Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
тема, в сущности, представляет собою мотив, а именно: главный мотив который может быть указан названием («Преступление и наказание», «Война и мир», «Гроза»). Итак, мотив как элемент сюжета определяется положением сюжета (фабулы) между текстом и темой.

Комплекс мотивов и типы сюжетных схем

В качестве элемента сюжета любая повторяющаяся его единица, т.е. мотив, не изолирована, связана и по содержанию, и по своей функции (роли в развитии сюжета) со всеми другими.

Поэтому на практике в составе различных сюжетов существуют и воспринимаются читателем целые комплексы взаимосвязанных мотивов.



  1. Структура текста и понятия нарратологии.

художественное произведение как целое представляет собой не только изображенный мир, но и высказывание автора об этом мире. А всякое высказывание кому-то адресовано, д/кого-то предназначено. Текст произведения

соотнесен поэтому не только с предметом — событием, героем (которые художественным высказыванием изображаются, оцениваются и т.д.), но и с различными субъектами речи, «авторами» содержащихся в этом произведении высказываний (таких, как прямая речь персонажей, эпиграфы, вставные тексты и т.п.).

«Событие рассказывания» — такое общение между субъектом высказывания в художественном произведении и его адресатом- читателем, в ходе которого или посредством которого произведение изображает и оценивает свой предмет. в работах Кормана.

В пределах отдельного высказывания, либо всего произведения, либо любой его части, субъект речи (тот, кто считается «автором», кому принадлежит высказывание) может не совпадать с носителем «точки зрения» (с тем, чьими глазами показан предмет, чья оценка предмета передана этой речью).

Штанцель также разделяет 2аспекта: рассказывание (сообщение чего-либо читателю словами) и восприятие

того, что происходит в вымышленном мире. композиция — построение произведения. В художественном произведении порядок или строй частей выражает авторский замысел. Событие рассказывания осуществляется текстом, причем деление на части зависит от того, какому субъекту принадлежит высказывание и кому оно адресовано.



Повествование — материальная (речевая) основа «события рассказывания», т.е. общения повествующего субъекта с адресатом-читателем. Это и отличает его от сюжета, т.е. от развертывания «события, о котором рассказывается» в произведении. Специфический признак повествования — его «посредническая» функция: осуществление контакта читателя с миром героев.

Таким образом, повествование в узком и более точном (а заодно и более традиционном) значении,— совокупность всех речевых фрагментов произведения, содержащих разнообразные сообщения: о событиях и поступках персонажей; о пространственных и временных условиях, в которых развертывается сюжет; о взаимоотношениях действующих лиц и мотивах их поведения; и т.п.

Специфика повествователя одновременно — во всеобъемлющем кругозоре (его границы совпадают с границами изображенного мира) и в адресованности его речи в первую очередь читателю, т.е. направленности ее как раз за пределы изображенного мира.

Подчеркнем: повествователь — не лицо, а функция.

Итак, рассказчик — персонифицированный субъект изображения и /или «объективированный» носитель речи; он связан с определенной социально-культурной и языковой средой, с позиций которой (как происходит в том же «Выстреле») и ведется изображение других персонажей. Напротив, повествователь, деперсонифицирован (безличен) и по своему кругозору близок автору-творцу. В то же время по сравнению с героями он — носитель более нейтральной речевой стихии, общепринятых языковых и стилистических норм. (Чем ближе герой автору, тем меньше речевых различий между героем и повествователем.


  1. Автор и герой.

В Повествовании (рассказе) чаще всего в художественную действительность вводится автопортрет автора, а иногда персонаж-двойник автора включается в круг действующих лиц. В романах Пушкина и Лермонтова есть и то(автор говорит о себе, о своей биографии, характере, занятиях, привычках) и другое (автор встречается со своими героями).Существует и еще один вариант присутствия «авторской личности» внутри произведения. В его речевую структуру может входить чисто словесная авторская маска, а именно высказывания, построенные таким образом и произнесенные с такой интонацией, что у читателя создается впечатление, что с ним «говорит сам автор». у Л.Толстого. Образ автора следует отграничить — именно в качестве «образов» — от создавшего эти образы автора-творца. То, что повествователь — «фиктивный образ, не идентичный с автором». Бахтин разделял: автора-создателя или творца произведения он называет «первичным», а образ автора, созданный автором-творцом, — «вторичным».

