Перейти на главную страницу
![]() ![]() ![]() |
Тема. Русская культура во второй половине XIII – середина XV века |
Конспект урока для 6 класса |
|
Автор разработки: Кудряшова Елена Геннадьевна - учитель истории |
21.12.2011 |
Презентация, видеофильм, иллюстрации позволяют провести урок с элементами воображаемой экскурсии эмоционально, помогают сделать урок живым, увлекательным. Эта форма проведения урока способствует также активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них самостоятельной работы с информацией. Основной дидактической задачей этого урока является познакомить учащихся с памятниками русской культуры. На примере развития архитектуры, иконописи и литературы показать культурное возрождение Руси. Дать учащимся представление о творчестве великих русских иконописцев – Феофана Грека и Андрея Рублева. В процессе работы происходит смена деятельности – проведение опроса, рассказ учителя, сообщения учащихся, просмотр видеофильма, анализ документов. В течение урока проводится физкультминутка. В конце урока подведение итогов урока, рефлексия учащихся. |
2. Продолжить формирование умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, анализировать её.
3. Воспитывать чувство прекрасного, чувства уважения к тем людям, которые создавали шедевры мировой культуры.
Тип урока: комбинированный урок.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный
Форма урока: урок с элементами воображаемой экскурсии.
Оборудование: презентация «Русская культура XIII – середине XV вв.», выставка иллюстраций, фотографий с изображением памятников культуры русских земель XIII –XV вв.
Основные понятия и термины: икона, иконостас, Троица, житие, левкас.
Персоналии: Феофан Грек, Андрей Рублев.
План урока.
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Н. Кончаловская
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников | |||||||
I.Организационный момент – 1 мин. |
Приветствие детей, проверка готовности к уроку. |
Ученики приветствуют учителя. | |||||||
II.Актуализация знаний и постановка учебной задачи – 8 мин |
Звучит колокольный звон. Вступительная беседа - Колокольный звон … и сразу хочется сказать: Самобытная православная Русь-матушка! Сколько глубины в тебе и духовности! Сколько терпения! А сколько раз ты себя приносила в жертву ради спасения мира. Тебя унижали и стремились унижать, но ты выставила и победила ради спасения человечества. Откуда столько силы, Русь- матушка? Сила твоя в истоках твоих христианских, традициях, в культуре твоей древней. Именно в них ты нашла себя, Русь-матушка, и черпала из своих родников силы великие, которых хватило на мир весь. Давайте вспомним события XIII – XV вв. 1. Каковы были последствия монгольского разорения для развития культуры Руси? 2. Какие перемены проходили в политическом строе Руси во второй половине XIII – середине XVв.? 3. Какое княжество возглавило объединение русских земель в единое государство? Вывод. Черты исторического развития нашей страны во второй половине XIII – середине XVв.: - объединение русских земель вокруг Москвы и начало складывания единого Русского государства; - формирование русской народности; - хозяйственный подъем Северо-Восточной Руси; - укрепления связей между различными территориями и народами нашей страны; - возрождения русской национальной культуры. |
Дети отвечают на вопросы:
- разрушение многих городов; -прекращение каменного строительства на Руси; - утрата многих древних книг и икон; - запустение некоторых ремёсел (например, производства стекла). 2. С XIVв начался процесс объединение русских земель в единое государство. 3. Московское княжество возглавило объединение русских земель. Уч-ся делают вывод.
| |||||||
III.Изучения нового материала. |
- (слайд 1) На уроке нам предстоит отправиться в путешествие по страницам русской культуры XIII – XV вв. Вы познакомитесь с особенностями русской литературы, иконописи, зодчества. (Слайд 2) В ходе урока постарайтесь обратить внимание на то, какие изменения в искусстве Руси произошло в это время, с чем они связаны и как это изменения отразились на укреплении могущества Русского государства. |
Записывают число и тему урока. | |||||||
а)Литература - 7 мин. |
Рассказ учителя - Монгольское разорение имело катастрофические последствия для русской культуры. Погибло много произведений литературы и искусства. Но постепенно Русь оправилась от разгрома, началось возрождение её культуры. В самых разных её областях, русские люди создавали замечательные творения, которые свидетельствуют о высоком уровне культурного развития русских земель в те времена. - Книги продолжались писаться вручную. В этот период появляются новые черты в книжном деле на Руси (слайд 4) - с XIV в. появляется новый материал для письма – бумага; - изменяется тип письма (см. схему) XI – XIII вв. XIV – XV вв. конец XV – XVIIв Устав полуустав скоропись
– (слайд 5) В таких произведениях, как «Задонщина», «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорение Рязани Батыем», «Повесть о Михаиле Черниговском», рассказывается о тяжелых последствиях ордынского нашествия. В них не только горькая печаль о бедах с захватчиками, постигших Русь, но и странный призыв к борьбе с захватчиками, радость по случаю побед над ордынцами. - (слайд 6). Получает развитие жанр жития (Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.) Житие – произведение, рассказывающее о жизни святого. Вопросы и задания учащимся.
