Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


МОУ « Успенская основная общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ТЕМА: Проблемы биоразнообразия реки

Тихая Сосна.

Выполнил:

ученица 9 класса

Михайлова Ирина

Руководитель:

учитель биологии

Шабельникова

Ирина Васильевна


Успенка 2009
АННАТАЦИЯ
В настоящее время резко увеличилось антропогенное воздействие на гидросферу. Под загрязнением водоемов понимают сни­жение их биосферных функций и экологического значения в результате поступления в них вредных веществ. Установ­лено более 400 веществ, загрязняющих воды, главные из которых приведены в табл. 1 (приложение). Основными источниками загрязнения поверхностных вод являются:

  1. сброс в водоемы неочищенных сточных вод;

  2. смыв ядохимикатов ливневыми осадками;

  3. газодымовые выбросы;

  4. утечки нефти и нефтепродуктов.



Целью моего исследования является:

- изучение влияния различных загрязняющих веществ на биоразнообразие реки Тихая Сосна (рис.1. приложение)


Задачи исследования:

  1. Изучить, систематизировать и обобщить все доступные источники информации по изучаемому вопросу.

  2. На опыте проанализировать влияние различных загрязняющих веществ на биоразнообразие реки.

  3. Составить свои предложения по уменьшению загрязнения вод реки.


Предметом исследования является: биоразнообразие реки Тихая Сосна


ГЛАВА 1. Антропогенное воздействие на гидросферу на

территории Белгородской области.

В Белгородской области речным водам свойственна в ос­новном повышенная минерализация, что обусловлено как особенностями литологии водовмещающих пород, так и сбросом сточных вод. Преобладает минерализация 0,5—0,7 г/л. В области господствующими являются гидрокарбонатно-сульфатно-кальциевые.

Антропогенное воздействие проявляется в повышении содержания в воде таких веществ, как железо, фосфаты, нефтепродукты, нитриты, аммонийный азот, фенолы и ор­ганические вещества. Для характеристики содержания ве­ществ-загрязнителей в природных водах часто используют не абсолютные их концентрации, а показатели, показываю­щие степень превышения уровня ПДК. В це­лом по области речные воды относят к умеренно загрязненным, иначе их называют водами третьего класса. Хотя на границе с Курской областью р. Оскол характеризуется вторым классом воды (чистая). Некоторые показатели уров­ня загрязнения речных вод приведены в таб. 2. (приложение).

1.1. Проблемы загрязнения вод реки Тихая Сосна

Тихая Сосна - река, правый приток Дона (рис 1. приложение). Течет в Волоконовском, Красногвардейском и Алексеевском районах Белгородской области, в Острогожском районе Воронежской области.

Длина реки - 161 км, из них в пределах Белгородской области -86 км. На берегах реки расположены города Алексеевка и Острогожск. У реки два левых притока Тростенка и Усердец. Тростенка течет в Алексеевском и Острогожском районах, а Усердец в Новооскольском и Красногвардейском. Научное обоснование названия Тихая Сосна - отсутствует.

Речка Тихая Сосна берет свое начало в селе Покровка Волоконовского района. Старый исток реки находился с левой стороны от Покровки на меловом восходе по оврагу, идущему к селу Красная Нива. Теперь здесь новый пруд. По рассказам старожилов, это было «горло», из которого била подземная вода. В начале двадцатого века для помещика Шидловского И.И. крестьяне делали специальный отвод к бассейну, вырытому вблизи родника, где он проводил водный «моцион» вместе с барыней.

По легендам это «горло» было такое большое, что в нем вместе с телегой исчезла лошадь, оступившаяся при водопое.

Мужики окрестных сел пытались определить его глубину, к связанным вожакам (несколько десятков) прикрепляли гирю и отпускали в родник, но так и не почувствовали дна. Никаких вожжей не хватало. Это и понятно. Груз сносило по подземной реке.

К сожалению, этот грандиозный ключ, названный в народе «горлом», не дожил до наших дней. Исчез он или по причине оползня мелового склона или в результате бурильных проб, проводимых в начале семидесятых годов двадцатого века.

Теперь началом реки Тихая Сосна считается каскад родников, вытекающих из-под меловой кручи в изначалье турецкого яра, ведущего в сторону села Лазурное (Турково). «Белая криница» - так величают эти родники в народе.