По Бахтину, На практике понять, что образ автора не есть автор-творец, нетрудно. Иначе говоря, художник может изобразить себя рисующим этот самый, находящийся перед нами автопортрет

Нужно различать понятия образ, персонаж, характер и тип.

Образ — одно из самых неопределенных и в то же время наиболее частотных литературоведческих понятий.

Неудивительно, что если исходить из термина «образ», литературный герой, характер и тип оказываются почти в равной мере образами и признаются взаимозаменяемыми. Иногда «характером» считают даже и «образ повествователя».

Разграничительную, дифференцирующую роль играет понятие персонаж, под которым обычно подразумевается любой «субъект действия», «действующее лицо», а также любой субъект речи, говорящий.

персонаж — действующее лицо произведения, которое выполняет в нем заданные (традицией или автором) функции, т.е. совершает поступки, претерпевает невзгоды, перемещается в пространстве и времени изображенного мира. Его сущность либо исчерпывается совпадением инициативы поступков или иных действий и реакций с выполняемой сюжетной ролью, либо знаменуется (оставаясь нераскрытой) их принципиальным несовпадением.

В отличие от персонажа, характер — лицо самоопределяющееся, выбирающее собственную роль и в жизни в целом, и в качестве участника отдельного события. Заметим, что всякий характер является персонажем, но не наоборот: многие персонажи отнюдь не являются характерами.



Тип — готовая форма личности. Например, «маленький чел.» как форма, данная почти от природы (Башмачкин при крещении «искривился и заплакал, как будто уже чувствовал, что будет титулярный советник»), — не характер, а тип. Традиционные художественные типы — известные из мифа, фольклора и литературной классики и тесно связанные с определенными событиями, и ситуациями (мотивами), и заданным рядом событии (готовой фабулой)— вплоть до наполеонических парвеню (выскочек), «лишних», «маленьких» и «новых» людей, а также «людей из народа» (идиллического происхождения) в лит-ре последних 200лет.

Жизненные типы в художественном изображении также чрезвычайно многообразны. Среди них можно различать типы психологические — скупец, ревнивец или рогоносец, ханжа; социальные (положение или профессия) — например, бедный рыцарь, монах, разбойник, судья в ренессанс- ной новелле и плутовском романе; социально-исторические (типы чиновников у Гоголя, купцов и промотавшихся дворян у Островского и т.п.), национальные —французы у Толстого и т.п.

Таким образом, тип, как и персонаж, — функция, но не сюжета, а мироустройства или «среды». И то и другое дают чел.у «роли». Но роль и актер не всегда одно и то же.

Герой может быть отличим от иных персонажей в первую очередь по своей значимости для развития сюжета: без его участия не могут состояться основные сюжетные события. Герой противостоит другим персонажам и как субъект высказываний, доминирующих в речевой структуре произведения. Второй критерий особенно важен в произведениях эпистолярной, исповедальной или дневниковой формы. В лирике 19 — 20вв. кроме наиболее традиционного субъекта речи и носителя лирического события, которого считают литературным героем, но не персонажем («лирическое "я"», «лирический герой»), выделяют также «героя ролевой лирики », т.е., в сущности, персонажа — субъекта речи, чье высказывание для автора — не столько средство, сколько предмет изображения. Таким образом, необходимо учитывать различия ролей изображенных лиц в сюжете. Среди действующих в произведении лиц героя выделяет также инициатива, равно как и способность преодолеть препятствия, непреодолимые для других.



  1. Эпика как литературный род.