|
Всё это ускоряло письмо. Тем более что потребность в нем постоянно увеличивалась, и книги, и деловые и хозяйственные документы требовались в повседневной жизни. Уч-ся записывают определение «житие» в тетрадь Работа с текстом «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Песни о Щелкане» Дети делают вывод. В русской литературе отразился духовный подъем Руси, устоявший перед лицом ордынской опасности.
| |||||||
b).Архитектура – 7 мин |
Звучит колокольный звон. Вон в стороне божий храм Виден одинокий. В.А.Жуковский - В результате монгольского ига развитие каменного зодчества на Руси приостановилось почти на сто лет. Его возрождение началось с XIV в. На строительство каменных храмов и укреплений требовалось не малые средства, которыми располагал только князь. Вопрос. 1. Какие русские земли в XIII – XIV вв. были самыми богатыми и могущественными?
К одной из особенностей архитектуры этого времени можно отнести распространение однокупальных храмов. В ход шли известняк и кирпич. Храмы были строги, просты по форме, лишены пышных украшений. В основном это небольшие одноглавые церкви, такие, как новгородские церкви Николы на Липне и Спаса на Ильине улице. В XIV веке начинается каменное строительство в новых городских центрах Северо-Восточной Руси. Каменные здания появляются в Твери и в Москве, Коломне. Их отличает своеобразный стиль. Пышность каменной резьбы и богатство украшений, характерные для Владимиро-Суздальского зодчества, сменяются простой отделки. (показ слайд 7) Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (рассказ учителя). (показ слайд 8 ) Троицкий собор Троице – Сергеевского Монастыря (1422) Троицкий собор – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392). В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители. Белокаменный Троицкий собор является одним из важнейших памятников ранне-московского зодчества. С Троицкого собора началось формирование уникального архитектурного ансамбля монастыря. Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425–1427 гг. преподобными иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным, к сожалению, до нас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 г. и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи. Главное художественное сокровище Троицкого собора – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1-й трети XV в. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга. (показ слайд 9 ) Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. XV в. (показ слайд 10 ) Рождественский собор Саввино - Сторожевского монастыря. XV в. |
Уч-ся отвечают на вопросы. Новгород, Москва, Тверь и др.
В XIV – XV веках на Руси продолжается каменное зодчество. Наивысшего расцвета оно достигло в Новгороде и княжествах Московской Руси. | |||||||
c) Физминутка 1 мин
|
Буратино потянулся Раз, нагнулся Два нагнулся Руки в сторону развел Ключик видно не нашел
|
Дети выполняют движения | |||||||
d) Иконопись – 8 минут
|
Звучит колокольный звон. На доске представить иллюстрированный ряд икон. 1.Рассказ учителя - На XIV – XV вв. приходится период расцвета русской иконописной школы. В храмах других мировых религий присутствуют изображение Иисуса Христа, Богородицы, ангелов и святых, но такой иконы и такого смысла, какой придают ей в православной культуре, нет больше нигде. В православии икона пишется мастером не как картина для украшения и наслаждения, - она создается для молитв. Историки, правоведы видят в иконе то, что их интересует. - время ее создания; - авторство; - принадлежность к той или иной иконописной школе. Но для православно ведущего человека это не важно, так как он обращается к лику, которой на ней изображен. Отсюда совершенно особое отношение православных христиан к иконе – молитвенно предстояние, благоговейное внутреннее созерцание, почитание её как святыни, но это не идолопоклонство. Иконы писались на специально подготовленных липовых или сосновых досках, на которые наносили меловой грунт – левкас. На нем прорисовывали конторы рисунка. Использовали для написания икон краски на яичном желтке. Почему икона непонятна нам? Потому что мы привыкли к реалистической живописи, отображающей окружающий нас мир, а древнерусскому искусству было чудно подражание реальному миру. Иконописец отражал особую реальность – Царствие Небесное – использовался для этого особыми приемами. Иконописные лики не имеют индивидуальных черт, не стоит искать в них портретное сходство с конкретными людьми. В иконописи используется не прямая, а обратная перспектива, что имеет глубочайший смысл: точкой, в которой сходятся все линии, становится смотрящий на икону человек. 2.Вопросы и задания учащимся. 1) Что отличает икону от живописного полотна? 2) Какое значение имела икона в жизни человека? Почему?