В 60 -х годах двадцатого века на базе речки был создан пруд, возведена дамба, перегородившая русло, сделан водосток. Речка, пробежав метров 300, как бы прячется в пруд, а потом снова возникает, вытекая из него. Пересекая село Покровку вдоль улицы Заречной, речка по Широкому яру течет по селу Красное Городище, деля его пополам и, повернув вправо, убегает в сторону села Успенка, через нее уходя на территорию Красногвардейского района.

Еще в 50-60 годах прошлого века речку Тихая Сосна можно было полноправно считать полноводной рекой, способной на большие паводки, обрамленной по периметру русла богатой растительностью, лугами. В ее водах водилось неисчислимое число разнообразной рыбы, которая на нерест приходила сюда с верховья Дона, куда впадает река Тихая Сосна.

И по воспоминаниям людей, живших именно в эти времена речка буквально кишела рыбой, раками, была глубокой, росли в ней и кувшинки и лилии.

Мы родились и застали речку в ее не лучшие времена. Некогда полноводная, сейчас она напоминает более ручей, чем речку, в некоторых местах ее и курица может перейти. Почему она стала такой, на это есть много причин. О них надо сказать особенно, если мы хотим помочь реке.

Я проводил маленькое расследование по установлению этих причин.

Большой вред реке, ее обмелению, нанесла вспашка пойменных лугов, земли, находящиеся непосредственно около русла речки. В Покровке в 80 годы двадцатого века был вспахан луг под огороды (нет там теперь ни огородов, ни луга), в Широком яру в сторону села Красное Городище вспахан луг под многолетние травы вдоль русла реки. И эти мероприятия проводились прямо рядом с колыбелью реки, рядом с ее истоком, хотя еще в советские времена было принято постановление в защиту малых рек, запрещающее совершать такие противозаконные поступки. Вспашка и осушение пойменных лугов - одна из серьезнейших причин ее обмеления.

Следующая причина, по моему мнению, скрывается в том, что все меньше внимания стали уделять родникам и родничкам, маленьким притокам речки, самому истоку. Они требуют заботы, своевременной очистки. Их нужно огородить от вытаптывания скотом, защитить от оползней. Ведь по руслу реки от истока до села Успенка можно насчитать около 20 маленьких «доноров», которым нужно помочь, чтобы они, в свою очередь, помогли нашей речке стать полноводной. Здесь свой вклад может внести каждый лично, «Голубой патруль» -экологические организации, которые нужно возрождать в школах.

Большой трагедией для речки стало строительство огромных свинокомплексов в населенных пунктах, расположенных вблизи речки Тихая Сосна. Такой комплекс был построен и в селе Покровка в шестидесятые годы прошлого столетия. На состоянии и благополучии реки это сказалось отрицательно. Речка сразу получила удар по своей флоре и фауне в лице зловонного притока, вытекающего из очистительных сооружений комплекса. На протяжении десятилетий он отравляет воду реки, а с ней и все живое.

Большой водозабор для содержания многотысячного поголовья, часто нерациональной, истощал подземные воды, а как следствие - река обмелела. Несколько лет комплекс не работал, и река ожила, очистилась от жижи, в прудах и реке появилось много раков, исчезнувших в 70-е годы прошлого века. А появление раков - это показатель чистоты речных вод., но в настоящее время работа свинокомплекса возобновлена и снова воды Тихой Сосны загрязняются, что сказывается на ее обитателях.

Загрязнение водных экосистем представляет огромную опасность для всех живых организмов, не только для чело­века. Ярким проявлением такого процесса является антро­погенная эвтрофикация. Со стоками от животноводческих попадают большие количества органических соединений азота и фос­фора. Повышение концент­рации питательных веществ в почве приводит к наруше­нию биологического равновесия в водоеме.

Вначале в таком водоеме резко увеличивается количе­ство микроскопических водорослей. С увеличением кор­мовой базы возрастает количество ракообразных, рыб и других водных организмов. Затем происходит отмирание огромного количества организмов. Оно приводит к расхо­дованию всех запасов кислорода, содержащегося в воде, и накоплению сероводорода. Обстановка в водоеме меняет­ся настолько, что он становится непригодным для суще­ствования любых форм организмов. Водоем постепенно «умирает».

Кроме этого река Тихая Сосна загрязняется сточными водами Красногвардейского управления «Водоканал», Алексеевских заводов «Химмаш», «Девиз» и АО «Ритм» (рис. 2 приложение).



ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА.
2.1. Методика проведения эксперимента.