Эпос.(др гр-слово)В Э.организующ.началом явл.повест-е о персонажах,их поступках,умонастр-х,событиях в ж., т.е.какую-то цепь событий, к-ые, как пр-ло, произошли ранее. Получ-ся, что повест-е им.некую врем.дистанцию, врем.форму повед-я. Эта дистанция м/у временем изобр. и врем.повест-я сост-т осн.черту эпич.формы, т.е. присут-ть некая врем.протяж-ть. Здесь не принцип-но, был ли сам автор участником изобр.событий. Пр-е эпич.хар-ра вкл-т в повест-е диалоги и монологи перс-жей. Они м.пояснять, коррект-ть, что м.происходить косвенно, а м.присут-ть в виде автор.отступл-й. Эпич.род лит-ры им.сам.шир.арсенал худ.ср-в,и т.к.неограничен в объеме, м.свободно ими пользоваться. Хар-й пример-осн.структурный эле-т романана-эпопеи Т. «В.иМ». по сути,драм.прием, т.к. в р-не много событий, героев, просто больш.объем, и ему нужны яркие фрагменты, работающ.на читат.восприятие. В эпич.пр-х исп-ся термин нарратор. Это как бы посредник м/у изобр-мым и восприн-щим его, часто м.выступать как свидетель событий. Н,хроникер «Бесы». Достат.часто читат-ль м практически ничего не знать о повествователе, его отн-и к происходящ., он как бы бесплотен, и возник-т нулевой градус повест-я. Иногда это м.б. участник событий,остро их переживающий. Н, «Унижен. и оскорб»Дост. По/му в 20ые гг 20в.закрепился термин образ повествоваткля. Говорится о том, что это некий образ носителя излож-я, речи, психол., геогр, соц.аспекты, к-ые сост-т особ.т.зр. Образ пов-ля обнаруж-ся в 1оч.,в своеобразии повест-го монолога (сказов.форма Лескова, Зощенко). В лит-ре доступны разл.сп-бы повест-я. Чаще-абсолютн.дистанция м/у пов-лем и персонаж. Эпич.форме всегда было св-но спок., созерцание при излож-и событий, т.к.пов-ль все о них уже знает. Шеллинг писал, что пов-ль д.отвлекать чит-ля от слишком больш.участия в событиях. Именно в 20в.укрепился термин эпич.миросозерцание. В лит-ре 19,20вв.кроме этого объект.пов-ля стал присут-ть и субъективный, т.е.пов-ль мог давать ту или иную картину жизни глазами своего героя. Н,1 сраж-е Н.Ростова. Совмещ-е т.зр.пов-ля и персонажа вызвано возник-ем в нов.вр.интереса к внутр.жизни чел-ка. Наиб.распростр.форма эпич.повествования-рассказ от 3го лица, но вполне м.б.выбрана форма от некоего «я». Таких персонифицирован.пов-лей наз-т рассказчиками.(Макс.Макс. «Бэла»). Известны автобиогр.пр-,но никогда нельзя сказать точно,что он тождествен.писателю.(Толст). Значит,сп-бы пов-я в эпич.пр-х м.б. весьма разн.

Особенности эпоса как лит-го рода. Жанры эпоса. Это слово, речь, рассказ. Гегель говорил, что «Эпос – представление самой объективности в ее объективности. В жизни существует объективное явление (жизнь народа). У этих явлениях есть свой закон. В эпосе автор изображает эту объективную жизнь, ее объективность законов. Эпос имеет долгую историю развития. Он существует виде конкретных жанров: героический эпос, эпопея, роман, повесть, новелла и сказка. Эпос находится в постоянном движении, его формы развиваются.

  1. Драма как литературный род.