- Назовите самое великое творение Андрея Рублева. - Что изображено на иконе Рублева «Троица»? (Учитель зачитывает описание иконы «Троица» Андрея Рублева) Замечаешь как ласково спокойно три ангела, как нежны и прозрачны краски на иконе. И тогда возникает ощущение мира, тишины и согласия. Становится ясно, что, хотя ангелы и очень разные, они едины и находятся в полном ладу между собой. И оттого грусть. Три ангела воплощалив себе главную истину православного христианства: господь един в трех лицах –Бога-отца, Бога – сына, и Бога – Святого духа. Всякому человеку было понятно мирное житейское содержание «Троицы». Нераздельность Троицы служила призывам к единению, преодолению, пагубной и гибельной для Руси раздробленности и розни. Икона Рублева несла людям завещанную святым Сергием Радонежским идею соборности: быть всегда вместе, стоять заодно, сплотиться и объединиться.
|
Проверка усвоение материала путем постановки ряда вопросов и заданий Ученическое сообщение Показ видеофильма «Андрей Рублев» Беседа по вопросам Культура Руси в период образования единого Московского государства достигала больших высот. Её произведения воплощали высокие патриотические чувства и лучшие качества русского человека. | |||||||
III.Закрепления нового материала. |
1 задание. Сгруппируйте те явления русской культуры, которые существовали уже в Киевской Руси, и то новое, что появилось в XIV – XV века: А) бумага; Б) пергамен; В) устав; Г) фреска; В) скоропись; Е) иконопись.
Киевская Русь Русь XIII – XV веков 2 задание. Сгруппируйте высказывания, относящиеся к Андрею Рублева и Феофану Греку:
|
Самостоятельная работа по карточкам Работа по группам | |||||||
V.Подведение итогов. Рефлексия 2 минуты
|
Учитель. Сегодня на уроке мы совершили увлекательное путешествие, в ходе которого познакомились с новыми понятиями. - С какими понятиями мы познакомились? Звучит тихая музыка Вспомните, чем мы сегодня занимались на уроке, что вам понравилось, что получилось, что особенно удивило, а над чем ещё надо поработать. |
Ученики вместе с учителем подводят итоги урока, вспоминая и систематизируя изученный материал. | |||||||
|
Учитель задает домашнее задание, благодарит детей за урок и прощается Д/З подготовиться к повторительно-обобщающему уроку «Объединение Русских земель вокруг Москвы», Подготовить карту маршрут для иностранца путешественника по территории Московского Кремля. |
Ученики записывают д/з, прощаются с учителем |
Моу «Хобот-Богоявленская сош им. В. В. Гришанова» Первомайского района Тамбовской области
09 10 2014
1 стр.
Феофана Грека и Андрея Рублева. В процессе работы происходит смена деятельности – проведение опроса, рассказ учителя, сообщения учащихся, просмотр видеофильма, анализ документов. В
29 09 2014
1 стр.
Цель урока: сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатики
15 12 2014
1 стр.
Милеева Лариса Викторовна, учитель начальных классов маоу «Чечулинская сош», Новгородская область
25 12 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.
Опорный конспект урока Новейшей истории в 9 класса с использованием кейс-метода (кейс-study)
09 10 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
Тип урока: комбинированный (объяснение нового материала с элементами урока-практикума)
08 10 2014
1 стр.