Загрязняющие вещества, содержащиеся в водах водоема, оказывают губительное воздействие на его обитателей, их численность. Чтобы убедиться в этом, я провел определенную экспериментальную работу.

Для исследования мне понадобилось: дневник наблюдения, карандаш, складной метр, сачок, ручная лупа, банки и пластмассовое ведро для взятия проб.

2.2. Описание эксперимента.

Перед проведением опытов, я обследовал берег водоема, наметил место для взятия проб и проведения наблюдений.


Опыт 1. Определение особенностей воды и грунта водоема.

  1. Для начала я обследовал воду водоема и определил ее особенности:

  1. вода в реке мутная, в некоторых местах наблюдалось ее цветение;

  2. у воды присутствовал гнилостный запах;

  3. на поверхности воды наблюдалось скопление водоросли и пены.


Опыт 2. Выявление обитателей береговой зоны водоема.

По выбранному маршруту обошел доступные для обследования берега водоема. Во время обхода определил виды растений, которые преобладают на выбранных участках.

Из растительных организмов, которые я встретил, преобладали: Частиха подорожная, Камыш, Рогоз широколиственный, Рдест плавающий.

Чтобы выявить разнообразие животного мира прибрежной зоны, я при помощи водного сачка извлек их из воды. Среди пойманных животных были хищники (Плавунец, Пиявки ложноконские, личинки стрекоз (большого коромысла) и травоядные (Прудовик обыкновенный).


Опыт 3. Выявление обитателей поверхности водоема.

При осмотре поверхности выбранного участка я заметил передвигающихся насекомых: Большая Водомерка и Вертячка. При моем приближении они быстро скрывались.

Растений, которые раньше росли на реке (Кувшинки, Лилии) сейчас нет, но очень много ряски, которая покрывает большую часть реки, на обследуемых участках.

Опыт 4. Определение биоразнообразия толщи воды.

В течении 10 – 15 минут я наблюдал за передвижением животных в толще воды на выбранных участках.

Затем опустил водный сачок как можно глубже, провел им параллельно поверхности водоема и извлек их вместе с илом. Среди ила были обнаружены Тритоны обыкновенные и паук Серебрянка. Рыб, которые раньше здесь водились уже нет, кроме щуки, но и ее здесь немного.

Из растений, которые обитают в толще воды, я обнаружил только одноклеточную водоросль – спирогиру.



Вывод: из проведенного обследования водоема, я установил, что река Тихая Сосна на территории с. Успенка имеет умеренное загрязнение. В основном это загрязнение имеет бытовой характер.

Заключение

В ходе исследования упорядочена и систематизирована информация о реке Тихая Сосна, собран обширный фактический материал, характеризующий различные стороны рассматриваемой проблемы.

Моя работа над данным материалом еще не завершена. Она будет не безразлична тем, кто заинтересован в сохранении и умножении природного фактора.

Лично я обогатился знаниями, которые обобщил, используя методы работы с различными источниками: краеведческой литературой, обследованием местности у реки, участием в обсуждениях и беседах с компетентными людьми. Распахиваются луга, забрасываются родники, в некоторых местах у реки возникают стихийные свалки мусора, заросли дикорастущих кустарников, словно непроходимая тайга, растянулись по берегам реки, только вмешательство человека позволит спасти и сохранить для потомков это чудо природы.

Данная проблема не должна оставить равнодушными население села и всего нашего Покровского поселения.

Сегодня, как никогда, судьбу природы решает уровень экологической культуру человека, общества, в котором он живет. Как воздействовать на общество, которое уже находится в стадии экологического самоубийства, но продолжает остаться пассивным?

Одной из основных таких воздействия остается экологическое воспитание.

В нашей школе большое внимание уделяется защите природы, экологическому воспитанию.



Литература

  1. Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. - Ростов на Дону: Феникс, 1997.

  2. Дадюн Т.В. Экологический практикум «Мир воздуха» // Биология в школе (журнал в журнале) 2005 №3, №4.

  3. Джувеликян Х.А. Экология и человек. - Воронеж: Издательство ВГУ, 1999.

  4. Крискунов Е.А и др. Экология: Учеб. 9 класс, для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 1995.

  5. Поздиеева Н.В.. Жуковин И. Б. Глобальные экологические проблемы // География в школе. 2000. №8. с.27-32. ...

  6. Практические работы школьников по экологии. Ч.З.Природные условия и экологические проблемы Белгородской области и Земли Северный Рейн-Вестфалия / Науч. ред. А.В. Присный. - Белгород: Изд-во БелГУ, 1999.

