ее самобытность и высокие художественные достоинства привлекли наше внимание. А сложность орнаментальных форм дает нам возможность показать красоту математики, ее органичность в окружающем нас мире. В данной работе нами рассмотрены состав орнаментального мотива композиция и типовой состав вышивки мордовского костюма с точки зрения математики, применяя свойства загадочной симметрии.

Симметрия с древних времен привлекает к себе внимание людей. В наблюдаемой симметрии природных форм находили подтверждение разумного устройства мироздания, в ней искали суть красоты, свидетельство гармонии. Симметрия принадлежит и миру человека в его творениях, в его мышлении и миру природы в ее образах, она прокладывает мост между человеком и природой.

Для исследования нами был выбран орнамент вышивки двух групп предметов женского мордовского костюма, как наиболее устойчивых и традиционных по покрою и расположению вышивок. В первую группу входят нательная рубаха и распашная одежда, во вторую группу – головные уборы.
1. Понятие симметрии.

Фундаментальным понятием науки, которое наряду с понятием "гармонии" имеет отношение практически ко всем структурам природы, науки и искусства, является "симметрия".

Выдающийся математик Герман Вейль высоко оценил роль симметрии в современной науке: "Симметрия, как бы широко или узко мы не понимали это слово, есть идея, с помощью которой человек пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство".

Что же такое симметрия? Когда мы смотрим в зеркало, мы наблюдаем в нем свое отражение - это пример зеркальной симметрии.

В наиболее общем виде под симметрией в математике понимается такое преобразование пространства (плоскости), при котором каждая точка M переходит в другую точку M1 относительно некоторой плоскости (или прямой), когда отрезок MM1 является перпендикулярным плоскости (или прямой) и делится ею пополам. Плоскость (прямая) называется при этом плоскостью (или осью) симметрии.

К фундаментальным понятиям симметрии относятся плоскость симметрии, ось симметрии, центр симметрии.

Плоскостью симметрии P называется такая плоскость, которая делит фигуру на две зеркально равные части, расположенные друг относительно друга так, как предмет и его зеркальное отражение. Например, изображенный на рисунке слева равнобедренный треугольник ABC высотой BD разделяется на две зеркально равные половины ABD и BCD, а справа изображен также прямоугольный параллелепипед (кирпичик, спичечный коробок), который имеет три взаимно перпендикулярные плоскости симметрии.


Осью симметрии называется такая прямая линия, вокруг которой симметричная фигура может быть повернута несколько раз таким образом, что каждый раз фигура "самосовмещается" сама с собой в пространстве.

Например, равносторонний треугольник имеет три оси симметрии L, то есть существуют три способа поворота треугольника вокруг оси, при котором происходит его "самосовмещение".
L

С


L

Наконец, центром симметрии C называется такая особая точка внутри фигуры, характеризующаяся тем, что любая проведенная через точку прямая по обе стороны от нее и на равных расстояниях встречает одинаковые (соответственные) точки фигуры. "Идеальным" примером такой фигуры является шар, центр которого и является его центром симметрии.

Симметрия широко встречается в объектах живой и неживой природы. На явление симметрии в живой природе обратили внимание еще пифагорейцы в связи с развитием ими учения о гармонии.

Принцип "симметрии" широко используется в искусстве. Бордюры, используемые в архитектурных и скульптурных произведениях, орнаменты, используемы в прикладном искусстве, - все это примеры использования симметрии.



2. Симметрия, как основной принцип построения орнамента.
Расположение орнаментов на одежде и головных уборах мордовского костюма не является произвольным, а выстраиваются в зависимости от формы и размеров орнаментируемой площади с применением симметрии: осевой (симметрия относительно прямой), центральной (симметрия относительно точки) и зеркальной (симметрия относительно плоскости) симметрий. Для орнамента мордовской вышивки характерны такие виды симметрии, как бордюр, розетка и сетка.

Весьма распространенным видом симметрии в мордовском орнаменте является бордюр. Бордюр – это линейный орнамент, полученный параллельным переносом некоторой фигуры. Линейный орнамент обычно применяется там, где нужно ограничить какую-то поверхность или разбить ее на части. На практике бордюр может строиться не только по прямой, но и вдоль ломаной или изогнутой линии. В любом случае параллельный перенос совершается, следуя изгибам и переломам оси. Бордюр, кроме симметрии параллельного переноса, может обладать и другими элементами симметрии. Они возникают в тех случаях, когда тот или иной вид симметрии присущ каждому отдельно взятому элементарному мотиву орнамента.

Существует семь видов бордюров, которые различаются направлением переноса по осям и плоскостям симметрии.