Д.показ-т какие-то событ.ряды, поступки людей, но нет развёрн.повест.изобр-я, речь автора эпизодична и играет вспомог.роль. Это список дейст.лиц, их кр.хар-ка, обозн-е вр. и места д-я, ремарки. Осн.текст-это непоср.высказ-е перс-ми из реплик и монологов. Отсюда огранич-ть худ.возм-ей,невозм-ть раскрытия х-ров героев со всей полнотой. Д.-сценич.иск-во, ограничено в словесн.плане, Д.поместиться в рамки спектакля. Это, как пр-ло, 3-4чел-а. Преим-ва Д. п/д эпикой: 1)в ней спрессовано время, а значит присут-т более активн.восприятие 2)все события относ. к наст, протекают п/д глазами зрителя. Д.род. на пл-ади как нар.увеселение, по/му комич.эффект явл.наиб.важным. Эффект подраз-ет гиперболу при подаче д-ия, какую-то яркость. Это главный.упрек, к-й адресовал Л.Толст. Шекспиру. На рубеже 19-20в. стремл-е к опред.рода близости театра и жизни возобладало. Теоретики 18в.-Дидро,Лессинг-создатели т.н.мещанской Д. В 19в. к этому жизепод-ю в России стрем-ся Остр.,Горький. Возник-т Моск.Худ.Общедоступ.Театр, и Станиславский утв-т, что сцена долж.быть.жизнен., что актер д.на ней жить. НО Пушк.:сцена иск-т правдоподобие. В противовес театру Станис-го. в 20в. появл.театр Чехова, построен.на условностях и гротеске. В 50-е гг. появл.театр абсурда. В любом драм.пр-ии сам.ответст.роль принадл-т речев.самораскрытию героев. Сущ-т прием исп-я реплики: во вр.диалога герой м.обратиться репликой в стор.зала. Любая Д.им.как бы 2жизни: 1собственно-лит. 2театральную. Мольер и Шекспир не воспринимались совр-ми как серьезные лит-ры. Т/о в 18в., когда был открыт трагедийный дар Шексп., драм.пр-ия стали читаться широкой публикой. В 19в. в Герм.появл.термин «драма д/чтения», куда относ.пр-я, сложные д/постановки на сцене («Фауст» Гете, «Мал.траг»Пушк.)Принцип.разницы м/у драмой д/чтения и д/постановки нет.В Д.обязат-но д.присут-ть некий конфликт. Это способ-т интересу. В теч.д-я он д.разрешиться. Труд-ть постановки пьес Чехова и сост.в том, что по сути своей, они бесконфликтны. Традиц.считалось, что наст.конфликт м.присут-ть т/о при наличии оппонирующ.героев, предс-щих добро и зло, как в пьесах Остр. У Чехова же присут-т мелкие житейс.конфликты. На протяж.неск.вв., особ. в эпоху Ср-я и Кл-зма, именно Д.считалась вед. родом лит-ры. Т/о в сер.19в. драму отесняет на 2 план соц-психол.р-н.

Особенности драмы как лит-го рода. Жанры драмы. Это действительность. Она предназначена д/постановки на сцене. Персонажи совершают поступки и ведут разговоры в данный момент. Особенности: драма имеет диалогическую форму; своеобразие в построении образа; герой показан в основных чертах; утрированные черты; как чувствует герой переход в поступки; автор не выделяет речь об истории чувств. Драма (жанры) делится и решающую роль играет конфликт. В зависимости от его глубины, различают такие жанры, как комедия, трагедия.

Драматические жанры : Трагедия- в основу положен непримерительный жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибили героя. В борьбе, которую ведут трагические герои, с большой полнотой обнаруживаются героические черты человеческого характера. Совецкие драматурги создали новый образ героя который, умирая, знает, что дело, за которое он погибает, победит.(Островский *Гроза*) Комедия- персонажи предстают в смешном окарикатуированном виде. Главные герои всегда- ущербны, неполноценны и сами герои этого не замечают. С целью подчеркнуть смешное камедиографы специально заостряют внимание на комические ситуации и характеры. По словам Белинского в трагед в отличии от комед изображались высшие, поэтические моменты жизни. (Гоголь*Ревизор*, Грибоедов *Горе от ума*). Драма- возникла гораздо позже в 7-8 в.Возникла на противоречии трагедии где участвовали цари. Тогда появилась мещанская драма, ее героями стали люди 3-го сословия с часной семейной жизнью. В своем дальнейшем развитии драма приобретает характер реалистического. Герои драм- обыкновенные люди . Все житейно просто и ясно. По-житейски обыкновенно (Островский, Горький, Чехов)

  1. Лирика как литературный род.

