План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию творческих способностей «Путешествие во времени: в гости к русской печке» (для группы общеразвивающей направленности от 6-ти лет до 7-ми лет). Ишутина Ольга Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории, АУ ДОУ ДСОВ № 16 «Снежинка» города Радужный.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
-
Познакомить детей с историческим развитием объектов в зависимости от их назначения (функции) на примере русской печи.
-
Закреплять умения детей выделять части объектов и группировать объекты по общим признакам, тем самым создавать предпосылки для развития системно-функционального и диалектического мышления.
-
Закреплять игру «Хорошо - плохо», учить находить положительные и отрицательные стороны объекта.
Развивающие задачи:
-
Расширять кругозор детей, их знания об объектах окружающего мира.
-
Развивать внимание, наблюдательность, речь, навыки общения.
-
Закрепить умение рассуждать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
-
Воспитывать, усидчивость, умение выслушать своих товарищей.
Материалы и оборудование: Конверт; иллюстрации героев сказок: Баба-Яга и Снежная королева; Гуси-лебеди, Сказка про Емелю, Сказка про бабу – Ягу- с изображением печки; системный оператор, картинки к системному оператору: изображение печки, части печки, печка в русской избе, костёр, части костра, люди в походе, батарея, обогреватель, современная квартира с обогревателем, батареей, электрическая плита, ребусы, картинка, где вороны держат цифры по порядку.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, беседы, чтение пословиц и поговорок, решение ребусов и отгадывание загадок.
План-конспект.
(Дети заходят в группу под музыку «В гостях у сказки» и встают в круг).
- Ребята, а вы любите сказки?
- Да.
- Наш волшебник - сказочник передал нам конверт. А в нём картинки известных нам героев сказок.
- Кто это?
- Баба-Яга и Снежная королева.
- Это положительные герои или отрицательные?
- Отрицательные.
-Что у этих героев общего?
-Они вредные и злые. В сказках они вредят другим героям.
- Они умеют колдовать.
-Снежная королева живет одна и Баба Яга тоже.
- Они живут далеко от людей.
- Давайте попробуем найти в них что-то хорошее. Мы будем передавать картинку по кругу и называть по очереди одно отрицательное, одно положительное качество героя.
- Снежная королева красивая.
- Она любит зиму, зимние узоры, красивые льдинки.
- Еще она любит порядок и чистоту. У нее во дворце всё аккуратно и блестит.
- Баба Яга иногда помогает людям, даёт клубочек, указывает дорогу.
- Без Бабы Яги сказки были бы неинтересными.
- Баба Яга хорошо знает разные свойства трав и цветов. Значит, бережно относится к природе.
- Ребята, вот видите, оказывается и в отрицательных героях мы с вами нашли положительные качества
- Молодцы, а сейчас присаживайтесь на стульчики.
- Ребята, но в конверте ещё картинки есть. Давайте их рассмотрим.
- Посмотрите на картинки и скажите, что у них общего?
- На них нарисованы сказки.
- Какие сказки на них изображены?
- Гуси-лебеди.
- Сказка про Емелю.
- Сказка про бабу – Ягу.
-Что общего на всех картинках?
- На каждой картинке нарисована печка.
Работа с системным оператором:
1 экран (Изображение печки).
- Правильно ребята – это печка.
2 экран: (Части печки)
- Для чего использовалась печка? (Для обогрева помещений. В печку бросали дрова, кирпичи нагревались и долго сохраняли тепло).
- Значит у печки есть топка, в которую бросают и в которой горят дрова.
- Что еще можно делать на печи? (Готовить пищу. На печи помещалась чугунная плита с отверстиями для кастрюль для приготовления пищи)
-А что очень любил делать на печи Емеля? (Лежать, греться на печи).
– На теплой печи приятно полежать в холодный день. Для этого на печи имеется лежанка.
- Ребята, в печи горят дрова. А куда же девается дым? (В печи есть труба, и весь дым через нее выходит наружу).
- А стенки у печки из чего состоят? (Из кирпичей).
3 экран: (Печка в русской избе)
- А где размещалась печка? (В русских избах).
- Так частью чего является печка?
- Частью избы.
- А только ли в русских избах есть печи? (Нет. Печки есть на дачах.)
4 экран: (Костёр)
- А теперь давайте совершим путешествие в далёкое прошлое, и представим людей в те времена, когда у них ещё не было дома. Что же тогда их обогревало, давало тепло? (Огонь).