Сравнивая орнаменты вышивок на мордовских костюмах с характеристиками бордюров, можно отметить, что чаще всего используются орнаментальные полосы, полученные переносом симметричной фигуры вдоль прямой линии в одном и том же направлении при одинаковом расстоянии между двумя соседними (прил.1 рис 1, 2).

Применяется в вышивке практически во всех частях одежды и головных уборов, подчеркивая их контуры, выделяя (или маскируя) швы, усиливая значения горизонтальных или вертикальных плоскостей. Бордюры из простейших геометрических фигур (наклонные отрезки прямых, зигзаги, ромбы, косые кресты и др.) со сплошь вышитым фоном и заключенные между двумя горизонтальными (или вертикальными) параллельными прямыми применялись для вышивки головных уборов, наплечных вышивок, шва спереди на эрзянских и мокшанских панарах (обрядовая одежда). Состав орнаментальных мотивов представляет собой геометрические фигуры: ромбы, квадраты, косые и прямые кресты, а так же роговидные и вилообразные элементы и др. (прил.1 рис.3, 4).

Розетка, как вид симметрии, нашла широкое применение в орнаменте мордовской вышивки. При изучении нами выделено четыре типа розеток, используемых в вышивке, которые отличаются применением количества осей и плоскостей симметрии, применяемых к элементарной фигуре. Так при построении розеток могут использоваться только плоскость симметрии или только ось симметрии, или ось и плоскость симметрии, или и множество плоскостей симметрии.

Сравнивая образцы розеток мордовской вышивки с типологией розеток, отметим, что при построении используются ось и плоскость симметрии (прил.1 рис.6).

Розетка является композиционным центром наплечных вышивок женского костюма, в ряде головных уборов. А так же часто используется в вышивке свадебных покрывал мордвы – мокши. В виде полурозеток этот вид симметрии встречается в вышивке практически во всех панарах мордвы – мокши, покаев (свадебная рубаха) мордвы – эрзи. Большинство розеток построено на основе ромба с продленными и загнутыми сторонами, ромба с тремя и более отростками на каждой стороне решетчатого ромба (прил.1 рис. 7).

Большая сложность розеток достигалась расположением в центре основного ромба, какого–либо мотива, повторением его на углах ромба и заполнением пространства между ними другими элементами в виде бордюров или несложных композиций в общую рамку, часто ступенчатую на мокшанских панарах. Розетка чаще всего встречается в бордюрах, которые встречаются на подолах у мокш (прил.1 рис. 8).

В искусстве орнамента нередко используется заполнение плоскости одинаковыми прямолинейными фигурами. В математике такое замощение называется паркетом (в дизайне - сетчатые орнаменты). Сетчатый орнамент, как вид центральной и осевой симметрии, широко распространен в вышивке. Он заполняет всю поверхность и располагается по невидимой сетке с самыми различными формами ячеек: ромба, квадрата, треугольника.

Различают пять систем точек (узлов орнаментальной сетки), которые лежат в основе построения большинства сетчатых орнаментов: квадратную; правильную треугольную, основу которой составляет равносторонний треугольник; прямоугольную, состоящую из прямоугольников с любым соотношением сторон; ромбическую, состоящую из ромбов с любым соотношением диагоналей; параллелограмматические, состоящие из параллелограммов произвольного вида, причем наклон ячейки может быть как левым, так и правым.

Рассматривая данную типологию, стоит отметить, что в мордовской вышивке наиболее распространен ромбический вид сетки и реже – квадратный, орнаментальные мотивы которых располагаются в каждой ячейке на равном расстоянии друг от друга по горизонтали и вертикали. В сетках данных типов применяются и контуры вокруг фигур, но от этого расстояния между фигурами не меняются (прил.1 рис. 9, 10).

Сетчатый орнамент является преобладающим в вышивке головных уборов и применяется в основном для вышивки лобной части, а у некоторых типов головных – в вышивке тыльной стороны и лопасти.
3. Вышивка эрзянского и мокшанского женского костюма.
3.1. Вышивка нательной рубахи и распашной одежды.
Вышивка наплечной одежде всех групп мордвы располагалась вокруг шейного выреза, по плечам, рукавам, подолу и продольным швам основных полотнищ. Количество вышивки, её колорит и состав орнаментальных мотивов зависели от назначения рубахи. Наиболее богатой по количеству вышивки всегда была праздничная обрядовая одежда. Имелись некоторые отличия в расположении и количестве вышивки и у локальных групп мордвы.