Лирика. (от др.гр.-назв-е муз.инструмента,под к-й исполнялись стихи). Аристотель писал, «В лирике автор остается самим собой, не изменяя своего лица.» Белинский считал «Это род, где поэт является на первом месте, и мы все принимаем и воспринимаем через душу поэта.» своеобразие лирике видно в идейном содержании, композиции. В Л.на 1плане единичн.сост-е чел-ка в мыслях, эмоциях, впечатл-х. Стих-е м.б. сюжетн., но в силу ограниен.простран-ва событийн.ряд достат.скуп, п/му все худ.ср-ва и подчин-ся раскрытию цельных движ-й чел-й души. Выр-ся это носителем речи, к-ый абсолютно свободен, предельно субъективен. Л.не всегда замык-ся в пределах внутр.жизни чела, п-му сущ-т гражд.Л., пейзажная, ф-фская, онтологич.(связан. с предст-ми о прир.бытия)Л. В своей книге о психол-зме Гинзбург отмеч-т: «по своей сути Л.-разговор о значит-ом, высоком, прекрасном, своег рода экспозиц.идеалов и жизнен.ценностей чела.» Главное в Л.-это малая форма, принцип как м.короче и как м.полнее. Сущ-т даже форма одностишья. Сост-щия чел-го сознания м.выражаться по-разн: прямо открыто; в задушевн.признаниях, исповеди; размышлении. НО никогда Л.не могла быть нейтральна в своей тональности. Д-ны.присут-ть тем.н. семантико-фонетич.эфекты., т.е.выраженные в стр-ре, в фактуре стиха какие-то экспрес.эл-ты, способств-е его активному восприятию (тв-воПастернака). Носителя переж-й, выраженного в Л., принято наз-ть лирич.гер.(Тынянов). Ему синонимичны термины «лирич.я», «лирич.субъект». О лир.герое принято гов-ть не только касаясь отд.стихо-й и циклов, но всего тв-ва поэта. Лирич.герой тесно связан с автором в мироощущ-и, дух-биогр.опыте, речев.поведени. По-му Л.в осн.своем мотиве автопсихологична. Тем не менее не стоит путать лир.героя и автора: происходящее в стих-и-это одно, а в ж.-др. Достат.часто образ автора и лир.героя различны.Н,поэзия Батюшкова-больного и несчастного чел-ка и лир.героя-активного и романтич. Соотн-е лир.герой-автор сегодня рассмат-т по-разн. Одни ученые настаив-т на нерасторжении этих понятий, др-на сложных взаимоотн-х, 3-гов.об интерсубъектив-ти Л., т.е.взаимод-и большого числа сознаний. Н, Мандельш. Т.к. в Л.нет дистанции м/у автором и чит-лем, присут-т больш.эмоц.актив-ть, чем в эпосе и драме.

Особенности лирики как лит-го рода. Жанры лирики. Она отличается особенностью построенного образа. В ней происходит сила авторского «я», и объект начала. Этот объект связывается с тем, что автор выражает себя и собственные переживания и выражает общечеловеческие чувства. Главный образ в любом стихотворении - это лирический герой. Лирический герой отделен от быта поэта, от случайности, его повседневных забот. В лирике существует особое отношение и слово: точное, любящее, простая душа, многозначное, гибкое, неслучайное и звучное. Деление лирики проблема непростая. Существуют различные принципы деления – тематический (пейзажная лирика). Жанры лирики: элегия, стансы, идиллия, послание, ода, мадригал, эпиграмма, эпитафия.

  1. Жанр лит-го произведения.

Лит-ные жанры — это группы произведений, выделяемые в рамках родов лит-ры. Каждый из них обладает определенным комплексом устойчивых свойств. Многие лит-ные жанры имеют истоки и корни в фольклоре. Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации (в отличие от родов лит-ры), упорно сопротивляются им. Прежде всего потому, что их очень много.

