Конспект урока по теме:
«Электроскоп. Проводники и непроводники электричества».
Цели:
образовательная – повторить основные физические величины и их единицы измерения, формулы, изученные ранее, продолжить формирование знаний учащихся об электризации тел, познакомить с устройством электроскопа (электрометра).
развивающая - продолжить работу по формированию умений делать более общие выводы и обобщения из наблюдений, конструировать приборы из подручных (бросовых) материалов.
воспитательная - содействовать формированию мировоззренческой идей, познавать явлений и свойств окружающего мира, повышение познавательного интереса учащихся с использованием ИКТ.
После урока ученик знает:
Строение и назначение электроскопа (электрометра).
Свойства проводников и диэлектриков.
Умеет:
Выделять и систематизировать имеющиеся у них знания об электризации тел.
Углубляет знания об электризации тел.
Развивает интеллектуальные умения.
Структура урока:
Организационный этап. Домашнее задание.
Повторение с целью актуализации прежних знаний.
Формирование новых знаний.
Закрепление, включая применение новых знаний в измененной ситуации.(Проектная деятельность, решение качественных задач.)
Минутка релаксации. Подведение итогов урока.
Приборы, материалы, оформление урока:
Электроскоп (2 экземпляра).
Стеклянная и эбонитовая палочка; (шерсть, шелк).
Металлический проводник и пластмассовый стержень.
Презентация (Приложение 1).
Карточки (Приложение 2).
Оформление интерактивной доски (Приложение 3).
Пластиковые бутылки, пластилин, алюминиевая проволока, фольга, ножницы.
Ход урока:
1.Организационный момент. Обеспечивает общую готовность учащихся к работе. Слушают учителя, записывают домашнее задание.
2.Мотивационно – ориентировочный.
С целью повторения материала, изученного на предыдущих уроках, идет работа с интерактивной доской. Разминка. Часть учащихся получают индивидуальные задания(работают по карточкам Приложение 2).
Задания на доске (Приложение 3)
А. Соедини обозначение физической величины и единицу измерения.
Б.Составь формулу.
В.Фронтальный опрос.
3.Объяснение нового материала.
Демонстрация опыта (для иллюстрации теоретических выводов):
а) поднесем наэлектризованную эбонитовую палочку к гильзе.
б) гильза притягивается, а потом отталкивается, почему?
в) проверка наличия отрицательного заряда на гильзе (поднести положительно заряженную стеклянную палочку к гильзе) - она притягивается.
Слушают учителя, наблюдают за ходом опыта, который служит исходным фактом для экспериментального обоснования электризации при соприкосновении, участвуют в беседе. На рассмотренном физическом явлении основано действие таких приборов как электроскоп и электрометр. Демонстрация приборов а) электроскоп прибор для обнаружения электрических зарядов; конструкция их проста: через пластмассовую пробку в металлической оправе проходит металлический стержень, на конце которого закреплены два листика тонкой бумаги. Оправа с двух сторон закрыта стеклом. Демонстрируя устройство и принцип действия электроскопа.
Для опытов с электричеством используют и другой, более совершенный прибор - электрометр. Здесь легкая металлическая стрелка заряжается от металлического стержня, отталкиваясь от него на тем больший угол, чем больше они заряжены. Слушают учителя, наблюдают за ходом эксперимента, отвечают на вопросы, находят сходства и отличия в устройстве и принципе работы приборов, делают выводы.
Различают вещества, которые являются проводниками и непроводниками электрического заряда. Демонстрация опыта: заряженный электроскоп соединяется с незаряженным сначала металлическим проводником, а затем стеклянным или эбонитовым стержнем, в первом случае заряд переходит, а во втором не переходит на незаряженный электроскоп. Слушают учителя, знакомятся с проводниками и диэлектриками. Объяснение сопровождается показом презентации.
4.Проектная деятельность.
Из подручных материалов учащимся предлагается сконструировать электроскоп и защитить свою работу, используя план.
5.Закрепление нового материала. Решение качественных задач.
Задачник В.И. Лукашик, Е.В. Иванова -7-8. №1173, 1180, 1181, 1182, 1193,1194
6.Рефлексивный момент. Просмотр юмористического видеоролика. Учитель предлагает ученикам по желанию собрать коллекцию материалов и разделить их на группы проводников электричества и диэлектриков. Подведение итогов. Выставление оценок.