Основную декоративную нагрузку на рубахах мордвы – мокши выполняли вышивки наплечные и по подолу. Наплечная вышивка с каждой стороны начиналась у шейного выреза и заканчивалась на границе плеча и рукава розетками: одной или чётным числом небольших розеток, располагавшихся симметрично относительно наплечной вышивки (прил.2 рис.4). Вышивка на подоле спереди, имитирующая разрез, представляет собой бордюр, состоящий из геометрических фигур (восьми – шести конечная розетка, треугольники, квадраты, ромбы и т. п.) (прил.1 рис. 5)

На эрзянских рубахах вышивка располагалась широкой полосой спереди с обеих сторон центрального шва и объединяла в единое целое вышивку по подолу, развитую нагрудную и наплечную. Вышивка на обрядовой одежде (покай) занимала большую площадь, нежели на будничной, иногда закрывала весь холст. Но расположение вышивок на обрядовой и будничной одежде было одинаковым. Основу наплечной вышивки составляла розетка - ромб, обращенная одной из вершин к шейному вырезу (прил.2 рис.4).

Как одну из особенностей орнамента вышивки мордвы следует отметить однотипность состава узоров (орнаментальные полосы, полученные переносом симметричной фигуры вдоль прямой линии в одном и том же направлении или розетки построенные на основе геометрических фигур). Основным элементом орнамента вышивки этого типа является ромб, ромб с диагоналями, ромб с продлёнными, продленными и загнутыми сторонами и другие его варианты.

Нарукавные вышивки представляют собой заполненный горизонтальными рядами бордюров прямоугольный кусок холста, охватывающий рукав почти по всей окружности от кисти до локтя. (прил.1 рис. 1,2)

Отмечая особенности разобранных видов вышивки, следует указать, что орнамент её строго прямолинейный, геометрический.


3.2. Вышивка головного убора.
Все исследователи мордвы отмечали значительное количество видов женских головных уборов. Они отличаются конструкцией, расположением декоративных отделочных материалов и вышивкой. При наличии большого количества различных видов головных уборов по ряду признаков все же удается проследить общие моменты в расположения вышивок.

На эрзянских головных уборах прямоугольник в вышивки занимал всю лобную часть (прил.2 рис.5). Почти на всех эрзянских головных уборах имеется узкая полоса горизонтального бордюра, которая делит всю налобную вышивку на две части. Орнамент на этих головных уборах располагается по косой сетке, очень редко – по прямой. Преобладающий орнаментальный мотив в косой сетки – ромб без каких-либо отклонений от его основных контуров, а в прямой – квадрат (прил.2 рис.1,2).

Очень своеобразными являются вышивки на головных уборах мордвы–мокши. Это или одна большая фигура ромба в центре, или четыре ромба по углам, или деление всей плоскости по вертикали на две половины и т. д. (прил.2 рис.3).

Есть одна особенность в композиции всей вышивки у этих головных уборов, возможно, стоит сказать скорее об особенностях оформления всей лобной части убора. На верхней стороне прямоугольника вышивки есть три узких прямоугольника, расположенных вертикально: один – в центре, два – по бокам. Центральный прямоугольник чаще всего не вышит, но бордюр по его периметру часто в два – четыре раза шире самого прямоугольника. Крайние прямоугольники – полоски почти всегда вышиты, внешнее обрамление совпадает с обрамлением по бокам общего прямоугольника вышивки (прил.2 рис.5).

Традицию вышивки эрзян вплоть до нашего столетия выделяет немногоцветная гамма. Орнамент наплечной вышивки и подола состоит из фигур, редко используемых в мокшанской вышивке, например, восьмиконечных розеток и производных от неё. Несмотря на то, что мокшанская вышивка мелкая и не закрывает значительные участки холста из–за особого построения орнамента, она воспринимается ковровой. Дополнением к цветным фрагментам плотной вышивок были вышивки однотонные на белой глади холста, вычерченные тонким пером с точным математическим расчетом. В небольших фрагментах: полуразетках и треугольниках на подоле рубахи, продольных полосах, вышитых по её стану, - заключалась композиционно сложный орнамент.
Заключение

В данной работе рассмотрена симметрия орнаментов вышивки мордовского национального женского костюма. В результате проведенного исследования мы видим, что:



  1. Сложность орнаментальных форм подчинена законам симметрии.

  2. Расположение орнаментов на одежде и головных уборах мордовского костюма выстраиваются с применением симметрии: осевой, центральной и зеркальной.

  3. Для орнамента мордовской вышивки характерны такие виды симметрии, как бордюр, розетка и сетка.

