Отдел образования муниципального района «Тарусский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2
имени ученого В. З. Власова»
г. Таруса Тарусского района Калужской области
Конспект урока чтения
«Басня И.А. Крылова. Стрекоза и муравей»
Авдеева Ольга Владимировна
учитель начальных классов
2011г. Конспект урока чтения
Класс: 2
Тема: басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»
Цели
Образовательные:
- Познакомить детей с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»;
- Формирование навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;
- Научить детей отличать басни от других произведений.
Развивающие:
- Развитие мышления при анализе произведения;
- Развитие речи при ответе на вопросы;
- Развитие интереса к чтению басен.
Воспитательные:
- Нравственное воспитание;
- Воспитание умения слушать друг друга.
План урока
1.Организационный момент
2.Подготовительная работа
3.Знакомство с произведение в целом
4.Чтение произведения по частям, анализ частей, словарная работа
5.Повторное чтение басни
6.Обобщающая беседа
7.Раскрытие аллегории ( подыскивание аналогий из жизни)
8.Выведение морали
9.Чтение басни по ролям
10.Итог урока
11. Рефлексия
12.Домашние задание
Ход урока
1.Организационный момент
( цель: приветствие, проверка готовности, положительный настрой)
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? У вас на партах должны лежать дневник, пенал, литературное чтение. Улыбнитесь друг другу, у вас всё получится, начинаем урок!
2.Подготовительная работа
( цель: знакомство с биографией И.А.Крылова; сформировать у школьников жизненные представления, необходимые для чтения и понимания; накопить и обобщить жизненный опыт перед чтением; непосредственное введение детей в круг авторских образов).
-Ребята, посмотрите на доску. Узнали, чей это портрет?
-Ивана Андреевича Крылова
-Правильно. А какие басни Крылова вы знаете?
-Ворона и лисица. Лебедь, рак и щука.
-Ребята, посмотрите на доску, кто изображён?
-Стрекоза, муравей.
-Что вы можете рассказать о стрекозе?
-Она красивая, постоянно всё лето летает
-А про муравья?
-Постоянно строит себе жилище, перебегая из одного муравейника в другой.
-Мы сегодня познакомимся с ещё одной басней Крылова «Стрекоза и муравей».
Кто может сказать мне, как называется та часть басни, в которой содержится основная мысль?
-Мораль
-Хорошо. Сейчас я прочитаю вам басню «Стрекоза и муравей», а вы слушайте внимательно, потому что я потом буду задавать вопросы.
3.Знакомство с произведением
( цель: познакомить детей с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией; выявление эмоционального воздействия произведения на учащихся)
-Ребята, какие чувства у вас вызвала эта басня?
-Было жалко стрекозу
-Почему у вас такие чувства вызвала стрекоза и муравей?
-Муравей злой, он не мог помочь стрекозе.
-Хорошо, давайте с вами подробнее разберёмся с этой басней. Откройте свои учебники.
4.Чтение и анализ произведения по частям.
( цель: выяснение причинно-следственных связей в развитии сюжета; выявления мотивов поведения действующих лиц, их особых черт, свойств характера; определение композиции произведения; анализ особенностей форм произведения, в том числе языка).
-Кира ,начинай читать, а все остальные следят.
-Попрыгунья стрекоза
…………………………
На желудок петь голодный!
-Достаточно, хорошо.
Ребята, что делала стрекоза летом?
-Стрекоза всё лето пела
-Как наступила зима для стрекозы? Зачитайте из текста
-Оглянуться не успела, как зима катит в глаза.
-А как вы понимаете это выражение?
-Это значит, зима уже наступает.
-Как жилось стрекозе летом?
- Хорошо, весело.
-А почему ей так хорошо и весело жилось? Зачитайте из текста.
-Для неё под каждым листом был готов и стол и дом.
-Зимой стрекоза продолжала петь?
-Нет
-Почему?
-Зимой стало холодно и стрекозе нечего было есть.
-А как автор показал это в басне? Зачитайте.
-И кому же в ум пойдёт на желудок петь голодный.
-Как мы озаглавим эту часть?
-Гулянья стрекозы
-Хорошо. Серёжа, продолжай читать басню.
-Злой тоской……….
…так поди же попляши
-Ребята, как вы понимаете строчку «Злой тоской удручена»?
-Как стрекоза обращается к муравью? Зачитайте.
-Не оставь меня кум милый.
-Почему стрекоза так ласково обращается к муравью?
-Она хочет его задобрить, чтобы он её впустил, покормил и обогрел.
--Пустил стрекозу муравей?
-Нет, не пустил.
-А почему?
-Она всё лето пропела в то время , когда надо было готовиться к зиме.
-Зачитайте, как муравей прогнал стрекозу?
-Ты всё пела? Это дело, так поди же попляши.
-Как вы думаете, как это муравей сказал?
-Со злобой
-Попробуйте прочитать эти две строчки с такой интонацией.
5.Повторное чтение басни в целом.
( цель: осмысление произведения в целом)
-Молодцы, а теперь давайте ещё раз прочитаем эту басню полностью.
Даниила прочитай, не забывай обращать внимание на знаки препинания. А вы слушайте все внимательно, потом я спрошу, как вы поняли смысл басни.
6.Обобщающая беседа.
( цель: обобщить всё произведение, осмыслить частные выводы, которые были сделаны в процессе анализа; сформировать общий вывод, относящийся ко всему произведению в целом, который и будет выражением идеи, главной мысли басни)
-Ребята, какая стрекоза по характеру?
-Она беззаботная, ей ничего не надо. Живёт одним днём, в её жизни самое главное- петь и плясать.
-А какой же муравей по характеру?
-Он трудолюбивый, справедливый.
-Как вы понимаете такую пословицу «Сделал дело, гуляй смело»
-Сначала нужно заняться делом, а потом когда его закончишь, то можно отдыхать.
-Так что же хотел сказать Крылов этой басней?
-Всем надо вовремя заниматься. Вначале сделать дело, а потом отдыхать.
7.Раскрытие аллегории
( цель: формирование умения приводить примеры из жизни; развитие логического мышления в процессе сравнения поведения героев басни и поведения людей)
-Ребята, а у людей такие случаи бывают? Давайте вспомним.
-Вот видите, это встречается в нашей жизни.
8.Выведение морали
( цель: глубокое и чёткое понимание текста басни)
-Об этом басня и говорит, что делать надо всё вовремя и забот будет меньше. А если всё лето прохлопотать, осень протоптать, тут и снег на голову свалится.
9.Чтение басни по ролям
(цель: отработка навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения)
-Давайте ещё раз прочитаем эту басню. Но читать теперь мы будем по ролям.
10.Итог урока
(цель: подвести итог работы на уроке)
-Молодцы. С какой басней мы сегодня познакомились?
Стрекоза и муравей
-Вам понравилась эта басня?
Почему?
11.Рефлексия
( цель: проверка психоэмоционального состояния учащихся, эффективности мотивации деятельности)
-Что понравилось на уроке?
Что интересного узнали на уроке?
12.Домашнее задание
( цель: обогащение речи учащихся; совершенствование выразительной стороны речи; развитие памяти учащихся)
-Дома вам надо будет эту басню выучить наизусть.
Молодцы, хорошо работали, были активны. Урок окончен, можете быть свободны.