  7. Практические работы школьников по экологии. 4.4. Красная книга Белгородской области и Земли Северный Рейн-Вестфалия / Науч. ред. А.В. Присный. -Белгород: Изд-во БелГУ, 1999.

  8. Петин А.Н., И.Л. Новых и др. Экология Белгородской области.- М.: Издательство Московского университета 2002.

  9. Ром В.Я., Дронов В.П.. География России: Население и хозяйство: Учеб. для 9 классов общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 1998.

  10. Состояние окружающей природной среды Белгородской области в 1999 году (Ежегодный доклад). - Белгород: Гос. комитет по охране окр. среды

Белгородской обл., 2000.



ПРИЛОЖЕНИЕ



Таблица 1. Главные загрязнители воды


Химические

Биологические

Физические

Кислоты

Щелочи


Соли

Нефть и нефтепродукты

Пестициды

Диоксины


Тяжелые металлы

Фенолы


Аммонийный и нитратный азот

СПАВ (синтетические поверхностно-активные вещества)



Вирусы

Бактерии


Другие болезнетворные организмы
Водоросли

Лигнины
Дрожжевые и плесневые грибки



Радиоактивные элементы
Взвешенные твердые частицы
Шлам

Песок


Ил

Глина
Органолептические (цвет, запах)

Тепло




Таблица 2. Показатели загрязнения речных вод области.

Река


Уровень загрязнения (доли ПДК)

Класс

воды


Место отбора проб

Железо общее

Фосфаты

Нитраты

Нефте-

продукты


Северский Донец

граница с Украиной

2,1

1,8

1,5

1,5

Умеренно

загрязненная



Оскол

граница с Курской обл.

1,6

-

-

1,4

Чистая

Оскол

граница с Украиной

1,5

1,2

-

3,3

Умеренно

загрязненная



Тихая Сосна

граница с Воронежской обл.

1,9

1,2

-

2,1

Умеренно

загрязненная



Подудань

граница с Воронежской обл.

2,3

-

-

2,0

Умеренно

загрязненная



Ворскла

граница с Украиной

2,0

1,4

-

2,3

Умеренно

загрязненная




Рис. 2. Очаги загрязнения вод на территории Белгородской области






Исследовательская работа тема: Проблемы биоразнообразия реки Тихая Сосна ученица 9 класса Михайлова Ирина

Целью моего исследования является: изучение влияния различных загрязняющих веществ на биоразнообразие реки Тихая Сосна рис

142.03kb.

14 12 2014
1 стр.


Исследовательская работа по литературе Пушкин и Оренбургский край ученица 8 класса Джумагазина Д
258.11kb.

15 09 2014
1 стр.


Исследовательская работа. Аллюзия и реминисценция в романе В. Пелевина «Омон Ра». ученица 9 класса Туманина Дарья

«Литературная стратегия» В. Пелевина, постмодернизм в его произведениях глазами критиков

379.65kb.

06 10 2014
1 стр.


Исследовательская работа по теме «Этнические немцы села Сарапулка» Брижан Маргарита Александровна, ученица 8 класса

Актуальность темы: интерес к жизни и культуре этнических групп населения, политические, экономические, социальные

129.62kb.

09 10 2014
1 стр.


Тезисы исследовательской работы. Работу

Работу выполнила Кожинова Ирина, ученица 3 «А» класса средней школы №3 г. Яранска Кировской области. Тема исследовательской работы «Лягушки в природе и в жизни человека»

27.93kb.

14 12 2014
1 стр.


Исследовательская работа Симметрия орнамента вышивки мордовского национального костюма ученица 6 класса моу

Симметрия, как бы широко или узко мы не понимали это слово, есть идея, с помощью которой человек пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство

163.54kb.

10 10 2014
1 стр.


Приложение 4 Участие в международных конкурсах в2010-2011 учебном году

Катюшина анастасия полякова татьяна лукьянов данил михайлова виктория амелькин василий артеменко александра гайков дмитрий михайлова карина альтергот ирина

39.97kb.

09 10 2014
1 стр.


Исследовательская работа Доброхотова Елизавета, ученица 11 класса Графчикова Галина Витальевна

Константин Дмитриевич Ушинский. Сеятелями разумного, доброго, вечного считали учителей во все времена. От них – всё лучшее в человеке. Большинство наших учителей – люди неравнодушн

151.46kb.

25 12 2014
1 стр.