  4. В составе мотива вышивки чаще всего используются орнаментальные полосы, полученные переносом симметричной фигуры вдоль прямой линии в одном и том же направлении, а так же розетка, которая является композиционным центром наплечных вышивок. Сетчатый орнамент является преобладающим в вышивке головных уборов.

На данном этапе задача является полностью решенной. Более детальное исследование данного вопроса с точным определением типов симметрии стоит продолжить в следующем году, с началом изучения основ симметрии на уроках геометрии.



Постановка новых задач:

  1. Рассмотреть 17 типов построения плоских орнаментов с точки зрения геометрических преобразований (поворотная и переносная симметрии, симметрия со скользящей осью).

  2. Изучить орнаментальные мотивы украшений мордовского костюма.



Литература


  1. Вейль Г. Симметрия. Изд.2-е, стереотипное - М.: Едиториал УРСС,2003.-192с.

  2. Волошинов А.В. Математика и искусство-2-е изд., дораб. и доп.-М.: Просвещение,200-399с.: ил.

  3. Тарасов Л.В. Симметрия в окружающем мире/ Л.В.Тарасов.- М.:ООО Издательство “Мир и Образование”,2005.-256с.: ил.

  4. Мартьянов В.Н. Мордовская народная вышивка. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1991 – 120 с.

  5. Юшкин Ю.Ф. Мордовия Народное искусство. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1985.


Приложение 1



Рис. 1 Орнаментальные мотивы вышивок на

рукавах верхней женской одежды.


Рис. 2 Орнаментальные мотивы вышивок на

рукавах верхней женской одежды



Рис. 3 Орнаментальные мотивы вышивок по

подолу женской рубахи




Рис. 4 Орнаментальные мотивы вышивок

по подолу женской рубахи



Рис. 5 Композиция вышивки на подоле рубахи мордвы - мокши


Рис. 6 Композиция и орнаментальные мотивы вышивок на плечах женских рубах

мордвы - эрзи

.

Рис. 7 Схемы образования различных композиций и орнаментальных

мотивов из ромбов с продлёнными сторонами


Рис. 8. Композиция наплечной вышивки обрядовой

одежды мордвы – эрзи




Рис. 9 Варианты простейших сетчатых орнаментов



Рис. 10 Схемы построения сетчатых орнаментов

в вышивках головного убора
Приложение 2


Рис. 1. Женский головной убор



Рис. 2 Женский головной убор.



Рис. 3 Женский головной убор.


Рис. 4 Фрагмент вышивки плеча женской рубахи мордвы-эрьзи.



Рис. 5 Фрагмент вышивки налобника женского головного убора мордвы-эрьзи.



Исследовательская работа Симметрия орнамента вышивки мордовского национального костюма ученица 6 класса моу

Симметрия, как бы широко или узко мы не понимали это слово, есть идея, с помощью которой человек пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство

163.54kb.

10 10 2014
1 стр.


«Особенности Тульского национального костюма»

Образовательная ознакомить учащихся с историей возникновения русской вышивки, с особенностями Тульского национального костюма, особенностью Тульской национальной вышивки

54.47kb.

12 09 2014
1 стр.


Исследовательская работа по литературе Пушкин и Оренбургский край ученица 8 класса Джумагазина Д
258.11kb.

15 09 2014
1 стр.


Русский народный костюм

Образовательная: обобщить знания учащихся по символике цвета и орнамента русского народного костюма; дать учащимся представление о составных частях народного костюма

53.83kb.

02 10 2014
1 стр.


Исследовательская работа. Аллюзия и реминисценция в романе В. Пелевина «Омон Ра». ученица 9 класса Туманина Дарья

«Литературная стратегия» В. Пелевина, постмодернизм в его произведениях глазами критиков

379.65kb.

06 10 2014
1 стр.


Исследовательская работа по теме «Этнические немцы села Сарапулка» Брижан Маргарита Александровна, ученица 8 класса

Актуальность темы: интерес к жизни и культуре этнических групп населения, политические, экономические, социальные

129.62kb.

09 10 2014
1 стр.


Способы создания казахского национального орнамента

Наглядные пособия и материалы: Образец рукотворного орнамента "мүйіз" размером 60x40 см, ножницы, бумага, ручка, карандаш, ластик (резинка) и др

19.31kb.

04 09 2014
1 стр.


Исследовательская работа тема: Проблемы биоразнообразия реки Тихая Сосна ученица 9 класса Михайлова Ирина

Целью моего исследования является: изучение влияния различных загрязняющих веществ на биоразнообразие реки Тихая Сосна рис

142.03kb.

14 12 2014
1 стр.