Бахтин говорил, что жанровая форма неразрывными узами связана с тематикой произведений и чертами миросозерцания их авторов. Подчеркивая, что жанровые свойства произведений составляют нерасторжимое единство, Бахтин вместе с тем разграничивал формальный (структурный) и собственно содержательный аспекты жанра. Он отмечал, что такие укорененные в античности жанровые наименования, как эпопея, трагедия, идиллия, характеризовавшие структуру произведений, позже, в применении к лит-ре Нового времени, «употребляются как обозначение жанровой сущности.

В том же русле — концепция лит-ых жанров Поспелова. Он разграничил жанровые формы «внешние» («замкнутое композиционно-стилистическое целое») и «внутренние» («специфически жанровое содержание» как принцип «образного мышления» и «познавательной трактовки характеров»). Характеристика жанровых групп, которая дана Поспеловым, обладает достоинством четкой системности. Вместе с тем она неполна.

лит-ра знает 2рода жанровых структур. Это, во-первых, готовые, завершенные, твердые формы (канонические жанры), неизменно равные самим себе (яркий пример такого жанрового образования — сонет, живой и ныне), и, во-вторых, жанровые формы неканонические: гибкие, открытые всяческим трансформациям, перестройкам, обновлениям, каковы, к примеру, элегии или новеллы в лит-ре Нового времени. Эти свободные жанровые формы в близкие нам эпохи соприкасаются и сосуществуют с внежанровыми образованиями, но без какого-то минимума устойчивых структурных свойств жанров не бывает.

В поэтике 20в. создана универсальная теоретическая модель жанровой структуры. 1)жанр в неразрывной связи с жизненной ситуацией, в которой он функционирует и с такими типическими моментами жизни как разного рода ритуалы. => акцентирование установки на аудиторию, определяющей объем произведения, его стилистическую тональность, устойчивую тематику и композиционную структуру. 2)в лит-ом жанре видят картину или образ мира, запечатлевшие определенное миросозерцание: либо традиционально-общее, либо индивидуально-авторское. 3) на почве теории трагедии от Аристотеля до Шиллера и Ницше формируется представление об особом аспекте структуры художественного произведения — границе между эстетической реальностью и внеэстетической действительностью, в которой находится читатель-зритель, и о специфическом пространстве-времени взаимодействия двух миров. Разработанная Бахтиным теория жанра как «трехмерного конструктивного целого» синтезирует все три традиции европейской поэтики. Выдвигая идею «двоякой ориентации жанра» — в «тематической действительности» и в действительности читателя, ученый дает соответственно два взаимосвязанных определения «типического целого художественного высказывания». В одном случае акцентирована «сложная система средств и способов понимающего овладения действительностью»; в другом — сказано, что «все разновидности драматических, лирических и эпических жанров», определяются «непосредственной ориентацией слова как факта, точнее, как исторического свершения в окружающей действительности». Оба аспекта объединяются установкой на завершение.

Жанр, как видно, является одним из мостов, соединяющих писателя и читателя, посредником между ними.



  1. Стиль лит-го произведения.

Стиль- особое качество художественной формы, а именно степень соответствия всех ее элементов содержанию произведений. Литературно-художественный стиль складывается под влиянием многих факторов. Во 1-х, стиль всегда зависит от жанровой природы произведения: к примеру неторопливо-развертнутый роман имеет существенные отличия от стиля новеллы, где все компаненты которой предельно сжаты и лаконичны. Стиль характеризует и творческую индивидуальность писателя, свидетельствует о его авторской оригинальности и неповторимости. Не каждый писатель имеет свой индивидуальный стиль. Это достояние только высоко одаренных писателей. Стиль зависит также от социально-исторических условий в которых он живет, от уровня развития лит-ры его эпохи. Каждая эпоха выражает свои стилевые нормы. Лучше всего стиль автора передают пародисты. Верное понимание стиля – заключается в том, чтобы в индевидуальных особенностях словоупотребления синтаксиса, композиции, интонации, ритма увидеть Сп-об худ мышления, способ создания образа. Слогаемые стиля – лексика, синтаксис, композиция, интонация, ритм. Лексика- словарный состав : 1) нормативность/ ненормативность. (использование диалектизмов. Вульгаризмов, архаизмов, неолагизмов) 2) лаконизм или многословие, 3)предметность, конкретность, номинативность 4) граматность словарного состава, 5) ключевые слова которые и в количественном и в качественном составе выделяются. Синтаксиз – связь слов, предложений, словосочетаний. Близость к научному или другому стилю.

