Конспект интегрированного занятия в старшей группе
Тема «Зима»
Цель: Развитие музыкальности и творческих способностей.
Задачи:
-
Продолжать учить определять характер, настроение музыкального произведения, высказываться о нём, используя разнообразные определения
-
Закреплять движения польки, добиваться лёгкости, непринуждённости и естественности в танце
-
Закреплять навыки игры на детских музыкальных инструментах
-
Развивать эмоциональную отзывчивость на инструментальную классическую музыку
-
Развивать навыки чистого интонирования, выразительного исполнения знакомых песен
-
Развивать воображение, творческую фантазию при оркестровке музыкального произведения
-
Развивать музыкальные способности с помощью разных видов музыкальной деятельности
-
Расширять словарный запас
-
Воспитывать внимательность и усидчивость
Оборудование:
-
Музыкальный центр, CD с аудиозаписями
-
Треугольники, колокольчики, металлофоны
-
Кубик
-
Бумага, восковые мелки (свечи), кисти, краски, баночки с водой, тряпочки
Музыкально – литературный материал:
-
Стихи и загадки о зиме
-
Ф. Шопен «Зима»
-
Р. Шуман «Дед Мороз»
-
О. Девочкина «Саночки» (М/р №8/2010)
-
Е. Пироговой «Ой ты, зимушка – зима!» ( М/р № 8/2011)
-
«Полька» в аудиозаписи
Дети заходят в музыкальный зал, садятся на стульчики и здороваются с музыкальным руководителем попевкой «Здравствуйте».
М. р.
- Ребята, сегодня на музыкальном занятии мы будем петь, танцевать, слушать музыку, играть. А поможет нам в этом волшебный кубик. Как? Я расскажу вам позже. А сейчас я загадаю вам загадку
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый,
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает.
Дети:
-зимой
|
|
М. р.
-Правильно ребята! И сегодня наше занятие мы посвятим этому красивому времени года. Кто из вас помнит стихотворение о зиме?
( Кто – то из детей читает стихотворение)
М. р.
-Молодец… возьми кубик в руки и подкинь его. Наш волшебный кубик подскажет, что мы будем делать. Что изображено на картинке?
Дети: Дед Мороз
М.р.
-Я предлагаю вам послушать музыкальную пьесу, которая так и называется «Дед Мороз», а написал это музыкальное произведение Р. Шуман. Слушайте внимательно, я буду задавать вопросы.
(слушание пьесы «Дед Мороз»)
М.р.
-Понравилась ли вам музыка? Какая она по характеру? Какое настроение передаёт музыка? Почему вы так решили?
Дети: Музыка звучит тревожно, грозно, мелодия тяжёлая, сердитая.
М.р.
-Молодцы, совершенно верно. В музыке Р. Шумана Дед Мороз не весёлый шутник, каким мы его знаем, а грозный, могучий, хозяин зимнего леса. Давайте ещё раз послушаем это произведение, а я прочту стихотворение Некрасова, которое как мне кажется, подходит вот такому образу Деда Мороза
(музыка звучит повторно, музыкальный руководитель читает стихотворение)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз- воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы ложбины
В великих и малых водах?
Идёт - по деревьям шагает,
Трещит по мёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
(дети бросают кубик и определяют, что изображено на картинке)
Дети: Снежинка
М.р.
-Правильно. Я предлагаю вам подойти к столам и нарисовать снежинки.
(дети садятся за столы, рисуют снежинки. Фоном звучит «Зима» Ф. Шопена. Затем рисунки раскладывают на полу. )
М.р.
-Посмотрите как красиво, как много снежинок! Настоящий снегопад! Молодцы ребята!
(дети подбрасывают кубик)
М.р. Какая картинка выпала на этот раз?
Дети: валенки
М.р.
Как вы думаете, что бы это могло значить?
Дети: Надо исполнить танец
М.р.
Правильно! Будем танцевать!
(дети исполняют знакомый танец)
М.р.
-Кто следующий подбросит кубик?
М.р.
- … подбрасывай кубик. Что нам выпало на этот раз?
Дети: музыкальные инструменты
М. р.
-Я предлагаю вам сыграть музыку
(дети разбирают колокольчики, треугольники, металлофоны и подыгрывают)
( Ребёнок подкидывает кубик. На картинке саночки)
М. р.
- Ребята, давайте вспомним песню «Саночки»
(Дети исполняют песню)
(кто – то из детей подбрасывает кубик. На картинке зимний пейзаж)
М. р.
Что на этот раз нам подсказывает кубик?
Дети: игра
М. р.
Сыграем в игру «Ой ты, Зимушка – зима»
(проводится игра «Ой ты, Зимушка – зима»)
Дети строятся в двух шеренгах лицом друг к другу, руки соединены крест –накрест (плетень).
Ой, ты зимушка – зима! (Первая шеренга идёт навстречу второй, на паузу дети делают поклон.)
Ты с метелями пришла (вторая шеренга отходит назад спиной, на паузу полон)
Тель – тель, тель – тель,
Снежная да канитель,
Тель – тель, тель – тель,
Снежная да карусель!
(обе шеренги расцепив руки, делают повороты корпусом к зрителям и от зрителей, сопровождая их ритмичными движениями рук – «крылышки»)
Мы метели не боимся,
Мы попляшем , порезвимся.
(дети лёгким частым топающим шагом кружатся на месте по одному, позиция и движения рук сохраняются)
Выходи скорей, дружок!
(дети раскрывают в стороны обе руки и глядя на противоположную шеренгу, идут навстречу друг другу.)
Топай, топай сапожок! (Упирая руки в бока, четыре раза топают ногой.)
Далее идёт свободная пляска врассыпную с использованием разнообразных русских народных танцевальных движений под мотив любой русской народной мелодии.
С окончанием музыки дети должны быстро вставать в свои шеренги и «заплести руки».
Чья шеренга быстрее соберётся и с правильным положением рук, та и выиграла.
При повторе игру начинает вторая шеренга.
М.р.
-Ну, что ж, ребята. Наше занятие подошло к концу. Чем мы занимались сегодня? Скажите, пожалуйста, что вам больше всего понравилось делать сегодня на занятии? А сейчас…. прочитает нам стихотворение.
(
м.р. прощается с детьми)