План-конспект
занятия астрономического кружка
по теме "Рельеф Луны"
Предлагаемое занятие интересно коллегам как пример занятия интегрированного. Интегрировано содержание учебного материала (селенографические координаты, рельеф Луны, история науки). Используются разные способы получения информации (практическая работа с глобусами, поиск нужных сведений в энциклопедии). Сочетаются индивидуальная и групповая формы работы: каждый ученик должен хорошо потрудиться, чтобы участвовать в итоговом обсуждении. Всё это обеспечивает заинтересованность учащихся и их эффективную работу.
Занятие разработано Н.Е.Шатовской в планетарии тульского городского Дворца детского (юношеского) творчества в 2000-2001 годах. Автор выражает благодарность библиотекарю Дворца Г.И.Синьковой.
В условиях ДД(Ю)Т занятие проходило в группе из 8-10 учащихся 6-8 класса. Использовались два глобуса Луны диаметром 28 см и последнее издание Большой Советской энциклопедии.
Занятие продолжительностью два академических часа состоит из трёх равных частей.
1. Оргмомент (5 мин)
Преподаватель предлагает ученикам рассмотреть координатную сетку, нанесённую на глобус Луны, и сравнить её с географическими координатами. Ученики приходят к выводу, что координатные сетки одинаковы. Преподавателю следует обсудить с учениками проблему выбора нулевого меридиана на Луне и обратить внимание на форму записи координат (она несколько отличается от применяемой на уроках географии в школе). (10 мин)
Каждый ученик получает по четыре небольших карточки (четверть тетрадного листа в клетку). На каждой карточке указаны координаты центров крупных лунных кратеров; кратеры носят имена знаменитых учёных, философов, писателей, космонавтов и т.п. Задача учеников - найти на глобусе указанные кратеры по координатам и записать на карточке их названия. (15 мин)
2. Следующие 30 минут учащиеся работают с энциклопедией и справочниками. Подойдут последнее издание БСЭ, энциклопедический словарь, энциклопедия по астрономии издательства "Аванта+", биографический справочник "Астрономы" и т.п. Задача учащихся - найти (по алфавиту или именному указателю) статьи, посвященные тем учёным, чьи имена они записали. (Ученики владеют навыком подобных поисков; ранее было проведено специальное занятие). Статью следует внимательно прочитать, записать на карточке годы жизни учёного и кратко перечислить его достижения. (Преподаватель намеренно выдаёт ученикам карточки небольшого размера, чтобы пресечь механическое переписывание, к которому склонны некоторые ученики).
3. Последние 30 минут учащиеся, собравшись вместе, составляют рассказ об истории науки. Сначала преподаватель даёт слово тем ученикам, чьи герои жили до начала нашей эры. По очереди ученики рассказывают о работе Архимеда, Пифагора, Аристарха Самосского, Эратосфена, Гиппарха. Затем наступает очередь средневековых астрономов, учёных Возрождения и Нового времени, современных астрономов и космонавтов. Преподаватель комментирует выступления учеников, помогая им выстроить связный рассказ.
Приложение: комплекты карточек.
Комплекты составлены таким образом, чтобы точки координатной сетки располагались в разных полушариях, а учёные принадлежали к разным эпохам.
Эратосфен (-11, +15)
Бруно (+103, +36)
Лодыгин (-148, -18)
Циолковский (+129, -21)
|
Улугбек (-89, +29)
Коперник (-22, +10)
Ковалевская (-130, +29)
Виет (-57, -29)
|
Аристарх (-48, +24)
Гевелий (-67, +2)
Кассини (+5, +40)
Максутов (-169, -41)
|
Пурбах (-2, -25)
Эйлер (-29, +23)
Плутарх (+80, +24)
Терешкова (+141, +27)
|
Гиппарх (+5, -6)
Кеплер (-38, +8)
Бредихин (-158, +17)
Склодовская (+97, -18)
|
Региомонтан (0, -28)
Архимед (-4, +30)
Ломоносов (+98, +27)
Титов (+149, +27)
|
Птолемей (-3, -14)
Гутенберг (+42, -8)
Скиапарелли (-59, +23)
Леонов (+148, +17)
|
Тихо (Браге) (-11, -43)
Фламмарион (-4, -3)
Гаусс (+80, +36)
Комаров (+150, +23)
|