К числу примет авторского стиля принадлежит не только синтаксис, но и своеобразное отношение к слову: отказ от соблюдения лит-ых норм («ухаживатели», «одинакие») и запретов на буквальные словесные повторы («пришла в отчаяние, и на нее стало находить состояние отчаяния»), т.е. пренебрежение вообще всем тем, что может сделать речь «красивой».

Стиль — это своеобразие, отличие данной формы от других, ей аналогичных». цельность, присущая стилю, т.е. особый облик формы, всегда представляет собой «типическое своеобразие». узнаваемым делают стиль повторяющиеся признаки его своеобразия или, по Кайзеру, «стилистические приметы». В самом начале 20в. статье Жирмунского «Задачи поэтики»: «...понятие стиля означает не только фактическое сосуществование различных приемов, временное или пространственное, а внутреннюю взаимную их обусловленность, органическую или систематическую связь, существующую между отдельными приемами.

«высший» или «великий» стиль — результат взаимопроникновения упорядоченности и стихийности — вплоть до полной их неразличимости, которое при этом освящено непререкаемым авторитетом (властью) в качестве нормы.



Подводя итоги всему рассмотрению вопроса о стиле художественного произведения, мы можем предложить следующее определение этого понятия: стиль лит-го произведения1) узнаваемый тип единой и эстетически целенаправленной упорядоченности (через систему композиционно-речевых форм произведения) фонетических, лексико-синтаксических и т.п. особенностей всех высказываний речевых субъектов, а также функций этих высказываний; 2) общий регулятивный принцип такого рода особенностей высказываний и их композиционных форм в произведении, который осознается на фоне аналогичных художественных явлений и может быть воспроизведен путем подражаний, стилизаций, вариаций или пародий.

<предыдущая страница


Историческая поэтика мотива (Смысловой потенциал мотивного комплекса Нарцисса)

Работа выполнена на кафедре теоретической и исторической поэтики Российского государственного гуманитарного университета

288.58kb.

25 09 2014
1 стр.


Историческая поэтика

Именно он предоставлял чел у материальные средства д/воплощения своих идей: совершенствование рук, появление речи. Согласно археологическим данным, зарождение первобытного ис­кусст

768.99kb.

10 10 2014
3 стр.


Миф и историческая поэтика фольклора

В первобытной культуре мифология скрепляет еще слабо дифференцированное синкретическое единство бессознательно-поэтического творчества, первобытной религии и зачаточных форм донауч

274.26kb.

06 10 2014
1 стр.


Проблематика и поэтика прозы б. Жилина

Проблематика и поэтика прозы б. Жилина Специальность 10. 01. 01 русская литература

386.82kb.

07 10 2014
2 стр.


Конференции поэтика музыкального произведения: новые научные направления

Астраханской государственной консерватории состоялась внутривузовская конференция «Поэтика музыкального произведения: новые научные направления»

99.51kb.

30 09 2014
1 стр.


Поэтика реалистического искусства. Реализм во французской и английской литературе. Реализм от лат realis

Поэтика реалистического искусства. Реализм во французской и английской литературе

786.19kb.

02 10 2014
4 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины историческая эвристика History Heuristic Язык обучения русский

В результате изучения дисциплины «Историческая эвристика» студенты должны знать содержание курса, уметь применять полученные знания в практической учебной и научной деятельности

328.79kb.

17 12 2014
1 стр.


Поэтика «малой» прозы Р. Киплинга 1880-х гг
300.59kb.

14 12 2014
1 стр.