Коровина Маргарита Сергеевна,
учитель-логопед второй квалификационной категории
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Детский сад № 23 «Василек»
Автоматизация звука [ш] в двухсложных словах в начале, середине, конце слова
Конспект индивидуального логопедического занятия
Цель занятия: автоматизировать звук [ш] в начале, середине, конце слова.
Задачи занятия:
Образовательные:
-
развивать умение находить слова с заданным звуком в начале, середине, конце слова;
-
закреплять умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме: «Игрушки».
-
обогащение словарного запаса ребенка по теме: «Игрушки».
Коррекционные:
-
развивать зрительное восприятие;
-
развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику;
-
развивать фонематический слух и восприятие;
-
развивать мелкую моторику рук;
-
формировать умения вырабатывать правильную воздушную струю.
Воспитательные:
-
воспитывать желание говорить правильно и красиво;
-
побуждать интерес к логопедическим занятиям;
-
воспитывать активность на занятии.
Оборудование: вата, зеркало, предметные картинки с изображением игрушек, разрезная картинка с изображение медвежонка, большой конверт с вложенной в него картой «Путешествие медвежонка Тоши», мягкая игрушка медвежонка, мячики «су-джок».
Ход занятия:
Организационный момент:
- Здравствуй Ксюша сегодня, я приглашаю тебя в путешествие, но путешествовать ты будишь не одна, а вместе с медвежонком Тошей. Посмотри Тоша приготовил для тебя конверт, какого он цвета? (желтого). Правильно конверт желтого цвета. Давай откроем его и посмотрим, что же Тоша прислал нам в конверте. Что это? (Карта) Правильно это волшебная карта, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и не забыть. Посмотри, здесь на карте все нарисовано. Что ты видишь в самом начале?
- Домик
Основная часть:
Артикуляционная гимнастика:
- Правильно в этом домике за высоким забором живет медвежонок Тоша. Медвежонок Тоша проснулся, открыл дверку домика (упражнение «Лягушка», «Окошечко») и вышел на крылечко (упражнение «Лопатка»). А на улице дул холодный ветер, замерз медвежонок и зашел домой пить чай из чашечки с блинами (упражнение «Месим тесто», «Блинчик», «Чашечка»). Выпил одну чашечку чая (упражнение «Чашечка»), другую, третью. Согрелся медвежонок и пошел гулять.
Дыхательные упражнения:
- Вышел медвежонок Тоша из домика идет по дорожке видит на пеньке сидит клоун и выполняет интересные фокусы. Захотелось и медвежонку попробовать. Попросил он клоуна показать, как нужно выполнять фокусы, стали они показывать фокусы вместе (упражнение «Фокус»).
Автоматизация звука [ш]:
- Пошел медвежонок дальше видит по дорожке из сухих листьев мышка бежит и шуршит. Давай с медвежонком пойдем за ней и пошуршим, как листочки: ш-ш-ш-ш-ш-ш.
-Молодец. А сейчас я буду начинать слова, а вы с медвежонком шуршите погромче, чтобы его закончить:
мы…. ду…. камы……. малы… .каранда….
( Показываю и называю листочки с нарисованными на них картинками, а ребенок договаривает последний звук).
Физкультминутка:
- Но внезапно поднялся сильный ветер, закачал деревья и они зашуршали:
ш-ш-ш. Давай покачаемся и пошумим как деревья в лесу (
имитация движений).
-Молодец, а сейчас мы сядем на стульчик и посмотрим, куда приведет нас волшебная карта.
Пальчиковая гимнастика:
-Смотри это же волшебные мячики (даю ребенку два мячика «су-джок»). Они умеют разговаривать. Послушай как (выполняю показ, а затем совместно с ребенком выполняю упражнение. Проговариваем слоги: ша-ша-ша;шо-шо-шо,шу-шу-шу, аш-аш-аш;ош-ош-ош;уш-уш-уш одновременно сжимая мячики двумя руками).
-Молодец медвежонку Тоше понравилась наша игра.
-Что подсказывает карта? Впереди река, чтобы перейти на другой берег нам необходимо построить мост. Строить его мы будем из картинок. С начала выложи картинки где звук [ш] в начале слова, затем звук [ш] в середине слова, а закончим строительство моста картинками, где звук [ш] в конце слова.
- Молодец, медвежонок Тошка привел нас в магазин игрушек. Назови какие игрушки есть в магазине (мяч, кукла, заяц, дом, машина, пирамида, паровоз, пароход, матрешка) А теперь эти же игрушки назови ласково (мячик, куколка, зайчик, домик, машинка, пирамидка, матрешечка,
пароходик,паровозик).
-Молодец. Медвежонку Тоше очень понравилось с тобой путешествовать. Он хотел бы подарить тебе картинку, но вот беда картинка рассыпалась. Давай вместе с медвежонком соберем картинку и узнаем, кто на ней изображен (ребенок самостоятельно собирает картинку).
-Ксюша кто это?
-Тоша
-Правильно, Тоша подарил на память свои портрет, чтоб мы помнили об этом путешествии.
Заключительная часть:
- Ксюша скажи, какой звук мы сегодня произносили?
- Что тебе больше понравилось?
- Путешествовать вместе с медвежонком, собирать картинку.
-Молодец, ты очень хорошо занималась, наше занятие окончено.
-До свидания.
Список литературы
-
Борисова, Е.П. Лексический материал для закрепления правильного произношения звуков [Текст] / Е.П.Борисова //Логопед. – 2008. - №1.-С. 51-53.
-
Егорова, Е.А. Упражнения и игры для развития движения пальцев рук [Текст] / Е.А. Егорова //Логопедия. – 2005. - №6. – С. 58-60.
-
Краузе, Е.Н. Логопедия [Текст] : пособие для родителей и педагогов / Е.Н. Краузе. – Спб : Корона, 2006. – 208 с.
-
Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5лет с общим недоразвитие речи [Текст] : пособие для родителей и педагогов, дефектологов и воспитателей / Л.Н. Смирнова. – М: Мозаика-Синтез, 2007. – 72 с.