- Люди разводили костёр и грелись около него.
- Мы сейчас можем согреться у костра? (Да)
5 экран: (Люди в походе)
- Ребята, и в наше время люди обогреваются, готовят пищу у костра.
- Когда люди могут обогреться, готовить пищу у костра? (Когда люди идут в поход, на рыбалку, в экспедицию).
6 экран: (Части костра)
- Что нам потребуется, чтобы развести костёр и согреться? (Ветки, береста, спички).
- А, кто может развести костёр? (Взрослые).
- А детям можно разводить костры? (Нет).
- Нет детям спички не игрушки. Это очень опасно.
-А сейчас мы с вами немного отдохнём.
ФИЗМИНУТКА:
На горе стоит лесок
(круговые движения руками)
Он не низок не высок
(сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок
(глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
(ходьба на месте)
Говорят: «Такого свиста,
мы не слышали пока»
(плечи поднять)
Вот полянка, а вокруг
Липы выстроились в круг
(Широким жестом развести руки в стороны).
Липы кронами шумят,
Ветры в их листве гудят
(Руки поднять вверх и покачатьими из стороны в сторону).
Вниз верхушки пригибают
И качают их, качают
(Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону)
Мы можем весело шагать
По тропе волшебной.
На двух ногах
И на одной скакать,
Руками весело махать,
Смотреть по сторонам кругом,
С друзьями побежать бегом
И отдохнуть потом.
«Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой - встанькой словно стали
А потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч.
7 экран: (Батарея, обогреватель)
- Ребята, а сейчас в наших квартирах есть печка?
- А теперь подумайте, чем сегодня стала русская печь, что нас дома согревает? (Батарея, обогреватель).
- Правильно. Теперь у нас в домах существует центральная отопительная система. У нас есть в каждой комнате батареи и обогреватели.
8 экран: (Современная квартира с обогревателем, батареей, электрическая плита).
- Чем отличается русская изба от современного жилья? ( Дома современные многоэтажные, в каждой комнате батареи и обогреватели, готовим кушать на электрической плите).
9 экран: (Котельная, система отопления, трубы, батарея, мазут)
-А как же поступает тепло в наши батареи? Откуда оно берется
? (В каждом городе есть большая котельная, где стоят большие печи, которые согревают воду. По трубам из котельной горячая вода поступает в наши батареи, согревает их, а они своим теплом и обогревают наши квартиры).
- Ребята, а как вы думаете, что служит топливом в таких больших котельных? Сколько нужно дров, сколько нужно срубить деревьев, чтобы обогреть большой город? (Много).
- Поэтому топливом для больших котельных служит мазут, который получают из нефти.
5. Люди в походе
|
3. Печка в русской избе
|
7. Город или большой населенный пункт
|
4. Костёр
|
1. Изображение печки
|
8. Современная квартира с обогревателем, батареей, электрическая плата.
|
6. Части костра
|
2. Части печки
|
9. Котельная, система отопления, трубы, батарея, мазут.
|
- А вы, хотели бы побывать в русской избе, полежать и погреться на печи? (Да).
- В холодны зимние вечера в деревнях каждой избе топилась печка и вся семья собирается возле печки и читают сказки, разгадывают загадки. Вот и я вам хочу предложить представить, что вот это наша печка (из модулей), присаживайтесь. Давайте будем греться, и разгадывать загадки, которые нам прислал волшебник-сказочник.
- Волшебник заколдовал слова. Попробуем их расшифровать?
-
40А (сорока)
-
100Л (стол)
-
ПО2Л (подвал)
-
Картинка с изображением нескольких ворон держащих в клювах цифры по порядку.
- Интересно, а это, что за загадка. Может из вас, ребята, кто – то догадается. Давайте вместе разберём. Вороны держат цифры. Цифры по порядку, значит, их можно посчитать. А по другому можно сказать: Считать ворон. Так есть же такая поговорка: Считать ворон. Давайте, мы её объясним. Что значит считать ворон?
- Ничего не делать, бездельничать, тратить время.
- Правильно: Считать ворон – тратить время зря. Здесь и показано, что вороны держат цифры в клюве, значит время уходит.
- Но я, ребята, думаю, мы с вами сегодня время зря не потратили. Мы с вами очень многое успели сделать и узнать. Что, ребята, на занятии сегодня особенно вам запомнилось и понравилось? А в чём вы испытывали затруднение?